Использование игровых платформ в работе с детьми и подростками
методическая разработка по психологии (8 класс)

Гусева Светлана Геннадьевна

В ходе работы с подростками педагоги нередко испытывают определенные трудности. Недоверие к взрослому, свойственное учащимся подросткового возраста, приводит к проявлению ими нежелания раскрываться во время общения с педагогом. Одним из инновационных интерактивных форм воспитания и обучения является использование игровых платформ.Так, игровая платформа «Дорожная карта» может быть использована в работе с подростками в «классической версии» и в различных модификациях в зависимости от поставленной задачи.

Основная цель использования данной игровой платформы знакомство с алгоритмом действий в сложных жизненных ситуациях и конфликтах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gusevasg.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых платформ в работе с детьми и подростками

Гусева С. Г.

педагог -психолог

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 4Ворошиловского района Волгограда»

МОУ «Гимназия №4 Ворошиловского района Волгограда», Россия

svet70lana@bk.ru

Современные условия образования предполагают наряду с традиционными формами обучения и воспитания использование интерактивных форм взаимодействия, отличительной особенностью которых является максимальное вовлечение субъектов в процесс познания, что создает возможность каждому участнику понимать и рефлектировать по поводу того, что они думают, чувствуют и делают.

Такие формы работы предполагают активную включенность детей в процесс обсуждения, рассуждения, дискуссии, высказывания своего мнения по определенному вопросу. При этом исключается доминирование одного мнения над другим, что очень значимо для подросткового возраста, когда давление расценивается, как унижение достоинства.

Суть интерактивного взаимодействия в данном случае состоит в том, что работа с подростками организована таким образом, что все участники оказываются вовлечёнными в совместную деятельность. Они получают возможность оценивать свои поступки не столько через оценку взрослого человека, сколько через отношение к ним окружающих сверстников.

В ходе работы с подростками педагоги нередко испытывают определенные трудности. Недоверие к взрослому, свойственное учащимся подросткового возраста, приводит к проявлению ими нежелания раскрываться во время общения с педагогом. Одним из инновационных интерактивных форм воспитания и обучения является использование игровых платформ.

Игровые платформы не являются настольными играми в чистом виде. Хотя, внешне они очень похожи, да и игровой компонент в них, безусловно, есть, это скорее «игровые оболочки» для психологической и педагогической работы разного рода.

Платформы, в отличие от традиционных настольных игр, имеют гибкую систему правил, которые могут модифицироваться по усмотрению ведущего. Игровые платформы – это некие ориентиры, а не жесткий алгоритм работы, здесь важен творческий потенциал педагогов, решивших работать с платформами.

Платформы могут быть использованы в индивидуальной и групповой работе, целью которой является осознание различных поведенческих стратегий, нахождения выхода из сложных, противоречивых ситуаций, принятие решения, повышения самооценки и т. д., что является важным компонентом формирования личностных компетенций обучающихся.

Спектр воспитательных целей и задач, решаемых в процессе работы с игровыми платформами, широк и может расширяться по усмотрению педагогов с ними работающих.

Так, игровая платформа «Дорожная карта» может быть использована в работе с подростками в «классической версии» и в различных модификациях в зависимости от поставленной задачи. 

Основная цель использования данной игровой платформы знакомство с алгоритмом действий в сложных жизненных ситуациях и конфликтах.

Игра позволяет решить сразу несколько задач, стоящих перед педагогом:

  • отследить и при необходимости, скорректировать индивидуальные стратегии поведения детей в трудной жизненной ситуации(конфликте);
  • потренировать коммуникативные навыки;
  • развить способности к адаптации в быстро меняющейся среде и возможности преодоления трудностей, которые часто появляются в жизни подростка;
  •  сплочение группы и самораскрытие участников.

Участникам игры предлагается рассмотреть карту-схему и рассказать, что каждый из них делает на каждом этапе, когда попадает в трудную жизненную ситуацию. Обсуждение возможно с использование раздаточных карточек, на которых участники прописывают свои ответы, с использованием метафорических карт либо путем вербального обсуждения.

Первый этап – обсуждение с участниками внутренних ощущений, которые появляются у людей при первой встрече с трудной ситуацией. Как он чувствует и понимает свое состояние, как ведет себя чаще всего: «нападает», «убегает» или «замирает».

На втором этапе важно обсудить те способы справиться с тревогой, которые известны, обсудить, какие из них помогают ему обычно справиться с тревогой, а какие нет.

На третьем этапе следует научить участников подробно проанализировать ситуацию.

Четвертый этап – определение внутренних личностных качеств и способностей, которые придают силы, а также обсудить возможности обращения за помощью и поддержкой к другим людям.

На пятом этапе важно разработать план действия.

Шестой этап предполагает подготовку к осуществлению плана (как это будет происходить, с чего начать и т.д.)

Седьмой этап – реализация и оценка задуманного. В случае успеха проблему можно считать решенной. В случае неуспеха в дело вступает «план Б», который может выглядеть по-разному, возможен возврат к любому из предыдущих этапов.

Одним из вариантов работы с платформой является обсуждение не реальной ситуации из личного опыта участников, а на примере сказочного сюжета, видео фрагмента из фильма или мультфильма.

Важно отметить, что платформы предполагают использование метафорических ассоциативных карт, что является инструментом работы психологов, но при умелом использовании может стать незаменимым инструментом для креативных и творческих педагогов. На различных этапах игры возможно применение ассоциативных карт как инструмента визуализации задания, тупиковой ситуации, что позволяет добиваться активного включения всех участников игры. Так, например, ассоциативные карты «Цвета и чувства» позволят беспрепятственно описать эмоции и чувства участников на первом этапе игры, а метафорические карты «Зонтики» создадут возможность проанализировать внутренние и внешние ресурсы на четвертом этапе.

В результате использования игровой платформы создается возможность мягко и экологично, ненавязчиво, шаг за шагом, благодаря изображению на карте, сопровождать ребенка в выработке его стратегии поведения в трудной ситуации или в конфликте.

Буравцова Н.В., Использование ассоциативных карт в работе с детьми и подростками - Новосибирск: 2017.

Н.В. Дмитриева, Буравцова Н.В., Ассоциативные карты в работе с трудным случаем - Новосибирск: 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровой коррекции при работе с детьми с эмоциональными и поведенческими нарушениями.

О детях, с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведенческими отклонениями. О психологическом коррекционном воздействии игротерапии на ребёнка с проблемами в поведении....

Использование игровой платформы в работе с родителями

Данная игровая платформа не являются настольной игрой, хотя в ней присутствует игровой компонент. Это скорее «игровая оболочка» для психологической и педагогической работы разного рода.Пла...

Использование игровых технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Использование игровых технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья ...

Презентация "Использование игровых технологий в работе с детьми с ОВЗ"

Учитывая специфику заболеваний детей, выяснилось, что у большинства детей с ОВЗ снижен интерес к познавательной деятельности, прослеживается наличие повышенного уровня тревожности и эмоциональная нест...

Текст выступления к презентации: "Использование игровых технологий в работе с детьми с ОВЗ"

Текст выступления к презентации "Использование игровых технологий  в работе с детьми с ОВЗ"...

«Методика использования игровой платформы «На пути к успеху» в работе с родителями»

Одной из форм консультативной помощи родителям является игра, т.к. именно игра позволяет проектировать и отрабатывать навыки взаимодействия, распределять социальные роли, осмысливать индивидуальные и ...