Перспективный план программы коррекционной работы с обучающимися
календарно-тематическое планирование по психологии на тему

Наталья Владимировна Мартяшкова

Программа коррекционной работы разработана для обучающихся с ОВЗ с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Перспективный план разработан на период учебного года, по 1 часу в неделю, всего - 35 учебных часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_programmy_korrekts._raboty.odt17.81 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел программы

Тема урока

Дата

Кол-во час

Задачи

Домашнее задание

Наглядность и оборудование

Понятийный аспект

Обследование детей: комплектование групп для коррекционных занятий

Диагностика

сентябрь

1

1. Определение уровня сформированности познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы;

2. комплектование групп для коррекционных занятий;

3. воспитание положительного отношения к занятиям

Развитие и коррекция познавательной сферы

Увеличение объема внимания и наблюдательности

сентябрь

1

1.Увеличение объема внимания учащихся;

2. коррекция внимания и развитие наблюдательности;

3. воспитание внимательного отношения к окружающему миру

Выполнить упражнение «Кто больше увидит и запомнит»

Сюжетные картинки, поле расчерченное на клетки, «лабиринты», пуговицы

Внимание, наблюдательность

Увеличение уровня распределения внимания

сентябрь

1

1.Увеличение уровня распределения внимания;

2. коррекция избирательности внимания;

3. воспитание настойчивости и выдержки

Закрепить упражнение «Обратный счет»

Бумага, карандаши

Распределение внимания

Усиление концентрации и устойчивости внимания

сентябрь

1

1.Усиление концентрации и устойчивости внимания;

2. развитие умения регулировать свои действия;

3. воспитание потребности в самоорганизации (аккуратности, настойчивости).

Упражнение «Выполни по образцу»

Образцы рисунков, бумага, карандаши, сюжетные картинки

Концентрация внимания, устойчивость

Тренировка переключения внимания

октябрь

1

1. Формирование способности к переключению внимания, вхождения в деятельность;

2. развитие адекватных представлений о своих возможностях;

3. формирование умения доводить начатое дело до конца.

Работа с красно-черной таблицей

Красно-черная таблица

Переключение внимания

Развитие слуховой памяти

октябрь

1

1. Обучение приемам запоминания;

2. развитие и коррекция слуховой памяти;

3. воспитание настойчивости и выдержки.

Запомнить «звуки леса»

Небольшой рассказ

Слуховая память

Развитие зрительной памяти

октябрь

1

1. Тренировка кратковременной зрительной памяти;

2. развитие и коррекция зрительного восприятия и памяти;

3. воспитание внимательного отношения к окружающему миру.

Ответить на вопрос «Зачем нам нужна зрительная память?»

Репродукция картины в жанре бытовой живописи

Зрительная память

Развитие ассоциативной памяти

октябрь

1

1.Развитие ассоциативной памяти;

2. формирование полноты воспроизведения словесного материала;

3. воспитание личностных мотивов запоминания, умение обучающихся создавать установку на длительное запоминание.

Составить ассоциативный ряд для запоминания

Карточки с заданиями

Ассоциации

Развитие мыслительных навыков: классификация

ноябрь

1

1. Формированиемыслительных навыков: классификация;

2. развитие интересов и познавательной активности;

3. воспитание положительного отношения к учебе.

Придумать несколько предметов, относящихся к одному классу

Карточки с объектами для классификации

Мышление, классификация

Развитие мыслительных навыков: обобщение

ноябрь

1

1. Формирование мыслительных навыков: обобщение;

2. коррекция тактильно-двигательного восприятия;

3. воспитание самоконтроля, трудолюбия.

Найти общий признак объектов и дать обобщенное название

Карточки с заданиями

Мышление, обобщение

Причинно-следственные отношения

ноябрь

1

1.Формирование способности понимать связи событий и строить последовательность причинно-следственных отношений;

2. развитие стремления применять полученные знания в повседневной жизни;

3. воспитание интереса к различным видам деятельности

Найдите причину заданных событий

Карточки с заданиями

Причина, следствие

Самопознание. Что я знаю о себе

Зачем нужно знать себя?

ноябрь

1

1. Формирование мотивации к самопознанию;

2. развитие самодеятельности, активизация процесса познания себя и окружающего мира;

3. воспитание самостоятельности, самоконтроля

Выполнить рисунок «Я в лучах солнца»

Тетради, карандаши

Самопознание

Мое тело

декабрь

1

1. Закрепление знаний о своем теле;

2. формирование и закрепление представлений о гендерных различиях;

3. воспитание внимательного отношения к окружающим

Рассказ «Как должен выглядеть мальчик и как девочка»

Фотографии мальчиков и девочек

Тело, противоположности

Мой волшебный мир

декабрь

1

1.Формирование способности познавать свой внутренний мир;

2. развитие навыков самопознания;

3. гармонизация эмоционального состояния

Ответьте на вопрос «Какой Я?»

Карточки с различными качествами характера

Внутренний мир

Самоценность

декабрь

1

1. Формирование понятия о самоценности собственного «Я»;

2. развитие представлений о своих возможностях, умений адекватно оценивать себя;

3. воспитание уверенности в себе

Ответьте на вопросы

Тетради, карандаши, листы формата А 4

Самооценка

Мои достижения

январь

1

1. Формирование умения преодолевать барьеры на пути самокритики;

2. продолжение развития навыков самоанализа и самооценки;

3. воспитание самостоятельности, рассудительности.

Напишите, какие достоинства вы бы хотели приобрести

Листы с надписями «Продаю», «Покупаю»

Достоинства, недостатки

Буду делать хорошо и не буду плохо

январь

1

1. Формирование навыка уверенного поведения;

2. развитие умения регулировать свои действия;

3. воспитание умения прогнозировать собственную деятельность.

Подумайте, какие люди вам больше нравятся

Мяч, бланки с тестом, листы бумаги

Уверенность, неуверенность, сильная личность

Развитие коммуникативных навыков. Я и другие

Взаимодействие

январь

1

1. Дать представление о значении совместной работы в жизни человека;

2. развитие навыков общения;

3. воспитание общительности, чуткости

Повторить, что такое взаимодействие

Тетради, ручки, листочки для записей

Совместная работа, взаимодействие

Как мы видим друг друга

февраль

1

1.Формирование умения видеть положительные качества у других людей;

2. развитие и коррекция представлений о личности, индивидуальных особенностях и способностях человека;

3.воспитание чувства личной ответственности за свои дела и поступки

Назовите положительные качества своего друга

Карточки с положительными и отрицательными качествами

Личностные качества

Я глазами других

февраль

1

1. Формирование способности к самопознанию;

2. развитие способности принимать друг друга;

3. воспитание уважения друг к другу

Закончите предложения

Тетради, карандаши, мяч

Самоанализ

Дружба начинается с улыбки

февраль

1

1.Формирование наблюдательности и умения слушать другого;

2. развитие умения вступления в контакт.

3. воспитание уважения друг к другу, способности услышать другого человека

Подумайте с какими людьми вам нравится общаться

Тетради для записей, бланк теста «Умеешь ли ты слушать?»

Умение слушать,  умение слышать

Разговор взглядов. Пойми меня

февраль

1

1.Формирование умения понимать друг друга;

2. коррекция форм общения, обогащение его содержания;

3. воспитание доброго, доверительного отношения друг к другу

Подумайте, какие у вас существуют трудности в общении

Бланки с пословицами для каждого обучающегося

Понимание

Умеем ли мы вежливо общаться?

февраль

1

1. Дать обучающимся определение понятия «вежливость»;

2. помощь в осмыслении своего отношения к окружающим;

3. воспитание доброго, доверительного отношения друг к другу

Проанализируйте, часто ли вы бываете вежливы

Тетради с записями

Вежливость

Поведение в общественных местах

март

1

1.Формирование положительного отношения к общепринятым нормам поведения;

2. развитие умения регулировать свои действия;

3. воспитание навыков культурного поведения

Повторить правила этикета

Атрибуты для игры «День рождения», карточки с названием ролей

Этикет, правила поведения

Урок мудрости (уважение к старшим)

март

1

1.Формирование навыка ведения беседы;

2. развитие умения вступлению в контакт, поведению в ситуации общения, особенностям диалогической речи;

3. воспитание потребности в самоорганизации

Придумайте тему беседы и побеседуйте с другом

Карточки с заданиями по культуре беседы

Беседа, диалог

Восприятие мира (наши органы чувств). Что такое эмоции

март

1

1. Расширение знания обучающихся о чувствах и эмоциях, пополнение арсенала лексических единиц, связанных со сферой чувств;

2. коррекция и развитие эмоционально-чувственной сферы подростков;

3. воспитание доброго, доверительного отношения друг к другу

Закрепить основные понятия

Пиктограммы с изображением различных эмоций

Чувства, эмоции

Чувства и поступки

апрель

1

1. Формирование умения выражать свои чувства;

2. развитие эмоциональных и волевых процессов;

3.воспитание чувства личной ответственности за свои дела и поступки

Подготовить рассказ «Как я злюсь»

Тетради, ручки, цветные карандаши, бумага формата А

Агрессия, обида, выражение

Стресс

апрель

1

1. Формирование умения идентифицировать собственные эмоциональные состояния;

2. развитие осознанности своего психоэмоционального состояния;

3. формирование потребности в саморегуляции (самоконтроле)

Понаблюдать за сменой настроения (от чего зависит)

Тетрадь для записей, ручка

Настроение, эмоциональное состояние

Почему некоторые привычки бывают вредными

апрель

1

1. Ознакомление с понятиями «вредные привычки»;

2. развитие представлений об опасности вредных привычек, определение характера и методов борьбы с опасностью;

3. воспитание ответственности, самоконтроля

Попробуйте избавиться от вредных привычек

Тетради, ручки, ватман, маркер

Вредная привычка, соблазн, зависимость

Умей выбирать

апрель

1

1. Формирование представлений об ответственности и доверии;

2. коррекция существующего опыта ответственности;

3. воспитание самоконтроля, рассудительности

Ответить на вопрос: «Легко ли быть ответственным?»

Тетрадь для записей, ручка

Ответственность, доверие

Я отвечаю за свое решение

май

1

1. Формирование навыков противостояния групповому давлению;

2. развитие способности принимать собственное решение;

3. воспитание нравственных качеств, самостоятельности

Можете ли вы противостоять мнению коллектива?

Тетрадь для записей, ручка

Групповое давление, собственное решение

Хозяин своего «Я»

май

1

1. Формирование умения контролировать свое поведение;

2. развитие способности управлять собственными поступками;

3. воспитание взаимопонимания, дружелюбия.

Повторить способы защиты прав

Тетрадь для записей, ручка

Права, границы, насилие

Понятие «конфликт», мое поведение в трудных ситуациях

май

1

1. Ознакомление с понятием «конфликт», выработка умения предотвращать конфликт;

2. развитие умения выходить из проблемной ситуации;

3. воспитание рассудительности, терпимости, самоконтроля

Зафиксируйте ситуацию, когда удалось предотвратить конфликт

Тетради, бланки теста «Конфликтный ли ты человек?»

Конфликт, конфликтная ситуация

Надо ли уметь сдерживать себя?

май

1

1. Формирование умения контролировать свои агрессивные устремления;

2. коррекция агрессивного поведения, выработка приемлемых способов разрядки гнева;

3.воспитание чувства личной ответственности за свои дела и поступки

Повторить упражнение «Злые кошки»

Текст «Притчи о змее», релаксационная музыка

Агрессия, агрессивное поведение

ИТОГО

35 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребёнком, зачисленным на логопункт в 2012-2013 уч. год

Предлагается бланк для заполнения  индивидуальной коррекционно-развивающей работы . Перспективный план работы  заполняется после обследования ребёнка (по речевой карте)....

Перспективный план индивидуальной коррекционной работы

Перспективный план индивидуальной работы  – документ, отражающий общую стратегию и конкретные шаги учителя-логопеда   в организации индивидуального коррекционного  сопровождения ре...

Перспективный план логопедических коррекционно-развивающих занятий

Перспективный план логопедических коррекционно-развивающих занятий группы "Семицветик" (дети с 3 до 5 лет) на 2015 год...

Перспективный план индивидуальной коррекционной работы по формированию школьно-значимых функций младшего школьника с ОВЗ

В данном документе приводится перспективный план работы по формированию школьно-значимых функций: мелкой моторики рук, простанственной ориентации, оптико-пространственной координации в системе «...

ПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ С ЗПР(КОРРЕКЦИЯ ДИСКАЛЬКУЛИИ)ИМИСЯ С ЗПР(КОРРЕКЦИЯ ДИСКАЛЬКУЛИИ)

Дискалькулия – нарушение способности считать разной степени выраженности. В большинстве случаев она выявляется в детском возрасте или в начальной школе и тогда же корректируется....

Программа коррекционной работы с обучающимися с задержкой психического развития на ступени начального общего образования, вариант 7.1 – 7.2

Программа коррекционной работы с обучающимися с задержкой психического развитияна ступени начального общего образования, вариант 7.1 – 7.2 ...

программа коррекционной работы с обучающимися с ОВЗ

Более подробно с программой познакомиться можно в Приложение N3 к Федеральной адаптированной образовательной программе основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоров...