Классный час "Современные экологические проблемы. Как научиться жить в гармонии с природой"
классный час (6 класс)

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, так как людьми нанесен огромный урон живой природе – по нашему незнанию, а порой и нежеланию знать. На сегодняшний день мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, повернуть реки) дорога очень короткая. Но дальше эта дорога обрывается пропастью.

         Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли – развитие компетентности людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час «Современные экологические проблемы. Как научиться жить в гармонии с природой»

Цель расширять представление о взаимодействии человека и природы через анализ ключевых понятий и практическую деятельность.

Задачи:

-показать примеры как бережного, так и безответственного
отношения к природе;

- развивать стремление быть защитником природы;

-воспитывать любовь и бережное отношение к многообразию природного мира.

Средства обучения: мультимедийное оборудование, компьютер, наглядный материал для групп.
Приёмы и методы: словесные, наглядно – демонстрационные, иллюстративные, рефлексивные, самопроверка, поисковый (эвристический) и др.

Предметные УУД:

- умение находить черты сходства и различия;

- умение применять знания других предметов;

- умение строить предположения (гипотезы), находить пути их доказательства или опровержения;

Личностные:

-  открыто выражать свою позицию;

-  проводить рефлексию.

Метапредметные:

Регулятивные: учить ставить учебные задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять контроль по результату.

Познавательные: осуществлять анализ объектов, устанавливать причинно-следственные связи, учить правильно, строить свой ответ.

Коммуникативные: учить строить диалог с партнером, договариваться и приходить к общему решению проблемы, учить сотрудничеству.

I. Организационный момент. 

– Сегодня мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Тема, которой мы посвятим наш урок актуальная, жизненно-важная для всего живого на нашей планете. Сегодня у нас появилась уникальная возможность по – иному посмотреть на окружающий нас мир. Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: “Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой, светящийся шар. Это наша планета – Земля.

1. Постановка учебной задачи. Рассказ учителя.

Наша планета на протяжении многих миллиардов лет процветала и развивалась. Появлялись и исчезали новые виды животных и растений, менялся климат, ландшафт нашей планеты И вот на планете появился человек. В начале у людей не было почти ничего, что есть сейчас. Жизнь людей зависела от капризов окружающей природы. Ребята как вы думаете, как человек зависел от природы в начале своего существования? (из-за неудачной охоты они голодали, сильные морозы или засуха нередко грозили им гибелью). Наши далекие предки преклонялись перед силой природы.

Но постепенно многое изменилось: появились возделанные поля, фермы, заводы. Были созданы разнообразные машины, построены дома. И людям стало казаться, что они уже не зависят от природы, что они сильнее ее. Более того, вооруженный техникой, человек вообразил себя всемогущим и решил покорить природу: распахиваются все новые земли, сооружаются плотины, изменяются русла рек, затапливаются большие территории. Мы получаем свет и тепло, но при этом губим тысячи растений и животных.                          Природа переживает сегодня немалые потрясения. Все чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, катастрофа…Ребята, вы знакомы с этими терминами? Что они означают?

2. Экологические термины. Экология “Экос” по-гречески – “дом”, “логос” – “ученье, наука”. Экология – наука о нашем общем доме – планете Земля. Термин “экология” был предложен в 1866 году немецким биологом Эрнстом Геккелем, но только со второй половины XX века человечество всерьез приступило к изучению взаимодействия организмов между собой и с окружающей средой. Экологические проблемы- любые проблемы, связанные с изменением в окружающей среде. Большинство этих изменений, к сожалению ,связаны с воздействием человека на природу и обратным воздействием изменяющейся среды на здоровье и хозяйственную деятельность людей. Какие экологические проблемы вы можете назвать?

Среди глобальных проблем экологии можно отметить такие, как:

– уничтожение тысяч видов животных и растений, увеличение числа исчезающих видов;

– сокращение запаса полезных ископаемых и других жизненно необходимых ресурсов;

– истребление лесного массива;

– загрязнение и осушение мирового океана;

– нарушение озонового слоя, который защищает нас от излучения из космоса;

– загрязнение атмосферы, нехватка чистого воздуха в некоторых областях;

– загрязнение природного ландшафта.

3. Формулировка учащимися одной из проблем экологии.

– Сегодня мы затронем только одну из экологических проблем. Какую? Перед вами зашифрована самая сложная экологическая проблема современности. Попробуйте ее расшифровать (Загрязнение  бытовыми отходами) В связи с ростом численности населения Земли, ростом промышленного производства, более сложной становится проблема загрязнения природы  мусором. 

В природе мусор не накапливается. Останки животных и растений полностью разлагается и вновь участвует в общем круговороте. Природа сама может справиться с этим вопросом.

Человек в процессе своей жизнедеятельности, оставляет большое количество мусора и бытовых отходов. С каждым годом количество мусора увеличивается, природа не успевает его перерабатываться . Мы загрязняем природу, не оставляя своим детям, внукам и даже правнукам права на чистую окружающую среду. Мусор заполонил все среды обитания живых организмов. Ребята, вы любите ходить в лес? Предлагаю вам познакомиться с рассказом одного ученика, который называется  «Поездка в лес»

Ситуация №1 Прочитав текст, найдите ошибки, допущенные детьми на прогулке и обоснуйте свои ответы.

Целую неделю только и было разговоров, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но дети всё же решили сами поехать на прогулку. Дорога была знакома, взяли компас, не забыли и про магнитофон. А вот что было дальше, мы узнаем из рассказа одного из учеников. «Весёлой музыкой мы оповестили лес – прибыли! По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберёзовики, подосиновики. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. Заварили в котелке чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Саша выбросил банки и полиэтиленовые мешки, пакеты от чипсов, кожуру от бананов и апельсинов  под дерево, сказав: «Микробы всё равно их разрушат». Угли костра подмигивали нам на прощанье. Оживлённые мы шли к станции, перепрыгивая лужи, с охапками полевых цветов. А через час поезд уже подъезжал к городу». 

Ситуация №2. Теперь мы без труда можем ответить на вопрос: «Откуда в лесу мусор». Представьте, что мы оказались в лесу, в котором увидели бытовой мусор.(работа в парах)Вам нужно рассортировать мусор (кусочки хлеба, апельсиновые корки, пластиковые пакеты, упаковки от чипсов, стеклянная бутылка, батарейки, компьютерный диск) на 3 группы по степени опасности для леса и его обитателей и  пояснить свой выбор.

(ответы детей)

Подвергаются разложению:

  • Стеклянные бутылки – 1000 лет;
  • Изделия из пластмассы – 100 лет;
  • Консервные банки - 50-80 лет;
  • Батарейки - 10 лет;
  • Шерстяной носок – 1-5 лет;
  • Бумага - 2 года.
  • Апельсиновая или банановая кожура - 2-5 недель.

Ситуация №3. Творческое задание «Вторая жизнь мусора»

Ребята, перед нами наша планета, она стонет от того, как человек с ней обходится. Что мы можем сделать, чтобы она улыбнулась?(очистить ее от мусора) Что же нам делать со всем этим мусором?

– “Природная стратегия утилизации” сильно отличается от способов придуманных человеком.

Существует 3 способа избавления от мусора.

Захоронение на полигонах.

Сжигание.

Вторичная переработка.18 марта международный день вторичной переработки отходов.

Какой способ, по вашему мнению, самый продуктивный и экологически безопасный? И почему вы так считаете? Перед вами бытовой мусор. Выберите себе любой предмет и попробуйте дать ему «вторую жизнь». Ваши идеи, по вторичному использованию мусора, интересные, яркие, необычные . Я очень бы хотела увидеть их реализацию, но к сожалению, мы ограничены по времени. Поэтому предлагаю вам воплотить эти идей или придумать новые и выслать мне фото по эл.почте или вайберу (визитки)

Любое изменение, совершаемое человеком  в природе, вызывает  цепь 

последствий, как правило, неблагоприятных. 

Земля наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Человек должен вновь научиться жить в гармонии с природой, приложить все свои знания и умения, чтобы не оказаться на краю гибели, не погрузиться в темноту. Как вы понимаете выражение: «Жить в гармонии с природой?», Что такое гармония? Больших проблем нам пока не решить , но кое- что вы можете сделать

Рефлексия.  «Дерево решений». Учитель отмечает, что сегодня природа нуждается в защите и заботе, затем предлагает продолжить фразу (на стикерах): «Чтобы помочь человеку жить в гармонии с природой, я могу ...».

Подведение итогов. Надеюсь, наша встреча была для вас полезной и познавательной. Для того чтобы жить в гармонии с природой не обязательно лететь спасать синих китов или тропические леса от вырубки. Нужно просто заботится о том месте, в котором ты живешь, как говорил в произведении Антуана де Сент -Экзюпери "Маленький принц:" «Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок- и сразу же приведи в порядок свою планету."
Музыка «Планета»

1 задание ________________________________________________

9,1,4,18,33,9,15,6,15,10,6http://555pix.ru/images/202528_shifrovka.jpg

2 задание «ПОЕЗДКА В ЛЕС»

Целую неделю только и было разговоров, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но дети всё, же решили сами поехать на прогулку. Дорога была знакома, взяли компас, не забыли и про магнитофон.

А вот что было дальше, мы узнаем из рассказа одного из учеников. «Весёлой музыкой мы оповестили лес – прибыли! По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберёзовики, подосиновики. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. Заварили в котелке чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Саша выбросил банки и полиэтиленовые мешки, пакеты от чипсов, кожуру от бананов и апельсинов  под дерево, сказав: «Микробы всё равно их разрушат». Угли костра подмигивали нам на прощанье. Оживлённые мы шли к станции, перепрыгивая лужи, с охапками полевых цветов. А через час поезд уже подъезжал к городу».

1 задание _________________________________________________

2,29,20,16,3,29,14,10

http://555pix.ru/images/202528_shifrovka.jpg

2 задание «ПОЕЗДКА В ЛЕС»

Целую неделю только и было разговоров, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но дети всё, же решили сами поехать на прогулку. Дорога была знакома, взяли компас, не забыли и про магнитофон.

А вот что было дальше, мы узнаем из рассказа одного из учеников. «Весёлой музыкой мы оповестили лес – прибыли! По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберёзовики, подосиновики. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. Заварили в котелке чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Саша выбросил банки и полиэтиленовые мешки, пакеты от чипсов, кожуру от бананов и апельсинов  под дерево, сказав: «Микробы всё равно их разрушат». Угли костра подмигивали нам на прощанье. Оживлённые мы шли к станции, перепрыгивая лужи, с охапками полевых цветов. А через час поезд уже подъезжал к городу».

  1 задание ________________________________________________

16,20,23,16,5,1,14,10

http://555pix.ru/images/202528_shifrovka.jpg

2 задание « ПОЕЗДКА В ЛЕС»

Целую неделю только и было разговоров, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но дети всё, же решили сами поехать на прогулку. Дорога была знакома, взяли компас, не забыли и про магнитофон.

А вот что было дальше, мы узнаем из рассказа одного из учеников. «Весёлой музыкой мы оповестили лес – прибыли! По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберёзовики, подосиновики. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. Заварили в котелке чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Саша выбросил банки и полиэтиленовые мешки, пакеты от чипсов, кожуру от бананов и апельсинов  под дерево, сказав: «Микробы всё равно их разрушат». Угли костра подмигивали нам на прощанье. Оживлённые мы шли к станции, перепрыгивая лужи, с охапками полевых цветов. А через час поезд уже подъезжал к городу».

3 задание «Сортировка мусора» (на 3 группы по степени опасности для леса и его обитателей)

2022-01-30-16-11-34.jpg

2022-01-30-16-13-12.jpg

2022-01-30-16-15-09.jpg

2022-01-30-16-17-21.png

2022-01-30-16-10-34.png

Рисунок1.jpg

1группа (самая опасная) _________________________________________________________________

2 группа______________________________________________________________________________

3группа______________________________________________________________________________

4 задание «Вторая жизнь мусора»

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Экологическая проблема сбора мусора"

одна из главных проблем современных городов - сбор и утилизация отходов...

Классный час « Нам осталось одно – научиться жить на Земле, как люди».

   Мы живем в быстро меняющемся мире. Постепенно стираются границы между отдельными странами и народами. Человек становится гражданином мира. Его воздействие на природу зачастую сказы...

открытый урок по теме "Может ли современный человек жить в гармонии с природой?"

Урок является оббощающим по теме.На данном уроке  преследовались следующие задачи:Образовательные задачи:формировать лексико-грамматические навыки в формате ЕГЭ;cпособствовать формированию целост...

классный час "Экологические проблемы человечества"

характеризую страшную экологическую обстановку в мире....

Исследование модели биоритмов человека. Как научиться жить в согласии с природой биоритмов?

Урок относится к разделу «Моделирование и формализация», в котором изучается математическое моделирование в его компьютерной реализации при максимальном использовании межпредметных связей ...

Конспект урока-исследования: "Как научиться жить в согласии с природой биоритмов", или моделирование биоритмов человека. 11-й класс

Конспект урока-исследования:"Как научиться жить в согласии с природой биоритмов", или моделирование биоритмов человека. 11-й классЦели урока:Обучающая: Способствовать      ...