Психологическое просвещение педагогов "Психологическая компетентность учителя" (с презентацией)
статья по психологии на тему

Савенкова Анна Владимировна

Психологическое просвещение педагогов "Психологическая компетентность учителя" (с презентацией)

Традиционно под психологической компетентностью понимается совокупность психологических знаний, психологических умений и набора социально-психологических личностных характеристик.  

Психологическая компетентность является одним из компонентов профессиональной компетентности педагога. Психологическая компетентность – это необходимое условие успешной реализации личности педагога в процессе профессиональной деятельности.    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психологическая компетентность учителя

1. Традиционно под психологической компетентностью понимается совокупность психологических знаний, психологических умений и набора социально-психологических личностных характеристик.  

Психологическая компетентность является одним из компонентов профессиональной компетентности педагога. Психологическая компетентность – это необходимое условие успешной реализации личности педагога в процессе профессиональной деятельности.    

2.   Психологи выделяют ведущие аспекты в педагогических способностях:

Первый – педагогический такт – это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся

Педагогический такт предполагает:

-уважение к школьнику и требовательность к нему; (Важно, чтобы эти 2 качества сочетались).

-развитие самостоятельности учащихся во всех видах деятельности и твердое педагогическое руководство их работой; (важно, чтобы ребята  научились максимально самостоятельно выполнять задания).

-внимательность к психическому состоянию школьника, способность истолковывать и читать его внутреннее состояние по нюансам поведения, владение средствами невербального общения (мимика, жесты); умение чувствовать, видеть, анализировать и оценивать состояние другого человека).

-разумность, и последовательность требований к ученику;

-доверие к учащимся и систематическая проверка их учебной работы;

-педагогически оправданное сочетание делового и эмоционального характера отношений с учениками.

3. Второй аспект – наблюдательность, третий – заинтересованность в результате своей работы

4. Следующий аспект, на мой взгляд, является одним из главных в педагогической работе – это не может зависеть от нашего эмоционального состояния, той или иной ситуации, поведения и настроения учащихся        (Способность и желание работы с детьми)

5. Кроме того, важно уметь: исходить из мотивации учащихся при планировании и организации учебно-воспитательного процесса;

Управлять психическим состоянием  учащихся на учебных занятиях. Это и создание комфортной обстановки и умение видеть состояние ученика;

И иметь хорошо развитые организаторские способности – это умение организовать коллективную и индивидуальную деятельность; простота, ясность и убедительность речи - умение увлечь и умение стимулировать детскую активность.

6. Способность к сотрудничеству это

- умение формулировать свою точку зрения;

- слушать и слышать другого;

- выяснять точки зрения своих партнеров;

- разрешать разногласия с помощью логической аргументации;

- не переводить логические противоречия в плоскость личных отношений;

- поощрять активность другого и своевременно проявлять свою инициативу;

- оказывать эмоциональную и содержательную поддержку тому, кто в этом особо нуждается;

- стать на позицию другого;

- координировать разные точки зрения, осуществляя обмен мнениями;

- занимать диалогичную, а не монологичную позицию;

- органически сочетать "ролевые" и "межличностные", деловые и человеческие отношения.

7. Одно из важных профессионально значимых  личностностных качеств учителя - эмпатичность: "постижение эмоционального состояния,  вчувствование в переживания другого человека" – в нашей ситуации - способность учителя эмоционально откликнуться на проблемы ученика: умение поставить себя на место ребенка, взглянуть на события с его позиций.

Главное - понять состояние ребенка, его настроение и настроить себя на восприятие эмоций. Более того, надо суметь дать знать ученику, что взрослый его видит, слышит, понимает.

(Совокупность таких качеств, как рефлексивность, гибкость, эмпатичность, общительность, формируется на основе  интереса к партнеру, к его деятельности, желания работать вместе, принимать участие в общем деле. В данном случае партнер-это ученик.)             Визуальность – внешняя привлекательность учителя, способность расположить к себе ученика манерой поведения, внешним видом.

Внимание учащихся обращается не только на то, что говорит каждый учитель, но и на внешнее выражение чувств в мимических и пантомимических движениях.

8. Хочется напомнить, что Цель образования состоит не в том, чтобы давать знания, а в том, чтобы научить учащихся пользоваться теми средствами, которые помогут им порождать знания, необходимые при решении различных проблемных ситуаций в личной, общественной и профессиональной деятельности. (Соответственно, это и умения и навыки, приобретенные в ходе учебы).

9. Как вы уже наверняка заметили, на смену «детям-акселератам» пришли «дети-астеники» - это соматически ослабленные, они требуют особого внимания и отношения. Как и все другие! Нужно принимать всех детей!

10. Итак, основной  критерий  сформированности психолого-педагогической компетентности - умение учителя самостоятельно разрешать педагогические ситуации, способствуя личностному развитию ученика.

А сейчас я попрошу вас сделать следующее.

Представьте, что вы находитесь в зоопарке, вам предлагают сфотографироваться с любимым животным… Запишите название этого животного…А теперь охарактеризуйте это животное 3 словами.

Напишите свой любимый цвет … и 3 его характеристики.

Представьте, что у вас появилась возможность оказаться в любимом городе. Что это за город? Какой он?(в 3 словах).

Выбранное вами животное и его характеристика показывают, каким вы себя видите в общении с окружающими.

Цвет – как окружающие видят вас.

Город – каким бы вы хотели видеть себя в работе.

Желаю, чтобы вы реализовали все положительные характеристики в труде.

Педагог-психолог                А.В.Савенкова


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Психологическая компетентность учителя Педагог-психолог А.В.Савенкова

Слайд 2

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ 1.педагогический такт - уважение и требовательность к школьнику; -развитие самостоятельности учащихся; -внима ние к психическому состоянию школьника; -разумность и последовательность требований; -доверие к учащимся; -сочетание делового и эмоционального характера отношений с учениками.

Слайд 3

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ 2. Наблюдательность 3. Заинтересованность в результате своей работы

Слайд 4

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ 4.способность и желание работать с детьми

Слайд 5

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ 5. Умение исходить из мотивации учащихся 6. Управление психическим состоянием школьников 7. Организаторские способности

Слайд 6

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ 8. Способность к сотрудничеству - умение формулировать свою точку зрения; - слушать и слышать другого; - выяснять точки зрения; - разрешать разногласия; - поощрять активность; - оказывать эмоциональную поддержку; - встать на позицию другого; - координировать разные точки зрения; - осуществлять обмен мнениями; - вести диалог.

Слайд 7

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧИТЕЛЯ 9. Эмпатичность 10. Визуальность

Слайд 8

Задача учителя – помочь ученикам развивать способности, осознавать свою социальную значимость.

Слайд 9

Нужно принимать всех детей! Учителю следует исключить эмоции. «Люблю – не люблю» в школе быть не должно!

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная модель развития в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)

Психологическое просвещение педагогов "Возрастно – нормативная  модель развития  в подростковом периоде. Возрастные возможности подросткового возраста" (с презентацией)Возрастно-нормативная ...

От компетентного учителя к компетентному ученику. (повышение компетентности учителя, как залог повышения компетентности ученика)

От компетентного учителя к компетентному ученику. (повышение компетентности учителя биологии. как залог повышения  компетентности ученика)...

Психологическое просвещение " Сохранение психологического здоровья детей"

Выступление на педагогическом совете по теме " Сохранение психологического здоровья детей"...

Психологическое просвещение "Психологическая помощь и поддержка семей, воспитывающих ребёнка с умственной отсталостью"

Психологическое просвещение для педагогов и педагогов -психологов "Психологическая помощь и поддержка семей,  воспитывающих ребёнка с умственной отсталостью"...