Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Психологическая мастерская " 5 класс.
календарно-тематическое планирование по психологии (5 класс) на тему
Внеурочная деятельность "Психологическая мастерская "-5 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_masterskaya.docx | 32.77 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. ДОЛГОПРУДНОГО
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8 «Экос» г. ДОЛГОПРУДНОГО
( МБОУ ШКОЛА №8)
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
Социальное направление
Психологическая мастерская
( базовый уровень)
5 класс
Составитель:
Черкасова Вера Геннадьевна
учитель высшей квалификационной категории
2018 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая програма «Психологическая мастерская» составлена на основе авторских программ Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: (Коблик Е. Г. Первый раз в пятый класс: Программа адаптации детей к средней школе. - М.: Генезис, 2003), Хухлаевой О.В. Тропинка к своему "Я" (Хухлаева О.В. Тропинка к своему "Я": уроки психологии в средней школе(5-6).- М.: "Генезис", 2005).
Актуальность программы обусловлена соответствием её содержания требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, Концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России и направлена на формирование и сохранение психологического здоровья младших подростков.
Переход из младшей школы в среднюю - важный момент в жизни школьника. В пятом классе для детей многое оказывается новым: учителя, форма обучения, которая в средней школе становится предметной, а иногда и одноклассники. Кроме того, нередко дети переходят из одного здания школы в другое, тогда им приходится привыкать еще и к новому помещению.
Пятиклассникам в школе и интересно, и тревожно: хочется быть активными, умными и независимыми, нужными и успешными, хочется, чтобы новый учитель оценил и увидел все самое лучшее в них.
Насколько легко и быстро младший подросток приспособится к условиям средней школы, зависит не только и не столько от его интеллектуальной готовности к обучению. Важно, чтобы были сформированы умения и навыки, определяющие успешность адаптации:
o умение осознавать требования учителя и соответствовать им;
o умение устанавливать межличностные отношения с педагогами;
o умение принимать и соблюдать правила жизни класса и школы;
o навыки общения и достойного поведения с одноклассниками;
o навыки уверенного поведения;
o навыки совместной (коллективной) деятельности;
o навыки самостоятельного решения конфликтов мирным путем;
o навыки самоподдержки;
o навыки адекватной оценки собственных возможностей и способностей.
Предлагаемая программа направлена на формирование этих навыков и на создание благоприятных условий для их дальнейшего развития.
В программе значительное место уделено формированию навыков осознания требований учителя, навыков уверенного поведения, оценки собственных возможностей и способностей, а также работе с негативными эмоциональными состояниями.
Цели и содержание программы
Цель – социальная адаптация в среднем звене, развитие социально-личностной сферы детей младшего подросткового возраста при переходе в среднее звено, формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).
В соответствии с целью сформулированы задачи:
1. Мотивировать детей к самопознанию и познанию других людей. Пробудить интерес к внутреннему миру другого человека.
2. Учить детей распознавать эмоциональные состояния по мимике, жестам, голосу, понимать чувства другого человека.
3. Формировать адекватную установку в отношении школьных трудностей -установку преодоления.
4. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом и учителем.
5. Повышать уровень самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения. Формировать терпимость к мнению собеседника.
6. Корректировать у детей нежелательные черты характера и поведения.
7. Способствовать успешной адаптации подростков в средней школе.
Характеристика основных этапов работы
На первом этапе работы основное внимание уделяется формированию групповой сплоченности, навыков поведения в новых школьных ситуациях, умению ориентироваться в пространстве школы.
На втором этапе проводится работа с основными проблемами, возникающими у пятиклассников. Кроме того, решается важная задача принятия правил школы и класса, установления норм взаимоотношений со сверстниками в классе, преподавателями и другими сотрудниками школы.
На третьем этапе продолжается работа по осознанию детьми требований преподавателей. Формируется понимание критериев оценки устной или письменной работы (правильность, аккуратность, красота и др.), критериев отношение педагогов к правилам поведения в школьном кабинете, к правилам ведения тетрадей, осваиваются способы работы, способствующие достижению высоких результатов.
На четвертом этапе особое внимание уделяется формированию некоторых учебных навыков, связанных с самоорганизацией и самоконтролем в учебной деятельности, продолжается работа над развитием коммуникативных умений, среди которых выделяются конструктивные способы поведения в конфликтных школьных ситуациях.
На пятом этапе происходит осмысление личных целей детей на период обучения в 5 классе. Подводятся итоги групповой работы.
Критериями эффективности занятий выступают: снижение уровня школьной тревожности; повышение групповой сплоченности; позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств; гармонизация образа "Я" (позитивная самооценка); повышение уверенности в себе и своих возможностях; формирование у детей позитивного отношения к школе, к учителям и одноклассникам.
Методы и техники, используемые в программе
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.;
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
-репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
-частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
-фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
-индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
-групповой – организация работы в группе;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Средства обучения - это средства воспитания, выбор которых определяется содержанием, формой внеурочной деятельности:
- беседа с учащимися с целью выяснения их интереса, информированности по данному вопросу;
- упражнение;
- поручения детям подготовить сообщения (своеобразный метод рассказа);
- методы игры в различных вариантах;
- составление плана.
Принципы работы группы:
- Принцип добровольного участия в работе группы. Он касается как выполнения отдельных упражнений, так и участия в занятиях в целом.
- Принцип обратной связи. В процессе занятий создаются условия, обеспечивающие готовность детей давать обратную связь другим детям и ведущему тренинга, а также принимать ее.
- Принцип самопознания. В содержании занятий предусматриваются упражнения, помогающие ребенку самостоятельно познавать особенности своей личности.
- Принцип равноправного участия. В соответствии с этим принципом необходимо создавать условия для равноправного межличностного общения детей на занятиях.
- Принцип психологической безопасности. Упражнения не должны пугать и настораживать детей.
Структура занятия
Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющим функцию установления эмоционально-позитивного контакта психолога с ребенком и формирования у ребенка направленности на сверстников, и завершается ритуалом прощания. Эти процедуры сплачивают детей, создают атмосферу группового доверия и принятия.
Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышают уровень их активности и способствует формированию групповой сплоченности.
Обсуждение домашнего задания проводится после (иногда вместо) разминки и способствует закреплению пройденного материала.
Основная часть занятия включает в себя психотехнические упражнения, игры и приемы, направленные на решение основных задач тренинга.
Обсуждение итогов занятия, или рефлексия является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения. Соблюдение подобной структуры занятий, привыкание к ней детей помогает им войти в новую деятельность и сформировать соответствующие ожидания.
Предполагаемые результаты программы:
- Улучшатся навыки общения детей друг с другом.
- Дети станут более доброжелательны друг к другу.
- Улучшится социометрический статус некоторых учащихся.
- Развитие детей, формирование УУД.
Для отслеживания результатов целесообразно провести диагностическое исследование, включающее в себя социометрию, тест ЦТО, карту наблюдений за поведением ребёнка.
Начинаются занятия с пятиклассниками со второй недели сентября.
Программа тренинга рассчитана на 35 занятий по 1 академическому часу. Занятия поводятся 1 раз в неделю вторая половина учебного дня, работа по программе занимает весь учебный год.
Учебно-тематический план. Психологическая мастерская.. 5 класс
№ | Название раздела | Колличество часов по авторской програме | Количество часов по рабочей програме |
1 | Психология | 34 | 34 |
Календарно – тематическое планирование.
№ п/п | Тема занятия | Плановые сроки проходения темы | Фактические сроки(и/или коррекция). |
1 | Знакомство группы | ||
2 | Вот и пятый класс! | ||
3 | Находим друзей | ||
4 | Это наша школа! | ||
5 | Что поможет нам учиться? | ||
6 | Легко ли быть учеником? | ||
7 | Чего мы боимся? | ||
8-9 | Трудно ли быть настоящим учителем? | ||
10- 11 | Конфликт или взаимодействие? | ||
12 | Работа с негативными переживаниями | ||
13 | Кто Я, какой Я? | ||
14 | Что мы можем? | ||
15 | Мы нужны! | ||
16 | Мечтаем! | ||
17 | Я- это мои цели! | ||
18 | Наше детство. | ||
19 | Мое настоящее и мое будущее. | ||
20 | Имеем права чувствовать и выражать свои чувства. Чувства бывают разные. | ||
21 | Стыдно ли бояться? | ||
22 | Имеем ли мы право сердиться и обижаться? | ||
23 | Наш внутренний мир. Каждый видит мир и чувствует по - своему. | ||
24 | Любой внутренний мир ценен и уникален. | ||
25 | Кто в ответе за наш внутренний мир. Чему нас могут научить трудные ситуации? | ||
26 | В трудной ситуации я ищу силу внутри себя и она обязательно найдется. | ||
27 | Я и ТЫ. Я и мои друзья | ||
28 | Наши "колючки". | ||
29 | Что такое одиночество? | ||
30 | Мы не одиноки в этом мире. | ||
31 | Мы начинаем меняться. Зачем человеку меняться? Самое важное - захотеть меняться | ||
32 | Агрессия и ее роль в жизни человека. У меня появилась агрессия. | ||
33 | Агрессия со стороны. Как на нее реагировать? | ||
34 | Учимся договариваться | ||
35 | Заключение. Итоговое |
Согласовано Согласовано
Протокол заседания ШМО Зам. директора по УВР
учителей основной школы __________ М.А. Макарова
от 29. 08.2018 №1 29.08.2018
__________/Макарова М.А../
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно- тематическое планирование по внеурочной деятельности 5 класс.
Календарно- тематическое планирование по внеурочной деятельности 5 класс....
Календарно-тематическое планирование для внеурочной деятельности 5 класс
Данное календарно-тематическое планирование составлено по ФГОС для внеурочной деятельности 5 класс по программе "Город мастеров"....
Календарно-тематическое планирование для внеурочной деятельности 6 класс
Данное календарно-тематическое планирование составлено по ФГОС для внеурочной деятельности 6 класс по программе "Город мастеров"...
Календарно- тематическое планирование во внеурочной деятельности, 6 класс, читательская грамотность на 2024 - 2025 учебный год
Данное КТП предназначено для 6 класса по читательской грамотности во внеурочное время, 2024-2025 учебный год....
Календарно- тематическое планирование во внеурочной деятельности, 5 класс, читательская грамотность на 2024 - 2025 учебный год
КТП по внеурочной деятельности по читательской грамотности на 2024-2025 учебный год...