Программа детского школьного объединения "Желаю и действую"
план-конспект по психологии
Программа детского школьного объединения "Желаю и действую" для обучающихся, склонных к совершению правонарушений. Программа расчитана на 34 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа детского школьного объединения "Желаю и действую" для обучающихся с девиантным поведением | 70.45 КБ |
Характаристика | 21.43 КБ |
анкета для обучающегося группы риска | 22.26 КБ |
анкета для выявления правонарушений | 196.99 КБ |
Анкета взаимодействия семь и школы | 197.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
школьного детского объединения «Желаю и действую»,
для обучающихся с девиантным поведением
Пояснительная записка.
В современном обществе место подрастающего поколения не является однозначным. С одной стороны, предпринимаются попытки возродить те общественные институты, которые способствовали воспитанию взрослеющего человека через коллектив и в коллективе (молодежные организации, движения, трудовые отряды, профильные лагеря и пр.), но с другой стороны, уже выросло поколение индивидуумов, которые не считают, что в условиях современной реальности, нужно вести социально одобряемый образ жизни и стремиться к личностному самоутверждению и самоопределению в русле социальных ценностей и норм поведения.
К сожалению, в настоящее время отмечается тенденция увеличения девиантного, делинквентного и преступного поведения несовершеннолетних. Самые разные пути приводят подростка к правонарушению и преступлению, сотни самых разнообразных причин, могут способствовать ситуации конфликта с законом, но независимо от тяжести совершенного им преступления он, личность, нуждающаяся в особой социальной и психолого-педагогической помощи и поддержке.
Так, девиантное поведение — характеризуется нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, свойственных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастных социальных групп. Этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным. Типичными проявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное и систематическое уклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома, бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняя наркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида.
У каждого ребенка имеются свои школьные и социальные проблемы и трудности, но подростков объединяет то, что в этом возрасте на первый план выходят проблемы общения и самопознания. Центральное личностное новообразование периода отрочества — становление нового уровня самосознания, «Я-концепции». Этот новый уровень характеризуется стремлением понять себя, свои возможности и особенности, свое сходство с другими людьми и свое отличие — уникальность и неповторимость.
В работе объединения отдано предпочтение групповой форме проведения психологических занятий, т.к. общение со сверстниками воспринимается подростками как нечто очень важное и личностное и является ведущей деятельностью данного возраста.
Основной целью программы является оказание психолого-педагогической помощи подросткам в формировании собственного «Я», а также в подготовке их к самостоятельной жизни.
Задачи программы:
Обучающие:
- Обучение принятию самого себя и других людей;
- Формирование умения осуществлять различные умственные действия;
- Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве.
Развивающие:
- Осознание креативности в себе и ее развитие;
- Развитие рефлексии;
- Развитие самостоятельности детей, способности к рассуждению.
Воспитательные:
- Содействие принятию школьником на себя ответственности за свои поступки;
- Формирование психологической культуры для обеспечения эффективного взаимодействия в социуме;
- Формирование потребности в самоизменении и личностном росте.
Основные принципы программы:
- Принцип гуманизации – опора на возможности и ресурсы подростка, акцент на самоопределение.
- Принцип индивидуализации – учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся при выборе форм и методов работы.
- Принцип системной дифференциации. Когнитивно - личностные структуры обладают внутренним потенциалом развития, так как: формирование обобщенных знаний о способах интеллектуальных действий стимулирует потребность в их использовании для получения новых конкретных впечатлений, фактов, знаний.
- Принцип психологической безопасности. Проводя работу по оказанию помощи детям в лучшем понимании себя, психолог должен позаботиться о том, чтобы «боль самопознания» не оказалась для них разрушительной, травмирующей. Переживания должны оказаться продуктивными, стимулирующими саморазвитие.
Режим занятий: программа подразумевает одно занятие в неделю. Длительность занятия - 45 минут. Программа психологической поддержки рассчитана на учебный год и состоит из 34 занятий для подростков с девиантным поведением.
Формы занятий: групповые.
На занятиях используются разнообразные и взаимодополняющие методы и приемы:
- психологическое информирование;
- ролевые методы;
- формирования (развития) творчества;
- коммуникативные игры;
- тренинги;
- когнитивные методы;
- диагностика;
- дискуссии:
- арт-терапия.
Ожидаемые результаты.
Универсальные учебные действия:
Личностные результаты. Предполагается, что в результате прохождения программы, ее участники скорректируют собственное поведение, разовьют умения и навыки управления механизмами, обуславливающими их успешное функционирование, что может быть использовано для развития гибкости, прочности, восприимчивости мышления, выработки стратегии решения жизненных проблем.
Регулятивные умения. У школьников улучшатся способности к организации своей деятельности и управлению ею, смогут осознавать причины своих поступков, регулировать свое поведение и гибко взаимодействовать с внешним миром.
Познавательные результаты: познание внутреннего мира личности, умение находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы, устанавливать закономерности, выделять существенные признаки и несущественные, анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать.
Результативность определяется посредством:
- психолого-педагогического наблюдения;
- анализа результатов анкетирования;
Учебно-тематический план программы
объединения «Желаю и действую»
N п/п | Тема занятия | Кол-во часов |
1. | Введение в программу. Знакомство | 1 |
2. | Игры на сплочение | 4 |
3. | Работа с эмоциями | 3 |
4. | Агрессия и ее роль в моей жизни. | 2 |
5. | Техника активного слушания | 3 |
6. | Формирование добрых отношений в семье | 4 |
7. | Работаем с самооценкой | 2 |
8. | Тренинг уверенности в себе | 2 |
9. | Формирование и обнаружение неадаптивных установок, приводящих к суицидальным переживаниям | 1 |
10. | Нет! Курению! | 1 |
11. | Нет! Алкоголю! | 1 |
12. | Как сказать: «Нет!» | 2 |
13. | Суд над наркотиками | 2 |
14. | Правовая ответственность несовершеннолетних за совершение правонарушений | 1 |
15. | Путешествие в мир профессий | 2 |
16. | Работа с проблемными ситуациями | 1 |
17. | Мы скульпторы своей судьбы | 2 |
Итого: | 34 часа |
ЗАНЯТИЕ № 1
Цели: знакомство подростков друг с другом, формирование навыков правильного знакомства.
Упражнение 1. «Самопрезентация»
У каждого из вас есть имя. Оно может звучать по-разному. Возможно, кому-то захочется, чтобы его называли не так, как его зовут обычно. Например, Виктора можно назвать Витя, Витек, Витька. Можно выбрать и любое другое имя. Предлагается каждому по очереди назвать то имя, которым его будут называть на занятиях, и коротко подросток считает важным сообщить. Затем следующий повторяет все сказанное предыдущим и далее называет свое любимое имя и рассказывает о себе.
Упражнение 2.
Предложить участникам привести примеры, когда и почему бывает трудно познакомиться друг с другом, обсудить, как это можно преодолеть; вспомнить, как это делали в разные времена, как это происходит у разных народов. Группа разбивается на пары. Задание: познакомиться друг с другом, не имея поначалу общего языка, при этом каждый сам себе выбирает эпоху, народность, профессию (ремесло). Попытаться представить себя, назвать свое имя. (Обратить внимание участников на роль мимики, жестов). Затем дети меняются парами, меняют имидж. Задание: та же ситуация в «наше время». Подумать, какова разница, в чем?
Упражнение 3. «Необычное приветствие»
Поприветствовать друг друга: тыльной стороной ладоней, стопами ног, плечами, локтями, лбами (обязательно предупредить, что бы дети старались не сделать друг другу больно). Поощряется также собственная выдумка ребят.
ЗАНЯТИЕ № 2
Цель: сплочение группы
Упражнение 1. «Кляксы»
Упражнение выполняется в тройках. Один подросток берет немного краски того цвета, который ему нравится, и капает на лист бумаги. Затем складывает пополам, разворачивает, второй дорисовывает кляксу до какого-либо образа, третий — отгадывает, что изображено и придумывает небольшую историю, затем все трое представляют историю группе. Выполняемые роли в тройках распределяются самими учащимися
Упражнение 2. «Тропинка на скале»
Все участники выстраиваются в линию боком друг к другу. Это скала. Перед линией очерчивается или обозначается другим способом тропинка, на которой располагаются (в виде остальных участников) препятствия: ветки и корни деревьев, выступы, скалы и т. д. За линией обрыв, пропасть. Задача каждого участника, начиная с крайнего, пройти по тропинке и встать с другого края в ряд. При преодолении препятствий идущий может цепляться за расщелины в скале и за сами препятствия. «Упавший» может снова «вскарабкаться» на тропинку и продолжить опасный путь или просто пройти дальше и стать частью скалы. По окончании первого занятия психолог знакомит подростков с правилами поведения во время тренинга.
По окончании занятия психолог должен ознакомить подростков с правилами поведения во время тренинга, которые могут быть написаны на доске или листе ватмана:
1. Не опаздывать.
2. Быть активным.
3. Соблюдать принцип «здесь и сейчас».
4. Проявлять взаимное уважение.
5. Соблюдать принцип «когда один говорит, остальные молчат».
6. Говорить от своего имени (я чувствую, я думаю…)
7. Высказывать свое мнение, не подвергаясь при этом оскорблениям и критике.
8. Возможность высказаться представляется всем желающим.
9. Конфиденциальность: информация, полученная в группе о ком-то из участников, за пределы группы не выносится.
10. Стремиться понять друг друга.
ЗАНЯТИЕ № 3
Цели: установление норм поведения учащихся на занятиях; формирование чувства безопасности в группе. Обсудить с подростками: «Что такое группа, как она создается, функционирует, причины неэффективной работы группы, признаки угрозы распада группы. Почему некоторые «не приживаются» в группе». Достижение сплоченности и взаимопонимания в группе. Ознакомить с принципами безопасности каждого (каждый имеет право отказаться от предложения что-либо сделать).
Упражнение 1.
Участники выстраиваются в круг лицом к центру. Ведущий начинает хлопать в ладоши, и на каждый хлопок участники должны молча подпрыгнуть, повернувшись при этом на 90 градусов. Задача — молча, без каких-либо переговоров или знаков повернуться всем лицом в одном направлении. Участники должны это сделать как можно быстрее.
Упражнение 2. «Путаница»
ЗАНЯТИЕ № 4
Цели: установление норм поведения учащихся на занятиях; формирование чувства безопасности в группе.
Упражнение 1. «Дружный счет»
Участники выстраиваются в круг спиной к центру. Ведущий просит их произвести счет от 1 до 30 таким образом, чтобы каждый подросток назвал хотя бы три цифры. Цифры называются ни по порядку (т.е. ни рядом стоящими подростками), цифры не должны повторяться и называться одновременно несколькими учащимися. При не соблюдении правил игра начинается заново.
Упражнение 2. «Путаница»
ЗАНЯТИЕ № 5
Цель: создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, повышение уверенности в себе, сближение участников.
Упражнение 1. «Только вместе»
Учащимся предлагается разбиться на пары и встать спина к спине. Постараться медленно-медленно, не отрывая своей спины от спины партнера, сесть на пол. А затем попробовать точно так же встать?
Задание: поэкспериментируйте, с какой силой вам нужно опираться на спину партнера, чтобы обоим было удобно двигаться. Затем смените партнера.
Упражнение 2. «Теплое место»
Каждый из участников по очереди выходит в центр круга, садится и называет качество, которое он считает в себе отрицательным, неприемлемую для себя ситуацию. Остальные участники по очереди дают обратную связь, называют положительные стороны этого качества или ситуации.
ЗАНЯТИЕ № 6
Цель: создание положительного эмоционального фона, устранение страхов, повышение уверенности в себе.
Упражнение 1. «Рычи, лев рычи; стучи, поезд, стучи»
«Все мы — львы, большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев рычи!», пусть раздастся самое громкое рычание». «А кто может рычать еще громче? Хорошо, рычите, львы… И это — львиный рык? Это поиск котенка. Нужен громогласный рев». После этого пусть все построятся в затылок друг другу, положив руки на плечи стоящего впереди. Вы — паровоз. Начинайте медленно двигаться по периметру комнаты с пыхтением и свистом. Обойдя комнату один раз, встаньте в конце «состава», а место «паровоза» займет стоявший за вами ребенок. Он должен двигаться немного быстрее и звуки производить более громкие. Продолжайте игру, пока каждый не побывает в роли паровоза. В конце игры может произойти «крушение»: все валятся на пол.
Упражнение 2. «Хоровод»
Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза, улыбаются.
ЗАНЯТИЕ № 7
Цель: формирование у подростков умения выслушивать друг друга, обучение технике «активного слушания».
Упражнение 1. «Исправленный телефон»
Все усаживаются в круг. Доброволец располагается посередине. Ведущий говорит «на ухо» слово, которое передается по кругу с условием не искажать его. Когда стоящий посередине, услышит передаваемое слово, то меняется с тем. От кого оно было услышано.
Упражнение 2. Умеете ли вы слушать, что говорят другие?
Вопрос может показаться странным, раз я с кем-то беседую, значит, слышу его. Но умеете ли вы слушать, думая о нем, а не о себе? По желанию из группы выбираются двое подростков. Одному предлагается рассказать интересную историю. Задача другого, не перебивая и молча послушать собеседника. Слушая, подумать: «Почему он это говорит? Весел или прикидывается? Грустен или интересничает? А если изображает из себя что-то — зачем?». Вообразить, что он — это вы; представьте себе, каким вы выглядите сейчас его глазами.
ЗАНЯТИЕ № 8
Цель: формирование у подростков навыков правильного повседневного общения, умение ведения диалога.
Упражнение 1. «Беседа через стекло»
Детям предлагается передать друг другу важную, неотложную новость мимикой, жестами. Представив, что они отделены друг от друга звуконепроницаемым стеклом.
Упражнение 2. «Говорящий и Слушатель»
Из группы выбираются Говорящий и Слушатель. Говорящий выходит за пределы круга. Слушатель создает условия для беседы, расставляя стулья в центре круга, приглашает Говорящего и устанавливает контакт. Говорящий выразительно что-то рассказывает, например, о том, что сегодня или вчера произошло с ним или его знакомым, что его занимает или беспокоит. Его партнер слушает и завершает беседу подтверждением понимания и поддержкой Говорящего.
ЗАНЯТИЕ № 9
Цель: формирование некоторых навыков установления добрых взаимоотношений с родителями и с другими взрослыми.
Упражнение 1. «Семейные истории»
Для выполнения упражнения нужны крупные листы бумаги для рисования и цветные карандаши или фломастеры. Каждый участник делит лист на две половины и рисует два семейных воспоминания — счастливое и несчастливое. Оба события, нарисованные на одном листе, подчеркивают то, что и позитивные, и негативные явления происходят внутри одной единицы — семьи. Когда группа закончит рисовать, каждый участник по кругу демонстрирует группе свой рисунок и комментирует изображенные события.
ЗАНЯТИЕ № 10
Цель: формирование некоторых навыков установления добрых взаимоотношений с родителями и с другими взрослыми.
Упражнение 1. «Претензии»
Группа делится пополам, а доска на две части. К доске выходят два добровольца. Один из них составляет «список претензий родителей к детям», другой — «список претензий детей к родителям». Дети, сидя за партами, составляют соответствующие своей половине «списки».
Упражнение 2. «Ситуация»
Задается определенная ситуация, участники игры должны придумать причины ее возникновения, развить ее дальше, показать последствия. Например: «Игорь прогулял урок, перед этим он не выучил домашнее задание по математике. Когда он шел в школу утром, то был растерян — теперь ему будет еще труднее догнать программу и…».
ЗАНЯТИЕ № 11
Цель: овладение навыками культурного общения, умение контактировать с другими людьми, определение оптимальной позиции в отношениях с окружающим миром.
Упражнение 1. «Слова-паразиты»
Дети разбиваются на пары. Один слушает, другой делает очень необычное сообщение в течение 3-х — 4-х минут. При этом через каждое слово сообщающий обязательно вставляет одно или два индифферентных слова, например, это будут «яблоко» и «стол». После игры, вызывающей улыбки, анализируются чувства слушающего, выявляется, легко ли было понять товарища, интересно ли его слушать. Затем участники меняются ролями.
Упражнение 2. «Болото и родник»
Один участник начинает с «болота», то есть обращается к соседу с фразами, словами «грязной» речи, которые он слышал на улице, или где-либо еще. Затем переводит это обращение в «чистую» речь, в «родник». Сосед отвечает ему «грязной» речью, затем переводит ее в «чистую» и далее по кругу сам обращается к другому соседу.
ЗАНЯТИЕ № 12
Цель: способствовать формированию у подростков адекватной самооценки, уверенности в себе.
Упражнение 1. «Ищем секрет»
Попробуйте отыскать в себе скрытые особенности следующим образом. Представьте, что сумасшедший ученый создал робота, являющего собой вашу точную копию. Ваш двойник идентичен вам во всех деталях. Но поскольку он — орудие зла, вы не хотели бы, чтобы люди принимали его за вас. Что есть в вас такого, что невозможно продублировать? Как люди, хорошо вас знающие, могли бы обнаружить подмену? Если есть кто-то, знающий ваш секрет, может ли воспользоваться этим, чтобы идентифицировать вас? Вы открыли все секреты, но робот ухитрился воспроизвести вас в точности. Какой самый важный секрет вы раскроете последнюю очередь, чтобы хоть самому убедиться, что вы — это вы, а не ваша копия?
Упражнение 2. «Хвасталки»
Дети садятся в круг. Ведущий раздает детям бумагу и фломастеры и просит вспомнить три своих поступка или подумать о трех своих качествах, которыми они гордятся. Затем ведущий просит детей поделить лист на три части и представить эти качества (поступки) в виде небольших рисунков. После этого, дети по одному выходят в центр круга вместе с рисунком и рассказывают о своих поступках или качествах, которыми они гордятся, группе.
ЗАНЯТИЕ № 13
Цель: работа с ценностными ориентациями подростков.
Используются элементы гештальт-терапии и арт-терапии.
Упражнение 1. «Описание»
Все участники разбиваются на пары, и члены каждой пары садятся друг напротив друга. Психолог выдает каждому участнику по какому-либо предмету. Для этого можно использовать простые и привычные предметы, такие как ножницы, банки, бутылки, вазы или украшения. Каждого подростка просят описать своему партнеру полученный предмет, не оценивая его при этом и даже не рассказывая о его назначении. Например, банку с консервированной фасолью можно описать следующим образом: «Этот предмет имеет цилиндрическую форму. На него наклеена зеленая этикетка, на которой написаны какие-то слова. Слова на этикетке написаны коричневым и красным цветом…» Задача участников — как можно более полно и детально описать полученные предметы. Очень часто, выполняя подобные упражнения, подростки начинают немного по-новому видеть привычные вещи. Такие изменения могут произойти также и в том, что касается восприятия других людей в повседневной жизни. Об этом моно поговорить в ходе дальнейшего обсуждения. После этого психолог просит всех участников сесть в общий круг. Далее проводится обсуждение упражнения.
Упражнение 2. «Самое дорогое в жизни»
Материалы и оборудование: фотографии (семейные, школьные и т.д.) — 10–15 шт., карандаши, краски, бумага формата А 4, магнитофон, кассета с музыкой для релаксации.
Инструкция: Сядьте удобно, расслабьтесь, послушайте музыку. Подумайте о самом дорогом и ценном для вас в жизни… Поразмышляйте об этом немного… А теперь откройте глаза, создайте коллаж, для этого используя карандаши, краски, бумагу, фотографии и т.д. Выберите для этой работы любое удобное для вас место в классе.
Время выполнения задания — 20 минут.
Фон — спокойная тихая музыка.
По окончании работы подростки рассаживаются на свои места в общий круг. Каждый представляет свой коллаж, рассказывая, что он изобразил, что чувствовал, когда его создавал, и что дала ему эта работа.
ЗАНЯТИЕ № 14
Цель: сформировать у подростка представление о понятии «эмоции», рассказать о видах эмоции, выработка навыков совладения со своими отрицательными эмоциями.
Упражнение 1. «Эмоциональное состояние»
Один из участников делает движение, отражающее его внутреннее состояние, а остальные повторяют его пять раз, стараясь вчувствоваться в эго состояние. Затем каждый участник дает характеристику эмоциональному состоянию, выраженному этим движением. Следующий участник делает движение, отражающее его эмоциональное состояние, и так далее по кругу.
Упражнение 2. «Цвет и эмоции»
Каждому участнику дается время, для того чтобы почувствовать, какого он цвета. При этом речь идет не о цвете одежды, а об отражении в цвете его эмоционального состояния, настроения. Затем по очереди участники начинают рассказывать о том, как изменялся цвет, их состояние, их настроение с того момента, как они проснулись, до того, как они пришли сюда, и с чем были связаны эти изменения. Заканчивая рассказ, каждый участник должен охарактеризовать состояние, в котором он находился сейчас, назвать свой цвет в настоящий момент и пояснить, почему он выбрал его для обозначения своего состояния.
ЗАНЯТИЕ № 15
Цель: сформировать у подростка представление о понятии «эмоции», рассказать о видах эмоции, выработка навыков совладения со своими отрицательными эмоциями.
Упражнение 1. «Эмоции в моем теле»
Упражнение позволяет осознать связи эмоций с телесными переживаниями, особенности собственного переживания и выражения эмоций. Необходимо подготовить листок со схематичным изображением человеческого тела для каждого участника и достаточное количество карандашей синего, красного, желтого, черного цветов. «Представьте, что вы сейчас очень сильно злитесь на кого-нибудь или на что-нибудь. Постарайтесь всем телом почувствовать свою злость. Может быть, вам будет легче представить, если вы вспомните какой-нибудь недавний случай, когда вы сильно разозлились на кого-нибудь. Почувствуйте, где в теле находится ваша злость. Как вы ее ощущаете? Может быть, она похожа на огонь в животе? Или у вас чешутся кулаки? Заштрихуйте эти участки красным карандашом на своем рисунке. Теперь представьте, что вы вдруг испугались чего-то. Что вас может напугать? Представили? Где находится ваш страх? На что он похож? Заштрихуйте черным карандашом это место на своем рисунке. (Аналогично предложите участникам обозначить синим карандашом части тела, которыми они переживают грусть, и желтым — радость.) Где в теле вы чувствуете свою злость (страх, грусть, радость)? Какое чувство вам было легче всего представить и ощутить в теле? А какое — труднее? Были ли у кого-нибудь из участников группы похожие ощущения?»
ЗАНЯТИЕ № 16
Цель: способствовать формированию у подростков навыков распознавания и преодоления собственной агрессивности, научить различать демонстрируемые другими агрессивность и неуверенность.
Упражнение 1. «Толкалки»
Упражнение позволяет канализировать агрессию через игру и движение. «Разбейтесь на пары. Встаньте на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Поднимите руки и обопритесь ладонями на плечи своего партнера. По моему сигналу начните толкать друг друга ладонями. Выигрывает тот, кто сдвинет своего партнера с места. Будьте внимательны, никто никому не должен причинить боль. Не толкайте своего партнера к стене или на какую-нибудь мебель. Когда я крикну «стоп!», все должны остановиться. Насколько вам понравилась игра? Кого вы выбрали себе в партнеры? Вы толкались изо всех сил или сдерживали себя? Когда вы играли, вы больше толкали партнера или больше сопротивлялись? Вы с партнером оба действовали по правилам? Что вы придумали, чтобы победить? Что каждый из вас сейчас чувствует по отношению к своему партнеру?» Если вы играете в эту игру в помещении, позаботьтесь о том, чтобы свободного места было достаточно. Пусть участники сначала потренируются. Когда они немного освоятся с игрой и в группе установится более открытая атмосфера, можно попросить участников выбрать себе партнера, на которого они когда-либо сердились.
Упражнение 2.
Попросите детей встать в произвольную позу (или сесть). Затем попросите их подумать о той ситуации (человеке), которая вызывает у них наибольшее чувство гнева. Попросите их сосредоточиться на своих ощущениях и отметить, в каких частях (части) тела они наиболее сильные. Затем попросите их встать (если они сидели), и пусть дети начнут совершать движения таким образом, чтобы максимально выразить те чувства (негативные ощущения), которые они испытывают. Причем побудительный импульс движения должен исходить из той части тела, где негативные чувства (ощущения) наиболее сильные. При этом не нужно контролировать свои движения, важно выразить свои чувства.
ЗАНЯТИЕ № 17
Цель: способствовать формированию у подростков навыков распознавания и преодоления собственной агрессивности, научить различать демонстрируемые другими агрессивность и неуверенность.
Упражнение 1. «Перевоплощение»
Представьте себе, что сложилась такая ситуация, что вам необходимо перевоплотиться в какой — либо объект материального мира: животное, растение, другую часть природы или неодушевленный предмет. Подумайте и расскажите, кого или что вы выбрали, почему, каковы его основные качества. Рассказчику можно задавать вопросы.
Упражнение 2. «Письма гнева»
Попросить подростков подумать о том человеке, который вызывает у него злость и активное неприятие, а также о тех, ситуациях, связанных с этим человеком, где данное чувство проявлялось особенно остро. Далее, попросите подростка написать письмо этому человеку. Пусть в этом письме ребенок честно и искренне расскажет, что он переживает, когда видит этого человека, когда слышит упреки, замечания, а возможно, и оскорбления в свой адрес, что ему хочется сделать в ответ. Важно, чтобы ребенок полностью выразил свои чувства, освобождаясь от них (предупредите ребенка, что кроме него это письмо никто никогда не увидит и не прочтет). После того как ребенок напишет письмо, спросите его, что ему хочется сделать с ним: разорвать, скомкать, сжечь, просто выбросить и т.п. Важно не предлагать ребенку варианты действий, а услышать его желание.
ЗАНЯТИЕ № 18
Цель: формирование и обнаружение неадаптивных установок, которые приводят к развитию суицидальных переживаний, поиск и тренинг неопробованных подростком способов разрешения межличностного конфликта.
Беседа: методика направлена на развитие способности подростка контролировать свое внимание и мыслительную деятельность в состояниях тревоги.
Упражнение 1. «Пальцы»
Методика направлена на развитие способности подростка контролировать свое внимание и мыслительную деятельность в состояниях тревоги. Дети удобно располагаются в креслах или на стульях, образуя круг. Следует переплести пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. По команде «Начали» медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касались друг друга. Сосредоточить внимание на этом движении. По команде «Стоп» прекратить упражнение. Некоторые участники испытывают необычные ощущения: увеличение или отчуждение пальцев. Кто-то будет чувствовать сильное раздражение или беспокойство. Эти трудности связаны с необычностью объекта сосредоточения.
Упражнение 2. «Описание предмета»
Методика направлена на развитие способности анализа и осознания причин своих бессознательных действий.
Задание: Посмотрите внимательно вокруг и выберите любой предмет, находящийся в этой комнате. От его имени расскажите о нем, его мыслях, чувствах, желаниях, ощущениях и т.д. Когда все участники подтвердят, что готовы, кто-то из участников начинает свой рассказ, после чего все остальные по очереди рассказывают о выбранной ими вещи. От имени одного предмета могут прозвучать два и более рассказа. Рассказ может быть следующим: «Я дверная ручка. Мне приятно ощущать тепло детских, человеческих рук. Ночью здесь темно и особенно скучно. Иногда холод наполняет мою душу, и я с нетерпением жду первых лучей солнца…».
ЗАНЯТИЕ № 19
Цель: формирование осознанного негативного отношения к курению.
Упражнение 1. «Первая сигарета»
Один участник «предлагает» сигарету, другой отказывается, находя убедительные доводы.
Упражнение 2.
«Младший» просит у «старшего» закурить; «старший» должен найти удачный ответ (убедить не курить и в то же время не обидеть). Подсчитать, что можно купить на деньги, расходуемые курильщиком на сигареты.
ЗАНЯТИЕ № 20
Цель: формирование негативного отношения к употреблению алкоголя.
Упражнение 1. «Заколдованный человек»
Один участник — «заколдован» и не может говорить, другой делает опасное предложение, уговаривает. «Заколдованный» отказывается, при этом не произнося ни слова.
Упражнение 2. «Сопротивление»
Ребятам нужно встать друг против друга на дистанции вытянутой руки. Поднять руки на уровни груди, прикоснуться друг к другу ладонями. Договориться, кто будет ведущим. Один надавливает, другой сопротивляется, затем наоборот. В задачи входит: а) оказать сопротивление и ощутить давление напарника, сталкивать нельзя; б) столкнуть напарника с места, сумев противостоять давлению и при этом устоять на месте.
ЗАНЯТИЕ № 21
Цель: формирование умения распознавать токсические вещества, сказать «нет» на предложение «что-то» попробовать.
Упражнение 1. «Как сказать нет»
Для подростков овладение этим навыком имеет большое значение, так как им сложно бывает отказать другому, особенно если этот человек настойчив. Подросткам часто бывает трудно определить, в каких случаях следует отказывать или соглашаться. «Бывают ситуации, в которых сказать «да» значит сделать хуже себе, а сказать «нет» — сделать хуже другим. Если мы говорим «нет», то чувствуем себя виноватыми и одинокими. Однако отказ не означает разрыв отношений с человеком. Для того чтобы не оттолкнуть другого, надо проявить сочувствие, сопереживание, «послушать сердце» этого человека. Другими словами, «нет» надо говорить, учитывая чувства другого человека и при этом знать свои цели. Например: «Я вижу, вы очень расстроены, но у меня сейчас нет времени на это дело». Способность сказать «нет» повышает вашу оценку в глазах других людей. Эта способность так же важна, как и способность сказать «да». Труднее всего отказывать близким людям, которые о нас заботятся, например, родителям, которые не только заботятся о своих детях, но и отвечают за их жизнь и здоровье, а также предъявляют к ним требования, которые надо выполнять».
Шаги упражнения:
1. Выслушай просьбу спокойно, доброжелательно.
2. Если что-то неясно, попроси разъяснения — так же, как и в случае критического замечания.
3. Оставайся спокойным и скажи «нет». Коротко объясни. Почему ты отказываешь.
4. Если собеседник настаивает, повтори «нет» без объяснений.
«Если вы отказали, человек может попытаться манипулировать вами, вызвать чувство вины. Важно не реагировать на манипуляции и оставаться внутренне сосредоточенным на главном содержании просьбы и причине вашего отказа. Лучший способ отказать настойчивому собеседнику — повторять «нет» в ответ на его попытки продолжить разговор».
Примеры ситуаций: друг просит тебя подежурить за него; уличный торговец пытается продать тебе ненужную тебе вещь.
Далее приводится основное содержание упражнений для отработки наиболее значимых для подростков навыков (шаги, комментарии, примеры моделируемых ситуаций).
ЗАНЯТИЕ № 22
Цель: формирование умения распознавать токсические вещества, сказать «нет» на предложение «что-то» попробовать.
Упражнение 1. «Электрический ток»
Дети садятся в круг, берутся за руки. По часовой стрелке каждый передает рукопожатие, посланное тренером. Считается по секундам, за сколько «ток» вернется к тренеру.
Упражнение 2. «Необыкновенный предмет»
Дети бросают друг другу мяч. Тренер дает задание: мяч это «горячая картошка», «красивая бабочка».
ЗАНЯТИЕ № 23
Цель: формирование у подростка отрицательного отношения к первой пробе любого наркотика, разъяснение опасности возможного приобщения к наркотикам.
Упражнение № 1. «Суд над наркотиками»
Дети делятся на 3 группы: «адвокаты наркотиков», «обвинители наркотиков» и «судьи». Доска делится на две части (+ и — наркотикам). В ходе судебного процесса каждая группа в соответствии со своей ролью высказывается о наркотиках, судьи подводят итог (по ходу игры ведутся записи на доске «+» «-»).
Упражнение 2. «Трясина»
Ребенок встает в середину круга образованного детьми. Необходимое условие: дети могут перемещаться по кругу, нельзя отбегать в сторону. Находящийся в центре должен поймать кого-нибудь, поймав, они уже ловят вдвоем. Поймав третьего, начинают ловить четвертого и так далее, пока все не окажутся в центре круга.
Занятие № 24
Вступительное слово ведущего
Наркомания – что это? Это путь к преступлению и тюрьме, к смерти и отчаянию. Наркомания ползет по всему миру и молодеет с каждым годом. Часто подростки становятся жертвами из-за любопытства и чувства одиночества. Ребята, ответьте, на следующие вопросы:
- Сталкивались ли вы или ваши близкие с проблемой наркоманией? Насколько это явление опасно?
- Если эта проблема не решится в ближайшее время, как она повлияет на ваше поколение?
- Есть ли среди ваших сверстников, подростки чувствующие одиночество? Чем можно им помочь?
- Что нужно подросткам, чтобы было меньше желающих пробовать наркотики?
Вывод: подростки сами делают выбор, употреблять наркотики или нет; но тот, кто это делает, выбирает и последствия(короткую жизнь, горе близким, разрушение планов, перспектив на будущее и т.д.)
Упражнение «Орехи»
Цель: коррекция ощущения одиночества и ценности собственной личности.
Количество орехов должно соответствовать числу участников. Каждый берет себе один орех. Задание: в течение 1 минуты рассмотреть один орех и запомнить его особенности. Затем все орехи перемешиваются. После этого каждый пытается найти свой.
Обсуждение. Что помогло найти свой орех.
Психолог: В толпе все люди одинаковые, как и орехи, когда лежат вместе. Чтобы увидеть особенности человека, нужно потратить время, присмотреться к нему. О ценности ореха судят по тому, что у него внутри. Он может быть зрелым, зеленым, пустым, гнилым, хорошим. Поэтому нельзя судить о человеке только по его внешнему виду. У ореха очень жесткая скорлупа, она нужна, чтобы защитить нежное ядро. Многие люди тоже часто прячутся в скорлупу, чтобы чувствовать себя в безопасности. Они не могут сразу открыться, для этого должно пройти время. Одиночество пройдет если рядом верный друг!
Занятие № 25
Упражнение «Тест на доверие»
Цель: формирование доверия.
Положите в середину круга какой-либо предмет, например вазу или книгу. Объясните группе, что сейчас начнется игра, которая делает невидимое зримым.
Каждый должен встать на определенное расстояние от предмета. Кто встает вплотную к нему, тот тем самым говорит о высокой, по его мнению, степени доверия в группе. Чем слабее у игрока ощущения безопасности и доверия группе, тем больше будет выбранное расстояние.
Попросите участников поэкспериментировать с разными расстояниями, пока они не ощутят, что выбрали место правильно. Каждый поясняет, почему выбор сделал именно так.
Ведущий
Никто не может принудить себя испытать чувство доверия. Никто не может призвать другого, проникнуться доверием. Доверие очень легко разрушить, если мы чувствуем себя задетыми. Каждый стремиться избежать травмы. Старайтесь бережно относится к другим людям.
Упражнение «Огонь – лед»
Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов.
Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. Участники выполняют упражнение, стоя в кругу. По команде психолога «Огонь» участники начинают интенсивные движения всем телом. Плавность и степень интенсивности движений выбирают каждый произвольно. По команде «Лед» застывают в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело. Психолог несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.
Упражнение «Тень»
Цель: развитие внутренней свободы и раскованности.
Звучит спокойная музыка, дети разбиваются на пары. Один –путник, другой- его тень. Последний старается точь -в- точь скопировать движение путника, который ходит по помещению и делает разные движения: неожиданные повороты, нагибается сорвать цветок, скачет на одной ножке и т.д.
ЗАНЯТИЕ № 26
Цель: Ознакомить подростков с правовой ответственностью несовершеннолетних за совершение мелких правонарушений, отличающихся от криминальных, т.е. уголовно наказуемых, серьезных правонарушений и преступлений. Занятие проводится совместно с социальным педагогом, специалистами ОДН.
ЗАНЯТИЕ № 27 «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ПРОФЕССИЙ»
Время занятия: 40–45 минут.
Цель занятия: развитие толерантности к представителям различных специальностей. Показать, как представители разных профессий могут пересекаться в своей профессиональной деятельности. Материалы и оборудование: краски, карандаши, бумага формата А 4, магнитофон, кассета с музыкой для релаксации.
Ход занятия
Ведущий: Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза, послушайте музыку. А теперь представьте бушующий океан, океан профессий, а вы маленький кораблик, ищущий свою гавань. Эта гавань — ваш оптимальный выбор, от правильности которого зависит, насколько востребованы и счастливы вы будете в жизни. С каждым порывом ветер все сильнее и сильнее. Ваш кораблик кидает с одной волны на другую. Очень долго плывете вы в открытом океане. Вы заплываете в одну гавань, затем в другую, третью, но нигде не задерживаетесь надолго — не можете найти того, что именно вам надо. В один из ненастных дней на небе выглянуло солнышко, и в это же время появился красавец-корабль. Он был прекрасен и величественен. Он протянул вам трос и повел за собой, пообещав показать путь к «вашей гавани». Таким кораблем для вас буду я. Я поведу вас через огромный океан профессий и специальностей, и конечным пунктом нелегкого пути станет тихая гавань вашей профессии. Вы неотступно следуете за кораблем и замечаете, что путь стал легче, уже не так бурлит вода за бортом, над вами светлое небо и весело кричат чайки. И вот, впереди вы заметили землю и радостно заволновались, предвосхищая встречу со своей мечтой. А теперь откройте глаза. Возьмите карандаши или краски и нарисуйте представителя профессии «вашей гавани», выбрав для этого наиболее удобное для вас место в классе. Фон — тихая спокойная музыка. После того, как все рисунки готовы, все садятся в общий круг, делятся впечатлениями. Ведущий делит всех на группы по 2–3 человека так, чтобы в одной группе были представлены разные специальности.
Задание 1. Каждый учащийся предъявляет свой рисунок группе, которая должна угадать, какая профессия изображена на рисунке, затем высказывается хозяин рисунка.
Задание 2. Учащиеся должны придумать ситуацию, которая привела бы к пересечению в своей профессиональной деятельности всех представителей профессий, представленных внутри данной микрогруппы. Затем, все учащиеся садятся в общий круг. Микрогруппы представляют придуманную ситуацию. После выступления представителей всех команд — общее обсуждение.
ЗАНЯТИЕ № 28
Цель занятия: актуализация имеющихся знаний о профессиях.
Материалы и оборудование: краски, карандаши, белая и цветная бумага формата А4, белый и цветной картон, ножницы, клей, тесьма или бельевая резинка, степлер, магнитофон, кассета с музыкой для релаксации.
Ход занятия:
Ведущий: Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза, послушайте музыку, давайте пофантазируем и перенесемся на 10 лет вперед. Представьте, кем вы стали, где работаете, какую деятельность выполняете. Почувствуйте себя в этой роли… А теперь откройте глаза.
Задание 1. Сделайте маску, которая бы могла помочь вам изобразить вашу предполагаемую будущую профессию. Постарайтесь доверять своему собственному восприятию. Ребята делают маски. После того как маски готовы, все снова садятся в общий круг.
Задание 2. Надев маску изобразить без слов представляемую профессию и деятельность, свойственную ей (пантомима) — 3–5 минут. Все остальные учащиеся угадывают представляемую профессию. После представления всех учащихся общее обсуждение: что дала эта работа, что нового понял, осознал о данной специальности, что было легко, а что тяжело выполнять.
Занятие № 29
«Моя семья - мои чувства»
Цель: осмысление подростками личного эмоционального опыта, связанного с семьей.
1. «Хорошие новости»
Задание направлено на создание положительного эмоционального климата в группе, осмысление эмоций и событий, связанных семьей. Ведущий предлагает каждому из подростков по кругу поделиться положительными впечатлениями о событиях, связанных с семьей, семейным досугом.
2. Методика «Домики»
Методика необходима для диагностики эмоциональных состояний воспитанников, а также способствует развитию фантазии и воображения.
Ведущий: «Далеко-далеко, а может быть, и близ-ко, есть волшебная страна, и живут в ней Чувства: Радость, Удовольствие, Страх, Вина, Обида, Грусть, Злость Интерес. Живут они в маленьких цветных домиках. Причем каждое Чувство живет в домике определенного цвета. Кто-то живет в красном домике, кто-то в синем, кто-то в черном, кто-то в зеленом... Каждый день, как только встает солнце, жители волшебной страны занимаются своими делами. Но однажды случилась беда. На страну налетел страшный ураган. Порывы ветра были настолько сильными, что срывали крыши с домов и ломали ветви деревьев. Жители успели спрятаться, но домики спасти не удалось. И вот ураган закончился, ветер стих. Жители вышли из укрытий и увидели свои домики разрушенными. Конечно, они были очень расстроены, но слеза-ми, как известно, горю не поможешь. Взяв необходимые инструменты, жители вскоре восстановили свои домики. Но вот беда — всю краску унес ветер. У вас есть цветные карандаши. Пожалуйста, помогите жителям и раскрасьте домики». Таким образом, детям предлагается поработать с первой колонкой приложения 4, где изображены домики.
Ведущий: «Молодцы, справились с заданием! Но дело в том, что во время урагана жители были так напуганы, что совсем забыли, в домике какого цвета жил каждый из них. Пожалуйста, помогите каждому жителю найти свой домик. Закрасьте или подчеркните название чувства цветом, соответствующим цвету его домика». Подростки выполняют задание.
Ведущий: «Теперь вы не только восстановили страну, но и помогли жителям найти свои домики. Теперь им хорошо, ведь очень важно знать, где твой дом. Не так ли? Но каждая страна имеет свою территорию и границы. Территория страны наносится на карту. Посмотрите — вот карта страны чувств (педагог показывает силуэт человека). Но она пуста. После восстановления страны карта еще не исправлена. Создайте карту страны чувств».
После выполнения задания Ведущий по кругу задает детям вопросы:
- Какие чувства чаще всего испытывают люди, живущие в счастливой семье?
- Какие чувства испытывают люди, живущие в проблемной семье?
- Какие чувства испытываете вы сами в собственной семье? (по желанию)
4. Игра «Волшебный магазин»
Данное упражнение побуждает к рефлексии, развивает эмоциональную сферу, творческое мышление. Ведущий садится за «прилавок» – стол, остальные участники – «покупатели».
Ведущий: «Я продавец волшебного магазина. Как вы думаете, что продается в нем? (ответы подростков). В моем магазине не продается ничего, что можно потрогать, понюхать или попробовать. Я продаю только ценные душевные качества и чувства. Все эти вещи помогают строить гармоничные отношения в своей семье. Для того чтобы сделать покупку в волшебном
магазине, необходимо подумать, какого качества вам не хватает, а потом обязательно предложить что-то взамен. Например, я могу предложить вам 100 граммов доброты взамен на кусочек доверия или глоток радости и т.д.»
Подростки по очереди подходят и совершают «покупки».
Занятие № 30
Цель: осмысление подростками личного эмоционального опыта, связанного с семьей.
1. «Хорошие новости»
Задание направлено на создание положительного эмоционального климата в группе, осмысление эмоций и событий, связанных семьей. Ведущий предлагает каждому из подростков по кругу поделиться положительными впечатлениями о событиях, связанных с семьей, семейным досугом.
2. «Умный мячик»
Упражнение демонстрирует, как проблема может быть решена более эффективно с помощью нетривиального подхода к ней и как этому препятствуют стереотипы («перекинуть — значит подбросить вверх, а потом поймать»), способствует сплочению группы, обучению координации совместных действий. Участники стоят в тесном кругу, им дается не-большой мячик (размером приблизительно с теннисный) и формулируется задание: как можно быстрее перекинуть этот мячик друг другу так, чтобы он побывал в руках у каждого. Ведущий фиксирует потребовавшееся на это время. Оптимальное число участников в кругу от 6 до 8; при большем их количестве целесообразно выполнять упражнение в нескольких под-группах. Задание несложное, обычно на его выполнение в первый раз требуется примерно по 2 секунды на каждого участника. Упражнение повторяется 3-4 раза, ведущий просит делать его как можно быстрее. Когда затраты времени доведены примерно до одной секун-ды на каждого участника, ведущий просит изобрести и продемонстрировать способ, которым можно перекинуть мяч так, чтобы он побывал в руках у каждого, потратив лишь одну секунду на всю группу. Обычно через некоторое время участники придумывают и демонстрируют соответствующее решение. Оно состоит в том, что все они ставят сложенные «лодочкой» руки друг над другом и поочередно разводят ладошки в стороны. Мячик, падая вниз, передается из рук в руки и таким образом успевает побывать у каждого участника. Задача решена!
Обсуждение в кругу
- Что мешало сразу же увидеть быстрый способ выполнения задания, какой стереотип при этом активизировался?
- Кому первому пришла мысль перебрасывать мяч, не подкидывая, а роняя его, и что подтолкнуло к этой идее?
- Какие вы можете вспомнить ситуации, когда стереотипное видение мешало разглядеть простой и нетривиальный способ решения проблемы и как удавалось преодолеть эти ограничения?
3. Игра «Атомы и молекулы»
Задание способствует раскрепощению участников, а
также помогает разделить группу на подгруппы.
Педагог объясняет: «Атом – это самая маленькая
частица. В игре атомом будет каждый играющий. Молекула состоит из атомов, поэтому объединение в цепочку нескольких игроков в игре называется молекулой». Педагог произносит: «Атомы». Все игроки начинают хаотично передвигаться. После слова «молекула по трое» играющие должны соединиться в группы по три человека, после слова «молекула по двое» в группы по два человека и т.д. В конце упражнения должно получиться несколько подгрупп.
Занятие № 31
1. Проблемные ситуации
Упражнение помогает лучше понять и осмыслить наиболее часто встречающиеся проблемы, связанные с семьей, побуждает к рефлексии, развивает эмоциональную сферу и творческое мышление. Упражнение проводится в подгруппах по 3-4 человека. Каждой подгруппе дается карточка с проблемной ситуацией. В основе ситуаций – результаты анкетирования подростков, проведенного на предыдущем занятии. Примеры ситуаций:
- Сын/дочь хочет пойти повеселиться с друзьями, но родители не пускают.
- Сын/дочь пришел поздно домой, и родители его ругают.
- Сын/дочь решил погулять с друзьями, а родители просят присмотреть за маленьким братом/сестрой.
Каждая подгруппа обсуждает ситуацию, затем делает небольшую сценку, изображая заявленную проблему. Затем идет обсуждение увиденного всеми
участниками занятия, поиск конструктивного решения проблемы.
Обсуждение в кругу
- Какая роль досталась?
- Насколько было комфортно в этой роли?
- Имеет ли отношение доставшаяся роль к реальной жизни?
- Что тебе больше всего запомнилось?
Занятие № 32 «Мы - скульпторы своей судьбы»
Цель: закрепление полученных представлений о семейных ценностях.
1. Разминка «Необычное приветствие»
Упражнение способствует раскрепощению обучающихся, созданию положительной атмосферы. Ведущий предлагает детям поздороваться с наибольшим количеством участников сначала руками, а потом дает задание использовать необычные способы приветствия: по команде подростки должны будут здороваться ногами, плечами, спинами, носами и т.д. В конце все участники игры снова пожимают друг другу руки.
Обсуждение в кругу
- А как в вашей семье принято приветствовать друг друга?
- В чем отличие приветствия близкого человека от приветствия обычного знакомого? Затем подростки, выполнившие домашнее задание, демонстрируют работы педагогу и участникам
занятия.
2. Ассоциации
Задание способствует выявлению эмоционального отношения подростков к семье, развивает воображение. Педагог предлагает подросткам по кругу придумать, как можно больше ассоциаций к понятию «семья».
Примеры ассоциаций: ваза с разными цветами, стул (стол) на ножках, большая крепость, повозка с лошадьми, автомобиль с пассажирами и т.п. Чем больше ассоциаций, тем лучше. Ответы обучающихся можно фиксировать на доске или ватмане.
2. Техника «Семейная скульптура»
Упражнение помогает проиграть и осмыслить некоторые особенности семейных отношений. Для проведения данной техники необходимо соблюдение следующих условий:
- легко передвигающаяся мебель (например, стулья);
- достаточное просторное помещение, позволяющее подростку создать скульптуру, наиболее адекватно отражающую его представление о внутрисемейной ситуации.
Этапы проведения
1. Создание скульптуры, отражающей особенности
реальной ситуации в семье.
2. Этап обсуждения скульптуры.
3. Создание скульптуры семьи, отражающей представления подростка об идеальной семье.
Один участник (доброволец) создает семейную композицию. Для этого он выбирает нужных ему людей и расставляет их, изображая фрагмент взаимоотношений в семье. Получается застывшая скульптура или «живая картина». Например, можно изобразить семью вокруг обеденного стола или на прогулке. Каждому участнику говорится, кто он и какую позу должен принять. Когда сцена поставлена, «художник» рассказывает о том, кто изображен на картине, чем заняты персонажи. Затем по очереди каждый участник композиции делится своими чувствами: насколько комфортно в данной позиции, не слишком ли нависают над ним родные, или не слишком ли далеко они стоят, всех ли членов семьи ему видно и т. д. После обсуждения при желании они могут поменять свое местоположение и позу, и, возможно, получится новая картина.
Занятие № 33 «Мы - скульпторы своей судьбы»
1. Пожелания
Упражнение способствует формированию эмпатии, умению видеть хорошее в другом человеке. Дети группы встают по принципу «карусели», то есть лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный (дети стоят спиной к центру круга) и внешний подвижный (подростки стоят лицом
к центру круга). По сигналу педагога все участники внешнего круга делают одновременно один или два шага вправо и оказываются перед новым партнером, которому произносятся хорошие пожелания или комплимент. Таких переходов будет несколько. Затем подростки меняются местами – те, кто был во внешнем кругу, встают во внутренний.
2. Коллаж «Идеальная семья»
Данное задание способствует активизации творческого потенциала детей, формированию у подростков образа идеальной семьи. Задание выполняется в подгруппах, каждая из которых получает набор: клей, ножницы, фломастеры, ватман, картинки из журналов. Задача обучающихся –создать образ идеальной семьи в виде коллажа за фиксированный промежуток времени. Затем участники презентуют свои работы. Юноши и девушки работают в отдельных подгруппах.
Обсуждение в кругу
- Чем, на ваш взгляд, отличаются представления об идеальной семье у юношей и девушек?
- Каким, на ваш взгляд, должен быть идеальный муж?
(ответы девушек)
- Какой, на ваш взгляд, должна быть идеальная жена?
(ответы девушек)
Затем подростки заполняют анкету (см. приложение 5).
4. Обратная связь
Это задание необходимо для дальнейшей работы с группой. Каждому из подростков дается для заполнения карточка с незаконченными предложениями. Ведущий предлагает обучающимся в письменной форме закончить фразу (см. приложение 1). В конце занятия участники получают домашнее задание: нарисовать свою семью.
Приложение 1
На занятии мне было интересно
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
Семья – это
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
В своей семье мне очень нравится
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
Меня расстраивает, когда в моей семье
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
Приложение 2
Сегодня я узнал о себе….
Я хотел бы узнать…
Об этом мне сказали другие….
Приложение 3
Приложение 4
Волшебная страна чувств
Задание
1. Раскрась домики в цвета: красный, желтый, синий,
зеленый, фиолетовый, коричневый, серый, черный.
2. Рассели в цветные домики жителей этой страны.
3. Раскрась карту.
Приложение 5
Инструкция: Перед Вами вопросы и список возможных ответов к ним. Вам предлагается, внимательно прочитав вопрос, выбрать из списка не более 4 наиболее значимых для Вас ответов и сделать отметку в бланке.
1. Какие обязанности, на ваш взгляд, должна выполнять жена?
А) Рождение и воспитание детей.
Б) Создание уюта и порядка в доме, приготовление пищи и т.п.
В) Обеспечение материального благополучия, карьерный рост.
Г) Создание атмосферы любви и взаимопонимания в семье.
Д) Поддержание своего здоровья и внешнего вида (должна ухаживать за собой, следить за своим внешним видом и физическим
состоянием).
Е) Другое (напишите в бланке ответов).
2. Какие обязанности, на ваш взгляд, должен выполнять муж?
А) Воспитание детей.
Б) Участие в ведении домашнего хозяйства.
В) Обеспечение карьерного роста и материального благополучия
семьи (зарабатывает достаточно денег, для того чтобы обеспечивать потребности семьи).
Г) Создание ощущения защищенности и безопасности у всех членной семьи.
Д) Поддержание своего здоровья и внешнего вида (должен ухаживать за собой, следить за своим внешним видом и физическим состоянием).
Е) Другое (напишите в бланке ответов).
3. Хорошая мать в вашем представлении …
А) Тактична, ласкова, терпелива, внимательна, с уважением относится к дочке/сыну.
Б) Последовательна в воспитании детей (требует от детей выполнения правил, принятых в семье и обществе).
В) Заботится о том, чтобы дети были аккуратно одеты, вовремя
накормлены.
Г) Всегда понимает ребенка.
Д) Согревает детей своей любовью.
Е) Другое (напишите в бланке ответов).
4. Хороший отец в вашем представлении …
А) Спокоен и терпелив.
Б) Строгий, но добрый, если наказывает, то справедливо
В) Трудолюбив, ответственен и прививает эти качества своим
детям.
Г) Использует все возможности, чтобы дети ни в чем не нуждались.
Д) Всегда готов выслушать, защитить, поддержать, подсказать.
Е) Другое (напишите в бланке ответов).
5. «Идеальная женщина» в вашем представлении – это женщина…
А) Женственная, ласковая, внимательная, тактичная, понимающая.
Б) Общительная, умеет слушать и слышать партнера.
В) С уважением относится к партнеру, его интересам и увлечениям.
Г) Следит за своим внешним видом, хорошо готовит.
Д) Последовательна в своих словах и поступках.
Е) Другое (напишите в бланке ответов).
6. В вашем представлении «Идеальный мужчина» - это мужчина….
А) Надежный, остается верными данному слову, не поддается
искушениям, имеет в душе нравственный стержень, умеет помочь
в трудной ситуации.
Б) Мужественный, отважный, сильный физически и духовно,
уверенный в себе, всегда находит выход из трудной ситуации,
защищает.
В) С уважением относится к партнеру, ее интересам и увлечени-ям.
Г) Умный, терпеливый.
Д) Добрый, щедрый.
Е) Другое (напишите в бланке ответов).
ЛИТЕРАТУРА
1. Барышникова Н.А. «Восхождение» — программа реабилитации так называемых «трудных» // Директор школы, 1998, № 7.
2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1994.
3. Зюбин Л.М. Растить человека: Записки психолога. Л., 1988. Гл. 3. Трудные дети.
4. Малкина-Пых И.Г. Кризисы подросткового возраста. М.: «Эксмо», 2004.
5. Райфшнайдер Т.Ю. Особенности профориентационной работы с подростками групп социального риска в условиях среднего общеобразовательного учреждения / Материалы I Международной конференции «Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России. Кисловодск — Ставрополь. М., 2006.
6. Райфшнайдер Т.Ю. Путешествие в мир профессий / занятия с учащимися 8–9-х
классов по предпрофильной подготовке. URL: http://it-n.ru/
7. Таланов В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. СПб.: Сова, М.: Эксмо, 2005.
8. Трус И. Модель социально-педагогического сопровождения подростков
с акцентуациями характера // Воспитание школьников. 2003. № 3.
9. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. М., 2005.
Предварительный просмотр:
КАРТА-ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО
1.Ф.И.О.____________________________________________________________
2. Возраст________________ (полных лет) 3. _____________ класс
ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА
- Вступает ли в конфликтные отношения? o нет (если да, то с кем именно и как часто: редко, часто, всегда)?
- родственниками_________________________________________
- со сверстниками_______________________________________
- с учителями школы______________________________________
- Какую роль выполняет в общественном труде, учебе, общаясь со сверстниками?
- инициатор;
- организатор;
- исполнитель;
- созерцатель.
- Проявляет ли положительные качества личности в различных видах деятельности и поведения (если да, то как часто: редко, часто или всегда)?
- уважение к старшим__________________________________________
- внимательность, чуткость, доброту_______________________________
- скромность ___________________________________________________
- трудолюбие___________________________________________________
- добросовестность______________________________________________
- организованность______________________________________________
- самостоятельность_____________________________________________
- дисциплинированность_________________________________________
- другие положительные качества поведения________________________
- Проявляет ли отрицательные качества личности в различных видах детальности и поведения (если да, то редко, часто или всегда)?
- грубость _____________________________________________________
- индивидуализм ______________________________________________
- эгоизм_______________________________________________________
- зазнайство ___________________________________________________
- высокомерие________________________________________________
- легкомыслие _________________________________________________
- беспечность__________________________________________________
- лживость_____________________________________________________
- упрямство____________________________________________________
- жестокость____________________________________________________
- другие отрицательные качества __________________________________
- вредные привычки (курит, сквернословит и пр.) ___________________
Ярко выраженные особенности поведения:
- достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, поведение организованно, дисциплинирован, скромен;
- контакт и общение затруднены, плохо вступает в контакт;
- повышенная возбудимость, импульсивность, расторможенность.
- двигательное беспокойство, драчливость, агрессивность,
- замедленные реакции, неустойчивость в игре и других видах деятельности;
- резкая смена настроений, склонность к аффективным всплескам, эмоциональная возбудимость; o упрямство, замкнутость, ведомость.
- другие ______________________________________________
ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА В КОЛЛЕКТИВЕ
- Какой социальный статус занимает в коллективе?
- лидер;
- аутсайдер;
- предпочитаемый;
- пренебрегаемый;
- изолированный;
- отверженный.
- Как относится к мнению коллектива, к требованиям, критическим замечаниям сверстников?
- позитивно;
- равнодушно;
- враждебно.
- Как выполняет общественные поручения?
- с удовольствием;
- удовлетворительно;
- плохо;
- не выполняет.
- Какое влияние чаще всего оказывает на сверстников?
- положительное (редко, часто);
- отрицательное (редко, часто).
5. Имеются ли близкие друзья, кто они? __________________________________________ _____________________________________________________________________________
УЧЕНИЕ
1. Какое отношение проявляет к различным учебным предметам (перечислите)?
- увлеченное _____________________________________________________________
- заинтересованное________________________________________________________
- безразличное____________________________________________________________
- отрицательное___________________________________________________________
2. Как относится к требованиям учителей, их педагогическим воздействиям?
- активно-положительно;
- пассивно-положительно;
- активно-отрицательно;
- безразлично.
3. По каким предметам отстает? не отстает (если да, то по каким?) ___________________________________________________________________________
4. Основные причины отставания в учебе, зависящие от ученика? ___________________________________________________________________________
5. Основные причины отставания в учебе, зависящие от родителей? ___________________________________________________________________________
6. Основные причины отставания в учебе, зависящие от учителей? ___________________________________________________________________________
ТРУД
1. Имеет ли устойчивый интерес к какой-либо отрасли знаний, науке, области деятельности (если да, то какой)? _____________________________________________
2. Проявляет ли потребность в творческой деятельности o нет (если да, то к какой)
- технической_____________________________________________________________
- литературной____________________________________________________________
- изобразительной_________________________________________________________
- музыкальной____________________________________________________________
- другой__________________________________________________________________
3. Посещает ли дополнительные занятия/кружки по интересам o нет; (если да, то к каким?) _____________________________________________________________________________
4. Занимается ли самообразованием? нет (если да, то в каком направлении)? ____________________________________________________________________________
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
- Какими профессиями интересуется? ___________________________________________
- Имеет ли устойчивое профессиональное намерение (если да, то кем хочет быть)?
__________________________________________________________________
- Имеет ли достаточно полное и верное представление о будущей профессии?
- да;
- частично;
- нет.
- К какому типу профессий имеет склонность?
- человек-человек
- человек-природа
- человек-техника
- человек-знаковая система
- человек-художественный образ
5. Пытается ли осуществить активную практическую проверку своих профессиональных интересов, склонностей, способностей (если да, то каким образом)? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подросток «группы риска»
в социуме
Анкета для подростков
Дорогой друг!
Знаешь, мы, взрослые, тоже когда-то были подростками, у нас тоже были свои радости и огорчения; мы пытались найти ответы на множество вопросов и решить множество проблем. Поэтому нам очень важно узнать, а как сегодня живешь ты? Что тебя волнует? Что радует? С какими трудностями ты сталкиваешься? Постарайся, пожалуйста, услышать наши вопросы к тебе — во имя нашего будущего сотрудничества!
В анкете 8 вопросов и варианты ответов. Внимательно прочитай и отметь один вариант ответа (вариант, наиболее тебе близкий) к каждому вопросу.
Если ни один из вариантов ответов к какому-либо вопросу не подходит, ничего не пиши, а переходи к следующему вопросу или напиши свой вариант в графе — другое.
- Я стою на учете в ___________________________________________, потому что:
— я хуже, чем другие;
— я как все, но попался именно я;
— надо быть более хитрым;
— я невезучий;
— я несчастный;
— я глупый;
— другое ______________________________________________________________
- Я часто прогуливаю школу, потому что:
— мне трудно учиться, я многое не понимаю;
— надо мной смеются в школе;
— меня не любят одноклассники;
— ко мне плохо относятся учителя и воспитатели;
— мне не интересно в школе, скучно;
— меня надо контролировать: заставлять ходить в школу, заставлять учиться;
— другое______________________________________________________________
- Окружающие взрослые меня:
— не понимают;
— ненавидят;
— считают меня плохим, ни на что не годным;
— относятся ко мне, как к маленькому ребенку;
— не доверяют мне;
— уважают меня;
— другое_____________________________________________________________
- Учителя (воспитатели):
— хорошо ко мне относятся;
— не замечают меня совсем;
— всегда мне помогут и защитят меня;
— считают меня ни на что хорошее не годным;
— считают меня глупым, неспособным, плохим;
— уважают и ценят меня.
- Сверстники:
— меня уважают и ценят;
— меня не любят и не дружат со мной;
— считают меня глупым, неумным;
— считают, что я хороший друг и товарищ;
— меня не любят, но боятся меня;
— хотят со мной дружить, но я сам к этому не стремлюсь;
— другое_____________________________________________________________
- Комиссия по делам несовершеннолетних, и полиция меня:
— не любят, ненавидят;
— не понимают меня, считают, что я способен только на плохое;
— относятся ко мне уважительно, понимают все мои проблемы, стараются помочь;
— стараются почаще и построже наказать меня;
— я не уважаю их и не обращаю внимания на их попытки перевоспитать меня;
— думают только о себе, им наплевать на меня;
— другое_____________________________________________________________
- Мои родственники:
— любят меня, но не уважают, не считаются со мной;
— любят меня, уважают, считаются со мной;
— безразличны ко мне, меня почти не замечают;
— одобряют мое поведение;
— безразличны к моим правонарушениям;
— наказывают меня за правонарушения;
— толкают меня на правонарушения;
— другое_____________________________________________________________
- Моя жизнь, моя судьба — все, что со мной происходит, мне:
— нравится, я доволен;
— не нравится, я не доволен, мне хотелось бы, чтобы все было по-другому.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа деятельности школьного детского общественного объединения "Радуга"
Рабочая программа деятельности школьного детского общественного объединения "Радуга"...
Программа детского общественного объединения ШКОЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА «НОВЫЙ ОСТРОВ» или «НЬЮОСТРОВ XXI»
Программа детского общественного объединения ШКОЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА «НОВЫЙ ОСТРОВ» Детское самоуправление – это возможность самим учащимся планирова...
Программа деятельности детской школьной организации "Мы вместе!
Данная программа направлена на формирование активной жизненной позиции, на создание условий для самоопределения, саморазвития, самореализации подростков через объединение делами детского коллектива....
Рабочая программа детского творческого объединения "Школьная пресса"
Рабочая программа детского творческого объединения "Школьная пресса". Цель работы ДТО - выпуск широкоформатной школьной газеты....
программа детского объединения "Школьное лесничество"
Программа предназначена для учащихся 6-9 классов как внеурочные и внешкольные занятия по выбору в соответствии с индивидуальными интересами и потребностями и рассчитана на 68 часов в год, всего на два...
Программа внеурочной деятельности для детской школьной службы примирения "Школа примирения"
Программа внеурочной деятельности для детской школьной службы примирения "Школа примирения" для детей 13-16 лет включает в себя пояснительную записку и тематическое планирование на 34 уч. ча...
Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности детский школьный театр «Кактус»
Дополнительная общеобразовательная программа «Кактус» имеет художественную направленность. Благодаря использованию потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребенка...