психологическое просвещение и консультирование педагогов
статья по психологии по теме
Сообщение на занятии постоянно действующего семинара
Педагог- психолог: Осипова Г.И. Дата проведения: 02.11.2010 г.
Тема: «Формирование учебно- интеллектуальных умений. Умение воспринимать учебный материал».
Обучение – это процесс целенаправленного взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого решаются цели образования обучаемых. Обучение – это особый вид познания окружающего мира школьниками, специально организованный и руководимый педагогами. Учебный процесс может быть охарактеризован как состоящий из восприятия изучаемых объектов и явлений, осмысления их сущности и проверка на практике правильности полученных знаний.
- Первое звено обучения – подготовка к восприятию. Деятельность учителя здесь заключается в возбуждении интереса к изучаемому материалу. Осуществляется это постановкой перед учащимися познавательных задач, организацией необходимой обстановки и стимулов учения, созданием проблемной ситуации.
- Второе звено – восприятие – предполагает отражение в сознании учащегося свойств предметов и явлений. Изучаемый материал ученики воспринимают органами чувств. Задача учителя состоит в том, чтобы подключить к восприятию как можно более широкий спектр чувств учащихся, опереться на их жизненный опыт, умело поддерживает внимание, активизировать собственные усилия ученика по усвоению нового материала.
- Третье звено – осмысление – по своей сущности соответствует этапу абстрактного мышления в процессе познания. Отличается от него тем, что осмысление материала проходит под руководством и при активной помощи учителя. Он побуждает учеников сравнивать изучаемые предметы и явления между собой и с уже известным, проводить анализ, осуществлять синтез, классификацию и обобщение, формулировать понятия, правила, обосновывать законы, понимать теории.
- Четвёртое звено – закрепление знаний заключается в укреплении временных условных связей в коре головного мозга, образовавшихся при формировании представлений и понятий на предыдущих этапах. Основным условием успешного закрепления в памяти воспринятого и осмысленного материала является повторение, причём не механическое, а осмысленное. Задачей учителя на этом этапе является обеспечение разнообразия материала, включение детей в разнообразную деятельность, обучение приёмам эффективного повторения.
- Пятое звено – применение знаний, умений и навыков – соответствует по своей сути этапу проверки на практике теории познания. Основная задача – обеспечение связи обучения с жизнью. Путей организации применения знаний множество: выполнение упражнений, решение задач, написание сочинений, практическая деятельность в мастерских, на пришкольном участке.
- Шестое звено – проверка и оценка результатов – состоит в установлении обратной связи как необходимого условия успешного управления учебным процессом. Здесь учитель оценивает не только работу учащихся, но и свою собственную деятельность.
Образовательная функция процесса обучения состоит в формировании знаний, умений и навыков учащихся, в усвоении ими законов, теорий, видов деятельности.
- Знания – это понимание , сохранение в памяти и умение воспроизводить и использовать факты науки, теории, законы, понятия.
- Умения - это владение способами применения знаний на практике.
- Навык – элемент умения, автоматизированное действие.
Усвоенные знания характеризуются полнотой, системностью, осознанностью и действенностью.
**Результаты обучения зависят от включения учащихся в разнообразную, целесообразную учебно-познавательную деятельность.
Правильное восприятие учебного материала и, следовательно, результат обучения зависят от взаимодействия между учителем и учеником. Согласно этой закономерности, обучение не может состояться, если нет взаимообусловленной деятельности участников процесса обучения.
Прочность усвоения учебного материала зависит от систематического прямого и отсроченного повторения изученного, от включения его в ранее пройденный и новый материал.
Развитие умственных способностей, знаний и навыков учащихся зависит от применения поисковых методов, проблемного обучения и других активизирующих интеллектуальную деятельность приёмов и средств.
Формирование понятий в сознании обучаемых при восприятии учебного материала может состояться в том случае, если будет организована специальная познавательная деятельность по выделению существенных признаков явлений, объектов, операции по сопоставлению и разграничению понятий, по установлению их содержания, объёма и пр.
Практические указания по осуществлению обучения закреплены преимущественно в дидактических принципах и правилах.
Принципы как категории дидактики, с одной стороны, отражают познанные закономерности, с другой – предписывают, как правильно строить процесс обучения в соответствии с этими закономерностями. Их называют исходными положениями, которыми должен руководствоваться учитель при организации восприятия учебного материала и всего учебного процесса, они определяют главные требования и общую направленность как всего учебного процесса в целом, так и его компонентов (цели обучения, содержания, методов, форм организации, условий, результатов) и реализуются в деятельности учителя и учащихся.
Принципы тесно связаны между собой и реализуются в учебном процессе в единстве. Успех восприятия школьниками учебного материала и обучения в целом зависит от правильного использования этих принципов. Они обладают характером всеобщности применения в обучении на всех ступенях и по всем предметам. К числу классических принципов дидактики можно отнести:
- Принцип научности – чтобы ученик лучше воспринял учебный материал, педагог должен раскрыть объективную научную картину мира, закономерности развития природы, общества, культуры, мышления.
- Принцип систематичности и последовательности – этот принцип требует выработки у учащихся системы знаний, а не просто суммы сведений из разных наук.
- Принцип доступности – предполагает соответствие задач, содержания, методов и форм обучения возрасту и уровню подготовки учащихся их познавательным возможностям. Обучение должно быть доступным, но не лёгким. Лёгкое обучение не будет способствовать развитию умственной активности и познавательной возможности школьников.
- Принцип связи теории с практикой - выражает необходимость подготовки учащихся к правильному использованию теоретических знаний в разнообразных практических ситуациях, к преобразованию окружающей нас действительности. Реализация этого принципа предполагает подбор убедительных примеров, иллюстрирующих применение научных понятий, законов, теорий в народном хозяйстве и общественной жизни. Полезно поручать ученикам приводить свои примеры на уроках, дополнять изложение материала учителя собственными жизненными наблюдениями.
- Принцип сознательности и активности учащихся при руководящей роли учителя- Активности и сознательности учения можно добиться, если:
- Опираться на интересы учащихся и одновременно формировать мотивы учения;
- Включать учеников в решение проблемных ситуаций, в проблемное обучение, в процесс поиска и решения практических задач;
- Использовать методы обучения, активизирующие учебно-познавательную деятельность;
- Стимулировать коллективные формы работы, взаимодействие учеников в учении.
Реализация этого принципа способствует не только формированию знаний и развитию детей, но и их социализации, воспитанию.
- Принцип наглядности – согласно этому принципу обучение школьников осуществляется на основе восприятия ими (зрительного, слухового, осязательного и др.) тех или иных объектов, процессов материального мира или их изображений. Этот принцип требует, для лучшего восприятия учебного материала, чтобы обучение было построено не только на словах, а с широким показом реальных предметов, явлений, процессов, привлечением различных наглядных средств, включением школьников в разнообразную практическую деятельность. Правильное использование наглядности в обучении способствует развитию наблюдательности, мышления, речи, достижению цели, лучшему усвоению изучаемого материала.
- Принцип прочности, сознательности и действенности знаний, умений и навыков - этот принцип достигается всем ходом учебного процесса, реализацией всех остальных принципов обучения. Сознательно и прочно запоминается учебный материал, данный в определённой системе, логической последовательности. Для обеспечения прочности знаний школьников необходимо постоянно возвращаться к ранее усвоенным знаниям и рассматривать их под новым углом зрения, обогащая и углубляя дополнительными данными.
Процесс обучения должен быть построен таким образом, чтобы последовательно усложнялся характер умственной деятельности учащихся и вместе с тем происходил процесс непрерывного развития их умственных сил. (М.К.Лисицин «Обучение в целостном педагогическом процессе» Курган 2003 с. 42)
- В основу организации занятий с обучающимися по развитию школьно-значимых функций должны быть положены следующие критерии:
- Системность, так как развитие ребёнка – это процесс, в котором все компоненты взаимосвязаны, взаимозависимы и взамообусловлены.
- Комплексность, т.к. развитие ребёнка – это комплексный процесс, в котором развитие познавательной функции (например, речи) определяет и дополняет развитие других функций.
- Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Обучение должно строиться в соответствии с психофизическими закономерностями возрастного развития, а также с учётом факторов риска.
- Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребёнку в процессе занятий.
- Постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и формировании школьно-значимых функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
- Индивидуализация темпа работы, т.е. переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа. (ж. «Н.Ш.» №2/2010 с.34)
- У детей с нарушением интеллекта в первую очередь отмечается патологическая инертность, отсутствие интереса к окружающему миру, к восприятию нового. Следовательно, для оптимизации обучения школьников с нарушением интеллекта необходимы способы коррекционно- педагогического воздействия, направленные на активизацию познавательных процессов: использование оригинальных наглядных пособий, познавательных игр и заданий, несущих коррекционную направленность, создание занимательных ситуаций, элементов неожиданности и новизны. Необходимо, чтобы даже самый трудный для понимания учебный материал подавался педагогом в яркой, интересной форме, активно действовал на различные анализаторы, стимулировал желание учиться. Система коррекционных упражнений должна сформировать взаимосвязь между основными компонентами познания (действием, словом и образом), развивать произвольную память, мышление, внимание, зрительное и слуховое восприятие. Залог успешного усвоения нового учебного материала – это способ его первичной подачи, эффект первичного восприятия, в процессе которого должны быть активизированы все аспекты познавательной деятельности. Например, при изучении нумерации чисел первого десятка , обратный счёт, можно провести в форме игры «Космонавты». С этой целью используется изображение ракеты с космонавтами – сказочными героями. Объявляется старт, ученик отсчитывает последние секунды до пуска-10, 9, 8… если он допускает ошибку, то ракета не взлетает. Игра вызывает интерес у детей и желание запустить её в космос. Состав числа 10 можно изучить на ассоциативном круге, где число 10 записано в центре, а составляющие его числа по кругу. Причём каждая пара слагаемых, дающих в сумме 10, записана одним цветом и в одинаковых геометрических фигурах. Данное пособие позволяет коррегировать и развивать зрительное восприятие, зрительную память, логическую память, стимулирует долговременную память и произвольное внимание. При изучении темы «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток в пределах 20» можно использовать пособие – наборное полотно с прорезями. Например, для вычисления суммы чисел 7 и 6 ученики вставляют в левую часть полотна 7 кругов, а в правую- 6. Затем они перекладывают 3 круга в левую часть полотна и легко добавляют 3 оставшихся круга к 10. Активизируя слуховую память, можно предложить школьникам заучить наиболее трудные названия математических терминов в стихотворной форме, т.к. давно замечено, что стихотворная информация легче запоминается, вносит игровой элемент в ход урока. Например, для запоминания названий компонентов при сложении можно выучить следующее стихотворение: Два слагаемых стоят - Сумма получается. Поменяются местами – сумма не меняется. Коррекционно- развивающее обучение школьников с нарушением интеллекта призвано исправить дефекты развития познавательной деятельности, ориентируясь не на его отклонения, имеющиеся у ученика, а на его возможности, которые должны быть максимально активизированы. (ж. «Н.Ш.» №3/2010 с. 31)
- Несформированность произвольного внимания - одна из основных трудностей при восприятии учебного материала. У/о ребёнок не может достаточно чётко фиксировать и удерживать внимание на учебном материале. Поэтому на этапе организации «учебного поведения» усилия педагога должны быть направлены на то, чтобы сформировать у ребёнка самые элементарные навыки сосредоточения. Например, при обучении чтению в 1 классе рекомендуется учить ребёнка чтению с помощью пальчика, «следить за текстом пальчиком». Также, для организации внимания и поведения, ребёнок в начальном звене школы должен научиться слушать и слышать простые инструкции педагога «покажи», «убери», «дай», «читай». Картинки и таблички с подписями – удобный визуальный материал, на котором легко сконцентрировать внимание у/о ребёнка. Метод визуализации учебной информации учитывает особенности восприятия у/о ребёнка. На практике показано, что зрительная память лучше развита у детей с данным диагнозом. Успешность усвоения знаний во многом зависит от уровня образовательных индивидуальных качеств ребёнка, например, мотивов учения, развития произвольного внимания и других. (ж. «Дефектология» №5/2008 с.31)
- Способы коррекционно- педагогического воздействия, направленные на активизацию восприятия учебного материала:
- использование оригинальных наглядных пособий,
- использование познавательных игр и заданий,
- создание занимательных ситуаций, элементов неожиданности и новизны,
- формирование взаимосвязи между основными компонентами познания (действием, словом и образом),
- развитие произвольной памяти, мышления, внимания, зрительного и слухового восприятия,
- организации «учебного поведения»,
- использование метода визуализации учебной информации,
- учёт уровня образовательных индивидуальных качеств каждого обучающегося,
- учёт критериев развития школьно-значимых функций,
- учёт и использование основных принципов обучения,
- организация специальной познавательной деятельности по выделению существенных признаков явлений, объектов, операции по сопоставлению и разграничению понятий, по установлению их содержания, объёма и пр.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Сообщение на совещании педагогов ГС(К)ОУ «Введенская школа – интернат VIII вида»
Дата проведения: 02.11.2009 года.
Педагог – психолог: Осипова Г.И.
Тема: «Роль учителя в расширении и углублении знаний обучающихся во внеурочное время»
Организация занятий:
Во внеурочное время педагогом – психологом проводятся занятия с обучающимися 2 – 9 классов по программам дополнительного образования: 2 класс занимается по программе коррекционно – развивающих занятий «Учимся сочувствовать, сопереживать» (автор: С.И.Семенака), 3 – 7 класс по программе «Школьник на ступенях взросления» (составитель: Осипова Г.И.), 8 - 9 классы по программе «Я выбираю профессию» (составитель: Осипова Г.И.).
Данные программы реализуются через систему факультативных занятий. Режим занятий: 1 раз в неделю для каждого класса.
Взаимосвязь с другими предметами: программа «Школьник на ступенях взросления» связана с программой воспитания, реализуемой в школе – интернат, с уроками развития речи, уроками СБО, уроками чтения - т.к. имеет разделы и темы по общению, самовоспитанию, по взаимоотношениям с окружающими, по профилактике вредных привычек.
Программа «Я выбираю профессию» связана с уроками профессионального труда, с программой воспитания школьников.
Программа «Учимся сочувствовать, сопереживать» связана с уроками развития речи, чтения, программой воспитания.
Расширение и углублении знаний обучающихся: осуществляется через реализацию содержания данных программ.
Обучающиеся 8 класса получают дополнительные знания о мире профессий, знакомятся с профессиограммами рабочих профессий, анализируют типичные ошибки при выборе профессии, диагностируют свои интересы, склонности, возможности и мотивы выбора будущей профессии, проводят самоанализ развития своих психологических особенностей (память, внимание, мышление, самооценка, характер, общетрудовые качества и т.д.).
Обучающиеся 9 класса знакомятся с правилами выбора профессии, путями получения профессии, анализируют свои возможности в профессиональном самоопределении, учатся анализировать профессии (что является предметом труда в той или иной профессии, каковы цели труда у различных профессий, что является средством труда и т.д.), изучают проблемы общения в профессиональной деятельности и получают индивидуальные консультации по осознанному выбору будущей профессии.
Обучающиеся 3 – 7 классов получают дополнительные знания по 4 разделам. В первом разделе: «Социальный мир взаимоотношений» школьники знакомятся с понятием настроения, со способами улучшения своего настроения, со способами решения конфликтов с родителями, знакомятся с представлением об уверенном, неуверенном и грубом поведении, с видами и формами общения, с понятиями уважение и самоуважение; во – втором разделе: «Воспитай себя» дети знакомятся с умениями высказывать и принимать согласие или несогласие, знакомятся с понятиями стресса, с отрицательными эмоциями, со способами адекватного выражения своего гнева, с навыками критического мышления. В – третьем разделе: «Умей владеть собой» школьники получают дополнительные знания по темам – что такое норма поведения, что такое ответственность, как справить с раздражением и плохим настроением, о пользе критики, как подружиться, как прервать нежелательную дружбу, правила безопасного и эффективного общения. В – четвертом разделе: «Профилактика вредных привычек» обучающиеся знакомятся с понятиями активного и пассивного курения, с последствиями влияния курения на организм человека, с приёмами преодоления давления сверстников, со способами борьбы с курением, с правами курящих и некурящих, с влиянием на организм алкоголя и наркотиков, с особенностями поведения тех, кто употребляет наркотики, с приёмами сопротивления массовой рекламе, с законами, ограничивающими употребление ПАВ.
Обучающиеся 2 класса знакомятся с нравственной стороной поступков людей, определяют характер отношений между людьми, учатся давать моральную оценку этим отношениям, учатся анализировать свой опыт общения и отношения к другим людям, а также к животным, учатся по внешним признакам определять и понимать состояние другого человека. В программе имеются темы по 3 разделам: «Я и мои родные» (темы: самый дорогой на свете человек, почему мы обижаем близких нам людей, ссоры братье и сестёр, учимся понимать переживания родных и близких нам людей), «Учимся сочувствовать и сопереживать друзьям» (друг в беде не бросит, как помочь больному другу?, друг и в радости и в горе всегда рядом), «Мы и наши друзья – животные» (собака – верный друг человека, почему грустит котёнок?, не мучайте животных).
Основные методы и приёмы работы:
1 – беседа;
2 – ролевая игра;
3 – упражнения по межличностной коммуникации;
4 – дыхательные и двигательные упражнения;
5 – методы самовыражения ( в рисунке, в создании образа);
6 – обсуждение в круге;
7 – игры и упражнения – активаторы;
8 – дискуссии;
9 – чтение и последующий анализ художественных произведений;
10 – обсуждение и проигрывание проблемной ситуации;
Программа дополнительного образования по социально – психологической адаптации обучающихся «Школьник на ступенях взросления». ( для учащихся 3 – 7 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида). Составитель: Осипова Г.И.
Программа социально – психологической адаптации «Школьник на ступенях взросления» предназначена для учащихся 3 – 7 классов специальной (коррекционной) школы 8 вида. Программа составлена с учётом психологических, личностных, познавательных особенностей данных детей.
Программа носит коррекционно – развивающий характер и построена по принципу тренинга. То есть учащимся предлагаются различные увлекающие их игры, задания, упражнения и другие процедуры, в процессе которых происходит закрепление тех или иных навыков, умений, развитие различных психических свойств. При этом сами школьники зачастую и не знают, на что именно направлено упражнение, и что оно в них изменяет или формирует.
Основная цель программы «Школьник на ступенях взросления» - формирование важнейших социальных навыков, способствующей успешной адаптации в обществе.
Смысл коррекционно – развивающей и формирующей работы по предлагаемой программе я вижу в том, чтобы создать такие условия, при которых ученик мог бы адекватно осознать, какие свойства своей личности ему необходимо сформировать для успешной социально – психологи ческой адаптации в обществе, какие резервы у него для этого имеются и каким путём и способом эти свойства формировать. То есть ученик должен понять относительно себя – что ему развивать, как это делать и зачем ему это нужно.
Для достижения этой цели необходимо создавать социально – психологические условия, позволяющие:
1.Сформировать у детей необходимую позитивную мотивацию. («Зачем мне нужно этим заниматься, что мне это даст?»).
2. Сформировать у школьников необходимые и доступные им на данном этапе развития навыки самоанализа и рефлексии. («Какой я?»).
3.Дать школьникам возможность познать сильные стороны своей личности и научиться опираться на них в процессе учебных занятий и в повседневной жизни. («Что я умею делать хорошо, какие у меня есть положительные качества и как мне это использовать?»).
4. Предоставить воспитанникам возможность познать слабые стороны своей личности и дать представление о способах их развития или приспособления к ним, компенсации другими возможностями. («Что мне даётся с трудом, и как относиться к своим слабостям и неудачам?»).
В структуре курса выделяются следующие разделы:
1 раздел: «Социальный мир взаимоотношений» .
2 раздел: «Воспитай себя» .
3 раздел: «Умей владеть собой».
4 раздел: «Профилактика вредных привычек школьников».
Каждый раздел программы имеет определённые цели и задачи:
Раздел: «Социальный мир взаимоотношений».
Цель: Развитие коммуникативной культуры, формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме.
Задачи:
- формировать и закреплять навыки бесконфликтного общения на разных уровнях;
- мотивировать учащихся на обращение к внутреннему миру, анализу собственных поступков;
- развивать позитивную моральную позицию по отношении по отношению к окружающему миру, другим людям, к себе.
Раздел: «Воспитай себя».
Цель: Воспитание и привитие норм нравственно- этического поведения; привитие учащимся потребности в самовоспитании.
Задачи:
- помочь учащимся лучше узнать себя, свои сильные и слабые стороны;
- формировать желание преодолевать неуверенность, страх. Повышенное волнение в различных ситуациях;
- развивать умения и навыки, необходимые для уверенного поведения в учёбе, общении;
- формировать мотивацию самовоспитания.
Раздел: «Умей владеть собой».
Цель: Нормализация взаимоотношений между учащимися в общении; обучение школьников умению видеть за своими поступками проявление особенностей характера; обучение умению адаптироваться к изменяющимся социальным условиям.
Задачи:
- учить детей идентификации и адекватному выражению чувств;
- учить приёмам эффективного общения;
- формировать навыки принятия правильного решения.
Раздел: «Профилактика вредных привычек школьников».
Цель: Профилактика табакокурения, употребления спиртных напитков, наркомании; формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни.
Задачи:
- формировать у школьников умение противостоять давлению, побуждающему к приёму психоактивных веществ, алкоголя, табака;
- способствовать выработке у учащихся защитных личностных качеств: уверенности в себе; честности; открытости;
- способствовать формированию навыков и умений преодолевать кризисные ситуации, принимать решения, устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения.
Методы и формы работы:
1 – беседа;
2 – ролевая игра;
3 – упражнения по межличностной коммуникации;
4 – дыхательные и двигательные упражнения;
5 – методы самовыражения ( в рисунке, в создании образа);
6 – обсуждение в круге;
7 – игры и упражнения – активаторы;
8 – дискуссии.
Структура занятия:
- Приветствие.
- Разминка.
- Рефлексия предыдущего занятия.
- Основное содержание занятия.
- Рефлексия текущего занятия.
- Прощание.
Данная структура занятия, в которой выделено 6 основных этапов работы, традиционна для коррекционно – развивающей и тренинговой работы со школьниками.
Режим занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю через систему факультативных занятий. Продолжительность занятий – 45 минут. По ходу занятия обязательно проводятся минутки отдыха.
ПРОГРАММА дополнительного образования
по профессиональному самоопределению учащихся «Я выбираю профессию». (для учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида старшего школьного возраста). Составитель: Осипова Г.И.
Вопрос правильного выбора профессии имеет огромное значение в жизненном самоопределении любого человека. Именно профессиональное самоопределение обучающихся решает одну из самых важных задач- задачу социальной реабилитации и адаптации воспитанников в обществе. По окончании школы учащиеся должны быть подготовлены к самостоятельной жизни и труду. Но своеобразие умственного, а иногда и физического развития учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида не позволяет ставить вопрос о свободном выборе профессии самим учеником, как это делается в общеобразовательной школе.
Перед специальной (коррекционной) школой VIII вида стоит задача социально-трудовой адаптации выпускников, включения их в производительный труд и жизнь в обществе.
Помочь учащимся выбрать доступную, интересную и нужную для общества профессию, овладеть ею, трудоустроиться и успешно работать довольно сложно, т.к. по образовательному уровню, особенностям высшей нервной деятельности, личностным качествам умственно отсталым детям многие профессии недоступны.
С целью оказания учащимся психологической помощи в обоснованном выборе профессии автором предлагается данная психолого-педагогическая программа «Я выбираю профессию». Предлагаемая программа способствует наилучшему формированию профессионального самоопределения у старшеклассников. В процессе занятий по данной программе учащиеся приобретают дополнительные знания по профориентации, учатся лучше понимать свои особенности личности, учатся сопоставлять свои профессиональные намерения и свои реальные возможности.
Программа апробирована в ГОУ «Введенская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида» с 1 сентября 2004 года по 1 сентября 2008 года.
Программа имеет положительные отзывы администрации данного образовательного учреждения, Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, имеет сертификат соответствия образовательной программы установленным образовательным стандартам, имеет положительные отзывы педагогов, родителей и учащихся школы – интернат.
Участники программы.
Программа «Я выбираю профессию» рекомендуется для проведения дополнительных занятий с обучающимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида и воспитанников учреждений государственной поддержки детства.
Цели и задачи программы.
Основная цель программы «Я выбираю профессию» - это формирование у обучающихся способности адекватного выбора той сферы профессиональной деятельности, которая наиболее оптимально соответствует личностным особенностям школьника и запросам рынка труда.
Основные задачи:
- Актуализировать процесс профессионального самоопределения школьников за счёт активизации и коррекции их психологических возможностей;
- Дать учащимся сведения о мире современного профессионального труда с учётом возможностей их профессионального выбора;
- Развивать у обучающихся способность адекватного самоанализа своих возможностей на основе результатов развивающей психологической диагностики;
4.Развивать у старшеклассников способность адаптироваться в реальных социально – экономических условиях.
Условия проведения занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю в 8 и 9 классах.
Продолжительность занятий 45 минут.
Количество участников: 6 – 12 человек.
Продолжительный опыт работы автора программы с учащимися специальных (коррекционных) школ VIII вида показывает, что групповая работа более эффективна, когда группа немногочисленна, тогда каждый ученик получает возможность быть услышанным и понятым.
Сроки и этапы реализации программы.
Программа реализуется в течение всего учебного года через систему факультативных занятий по 1 часу в неделю в каждом классе. Программа преподаётся согласно учебно-тематического плана. К программе имеется приложение, содержащее диагностические методики, которые были апробированы на протяжении ряда лет в практической работе с учащимися специальных (коррекционных) школ VIII вида. Данные методики используются при проведении развивающей психологической диагностики. При необходимости количество времени, отводимое для изучения того или иного раздела или темы, может быть изменено в зависимости от потребностей обучающихся.
В содержание программы заложены сведения не только о мире профессий, но и сведения, помогающие обучающимся понять свои психологические особенности.
К концу курса занятий по данной программе выпускники стараются сделать уже более осознанный и адекватный выбор будущей профессии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое просвещение педагогов "Психологическая компетентность учителя" (с презентацией)
Психологическое просвещение педагогов "Психологическая компетентность учителя" (с презентацией)Традиционно под психологической компетентностью понимается совокупность психологических знаний, психологи...
Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная модель развития в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)
Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная модель развития в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)Возрастно-нормативная ...
Психологическое просвещение педагогов "Диагностика и развитие творческих способностей"
Психологическое просвещение педагогов "Диагностика и развитие творческих способностей"Творческие способности присущи любому человеку, любому нормальному ребенку - нужно лишь суметь раскрыть их и разви...
Психологическое просвещение для педагогов и воспитателей "Буллинг в школе"
Буллинг в школе - это опасно! Психологическое просвещение педагогов и воспитателей...
Психологическое просвещение. Памятка педагогам (профилактика коронавирусной инфекции)
Профилактика и раннее выявление коронавирусной инфекции....
Психологическое консультирование педагогов "Психосоматическая конституция ребенка "
Психосоматическая конституция ребенкакак основа индивидуального медико-психолого-педагогического сопровождения в условиях образовательного учреждения...
Консультирование педагогов на тему: "Общие принципы сохранения психологического здоровья".
Консультативное занятие для педагогов. В теме дается понятие о психологическом здоровье, его критерии и факторы, отрицательно влияющие на здоровье школьника. Даются рекомендации сохранения психологиче...