Рабочая программа по внеурочной деятельности «Все цвета, кроме черного» для 5 класса
материал по психологии
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. Приоритетной целью российской системы образования является развитие обучающихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_vneurochke_5_klassy.doc | 185.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Первомайского района Тамбовской области
Рассмотрена и рекомендована к утверждению методическим советом школы Протокол № 1 от 31.08.2017г. | Утверждаю Директор МБОУ "Первомайская средняя общеобразовательная школа" __________________ А.Ю.Самохвалов Приказ №133/5 от 31.08.2017г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Все цвета, кроме черного»
для 5а,5б,5в,5г классов
на 2017-2018 учебный год
Составитель: Елатонцева Наталья Михайловна,
педагог - психолог
Согласовано
Заместитель директора по УВР
Подпись __________ (М. С. Габуева)
Дата 31.08.2017г.
п. Первомайский, 2017г.
Пояснительная записка
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. Приоритетной целью российской системы образования является развитие обучающихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности.
Программа «Все цвета, кроме черного» составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и реализует социальное направление во внеурочной деятельности в 5-ых классах.
Переход в 5-й класс – важный и сложный период в жизни детей. Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, появляется кабинетная система, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе. Кроме того, учащиеся стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба.
Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным – адаптированность, т. е. совокупность всех полезных изменений организма и психики результатам, или негативным – стресс. При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды). Именно поэтому необходимо проведение психологических занятий с учащимися, которые приводили бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению к новым условиям, которые позволяли бы формировать положительное отношение к школе, навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Признаки возникшей дезадаптации учащихся:
- усталый, утомленный вид ребенка;
- нежелание делиться впечатлениями о проведенном дне;
- стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы;
- нежелание выполнять домашнее задание;
- негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников;
- жалобы на те или иные события, связанные со школой;
- беспокойный ночной сон;
- трудности утреннего пробуждения, вялость;
- постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Проблема школьной дезадаптации пятиклассников в настоящее время является очень актуальной. Переход учащихся из начальной школы в среднее звено — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам.
Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей (законных представителей), педагогов.
Смыслообразующие идеи программы:
- наиболее продуктивные и достойные человека способы взаимодействия людей друг с другом – сотрудничество, компромисс, взаимные уступки, что невозможно без умения общаться, договариваться, преодолевать себя;
- умение жить в коллективе - если дети заняты общей, увлекательной для них деятельностью, если в классе доброжелательная атмосфера, если каждый стремиться понять себя и другого и в то же время умеет принимать достойное индивидуальное решение и следовать ему;
- умение принимать достойное решение – самостоятельный и ответственный выбор, осуществляемый конкретной личностью, исходя из её индивидуальных интересов и возможностей и из интересов и возможностей окружающих;
- осуществлять самостоятельный выбор, требуемый от человека определённой личностной зрелости, оно невозможно без осмысленной инициативы и определённой компетентности;
- умение быть самостоятельным – целостное проявление человека. В нём проявляется индивидуальность, отражается прошлое, проецируется будущее школьника.
Цель программы: создание условий для успешной адаптации учащихся 5-х классов к новым условиям обучения в средней школе.
Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:
- обучать навыкам общения и сотрудничества;
- формировать у учащихся адекватное отношение к своим успехам и неудачам в какой-либо деятельности, а также представлений о себе как о человеке с большими возможностями развития.
- развивать коммуникативные умения в процессе общения;
- формировать устойчивую положительную самооценку школьников.
Очень важно, чтобы повседневная жизнь и деятельность школьников были разнообразными, содержательными и данный курс дает возможность это осуществить.
Программа рассчитана на 35 занятий в год. Периодичность проведения – 1 раз в неделю. Время занятия - 40 минут.
Принципы построения программы:
- личностно - ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности);
- культурно - ориентированные принципы (принцип смыслового отношения к миру, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой);
- деятельностно - ориентированные принципы (принцип опоры на предшествующее развитие, принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности).
Формы работы:
- Беседы
- Игры (сюжетно - ролевые, словесные, игры - драматизации)
- Рассказы педагога и детей
- Чтение художественных произведений
- Упражнения подражательно - исполнительского и творческого характера
- Сочинение историй
- Наблюдения
- Рассматривание рисунков и фотографий, моделирование и анализ заданных ситуаций, импровизации
- Дискуссии
- Коллективные творческие дела
- Тренинги общения
- Наблюдение учащихся за событиями в поселке, области, стране
- Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
- Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов
Данный курс позволяет формировать следующие универсальные учебные действия (УУД):
- регулятивные - обеспечивая умения решать проблемы, возникающие в ходе общения, при выполнении ряда заданий в ограниченное время;
- познавательные - при необходимости извлекать информацию из различных источников, делать логические выводы;
- коммуникативные - при использовании диалога, совместной творческой деятельности, презентации, за счёт обучения аргументировано отстаивать свою точку зрения, логически обосновывать свои выводы;
- личностные - воспитание толерантного отношения к иным решениям.
Формы учета оценки планируемых результатов:
- Опрос
- Наблюдение
- Диагностика
Планируемые результаты работы
Планируемые результаты определяются поставленными выше задачами и ориентируются на следующие критерии.
1. Изменения в модели поведения школьника:
- проявление коммуникативной активности при получении знаний в диалоге (высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства), в монологическом высказывании (рассказ, описание, творческая работа);
- соблюдение культуры поведения и общения, правильных взаимоотношений; проявление доброжелательности, взаимопомощи, сочувствия, сопереживания;
- активное участие в альтруистической деятельности, проявление самостоятельности, инициативы, лидерских качеств;
- создание условий для реальной социально ценной деятельности и обеспечение формирования реально действующих мотивов.
2. Изменения объема знаний, расширение кругозора в области нравственности и этики:
- краткая характеристика (высказывание суждений) общечеловеческих ценностей и осознанное понимание необходимости следовать им;
- объективная оценка поведения реальных лиц, героев художественных произведений и фольклора с точки зрения соответствия нравственным ценностям.
3. Изменения в мотивационной и рефлексивной сфере личности:
- способность объективно оценивать поведение других людей и собственное;
- сформированность самоконтроля и самооценки: действия контроля ситуативного поведения, побуждение вовремя его изменить; способность «видеть» свои недостатки и желание их исправить.
Календарно-тематическое планирование (5а класс)
№ п/п | Наименование разделов, тем, цель | Всего часов | В том числе | Даты проведения занятий | ||
Теоретические | Тренинги, игры и т.д. | По плану | По факту | |||
1. | Психодиагностика | 3 | ||||
1.1. | Диагностика уровня психологической комфортности | 1 | ||||
1.2. | Диагностика уровня школьной тревожности | 1 | ||||
1.3. | Изучение уровня учебной мотивации | 1 | ||||
2. | Повышение уровня психологической комфортности обучающихся на этапе перехода на вторую ступень обучения | 27 | ||||
2.1. | Знакомство. Цель: формирование умения владеть средствами общения, устанавливать положительные взаимоотношения с окружением. | 1 | 1 | |||
2.2. | «На уроке и после звонка». Цель: развитие произвольной регуляции поведения и естественной двигательной активности в учебных ситуациях и во внеурочном взаимодействии со сверстниками и взрослыми | 2 | 1 | 1 | ||
2.3. | «Мир информации». Цель: формирование развёрнутой монологической и диалогической речи; развитие умения правильно и последовательно излагать собственные мысли, соблюдая правила построения сообщения; стимулирование речевой деятельности. | 2 | 2 | |||
2.4. | «Я-пятиклассник». Цель: снижение уровня эмоциональной напряженности. | 3 | 1 | 2 | ||
2.5. | «Я и мир». Цель: выработка навыков позитивного отношения к себе и окружающему миру, формирование позитивной Я – концепции. | 3 | 1 | 2 | ||
2.6. | «Я - ученик». Цель: совершенствование и развитие навыков социализации. | 2 | 1 | 1 | ||
2.7. | «Я + мы». Цель: совершенствование коммуникативных навыков. Повышение уровня сплоченности классного коллектива. | 3 | 2 | 2 | ||
2.8. | «Узнай свою школу». Цель: повышение уровня школьной мотивации. | 2 | 1 | 1 | ||
2.9. | «Понимаем ли мы друг друга?». Цель: формирование умения моделировать и опробовать новые формы поведения (вербальные, невербальные). | 2 | 1 | 1 | ||
2.10. | «Мой внутренний мир». Цель: совершенствование навыков личностной рефлексии обучающихся 5-ых классов. | 2 | 1 | 1 | ||
2.11. | «Дом нашего класса». Цель: создание дружественной атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения между одноклассниками. | 2 | 1 | 2 | ||
2.12. | «Наши учителя». Цель: оказание помощи обучающимся в создании внутренней «когнитивной карты» учебного процесса; формирование представлений о педагоге как профессионале, решающем свои задачи; формирование представлений о педагогах как об интересных личностях. | 2 | 1 | 1 | ||
2.13. | «Мы и наш класс». Цель: обобщение полученного опыта взаимодействия в группе. | 1 | 1 | |||
3. | Контрольная психодиагностика | 3 | ||||
3.1. | Диагностика уровня психологической комфортности | 1 | ||||
3.2. | Диагностика уровня школьной тревожности | 1 | ||||
3.3. | Изучение уровня учебной мотивации | 1 | ||||
Резерв времени | 2 | |||||
Всего: | 35 часов |
Календарно-тематическое планирование (5б класс)
№ п/п | Наименование разделов, тем, цель | Всего часов | В том числе | Даты проведения занятий | ||
Теоретические | Тренинги, игры и т.д. | По плану | По факту | |||
1. | Психодиагностика | 3 | ||||
1.1. | Диагностика уровня психологической комфортности | 1 | ||||
1.2. | Диагностика уровня школьной тревожности | 1 | ||||
1.3. | Изучение уровня учебной мотивации | 1 | ||||
2. | Повышение уровня психологической комфортности обучающихся на этапе перехода на вторую ступень обучения | 27 | ||||
2.1. | Знакомство. Цель: формирование умения владеть средствами общения, устанавливать положительные взаимоотношения с окружением. | 1 | 1 | |||
2.2. | «На уроке и после звонка». Цель: развитие произвольной регуляции поведения и естественной двигательной активности в учебных ситуациях и во внеурочном взаимодействии со сверстниками и взрослыми | 2 | 1 | 1 | ||
2.3. | «Мир информации». Цель: формирование развёрнутой монологической и диалогической речи; развитие умения правильно и последовательно излагать собственные мысли, соблюдая правила построения сообщения; стимулирование речевой деятельности. | 2 | 2 | |||
2.4. | «Я-пятиклассник». Цель: снижение уровня эмоциональной напряженности. | 3 | 1 | 2 | ||
2.5. | «Я и мир». Цель: выработка навыков позитивного отношения к себе и окружающему миру, формирование позитивной Я – концепции. | 3 | 1 | 2 | ||
2.6. | «Я - ученик». Цель: совершенствование и развитие навыков социализации. | 2 | 1 | 1 | ||
2.7. | «Я + мы». Цель: совершенствование коммуникативных навыков. Повышение уровня сплоченности классного коллектива. | 3 | 2 | 2 | ||
2.8. | «Узнай свою школу». Цель: повышение уровня школьной мотивации. | 2 | 1 | 1 | ||
2.9. | «Понимаем ли мы друг друга?». Цель: формирование умения моделировать и опробовать новые формы поведения (вербальные, невербальные). | 2 | 1 | 1 | ||
2.10. | «Мой внутренний мир». Цель: совершенствование навыков личностной рефлексии обучающихся 5-ых классов. | 2 | 1 | 1 | ||
2.11. | «Дом нашего класса». Цель: создание дружественной атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения между одноклассниками. | 2 | 1 | 2 | ||
2.12. | «Наши учителя». Цель: оказание помощи обучающимся в создании внутренней «когнитивной карты» учебного процесса; формирование представлений о педагоге как профессионале, решающем свои задачи; формирование представлений о педагогах как об интересных личностях. | 2 | 1 | 1 | ||
2.13. | «Мы и наш класс». Цель: обобщение полученного опыта взаимодействия в группе. | 1 | 1 | |||
3. | Контрольная психодиагностика | 3 | ||||
3.1. | Диагностика уровня психологической комфортности | 1 | ||||
3.2. | Диагностика уровня школьной тревожности | 1 | ||||
3.3. | Изучение уровня учебной мотивации | 1 | ||||
Резерв времени | 2 | |||||
Всего: | 35 часов |
Календарно-тематическое планирование (5в класс)
№ п/п | Наименование разделов, тем, цель | Всего часов | В том числе | Даты проведения занятий | ||
Теоретические | Тренинги, игры и т.д. | По плану | По факту | |||
1. | Психодиагностика | 3 | ||||
1.1. | Диагностика уровня психологической комфортности | 1 | ||||
1.2. | Диагностика уровня школьной тревожности | 1 | ||||
1.3. | Изучение уровня учебной мотивации | 1 | ||||
2. | Повышение уровня психологической комфортности обучающихся на этапе перехода на вторую ступень обучения | 27 | ||||
2.1. | Знакомство. Цель: формирование умения владеть средствами общения, устанавливать положительные взаимоотношения с окружением. | 1 | 1 | |||
2.2. | «На уроке и после звонка». Цель: развитие произвольной регуляции поведения и естественной двигательной активности в учебных ситуациях и во внеурочном взаимодействии со сверстниками и взрослыми | 2 | 1 | 1 | ||
2.3. | «Мир информации». Цель: формирование развёрнутой монологической и диалогической речи; развитие умения правильно и последовательно излагать собственные мысли, соблюдая правила построения сообщения; стимулирование речевой деятельности. | 2 | 2 | |||
2.4. | «Я-пятиклассник». Цель: снижение уровня эмоциональной напряженности. | 3 | 1 | 2 | ||
2.5. | «Я и мир». Цель: выработка навыков позитивного отношения к себе и окружающему миру, формирование позитивной Я – концепции. | 3 | 1 | 2 | ||
2.6. | «Я - ученик». Цель: совершенствование и развитие навыков социализации. | 2 | 1 | 1 | ||
2.7. | «Я + мы». Цель: совершенствование коммуникативных навыков. Повышение уровня сплоченности классного коллектива. | 3 | 2 | 2 | ||
2.8. | «Узнай свою школу». Цель: повышение уровня школьной мотивации. | 2 | 1 | 1 | ||
2.9. | «Понимаем ли мы друг друга?». Цель: формирование умения моделировать и опробовать новые формы поведения (вербальные, невербальные). | 2 | 1 | 1 | ||
2.10. | «Мой внутренний мир». Цель: совершенствование навыков личностной рефлексии обучающихся 5-ых классов. | 2 | 1 | 1 | ||
2.11. | «Дом нашего класса». Цель: создание дружественной атмосферы взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения между одноклассниками. | 2 | 1 | 2 | ||
2.12. | «Наши учителя». Цель: оказание помощи обучающимся в создании внутренней «когнитивной карты» учебного процесса; формирование представлений о педагоге как профессионале, решающем свои задачи; формирование представлений о педагогах как об интересных личностях. | 2 | 1 | 1 | ||
2.13. | «Мы и наш класс». Цель: обобщение полученного опыта взаимодействия в группе. | 1 | 1 | |||
3. | Контрольная психодиагностика | 3 | ||||
3.1. | Диагностика уровня психологической комфортности | 1 | ||||
3.2. | Диагностика уровня школьной тревожности | 1 | ||||
3.3. | Изучение уровня учебной мотивации | 1 | ||||
Резерв времени | 2 | |||||
Всего: | 35 часов |
Список использованных источников
1. Адаптация пятиклассников: [программа тренинговых занятий, конспекты занятий для учащихся 5-х классов] // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября». - 2011. - №22. - с.19-28
2. Адаптация учащихся 5-х классов к процессу обучения в средней школе // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября». - 2013. - №12. - С.30-33.
3. Битянова М. Психолого-педагогическое сопровождение школьников на этапе перехода из начального в среднее звено / М. Битянова // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября». - 2010. - №33. - С.8-9
4. Владимирова Ю. Новичок в средней школе: Программа адаптационных встреч для пятиклассников / Ю. Владимирова // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября». - 2014. - №9. - С.12-17
5. Коблик Е.Г. Первый раз в 5 класс. Программа адаптации детей к средней школе. – М.: Генезис, 2011.- 122с.
6. Кузнецова Ю. В кругосветном путешествии: сюжетный тренинг для пятиклассников / Ю. Кузнецова // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября». - 2012. - №4. - С.11-14
7. Лашина, Ольга. Ваш ребенок - пятиклассник: занятие родительского клуба / О. Лашина // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября». - 2012. - №13. - с.28-33
8. Меттус Е. В. Программа «Преемственность. Адаптация – 5» / Е. В. Меттус // Завуч начальной школы. - 2011. - №1. - С. 28-36. - Содержание: Этап подготовки к переходу в пятый класс. Знакомство с будущими пятиклассниками; Сопровождение учащихся пятых классов.
9. Останина Н. Я и школа: Программа развития адаптивных возможностей учащихся при переходе в среднее звено / Н. Останина // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября». - 2013. – №41. - С.8-9
10. Прихожан А. Пятиклассники: Собрание для родителей пятиклассников (психологические аспекты): методический материал / А. Прихожан // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября». - 2015. – №12. - С.12.
11. «Я и мы». Тренинговые занятия для учащихся 5-х классов: методический материал // Родионов В. А. Я и все-все-все: Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5-9-х классов / В. А. Родионов; худож. А. А. Селиванов. - Ярославль: Академия развития, 2014. - С.19-50.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу "Доноведение" для 1 класса
Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу "Доноведение" для обучающихся 1 класса, предполагающая проведение предмета 1 раз в неделю...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Страна Закония" для 1-4 классов
Данная рабочая программа может быть использована учителями начальных классов, которые проводят занятия по внеурочной деятельности. Данная программа составлена на ступень 1-4 классы, содержит поя...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный английский" для 5-6 класса
Программа ориентирована на развитие личности учащегося: расширяет лингвистический кругозор детей, ученик получает сведения в игровой форме о другой стране и её жителях. Учится наб...
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Все цвета, кроме черного" М.М.Безруких (по ФГОС)
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Все цвета, кроме черного" М.М.Безруких составлена в соответствии с ФГОС. Программа направлена на профилактику вредных привычек и формирование ценнос...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Все цвета, кроме черного» Направление: спортивно-оздоровительное, 7 класс, 2018-2019
Программа предназначена для: • развития представления подростков о ценности здоро¬вья, важности и необходимости бережного отношения к нему; • расширения знаний учащихся о правилах здоров...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения» для 9 класса срок реализации программы: 2021-2022 учебный год
Курс внеурочной деятельности «Секреты позитивного общения» ориентирован на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов основного общего образования. Повышение уровня ком...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Сдаем ГТО » для 10-11 класса на 2022-2023 учебный год Шульдешов Иван Иванович (Ф.И.О. учителя, составителя рабочей программы)
Данная рабочая программа разработана на основе примерной программы «Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО»; учебное пособие для общеобразовательных организаций/ В.С. Ку...