Классный час "Современные экологические проблемы. Как научиться жить в гармонии с природой"
классный час (6 класс)
Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, так как людьми нанесен огромный урон живой природе – по нашему незнанию, а порой и нежеланию знать. На сегодняшний день мы со всей очевидностью начинаем осознавать: стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку) до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, повернуть реки) дорога очень короткая. Но дальше эта дорога обрывается пропастью.
Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли – развитие компетентности людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_ekologicheskie_problemy._kak_nauchitsya_zhit_v_garmonii_s_prirodoy.docx | 405.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Современные экологические проблемы. Как научиться жить в гармонии с природой»
Цель расширять представление о взаимодействии человека и природы через анализ ключевых понятий и практическую деятельность.
Задачи:
-показать примеры как бережного, так и безответственного
отношения к природе;
- развивать стремление быть защитником природы;
-воспитывать любовь и бережное отношение к многообразию природного мира.
Средства обучения: мультимедийное оборудование, компьютер, наглядный материал для групп.
Приёмы и методы: словесные, наглядно – демонстрационные, иллюстративные, рефлексивные, самопроверка, поисковый (эвристический) и др.
Предметные УУД:
- умение находить черты сходства и различия;
- умение применять знания других предметов;
- умение строить предположения (гипотезы), находить пути их доказательства или опровержения;
Личностные:
- открыто выражать свою позицию;
- проводить рефлексию.
Метапредметные:
Регулятивные: учить ставить учебные задачи, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять контроль по результату.
Познавательные: осуществлять анализ объектов, устанавливать причинно-следственные связи, учить правильно, строить свой ответ.
Коммуникативные: учить строить диалог с партнером, договариваться и приходить к общему решению проблемы, учить сотрудничеству.
I. Организационный момент.
– Сегодня мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь. Тема, которой мы посвятим наш урок актуальная, жизненно-важная для всего живого на нашей планете. Сегодня у нас появилась уникальная возможность по – иному посмотреть на окружающий нас мир. Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: “Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой, светящийся шар. Это наша планета – Земля.
1. Постановка учебной задачи. Рассказ учителя.
Наша планета на протяжении многих миллиардов лет процветала и развивалась. Появлялись и исчезали новые виды животных и растений, менялся климат, ландшафт нашей планеты И вот на планете появился человек. В начале у людей не было почти ничего, что есть сейчас. Жизнь людей зависела от капризов окружающей природы. Ребята как вы думаете, как человек зависел от природы в начале своего существования? (из-за неудачной охоты они голодали, сильные морозы или засуха нередко грозили им гибелью). Наши далекие предки преклонялись перед силой природы.
Но постепенно многое изменилось: появились возделанные поля, фермы, заводы. Были созданы разнообразные машины, построены дома. И людям стало казаться, что они уже не зависят от природы, что они сильнее ее. Более того, вооруженный техникой, человек вообразил себя всемогущим и решил покорить природу: распахиваются все новые земли, сооружаются плотины, изменяются русла рек, затапливаются большие территории. Мы получаем свет и тепло, но при этом губим тысячи растений и животных. Природа переживает сегодня немалые потрясения. Все чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, катастрофа…Ребята, вы знакомы с этими терминами? Что они означают?
2. Экологические термины. Экология “Экос” по-гречески – “дом”, “логос” – “ученье, наука”. Экология – наука о нашем общем доме – планете Земля. Термин “экология” был предложен в 1866 году немецким биологом Эрнстом Геккелем, но только со второй половины XX века человечество всерьез приступило к изучению взаимодействия организмов между собой и с окружающей средой. Экологические проблемы- любые проблемы, связанные с изменением в окружающей среде. Большинство этих изменений, к сожалению ,связаны с воздействием человека на природу и обратным воздействием изменяющейся среды на здоровье и хозяйственную деятельность людей. Какие экологические проблемы вы можете назвать?
Среди глобальных проблем экологии можно отметить такие, как:
– уничтожение тысяч видов животных и растений, увеличение числа исчезающих видов;
– сокращение запаса полезных ископаемых и других жизненно необходимых ресурсов;
– истребление лесного массива;
– загрязнение и осушение мирового океана;
– нарушение озонового слоя, который защищает нас от излучения из космоса;
– загрязнение атмосферы, нехватка чистого воздуха в некоторых областях;
– загрязнение природного ландшафта.
3. Формулировка учащимися одной из проблем экологии.
– Сегодня мы затронем только одну из экологических проблем. Какую? Перед вами зашифрована самая сложная экологическая проблема современности. Попробуйте ее расшифровать (Загрязнение бытовыми отходами) В связи с ростом численности населения Земли, ростом промышленного производства, более сложной становится проблема загрязнения природы мусором.
В природе мусор не накапливается. Останки животных и растений полностью разлагается и вновь участвует в общем круговороте. Природа сама может справиться с этим вопросом.
Человек в процессе своей жизнедеятельности, оставляет большое количество мусора и бытовых отходов. С каждым годом количество мусора увеличивается, природа не успевает его перерабатываться . Мы загрязняем природу, не оставляя своим детям, внукам и даже правнукам права на чистую окружающую среду. Мусор заполонил все среды обитания живых организмов. Ребята, вы любите ходить в лес? Предлагаю вам познакомиться с рассказом одного ученика, который называется «Поездка в лес»
Ситуация №1 Прочитав текст, найдите ошибки, допущенные детьми на прогулке и обоснуйте свои ответы.
Целую неделю только и было разговоров, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но дети всё же решили сами поехать на прогулку. Дорога была знакома, взяли компас, не забыли и про магнитофон. А вот что было дальше, мы узнаем из рассказа одного из учеников. «Весёлой музыкой мы оповестили лес – прибыли! По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберёзовики, подосиновики. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. Заварили в котелке чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Саша выбросил банки и полиэтиленовые мешки, пакеты от чипсов, кожуру от бананов и апельсинов под дерево, сказав: «Микробы всё равно их разрушат». Угли костра подмигивали нам на прощанье. Оживлённые мы шли к станции, перепрыгивая лужи, с охапками полевых цветов. А через час поезд уже подъезжал к городу».
Ситуация №2. Теперь мы без труда можем ответить на вопрос: «Откуда в лесу мусор». Представьте, что мы оказались в лесу, в котором увидели бытовой мусор.(работа в парах)Вам нужно рассортировать мусор (кусочки хлеба, апельсиновые корки, пластиковые пакеты, упаковки от чипсов, стеклянная бутылка, батарейки, компьютерный диск) на 3 группы по степени опасности для леса и его обитателей и пояснить свой выбор.
(ответы детей)
Подвергаются разложению:
- Стеклянные бутылки – 1000 лет;
- Изделия из пластмассы – 100 лет;
- Консервные банки - 50-80 лет;
- Батарейки - 10 лет;
- Шерстяной носок – 1-5 лет;
- Бумага - 2 года.
- Апельсиновая или банановая кожура - 2-5 недель.
Ситуация №3. Творческое задание «Вторая жизнь мусора»
Ребята, перед нами наша планета, она стонет от того, как человек с ней обходится. Что мы можем сделать, чтобы она улыбнулась?(очистить ее от мусора) Что же нам делать со всем этим мусором?
– “Природная стратегия утилизации” сильно отличается от способов придуманных человеком.
Существует 3 способа избавления от мусора.
Захоронение на полигонах.
Сжигание.
Вторичная переработка.18 марта международный день вторичной переработки отходов.
Какой способ, по вашему мнению, самый продуктивный и экологически безопасный? И почему вы так считаете? Перед вами бытовой мусор. Выберите себе любой предмет и попробуйте дать ему «вторую жизнь». Ваши идеи, по вторичному использованию мусора, интересные, яркие, необычные . Я очень бы хотела увидеть их реализацию, но к сожалению, мы ограничены по времени. Поэтому предлагаю вам воплотить эти идей или придумать новые и выслать мне фото по эл.почте или вайберу (визитки)
Любое изменение, совершаемое человеком в природе, вызывает цепь
последствий, как правило, неблагоприятных.
Земля наш дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Человек должен вновь научиться жить в гармонии с природой, приложить все свои знания и умения, чтобы не оказаться на краю гибели, не погрузиться в темноту. Как вы понимаете выражение: «Жить в гармонии с природой?», Что такое гармония? Больших проблем нам пока не решить , но кое- что вы можете сделать
Рефлексия. «Дерево решений». Учитель отмечает, что сегодня природа нуждается в защите и заботе, затем предлагает продолжить фразу (на стикерах): «Чтобы помочь человеку жить в гармонии с природой, я могу ...».
Подведение итогов. Надеюсь, наша встреча была для вас полезной и познавательной. Для того чтобы жить в гармонии с природой не обязательно лететь спасать синих китов или тропические леса от вырубки. Нужно просто заботится о том месте, в котором ты живешь, как говорил в произведении Антуана де Сент -Экзюпери "Маленький принц:" «Есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок- и сразу же приведи в порядок свою планету."
Музыка «Планета»
1 задание ________________________________________________
9,1,4,18,33,9,15,6,15,10,6
2 задание «ПОЕЗДКА В ЛЕС»
Целую неделю только и было разговоров, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но дети всё, же решили сами поехать на прогулку. Дорога была знакома, взяли компас, не забыли и про магнитофон.
А вот что было дальше, мы узнаем из рассказа одного из учеников. «Весёлой музыкой мы оповестили лес – прибыли! По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберёзовики, подосиновики. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. Заварили в котелке чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Саша выбросил банки и полиэтиленовые мешки, пакеты от чипсов, кожуру от бананов и апельсинов под дерево, сказав: «Микробы всё равно их разрушат». Угли костра подмигивали нам на прощанье. Оживлённые мы шли к станции, перепрыгивая лужи, с охапками полевых цветов. А через час поезд уже подъезжал к городу».
1 задание _________________________________________________
2,29,20,16,3,29,14,10
2 задание «ПОЕЗДКА В ЛЕС»
Целую неделю только и было разговоров, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но дети всё, же решили сами поехать на прогулку. Дорога была знакома, взяли компас, не забыли и про магнитофон.
А вот что было дальше, мы узнаем из рассказа одного из учеников. «Весёлой музыкой мы оповестили лес – прибыли! По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберёзовики, подосиновики. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. Заварили в котелке чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Саша выбросил банки и полиэтиленовые мешки, пакеты от чипсов, кожуру от бананов и апельсинов под дерево, сказав: «Микробы всё равно их разрушат». Угли костра подмигивали нам на прощанье. Оживлённые мы шли к станции, перепрыгивая лужи, с охапками полевых цветов. А через час поезд уже подъезжал к городу».
1 задание ________________________________________________
16,20,23,16,5,1,14,10
2 задание « ПОЕЗДКА В ЛЕС»
Целую неделю только и было разговоров, что о будущей поездке в лес. В последний момент заболела учительница Анна Васильевна. Но дети всё, же решили сами поехать на прогулку. Дорога была знакома, взяли компас, не забыли и про магнитофон.
А вот что было дальше, мы узнаем из рассказа одного из учеников. «Весёлой музыкой мы оповестили лес – прибыли! По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберёзовики, подосиновики. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костёр. Заварили в котелке чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Саша выбросил банки и полиэтиленовые мешки, пакеты от чипсов, кожуру от бананов и апельсинов под дерево, сказав: «Микробы всё равно их разрушат». Угли костра подмигивали нам на прощанье. Оживлённые мы шли к станции, перепрыгивая лужи, с охапками полевых цветов. А через час поезд уже подъезжал к городу».
3 задание «Сортировка мусора» (на 3 группы по степени опасности для леса и его обитателей)
1группа (самая опасная) _________________________________________________________________
2 группа______________________________________________________________________________
3группа______________________________________________________________________________
4 задание «Вторая жизнь мусора»
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час "Экологическая проблема сбора мусора"
одна из главных проблем современных городов - сбор и утилизация отходов...
Классный час « Нам осталось одно – научиться жить на Земле, как люди».
Мы живем в быстро меняющемся мире. Постепенно стираются границы между отдельными странами и народами. Человек становится гражданином мира. Его воздействие на природу зачастую сказы...
открытый урок по теме "Может ли современный человек жить в гармонии с природой?"
Урок является оббощающим по теме.На данном уроке преследовались следующие задачи:Образовательные задачи:формировать лексико-грамматические навыки в формате ЕГЭ;cпособствовать формированию целост...
Классный час на тему: "Как научиться жить без драки".
Классный час...
классный час "Экологические проблемы человечества"
характеризую страшную экологическую обстановку в мире....
Исследование модели биоритмов человека. Как научиться жить в согласии с природой биоритмов?
Урок относится к разделу «Моделирование и формализация», в котором изучается математическое моделирование в его компьютерной реализации при максимальном использовании межпредметных связей ...
Конспект урока-исследования: "Как научиться жить в согласии с природой биоритмов", или моделирование биоритмов человека. 11-й класс
Конспект урока-исследования:"Как научиться жить в согласии с природой биоритмов", или моделирование биоритмов человека. 11-й классЦели урока:Обучающая: Способствовать ...