Принципы составления и основные виды психокоррекционных программ
материал по психологии

Антошина Вера Алексеевна

Принципы составления и основные виды психокоррекционных программ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Принципы составления и основные виды психокоррекционных программ

В России насчитывается более полумиллиона детей-инвалидов, которые нуждаются в получении начального или общего образования в пределах своих возможностей по адаптированным программам. Этим обусловлена актуальность работы образовательных организаций в области составления и реализации этих программ. Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ по ФГОС – это специальная программа, которая позволяет получать образование определенным категориям лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детям-инвалидам

Целью адаптированной программы является преодоление несоответствия между процессом обучения учащегося с ОВЗ и его реальными возможностями с учетом структуры нарушений, познавательных возможностей и потребностей. Грамотная адаптированная программа позволяет обеспечить личностное развитие ребенка, его социализацию и усвоение учебного материала.

ФГОС начального общего образования детей с ОВЗ утвержден приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1598. В нем закреплены обязательные требования к структуре, условиям и результатам реализации адаптированных программ в образовательных организациях. Адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ по ФГОС разрабатывается специалистами с согласия родителей ребенка с ОВЗ и утверждается руководителем образовательной организации. Разработка программы ведется с учетом особенностей развития, индивидуальных возможностей и способностей.

Виды образовательных программ для детей с ОВЗ

Различают следующие виды образовательных программ для детей с ОВЗ:

для групп детей со сходными проблемами (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слабовидящие, слепые, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи, нарушениями аутистического спектра, множественными нарушениями развития);

для групп детей со сходными образовательными потребностями, которые дифференцируются в группах детей со сходными проблемами.

Для каждой из выделенных групп следует разработать по 2–4 варианта образовательной программы со своими особенностями, которые определяются ФГОС. Выбор варианта адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ производится, основываясь на рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), которые формулируются после комплексного обследования обучающегося. Если у ребенка есть инвалидность, то нужно учитывать индивидуальную программу реабилитации, а также мнение родителей. При освоении образовательной программы существует возможность перехода на другую. Этот переход может осуществляться на основании комплексной оценки результатов освоения программы, рекомендаций ПМПК и с учетом мнения родителей.

Нормативно определены требования ко всем видам образовательным программам для детей с разными ОВЗ: глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с тяжелыми нарушениями речи, с умственной отсталостью, с нарушениями аутистического спектра.

п/п

Принцип составления программ

Содержание принципа

Виды психокоррекционных программ

Роль социального педагога

1

Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.

Системность и взаимообусловленность задач

отражает взаимосвязь развития различных сторон личности ребенка и их гетерхронность, т.е. неравномерность развития. Каждый человек находится на разных уровнях развития  в различных состояниях в одном и том же возрастном  периоде.  Поэтому  при  определении  целей  и  задач  коррекционно-педагогической деятельности необходимо исходить из ближайшего прогноза

развития ребенка, а не сиюминутной ситуации его отклоняющегося поведения. Своевременно принятые превентивные (профилактические) меры позволят избежать ненужных осложнений в его развитии и поведении, а следовательно, необходимости развертывания в дальнейшем полномасштабных специальных коррекционных мероприятий

Здесь находит отражение закон неравномерности развития. Отставание и отклонение в развитии некоторых аспектов личностного развития закономерно приводят к трудностям и отклонениям в развитии интеллекта ребенка и наоборот. Например, неразвитость учебных и познавательных мотивов и потребностей с высокой вероятностью приводят к отставанию в развитии логического операционального интеллекта. Поэтому при определении целей и задач коррекционно-развивающей программы нельзя ограничиваться лишь актуальными на сегодняшний день проблемами и сиюминутными трудностями развития ребенка, а нужно исходить из ближайшего прогноза развития

Таким образом, цели и задачи любой коррекционно-развивающей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:

коррекционного — исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития;

профилактического — предупреждение отклонений и трудностей в развитии;

развивающего — оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.

Только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность коррекционно-развивающих программ

Диагностический минимум

Индивидуальное обследование (специалистами)

Консультации для педагогов,

обучающихся и родителей

Индивидуальные коррекционные занятия педагога-психолога, учителя-логопеда, учителей.

Развивающая и коррекционная

работа

Итоговая диагностика

Коррекция программ основного и дополнительного коррекционного образования

Сбор сведений о ребенке: выявляет обстоятельства, которые могли повлиять на развитие ребенка, семья, среда, в которой живет ребёнок (социально неблагополучная, ранняя депривация). Необходимо знать характер воспитания ребенка (чрезмерная опека, отсутствие внимания к нему и другие).

Выявление условий, при которых трудности в обучении могут быть преодолены

Анкетирование участников ОУ

Участие в разработке комплексного плана оказания ребенку помощи с указанием этапов и методов коррекционной работы

Составление индивидуальных образовательных маршрутов сопровождения.

Наблюдение за ребёнком в различных видах деятельности.

Активное вовлечение родителей в образовательный процесс

Участие в обучающих семинарах  по теме (по мере необходимости)

Беседы с ребенком, с родителями, учителями

Выработка рекомендаций по обучению и воспитанию

Консультативная и методическая помощь участникам ОУ

Иинформационно-просветительская работа

Организация системы оздоровительных мероприятий

Групповая и индивидуальная коррекционная работа с детьми

Контроль образовательного процесса детей с ОВЗ

Диагностическое исследование в рамках программы, реализация программы, внесение изменения и дополнения в программу

2

Принцип единства коррекции и диагностики.

принципа единства диагностики и коррекции обеспечивает

целостность педагогического процесса. Невозможно  вести эффективную и

полноценную коррекционную работу, не зная исходных данных об объекте

Этот принцип отражает целостность процесса оказания психологической помощи в развитии клиента как особого вида деятельности практического психолога

Диагностический минимум

Диагностический минимум

Индивидуальное обследование (специалистами)

Консультации для педагогов, обучающихся и родителей

Развивающая и коррекционная работа

Итоговая диагностика

Сбор сведений о ребенке

Выявление условий, при которых трудности в обучении могут быть преодолены

Анкетирование участников ОУ

Беседы с ребенком, с родителями, учителями

Выработка рекомендаций по обучению и воспитанию

Консультативная и методическая помощь участникам ОУ

Иинформационно-просветительская работа

Организация системы оздоровительных мероприятий

Групповая и индивидуальная коррекционная работа с детьми

Контроль образовательного процесса детей с ОВЗ

3

Принцип приоритетности коррекции каузального типа.

В зависимости от направленности выделяют два типа коррекции:

1) симптоматическую и

2) каузальную (причинную). Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешней стороны трудностей развития, внешних признаков, симптомов этих трудностей. Напротив, коррекция каузального типа предполагает устранение и нивелирование причин, порождающих сами эти проблемы и отклонения в развитии клиента. Очевидно, что только устранение причин, лежащих в основе нарушения развития, может обеспечить наиболее полное разрешение проблем, ими вызванных. Работа с симптоматикой, какой бы успешной она ни была, не сможет до конца разрешить переживаемых клиентом трудностей.

приоритетной целью проведения коррекционных мероприятий должно стать устранение причин трудностей и отклонений в развитии клиента

Индивидуальные  и групповые коррекционные занятия педагога-психолога, учителя-логопеда, учителей.

Занятия по коррекции психоэмоциональной сферы и произвольности

Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках

Занятия по коррекции познавательных процессов

Щадящий режим (при необходимости)

Логопедические занятия (занятия с логопедом)

Занятия по коррекции психоэмоциональной сферы (занятия с психологом)

Выявление условий, при которых трудности в обучении могут быть преодолены

Беседы с ребенком, с родителями, учителями

Выработка рекомендаций по обучению и воспитанию

Консультативная и методическая помощь участникам ОУ

Иинформационно-просветительская работа

Организация системы оздоровительных мероприятий

Групповая и индивидуальная коррекционная работа с детьми

Контроль образовательного процесса детей с ОВЗ

4

Деятельностный принцип коррекции.

Деятельностный  принцип  коррекции  определяет  тактику  проведения

коррекционной работы и способы реализации поставленных целей, подчеркивая, что исходным моментом в их достижении является организация активной деятельности ребенка, создание необходимых условий для его ориентировки в сложных конфликтных ситуациях, выработка алгоритма социально

приемлемого поведения.

При планировании и организации коррекционно-педагогической деятельности следует выбирать наиболее адекватные целям и

задачам коррекции модель деятельности, чтобы в ее содержании, формах и

методах реализации были посильно сложные ситуации, которые ребенок в

состоянии был бы разрешить, а разрешение их направляло бы его в положительное русло развития

разработка

программ основного и

дополнительного

коррекционного образования для детей с ОВЗ

консультативная и

методическая помощь

учителям, родителям, детям

Участие в разработке комплексного плана оказания ребенку помощи с указанием этапов и методов коррекционной работы

Составление индивидуальных образовательных маршрутов сопровождения.

Беседы с ребенком, с родителями, учителями

Выработка рекомендаций по обучению и воспитанию

Консультативная и методическая помощь участникам ОУ

Иинформационно-просветительская работа

5

Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента.

Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка в

коррекционно-педагогическом процессе целесообразнее рассматривается как

принцип «нормативности» развития личности, как последовательность сменяющих друг друга возрастов

Учет индивидуальных психологических особенностей личности позволяет наметить в пределах возрастной нормы, программу оптимизации развития для каждого конкретного клиента с его индивидуальностью, утверждая право клиента на выбор своего самостоятельного пути. Коррекционная программа никоим образом не может быть программой усредненной, обезличенной или унифицированной. Напротив, через оптимизацию условий развития и предоставление ребенку возможностей для адекватной широкой ориентировки в проблемной ситуации она создает максимальные возможности для индивидуализации пути развития клиента и утверждения его "самости"

Индивидуальное обследование (специалистами) Индивидуальные  и групповые коррекционные занятия педагога-психолога, учителя-логопеда, учителей

Консультации для педагогов, обучающихся и родителей

Развивающая и коррекционная работа

Анкетирование участников ОУ

Беседы с ребенком, с родителями, учителями

Выработка рекомендаций по обучению и воспитанию

Консультативная и методическая помощь участникам ОУ

Иинформационно-просветительская работа

Организация системы оздоровительных мероприятий

Групповая и индивидуальная коррекционная работа с детьми

Контроль образовательного процесса детей с ОВЗ

Диагностическое исследование в рамках программы, реализация программы, внесение изменения и дополнения в программу

6

Принцип комплексности методов психологического воздействия.

В коррекционной педагогике необходима некая

совокупность способов и средств, методов и приемов, учитывающих индивидуально-психологические особенности личности, состояние социальной ситуации, уровень материально-технического и учебно-методического обеспечения педагогического процесса, подготовленность учителей к его проведению. Должна при этом присутствовать и определенная логика и последовательность применения педагогических методов и коррекционных приемов,

ступенчатость  воздействия  на  сознание  ребенка,  его  эмоционально-чувственную сферу, вовлечение его в активную индивидуальную или групповую деятельность со сверстниками или взрослым

Известно, что большинство методов, широко используемых в практике, разработаны в зарубежной психологии на теоретических основах психоанализа, бихевиоризма, гуманистической психологии, гештальтпсихологии и других научных школ, весьма различны и противоречиво трактуют закономерности психического развития. Однако ни одна методика, ни одна техника не являются неотчуждаемой собственностью той или иной теории. Критически переосмысленные и взятые на вооружение, эти методы представляют собой мощный инструмент, позволяющий оказать эффективную психологическую помощь клиентам с самыми различными проблемами

Диагностический минимум

Разработка программ основного и дополнительного коррекционного образования для детей с ОВЗ

Консультативная и методическая помощь учителям, родителям, детям

Индивидуально-групповые коррекционные занятия педагога-психолога, учителя-логопеда, учителей

Индивидуальные коррекционные занятия педагога-психолога, учителя-логопеда, учителей.

Занятия по коррекции психоэмоциональной сферы и произвольности

Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках

Занятия по коррекции познавательных процессов

Щадящий режим (при необходимости)

Логопедические занятия (занятия с логопедом)

Занятия по коррекции психоэмоциональной сферы (занятия с психологом)

Индивидуальное обследование (специалистами)

Консультации для педагогов, обучающихся и родителей

Развивающая и коррекционная работа

Итоговая диагностика

Коррекция программ основного и дополнительного коррекционного образования

Сбор сведений о ребенке.

Выявление условий, при которых трудности в обучении могут быть преодолены

Анкетирование участников ОУ

Участие в разработке комплексного плана оказания ребенку помощи с указанием этапов и методов коррекционной работы

Составление индивидуальных образовательных маршрутов сопровождения.

Наблюдение за ребёнком в различных видах деятельности.

Активное вовлечение родителей в образовательный процесс

Участие в обучающих семинарах  по теме (по мере необходимости)

Беседы с ребенком, с родителями, учителями

Выработка рекомендаций по обучению и воспитанию

Консультативная и методическая помощь участникам ОУ

Иинформационно-просветительская работа

Организация системы оздоровительных мероприятий

Групповая и индивидуальная коррекционная работа с детьми

Контроль образовательного процесса детей с ОВЗ

Диагностическое исследование в рамках программы, реализация программы, внесение изменения и дополнения в программу

7

Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе.

Принцип определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии клиента. Система отношения ребенка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы ее осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребенка, определяют зону ее ближайшего развития. Ребенок не развивается как изолированный индивид отдельно и независимо от социальной среды, вне общения с другими людьми. Ребенок развивается в целостной системе социальных отношений, неразрывно от них и в единстве с ними.

Объектом развития является не изолированный ребенок, а целостная система социальных отношений, субъектом которых он является

Диагностический минимум

Консультативная и методическая помощь учителям, родителям, детям Индивидуальное обследование (специалистами)

Консультации для педагогов, обучающихся и родителей

Развивающая и коррекционная работа

с привлечением членов семьи

Анкетирование участников ОУ

Активное вовлечение родителей в образовательный процесс

Беседы с ребенком, с родителями

Выработка рекомендаций по обучению и воспитанию

Консультативная и методическая помощь участникам ОУ

Иинформационно-просветительская работа

8

Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов.

При составлении коррекционных программ необходимо опираться на более развитые психические процессы и использовать методы, их активизирующие. Это эффективный путь коррекции интеллектуального и перцептивного развития. Развитие человека не является единым процессом, оно гетерохронно. Поэтому зачастую в детском возрасте отстает развитие произвольных процессов.

Непроизвольные процессы могут стать основой для формирования произвольности в ее различных формах

Занятия по коррекции психоэмоциональной сферы и произвольности

Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках

Занятия по коррекции познавательных процессов

Щадящий режим (при необходимости)

Логопедические занятия (занятия с логопедом)

Занятия по коррекции психоэмоциональной сферы (занятия с психологом)

Индивидуальное обследование (специалистами)

Наблюдение за ребёнком в различных видах деятельности

Беседы с ребенком Консультативная и методическая помощь участникам ОУ

Организация системы оздоровительных мероприятий

Групповая и индивидуальная коррекционная работа с детьми

9

Принцип программированного обучения.

Наиболее эффективно работают программы, состоящие из ряда последовательных операций, выполнение которых сначала с психологом, а затем самостоятельно приводит к формированию необходимых умений и действий.

Диагностический минимум

Разработка программ основного и дополнительного коррекционного образования для детей с ОВЗ

Развивающая и коррекционная работа

Итоговая диагностика

Коррекция программ основного и дополнительного коррекционного образования

Диагностическое исследование в рамках программы, реализация программы, внесение изменения и дополнения в программу

10

Принцип возрастания сложности.

Каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого – к максимально сложному. Формальная сложность материала не всегда совпадает с его психологической сложностью. Наиболее эффективная коррекция на максимальном уровне трудности доступна конкретному человеку. Это позволяет поддерживать интерес в коррекционной работе и дает возможность клиенту испытать радость преодоления

Диагностический минимум

Развивающая и коррекционная работа

Итоговая диагностика

Коррекция программ основного и дополнительного коррекционного образования

Диагностическое исследование в рамках программы, реализация программы, внесение изменения и дополнения в программу

11

 Принцип учета объема и степени разнообразия материала.

Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированности того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно

Индивидуальные  и групповые коррекционные занятия педагога-психолога, учителя-логопеда, учителей.

Групповая и индивидуальная коррекционная работа с детьми

12

Принцип учета эмоциональной сложности материала.

Учет эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.

Программа коррекционной работы должна быть психологически обоснованной. Успех коррекционной работы зависит прежде всего от правильной, объективной, комплексной оценки результатов диагностического обследования. Коррекционная работа должна быть направлена на качественное преобразование различных функций, а также на развитие различных способностей клиента.

Диагностика

Рефлексия

Занятия по коррекции психоэмоциональной сферы и произвольности

Индивидуальный и дифференцированный подход на уроках

Занятия по коррекции познавательных процессов

Щадящий режим (при необходимости)

Логопедические занятия (занятия с логопедом)

Занятия по коррекции психоэмоциональной сферы (занятия с психологом)

Анкетирование участников ОУ

Наблюдение за ребёнком в различных видах деятельности.

Беседы с ребенком Организация системы оздоровительных мероприятий

Групповая и индивидуальная коррекционная работа с детьми

 

Основная цель сопровождения  оказание практической помощи в решении проблем.

Задачи сопровождения:

  1. Правильный выбор образовательного маршрута;
  2. Преодоление затруднений в учёбе, повседневной жизни.
  3. Решение личностных проблем развития ребёнка;
  4. Формирование здорового образа жизни.

Социальный  педагог  обеспечивает сопровождение ребёнка с ОВЗ в коррекции здорового образа жизни, профориентации.

В программе коррекционной работы сопровождение социальным педагогом понимается как сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие,  ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого.  

В основе сопровождения лежит единство четырёх функций: 

- диагностика сущности возникшей проблемы;

- сбор информации о сути проблемы и путях её решения;

- взаимодействие на этапе принятия решения и разработки плана решения проблемы;

- помощь на этапе реализации плана решения.

Основными принципами сопровождения ребёнка являются:

  • рекомендательный характер советов;
  • приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребёнка»);
  • непрерывность сопровождения.

Социальный педагог принимает участие в работе такой формы организационно-управленческой деятельности сопровождения как психолого-педагогический консилиум. Главными задачами, которого являются: защита прав и интересов ребёнка; выявление групп детей, требующих внимания специалистов; консультирование всех участников образовательного процесса.

В результате работы у социального педагога имеется  комплект документов:

- учетно-профилактическая карта сопровождения детей,

- индивидуальный маршрут сопровождения ученика,

- лист  наблюдений во время адаптации.

- диагностический инструментарий и методики для сбора и получения информации в вопросах:

  • Семья ребенка. Состав семьи. Условия воспитания.
  • Мотивы учебной деятельности. Прилежание, отношение к отметке, похвале или порицанию учителя, воспитателя.
  • Эмоционально-волевая сфера. Преобладание настроения ребенка. Наличие аффективных вспышек. Способность к волевому усилию, внушаемость, проявления негативизма.
  • Особенности личности. Интересы, потребности, идеалы, убеждения. Наличие чувства долга и ответственности. Соблюдение правил поведения в обществе, школе, дома. Взаимоотношения с коллективом: роль в коллективе, симпатии, дружба с детьми, отношение к младшим и старшим товарищам. Нарушения в поведении: гиперактивность, замкнутость, аутистические проявления, обидчивость, эгоизм. Поведение. Уровень притязаний и самооценка.

Реализация коррекционной работы позволит социальному  педагогу  обеспечить сопровождение ребёнка с ОВЗ в коррекции здорового образа жизни, профориентации.

Результатом коррекционной работы является достижение ребёнком с ОВЗ планируемых результатов освоения Образовательной программы.

Направления и задачи коррекционной работы

Направления

Задачи исследовательской работы

Содержание и формы работы

Ожидаемые

результаты

Диагностическое

Повышение компетентности педагогов по проблеме исследования.

Диагностика школьных трудностей обучающихся.

Дифференциация детей по уровню и типу их психического развития

Реализация спецкурса для педагогов.

Изучение индивидуальных карт медико-психолого-педагогической диагностики

Анкетирование, беседа, тестирование, наблюдение.

Характеристика образовательной ситуации в школе.

Диагностические портреты детей (карты медико-психолого-педагогической диагностики, диагностические карты школьных трудностей).

Характеристика дифференцированных групп учащихся

Проектное

Проектирование образовательных маршрутов на основе данных диагностического исследования.

Консультирование учителей при разработке индивидуальных образовательных маршрутов сопровождения и коррекции.

Индивидуальные карты медико-психолого-педагогического сопровождения ребёнка с ОВЗ.

Аналитическое

Обсуждение возможных вариантов решения проблемы, построение прогнозов эффективности  программ коррекционной работы.

(Медико-)психолого-педагогический консилиум.

План заседаний (медико-) психолого-педагогического консилиума.

      Очень важны консультативная и информационно-просветительская работы.

    Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся. 

Консультативная работа включает:

— выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;

— организацию консультирования специалистами (врачами, участниками системы профилактики) педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;

— консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приёмов коррекционного обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

2.Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Информационно-просветительская работа предусматривает:

- различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, всеобучи, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

- проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.

В школе проводятся следующие мероприятия:

- Выступления на заседаниях МО учителей начальных классов:

- Участие в курсовой подготовке и переподготовке по проблемам обучения детей с особыми образовательными возможностями;

- Обмен опытом с другими общеобразовательными и коррекционными учреждениями города.

            Результатом такой планомерной работы будет являться:

- повышение  профессиональной компетентности участников образовательного процесса,

-повышение уровня грамотности родителей и  их  активное участие в жизни ребенка,

- коррекция выявленных недостатков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Принципы составления воспитательной программы с учетом диагностики и индивидуальных особенностей воспитанников речевой группы

В материале рассматриваются и характеризуются основные методы психолого-педагогической диагностики детей с речевыми нарушениями: наблюдение, эксперимент, опрос, беседа, анкетирование, тестирован...

Методическая разработка "Основные принципы составления технологической карты урока"

Технологическая карта с методической структурой урока....

Технология составления психокоррекционных программ

Данная презентация содержит информацию о технологии составления психокоррекционных программ....

Принцип составления рабочей программы по биологии

Ключевые моменты в составлении рабочей программы по биологии....

Открытый урок по предмету гитара на тему: «Принципы работы над основными видами фактур гитарной музыки на начальном этапе обучения».

Открытый урокпо предмету гитара, Тема: «Принципы работы над основными видами фактур гитарной музыки на начальном этапе обучения»....

Реферат по дисциплине: «Учебно-методическое обеспечение курса «Обществознания» в школе»» По теме: «Принципы тематического планирования, основные требования к его составлению, структурные компоненты планирования»

Отражены основные требования и принципы к тематическому планированию. Можно руководствоваться материалом при разработке рабочих программ и тематического планирования различных дисциплин....

Рабочая психокоррекционная программа "Путь к себе " для учащихся 8-х классов 7 вида

Рабочая программа психокоррекционных занятий для учащихся средней школы с ОВЗ "Путь к себе". Учащиеся 8-х классов VII вида....