Самоанализ педагога-психолога
материал по психологии
Самоанализ результатов профессиональной деятельности педагога-психолога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_samoanaliz_shchegoleva_m.v.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Ростовская санаторная школа-интернат № 28»
344019 г.Ростов-на-Дону, ул. 14 линия, д.64/69 тел.251-86-33, тел.-факс. 283-10-11
email: internat28@donpac.ru
САМОАНАЛИЗ
результатов профессиональной деятельности
педагога-психолога 1 категории
Щёголевой Марии Владимировны
г. Ростов-на-Дону
2016
Самоанализ деятельности педагога-психолога Щёголевой Марии Владимировны за 2014 — 2016 гг.
Общий педагогический стаж — 7 лет
Стаж работы — педагогом-психологом — 7 лет
Стаж работы в ГКОУ РО «Ростовской санаторной школе-интернате №28» - 3 года
Образование — высшее, год окончания — 2010, Южный Федеральный университет специальность «Психология», квалификация: психолог, преподаватель психологии.
Все обучающиеся «Центра дистанционного образования детей-инвалидов» являются детьми с особыми потребностями и ограниченными возможностями. Основной целью своей работы, я считаю оказание помощи, при затруднениях в освоении общеобразовательной программы, и развитие социальной адаптации наших обучающихся. В работе очень важно опираться на реальные возможности ребенка, уровень обучения и развития, возрастные и индивидуальные особенности, состояние соматического здоровья, подбирать материал для занятий в зависимости от готовности обучающегося к его освоению, при этом находить способы компенсации особенностей развития. Это помогает вызывать у обучающихся интерес к занятиям, появляются определенные успехи, которые, конечно же, не остаются незамеченными. Обязательной составляющей эффективной работы является доброжелательная обстановка на занятии и вера в возможности ребенка. Все эти шаги способствуют тому, что у детей возникает интерес к занятиям, любознательность, вера в свои возможности, улучшаются коммуникативные навыки, что конечно отражается на успехах в других сферах жизни ребенка с ОВЗ и отношение к нему близких взрослых.
В книге О.И. Романчука «Дорога любви. Путеводитель для семей с особыми детьми и тех кто идет с ними рядом» я встретила цитату, которая образно описывает суть моей профессиональной и жизненной позиции. Это слова Хелен Келлер, слепоглухой женщины, которой пришлось преодолеть в жизни множество испытаний и все же прожить, по ее мнению, счастливую и полноценную жизнь: «Когда одни двери счастья закрываются, открываются другие; но мы часто не замечаем их, поскольку не можем оторвать глаз от закрытых дверей». В своей работе с детьми и их родителями, я стараюсь найти такие моменты, которые помогут им увидеть другую «дверь счастья».
Как педагог-психолог образовательного учреждения, я решаю следующие задачи:
- проведение первичной диагностики особенностей когнитивной, эмоционально-волевой сферы, школьной мотивации, степени социальной адаптации обучающихся при приеме в школу;
- разработка и реализация индивидуальных программ коррекционно-развивающей помощи детям в процессе обучения;
- составление рекомендаций для педагогов с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, ориентированных на дифференцированный подход к детям с разным уровнем психофизического развития;
- проведение индивидуальных консультаций для обучающихся, родителей и педагогов;
- проведение просветительских мероприятий, участие в психолого-медико-педагогическом консилиуме школы и пр.
Для решения поставленных задач и достижения основных целей психологической деятельности, работа ведется по основным направлениям: диагностическое, коррекционно-развивающее, профилактическая, индивидуальное консультирование и методическая.
Психологическая диагностика
Цели работы:
1. Изучение реальных особенностей ребенка (когнетивной, эмоционально- волевой сфер, школьной мотивации, степени социальной адаптации)
2.Изучение индивидуальных особенностей работоспособности и темпа деятельности.
3.Диагностика отдельных значимых для процесса обучения и воспитания личностных черт учащихся
4.Определение потенциальных возможностей и способностей учащихся, уровня развитости и обучаемости.
Используются следующие методики:
- Ориентировочный тест школьной зрелости Керна- Йирасека
- Корректурная проба Бурдона
- Тест Векслера
- Таблицы «Шульте»
- Тест Лурия «10 слов»
- Рисунок «Дом- дерево- человек», «Несуществующее животное»
- «Лесенка» Дембо-Рубинштейн
- Цветовой тест Люшера
- Прогрессивные матрицы Равена
- Тест школьной тревожности Филлипса
- Личностный опросник EPI Г. Айзенка
- Тест «Кинетический рисунок семьи» Р.Бернса и С.Кауфмана
Психологическая диагностика проводится в октябре, январе и апреле (первичная, промежуточная и итоговая). На основе полученных результатов исследований строится индивидуальная коррекционно-развивающая программа, составляются рекомендации для педагогов и родителей.
Коррекционно-развивающая работа.
Цель - содействие психическому и личностному развитию обучающихся развитие психо-сенсорных процессов, коррекция эмоционально-волевой сферы. Дети, обучающиеся в нашей школе особенные. Поэтому, при составлении коррекционно-развивающих программ, необходимо учитывать как уровень психо-эмоционального развития ребенка, так и возможности физического состояния. Дополнительным фактором является также и то, что занятия проводятся дистанционно, при помощи программы Skype. Специфика дистанционной работы предполагает освоение технических средств. На наших занятиях мы используем программы Skype, Skitch (или другие графические редакторы), принтер, сканер также являются неотъемлемой частью работы. Несмотря на то, что не все дети, поступая в нашу школу, владеют этими навыками, постепенно на уроках, выполняя различные задания они приобретают необходимые навыки. Что также способствует повышению заинтересованности, уверенности в себе.
Уроки психологического развития, являются метауроками, они обеспечивают повышение качества усвоения знаний, при обучении по всем школьным предметам. Наиболее часто встречающимися трудностями, при обучении у наших детей являются: установление контакта, отсутствие или развитие на низком уровне произвольности внимания, неумение работать по образцу, не умение слушать и точно выполнять инструкции учителя, трудности с социальным взаимодействием и гибкостью мышления и др. Часто встречается неравномерность психического развития, поэтому очень важно, на начальном этапе обучения, помочь ребенку освоить различные формы и виды мыслительного анализа и синтеза, чтобы в дальнейшем преодолеть трудности в обучении, связанные с неравномерностью развития познавательной сферы. Для решения этих задач за основу коррекционно-развивающей работы мною были выбраны: программа Н.П. Локаловой «120 уроков психологического развития младших школьников», программа «Нейропсихологические занятия с детьми» В.С. Колгановой и Е.В. Пивоваровой по методу замещающего онтогенеза, программа О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я» (для начальной школы), кинезтологические упражнения, методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина. Содержание и конструктивное построение коррекционно-развивающих занятий имеет гибкую структуру и предусматривает внесение необходимых изменений.
Упражнения из программы Н.П. Локаловой «120 уроков психологического развития младших школьников» направлены на развитие познавательной сферы школьников, формирование у учащихся психологических когнитивно-личностных структур путем целенаправленного и всестороннего развития системы текущих процессов анализа и синтеза, которая создает основу для самостоятельной систематизации и структурирования приобретаемых школьниками учебных знаний.
Упражнения из программы «Нейропсихологические занятия с детьми» В.С. Колгановой и Е.В. Пивоваровой по методу замещающего онтогенеза направлена на формирование пространственных представлений, помогает обучающимся последовательно освоить все уровни пространственных представлений, необходимых для успешного усвоения основных дисциплин школьной программы.
Упражнения из программа О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я» помогают в поиске своих ресурсов, утверждения веры в себя и свои возможности, устремлению к преодолению школьных трудностей.
Кинезиологические упражнения относятся к здоровьесберегающим технологиям, развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
Методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина помогает приобрести или улучшить навык ориентации в пространстве, также приобретается умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.
Форма проведения занятий - индивидуальная.
В качестве примера подробнее остановлюсь на коррекционно-развивающей программе «Развитие познавательной сферы у детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра в рамках дистанционного образования», которая апробировалась в нашей школе с 2014 — 2016 год. Основная цель программы: коррекция неравномерности развития познавательный функций у детей с расстройствами аутистического спектра младшего школьного возраста в рамках дистанционного обучения. Рассчитана она на два года, по 30 занятий в год. Проходят занятия индивидуально дистанционно, 1 раз в неделю. Продолжительность составляет 35-40 минут. (Сводная таблица результативности данной программы и отзывы родителей в приложении).
В программе приняли участие 6 обучающихся начальной школы. В начале работы главной задачей было установление контакта, иногда даже в ущерб развивающей части. Дополнительную сложность создавала дистанционная форма занятий, но положительный настрой, доброжелательная атмосфера урока и подбор интересных игр и наглядного материала способствовал быстрому установлению контакта.
Была проведена первичная диагностика. Я использовала следующие методики: «Таблицы Шульте», «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия, методика «Исключение лишнего», «Нарисуй человека» Ф. Гудинаф, «Цветной вариант прогрессивных матриц» Дж. Равен, вопросы-тесты для определения общего уровня интеллектуального развития ребенка.
Детям с РАС любой новый вид деятельности трудно усваивать, поэтому на первых периодах работы я подбирала такие задания, с которыми они справятся обязательно. Помощь, похвала и поддержка укрепляли успех и поднимали уверенность ребенка. Не всегда реакция на мои слова выражалась внешне, но благожелательный тон и слова поддержки сформировали позитивную эмоциональную атмосферу, которая со временем помогла наладить взаимодействие с детьми. Для детей с расстройством аутистического спектра очень важно заранее знать последовательность действий, поэтому каждое занятие имело четкую структуру и в начале занятия я рассказывала детям какие задания ждут их сегодня. Иногда ребенок говорил, что хочет сначала сделать упражнение, которое я планировала на основную часть или в завершении урока, в таких случаях я всегда отталкивалась от потребностей ребенка. Ритм занятия с каждым ребенком выбирался индивидуально, кто-то дольше мог выполнять произвольные действия, кому-то необходимо более частое переключения с одного вида деятельности на другой, тогда я добавляла дополнительные игры. Самой большой сложностью, на начальном этапе работы по этой программе, было дистанционно, не находясь в непосредственной близости от ребенка, понять особенности взаимодействия, отследить изменения эмоционального состояния, реакции на задания, особенно в период установления контакта. Позитивный настрой и владение материалом помогли мне проявлять гибкость и помогать детям справляться с различными ситуациями.
По завершении программы родители отмечали, что у детей повысился интерес к учебе, задания, которые мы отрабатывали на наших занятиях помогали справиться с заданиями на других уроках. Отмечали улучшения коммуникативных навыков.
Психологическое консультирование
Работа с обучающимися:
- профилактическая работа с обучающимися с целью формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей ;
- консультирование обучающихся (помощь в решении проблем, вопросам профориентации);
- сопровождение учащихся в рамках подготовки и сдачи государственной итоговой аттестации.
Работа с педагогами:
- консультирование учителей по вопросам совершенствования образовательного процесса (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий);
- повышение психологической компетентности и профилактика профессионального выгорания педагогов;
- проведение семинаров, практических занятий, лекций.
Работа с родителями:
- консультирование родителей по созданию условий, обеспечивающих успешную адаптацию обучающихся;
- профилактическая работа с родителями с целью обеспечения родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми;
- проведение бесед, лекций, возможность давать рекомендации родителям для успешного воспитания детей учитывая возрастные и психофизические особенности.
Методическая работа
В течении моей работы педагогом- психологом в ГКОУ РО «Ростовской санаторной школы-интерната №28» с 2014 года, в результате составления и реализации коррекционно-развивающих программ собралось большое количество материалов в электронном виде: наглядный, дидактический, диагностические методики. Также электронные ресурсы с развивающими играми. Постоянно пополняется картотека стимульного материала, создан банк коррекционных, развивающих и релаксационных упражнений. Постоянное участие в ПМПК школы.
Мною были подготовлены статьи для сайта школы «Влияние особенностей воспитания на развитие ребенка с ОВЗ» и школьного информационно-методического журнала «За партой online» «Приемы профилактики эмоционального выгорания педагогов». Памятка для обучающихся 9 и 11 классов «Советы для выпускников. Способы саморегуляции». На сайте «Инфоурок.ру» опубликована программа семинара-тренинга для педагогов «Я абсолютно спокоен», по профилактике эмоционального выгорания.
За время моей работы в ГКОУ РО «Ростовской санаторной школы-интерната №28» «Центре дистанционного образования детей-инвалидов», я участвовала в проектном семинаре «Формирование медико-педагогического кластера на базе санаторной школы-интерната», во всероссийской педагогической конференции «Психолого-педагогические аспекты практики достижения метапредметных результатов образования в контексте ФГОС», приняла участие в мастер-классе «Психологическая подготовка к сдаче ОГЭ и ЕГЭ», в рамках региональной научно-практической конференции «Здоровьесберегающее образовательное пространство: ДОУ, школа, ВУЗ» и пр.
С 2014 по 2016 год получила дополнительное профессиональное образование: дистанционные курсы объемом 144 часа «Тьюторство, как оказание индивидуальной поддержки и сопровождения ребенка в процессе обучения в условиях введения ФГОС», программу профессиональной переподготовки по программе дополнительного профессионального образования «Специальное (дефектологическое) образование» объемом 620 часов, а также курсы повышения квалификации по программе дополнительного профессионального образования «Психология» по проблеме: Психологическое сопровождение инклюзивного образования: стратегии и техники», 72 часа.
Последние два года моей работы были отмечены несколькими благодарственными письмами и почетной грамотой от директора «Ростовской санаторной школы-интерната №28» Воронько Т.Л., также было получено благодарственное письмо Министерства общего и профессионального образования Ростовской области. А участие в двух международных конкурсах принесло победу и дипломы 1 степени.
Работая с особенными детьми невозможно прочитать только одну книгу или учебник, и найти там ответы на все вопросы. Вопросы и трудности, возникающие в работе, желание улучшить и разнообразить занятия, повысить эффективность и качество коррекционно-развивающей, консультативной и методической деятельности — все это способствует необходимости постоянного самосовершенствования, изучения специализированной литературы, поиск новой информации в интернет-пространстве.
Результатами своей работы я считаю позитивные отзывы родителей обучающихся, желание детей присутствовать на моих занятиях и улучшении их эмоционального состояния. Успешное усвоение детьми материала, и как следствие, достижения в различных предметных олимпиадах Всероссийского и международного уровня. Сотрудничество с педагогами нашей школы с целью нахождения лучших способов взаимодействия с обучающимися.
Конечно есть и к чему стремиться: продолжать повышать свой профессиональный уровень, создавать методические разработки, принимать участие в научно-практических конференциях и семинарах с целью распространения своего опыта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов.
Мастер-класс для педагогов и педагогов-психологов. Тема: Использование кинезиологческих упражнений в работе педагогов и педагогов-психологов....
Резюме педагога-психолога Алферовой М.В. на конкурс "Учитель года России 2017" (номинация "Педагог-психолог")
Информация о профессиональных достижениях педагога-психолога...
Экспертная деятельность педагога-психолога. О работе педагога-психолога в рамках сотрудничества. Анкетирование учителей на предмет состояния эмоционального комфорта в школе. Удовлетворённость учащихся образовательным процессом.
Представлены виды работ педагога-психолога во взаимодействии с другими специалистами. Эта работа даёт положительные результаты....
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»» 2019 г
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ«Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»...
Презентация для педагогов-психологов МБОУ СОШ на тему: "Система работы педагога-психолога с детьми "группы риска".
Особенностью «детей группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого этой категории детей...
Региональный научно-методический семинар «Оценка соответствия профессиональных компетенций педагога-психолога содержанию про-фессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»: аспект алгоритмизации»)
Выступление по теме «Из опыта работы школы по внедрению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»...
Самоанализ деятельности педагога-психолога
Под самоанализом профессиональной деятельности понимается представление в динамике результатов профессиональной деятельности, подтвержденных различными сертифицированными мате...