Рабочая программа по внеурочной деятельности «Все цвета, кроме черного» для 5 класса
материал по психологии

Елатонцева Наталья Михайловна

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся  воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. Приоритетной целью российской системы образования является развитие обучающихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_vneurochke_5_klassy.doc185.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Первомайская средняя общеобразовательная школа»

 Первомайского района Тамбовской области

Рассмотрена и рекомендована

к утверждению  методическим  советом школы

Протокол № 1 от 31.08.2017г.                                                  

Утверждаю

Директор    МБОУ "Первомайская  средняя общеобразовательная школа"

__________________   А.Ю.Самохвалов

Приказ  №133/5 от 31.08.2017г.  

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Все цвета, кроме черного»

для  5а,5б,5в,5г классов

на 2017-2018 учебный год

 Составитель: Елатонцева Наталья Михайловна,

 педагог - психолог

         Согласовано                                                                                                                                                                                    

          Заместитель директора по УВР

            Подпись __________   (М. С. Габуева)

            Дата  31.08.2017г.                                                                

                                                п. Первомайский, 2017г.

Пояснительная записка

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся  воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. Приоритетной целью российской системы образования является развитие обучающихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики.

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.

Программа «Все цвета, кроме черного» составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 5-ых классах.

Переход в 5-й класс – важный и сложный период в жизни детей. Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, появляется кабинетная система, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе. Кроме того, учащиеся стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба.

Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным – адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики результатам, или негативным – стресс. При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды). Именно поэтому необходимо проведение психологических занятий с учащимися, которые приводили бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению к новым условиям, которые позволяли бы формировать положительное отношение к школе, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Признаки возникшей дезадаптации учащихся:

  • усталый, утомленный вид ребенка;
  • нежелание делиться впечатлениями о проведенном дне;
  • стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы;
  • нежелание выполнять домашнее задание;
  • негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;
  • жалобы на те или иные события, связанные со школой;
  • беспокойный ночной сон;
  • трудности утреннего пробуждения, вялость;
  • постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Проблема школьной дезадаптации пятиклассников в настоящее время является очень актуальной. Переход учащихся из начальной школы в среднее звено — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам. 

Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей (законных представителей), педагогов.

Смыслообразующие идеи программы:

  • наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;
  • умение жить в коллективе - если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого  и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;
  • умение принимать достойное  решение –  самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;
  • осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой  личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы  и определённой компетентности;
  • умение быть самостоятельным – целостное проявление  человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.

Цель программы: создание условий для успешной адаптации учащихся 5-х классов к новым условиям обучения в средней школе.

Содержание   рабочей программы  предполагает решение следующих задач:

  • обучать навыкам общения и сотрудничества;
  • формировать у учащихся адекватное отношение к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, а также представлений о себе как о человеке с большими возможностями развития.
  • развивать коммуникативные умения в  процессе общения;
  • формировать устойчивую положительную самооценку школьников.

Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными и данный курс дает возможность это осуществить.

Программа рассчитана на 35 занятий в год. Периодичность проведения – 1 раз в неделю.  Время занятия - 40 минут.

Принципы построения программы:

  • личностно - ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности);
  • культурно - ориентированные принципы (принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой);
  • деятельностно - ориентированные принципы (принцип опоры на предшествующее развитие, принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности).

Формы работы:

  • Беседы
  • Игры (сюжетно - ролевые, словесные, игры - драматизации)
  • Рассказы педагога и детей
  • Чтение художественных произведений
  • Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера
  • Сочинение историй
  • Наблюдения
  • Рассматривание рисунков и фотографий, моделирование и анализ заданных ситуаций, импровизации
  • Дискуссии
  • Коллективные творческие дела
  • Тренинги общения
  • Наблюдение учащихся за событиями в поселке, области, стране
  • Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
  • Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов

Данный курс позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):

  • регулятивные - обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время;
  • познавательные - при необходимости извлекать информацию из различных источников, делать логические выводы;
  • коммуникативные - при использовании диалога, совместной творческой деятельности, презентации, за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы;
  • личностные - воспитание толерантного отношения к иным решениям.

Формы учета оценки планируемых результатов:

  1. Опрос
  2. Наблюдение
  3. Диагностика                                                                    

Планируемые результаты работы

Планируемые результаты определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.

1. Изменения в модели поведения школьника:

  • проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства), в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);
  • соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
  • активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
  • создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.

2. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:

  • краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих   ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;
  • объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.

3. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:

  • способность объективно оценивать поведение других людей и собственное;
  • сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля  ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.


Календарно-тематическое планирование (5а класс)

№ п/п

Наименование разделов, тем, цель

Всего часов

В том числе

Даты проведения занятий

Теоретические

Тренинги, игры и т.д.

По плану

По факту

1.

Психодиагностика

3

1.1.

Диагностика уровня психологической комфортности

1

1.2.

Диагностика уровня школьной тревожности

1

1.3.

Изучение уровня учебной мотивации

1

2.

Повышение уровня психологической комфортности обучающихся на этапе перехода на вторую ступень обучения

27

2.1.

Знакомство.

Цель:  формирование умения владеть средствами общения, устанавливать положительные взаимоотношения с  окружением.

        1        

1

2.2.

«На уроке и после звонка».

Цель:  развитие произвольной регуляции поведения и  естественной двигательной активности в учебных ситуациях и во внеурочном взаимодействии со сверстниками и  взрослыми

2

1

1

2.3.

«Мир информации».

Цель: формирование развёрнутой монологической и  диалогической речи; развитие умения правильно и последовательно излагать собственные мысли, соблюдая правила построения сообщения; стимулирование речевой деятельности.

2

2

2.4.

«Я-пятиклассник».

Цель:  снижение уровня эмоциональной напряженности.

3

1

2

2.5.

«Я и мир».

Цель: выработка навыков позитивного отношения к себе и окружающему миру, формирование позитивной

Я – концепции.

3

1

2

2.6.

«Я - ученик».

Цель:  совершенствование и развитие навыков социализации.

2

1

1

2.7.

«Я + мы».

Цель:  совершенствование коммуникативных навыков. Повышение уровня сплоченности классного коллектива.

3

2

2

2.8.

«Узнай свою школу».

Цель:  повышение уровня школьной мотивации.

2

1

1

2.9.

«Понимаем ли мы друг друга?».

Цель:  формирование умения моделировать и опробовать новые формы поведения (вербальные, невербальные).

2

1

1

2.10.

«Мой внутренний мир».

Цель:  совершенствование навыков личностной рефлексии обучающихся  5-ых классов.

2

1

1

2.11.

«Дом нашего класса».

Цель:  создание дружественной атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и  открытого общения между одноклассниками.

2

1

2

2.12.

«Наши учителя».

Цель:  оказание помощи обучающимся в создании внутренней «когнитивной карты» учебного процесса; формирование представлений о педагоге как профессионале, решающем свои задачи; формирование представлений о педагогах как об интересных личностях.

2

1

1

2.13.

«Мы и наш класс».

Цель:  обобщение полученного опыта взаимодействия в группе.

1

1

3.

Контрольная психодиагностика

3

3.1.

Диагностика уровня психологической комфортности

1

3.2.

Диагностика уровня школьной тревожности

1

3.3.

Изучение уровня учебной мотивации

1

Резерв времени

2

Всего:

35 часов

Календарно-тематическое планирование (5б класс)

№ п/п

Наименование разделов, тем, цель

Всего часов

В том числе

Даты проведения занятий

Теоретические

Тренинги, игры и т.д.

По плану

По факту

1.

Психодиагностика

3

1.1.

Диагностика уровня психологической комфортности

1

1.2.

Диагностика уровня школьной тревожности

1

1.3.

Изучение уровня учебной мотивации

1

2.

Повышение уровня психологической комфортности обучающихся на этапе перехода на вторую ступень обучения

27

2.1.

Знакомство.

Цель:  формирование умения владеть средствами общения, устанавливать положительные взаимоотношения с  окружением.

        1        

1

2.2.

«На уроке и после звонка».

Цель:  развитие произвольной регуляции поведения и  естественной двигательной активности в учебных ситуациях и во внеурочном взаимодействии со сверстниками и  взрослыми

2

1

1

2.3.

«Мир информации».

Цель: формирование развёрнутой монологической и  диалогической речи; развитие умения правильно и последовательно излагать собственные мысли, соблюдая правила построения сообщения; стимулирование речевой деятельности.

2

2

2.4.

«Я-пятиклассник».

Цель:  снижение уровня эмоциональной напряженности.

3

1

2

2.5.

«Я и мир».

Цель: выработка навыков позитивного отношения к себе и окружающему миру, формирование позитивной

Я – концепции.

3

1

2

2.6.

«Я - ученик».

Цель:  совершенствование и развитие навыков социализации.

2

1

1

2.7.

«Я + мы».

Цель:  совершенствование коммуникативных навыков. Повышение уровня сплоченности классного коллектива.

3

2

2

2.8.

«Узнай свою школу».

Цель:  повышение уровня школьной мотивации.

2

1

1

2.9.

«Понимаем ли мы друг друга?».

Цель:  формирование умения моделировать и опробовать новые формы поведения (вербальные, невербальные).

2

1

1

2.10.

«Мой внутренний мир».

Цель:  совершенствование навыков личностной рефлексии обучающихся  5-ых классов.

2

1

1

2.11.

«Дом нашего класса».

Цель:  создание дружественной атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и  открытого общения между одноклассниками.

2

1

2

2.12.

«Наши учителя».

Цель:  оказание помощи обучающимся в создании внутренней «когнитивной карты» учебного процесса; формирование представлений о педагоге как профессионале, решающем свои задачи; формирование представлений о педагогах как об интересных личностях.

2

1

1

2.13.

«Мы и наш класс».

Цель:  обобщение полученного опыта взаимодействия в группе.

1

1

3.

Контрольная психодиагностика

3

3.1.

Диагностика уровня психологической комфортности

1

3.2.

Диагностика уровня школьной тревожности

1

3.3.

Изучение уровня учебной мотивации

1

Резерв времени

2

Всего:

35 часов

Календарно-тематическое планирование (5в класс)

№ п/п

Наименование разделов, тем, цель

Всего часов

В том числе

Даты проведения занятий

Теоретические

Тренинги, игры и т.д.

По плану

По факту

1.

Психодиагностика

3

1.1.

Диагностика уровня психологической комфортности

1

1.2.

Диагностика уровня школьной тревожности

1

1.3.

Изучение уровня учебной мотивации

1

2.

Повышение уровня психологической комфортности обучающихся на этапе перехода на вторую ступень обучения

27

2.1.

Знакомство.

Цель:  формирование умения владеть средствами общения, устанавливать положительные взаимоотношения с  окружением.

        1        

1

2.2.

«На уроке и после звонка».

Цель:  развитие произвольной регуляции поведения и  естественной двигательной активности в учебных ситуациях и во внеурочном взаимодействии со сверстниками и  взрослыми

2

1

1

2.3.

«Мир информации».

Цель: формирование развёрнутой монологической и  диалогической речи; развитие умения правильно и последовательно излагать собственные мысли, соблюдая правила построения сообщения; стимулирование речевой деятельности.

2

2

2.4.

«Я-пятиклассник».

Цель:  снижение уровня эмоциональной напряженности.

3

1

2

2.5.

«Я и мир».

Цель: выработка навыков позитивного отношения к себе и окружающему миру, формирование позитивной

Я – концепции.

3

1

2

2.6.

«Я - ученик».

Цель:  совершенствование и развитие навыков социализации.

2

1

1

2.7.

«Я + мы».

Цель:  совершенствование коммуникативных навыков. Повышение уровня сплоченности классного коллектива.

3

2

2

2.8.

«Узнай свою школу».

Цель:  повышение уровня школьной мотивации.

2

1

1

2.9.

«Понимаем ли мы друг друга?».

Цель:  формирование умения моделировать и опробовать новые формы поведения (вербальные, невербальные).

2

1

1

2.10.

«Мой внутренний мир».

Цель:  совершенствование навыков личностной рефлексии обучающихся  5-ых классов.

2

1

1

2.11.

«Дом нашего класса».

Цель:  создание дружественной атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и  открытого общения между одноклассниками.

2

1

2

2.12.

«Наши учителя».

Цель:  оказание помощи обучающимся в создании внутренней «когнитивной карты» учебного процесса; формирование представлений о педагоге как профессионале, решающем свои задачи; формирование представлений о педагогах как об интересных личностях.

2

1

1

2.13.

«Мы и наш класс».

Цель:  обобщение полученного опыта взаимодействия в группе.

1

1

3.

Контрольная психодиагностика

3

3.1.

Диагностика уровня психологической комфортности

1

3.2.

Диагностика уровня школьной тревожности

1

3.3.

Изучение уровня учебной мотивации

1

Резерв времени

2

Всего:

35 часов


Список использованных источников

1. Адаптация пятиклассников: [программа тренинговых занятий, конспекты занятий для учащихся 5-х классов] // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября». - 2011. - №22. - с.19-28

2. Адаптация учащихся 5-х классов к процессу обучения в средней школе // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября». - 2013. - №12. - С.30-33.

3. Битянова М. Психолого-педагогическое сопровождение школьников на этапе перехода из начального в среднее звено / М. Битянова // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября». - 2010. - №33. - С.8-9

4. Владимирова Ю. Новичок в средней школе: Программа адаптационных встреч для пятиклассников / Ю. Владимирова // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября». - 2014. - №9. - С.12-17

5. Коблик Е.Г. Первый раз в 5 класс. Программа адаптации детей к средней школе. – М.: Генезис, 2011.- 122с.

6. Кузнецова Ю. В кругосветном путешествии: сюжетный тренинг для пятиклассников / Ю. Кузнецова // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября». - 2012. - №4. - С.11-14

7. Лашина, Ольга. Ваш ребенок - пятиклассник: занятие родительского клуба / О. Лашина // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября». - 2012. - №13. - с.28-33

8. Меттус Е. В. Программа «Преемственность. Адаптация – 5» / Е. В. Меттус // Завуч начальной школы. - 2011. - №1. - С. 28-36. - Содержание: Этап подготовки к переходу в пятый класс. Знакомство с будущими пятиклассниками; Сопровождение учащихся пятых классов.

9. Останина Н. Я и школа: Программа развития адаптивных возможностей учащихся при переходе в среднее звено / Н. Останина // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября». - 2013. – №41. - С.8-9

10. Прихожан А. Пятиклассники: Собрание для родителей пятиклассников (психологические аспекты): методический материал / А. Прихожан // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября». - 2015. – №12. - С.12.

11. «Я и мы». Тренинговые занятия для учащихся 5-х классов: методический материал // Родионов В. А. Я и все-все-все: Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5-9-х классов / В. А. Родионов; худож. А. А. Селиванов. - Ярославль: Академия развития, 2014. - С.19-50.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу "Доноведение" для 1 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу "Доноведение" для обучающихся 1 класса, предполагающая проведение предмета 1 раз в неделю...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Страна Закония" для 1-4 классов

Данная рабочая программа может быть использована учителями начальных классов,  которые проводят занятия по внеурочной деятельности. Данная программа составлена на ступень 1-4 классы, содержит поя...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный английский" для 5-6 класса

    Программа ориентирована на развитие личности учащегося: расширяет лингвистический кругозор детей, ученик получает сведения в игровой форме о другой стране и её жителях. Учится наб...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Все цвета, кроме черного" М.М.Безруких (по ФГОС)

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Все цвета, кроме черного" М.М.Безруких составлена в соответствии с ФГОС. Программа направлена на профилактику вредных привычек и формирование ценнос...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Все цвета, кроме черного» Направление: спортивно-оздоровительное, 7 класс, 2018-2019

Программа предназначена для: • развития представления подростков о ценности здоро¬вья, важности и необходимости бережного отношения к нему; • расширения знаний учащихся о правилах здоров...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения» для 9 класса срок реализации программы: 2021-2022 учебный год

Курс внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения» ориентирован на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов основного общего образования. Повышение уровня ком...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)

Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...