Психологическое просвещение для педагогов и воспитателей "Буллинг в школе"
консультация по психологии
Буллинг в школе - это опасно! Психологическое просвещение педагогов и воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сохранение психологического здоровья детей | 49.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Для классных руководителей и воспитателей
БУЛЛИНГ В ШКОЛЕ – ЭТО ОПАСНО!
Буллинг (травля) – это вид группового эмоционального и/или физического насилия. Подвергая человека травле, над ним смеются, издеваются, его подчеркнуто игнорируют, оскорбляют, унижают, толкают, бьют, удерживают силой, отнимают, прячут и портят вещи и т.д. Всё это делается систематически, группой или агрессором при поддержке группы.
Травлю нельзя путать с непопулярностью, школьным конфликтом или агрессивным поведением конкретного ребенка.
ПОСЛЕДСТВИЯ ТРАВЛИ
- трудности в учебе;
- постоянные пропуски занятий;
- устойчиво сниженная самооценка;
- депрессия и тревожные расстройства;
-суицидальные мысли.
От травли страдает не только тот, кому не повезло оказаться жертвой. Свидетели травли получают травматический опыт, поскольку испытывают чувство вины. Зачинщики, наоборот, еще более убеждаются в собственной безнаказанности, снижая, таким образом, шансы в будущем самореализоваться.
ПРИЧИНЫ ТРАВЛИ
Травля – групповое явление, одна из форм поведения группы.
Объектом травли может стать любой ученик! Дети в предподростковом и подростковом возрасте проходят стадию освоения принадлежности к группе: в начальной и средней школе детям важнее быть принятыми в «своей стае», полностью ощущать принадлежность. Это возраст групповой лояльности и групповой сплоченности. Однако не стоит забывать, что класс – это группа, созданная искусственно, «сверху», дети в ней не объединены общей целью. Следовательно, рано или поздно наступает момент, когда возникает потребность объединиться, но нет достойного повода для сплочения. И в этот момент травля возникает очень легко, поскольку проще всего дружить «против» кого-то, издеваться над ним.
Травлю может спровоцировать педагог!
Нередко случается, когда учитель сам провоцирует травлю, например намеренно выделяя одного из учеников. Такой вариант становится “хорошим” способом управления классным коллективом.
НАМ, взрослым, важно понимать, что именно МЫ отвечаем за психологическую обстановку в детском коллективе.
ЧЕГО НЕ НАДО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НАЧАЛАСЬ ТРАВЛЯ
Взрослые в условиях начавшейся травли зачастую совершают типичные ошибки. В результате, издевательства продолжаются, ситуация травли только усугубляется. Лучше уберечь себя от неправильных действий.
Ждать, что само пройдет. Начавшаяся ситуация постоянных унижений и издевательств в классе по отношению к одному ученику сама не проходит. В подростковом коллектив – точно. Детям в возрасте до 12 лет трудно опираться на собственные моральные ориентиры и идти против давления группы. Травля сама не проходит!
Искать причины и объяснения. Причин у травли всегда много, и зачастую они столь глобальны, что устранить их невозможно. Бесконечные рассуждения о том, какие дети, какие родители, какое общество и прочее решению проблемы травли это не помогают. Нет задачи устранить причины, есть задача обеспечить безопасность каждого ученика в школе.
Путать травлю с непопулярностью, школьным конфликтом или агрессивным поведением ребенка. Непопулярность возникает, когда у ребенка в классе нет друзей, его неохотно принимают в игру. При этом нет насилия по отношению к «непопулярному» ученику. Когда дети поругались или даже подрались, – это школьный конфликт. Сегодня один ударил другого, завтра наоборот: дети взаимодействуют на равных. При травле такого не происходит: при травле одни всегда нападают, другие всегда страдают.
Агрессивное поведение конкретного ребенка возникает, когда один кого-то обижает, но другие члены группы его не поддерживают и даже осуждают. Возможно, что класс сплачивается против агрессора, если тот буквально терроризирует остальных. Это травлей не считается.
Считать травлю проблемой только жертвы. От травли страдают все участники:
жертва, которая получает опыт унижения; свидетели, которые получают опыт бессилия перед властью толпы; зачинщики (преследователи), которые получают опыт безнаказанности, иллюзию своей силы и правоты.
Считать травлю проблемой личности, а не группы. Нельзя пытаться решить проблему травли, решая личностные проблемы участников. Сначала надо прекратить травмирующее действие, а потом уже начинать работать отдельно с каждым.
Суть травли – не в том, что кто-то кого-то не любит. Суть травли – насилие!
6. Давить на жалость. Попытки объяснить агрессору, что жертве плохо, взывать к сочувствию, чаще всего не приносят результата. Зачинщики только укрепляются в позиции сильных, вершителей судеб: хотят казнят, а хотят милуют.
7. Принимать правила игры. Пожалуй, это самое важное. Ситуация травли сдвигает «точку нормы». Постепенно начинает казаться, что так и надо, что здесь нет ничего аморального и неправильного: «таких» и надо травить, ведь они «такие». Если воспринимать идею травли как нормальное поведение, ничего не получится.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ТРАВЛЯ НАЧАЛАСЬ
1. Присвоить проблему. Ответственность за решение проблемы начавшейся травли лежит на учителе/классном руководителе. Травля – это болезнь группы, значит, бороться с ней может только тот, кто общается с этой группой, хорошо знает всех ее членов. Нередко в школах перекладывают проблему травли на плечи штатных психологов. Однако психолог не работает с классом в целом, он работает с каждым учеником индивидуально, значит, не может бороться с проблемами, возникающими внутри класса. Психолог не решает проблему травли!
Назвать явление. Неназванную проблему решать невозможно. До тех пор пока явлению не будет дано его имя, ничего сделать не получится. Крайне важно обозначитьявление, то есть травлю, самим детям. Ученики зачастую могут даже не понимать до конца суть происходящего: ребята называют это «игрой» или даже «шуткой». Дети должны услышать от взрослого: то, что вы делаете, когда издеваетесь над одноклассником, не забава, не игра и не шутка. Это травля! Это насилие!
3. Дать однозначную оценку травле. Травля недопустима, других мнений быть не может. Это важно донести до учеников. Люди могут быть очень разными, но это не повод травить друг друга. Подростки прислушаются к учителю, только если сам взрослый искренне так считает, иначе школьники почувствуют фальшь, и все останется, как было.
Педагог сам должен быть терпимым к окружающим, чтобы дети поверили ему!
4. Обсуждать травлю как проблему группы. Не стоит искать виноватого, спорить с детьми, выясняя, кто первый начал. Смысла в этом нет. Необходимо четко обозначить свою позицию: вы не намерены мириться с тем, что происходит. Затем определить травлю как болезнь всего класса. И чтобы «вылечиться» необходимо действовать вместе,
только тогда класс снова станет «здоровым».
5. Активизировать моральное чувство и сформулировать выбор. Не получится добиться стойкого результата, если дети не прочувствуют, что травля – это аморально. Подростки только молча выслушают требования и заявления учителя. Задача педагога – вывести детей из «стойкого» азарта, когда они начинают получать удовольствие от насилия над одним. Важно перевести такое состояние в осознанную позицию, включить моральную оценку происходящего.
6. Сформулировать позитивные правила жизни в группе и заключить контракт. Важно не упустить момент, когда прежняя групповая динамика прервана: это наиболее подходящее время для установления новых правил. Причем, здесь снова делается акцент на том, что запускать позитивную динамику необходимо всем вместе.
Поддержка позитивных изменений. Важно, чтобы педагог, который начал решать проблему травли, не бросил начатое на полпути. Взрослый должен постоянно интересоваться, как обстоят дела, с какими трудностями приходится сталкиваться. Существует много способов, как подогревать интерес подростков. Можно ставить спектакли, сочинять сказки и делать коллажи про «хронику выздоровления», завести график «температуры», сделать «счетчик травли» и т.п.
Гармонизировать иерархию. Стоит акцентировать внимание на популярности каждого ученика. Праздники, смотры талантов, походы, экспедиции, командные игры – подойдет всё. Так все смогут показать, в чем они лучшие. Чем дольше группе (классу) предстоит прожить в этом составе, тем этот этап важнее.
Прекратить травлю – реально! Если коллектив школы решает, что травля неприемлема, он обязательно с ней справится!
-Уполномоченный по правам ребенка в Ивановской области: г. Иваново, ул.
Театральная, д. 16, каб. 13, 14, 21. Тел.: (4932) 32-75-99, 32-97-49, 32-47-60,
e-mail: deti@ivanovoobl.ru;
- Департамент образования Ивановской области: г. Иваново, пл. Революции, д. 2/1,
тел.: +7 (4932) 32-67-60;
общероссийская программа «ТравлиNET»: https://травлинет.рф.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
психологическое просвещение и консультирование педагогов
Сообщение на занятии постоянно действующего семинараПедагог- психолог: Осипова Г.И....
Формы и методы психологического просвещения участников образовательного процесса в специальной (коррекционной) школе VIII вида (из опыта работы)
В данной статье рассматривается психологическое сопровождение учащихся, педагогов и родителей СКШ 8 вида...
Психологическое просвещение педагогов "Психологическая компетентность учителя" (с презентацией)
Психологическое просвещение педагогов "Психологическая компетентность учителя" (с презентацией)Традиционно под психологической компетентностью понимается совокупность психологических знаний, психологи...
Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная модель развития в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)
Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная модель развития в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)Возрастно-нормативная ...
Психологическое просвещение педагогов "Диагностика и развитие творческих способностей"
Психологическое просвещение педагогов "Диагностика и развитие творческих способностей"Творческие способности присущи любому человеку, любому нормальному ребенку - нужно лишь суметь раскрыть их и разви...
Психологическое просвещение беседа для родителей "Буллинг в школе - это опасно"
Что такое буллинг в школе. Как помочь детям, оказавшимся жертвами буллинга....
Психологическое просвещение. Памятка педагогам (профилактика коронавирусной инфекции)
Профилактика и раннее выявление коронавирусной инфекции....