Перспективный план логопедических коррекционно-развивающих занятий
календарно-тематическое планирование на тему
Перспективный план логопедических коррекционно-развивающих занятий группы "Семицветик" (дети с 3 до 5 лет) на 2015 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Перспективный план логопедических коррекционно-развивающих занятий | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
П-187-08-2013, утв. директором учреждения 13.12.2013 г. УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина» _________________С.А. Серебрякова «_____»___________________2015 г. |
Перспективный план
социально-реабилитационных мероприятий
группы «Семицветик»
на 2015 год
Подготовил:
логопед отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья
Незямзинова Н.А.
Когалым
Задачи коррекционно - развивающей и воспитательной работы:
Развитие социализации:
- Формирование положительной мотивации к занятиям и к совместному взаимодействию с взрослым при тесном эмоциональном контакте.
- Развитие активности вербальных и невербальных средств общения: целесообразность мимического, жестового, речевого высказывания, коммуникативная необходимость, быстрота реакций, точность выбора языковых и неречевых средств.
- Стимулирование разных видов контакта и средств общения: движения тела, улыбка, выразительные жесты и взгляды, естественные и специальные.
- Формирование стабильных стереотипных навыков самообслуживания.
- Формирование четкости поведения и способности переноса приобретаемых навыков в реальные жизненные ситуации.
- Формирование конкретных средств коммуникации и социально-бытовой адаптации и навыков, позволяющих ребенку вписаться в его социальное окружение.
- Формирование и стимулирование речевой активности.
Развитие слухового и зрительного восприятия:
- Формирование внимания к неречевым звукам.
- Воспитание слухового внимания, чувства ритма в играх и упражнениях со звучащими игрушками.
- Развитие зрительного внимания, умения различать контрастные по размеру и цвету игрушки и предметы.
- Воспитание слухового внимания при слушании тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой речи.
- Развитие внимания к ритмической основе, слоговой структуре слова.
- Обучение различению звуковых сигналов, состоящих из 3-4 звуков.
- Воспитание зрительного внимания и памяти.
Развитие просодической стороны речи, воспитание общих речевых навыков:
- Воспитание правильного речевого диафрагмального дыхания и правильной артикуляции гласных звуков.
- Развитие длительного речевого выдоха (2-3 сек.) на материале гласных и их сочетаний.
- Развитие интонационной выразительности речи, модуляции голоса на материале звукоподражаний.
- Развитие силы и динамики голоса.
- Активизация движений речевого аппарата.
- Развитие эмоционально-выразительных жестов и мимики на основе подражательной деятельности.
Формирование фонематического восприятия:
- Формирование умения воспроизводить гласные звуки на основе восприятия беззвучной артикуляции.
- Формирование умения различать гласные звуки по принципу контраста: (а)-не (а),(у) – (а), (и) – (у), (э) - (о),.
- Различение существительных, сходных по звучанию и отличающихся одним звуком (бочка – точка, дом – ком).
- Отхлопывание, отстукивание слогов в словах с определенной звуко-слоговой структурой (ротик, лимон, собака, саночки).
Развитие импрессивной речи:
- Формирование умения вслушиваться в речь, давать ответные звуковые и двигательные реакции.
- Расширение понимания речи. Накопление пассивного словаря. Закрепление понятий, обозначающих части тела и лица, простейшие игровые и бытовые действия, признаки предметов.
- Обучение пониманию обобщающих слов.
- Обучение соотнесению предметов и действий с их словесным обозначением.
- Развитие пассивного предикативного словаря. Обучение пониманию смысла сюжетных картинок, на которых люди совершают различные действия.
- Обучение выполнению одно- и двухступенчатых инструкций.
- Обучение детей узнаванию предметов по их назначению и по описанию.
- Активное усвоение глагольного словаря.
- Развитие понимания грамматических форм речи.
Развитие экспрессивной речи:
- Преодоление речевого негативизма. Вызывание желания говорить.
- Формирование речи как средства общения.
- Активизация в речи слов, обозначающих названия предметов ближайшего окружения (игрушки, обувь, одежда).
- Обучение повторению за взрослыми слов, обозначающих близких ребенку людей (мама, папа, баба, тетя, дядя, ляля).
- Развитие словаря существительных по изучаемым лексическим темам.
- Формирование глагольного словаря за счет активного усвоения инфинитива и повелительного наклонения глаголов.
- Пополнение словаря за счет прилагательных, обозначающих цвет, свойства, размер.
- Введение в речь местоимений, наречий, числительных, простых предлогов,
союза – и.
Коррекция звукопроизношения.
- Уточнить произношение гласных звуков, а также согласных и их мягких вариантов.
- С помощью упражнений общей артикуляционной гимнастики, артикуляционного массажа и специальной артикуляционной гимнастики готовить артикуляционный аппарат к формированию правильной артикуляции.
Формирование и совершенствование грамматического строя речи:
- Обучение пониманию вопросов косвенных падежей: Где? Куда? Откуда? Кому? Кого? У кого? Чем?
- Обучение правильному построению двухсловных предложений.
- Формирование умения отвечать на вопросы Кто это? Что это?
- Развитие умения согласовывать прилагательные и числительное «один» с существительными в роде, числе в И.п.
- Формирование умения различать имена существительные ед. и мн. числа муж. и жен. родов в И.п.
- Формирование умения образовывать Р.п. имен существительных со значением отсутствия (Чего нет у кота? Хвоста).
- Формирование умения образовывать и различать глаголы настоящего времени.
- Формирование умения образовывать и использовать глаголы в повелительном наклонении.
- Обучение согласованию прилагательных с существительными.
Развитие речевого общения:
- Стимулирование детей к составлению и использованию в речи двухсловных предложений.
- Обучение договариванию за взрослым слов и словосочетаний в потешках, стихотворениях.
- Обучение пониманию несложных рассказов взрослого по сюжетной картинке.
- Обучение слушанию сказок со зрительной опорой на картинку.
- Стимуляция речевой активности.
Воспитательные задачи:
- Воспитание послушания, блокирование негативных эмоций.
- Воспитание самостоятельности, самоконтроля и самооценки.
- Воспитание умения вслушиваться и понимать обращенную речь.
- Воспитание аккуратности, бережного отношения к игрушкам, пособиям.
- Воспитание сострадания к животным и птицам, сочувствия и сопереживания к героям сказок.
- Воспитание усидчивости, сдержанности.
- Воспитание любви к своим родителям и близким людям.
- Воспитание культуры поведения: учить детей здороваться, прощаться, просить, благодарить, извиняться, понимать и выражать похвалу.
№ п/п | Тема занятия | Сроки проведения | Цель занятия |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. 2. 3. | «Продукты питания» (Диагностика) «Продукты питания» (Диагностика) «Посуда» | Январь 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Выявить уровень речевого развития детей. Обследовать звукопроизношение; особенности динамической стороны речи (темп, ритм, интонация); состояние артикуляционной и мелкой моторики; состояние слуховой, дыхательной и голосовой функций; состояние фонематического слуха и слухового восприятия. Изучить пассивно-активный словарь детей; понимание грамматических категорий речи. Выявить умение вслушиваться и понимать обращенную речь, действовать по инструкции. Обследовать мыслительные процессы (память, внимание, мышление). Расширять предметный словарь по теме. Формировать обобщающее понятие - посуда. Формировать глагольный словарь: буду есть, буду пить, буду мыть, буду резать, буду варить, буду жарить. Координировать речь с движением. Развивать общие речевые навыки. Развивать умение договаривать слова и словосочетания. Воспитывать аккуратность, желание помогать маме. |
4. 5. 6. 7. | «Посуда» «Домашние птицы» «Домашние птицы» «Семья» | Февраль 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Воспитывать внимание к неречевым звукам, умение различать громкие и тихие звуки. Развивать речевой слух. Выделять и отстукивать ударный слог в слове. Развивать общие речевые навыки. Развивать умение договаривать слова и словосочетания. Воспитывать аккуратность, желание помогать маме: убирать и мыть посуду. Воспитывать умение слушать сказку, Развивать зрительное внимание. восприятие. Формировать умение различать гласные (а), (у) по принципу контраста. Формировать грамматический строй речи, обучать употреблению предлога -У- в значении У КОГО. Развивать общие речевые навыки. Воспитывать усидчивость, умение вслушиваться и понимать чужую речь. Уточнить представления детей о своей семье, об отношениях между взрослыми и детьми. Развивать речевую активность, мелкую и общую моторику, подвижность артикуляционного аппарата. Развивать общие речевые навыки Координировать речь с движением. Воспитывать любовь к своим родителям и близким. |
8. 9. 10. 11. | «Мамин праздник»
«Домашние животные» «Домашние животные» «Дикие птицы» | Март 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Уточнить знания детей о празднике 8 Марта. Формировать умение отвечать на вопросы с опорой на картинку. Развивать общие речевые навыки. Развивать фонематический слух. Воспитывать любовь к своим мамам и бабушкам, желание сделать им подарок. Развивать речевой слух. Развивать аппарата. Активизировать речевую подражательность. Формировать умение узнавать предметы по словесному описанию. Развивать общие речевые навыки Координировать речь с движением. Развивать мимику. Воспитывать усидчивость, бережное отношение к игрушкам. Формировать длительный плавный выдох. Развивать речевой слух. Развивать интонационную выразительность на материале подражаний. Координировать речь с движением. Формировать умение пониманию пространственных отношений двух предметов: предлоги: на, около, за. Воспитывать послушание, подражательность. Развивать общие речевые навыки Развивать речевой слух. Упражнять в узнавании и различении звуковых сигналов, состоящих из 3-5 звуков. Координировать речь с движением. Закреплять умение договаривать словосочетания. Формировать умение различать противоположные по значению прилагательные: большой - маленький. Воспитывать умение понимать обращенную речь. |
12. 13. 14. 15. | «Дикие птицы» «Дикие животные» «Дикие животные» «Транспорт» | Апрель 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Развивать координацию движений, работать над согласованными движениями рук и ног. Воспитывать правильное физиологическое дыхание. Развивать воображение и подражательность. Развивать общие речевые навыки. Формировать фонематическое восприятие, различение близких по артикуляции гласных звуков (о), (у). Воспитывать усидчивость, сострадание к птицам. Формировать обобщающее понятие «дикие животные». Координировать речь с движением. Закреплять умение договаривать словосочетания. Развивать речевой слух. Формировать умение воспроизводить интонационно- ритмический рисунок слов. Воспитывать умение вслушиваться в обращенную речь, бережное отношение к пособиям. Формировать грамматический строй речи, образование и различение глаголов 3-го лица изъявительного наклонения. Координировать речь с движением. Развивать фонематический слух (различение существительных, сходных по звучанию). Развивать общие речевые навыки. Воспитывать бережное отношение к пособиям. Формировать обобщающее понятие «транспорт». Формировать умение понимать пространственные отношения, выраженные предлогами: на, за, около, от, из. Формировать умение воспроизводить хлопками интонационно - ритмический рисунок слов. Развивать общие речевые навыки. Координировать речь с движением. Воспитывать культуру поведения в общественном транспорте. |
16. 17. 18. 19. | «Транспорт» «Весна» «Весенняя капель» «Первые цветы» | Май 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Формировать грамматический строй Формировать представления детей о Развивать правильное речевое Развивать фонематическое восприятие. Формировать умение выделять и отстукивать ударный слог в слове. Координировать речь с движением. Воспитывать умение вслушиваться в звуки весны. Формировать представление детей о Закреплять знание основных цветов и умение их различать. Развивать оптико-пространственные функции: закреплять навык фиксации взгляда на объекте и активного восприятия объекта. Развивать общие речевые навыки. Закреплять умение соотносить предметы с их словесными обозначениями. Воспитывать усидчивость. |
20. 21. 22. | «Осень» (Обследование) « Огород. Овощи» «Огород. Овощи» | Сентябрь 1,2 неделя 3 неделя 4 неделя | Выявить уровень речевого развития детей. Обследовать звукопроизношение; особенности динамической стороны речи (темп, ритм, интонация); состояние артикуляционной и мелкой моторики; состояние слуховой, дыхательной и голосовой функций; состояние фонематического слуха и слухового восприятия. Изучить пассивно-активный словарь детей; понимание грамматических категорий речи. Выявить умение вслушиваться и понимать обращенную речь, действовать по инструкции. Познакомить детей с обобщающим понятием «овощи». Дать понятие о месте их произрастания, существенных признаках. Расширять пассивно-активный словарь по теме. Активизировать речевую деятельность детей. Развивать диалогическую речь, дыхание, мышление, конструктивный праксис, мелкую, общую и артикуляционную моторику. Воспитывать доброжелательность и навыки сотрудничества. Закреплять представление о желтом цвете и умение отличать желтый цвет от других цветов. Формировать умение образовывать множественное число существительных. Развивать общие речевые навыки. Развивать зрительное и слуховое внимание, мелкую, общую и артикуляционную моторику, подражательность. Координировать речь с движением. Воспитывать бережное отношение к природе. |
23. 24. 25. 26. 27. | « Сад. Фрукты» «Сад. Фрукты» «Овощи – фрукты» «Игрушки» «Туалетные принадлежности» | Октябрь 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 5 неделя | Познакомить детей с обобщающим понятием «фрукты». Дать понятие о месте их произрастания, существенных признаках. Закреплять знания детей о цвете и форме фруктов. Развивать общие речевые навыки. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику. Расширять пассивно-активный словарь по теме. Воспитывать усидчивость, внимание, память. Закреплять представления о фруктах и их характерных признаках. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Развивать общие речевые навыки. Развивать диалогическую речь, зрительное и слуховое внимание, мышление, память, мелкую, артикуляционную и общую моторику. Воспитывать бережное отношение к природе. Закреплять знания детей о фруктах и овощах. Учить группировать предметы по общему признаку. Развивать общую и мелкую моторику, слуховое и зрительное восприятие. Развивать общие речевые навыки. Формировать умение ориентироваться в пространстве. Развивать цветоразличение, мышление и память. Воспитывать бережное отношение к природе. Развивать оптико-пространственные функции: учить фиксировать взгляд на объекте и активно воспринимать его. Формировать умение соотносить предмет и слово, обозначающее предмет. Формировать умение соотносить картинку и предмет. Развивать правильное речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику, подвижность артикуляционного аппарата. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, доброжелательность и терпимость к товарищам. Воспитывать правильное физиологическое дыхание, вырабатывать направленную воздушную струю. Закреплять навык узнавания и различения основных цветов. Закреплять умение договаривать слова и словосочетания, соотносить предмет и его признак со словесным обозначением, соотносить демонстрируемое действие с реальным предметом. Развивать подражательность, общую и мелкую моторику. Воспитывать необходимость соблюдения правил личной гигиены. |
28. 29. 30. 31. | «Одежда» «Одежда» «Обувь» «Обувь» | Ноябрь 1неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Развивать умение вслушиваться в речь, понимать ее содержание. Формировать обобщающее понятие «одежда». Пополнять пассивно-активный словарь прилагательными (цвет) и существительными (детали одежды). Развивать общую и мелкую моторику, слуховое внимание и подражательность. Развивать общие речевые навыки. Активизировать речевую деятельность. Воспитывать бережное отношение к одежде, умение ухаживать за одеждой. Расширять и конкретизировать представления об одежде, ее назначении, деталях, из которых она состоит. Расширять пассивно-активный словарь. Формировать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Развивать фонематический слух, диалогическую речь, мелкую, общую и артикуляционную моторику, слуховое внимание. Воспитание самостоятельности. Формировать обобщающее понятие «обувь». Расширение пассивно-активного словаря (задник, помпон). Развитие слухового внимания и фонематического слуха. Развивать подвижность артикуляционного аппарата, правильного речевого дыхания. Активизировать речевую деятельность. Развивать общие речевые навыки. Развивать координацию речи с движением. Воспитывать бережное отношение к обуви, умение ухаживать за обувью. Расширять и конкретизировать представления об обуви, ее назначении, деталях, из которых она состоит. Расширять пассивно-активный словарь. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Развивать общие речевые навыки. Развивать диалогическую речь, мелкую, общую и артикуляционную, моторику, слуховое внимание. Воспитание самостоятельности. |
32. 33. 34. | «Одежда – обувь» «Мебель» «Зима. Новогодний праздник» | Декабрь 1 неделя 2 неделя 3, 4 неделя | Формировать умение классифицировать предметы по их назначению. Формировать умение детей делать различие между одеждой мальчиков и девочек, сравнивать летнюю и зимнюю одежду. Развивать тонкую моторику, точные движения кистями и пальцами рук (завязывание, застегивание, шнуровка). Развивать память, мышление, воображение, подражательность. Развивать общие речевые навыки. Формировать коммуникативные навыки, положительную установку на участие в занятии. Воспитывать бережное отношение к личным вещам. Развивать умение вслушиваться в речь, понимать ее содержание. Формировать обобщающее понятие «мебель». Уточнять названия предметов мебели. Расширять пассивно-активный словарь. Развивать общие речевые навыки. Формировать умение договаривать слова и словосочетания. Формировать понимание некоторых простых предлогов. Развивать слуховое и зрительное внимание. Развивать общую, мелкую моторику и конструктивный праксис, целостное восприятие предмета. Формировать положительную установку на участие в занятии. Воспитывать бережное отношение к предметам мебели. Закреплять знания детей о зиме. Формировать представления детей о явлениях неживой природы. Расширять пассивно-активный словарь. Развивать общие речевые навыки. Развивать речеслуховую память, зрительное внимание, наглядно-образное мышление, воображение. Формировать умение соотнести изображение предмета с его названием и звукоподражанием. Развивать общую моторную ловкость, точность движений, координацию в пространстве. Стимулировать речевую активность. Воспитывать коммуникативные навыки общения и поведения в обществе. |
Список литературы:
- Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление: Сборник упражнений. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2001.
- Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики. – СПб.: КАРО, 2003.
- Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. – М.: Издательство «Гном и Д», 2005.
- Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М.: ТЦ Сфера, 2003.я
- Датешидзе Т.А. Альбом по звукопроизношению. - СПб.: Речь, 2004.
- Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития. – СПб.: Речь, 2004.
- Дедюхина Г.В., Кориллова Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. – М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997
- Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике: методическое пособие. – М.: Айрис – пресс, 2006.
- Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез
- Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. Методика коррекционно – восстановительной работы с детьми 3-4 лет, конспекты занятий, игры и упражнения. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2002.
- Лёвина С.А., Тукачёва С.И. Физкультминутки. – Волгоград: Учитель, 2004.
- Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов. – М.: Айрис – пресс, 2004.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2003.
- Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2004.
Подготовил:
Логопед ОР
_________________________ Н.А. Незямзинова
«_____»__________________ 2015 г.
Согласовано:
Заведующий ОР
_________________________ Р.И. Пивоварова
«____»_________________________2015 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребёнком, зачисленным на логопункт в 2012-2013 уч. год
Предлагается бланк для заполнения индивидуальной коррекционно-развивающей работы . Перспективный план работы заполняется после обследования ребёнка (по речевой карте)....
Перспективный план логопедических занятий для 1 класса (сложная структра дефекта) в коррекционной школе VIII вида
Планирование логопедических занятий разработано для учащихся 1 классов со сложной структурой дефекта....
Итоговое психолого-логопедическое коррекционно-развивающее занятия "Я особенный"
В 2016 – 2017 учебном году в ГБОУ "Школа в Капотне" в корпусе Кузнецкий был организован класс педагогической поддержки, для обучающихся с особыми образовательными потребностями.По итог...
Комплексный подход к организации логопедических коррекционно-развивающих занятий
В презентации представлен краткий обзор комплексного подхода (логопедического и нейропсихологического) на занятиях логопеда....
Конспект логопедического коррекционно-развивающего занятия детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью по теме: «Звук и буква "О"»
Чтение - это совокупность речевой и познавательной деятельности. Оно тесно связано не только с произношением, интонацией, ритмом, но и с пониманием речи. Поэтому работа учителя-логопеда при обучении ч...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Логопедические коррекционно-развивающие занятия»
Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические коррекционно-развивающие занятия" 5-7 класс...
Перспективный календарно-тематический план комплексной коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в средней группе комбинированной направленности ДОУ.
Перспективный календарно - тематический план комплексной коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в средней группе комбинированной направленности ДОУ....