Классный час "Как научиться жить без драки?"
классный час по психологии
Тема классного часа для 3 класса "Как научиться жить без драки?, проводится в игровой форме. Целью которого является сплочение коллектива. Создание условий для понимания учащимися того, что в обществе существуют определенные нравственные нормы, которые помогают людям жить вместе, общаться. Вовлечение всех учащихся в игровое взаимодействие, формирование сплоченного коллектива.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl_chas_v_2-3_klass_uchimsya_zhit_-_bez_drak.doc | 1.41 МБ |
zanyatie_s_pedagogami_mandala.docx | 2.67 МБ |
otkrytoe_zanyatie.docx | 44.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ГОУ «Могочинская специальная (коррекционная) школа-интернат»
Тема открытого занятия: «Конфликт и пути его разрешения»
Педагог - психолог: Дмитриева Е.В.
Возраст: учащиеся 14-15 лет
Дата:
Занятие посвящено способам эффективного общения. Многие подростки просто не научены, мирно решать конфликты. Причинами конфликтов между подростками становится их нервозность, неспособность долго выдерживать напряжение, привычка к агрессии.
Уточнение понятия «конфликт», «конфликтная ситуация», осознание причин конфликтов, освоение навыков конструктивного разрешения конфликтов - таково содержание занятия.
Цель: Исследования конфликтов, причины их возникновения и способы их разрешения.
На занятии были поставлены следующие задачи:
Обучающие:
- Познакомить учащихся с понятием «конфликт», его составляющими;
- ознакомление учащихся с различными стилями реагирования в конфликтных ситуациях;
- отработка навыков работы в группе.
Развивающие:
- развитие познавательного интереса;
- развитие умения диагностировать свою личность, анализировать, рассуждать, делать выводы.
- развить у учащихся способность к выработке собственных способов эффективной коммуникации
Воспитательные:
- Воспитание коммуникативных навыков, умения выходить из конфликтных ситуаций.
Задачи жизненной компетенции: формирования у детей толерантности, умения жить в ладу с окружающими, учить бесконфликтному общению с окружающими
Оборудование:
Таблица для выполнения упражнения «Алфавит эмоций»
Бланки теста.
Магниты синего, красного, зеленого цвета;
Памятки.
Форма занятия: занятие с элементами тренинга.
Ход занятия:
1 Разминка.
Упражнение «Пожмите друг другу руки те, кто...»
Для снятия эмоционального напряжения, а также для создания хорошего настроения проводится упражнение «Пожмите друг другу руки те, кто…». Участникам, стоящим в большом кругу, предлагается выйти в центр круга и пожать друг другу руки тем, кто:
- кто пришел в хорошем настроении;
- кто любит общаться;
- кому нравиться дарить подарки;
- кто увлекается спортом;
- кто любит праздник Новый год;
- кто получает хорошие оценки и т.д.
Упражнение «Подними монету»
Цель: сплочение группы, включение в работу.
Материалы: газеты, по одной монете на каждого ребёнка.
Инструкция: дети делятся на две группы по 3 человека и встают всей группой на одну из газет, кладут на свободные края свои монеты. Каждый из них должен поднять одну монету. При этом запрещается наступать на пол или держаться за что - нибудь. Дети могут поддерживать друг друга, им разрешается разговаривать между собой. Команды приступают к выполнению задания по очереди. Остальные наблюдают и готовятся. Нельзя громко разговаривать, давать советы или критиковать. В конце все аплодируют.
Обсуждение:
1 Какой команде удалось выполнить задание?
2. Отчего это зависело?
3. Что было самым трудным?
Вывод: работа в команде требует от каждого поддержки и взаимовыручки.
2. Организационный момент.
1. Создание ситуации - провокации:
К доске выходят 2 учащихся. Им дается игровое задание: быстро и красиво нарисовать здание. Учащиеся начинают рисовать. Психолог останавливает игру и просит начать все сначала, потому что учащиеся допустили ошибку. Так он останавливает игру несколько раз, перебивает учащихся и выдвигает все новые и новые претензии:
-здание должно быть объемным, а не плоским,
- крыша — современная и т.д.
Затем учитель дает возможность учащимся закончить рисунок.
После чего он сообщает, что все равно художники неправильно выполнили задание, например, нарисовали жилой дом, а надо было школу. Поэтому победителей в игре нет.
- Вам понравилась такая игра? (Учащиеся после выполнения задания расстроены, отвечают).
- Почему?
- Почему рисунок не получился? (комментарии учащихся: плохо объяснили, не поняли и т.д.)
- Что не было сделано до начала работы? (не обговорили правила выполнения рисунка)
- Что произошло в данной ситуации? (ссора, спор, взгляды не сошлись, противоречия)
- Как можно назвать это одним словом? (конфликт)
А - агрессия | М - месть | |
Б - боль беспокойство,беседа | Н - ненависть, несчастье, недопонимание, нападение недружелюбие | |
В - вина, враждебность | О-отступление, отстаивание своего права | |
Г - грубость | П - победа, проблема, противоречие | |
Д- драка | Р - радость, размолвка разногласие | |
Е - ехидство | С - стресс, ссора, страх, сложная ситуация, столкновение | |
ж - желание | Т - тревожность, трудность | |
З - злость, зависть | У - удивление, уверенность | |
И - интерес | Ч - честь, чувства, честность | |
К - крик | Х- хохот | |
Л - ликование | Я- ярость |
Вывод: Любому конфликту способствует какое-то эмоциональное состояние. Человека переполняют чувства, которые он не может сдержать в себе.
- В конфликте может участвовать один человек? (Нет, обязательно несколько.)
Вывод: Большинство конфликтов начинается именно на уровне общения. Они возникают из-за неудачно сказанного слова, обидного сравнения, несправедливой оценки, повышенного эмоционального состояния.
3.Основная часть.
Одно из определений понятия « конфликт» означает следующее.
Слово «конфликт» от латинского, означает «столкновение», а в психологии
КОНФЛИКТ - это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми.
- Какой человек, чаще всего попадает в конфликтную ситуацию. Почему?
Очень часто причиной конфликта выступает недовольство собой, чувство неполноценности, потребность в самоутверждении, неудовлетворенное желание занять достойное место в коллективе.
- Выберите эмоции и придумайте ситуации, в которой могут возникнуть конфликтная ситуация?
(снова работаем по карточкам «мозгового штурма»)
4.Мини-лекция «Эти вредные конфликты» (предлагаю проиграть ситуации, и объяснить к какому виду относится конфликт)
Ученые вывели несколько разновидностей конфликтов:
1.Внутренний конфликт (холодная напряжённость). Он может возникнуть у людей стоящих в очереди в поликлинике, когда кто-то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех. Например, ветеран показывает своё удостоверение, люди молчат, но внутри у них всё кипит. Но вот кто-то не выдержал и запротестовал, очередь его поддерживает и разгорается скандал.
2.Межличностныи конфликт.
Каждый из нас — индивидуальность. У нас разные интересы, мечты, стремления. Это может вызвать конфликт.
З.Самый распространенный - неуправляемый конфликт. На улице прохожий случайно толкнул вас, и вы возмутились: «Вот, нахал, даже не извинился!» Теперь уже тот вынужден нападать: «Смотреть надо!» В результате можно дойти и до драки.
- Межгрупповой конфликт.
1. Ты должен подготовиться к контрольной работе по физике на завтра, а по телевидению показывают интересный фильм (внутриличностный конфликт).
2.Друг взял у тебя книгу и обещал вернуть её через неделю. С тех пор прошёл месяц, а он её так и не вернул. А она позарез нужна тебе для подготовки домашнего задания. Вчера ты позвонил ему домой, и напомнил про книгу, он клятвенно обещал её принести. А сегодня говорит: «Извини, я забыл, куда её положил, и теперь не могу её найти» (межличностный конфликт).
З. Ваша компания все вечера проводит в беседке во дворе вашего дома. Однажды, выйдя погулять, в вашей беседке вы увидели группу незнакомых вам молодых людей. Попытавшись объяснить им, что это ваше место, вы услышали грубость в свой адрес (межгрупповой конфликт).
Поднимите руки, кому приходилось участвовать в конфликтной ситуации?
Вспомните, отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Как вы вышли из конфликта?
5.Упражнение «Тройка»
Участники объединяются для игры в тройки. Каждый игрок присваивает себе обозначение: А или В, или С.
Психолог: - Ваша задача вынести общее решение - в какой цвет покрасить забор? Но ситуация осложняется тем, что каждый игрок лишен одного канала восприятия или передачи информации.
А - слепой, но слышит и говорит (завязать глаза).
В - глухой, но может видеть и двигаться (заткнуть уши).
С - паралитик, он все видит и все слышит, но не может двигаться (привязать к стулу).
Вопросы:
1.Сколько времени понадобилось тройкам на выработку ситуации?
2.Какую стратегию избрали участники в достижении цели?
З. Какие чувства испытывали?
4. Способы выхода из конфликтной ситуации.
6.Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»
Инструкция: Ребята! Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?».
Если вам свойственно, то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения.
Если подобным образом вы ведете себя:
ЧАСТО – поставьте З балла;
ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ - 2 балла;
РЕДКО - 1 балл.
Вопрос: «Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?»
Ответы:
1) Угрожаю или дерусь;
2) Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей;
3) Ищу компромиссы;
4) Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно. 5) Избегаю противника;
6) Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей;
7) Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем -категорически нет.
8) Иду на компромисс;
9) Сдаюсь;
10) Меняю тему;
11) Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего;
12) Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось;
13) Немножко уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону;
14) Предлагаю мир;
15) Пытаюсь обратить все в шутку.
Обработка результатов теста. Подсчитайте количество баллов по строчкам А. Б, В, Г, Д соответственно. Каждая буква соответствует определенному типу поведения, проставьте количество баллов по каждой строке и определите свой ведущий тип поведения.
Если вы набрали больше всего баллов под буквами:
«А» - это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало, вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.
«Б» - это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны.
«В» - это «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.
«Г» - «мягкий» стиль. Своего противника вы уничтожаете добротой. С готовностью встаете на точку зрения противника, отказываетесь от своей.
«Д» - «уходящий » стиль. Ваше кредо — «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения
Вывод: Анкетирование показало, что вы все по-разному ведете себя в конфликтных ситуациях.
7.Упражнение «Реши конфликт»
Цель: поиск конструктивных приёмов эмоционального реагирования в конфликтной ситуации.
Инструкция. Прочитайте ситуацию, представьте себя в этой ситуации, и подумайте, как бы вы поступили в данной ситуации.
Участникам в парах предлагается решить конфликтные ситуации. Обсуждение в группах:
- Как бы вы поступили в данной ситуации? –
Проиграйте ситуацию.
Конфликтные ситуации:
1.Ты хочешь сегодня подольше погулять, а воспитатели не разрешают, между вами возник конфликт.
2.На одной из перемен к тебе подошёл старшеклассник, попросил посмотреть мобильный телефон, и без разрешения начал с него звонить, из-за чего возник конфликт.
З.Ты хочешь слушать громкую музыку, а учителя предлагают тебе отключить, так как идут уроки. Возник конфликт.
Обсуждение: Ребята, какая пара показала наиболее конструктивную форму достижения результата?
8.Приёмы - техники выхода из проблемных ситуаций.
Цель: обучение детей технике выхода из конфликтных ситуациях.
Ребята, сейчас я вручу каждому подарок-закладку! На обратной стороне закладки, прописаны приемы - техники выхода из конфликтной ситуации, давайте попробуем выполнить. (Звучит спокойная музыка, для выполнения упражнений)
- Самый простой способ - это посчитать до десяти, прежде чем начать действовать;
- Можно обхватить ладонями локти и сильно прижать руки к груди это поза выдержанного, сильного духом человека;
- Можно сильно до боли сжать кулачки и медленно разжать. Давайте попробуем. Как вы себя чувствуете?
- Способов может быль множество. Важно найти свои, те, которые помогут именно тебе.
- Сделать глубокий вдох - медленный выдох.
3.Заключительная часть:
Психологическая притча «Верь в себя!»
Психолог: - О том, как важно не обращать внимания на негативные эмоции окружающих, рассказывается в психологической притче «Верь в себя!» (видеоролик).
Жили-были маленькие лягушата, которые организовали соревнования по бегу. Их цель была забраться на вершину башни. Собралось много зрителей, которые хотели посмотреть на эти соревнования и посмеяться над их участниками.
Соревнования начались...
Правда, никто из зрителей не верил, что лягушата смогут забраться на вершину башни. Слышны были такие реплики: «Это слишком сложно!! Они НИКОГДА не заберутся на вершину!», « У них нет шансов! Башня слишком высокая!». Маленькие лягушата начали падать. Один за другим.За исключением тех, у которых открылось второе дыхание, они прыгали всё выше и выше... Толпа всё равно кричала: «Слишком тяжело!!! Ни один не сможет это сделать!» Ещё больше лягушата устали и упали... Только ОДИН поднимался всё выше и выше... Тот единственный не поддался! В конце -концов все поддались. За исключением одного лягушонка, который, приложив все усилия, забрался на вершину! Тогда все лягушата захотели узнать, как ему это удалось? Один участник спросил, как же этому лягушонку, который добрался до вершины, удалось найти в себе силы?
Пауза. - Как вы думаете? Оказывается, победитель был ГЛУХОЙ !
Мораль: Никогда не слушай людей, которые пытаются передать тебе свой пессимизм и негативное настроение. Они отнимают у тебя твои самые заветные мечты и желания. Те, которые ты лелеешь в своём сердце! Не забывай о силе слов, верь в себя и в свои силы! ТЫ ВСЕ МОЖЕШЬ!
Педагог-психолог: - Ребята, в заключении хотелось бы вам сказать, что человеческие отношения — это очень непростое понятие, у каждого из нас бывают дни, когда мы не в настроении, а бывает наоборот, когда мы счастливы и беззаботны. Я желаю, чтобы в вашей жизни, было побольше радостных дней, и давайте не будем друг друга огорчать обидными словами и ссорами.
Рефлексия:
У каждого из вас лежит лягушонок. Поместите лягушонка под одной из надписей на горе:
1.Нужно, полезно, интересно, необходимо - синий цвет.
2.Сложно, неинтересно - зеленый цвет.
З. Бесполезно, безразлично - красный цвет.
По преобладающему цвету квадратиков определяется отношение учащихся к данной теме.
-Преобладает ...цвет. Конечно же, сегодняшнее занятие прошло не зря, и вы поняли, что избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно.
- Предлагаю Вам 8 правил, соблюдение, которых позволяет разрешить разногласия (памятка раздаётся ученикам).
Памятка
1. Единственный способ одержать вверх, в споре - это уклониться от него.
2. Проявляйте уважения к мнению собственника. Никогда не говорите человеку, что он не прав.
З. Если вы не правы, признайте это.
4.С самого начала поддерживайтесь дружелюбного тона.
5.Заставьте собеседника сразу же ответить вам «да».
6.Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник.
7.Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.
8.Относитесь сочувственно мыслям и желанием других.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие на тему: "Как научиться жить в оптимальном режиме?"
Комплексное занятие позволит сформировать у подростков, имеющих проблемы социальной адаптации, понимание , что время-это ресурс, который можно использоовать для достижения целей....
Классный час "Научись жить среди людей"
классный час для учащихся 7-8 классов,целью которого : научить детей относиться друг к другу уважительно,усвоить некоторые правила бесконфликтного общения и ...
Классный час "Научиться жить вместе".
Классный час на тему: "Научиться жить вместе"....
Диагноз агрессия. Как научиться жить без драки.
разработка классного часа для 5-9 классов по теме " Агрессия"...
Классный час « Нам осталось одно – научиться жить на Земле, как люди».
Мы живем в быстро меняющемся мире. Постепенно стираются границы между отдельными странами и народами. Человек становится гражданином мира. Его воздействие на природу зачастую сказы...
Классный час на тему: "Как научиться жить без драки".
Классный час...
Классный час "Современные экологические проблемы. Как научиться жить в гармонии с природой"
Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, так как людьми нанесен огромный урон живой природе – по н...