Курс по выбору "Человек и профессия"
элективный курс по психологии (9 класс)
Курс позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.08 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Маршальская средняя общеобразовательная школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу по выбору «Человек и профессия» для обучающихся 9 класса
на 2018-2019 учебный год
Разработчик:
Титаренко Ирина Александровна,
учитель химии
пос. Маршальское
Пояснительная записка
Переход на массовое профильное обучение в настоящее время обусловлен рядом причин, одной из которых является необходимость формирования у старшеклассников готовности к осознанному выбору будущей профессиональной деятельности.
Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся изучить свои возможности и потребности и соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия, сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе, подготовиться к будущей трудовой профессиональной деятельности и в дальнейшем успешно выстроить профессиональную карьеру, адаптируясь к социальным условиям и требованиям рынка труда.
Рабочая программа по курсу по выбору "Человек и профессия" составлена на основе следующих документов:
- федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- основной общеобразовательной программой основного общего образования (ГОСТ ООО 9 классы) МБОУ «Маршальская СОШ» на 2018-2019 учебный год, утверждённой С.Е. Корниенко, директором МБОУ «Маршальская СОШ», от 09.06.2018 г., приказ № 52.
Курс рассчитан на 34 часа
Цель курса:
• формирование у учащихся готовности к осознанному социальному и профессиональному самоопределению.
Задачи курса:
- • помочь учащимся раскрыть психологические особенности своей личности;
- подготовить школьников к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – будущей профессии;
- расширить знания учащихся о мире профессий, познакомив их с классификацией, типами и подтипами профессий, возможностями подготовки к ним, дать представление о профпригодности и компенсации способностей;
- обучить учащихся выявлению соответствия требований выбранной профессии их способностям и возможностям;
- сформировать у школьников качества творческой, активной и легко адаптирующейся личности, способной реализовать себя в будущей профессии в современных социально-экономических условиях;
- обучить планированию профессиональной карьеры.
Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких, как:
- междисциплинарная интеграция, содействующая становлению целостного мировоззрения;
- интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, тренинг);
- обучение через опыт и сотрудничество.
При оценке результатов обучения по данной программе целесообразно использовать зачетную систему оценивания в объеме курса.
Форма контроля
Зачетное оценивание предполагает выполнение учащимися в конце каждого раздела курса итоговых заданий, которые предпочтительно оформлять в папку «портфолио» с целью отслеживания индивидуальных результатов работы. Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы (мини-проекта, реферата, творческого исследования по одной из тем программы) и выставлением зачетных оценок.
Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате выполнения данной программы учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:
- психологические особенности личности;
- самоопределение;
- профессиональные интересы и склонности, способности;
- классификация, типы и подтипы профессий;
- профессиограмма;
- профессиональная пригодность;
- проектирование профессионального жизненного пути;
- карьера, виды карьеры;
- личный профессиональный план;
- общение;
- самооценка;
- профпригодность;
- компенсация способностей;
- рынок труда.
На основе полученных знаний учащиеся должны уметь:
- раскрывать психологические особенности своей личности;
- выявлять свои способности и профессиональные интересы;
- определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным особенностям и запросам рынка труда;
- работать с профессиограммами;
- ориентироваться в типах и подтипах профессий;
- составлять личный профессиональный план;
- проектировать свою профессиональную карьеру.
Ожидаемые результаты:
Предполагаемым результатом реализации программ должно стать овладение учащимися навыками самопознания, состоятельного самостоятельного решения.
Курс по выбору «Человек и профессия» разработан на основе анализа типичных трудностей, с которыми сталкиваются старшеклассники, их родители, классные руководители на этапе выбора образовательного маршрута и профессионального самоопределении в 9 классах. В ходе работы учащиеся должны научиться критически анализировать сложившиеся ситуации и искать оптимальные пути решения проблем и трудностей разнопланового характера.
Активизирующий подход предполагает постепенное формирование у учащихся внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), что далеко не всегда удается, но что может выступать как некоторая идеальная цель профконсультационной работы.
Содержание
I. Введение (1 час)
Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана.
II. Познавательные процессы и способности личности (6 часов)
Память. Внимание. Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение. Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта. Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей.
III. Психология личности (6 часов)
Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка. Самоопределение. Профессиональное самоопределение. Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды. Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов.
IV. Мир профессий (10 часов)
Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда.
Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы. Типы профессий. Матрица выбора профессии.
Характеристика профессий типа «человек – человек», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – природа», «человек – художественный образ». Профессионально важные качества (ПВК).
V. Профессиональное самоопределение (7 часов)
Склонности, интересы и мотивы в профессиональном выборе («хочу»). Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей. Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо»). «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо». Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии.
VI. Подготовка к будущей карьере (2 часа)
Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования. Построение личного профессионального плана.
VII. Обобщение (2 часа)
Построение личного профессионального плана. Зачет.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата проведения | |
План | Факт | |||
I 1 | Введение. Предмет и задачи курса. Важность выбора профессии в жизни человека. Понятие и построение личного профессионального плана | 1 | ||
II | Познавательные процессы и способности личности | 6 | ||
2-3 | Память. Внимание | 2 | ||
4 | Ощущение. Восприятие. Представление. Воображение (Формы чувственного познания) | 1 | ||
5-6 | Мышление. Особенности интеллектуальной сферы. Типы интеллекта | 2 | ||
7 | Способности. Виды способностей: общие и специальные. Условия развития способностей | 1 | ||
III | Психология личности | 6 | ||
8-9 | Типы нервной системы. Типы темперамента. Характер. Самооценка | 2 | ||
10-11 | Самоопределение. Профессиональное самоопределение Смысл и цель жизни человека. Мотивационная сфера личности. Потребности, их виды | 2 | ||
12-13 | Общение. Деловое общение. Конфликт. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликтов | 2 | ||
IV | Мир профессий | 10 | ||
14-15 | Понятия профессии, специальности, специализации, квалификации. Характеристика труда: характер, процесс и условия труда | 2 | ||
16-17 | Классификация профессий. Формула профессии. Понятие профессиограммы | 2 | ||
18 | Типы профессий. Матрица выбора профессий | 1 | ||
19 | Характеристика профессий типа «человек – человек» | 1 | ||
20 | Характеристика профессий типа «человек – техника» | 1 | ||
21 | Характеристика профессий типа «человек – знаковая система» | 1 | ||
22 | Характеристика профессий типа «человек – природа» | 1 | ||
23 | Характеристика профессий типа «человек – художественный образ» | 1 | ||
V | Профессиональное самоопределение | 7 | ||
24-25 | Склонности и интересы в профессиональном выборе («хочу») | 2 | ||
26-27 | Возможности личности в профессиональной деятельности («могу»). Специальные способности. Профпригодность. Понятие компенсации способностей | 2 | ||
28 | Рынок труда. Потребности рынка труда в кадрах («надо») | 1 | ||
29 | «Выбираю»: выбор профессии на основе самооценки и анализа составляющих «хочу» – «могу» – «надо» | 1 | ||
30 | Мотивационные факторы выбора профессии. Ошибки при выборе профессии. Рекомендации по выбору профессии | 1 | ||
VI | Подготовка к будущей карьере | 2 | ||
31-32 | Понятие карьеры. Виды карьеры. Построение карьеры по вертикали и горизонтали. Понятие должности. Необходимость постоянного самообразования и профессионального совершенствования | 2 | ||
VII | Обобщение | 2 | ||
33-34 | Построение личного профессионального плана. Зачёт | 2 | ||
ИТОГО: | 34 |
Литература
1. Бандюков М.А., Соломин И., Ткачев М. Азбука профориентации. - С-Пб., 1997;
2. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике. – К.: Наука, 1989;
3. Волкова Н.А. Лучшие психологические тесты для профориентации и профотбора. – Петрозаводск: Петриком, 1992;
4. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. М.: Прогресс, 2001;
5. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. – М.: Академия, 1996;
- Каверина Р.Д. Мир профессий. – М.: Молодая гвардия, 1986;
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону, 1996;
- Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М., 1989;
- Климов Е.А. Памятка профконсультанту - М.: РОСТ, 2002;
- Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. СПб, 2003;
- Корнеева К.Ю. Специфика профконсультирования. М.: Юрайт, 2004;
- Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. – М., 2004;
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996;
- Права человека / Под ред. Е.А. Лукашевой.— М., 1999;
- Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Практическое руководство для школьных психологов. – М.: Вако, 2006;
- Тутубалина Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профориентации/ «Феникс» Ростов-на-Дону, 2005;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс"В мире радиотехнических профессий"
Программа предназначена для обучающихся 9-х классов. Преподаватель данного курса опирается на знания и умения обучающихся, приобретённые в процессе изучения школьного курса физики, т...
Презентация к элективному курсу"В мире радиотехнических профессий"
Для наглядного обеспечения краткого информирования по курсу....
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/31/picture-28590.jpg)
Программа курса по выбору "Выбирая профессию, выбираем образ жизни"
Программа по профорентации "Выбирая профессию, выбираем образ жизни" призвана помочь школьникам в нелегкий переходный период. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей специфи...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/15/picture-127334-1352994012.jpg)
Программа курса по выбору "Мир профессий"
Курс "Мир профессий" для учащихся 9 класса, рассчитан на 12 часов. Данный курс дает представления о профессиях, которые популярны среди молодежи, о востребованных профессиях на рынке труда и о малоизв...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/01/picture-193756-1359728763.jpg)
Авторизованная программа предпрофильной подготовки профориентационного курса «Я в мире профессий». Для учащихся 9 классов
Пояснительная записка Данная авторизованная программа профориентационного курса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования «Програм...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/01/picture-278997-1378019858.jpg)
Элективный курс "Биология и будущая профессия" 9 класс
Цель и задачи:Профессиональное просвещение учащихся относительно профессии и специальности, связанных с современной биологией;Расширение знаний о практическом применении биологических знаний;Формирова...
Элективный курс «Человек: психология и профессия»
В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование, то есть практически выбрать профессию, свой жизненный путь. Учащийся сам по себе не может выбрать направ...