Главные вкладки
Методическое сообщение на тему: «Улучшение техники игры в классе гитары»
учебно-методический материал по музыке
Открытый урокпо предмету гитара, Тема: «Принципы работы над основными видами фактур гитарной музыки на начальном этапе обучения».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 170 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств г. Анива»
Методическое сообщение
на тему: «Улучшение техники игры в классе гитары»
Выполнил:
Преподаватель
Ямушин В. В.
г. Анива
23 ноября 2022г.
Содержание
- Введение………………………………………………………………..3
- Основная часть…………………………………………………………4
- Вывод…………………………………………………………………...9
- Используемая учебно-методическая литература……………………9
Введение
Для дoстижения высот исполнительского мастерства гитаристу необходимо в своём музыкальном развитии пройти все этапы обучения игре на гитаре, которые включают в себя правильную пoсадку, постановку рук, освоение нотной грамоты, а также многие другие важные умения. В становлении и развитии учащегося-гитариста необходимым является освоение теxники игры на инструменте, а так же умение применять ее на практике для достижения xудожественной выразительности музыкального произведения.
Слoжность освoения гитары заключается в том, что технические возможности игры на данном инструменте очень разнообразны. Этo трудный и в тоже время увлекательный процесс.
Сoдержательность и оригинальность игры гитариста напрямую зависит от количества возможностей и технических приёмов, которыми он обладает. В своей работе, Я бы хoтел рассмотреть лишь некоторые из них.
Основная часть
В своей работе я опираюсь на принципы, которые были заложены в новой школе игры на классической гитаре, сформировавшейся примерно в начале 80-х годов XX века. В то время появились выдающиеся гитаристы-исполнители, педагоги и композиторы, которые направили развитие гитарной музыки в новое русло.
В своей работе я опираюсь на принципы, которые были заложены в новой школе игры на классической гитаре, сформировавшейся примерно в начале 80-х годов XX века. В то время появились выдающиеся гитаристы-исполнители, педагоги и композиторы, которые направили развитие гитарной музыки в новое русло.
Возникновение новой школы игры на классической гитаре стало важным этапом в развитии гитарного искусства. Это особенно заметно в технике исполнения. Она стала более виртуозной, арсенал приёмов значительно расширился, что позволило композиторам, пишущим музыку для классической гитары, создавать более насыщенные по звучанию произведения и искать новые формы.
Историю развития школы игры на классической гитаре можно разделить на два периода:
- С конца XIX века до начала 80-х годов XX века.
- С начала 80-х годов XX века до наших дней.
Сравнивая исполнителей этих двух периодов, можно заметить, что произведения, которыеколы игры на классической гитаре стало важным этапом в развитии гитарного искусства. Это особенно заметно в технике исполнения. Она стала более виртуозной, арсенал приёмов значительно расширился, что позволило композиторам, пишущим музыку для классической гитары, создавать более насыщенные по звучанию произведения и искать новые формы.
Историю развития школы игры на классической гитаре можно разделить на два периода:
- С конца XIX века до начала 80-х годов XX века.
- С начала 80-х годов XX века до наших дней.
Сравнивая исполнителей этих двух периодов, можно заметить, что произведения, которые раньше считались вершиной исполнительского мастерства, теперь играют студенты первых-вторых курсов музыкальных колледжей и училищ — представители новой школы игры на классической гитаре.
В чём же основные различия между этими двумя школами? Прежде всего, изменения коснулись техники постановки рук. Техника левой руки претерпела незначительные изменения, а вот техника постановки правой руки была существенно пересмотрена.
Для наглядности можно сравнить фотографии двух исполнителей:
На фотографии — Франсиско Таррега, основатель школы игры на классической гитаре, яркий представитель старой школы. На фотографии отчётливо видна характерная постановка рук: изгиб в запястье, высокое положение запястья над декой, пальцы расположены перпендикулярно струнам. При использовании ногтевого способа звукоизвлечения палец сначала касается струны подушечкой, а затем ногтем, после чего возникает звук. Такая постановка руки давала исполнителю яркий, громкий звук, иногда даже немного резкий.
На фотографии — Андреас Сеговия, гитарист, который в XX веке закрепил за гитарой статус серьёзного академического инструмента и вывел её на большую академическую сцену. Он также является представителем старой школы игры на классической гитаре. На фотографии мы видим характерные особенности постановки правой руки: изгиб в запястье, высокое положение запястья по отношению к деке, пальцы расположены перпендикулярно струнам.
Теперь рассмотрим, как изменилась постановка правой руки с появлением новой школы игры на классической гитаре:
Рассмотрим технику одной из лучших классических гитаристок России — Веры Данилиной. Она также является победителем престижного международного конкурса XIII Международный фестиваль-конкурс имени А. К. Фраучи.
Проанализировав изменения в постановке правой руки, можно заметить, что изгиб в запястье был устранён, положение кисти по отношению к деке стало более низким. При использовании ногтевого способа звукоизвлечения палец касается струны одновременно подушечкой и ногтем, что даёт исполнителю более насыщенный звук с большим количеством обертонов и низких частот. У гитаристов даже есть понятие «низкочастотный тон». Это тот звук, к которому нужно стремиться, он должен быть округлым, с «ядром» и «окружённым» обертонами.
Для начала ученикам предлагается работать с одноголосной фактурой. На этом этапе важно познакомить ученика с основными принципами игры с подготовкой. Важно, чтобы палец касался струны не «с воздуха», для этого его нужно подготовить, отсюда и название — играть «со струны». Ученик будет извлекать звук приёмом апояндо. Чтобы правильно играть приёмом апояндо на гитаре, нужно немного изменить траекторию движения пальцев правой руки. Если при приёме тирандо пальцы после извлечения звука сразу возвращаются в исходное положение, то при апояндо они остаются на соседней струне. Например, после извлечения звука приёмом апояндо на открытой второй струне палец должен соскользнуть на соседнюю третью струну и остаться на ней. Поэтому кисть левой руки должна находиться выше, чем при игре тирандо.
Не менее важным моментом в работе над одноголосной фактурой является игра гамм. Необходимо продемонстрировать это на примере гамм Ля мажор и Ре мажор. Все действия выполняются под метроном.
После подготовительной работы можно приступить к основной части. Она заключается в исполнении произведений с разными видами фактуры. Примером такого произведения может служить пьеса «Как под горкой» в обработке В. Калинина.
Следующий этап — работа над элементарным двухголосием (бас и мелодия). Подготовительное упражнение выполняется только правой рукой под метроном, важно следить за тем, чтобы ученик использовал способ игры с подготовкой, то есть играл не «с воздуха», а «со струны».
Выполнив необходимые упражнения, можно перейти к работе над арпеджио. Как и на предыдущих этапах, всё выполняется на открытых струнах под метроном.
Для закрепления результата полезно играть пьесы, в которых сочетаются разные виды фактуры.
В результате работы ученик приобретает умение исполнять пьесу «Как под горкой» в обработке В. Калинина с использованием всех полученных на уроке приёмов.
Вывод
Умение применять приёмы и штрихи являются одним из средств раскрытия музыкально-художественного образа. Это позволяют наиболее полно показать возможности прекрасного инструмента - гитара.
Используемая учебно-методическая литература:
- Добров М. Формирование и развитие навыков исполнения гамм в классе гитары детской музыкальной школы.
- Иванов-Крамской А. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. Изд. 4. - Р- н-Д.: Феникс, 2004. - 152 с.
- Информационные бюллетень «Народник» № 1-58./Ред.-сост. В. Новожилов, В. Петров. - М.: Музыка, 1998-2007.
- Как научиться играть на гитаре. / Сост. В. Кузнецов. - М.: Классика-XXI, 2006. - 200 с.
- Каркасси М. Школа игры на шестиструнной гитаре. / Ред. В. М. Григоренко. - М.: Кифара, 2002. - 148 с.
- Катанский А. В., Катанский В. М. Школа игры на шестиструнной гитаре. Ансамбль. Таблицы аккордов. Аккомпанемент песен: Учебно- 22 методическое пособие. - И.: Катанский, 2008. - 248 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/31/picture-74652-1469967861.jpg)
Освоение выразительных средств музыки на начальном этапе обучения
Преподаватель:Джанетта Геннадьевна БашкироваДата проведения: 15.03.2012г.Класс:1Отделение ДШИ:фортепианноеТема урока:"Освоение выразительных средств музыки на начальном этапе обучения".Форма про...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/05/picture-136985-1352110906.jpg)
Открытый урок на тему: «Освоение выразительных средств музыки на начальном этапе обучения.»
План урока: Организационный момент Разминка. Упражнения, направленные свободу двигательного аппарата, пальчиковая гимнастика (с использованием личностно-ориентированной технологии)...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/30/picture-356744-1385824826.jpg)
Основные аспекты с перспективными учащимися на начальном этапе обучения.
Статья о методах устранения и решении проблем, касающихся концертного волнения....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/30/picture-356744-1385824826.jpg)
Основные аспекты с перспективными учащимися на начальном этапе обучения.
Статья о методах устранения и решении проблем, касающихся концертного волнения....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/30/picture-356744-1385824826.jpg)
Основные аспекты с перспективными учащимися на начальном этапе обучения.
Статья о методах устранения и решении проблем, касающихся концертного волнения....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/30/picture-356744-1385824826.jpg)
Основные аспекты с перспективными учащимися на начальном этапе обучения.
Статья о методах устранения и решении проблем, касающихся концертного волнения....
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/10/picture-874180-1484032674.jpg)
Открытый урок на тему: "Работа над формированием и развитием технических навыков на начальном этапе обучения цимбалиста"
В конспекте открытого урока поэтапно описываются основные проблемы в начальном периоде обучения, с которыми сталкиваются педагоги при обучении на таком инструменте как цимбалы.Данный консп...