Годовой и перспективный план педагога-психолога
рабочая программа по психологии
Основой для разработки являются следующие нормативные документы:
- Положение о службе практической психологии в системе МО РФ (приказ МО РФ N636 от 22.10.99.);
- Типовое Положение о порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения (письмо N 27/901-6 от 27.03.2000);
- Инструктивное письмо МО РФ об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения N29/1886-6 от 24.12.2001;
- Концепция развития психологической службы образования РС(Я) от 28.01.2003 г.
- Положение о Службе практической психологии в системе образования РС(Я) (приказ 01-08/1188 от18.06.07);
- Положение об аттестации специалистов системы образования МО РС(Я), работающих на должности «педагог-психолог» (приказ 01-08/1188 от18.06.07).
-Единые стандарты организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и деятельности педагогов-психологов образовательных организаций МКУ «Управление образования» МО «Намский улус» РС (Я) в условиях реализации ФГОС, утвержденный начальником МКУ «Управление образования» МО «Намский улус» РС (Я), Протопоповым О.Н. 05.10.2015
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
godovoy_i_pers_plan.docx | 68.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Директор МБОУ
«Семенниковская СОШ»
А.Д. Фельдман
Годовой план
работы педагога-психолога
МБОУ «Семенниковская СОШ»
на 2018-2019 учебный год
Педагог - психолог: Мишуткина А.С.
с. Семенниково
Пояснительная записка.
Основой для разработки являются следующие нормативные документы:
- Положение о службе практической психологии в системе МО РФ (приказ МО РФ N636 от 22.10.99.);
- Типовое Положение о порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения (письмо N 27/901-6 от 27.03.2000);
- Инструктивное письмо МО РФ об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения N29/1886-6 от 24.12.2001;
- Концепция развития психологической службы образования РС(Я) от 28.01.2003 г.
- Положение о Службе практической психологии в системе образования РС(Я) (приказ 01-08/1188 от18.06.07);
- Положение об аттестации специалистов системы образования МО РС(Я), работающих на должности «педагог-психолог» (приказ 01-08/1188 от18.06.07).
-Единые стандарты организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и деятельности педагогов-психологов образовательных организаций МКУ «Управление образования» МО «Намский улус» РС (Я) в условиях реализации ФГОС, утвержденный начальником МКУ «Управление образования» МО «Намский улус» РС (Я), Протопоповым О.Н. 05.10.2015
- Основная нормативная база психолого-педагогического сопровождения (Приложение 1)
Психолого-педагогическое сопровождение должно пронизывать все стороны взаимодействия обучающегося, воспитанника, родителей (законных представителей) и школы в процессах обучения, развития, воспитания и социализации. Это означает, что целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.
Целевые ориентиры являются сегодня показателем достижения школой и педагогами современного качества образования:
- забота о психологической безопасности и здоровье школьников;
- создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования;
- его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, гарантирующее охрану и укрепление их физического, психологического и социального здоровья.
Основным предметом деятельности школьного психолога являются технологии формирования и измерения необходимых компетенций: предметных, метапредметных и личностных, иными словами – оценка качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Таким образом, работа психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы.
При этом, главной социально-психологической особенностью ФГОС является учет возможностей детей с любыми особенностями в развитии. Стандарт создания условий для индивидуального развития всех обучающихся, воспитанников, в том числе и тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В рамках ФГОС описываются требования к коррекционной работе в школе, затрагивающие, прежде всего, работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, и задающие направление деятельности психолого-педагогического сопровождения в целом.
Требования стандарта в части реализации программы коррекционной работы предусматривают:
- выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы и их дальнейшую интеграцию в образовательном учреждении;
- реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с особыми образовательными потребностями с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).
Основные функции работы:
• участие в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта;
• участие в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям;
• оценка эффективности образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива через призму развития личности обучающихся;
• анализ достижений и подтверждения обучающимися уровней развития и образования.
Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:
- Защита прав и интересов личности обучающихся, обеспечение благоприятных условий их психического и физического развития и обучения, поддержка и содействие в решении психолого-педагогических и медико-социальных проблем.
- Квалифицированная комплексная диагностика возможностей и особенностей развития ребенка с целью как можно более раннего выявления детей, требующих особого внимания специалистов для предупреждения возникновения проблем в обучении и развитии.
- Содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: реализация программ преодоления трудностей в обучении, нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; содействие выбору образовательного и профессионального маршрута.
- Участие специалистов в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и способностям обучающихся.
- Развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса – обучающихся, педагогов, родителей.
- Содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса, содействие педагогическому коллективу в оптимизации социально-психологического климата образовательного учреждения.
- Психолого-педагогическая помощь родителям (законным представителям), педагогам и воспитателям обучающихся, требующих особого внимания специалистов.
- Консультативно-просветительская работа среди обучающихся, педагогов, родителей.
- Профилактическая работа и пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся, педагогов, родителей.
Содержание психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности:
- диагностика возможностей и особенностей развития ребенка;
- оказание помощи педагогам в вопросах оценки метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы;
- формирования основных образовательных компетенций (УУД);
- построение индивидуальной траектории развития ребенка;
- экспертиза соответствия применяемых методов работы требованиям ФГОС.
Содержание психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и воспитания:
- профилактика асоциального поведения;
- профилактика и коррекция дезадаптивных форм поведения;
- психологическая поддержка одаренных детей;
- повышение психолого-педагогической компетенции всех участников образовательного процесса;
- мониторинг состояния здоровья, безопасности образовательной среды, психологической атмосферы образовательного учреждения.
Содержание коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья:
- коррекция познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы отклоняющегося поведения;
- консультирование по различным аспектам коррекционной работы родителей и педагогов;
- участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума.
В целях обеспечения требований ФГОС НОО, на основании единого стандарта психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса идеятельности педагогов-психологов образовательных организаций Намскогоулуса, работа организована по следующим разделам:
- Организация и содержание работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами
- Реализация программы по психолого-педагогическому сопровождению вновь прибывших учащихся (в том числе из ближнего зарубежья)
- Организация и систематизация деятельности по групповой работе с обучающимися (воспитанниками)
А. Групповая работа в классах нового состава
Б. Занятия по формированию культуры безопасного и здорового образа жизни и их тематика
- Психолого-педагогическое сопровождение родителей (законных представителей)
Таким образом, в условиях достижения обновленных целей и задач образования психолого-педагогическое сопровождение как целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в образовательной среде, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы.
Перспективный план педагога-психолога
№ | Название | Раздел ООП НОО | Сроки | Категория | Форма отчетности |
| |||||
1.1 | Стартовая диагностика УУД и особенностей процесса адаптации | Система оценки достижения планируемых результатов | Октябрь-ноябрь | Учащиеся с ОВЗ | Протокол обследования |
1.2. | Диагностика сформированности УУД на конец года | Система оценки достижения планируемых результатов | Апрель | Учащиеся с ОВЗ | Протокол обследования |
1.3 | Диагностика в рамках индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы | Программа коррекционной работы | В течение года | Учащиеся с ОВЗ | Протокол обследования |
| |||||
2.1 | Развитие личностных и коммуникативных УУД | Программа формирования универсальных учебных действий | В течение года | Учащиеся с ОВЗ | Журнал учета видов работы раздел «Групповая работа» |
2.2 | Развитие познавательных и регулятивных УУД | Программа формирования универсальных учебных действий | В течение года | Учащиеся с ОВЗ | Журнал учета видов работы раздел «Групповая работа» |
2.3 | Коррекционная работа с учащимися с признаками дезадаптации | Программа коррекционной работы | В течение года | Учащиеся с ОВЗ | Журнал учета видов работы разделы групповой и индивидуальной работы |
| |||||
3.1 | Консультирование педагогов: 1.Информирование по результатам диагностики, предоставление рекомендаций. 2. Составление адаптированной образовательной программы (совместно с другими специалистами ПМПК). 3. Ведение карты мониторинга достижения личностных и мета-предметных результатов 5. Составление характеристики учащихся с ОВЗ | Программа коррекционной работы Система оценки достижения планируемых результатов | В течение года В течение года Апрель Май | Учителя начальных классов и классные руководители Учителя начальных классов и классные руководители | Журнал консультаций |
3.2 | Консультирование родителей: По результатам диагностики и запросам других участников воспитательно-образовательного процесса | В течение года | Родители | Журнал консультаций | |
4. Психологическая профилактика и просвещение | |||||
4.1 | Работа с родителями (родительское собрание, семейная гостиная, круглый стол, вечер вопросов и ответов, тренинг и др.) 1.Проблемы адаптации ребенка с ОВЗ. 2.Повышение психологической культуры и грамотности родителей в сфере воспитания | Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Программа духовно-нравственного развития и воспитания | Октябрь В течение года | Родители: | Папка выступлений |
4.2 | Работа с учителями: 1. Выступления на педсоветах, на МО, на школьных семинарах. 2.Трениги развития личностных компетенций учителя. | В течение года | Учителя | Журнал «Организационно-методическая работа» Журнал учета видов работы раздел «Групповая работа» | |
4.3 | Работа с учащимися (уроки, часы психологии, беседы и др.): 1.Формирование ЗОЖ. 2. Формирование духовно-нравственного развития. 3.Профилактика беспризорности, безнадзорности (в рамках реализации Закона №15-39 КЗ). | Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Программа формирования духовно-нравственного развития и воспитания | В течение года | Учащиеся с ОВХ | Папка выступлений |
| |||||
5.1. | Экспертиза - образовательной среды; - программ урочной и внеурочной деятельности; - профессиональной деятельности педагогов | В течение года | Учителя | Журнал учета видов работы раздел «Экспертная работа» |
Организация и систематизация деятельности по групповой работе с обучающимися
Цель | Развитие сплоченности в коллективе |
Срок реализации | Сентябрь – ноябрь |
Формы работы | Информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, мозговой штурм, беседы, круглый стол. |
Периодичность мероприятий | 1 раз в неделю |
Количество занятий | 3 |
Тематика занятий |
|
Продолжительность занятия | 1,5 – 2 часа |
Цикл занятий по формированию культуры безопасного и здорового образа жизни и их тематика
Учащиеся с ОВЗ | |
Цель | Формирование основных понятий о здоровом образе жизни, культуре ЗОЖ |
Темы занятий |
|
Формы работы | Игровые ситуации, коллективно-творческое дело, творческие и познавательные конкурсы, инсценирование, сказкотерапия, квесты. |
Психолого-педагогическое сопровождение родителей (законных представителей)
Цель | Помощь в создании благоприятных социально – психологических условий для развития личности, успешности обучения ребенка. |
Задачи |
|
Срок реализации | сентябрь-май |
Формы работы | семинары- практикумы, конференции, лектории, тренинги, дел.игры Информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, психологическое консультирование, беседы, круглый стол, просмотр видеофильмов. |
Адресаты | Родители детей ОВЗ, детей-инвалидов. |
Периодичность мероприятий | 1 раз в четверть |
Продолжительность занятия | 40мин.-1час |
Ожидаемые результаты | Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся об возрастных особенностях и новообразованиях. |
Тематика родительского лектория:
Темы занятий | I.Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни | ||
Цель | Пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье, формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью; формирование установки на использование здорового питания;занятий физической культурой и спортом;применение рекомендуемого врачами режима дня, гигиены | ||
Дети с ОВЗ | Понятие о здоровье: режим дня, правильное питание и т.д. | ||
Темы занятий | II. Профилактика ПАВ | ||
Цель | формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей, сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания;становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ; | ||
Дети с ОВЗ | Опасность ПАВ. Сквернословие или профилактика отклоняющегося поведения. | ||
Темы занятий | III. Профилактика аутоагрессивного поведения | ||
Цель |
| ||
Дети с ОВЗ | 1. Позитивное воспитание и возрастные особенности младшего школьника. 2. Как помочь лучше учиться;профилактика неуспеваемости в начальных классах. 3. Что нужно знать о аутоагрессивном поведении. | ||
Темы занятий | IV.Профориентационное воспитание | ||
Цель | Социализация и профессиональная ориентация в современном обществе. | ||
Дети с ОВЗ | Профессии всякие нужны- профессии всякие важны! Профессии моих родных. | ||
Консультирование | |||
Индивидуальное консультирование | |||
Темы | По результатам диагностики. По запросу. Консультирование: просвещение родителей, планирование будущего, сопровождение в выборе вуза и тд. | ||
Цель | Помощь и содействие в решении проблем. Направление к узким специалистам. | ||
Групповое консультирование | |||
Участники | Родители детей ОВЗ | ||
Цель | Взаимопомощь, группа поддержки и сопровождение в решении проблем. | ||
Периодичность мероприятий | 1 раз в неделю по категориям. Не менее 1 раза в четверть. | ||
Продолжительность занятия | 40мин.-1час. | ||
Ожидаемые результаты | Просвещение и получение знаний, воспитание детей с адекватной самооценкой, духовно-нравственных, здоровых физически и психологически. |
Годовой план работы
СЕНТЯБРЬ
№ | Наименование работ | Дата | Форма |
1 | Разработка и утверждение плана работы за 2018-2019 учебный год | В течение месяца | Составление плана |
2 | Обследование детей с ОВЗ | В течение месяца | Заполнение протоколов обследования |
3 | Составление адаптированных образовательных программ, расписания занятий | В течении месяца | Разработка программ |
4 | Охват детей дополнительным образованием; | В течение месяца | Учет информаций |
5 | Исполнение ФЗ-120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» | В течение месяца | Изучение нормативной базы |
6 | Установить сотрудничество со специалистами других школ | В течение месяца | Беседа, взаимодействие |
ОКТЯБРЬ
№ | Наименование работ | Дата | Форма |
1 | Формирование базы данных детей с ОВЗ и детей-инвалидов, с заключениями ПМПК | До 6 октября | Сбор сведений |
2 | Стартовая диагностика УУД и особенностей процесса адаптации первоклассников | Октябрь-ноябрь | Диагностика |
3 | «Месячник психологического здоровья обучающихся» | С 15 окт-15 ноября | По плану |
4 | Всемирный день отказа от курения | 20 октября | Беседы медработника |
5 | Групповые формы работы с родителями | С 20-30 октября | В рамках месячника |
6 | Индивидуальные консультации родителей, учащихся, педагогов | С 15-30 октября | В рамках месячника |
7 | Работа с детьми инвалидами | Вторая половина | Посещение на дому |
8 | Развитие личностных и коммуникативных УУД | 26 октября | Мониторинг |
НОЯБРЬ
№ | Наименование работ | Дата | Форма |
1 | Индивидуальные консультации родителей, учащихся, педагогов | С 1-15 ноября | Беседы |
2 | Развитие познавательных и регулятивных УУД | Вторая половина | Диагностика |
3 | Отчет по месячнику психологического здоровья обучающихся | До 18 ноября | Отчет |
4 | Семинар для родителей с детьми-инвалидами и с детьми ОВЗ «Мир глазами моего ребенка» | Вторая половина месяца | Участие родителей |
ДЕКАБРЬ
№ | Наименование работ | Дата | Форма |
1 | Диагностика суицидального поведения среди несовершеннолетних | Декабрь | Диагностика |
24 | Акция милосердия для детей находящихся в ТЖС и СОП (благотворительная акция детям находящихся в ТЖС и СОП) | Декабрь | Сбор средств |
3 | Диагностика в рамках индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы | 24 декабря | Диагностика |
4 | Развитие личностных и коммуникативных УУД | 26 декабря | Занятия |
ЯНВАРЬ
№ | Наименование работ | Дата | Форма |
1 | Индивидуальные консультации родителей, учащихся, педагогов | В течение месяца | Беседы |
ФЕВРАЛЬ
№ | Наименование работ | Дата | Форма |
1 | Диагностика в рамках индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы | В течение месяца | Диагностика |
2 | Развитие познавательных и регулятивных УУД | В течение месяца | Занятия |
3 | Индивидуальные консультации родителей, учащихся, педагогов | В течение месяца | Беседы |
МАРТ
№ | Наименование работ | Дата | Форма |
1 | «Месячник психологического здоровья обучающихся» | С 1 марта-1 апреля | По плану |
2 | Лектории для родителей по охране и укреплении психического здоровья детей: «Дарите детям любовь» | В течении месяца | Лекторий |
3 | Индивидуальные консультации родителей, учащихся, педагогов | В течение месяца | Беседы |
4 | Развитие личностных и коммуникативных УУД | март | Занятия |
АПРЕЛЬ
№ | Наименование работ | Дата | Форма |
1 | Телефон психологической помощи «Доверие» | 1 по 31 апреля | Ознакомление |
2 | Групповые формы работы с родителями | С 1-15 апреля | Беседы, лектории |
3 | Индивидуальные консультации родителей, учащихся, педагогов | С 1-15 апреля | Беседы |
4 | Диагностика сформированности УУД на конец года | апрель | Диагностика |
5 | Диагностика в рамках индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы | апрель | Диагностика |
6 | Развитие познавательных и регулятивных УУД | апрель | Диагностика |
МАЙ
№ | Наименование работ | Дата | Форма |
1 | Развитие личностных и коммуникативных УУД | май | Отчет |
2 | Годовые отчеты (статистический и аналитический отчет) | 20 мая | Отчет |
Приложение 1
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07.1998 № 124-Ф3 (изменения и дополнения от 20.07.2000).
- Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (24.06.1999 №120-ФЗ).
- Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ 29.12.2010«Озащите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
- Письмо Государственного комитета СССР по народному образованию от 27.04.1989 № 16 «О введении должности психолога в учреждении народного образования».
- Постановление правительства РФ от 31.07.1998 № 867 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи».
- Письмо МО РФ от 22.01.1998 № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях логопедах и педагогах-психологах образовательных учреждений».
- Приказ № 636 от 22.10.1999 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» с приложением.
- Письмо МО РФ № 70/23-16 от 07.04.1999 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования».
- Постановление Минтруда РФ от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.10.1996 № 1186).
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».
- Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.03№ 28-51-513/16. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования.
- Письмо Министерства образования РФ, Департамент общего и дошкольного образования от 21.05.2004 № 14-51-140/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную».
- Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май 2003г., г. Москва).
- Инструктивное письмо Минобрнауки РФ № 03-132 «О методических рекомендациях по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста» от 27.01.2009.
- ФГОС начального общего образования. Утвержден приказом Минобрнауки РФ 06.10.2009 №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009 №15785).
- ФГОС основного общего образования. Утвержден приказом от 17.12.2010 № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2010 № 19644.)
- Приказ Федерации Минобрнауки России 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
- Приказ Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 № 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования».
- «О создании условий для полученияобразования детьми с ограниченными возможностями здоровьяи детьми-инвалидами», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373.
- Инструктивное письмо МО РФ об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения N29/1886-6 от 24.12.2001.
- Концепция развития психологической службы образования РС(Я) от 28.01.2003 г.
- Положение о Службе практической психологии в системе образования РС(Я) (приказ 01-08/1188 от18.06.07).
- «Семейный кодекс РФ»
- «Гражданский кодекс РФ»
- Конвенция ООН о правах ребенка,
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
Приложение 2.
Организация и содержание работы педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами
Цели:
- защита прав и интересов ребёнка;
-выявление отклонений в развитии, склонностей и способностей ребёнка, выбор оптимального образовательного маршрута;
- обеспечение равных возможностей получения качественного образования и коррекции недостатков в физическом и психическом развитии у детей.
Задачи:
- выявление групп детей, требующих внимания специалистов;
- консультирование всех участников образовательного процессапо вопросам коррекции и реабилитации;
- организация индивидуальных и групповых занятий с педагогами и детьми по изменению стереотипов поведения, коммуникативным навыкам.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
Данное направление включает четыре взаимосвязанных компонента:
- изучение личности обучающегося;
- индивидуальное психологическое сопровождение;
- создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения;
4) просветительская работа по повышению психологической компетентности участников сопровождения ребенка с ОВЗ.
Примечание: индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ педагог-психолог осуществляет в следующих случаях:
- при выявлении проблем в ходе мониторинговой диагностики;
- по заявке/обращению родителей (законных представителей);
- по заявке/обращениюпедагогов, администрации (после получения согласия родителей (законных представителей);
- при обращении специалистов других социальных служб.
Изучение личности обучающегосяобязательно предполагаетсбор информации о ребенке и анализ полученной информации.
Этапы индивидуального психологического сопровождения:
- проведение диагностики психического развития ребёнка;
- отслеживание психического развития детей с ОВЗ и социально психологического развития ученических коллективов, в которых они обучаются;
- проведение индивидуальных и групповых психокоррекционных занятий на основе существующих методик и консультативной работы;
- помощь в создании условий для реализации индивидуально-психологических возможностей ребёнка в учебно-воспитательном процессе;
- помощь в создании условий для социально-психологического развития ученического коллектива с включением детей с ОВЗ в совместные виды деятельности;
- правильное и своевременное оформление документации в соответствии с требованиями и должностными обязанностями педагога-психолога.
Создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения
- Выявление личностных проблем развития ребенка
- Оказание помощи в решении проблем
- Разработка, уточнение с учетом данных динамического обследования и реализация схем и программ сопровождения
- Обеспечение преемственности и последовательности в работе с ребенком
- Организация и проведение медико-психолого-педагогических консилиумов: взаимодействие со специалистами сопровождения (медицинский работник, социальный педагог, учитель – логопед, учитель – дефектолог).
Приложение 3
Программа по психолого-педагогическому сопровождению вновь прибывших учащихся
Адаптация, т. е. приспособление, привыкание к новым условиям, – сложный и зачастую продолжительный процесс, зависящий как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих. Здесь необходимо продумать комплекс мер. Данная программа нацелена на более успешную адаптацию учащихся, начинающих свое обучение в новом ОУ, имеющая профилактическую направленность по предупреждению дезадаптации обучающегося, возникновения конфликтов в ученическом коллективе, неблагоприятного социально-психологического климата. В реализации программы должны участвовать классные руководители, учителя-предметники, работающие с данными классами, социально-психологическая и медицинская службы, родители, администрация.
Цель:создание психолого-педагогических условий для успешной адаптации учащихся к особенностям образовательной среды школы, сохранение психологического здоровья школьников, разработка способов адаптации образовательной среды к учащимся.
Задачи:
1) Создать условия для обеспечения эмоционального комфорта ученика, благоприятного социально-психологического климата в ученических коллективах.
2) Организовать сетевое взаимодействие с педагогическим коллективом для повышения эффективности работы по адаптации обучающихся.
3) Содействовать классным руководителям в изучении индивидуальных особенностей вновь прибывших детей с целью построения воспитательной траектории.
4) Способствовать формированию у детей позитивной Я – концепции и устойчивой самооценки, снижению уровня школьной тревожности.
5) Повышать психолого-педагогическую компетентность педагогов.
6) Включить обучающихся школьного коллектива к процессу адаптации вновь прибывших учеников.
- Этапы сопровождения
- Наблюдение за вновь прибывшими учащимися, проведение диагностического минимума в адаптационных классах, обобщение диагностических и аналитических данных.
- Проведениеуглубленной диагностики по запросу классного руководителя или администрации, индивидуальных и групповых консультаций с педагогами, родителями, детьми.
- Определениеуровня адаптации обучающихся и проведение коррекционно-развивающих занятий с дезадаптированными детьми.
1. 2. Алгоритм сопровождения
1. Сбор и анализ информации о вновь прибывшем ученике (изучение личного дела, медицинской карты, беседа с родителями).
2. Индивидуальная беседа с вновь прибывшим обучающимся
3. Проведение психодиагностического исследования.
4. Составление рекомендаций для классного руководителя и родителей по результатам психодиагностики, беседы и наблюдения.
5. Разработка индивидуального плана сопровождения ученика
6. Сетевое взаимодействие с педагогическим коллективом школы по организации и проведению мероприятий по адаптации ученика.
7. Комплексный мониторинг процесса адаптации.
Процедура комплексного мониторинга включает:
1.Сбор и анализ информации о вновь прибывшем ученике (изучение личного дела, медицинской карты, беседа с родителями).
2. Психодиагностика
3.Наблюдение
Компоненты мониторинга:
1. Социально-психологический компонент:
-социальные данные о составе семьи, бытовой фон взаимоотношений в семье
-определение уровня психосоматического здоровья;
-анализ уровня развития физических кондиций;
-исследование психологических особенностей;
-исследование уровня эмоционального благополучия.
2.Воспитательный компонент:
-изучение уровня воспитанности, уровня личностного роста;
-изучение психологического климата в ученических коллективах;
-определение социального статуса учащихся.
3. Деятельностный компонент:
-изучение интеллектуального развития;
-определение стартового уровня учебных достижений школьников.
Приложение 4
Организация и систематизация деятельности по групповой работе с обучающимися
Групповая работа в классах нового состава
К классам нового состава следует относить: классы, смешанные в результате реструктуризации, слияния, реформы и др., классы с большим количеством вновь прибывших учеников, при смене классного руководителя. Занятия проводятся совместно с учителем, классным руководителем.
Цель | Развитие сплоченности в коллективе |
Срок реализации | Сентябрь – ноябрь |
Формы работы | Информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, мозговой штурм, беседы, круглый стол. |
Периодичность мероприятий | 1 раз в неделю |
Количество занятий | 3 |
Тематика занятий |
- Итоговое мероприятие (поход, культурно-массовое мероприятие, вечер дружбы, фотосессия с дальнейшим изготовлением коллажа) |
Продолжительность занятия | 1,5 – 2 часа |
Приложение 5
Психолого-педагогическое сопровождение родителей (законных представителей)
Цель | Помощь в создании благоприятных социально – психологических условий для развития личности, успешности обучения ребенка. |
Задачи |
|
Срок реализации | сентябрь-май |
Формы работы | семинары- практикумы, конференции, лектории, тренинги, дел.игры Информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, психологическое консультирование, беседы, круглый стол, просмотр видеофильмов. |
Адресаты | Родители детей с ОВЗ |
Периодичность мероприятий | 1 раз в четверть |
Продолжительность занятия | 40мин.-1час |
Ожидаемые результаты | Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся об возрастных особенностях и новообразованиях. |
Тематика родительского лектория:
Темы занятий | I.Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни | ||
Цель | Пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье, формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью; формирование установки на использование здорового питания;занятий физической культурой и спортом;применение рекомендуемого врачами режима дня, гигиены | ||
Учащиеся с ОВЗ | Понятие о здоровье: режим дня, правильное питание и т.д. | ||
Темы занятий | II. Профилактика ПАВ | ||
Цель | формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей, сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания;становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ; | ||
Учащиеся с ОВЗ | Опасность ПАВ. Сквернословие или профилактика отклоняющегося поведения. | ||
Темы занятий | III. Профилактика аутоагрессивного поведения | ||
Цель |
| ||
Учащиеся с ОВЗ | 1. Позитивное воспитание и возрастные особенности младшего школьника. 2. Как помочь лучше учиться;профилактика неуспеваемости в начальных классах. 3. Что нужно знать о аутоагрессивном поведении. | ||
Темы занятий | IV.Профориентационное воспитание | ||
Цель | Социализация и профессиональная ориентация в современном обществе. | ||
Учащиеся с ОВЗ | Профессии всякие нужны- профессии всякие важны! Профессии моих родных. | ||
Консультирование | |||
Индивидуальное консультирование | |||
Темы | По результатам диагностики. По запросу.. | ||
Цель | Помощь и содействие в решении проблем. Направление к узким специалистам. | ||
Групповое консультирование | |||
Участники | Родители детей ОВЗ | ||
Цель | Взаимопомощь, группа поддержки и сопровождение в решении проблем. | ||
Периодичность мероприятий | 1 раз в неделю по категориям. Не менее 1 раза в четверть. | ||
Продолжительность занятия | 40мин.-1час. | ||
Ожидаемые результаты | Просвещение и получение знаний, воспитание детей с адекватной самооценкой, духовно-нравственных, здоровых физически и психологически. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план педагога-психолога на 2011-2012 учебный год
Цели и задачи(исходя из общешкольных целей и задач по реализации новых образовательных стандартов): - ма...
Годовой план педагога-психолога образовательного учреждения
Общая тема учебного года: Психолого-педагогическая адаптация обучающихся в условиях современной школыЦель работы: Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков в условиях современной...
годовой план педагог-психолога
«Развитие познавательно-творческих способностей у детей. Социально-психологическая поддержка подростков и детей с отклонением в поведении» Цели:1....
годовой план педагог-психолога
«Развитие познавательно-творческих способностей у детей. Социально-психологическая поддержка подростков и детей с отклонением в поведении» Цели:1....
годовой план педагог-психолога
«Развитие познавательно-творческих способностей у детей. Социально-психологическая поддержка подростков и детей с отклонением в поведении» Цели:1....
Годовой план педагога-психолога
Годовой план педагога-психолога....
годовой план педагога -психолога
годовой план школьного психола на год...