Принципы составления воспитательной программы с учетом диагностики и индивидуальных особенностей воспитанников речевой группы
материал по теме
В материале рассматриваются и характеризуются основные методы психолого-педагогической диагностики детей с речевыми нарушениями: наблюдение, эксперимент, опрос, беседа, анкетирование, тестирование, интервью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к материалу | 2.12 МБ |
shmp_no2.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
КОУ «Шербакульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
Школа Молодого Педагога
Тема: «Принципы составления воспитательной программы с учетом диагностики и индивидуальных особенностей воспитанников речевой группы»
Руководитель:
Щербакова Н.В.
Подготовила:
Педагог-психолог Демочко Е.С.
2013
Составления воспитательной программы предполагает формулирование темы рассчитанной на определенную речевую группу. В программе описываются цели, на которые педагог будет ориентироваться в своей работе.
В программе обязательно кратко дается описание характеристики детей, на которых рассчитана воспитательная программа. Дается краткий портрет ребенка с описанием достоинств и недостатков, на исправление и устранение которых нацелена программа. В программе должен быть отражен учебный план для указания того, в какой части его будет реализовываться воспитательная программа.
Основные методы психолого-педагогической диагностики детей с речевыми нарушениями: наблюдение, эксперимент, опрос, беседа, анкетирование, тестирование, интервью.
Принципы диагностики детей с нарушением речи.
Под принципами логопедической работы подразумеваются такие исходные положения, которые помогают проводить комплексную диагностику, логопедические исследования и воздействовать на дефекты речевого развития с целью их коррекции.
В комплексный подход диагностики входит принцип всестороннего тщательного обследования и оценки особенностей развития ребенка. Комплексная диагностика включает в себя целостный подход к ребенку, оценку уровня его социальной адаптированности и личностной целостности ребенка, а также всесторонний анализ психофизического и социального развития ребенка. Комплексный подход включает в себя и системное обследование с позиций специалистов разных профилей, анализ динамики психомоторного и физического развития ребенка.
Для комплексной диагностики речевых нарушений, прежде всего, необходимы знания основных периодов речевого развития ребенка и темпов его формирования. Как известно, полноценная речевая функция возникает лишь при правильном динамическом развитии ребенка.
Принцип динамического изучения тесно связан с изучением основных закономерностей развития зрелого и незрелого (аномального) ребенка. Специфические закономерности развития и аномалии помогут в дифференциальной диагностике причин развития речевых нарушений. Принцип динамического изучения предполагает применение диагностических методик с учетом возраста обследуемого, что позволяет определять стратегию коррекционного воздействия в последующей деятельности ребенка.
Принцип качественного анализа данных, полученных в процессе педагогической диагностики и коррекции речевых нарушений, находится в тесной связи с принципом динамического изучения. Качественный анализ речевой деятельности ребенка включает в себя способы действий, характер его ошибок, отношение ребенка к экспериментам, а также к результатам своей деятельности.
Качественная и количественная диагностики основных компонентов в процессе обучения: восприимчивости к помощи, способности к логическому переносу, активности в решении поставленных задач, позволяют не только определить структуру речевого дефекта, его этиологию, патогенез, но и сформулировать диагноз, выбрать оптимальную коррекционную методику, дать вероятностный прогноз.
Принцип системного подхода позволяет постепенно и последовательно внедрять знания, развитие навыков и умений корректирующего порядка в практической деятельности. При таком системном подходе корректирующее воздействие проводится в несколько приемов, что позволяет ребенку быстрее усваивать знания с учетом его речевого восприятия, т. е. весь процесс идет от простого к сложному, от легкого к трудному, от известного к неизвестному.
Принципы составления воспитательной программы для детей с речевыми нарушениями.
Принцип | Характеристика |
1. Принцип динамического изучения | Предполагает составление программы с учетом возраста обследуемого, выявление его потенциальных возможностей |
2. Принцип оценки особенностей развития ребенка | Включает в себя целостный подход к ребенку, оценку уровня его социальной адаптированности и личностной целостности ребенка, а также всесторонний анализ психофизического и социального развития ребенка, системное обследование с позиций специалистов разных профилей, анализ динамики психомоторного и физического развития ребенка |
3. Принцип качественного анализа данных | Включает в себя способы действий, характер его ошибок, отношение ребенка к экспериментам, а также к результатам своей деятельности. Качественный анализ полученных результатов при обследовании речи не противопоставляется учету количественных данных |
4. Принцип системного подхода | Позволяет постепенно и последовательно внедрять знания, развитие навыков и умений корректирующего порядка в практической деятельности |
5. Деятельностный принцип | Учитывает ведущую деятельность ребенка, в соответствии с которой проводиться коррекционная работа |
6. Принцип последовательного подхода | Проводится по этапам. Каждому этапу соответствуют свои задачи, методы и приемы исправления. |
Составление воспитательной программы в каждом конкретном случае будет зависеть:
- от возраста ребенка (чем меньше ребенок, тем реальнее и реалистичнее должны быть объекты, предъявляемые ребенку);
- от уровня развития речи (чем ниже уровень развития речи ребенка, тем реалистичнее и реальнее должен быть предъявляемый материал);
- от уровня психического развития ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся при выполнении проектных заданий по технологии» (на примере изучения раздела «Проектирование и изготовление одежды» в 5-8 классах)
Опыт показывает, что внедрение в образовательный процесс, особенно по технологии, метода проектов открывает значительные возможности для повышения качества обучения. Особенностью данного метода являет...
Учет психологических и индивидуальных особенностей обучающихся
Презентация на тему: " Психологические аспекты работы с детьми младшего и среднего возраста"...
Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей 6-7 лет.
Формы, способы, методы и средства реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей 6-7 лет....
Построение образовательной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся
Выступление на районном методическом объединении учителей ОБЖ....
Развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Выступление на педагогическом совете...
Принцип составления рабочей программы по биологии
Ключевые моменты в составлении рабочей программы по биологии....
Рекомендации построения образовательной среды для развития музыкальных способностей в группе детей предшкольного возраста , с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Рекомендации (РППС) для развития музыкальных способностей детей предшкольного возраста в группе ДОУ....