психологическое просвещение и консультирование педагогов
статья по психологии по теме

Сообщение на занятии постоянно действующего семинара

Педагог- психолог: Осипова Г.И.                                                      Дата проведения: 02.11.2010 г.

Тема:  «Формирование  учебно- интеллектуальных умений. Умение воспринимать учебный материал».

Обучение – это процесс целенаправленного взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого решаются цели образования обучаемых. Обучение – это особый вид познания окружающего мира школьниками, специально организованный и руководимый педагогами. Учебный процесс может быть охарактеризован  как состоящий из  восприятия изучаемых объектов и явлений, осмысления их сущности и проверка на практике правильности полученных знаний.

- Первое звено обучения – подготовка к восприятию. Деятельность учителя здесь заключается в возбуждении интереса к изучаемому материалу. Осуществляется это постановкой перед учащимися познавательных задач, организацией необходимой обстановки и стимулов учения, созданием проблемной ситуации.

- Второе звено – восприятие – предполагает отражение в сознании учащегося свойств предметов и явлений. Изучаемый материал ученики воспринимают органами чувств. Задача учителя состоит в том, чтобы подключить к восприятию как можно более широкий спектр чувств учащихся, опереться на их жизненный опыт, умело поддерживает внимание, активизировать собственные усилия ученика по усвоению нового материала.

- Третье звено – осмысление – по своей сущности соответствует этапу абстрактного мышления в процессе познания. Отличается от него тем, что осмысление материала проходит под руководством и при активной помощи учителя. Он побуждает учеников сравнивать изучаемые предметы и явления между собой и с уже известным, проводить анализ, осуществлять синтез, классификацию и обобщение, формулировать понятия, правила, обосновывать законы, понимать теории.

- Четвёртое звено – закрепление знаний заключается в укреплении временных условных связей в коре головного мозга, образовавшихся при формировании представлений и понятий на предыдущих этапах. Основным условием успешного закрепления в памяти воспринятого и осмысленного материала является повторение, причём не механическое, а осмысленное. Задачей учителя на этом этапе является обеспечение разнообразия материала, включение детей в разнообразную деятельность, обучение приёмам эффективного повторения.

- Пятое звено – применение знаний, умений и навыков – соответствует по своей сути этапу проверки на практике теории познания. Основная задача – обеспечение связи обучения с жизнью. Путей организации применения знаний множество: выполнение упражнений, решение задач, написание сочинений, практическая деятельность в мастерских, на пришкольном участке.

- Шестое звено – проверка и оценка результатов – состоит в установлении обратной связи как необходимого условия успешного управления учебным процессом. Здесь учитель оценивает не только работу учащихся, но и свою собственную деятельность.

Образовательная функция процесса обучения состоит в формировании знаний, умений и навыков учащихся, в усвоении ими законов, теорий, видов деятельности.

                - Знания – это понимание , сохранение в памяти и умение воспроизводить и использовать факты науки, теории, законы, понятия.

                - Умения -  это владение способами применения знаний на практике.

                - Навык – элемент умения, автоматизированное действие.

Усвоенные знания характеризуются полнотой, системностью, осознанностью и действенностью.

 

**Результаты обучения зависят от включения учащихся в разнообразную, целесообразную учебно-познавательную деятельность.

                Правильное восприятие учебного материала и, следовательно, результат обучения зависят от взаимодействия между учителем  и учеником. Согласно этой закономерности, обучение не может состояться, если нет взаимообусловленной деятельности участников процесса обучения.

Прочность усвоения учебного материала зависит от систематического прямого и отсроченного повторения изученного, от включения его в ранее пройденный и новый материал.

                Развитие умственных способностей, знаний и навыков учащихся зависит от применения поисковых методов, проблемного обучения  и других активизирующих интеллектуальную деятельность приёмов и средств.

                Формирование понятий в сознании обучаемых при восприятии учебного материала может состояться  в том случае, если будет организована специальная познавательная  деятельность по выделению существенных признаков явлений, объектов, операции по сопоставлению и разграничению понятий, по установлению их содержания, объёма и пр.

                Практические указания по осуществлению обучения  закреплены преимущественно в дидактических принципах и правилах.

Принципы как категории дидактики, с одной стороны, отражают познанные закономерности, с другой – предписывают, как правильно строить процесс обучения  в соответствии с этими закономерностями. Их называют исходными положениями, которыми должен руководствоваться учитель при организации восприятия учебного материала и всего учебного процесса, они определяют главные требования  и общую направленность как всего учебного процесса в целом, так и его компонентов (цели обучения, содержания, методов, форм организации, условий, результатов) и реализуются в деятельности учителя и учащихся.

Принципы тесно связаны между собой и реализуются в учебном процессе в единстве. Успех восприятия школьниками учебного материала  и обучения в целом зависит от правильного использования этих принципов. Они обладают характером всеобщности применения в обучении на всех ступенях и по всем предметам. К числу классических принципов дидактики можно отнести:

  1. Принцип научности – чтобы ученик лучше воспринял учебный материал, педагог должен раскрыть объективную научную картину мира, закономерности развития природы, общества, культуры, мышления.
  2. Принцип систематичности  и последовательности – этот принцип требует выработки у учащихся системы знаний, а не просто суммы сведений из разных наук.
  3. Принцип доступности – предполагает соответствие задач, содержания, методов и форм обучения возрасту и уровню подготовки учащихся их познавательным возможностям. Обучение должно быть доступным, но не лёгким. Лёгкое обучение не будет способствовать развитию умственной активности и познавательной возможности школьников.
  4. Принцип связи теории с практикой -  выражает необходимость подготовки учащихся к правильному использованию теоретических знаний в разнообразных практических ситуациях, к преобразованию окружающей нас действительности. Реализация этого принципа предполагает подбор убедительных примеров, иллюстрирующих применение научных понятий, законов, теорий в народном хозяйстве и общественной жизни. Полезно поручать ученикам приводить свои примеры на уроках, дополнять изложение материала учителя собственными жизненными наблюдениями.
  5. Принцип сознательности и активности учащихся при руководящей роли учителя- Активности и сознательности  учения можно добиться, если:
  • Опираться на интересы  учащихся и одновременно формировать мотивы учения;
  • Включать учеников в решение проблемных ситуаций, в проблемное обучение, в процесс поиска и решения практических задач;
  • Использовать методы обучения, активизирующие учебно-познавательную деятельность;
  • Стимулировать коллективные  формы работы, взаимодействие учеников в учении.

Реализация этого принципа способствует не только формированию знаний и развитию детей, но и их социализации, воспитанию.

  1. Принцип наглядности – согласно этому принципу обучение школьников осуществляется на основе восприятия ими (зрительного, слухового, осязательного и др.) тех или иных объектов, процессов материального мира или их изображений. Этот принцип требует, для лучшего восприятия учебного материала, чтобы обучение было построено не только на словах, а с широким показом реальных предметов, явлений, процессов, привлечением различных наглядных средств, включением школьников в разнообразную практическую деятельность. Правильное использование наглядности в обучении способствует развитию наблюдательности, мышления, речи, достижению цели, лучшему усвоению изучаемого  материала.
  2. Принцип прочности, сознательности и действенности знаний, умений и навыков -  этот принцип достигается всем ходом учебного процесса, реализацией всех остальных принципов обучения. Сознательно и прочно запоминается учебный материал, данный в определённой системе, логической последовательности. Для обеспечения прочности знаний школьников необходимо постоянно возвращаться к ранее усвоенным знаниям и рассматривать их под новым углом зрения, обогащая и углубляя дополнительными данными.

Процесс обучения должен быть построен таким образом, чтобы последовательно усложнялся характер умственной деятельности учащихся и вместе с тем происходил процесс непрерывного развития их умственных сил. (М.К.Лисицин «Обучение в целостном педагогическом процессе»  Курган 2003 с. 42)

  • В основу организации занятий с обучающимися по развитию школьно-значимых функций должны быть положены следующие критерии:
  1. Системность, так как развитие ребёнка – это процесс, в котором все компоненты взаимосвязаны, взаимозависимы и взамообусловлены.
  2. Комплексность, т.к. развитие ребёнка – это комплексный процесс, в котором  развитие познавательной функции (например, речи) определяет и дополняет развитие других функций.
  3. Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Обучение должно строиться в соответствии с психофизическими закономерностями возрастного развития, а также с учётом факторов риска.
  4. Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребёнку в процессе занятий.
  5. Постепенность (пошаговость) и систематичность в освоении и формировании школьно-значимых функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
  6. Индивидуализация темпа работы, т.е. переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа. (ж. «Н.Ш.» №2/2010 с.34)
  1. У детей с нарушением интеллекта в первую очередь отмечается патологическая инертность, отсутствие интереса к окружающему миру, к восприятию нового.  Следовательно, для оптимизации обучения школьников с нарушением интеллекта необходимы способы коррекционно- педагогического воздействия, направленные на активизацию познавательных процессов: использование оригинальных наглядных пособий, познавательных игр и заданий, несущих коррекционную направленность, создание занимательных ситуаций, элементов неожиданности и новизны. Необходимо, чтобы даже самый трудный  для понимания  учебный  материал подавался педагогом в яркой, интересной форме, активно действовал на различные анализаторы, стимулировал желание учиться. Система коррекционных упражнений должна сформировать  взаимосвязь между основными компонентами познания (действием, словом и образом), развивать произвольную память, мышление, внимание, зрительное и слуховое восприятие. Залог успешного усвоения нового учебного материала – это способ его первичной подачи, эффект первичного восприятия, в процессе которого должны быть активизированы все аспекты познавательной деятельности. Например, при изучении нумерации чисел первого десятка , обратный счёт, можно провести в форме игры «Космонавты». С этой целью используется изображение ракеты с космонавтами – сказочными героями. Объявляется старт, ученик отсчитывает последние секунды до пуска-10, 9, 8…  если он допускает ошибку, то ракета не взлетает. Игра вызывает интерес у детей и желание запустить её в космос.  Состав числа 10 можно изучить на ассоциативном круге, где число 10 записано в центре, а составляющие его числа по кругу. Причём каждая пара слагаемых, дающих в сумме 10, записана одним цветом и в одинаковых геометрических фигурах. Данное пособие позволяет коррегировать и развивать зрительное восприятие, зрительную память, логическую память, стимулирует долговременную память и произвольное внимание.  При изучении темы «Сложение однозначных чисел с переходом через десяток в пределах 20» можно использовать пособие – наборное полотно с прорезями. Например, для вычисления суммы чисел 7 и 6 ученики вставляют в левую часть полотна 7 кругов, а в правую- 6. Затем они перекладывают 3 круга в левую часть полотна и легко добавляют 3 оставшихся круга к 10. Активизируя слуховую память, можно предложить школьникам заучить наиболее трудные названия математических терминов в стихотворной форме, т.к. давно замечено, что стихотворная информация легче запоминается, вносит игровой элемент в ход урока. Например, для запоминания названий компонентов при сложении можно выучить следующее стихотворение: Два слагаемых стоят - Сумма получается. Поменяются местами – сумма не меняется. Коррекционно- развивающее обучение  школьников с нарушением интеллекта призвано исправить дефекты развития познавательной деятельности, ориентируясь не на его отклонения, имеющиеся у ученика, а на его возможности, которые должны быть максимально  активизированы.  (ж. «Н.Ш.» №3/2010 с. 31)
  2. Несформированность произвольного внимания - одна из основных трудностей при восприятии учебного материала. У/о ребёнок не может достаточно чётко фиксировать и удерживать внимание на учебном материале. Поэтому на этапе организации «учебного поведения» усилия педагога должны быть направлены на то, чтобы сформировать  у ребёнка самые элементарные навыки сосредоточения. Например, при обучении чтению в 1 классе рекомендуется учить ребёнка чтению с помощью пальчика, «следить за текстом пальчиком». Также, для организации внимания и поведения, ребёнок в начальном звене школы должен научиться слушать и слышать простые инструкции педагога «покажи», «убери», «дай», «читай». Картинки и таблички с подписями – удобный визуальный материал, на котором легко сконцентрировать внимание у/о ребёнка. Метод визуализации учебной информации учитывает особенности восприятия у/о ребёнка. На практике показано, что зрительная память лучше развита у детей с данным диагнозом.  Успешность усвоения знаний во многом зависит от уровня образовательных  индивидуальных качеств ребёнка, например, мотивов учения, развития произвольного внимания и других. (ж. «Дефектология» №5/2008 с.31)
  •  Способы коррекционно- педагогического воздействия, направленные на активизацию восприятия учебного материала:
  1. использование оригинальных наглядных пособий,
  2. использование познавательных игр и заданий,
  3. создание занимательных ситуаций, элементов неожиданности и новизны,
  4. формирование  взаимосвязи между основными компонентами познания (действием, словом и образом),
  5. развитие произвольной памяти, мышления, внимания, зрительного и слухового восприятия,
  6. организации «учебного поведения»,
  7. использование метода визуализации учебной информации,
  8. учёт уровня образовательных  индивидуальных качеств каждого обучающегося,
  9. учёт критериев развития школьно-значимых функций,
  10. учёт и использование основных принципов обучения,
  11. организация специальной познавательной  деятельности по выделению существенных признаков явлений, объектов, операции по сопоставлению и разграничению понятий, по установлению их содержания, объёма и пр.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение на совещании педагогов ГС(К)ОУ «Введенская школа – интернат VIII вида»

Дата проведения: 02.11.2009 года.

Педагог – психолог: Осипова Г.И.

Тема: «Роль учителя в расширении и углублении знаний обучающихся во внеурочное время»  

Организация занятий:

Во внеурочное время педагогом – психологом проводятся занятия с обучающимися  2 – 9 классов  по программам дополнительного образования: 2 класс занимается по программе коррекционно – развивающих занятий «Учимся сочувствовать, сопереживать» (автор: С.И.Семенака), 3 – 7 класс по программе «Школьник на ступенях взросления» (составитель: Осипова Г.И.), 8 - 9 классы по программе «Я выбираю профессию» (составитель: Осипова Г.И.).

Данные программы реализуются через систему факультативных занятий. Режим занятий: 1 раз в неделю для каждого класса.

Взаимосвязь с другими предметами: программа «Школьник на ступенях взросления» связана с программой воспитания, реализуемой в школе – интернат,  с уроками развития речи, уроками СБО, уроками чтения - т.к. имеет разделы и темы по общению, самовоспитанию, по взаимоотношениям с окружающими, по профилактике вредных привычек.                

   Программа «Я выбираю профессию» связана с уроками профессионального труда, с программой воспитания школьников.

   Программа «Учимся сочувствовать, сопереживать» связана с уроками развития речи, чтения, программой воспитания.

Расширение и углублении знаний обучающихся: осуществляется через реализацию содержания данных программ.

   Обучающиеся 8 класса получают дополнительные знания о мире профессий, знакомятся с профессиограммами рабочих профессий,  анализируют типичные ошибки при выборе профессии, диагностируют свои интересы, склонности, возможности и мотивы выбора будущей профессии, проводят самоанализ развития своих психологических особенностей (память, внимание, мышление, самооценка, характер, общетрудовые качества и т.д.).

   Обучающиеся 9 класса знакомятся с правилами выбора профессии, путями получения профессии, анализируют свои возможности в профессиональном самоопределении, учатся анализировать профессии (что является предметом труда в той или иной профессии, каковы цели труда у различных профессий, что является средством труда и т.д.), изучают проблемы общения в профессиональной деятельности и получают индивидуальные консультации по осознанному выбору будущей профессии.

   Обучающиеся 3 – 7 классов получают дополнительные знания по 4 разделам. В первом разделе: «Социальный мир взаимоотношений» школьники знакомятся с понятием настроения, со способами улучшения своего настроения, со способами решения конфликтов с родителями, знакомятся с представлением об уверенном, неуверенном и грубом поведении, с видами и формами общения, с понятиями уважение и самоуважение; во – втором разделе: «Воспитай себя» дети знакомятся с умениями высказывать и принимать согласие или несогласие, знакомятся с понятиями  стресса, с отрицательными эмоциями, со способами адекватного выражения своего гнева, с навыками критического мышления. В – третьем  разделе: «Умей владеть собой» школьники получают дополнительные знания по темам – что такое норма поведения, что такое ответственность, как справить с раздражением и плохим настроением, о пользе критики, как подружиться, как прервать нежелательную дружбу, правила безопасного и эффективного общения. В – четвертом разделе: «Профилактика вредных привычек» обучающиеся знакомятся с понятиями активного и пассивного курения, с последствиями влияния курения на организм человека, с приёмами преодоления давления сверстников, со способами борьбы с курением,  с правами курящих и некурящих, с влиянием на организм алкоголя и наркотиков, с особенностями поведения тех, кто употребляет наркотики, с приёмами сопротивления массовой рекламе, с законами, ограничивающими употребление ПАВ.  

   Обучающиеся 2 класса знакомятся с нравственной стороной поступков людей, определяют характер отношений между людьми, учатся давать моральную оценку этим отношениям, учатся анализировать свой опыт общения и отношения к другим людям, а также к животным, учатся по внешним признакам определять и понимать состояние другого человека. В программе имеются темы по 3 разделам: «Я и мои родные» (темы: самый дорогой на свете человек, почему мы обижаем близких нам людей, ссоры братье и сестёр, учимся понимать переживания родных и близких нам людей), «Учимся сочувствовать и сопереживать друзьям» (друг в беде не бросит, как помочь больному другу?, друг и в радости и в горе всегда рядом), «Мы и наши друзья – животные» (собака – верный друг человека, почему грустит котёнок?, не мучайте животных).

Основные методы и  приёмы работы:

1 – беседа;

2 – ролевая игра;

3 – упражнения по межличностной коммуникации;

4 – дыхательные и двигательные упражнения;

5 – методы самовыражения ( в рисунке, в создании образа);

6 – обсуждение в круге;

7 – игры и упражнения – активаторы;

8 – дискуссии;

9 – чтение и последующий анализ художественных произведений;

10 – обсуждение и проигрывание проблемной ситуации;

             Программа  дополнительного  образования по социально – психологической адаптации обучающихся «Школьник на ступенях взросления». ( для учащихся 3 – 7 классов специальной (коррекционной) школы  VIII вида). Составитель: Осипова Г.И.    

Программа социально – психологической адаптации «Школьник на ступенях взросления» предназначена для учащихся 3 – 7 классов специальной (коррекционной) школы 8 вида. Программа составлена с учётом психологических, личностных, познавательных  особенностей данных детей.

    Программа носит коррекционно – развивающий характер и построена по принципу тренинга. То есть учащимся предлагаются различные увлекающие их игры, задания, упражнения и другие процедуры, в процессе которых происходит закрепление тех или иных навыков, умений, развитие различных психических свойств. При этом сами школьники зачастую и не знают, на что именно направлено упражнение, и что оно в них изменяет или формирует.

    Основная цель программы «Школьник на ступенях взросления» - формирование важнейших социальных навыков, способствующей успешной адаптации в обществе.  

     Смысл  коррекционно – развивающей и формирующей работы по предлагаемой программе я вижу в том, чтобы создать такие условия, при которых ученик мог бы адекватно осознать, какие свойства своей личности ему необходимо  сформировать для успешной социально – психологи ческой адаптации в обществе, какие резервы у него для этого имеются и каким путём и способом эти свойства формировать. То есть ученик должен понять относительно себя – что ему развивать, как это делать и зачем ему это нужно.

        Для достижения этой цели необходимо создавать социально – психологические условия, позволяющие:

1.Сформировать у детей необходимую позитивную мотивацию. («Зачем мне нужно этим заниматься, что мне это даст?»).

2. Сформировать у школьников необходимые и доступные им на данном этапе развития навыки самоанализа и рефлексии. («Какой я?»).

3.Дать школьникам возможность познать сильные стороны своей личности и научиться опираться на них в процессе учебных занятий и в повседневной жизни. («Что я умею делать хорошо, какие у меня есть положительные качества и как мне это использовать?»).

4. Предоставить воспитанникам возможность познать  слабые стороны своей личности и дать представление о способах их развития или приспособления к ним, компенсации другими возможностями. («Что мне даётся с трудом, и как относиться к своим слабостям и неудачам?»).

        В структуре курса выделяются следующие разделы:

1 раздел: «Социальный мир взаимоотношений» .

2 раздел: «Воспитай себя» .

3 раздел: «Умей владеть собой».

4 раздел: «Профилактика вредных привычек школьников».

      Каждый раздел программы имеет определённые цели и задачи:

 Раздел: «Социальный мир взаимоотношений».

Цель: Развитие коммуникативной культуры, формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме.

Задачи:

- формировать и закреплять навыки бесконфликтного общения на разных уровнях;

- мотивировать учащихся на обращение к внутреннему миру, анализу собственных поступков;

- развивать позитивную моральную позицию по отношении по отношению к окружающему миру, другим людям, к себе.

Раздел: «Воспитай себя».

Цель: Воспитание и привитие  норм нравственно- этического поведения; привитие учащимся потребности в самовоспитании.

Задачи:

- помочь учащимся лучше узнать себя, свои сильные и слабые стороны;

- формировать желание преодолевать неуверенность, страх. Повышенное волнение в различных ситуациях;

- развивать умения и навыки, необходимые для уверенного поведения в учёбе, общении;

- формировать  мотивацию самовоспитания.

Раздел: «Умей владеть собой».

Цель: Нормализация взаимоотношений между учащимися в общении; обучение школьников умению видеть за своими поступками проявление особенностей характера; обучение умению адаптироваться к изменяющимся социальным условиям.

Задачи:

- учить детей идентификации и адекватному выражению чувств;

- учить приёмам эффективного общения;

- формировать навыки принятия правильного решения.

Раздел: «Профилактика вредных привычек школьников».

Цель: Профилактика табакокурения, употребления спиртных напитков, наркомании; формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни.

Задачи:

- формировать у школьников умение противостоять давлению, побуждающему к приёму психоактивных веществ, алкоголя, табака;

- способствовать выработке у учащихся защитных личностных качеств: уверенности в себе; честности; открытости;

- способствовать формированию навыков и умений преодолевать кризисные ситуации, принимать решения, устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения.

Методы и формы работы:

1 – беседа;

2 – ролевая игра;

3 – упражнения по межличностной коммуникации;

4 – дыхательные и двигательные упражнения;

5 – методы самовыражения ( в рисунке, в создании образа);

6 – обсуждение в круге;

7 – игры и упражнения – активаторы;

8 – дискуссии.

Структура занятия:

  1. Приветствие.
  2. Разминка.
  3. Рефлексия предыдущего занятия.
  4. Основное содержание занятия.
  5. Рефлексия текущего занятия.
  6. Прощание.      

Данная структура занятия, в которой выделено 6 основных этапов работы, традиционна для коррекционно – развивающей и тренинговой работы со школьниками.

Режим занятий:

Занятия проводятся  1 раз в неделю через систему факультативных занятий. Продолжительность занятий – 45 минут. По ходу занятия обязательно проводятся минутки отдыха.

                                  ПРОГРАММА дополнительного  образования

по профессиональному самоопределению учащихся  «Я выбираю профессию». (для учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида старшего школьного возраста).  Составитель: Осипова Г.И.

Вопрос правильного выбора профессии имеет огромное значение в жизненном самоопределении любого человека. Именно профессиональное самоопределение обучающихся решает одну из самых важных задач- задачу социальной реабилитации и адаптации воспитанников в обществе. По окончании школы учащиеся должны быть подготовлены к самостоятельной жизни и труду. Но своеобразие умственного, а иногда и физического развития учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида не позволяет ставить вопрос о свободном выборе профессии самим учеником, как это делается в общеобразовательной школе.

     Перед специальной (коррекционной) школой VIII вида стоит  задача социально-трудовой адаптации выпускников, включения их в производительный труд и жизнь в обществе.

     Помочь учащимся выбрать доступную, интересную и нужную для общества профессию, овладеть ею, трудоустроиться и успешно работать довольно сложно, т.к. по образовательному уровню, особенностям высшей нервной деятельности, личностным качествам умственно отсталым детям многие профессии недоступны.

     С целью оказания учащимся психологической помощи в обоснованном выборе профессии автором предлагается данная психолого-педагогическая программа «Я выбираю профессию». Предлагаемая программа способствует наилучшему формированию профессионального самоопределения у старшеклассников. В процессе занятий по данной программе учащиеся приобретают дополнительные знания по профориентации, учатся лучше понимать свои особенности личности, учатся сопоставлять свои профессиональные намерения и свои реальные возможности. 

Программа апробирована в ГОУ «Введенская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида» с 1 сентября 2004 года по 1 сентября 2008 года.

Программа имеет положительные отзывы администрации данного образовательного учреждения, Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, имеет сертификат соответствия образовательной программы установленным образовательным стандартам, имеет положительные отзывы педагогов, родителей и учащихся школы – интернат.

Участники программы.

Программа «Я выбираю профессию» рекомендуется для проведения дополнительных занятий с обучающимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида и воспитанников учреждений государственной поддержки детства.

     Цели и задачи программы.

Основная цель программы «Я выбираю профессию» - это формирование у обучающихся способности адекватного выбора той сферы профессиональной деятельности, которая наиболее оптимально соответствует личностным особенностям школьника и запросам рынка труда.

Основные задачи:

  1. Актуализировать процесс профессионального самоопределения школьников за счёт активизации и коррекции их психологических возможностей;
  2. Дать учащимся сведения о мире современного профессионального труда с учётом возможностей их профессионального выбора;
  3. Развивать у обучающихся способность адекватного самоанализа своих возможностей на основе результатов развивающей психологической диагностики;

4.Развивать у старшеклассников способность адаптироваться в реальных социально – экономических условиях.  

          Условия проведения занятий.

Занятия проводятся 1 раз в неделю в 8 и 9 классах.

Продолжительность занятий 45 минут.

Количество участников: 6 – 12 человек.

Продолжительный опыт работы автора программы с учащимися специальных (коррекционных) школ VIII вида показывает, что групповая работа более эффективна, когда группа немногочисленна, тогда каждый ученик получает возможность быть услышанным и понятым.  

     Сроки и этапы реализации программы.

Программа реализуется в течение всего учебного года через систему факультативных занятий по 1 часу в неделю в каждом классе.  Программа преподаётся согласно учебно-тематического плана. К программе имеется приложение, содержащее диагностические методики, которые были апробированы на протяжении ряда лет в практической работе с учащимися  специальных (коррекционных) школ VIII вида.  Данные методики используются при проведении развивающей психологической диагностики. При необходимости количество времени, отводимое для изучения того или иного раздела или темы, может быть изменено в зависимости от потребностей обучающихся.

      В содержание программы заложены сведения не только о мире профессий, но и сведения, помогающие обучающимся понять свои психологические особенности.  

      К концу курса занятий по данной программе выпускники стараются сделать уже более осознанный и адекватный выбор будущей профессии.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое просвещение педагогов "Психологическая компетентность учителя" (с презентацией)

Психологическое просвещение педагогов "Психологическая компетентность учителя" (с презентацией)Традиционно под психологической компетентностью понимается совокупность психологических знаний, психологи...

Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная модель развития в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)

Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная  модель развития  в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)Возрастно-нормативная ...

Психологическое просвещение педагогов "Диагностика и развитие творческих способностей"

Психологическое просвещение педагогов "Диагностика и развитие творческих способностей"Творческие способности присущи любому человеку, любому нормальному ребенку - нужно лишь суметь раскрыть их и разви...

Психологическое просвещение для педагогов и воспитателей "Буллинг в школе"

Буллинг в школе - это опасно!  Психологическое просвещение педагогов и воспитателей...

Психологическое просвещение. Памятка педагогам (профилактика коронавирусной инфекции)

Профилактика и раннее выявление коронавирусной инфекции....

Психологическое консультирование педагогов "Психосоматическая конституция ребенка "

Психосоматическая конституция ребенкакак основа индивидуального медико-психолого-педагогического сопровождения в условиях образовательного учреждения...

Консультирование педагогов на тему: "Общие принципы сохранения психологического здоровья".

Консультативное занятие для педагогов. В теме дается понятие о психологическом здоровье, его критерии и факторы, отрицательно влияющие на здоровье школьника. Даются рекомендации сохранения психологиче...