Принципы составления воспитательной программы с учетом диагностики и индивидуальных особенностей воспитанников речевой группы
материал по теме

Демочко Елена Степановна

 

В материале рассматриваются и характеризуются основные методы психолого-педагогической диагностики детей с речевыми нарушениями: наблюдение, эксперимент, опрос, беседа, анкетирование, тестирование, интервью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon презентация к материалу2.12 МБ
Microsoft Office document icon shmp_no2.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

КОУ «Шербакульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Школа Молодого Педагога

Тема: «Принципы составления воспитательной программы с учетом диагностики и индивидуальных особенностей воспитанников речевой группы»

Руководитель:

Щербакова Н.В.

Подготовила:

Педагог-психолог Демочко Е.С.

2013

Составления воспитательной программы предполагает формулирование темы рассчитанной на определенную речевую группу. В программе описываются цели, на которые педагог будет ориентироваться в своей работе.

В программе обязательно кратко дается описание характеристики детей, на которых рассчитана воспитательная программа. Дается краткий портрет ребенка с описанием достоинств и недостатков, на исправление и устранение которых нацелена программа. В программе должен быть отражен учебный план для указания того, в какой части его будет реализовываться воспитательная программа.

Основные методы психолого-педагогической диагностики детей с речевыми нарушениями: наблюдение, эксперимент, опрос, беседа, анкетирование, тестирование, интервью.

Принципы диагностики детей с нарушением речи.

Под принципами логопедической работы подразумеваются такие исходные положения, которые помогают проводить комплексную диагностику, логопедические исследования и воздействовать на дефекты речевого развития с целью их коррекции.

В комплексный подход диагностики входит принцип всестороннего тщательного обследования и оценки особенностей развития ребенка. Комплексная диагностика включает в себя целостный подход к ребенку, оценку уровня его социальной адаптированности и личностной целостности ребенка, а также всесторонний анализ психофизического и социального развития ребенка. Комплексный подход включает в себя и системное обследование с позиций специалистов разных профилей, анализ динамики психомоторного и физического развития ребенка.

Для комплексной диагностики речевых нарушений, прежде всего, необходимы знания основных периодов речевого развития ребенка и темпов его формирования. Как известно, полноценная речевая функция возникает лишь при правильном динамическом развитии ребенка.

Принцип динамического изучения тесно связан с изучением основных закономерностей развития зрелого и незрелого (аномального) ребенка. Специфические закономерности развития и аномалии помогут в дифференциальной диагностике причин развития речевых нарушений. Принцип динамического изучения предполагает применение диагностических методик с учетом возраста обследуемого, что позволяет определять стратегию коррекционного воздействия в последующей деятельности ребенка.

Принцип качественного анализа данных, полученных в процессе педагогической диагностики и коррекции речевых нарушений, находится в тесной связи с принципом динамического изучения. Качественный анализ речевой деятельности ребенка включает в себя способы действий, характер его ошибок, отношение ребенка к экспериментам, а также к результатам своей деятельности.

Качественная и количественная диагностики основных компонентов в процессе обучения: восприимчивости к помощи, способности к логическому переносу, активности в решении поставленных задач, позволяют не только определить структуру речевого дефекта, его этиологию, патогенез, но и сформулировать диагноз, выбрать оптимальную коррекционную методику, дать вероятностный прогноз.

Принцип системного подхода позволяет постепенно и последовательно внедрять знания, развитие навыков и умений корректирующего порядка в практической деятельности. При таком системном подходе корректирующее воздействие проводится в несколько приемов, что позволяет ребенку быстрее усваивать знания с учетом его речевого восприятия, т. е. весь процесс идет от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному.

Принципы составления воспитательной программы для детей с речевыми нарушениями.

Принцип

Характеристика

1. Принцип динамического изучения

Предполагает составление программы с учетом возраста обследуемого, выявление его потенциальных возможностей

2. Принцип оценки особенностей развития ребенка

Включает в себя целостный подход к ребенку, оценку уровня его социальной адаптированности и личностной целостности ребенка, а также всесторонний анализ психофизического и социального развития ребенка, системное обследование с позиций специалистов разных профилей, анализ динамики психомоторного и физического развития ребенка

3. Принцип качественного анализа данных

Включает в себя способы действий, характер его ошибок, отношение ребенка к экспериментам, а также к результатам своей деятельности. Качественный анализ полученных результатов при обследовании речи не противопоставляется учету количественных данных

4. Принцип системного подхода

Позволяет постепенно и последовательно внедрять знания, развитие навыков и умений корректирующего порядка в практической деятельности

5. Деятельностный принцип

Учитывает ведущую деятельность ребенка, в соответствии с которой проводиться коррекционная работа

6. Принцип последовательного подхода

Проводится по этапам. Каждому этапу соответствуют свои задачи, методы и приемы исправления.

Составление воспитательной программы в каждом конкретном случае будет зависеть:

- от возраста ребенка (чем меньше ребенок, тем реальнее и реалистичнее должны быть объекты, предъявляемые ребенку);

- от уровня развития речи (чем ниже уровень развития речи ребенка, тем реалистичнее и реальнее должен быть предъявляемый материал);

- от уровня психического развития ребенка.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся при выполнении проектных заданий по технологии» (на примере изучения раздела «Проектирование и изготовление одежды» в 5-8 классах)

Опыт показывает, что внедрение в образовательный процесс, особенно по технологии, метода проектов открывает значительные возможности для повышения качества обучения. Особенностью данного метода являет...

Учет психологических и индивидуальных особенностей обучающихся

Презентация на тему: " Психологические аспекты работы с детьми младшего и среднего возраста"...

Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей 6-7 лет.

Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей 6-7 лет....

Принцип составления рабочей программы по биологии

Ключевые моменты в составлении рабочей программы по биологии....