Классный час « Нам осталось одно – научиться жить на Земле, как люди».
классный час по физике (9 класс) на тему
Мы живем в быстро меняющемся мире. Постепенно стираются границы между отдельными странами и народами. Человек становится гражданином мира. Его воздействие на природу зачастую сказывается на большой территории, именно поэтому возрастает гражданская ответственность землян за состояние природы. Необходимые спутники цивилизации – автотранспорт, тепловые и атомные электростанции – оставляют нам опасное наследство. Как правильно распорядиться этим наследством? Как не навредить природе и самим себе? Вот об этом и пойдет наш разговор. Сегодня мы поговорим о проблемах использования атомной энергии.
Первоначально к радиоактивным веществам относились спокойно. В биологических НИИ радиоактивные изотопы сливали в раковину, где потом мыли чайные ложки, а в профильных физических НИИ делящиеся материалы закапывали прямо на клумбе во дворе института. Но времена меняются, и сейчас практически каждому человеку известно о существовании радиоактивной опасности. Но вот о том, что она может оказаться рядом, под ногами, в воздухе или в воде, знают не все.Мы живем в быстро меняющемся мире. Постепенно стираются границы между отдельными странами и народами. Человек становится гражданином мира. Его воздействие на природу зачастую сказывается на большой территории, именно поэтому возрастает гражданская ответственность землян за состояние природы. Необходимые спутники цивилизации – автотранспорт, тепловые и атомные электростанции – оставляют нам опасное наследство. Как правильно распорядиться этим наследством? Как не навредить природе и самим себе? Вот об этом и пойдет наш разговор. Сегодня мы поговорим о проблемах использования атомной энергии.автотранспорт, тепловые и атомные электростанции – оставляют нам опасное наследство. Как правильно распорядиться этим наследством? Как не навредить природе и самим себе? Вот об этом и пойдет разговор.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 г. Шатуры
Разработка классного часа на муниципальный конкурс по вопросам охраны окружающей среды.
Номинация – лучшая разработка внеклассного мероприятия для учащихся 9 – 11 классов.
« Нам осталось одно – научиться
жить на Земле, как люди».
Работа выполнена учителем физики
МБОУ СОШ №4 г. Шатуры
Лариной Татьяной Васильевной
2013
Цель:
-Формирование познавательной и социальной активности учащихся;
-Воспитание у детей ценностных экологических ориентаций и сознательного научно-обоснованного отношения к природе, стойких убеждений и активной позиции по проблемам ее охраны и улучшения;
-Формирование у детей и юношества научных экологических представлений о целостности окружающей природной среды, о единстве Человека с природой.
-формировать ответственное отношение учащихся к окружающей среде,
-Активизация познавательной деятельности учащихся;
- Повышение уровня активности и самостоятельности учащихся
- Вступительное слово учителя.
Мы живем в быстро меняющемся мире. Постепенно стираются границы между отдельными странами и народами. Человек становится гражданином мира. Его воздействие на природу зачастую сказывается на большой территории, именно поэтому возрастает гражданская ответственность землян за состояние природы. Необходимые спутники цивилизации – автотранспорт, тепловые и атомные электростанции – оставляют нам опасное наследство. Как правильно распорядиться этим наследством? Как не навредить природе и самим себе? Вот об этом и пойдет наш разговор. Сегодня мы поговорим о проблемах использования атомной энергии.
Первоначально к радиоактивным веществам относились спокойно. В биологических НИИ радиоактивные изотопы сливали в раковину, где потом мыли чайные ложки, а в профильных физических НИИ делящиеся материалы закапывали прямо на клумбе во дворе института. Но времена меняются, и сейчас практически каждому человеку известно о существовании радиоактивной опасности. Но вот о том, что она может оказаться рядом, под ногами, в воздухе или в воде, знают не все.
Атомная энергия может быть использована как в военных, так и в мирных целях. В военных целях атомная энергия впервые была использована в августе 1945 года (слайды 2- 6). США сбросили атомную бомбу на Хиросиму 6 августа 1945 года. В одно мгновение с лица Земли был полностью сметен огромный город. Около 140 тысяч человек погибли мгновенно или в следующие несколько дней от радиационных ожогов. Через 3 дня вторая атомная бомба была сброшена на портовый город Нагасаки. Жертвами этой бомбардировки стали около 70 тысяч человек.
Сообщение 1:
Использование атомной энергии в мирных целях началось в 1942 году в США, когда под руководством Энрико Ферми был создан первый управляемый ядерный реактор. В нашей стране первый управляемый ядерный реактор был построен в 1946 году под руководством Игоря Васильевича Курчатова. А в 1954 году в г. Обнинске была построена первая в мире атомная электростанция. Наступила эра мирного использования атома.
Атомные электростанции имеют преимущества перед другими типами электростанций. Во-первых, производство энергии на АЭС не связано с процессами горения и, следовательно, с потреблением кислорода, необходимого биосфере Земли. Во-вторых, АЭС не сжигает органическое топливо и поэтому не выбрасывает в атмосферу углекислый газ, оксиды серы и азота, не способствует возникновению парникового эффекта и кислотных дождей. В-третьих, твердые отходы АЭС составляют несколько тонн в год против тысяч тонн на тепловых электростанциях, работающих на угле. Далее, АЭС требует значительно меньше топлива и тем самым в меньшей степени загружают транспорт, необходимый для его перевозки.
Сообщение 2:
В мирных целях атомные взрывы производились в двух государствах: СССР и США. Мирные ядерные взрывы в СССР проводились в период с 1965 по 1988 год в рамках секретной «Программы № 7», аналогом данной программы в США был проект «Плаушер», запущенный в 1957 году и свёрнутый в 1973 году. Всего в СССР было проведено по разным данным 124 мирных ядерных взрыва в интересах народного хозяйства (в том числе 117 — вне границ ядерных полигонов в промышленных целях). В планах были наземные, подземные и подводные ядерные взрывы. Они проводились не только на специально отведенных местах, т. е. полигонах, но и вне полигонов, близ сел, городов и деревень.
Осуществлением программы занимались специалисты двух секретных ядерных центров: «Арзамас-16» (г. Саров) и «Челябинск-70» (г. Снежинск).
Первое атомное испытание в СССР произошло в районе города Семипалатинска 29 августа 1949 года. Мощность заряда до 20 килотонн тротилового эквивалента (слайд 8).
На территории Советского Союза сторонники мирного атома провели 117 ядерных взрывов. Первым в СССР экспериментом по использованию энергии ядерного взрыва в мирных целях был подземный взрыв на выброс в 1965 году на берегу речки Чаган в 80 км к западу от Семипалатинска для создания водоема большой вместимости. (слайд 9) Мощность заряда 140 килотонн. Глубина заложения заряда 180 м. В результате взрыва образовалась воронка диаметром 520 м и глубиной 90 м. По замыслам советских ученых, такие воронки от ядерных взрывов должны были в скором времени покрыть территорию засушливых среднеазиатских районов – только для Казахстана требовалось создать примерно сорок водоемов общим объемом до 120–140 млн. м3. Исследование показало, что для аккумуляции весенних стоков в долинах рек можно создать емкости в виде глубоких воронок, каждая из которых способна вместить до 3–5 млн. м3 воды при незначительном зеркале испарения. Задержанная с помощью воронок вода могла быть использована для нужд энергетики, орошения и предотвращения засоления Каспийского, Аральского и Азовского морей.
На протяжении нескольких лет в озеро Чаган было заселено 36 видов рыб (в том числе даже амазонские пираньи). Почти все эти виды были нехарактерны для местной фауны, и 90 % организмов погибло. У оставшихся в живых было отмечено аномальное количество мутаций и изменение внешнего вида у потомства (например, пресноводный рак чрезвычайно увеличился в размерах).
Сообщение 3: (слайды 10 -13)
Мирные ядерные взрывы проводились с по целью:
- Создания подземных емкостей и хранилищ для создания запаса полезных ископаемых — 42 взрыва,
- Глубинного сейсмического зондирования земной коры, для выявления залежей полезных ископаемых — 39 взрывов,
- Интенсификации добычи газа и нефти — 21 взрыв,
- Экскавационных экспериментов (выемка и перемещение огромных объёмов породы и грунта) — 6 взрывов,
- Ликвидации аварийных газовых фонтанов — 5 взрывов,
- Образования провальных воронок (воронок от взрывов) — 3 взрыва,
- Захоронения жидких токсичных отходов (перекрытие взрывом путей отхода сопутствующим добычи ископаемых вредных отходов не поддающихся очистке) — 2 взрыва
- Дробления руды — 2 взрыва,
- Предупреждения внезапных выбросов угольной пыли и метана (специализированный взрыв для нужд угледобычи) — 1 взрыв,
- Создания плотины -хвостохранилища путем рыхления породы (специализированный взрыв для нужд нефтедобычи) — 1 взрыв.
Взрывы проводились в следующих регионах:
1. Архангельская область
2. Астраханская область
3. Башкортостан
4. Иркутская область
5. Кемеровская область
6. Мурманская область
7. Ивановская область
8. Калмыкия
9. Коми
10. Красноярский край
11. Оренбургская область
12. Пермская область
13. Ставропольский край
14. Тюменская область
15. Якутия
16. Казахская ССР
17. Узбекская ССР
18. Украинская ССР
19. Туркменская ССР
С 1986 года на любые ядерные взрывы наложен мораторий.
Сообщение 4: (слайд 14)
Старшие поколения помнят про проекты переброски северных рек, но мало кто знает, какими методами планировалось их осуществлять. Одним из самых эффективных считался метод ядерных взрывов. 21 октября 1968 года на Семипалатинском полигоне был проведен промышленный взрыв «Телькем», целью которого было изучение экскавационного действия ядерного взрыва в целях прокладки канала. Для проведения взрыва был выбран ранее разработанный во ВНИИТФ заряд небольшой мощности в 0,24 кт, заложенный на глубину 31 м. Взрыв привел к образованию воронки диаметром 80 м и глубиной 20 м. 12 ноября 1968 года в этих же целях был проведен второй взрыв «Телькем-2» с одновременным подрывом уже трех ядерных зарядов, аналогичных использованному в опыте «Телькем», заложенных через каждые 40 м. В результате взрыва образовалась выемка в виде траншеи длиной 140 м, шириной 70 м и глубиной 16 м. «Телькем-2» был модельным взрывом для прокладки реального канала «Печора–Колва» с целью переброски вод Печоры в Каспийское море. Настала пора переходить от экспериментов к практике.
23 марта 1971 года на проектируемой трассе Печоро-Колвинского канала в Пермской области в 100 км северо-западнее города Красновишерска раздался мощный строенный взрыв – это сработали три ядерных заряда мощностью 15 кт каждый (такая же мощность была у бомбы, сравнявшей с землей Хиросиму), закопанных на расстоянии 162–167 м друг от друга на глубине 127 м. В результате взрыва образовался канал длиной 700 м, шириной 340 м и глубиной от 10 до 15 м с устойчивыми бортами с углом откоса 8–10 градусов.
Результат не устроил ученых, и эксперимент по переброске рек был приостановлен.
Сообщение 5: (слайд 15)
Ядерные взрыва проводились для глубинного сейсмического зондирования земной коры.
Для поиска полезных ископаемых геологи делают профили с помощью серий взрывов. Взрывы регистрируются сейсмографами, по которым определяется строение земной коры. Но для этого нужно прорубить тайгу на сотни километров и через каждые 20 километров пробурить скважину, в которую устанавливается небольшой заряд. Заряд слабый, поэтому результаты исследований не очень достоверны. Кроме того, таким способом невозможно глубоко зондировать земную кору. Иная картина при ядерном взрыве. Заряд опускается на глубину от 500 до 700 метров для того, чтобы радиоактивные вещества не попадали чрез грунтовые воды на поверхность. На профиле приблизительно 3000 км расставляются сейсмографы, и на нем проводится 3-4 взрыва. Были проведены профили по Сибири. Благодаря этому, приблизительно в 100 раз сократился объем геологических исследований.
40 лет назад, 19 сентября 1971 года в 4,5 км от деревни Галкино (Ивановская область, Кинешемский район) на левом берегу реки Шачи был произведен подземный ядерный взрыв глубинного сейсмического зондирования, его кодовое название – «Глобус-1».
Цель взрыва у деревни Галкино - изучение внутреннего строения Земли путём регистрации ударных волн, а также поиск полезных ископаемых.
На лесной полянке на глубине 610 метров ученые заложили ядерный заряд мощностью 2,3 килотонны. На 18-й минуте после взрыва произошла авария: в метре от скважины из земли вырвался фонтан. Вместе с водой и грязью на поверхность стали выходить инертные газы, радиоактивные продукты цезий-137 и стронций-90…
Команда сейсмологов уехала, оставив технику и имущество – видимо, понимая ее опасность. Но местные жители не дали пропасть добру: бульдозер забрал местный колхоз, а мощный насос, качавший из Шачи воду на буровую, несколько лет потом служил на поселковом водопроводе!
Радионуклид цезий-137 в пробах обнаружен в количествах, превышающих естественное содержание до 2000 раз. Территория заражена также осколочными радионуклидами и тритием, максимальная удельная активность почвы в 170 раз выше нормы, а радиоактивная вода из центра взрыва может поступать в реки. Так рядом с Волгой возникла заброшенная площадка с радиоактивными отходами размером 10 тысяч кубических метров. (фильм )
Сообщение 6: (слайд 16)
В начале семидесятых годов ученые запланировали подземную разработку месторождений северной части Хибин (районы Куэльпор и Партомчорр). Руды здесь относительно бедные. Чтобы их освоение оказалось экономически выгодным, потребовались новые технологии. И тогда специалисты одного из оборонных НИИ предложили вести отбойку руды с помощью ядерных взрывов. Экспериментальные взрывы на руднике Куэльпор были проведены в 1972 и 1984 годах. Они получили кодовые названия «Днепр-1» и «Днепр-2».
Чтобы максимально снизить загрязнение руды продуктами взрыва, взрывное устройство было размещено за пределами подвергаемого дроблению блока руды, то есть на границе рудного тела и покрывающих пород. Заряд был дополнительно экранирован слоем карбида бора. Полученные экспериментальные данные подтвердили расчетную эффективность использования ядерных взрывов для дробления рудных тел.
В Мурманской области в 1984 г. был произведен еще один взрыв для отбойки руды («Днепр–2»), но это уже был групповой взрыв двух ЯВУ. В этом эксперименте был использован эффект столкновения ударных волн, что существенно увеличивало выход руды.
Сообщение 7:
С помощью ядерных взрывов тушили неуправляемые газовые и нефтяные фонтаны, в которых сгорали ежедневно миллионы кубометров газа. Впервые в мире газовый фонтан был потушен с помощью ядерного взрыва в 1966 году на месторождении Урта-Булак в Узбекистане. (слайды 17 -19)
Возле газовых месторождений можно увидеть горящие факелы – это газоконденсат (ценное топливо, мотористы заливают его в машины и ездят). Газ после очистки идет в газопроводы, а газоконденсат девать некуда, когда емкости заполнены. Поэтому его и сжигают. Емкости дорогие и они занимают много места, иногда взрываются. Наземные емкости «газят» через клапаны, выбрасывая в атмосферу конденсат. На глубине километра с помощью ядерного взрыва создаются пустоты в соляных пластах. Камуфлетный взрыв – взрыв, произведенный столь глубоко под землей, что полость взрыва не сообщается с земной поверхностью.
Такой взрыв полностью исключает попадание радиоактивных продуктов на поверхность. При взрыве с температурой миллионы градусов образуется газовый пузырь – все там испаряется. Пузырь расширяется, его окружает расплавленная порода и по мере остывания образуется полость. Все радиоактивные вещества остаются в ней. Все радиоактивные осколки стекают на дно полости, затем эту линзу расплава покрывают расплавленные горные породы, причем защита достигает 10 метров!
Особенно «повезло» Астраханской области, там состоялось 15 мирных ядерных взрыва; В республике Коми и Архангельской области - по четыре промышленных ядерных взрыва, 6 взрывов под Уральском для создания хранилищ газового конденсата. Рассекречивание информации о промышленных ядерных взрывах началось только 1991 году. Из них три («Глобус-1» в Ивановской области, «Кратон-3» и Кристалл в Якутии) сопровождались авариями, при которых произошла утечка продуктов радиоактивного распада.
При этом официально по данным ВНИПИпромтехнология Минатома загрязнение территории произошло в 4 случаях (объекты «Кратон-3», «Кристалл», «Тайга» и «Глобус-1»).
Сообщение 8: (слайды 20-21)
Ядерные испытания в большом количестве проводились на ядерных полигонах: на Семипалатинском полигоне и на острове Новая Земля. Ядерные взрывы принесли немало бед не только жителям загрязненных территорий, но и тем, кто в те годы служил в армии. Полковник запаса Юрий Лысенко закончил Киевское высшее военно-авиационное училище, а затем служил на ядерном полигоне новая Земля в подразделении особого риска. В его обязанности входил сбор фотопленок с эпицентра взрывов. Ветеран так описывал свою работу: « Каким-то чудом почувствовал: сейчас, сейчас... Над землей поднялся громадный столб пламени. Он карабкался выше и выше, обнимая, кажется, половину неба. Постоял какое-то мгновение, покачиваясь. Изменения происходили за считанные доли секунды. Огненный ослепительный шар – неизвестно, сколько метров в диаметре... Классический "гриб"... Пламя, ярче тысячи солнц! Удар грома такой силы, что казалось, разорвалось все небо. И мы – остолбенелые, ослепленные, прикованные к палубе… Приближалось второе действие нашей драмы. Мы метнулись к каютам, обули бахилы, надели легкие комбинезоны. По шаткому трапу выбежали на берег. В глазах немилосердно резало. В ушах гудело. Никто не знает, сколько так называемых "проникающих радиаций" прошли сквозь наши тела. Ни до, ни после взрыва никто из нас не проходил дозиметрический контроль... Проскальзываем в кабину вертолета, садимся, прижимаясь друг к другу. Пилот и штурман молчаливы и сосредоточенны. И вот мы уже над полигоном. А внизу бурлил настоящий ад. Горело все в радиусе пятидесяти километров. Шахтерский поселок, люди из которого были выселены, лежал в руинах. Каким-то чудом не упала деревянная баня. Растаял снег, и по черной земле и камням струилась вода. Внизу – сотни, тысячи очагов. Какие-то комочки, подхваченные воздушными вихрями, барабанили по обшивке нашего вертолета. Мы все, кто спускался в это мгновение из вертолета на выжженную радиоактивную землю, принадлежали к так называемой группе первого рывка. Мы собирали пленки с кадрами ядерного взрыва… Наконец, возвращаемся на берег моря. Мы побывали в самом атомном аду. Но у нас нет даже свежего белья, чтобы переодеться. В том же жалком домике ложимся вповалку в спальных мешках, чтобы хотя бы отдохнуть. Болят, гудят, пульсируют голова, глаза, уши, руки, ноги. Кажется, в теле нет ни одной клетки, которая бы не страдала. У никого и мысли нет о докторе или о дозиметре. Медленно погружаемся в тяжелую дремоту...
В пустынях Новой Земли неоднократно бухают ужасающие взрывы. В небо вздымаются огненные "грибы". А мы, "группа первого рывка", мчим в самый ад...
А всего я был причастен к пятнадцати взрывам… Но в 1961 году наземные испытания ядерного оружия окончились. Мы уже стали не нужны на Новой Земле. Разъехались по новым гарнизонам. Конечно, мы столько пережили вместе, что пытались поддерживать и в дальнейшем друг с другом товарищеские связи. Мы были десять – близких друзей. Двое умерли сразу. Остальные потеряли здоровье.
Но времена изменились: все тайное вдруг стало явным. И выяснилось, что таких, как я, атомных солдат, в Украине – тысячи! А были, наверное, и десятки тысяч. Мы создали свою организацию, пытались помочь друг другу. К числу ее основателей принадлежу и я. На меня возложена еще одна обязанность: воссоздать летопись атомных войн, которые вела последняя империя против своего народа...»
Сообщение 9:
Более страшная ситуация произошла на Тоцком полигоне на Южном Урале.
Представьте себе гигантский военный лагерь. Зеленые палатки – от горизонта к горизонту. Составы с казенным имуществом... И бесконечные колонны пехоты, танков, бронемашин, которые прибывали отовсюду к Тоцкому, а потом рассредоточивались на околицах. А еще – полное отсутствие любой деятельности. Ребята ходили в "самоволку" на ближайшую бахчу и приносили мешки арбузов.
Бездеятельность вдруг изменилась лихорадочной активностью. Пришел приказ: зарываться в землю. Надо было оборудовать боевые позиции, устроить укрытие для танков и пушек. Пришлось рыть окопы с двух сторон огромного открытого пространства. Погода была солнечной. Днем жара достигала тридцатиградусной отметки. Несобранная пшеница. Бахчи. Перезрелые помидоры. Какой-то небольшой рай.
Но было в нем что-то необычное, тревожное. Мимо передовых позиций куда-то гнали коров, овец, коз. Сотнями... Потом вперед тронулись танки, тяжелые пушки, бронемашины, минометы. Одним словом вся техника, которая была на вооружении Советской Армии, промаршировала пыльными дорогами к центру большого поля. Было ли нашим ребятам страшно? Нет! – говорят. Выходцы по большей части из сел, они мало знали об атомной бомбе и практически ничего – о проникающей радиации. Они были молодые, сильные и гордились причастностью к выполнению особенно важного правительственного задания. Готовились к нему, как к бою. В частях прошли даже комсомольские собрания с повесткой дня: "Перед боем"!
14 сентября 1954 года их подняли в шесть часов утра. Прозвучала первая сирена – на пробу. Через несколько минут – отбой. Нового сигнала пришлось ожидать недолго. Он прозвучал тогда, когда в небе появились три самолета: один из них нес атомную бомбу на борту. До взрыва оставались секунды. Его эпицентр, обозначенный большим белым крестом, находился всего в трех километрах от позиций. Пришел сигнал "Молния". Все кинулись в укрытие. Бомба взорвалась на высоте 350 метров. Вдруг под ногами пошатнулась земля. Невероятно мощный грохот оглушил всех. Потом прозвучал громкий треск, будто разорвали многокилометровое крепкое полотно: прокатилась взрывная волна. Бойцы услышали команду: "К бою"! Все выскочили из окопов и укрытий. Перед ними – огромная, на пол небо туча. Снизу ее подпирал столб багряного пламени. Туча поднималась все выше, надвигаясь на позиции...
По команде танки, грузовики, колонны пехотинцев двинулись через эпицентр атомного взрыва на позиции условного противника. Неподалеку догорал лес. Там, где взорвалась атомная бомба, все было выжжено до основания. Черную землю будто выпахали. Проезжали и проходили мимо вдавленных в землю, сожженных танков, кусков разбитого ударной волной самолета. То здесь, то там возвышались какие-то черные холмы. Что под ними было похоронено, знает только Бог.
В самом эпицентре вошел по люки в землю танк. Два или три самолета расплавились, и легкий металл растекся по земле, как молоко. Но больше всего ужасали животные. Кто-то запомнил корову, которая горела заживо. Она не мычала, а верещала, словно поросенок. У мертвых лошадей повытекали глаза...
Те учения длились вплоть до вечера. Через эпицентр шли и шли пехотинцы. Некоторым подразделениям пришлось вернуться на исходные позиции через тот же смертоносный эпицентр. А на расстоянии всего десяти километров от той "точки" прислушивалось к глухим взрывам выселенное из зоны гражданское население.
Вскоре газеты опубликовали сообщение ТАСС: "В соответствии с планом научно-исследовательских работ в Советском Союзе проведено испытание одного из видов атомного оружия. Цель испытания – изучение действия атомного взрыва".
Правда, не отмечалось, что атомное оружие испытали... на живых людях, собственных солдатах. Такого не было ни в одной стране мира, которая создавала ядерное оружие и осуществляла испытания.
По подсчетам, из всех атомных солдат, из тех, которые ходили в атаку под Тоцком, живых осталось процентов 15-20. А на маневры отовсюду прибыли свыше сорок тысяч человек. Но это еще не все. Оказывается, атомное оружие испытывали на живых людях еще в одном месте, в нижнем течении Иртыша (территория восточного Казахстана). Было это в августе 1956-го...Мужчины, которые родились в начале тридцатых годов, двадцатилетними попали на Тоцкие учения. Большинства из них уже нет. А они могли бы еще жить, работать, воспитывать внуков.
Сообщение 10: (слайды 22-23)
К приведенным фактам нужно напомнить о безнравственном поведении власти во время и после Чернобыльской аварии. Все эти примеры говорят о том, насколько безответственно относились к ядерным испытаниям люди, которые их готовили, особенно военные. Поэтому каждый человек должен хотя бы в рамках школьной программы, иметь представление об исследованиях в разных областях науки, чтобы вовремя предвидеть их опасность. Ядерная опасность может подстеречь нас в любом населенном пункте. Существуют они и в Московской области (слайды 24-25). Несмотря на постоянный радиационный контроль аномальные зоны с повышенным содержанием цезия-137 в почве имеются в Москве и в Московской области, в том числе в Шатурском районе. Ниже приведена информация, взятая из Интернета.
№ | Населенные пункты, попадающие в радиоактивную зону | Плотность загрязнения почвы цезием-137, Ku/кв. км |
1 | Юркино, Костье-стрелка, Козлаки, Филиппово, Платунино | 2,7 |
2 | Северный, Пенкино, Доброволец, Припущаево | 1,9 |
3 | Спас-Угол, Ермолино | 2,0 |
4 | Поселок Новый, Буханиново, Леоново, Митино | 2,0 |
5 | Бобры, Афанасово, Хлепетово | 2,0 |
6 | Шаховская, Яуза-Руза | 2,1 |
7 | Боровино, Дьяково, Карачарово | 2,5 |
8 | Дедово-Талызино, Надовражино, Петровское, Турово | 2,3 |
9 | Электросталь, Электроугли, Полтево | 2,0 |
10 | Шатура, Рошаль, Бакшеево, Пустоша, Воймежный, Дуреевская, берег озера Муромского, берег озера Святого, Красное, Савинское, Халтурино, Васютино, Аринино, Дылдино, Денисино, Горки, Шатурторф, Собанино, Мал. Гридино, Старовасильево | 2,2 - 2,8 |
Каждый житель Земли должен хорошо знать законы природы, понимать взаимосвязь природных явлений, уметь предвидеть и оценивать последствия вмешательства в естественное течение различных процессов. Каждый из нас, независимо от места жительства, возраста, образования и профессии, должен знать, что при осуществлении любых проектов, разработке современных технологий, создании машин и механизмов, при всяком хозяйственном начинании решение экологических проблем должно быть приоритетным.
Небрежное, безответственное отношение к природе (включая бытовые «мелочи» - выбрасывание куда попало мусора, и т.д.) безнравственно; чувство ценности окружающей нас природы обогащает духовный мир человека, возвышает его моральные принципы. Ведь, по словам писателя С.П.Залыгина, «отношение человека к окружающей среде - это уже и сам человек, его характер, его философия, его душа, его отношение к другим людям».
(слайды 24-25) Бернард Шоу по этому поводу говорил так: «Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно – научиться жить на земле, как люди».
«Человек родился быть господином, повелителем, царем природы, но мудрость, с которой он должен править, не дана ему от рождения: она приобретается учением».
Н. И. Лобачевский
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конференция «Земля – планета людей».
Конференция представляет собой интеграцию естественнонаучных дисциплин, где проблемы использования природных углеводородов рассматриваются с точки зрения биологии, химии, физики и географии....
"Земля - планета людей"
Методическая разработка расчитана на детей среднего звена и посвящена всемирному деню охраны окружающей среды...
Тест по географии 7 класс по темам "Гидросфера Земли. Биосфера Земли. Земля - планета людей".
Тест по географии 7 класса предназначен для проверки знаний учащихся по темам "Гидросфера Земли. Биосфера Земли. Земля - планета людей". Учебник: Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География мате...
Классный час "Доброта остается навостребованной"
«КРАСОТА БЕЗ ДОБРОТЫУМИРАЕТ НЕВОСТРЕБОВАННОЙ»...
Открытый урок по биографии Есенина "Мне осталась одна забава..."
Данный материал содержит биографические данные С.А. Есенина и его произведения....
Разработка классного часа "Афганистан остался в памяти народа"
Разработка классного часа для обучающихся 11 класса...
Классный час "Как остаться личностью в коллективе"
Людей неинтересных в мире нет.Их судьбы — как истории планет.У каждой все особое, свое,И нет планет, похожих на нее.Е. Евтушенко...