Перспективный план логопедических коррекционно-развивающих занятий
календарно-тематическое планирование на тему

Незямзинова Наталья Александровна

Перспективный план логопедических коррекционно-развивающих занятий группы "Семицветик" (дети с 3 до 5 лет) на 2015 год

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                            П-187-08-2013,

утв. директором учреждения 13.12.2013 г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Жемчужина»

_________________С.А. Серебрякова

«_____»___________________2015 г.

Перспективный план

социально-реабилитационных мероприятий

группы «Семицветик»

на 2015 год

Подготовил:

логопед отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья

Незямзинова Н.А.

Когалым

Задачи коррекционно - развивающей и воспитательной работы:

Развитие социализации:

  1. Формирование положительной мотивации к занятиям и к совместному взаимодействию с взрослым при тесном эмоциональном контакте.
  2. Развитие активности вербальных и невербальных средств общения: целесообразность мимического, жестового, речевого высказывания, коммуникативная необходимость, быстрота реакций, точность выбора языковых и неречевых средств.
  3. Стимулирование  разных видов контакта и средств общения: движения тела, улыбка, выразительные жесты и взгляды, естественные и специальные.
  4. Формирование стабильных стереотипных навыков самообслуживания.
  5. Формирование четкости поведения и способности переноса приобретаемых навыков в реальные жизненные ситуации.
  6. Формирование конкретных средств коммуникации и социально-бытовой адаптации и навыков, позволяющих ребенку вписаться в его социальное окружение.
  7. Формирование и стимулирование речевой активности.

Развитие слухового и зрительного восприятия:

  1. Формирование внимания к неречевым звукам.
  2. Воспитание слухового внимания, чувства ритма в играх и упражнениях со звучащими игрушками.
  3. Развитие зрительного внимания, умения различать контрастные по размеру и цвету игрушки и предметы.
  4. Воспитание слухового внимания при слушании тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой речи.
  5. Развитие внимания к ритмической основе, слоговой структуре слова.
  6. Обучение различению звуковых сигналов, состоящих из 3-4 звуков.
  7. Воспитание зрительного внимания и памяти.

Развитие просодической стороны речи, воспитание общих речевых навыков:

  1. Воспитание правильного речевого диафрагмального дыхания и правильной артикуляции гласных звуков.
  2. Развитие длительного речевого выдоха (2-3 сек.) на материале гласных и их сочетаний.
  3. Развитие интонационной выразительности речи, модуляции голоса на материале звукоподражаний.
  4. Развитие силы и динамики голоса.
  5. Активизация движений речевого аппарата.
  6. Развитие эмоционально-выразительных жестов и мимики на основе подражательной деятельности.

Формирование фонематического восприятия:

  1. Формирование умения воспроизводить гласные звуки на основе восприятия беззвучной артикуляции.
  2. Формирование умения различать гласные звуки по принципу контраста: (а)-не (а),(у) – (а), (и) – (у), (э) - (о),.
  3. Различение существительных, сходных по звучанию и отличающихся одним звуком (бочка – точка, дом – ком).
  4. Отхлопывание, отстукивание слогов в словах с определенной звуко-слоговой структурой (ротик, лимон, собака, саночки).

Развитие импрессивной речи:

  1. Формирование умения вслушиваться в речь, давать ответные звуковые и двигательные реакции.
  2. Расширение понимания речи. Накопление пассивного словаря. Закрепление понятий, обозначающих части тела и лица, простейшие игровые и бытовые действия, признаки предметов.
  3. Обучение пониманию обобщающих слов.
  4. Обучение соотнесению предметов и действий с их словесным обозначением.
  5. Развитие пассивного предикативного словаря. Обучение пониманию смысла сюжетных картинок, на которых люди совершают различные действия.
  6. Обучение выполнению одно- и двухступенчатых инструкций.
  7. Обучение детей узнаванию предметов по их  назначению и по описанию.
  8. Активное усвоение глагольного словаря.
  9. Развитие понимания грамматических форм речи.

Развитие  экспрессивной  речи:

  1. Преодоление речевого негативизма. Вызывание желания говорить.
  2. Формирование речи как средства общения.
  3. Активизация в речи слов, обозначающих названия предметов ближайшего окружения (игрушки, обувь, одежда).
  4. Обучение повторению за взрослыми слов, обозначающих близких ребенку людей (мама, папа, баба, тетя, дядя, ляля).
  5. Развитие словаря существительных по изучаемым лексическим темам.
  6. Формирование глагольного словаря за счет активного усвоения инфинитива и повелительного наклонения глаголов.
  7. Пополнение словаря за счет прилагательных, обозначающих цвет, свойства, размер.
  8. Введение в речь местоимений, наречий, числительных, простых предлогов,

      союза – и.

Коррекция звукопроизношения.

  1. Уточнить произношение гласных звуков, а также согласных и их мягких вариантов.
  2. С помощью упражнений общей артикуляционной гимнастики, артикуляционного массажа и специальной артикуляционной гимнастики готовить артикуляционный аппарат к формированию правильной артикуляции.

Формирование и совершенствование грамматического строя речи:

  1. Обучение пониманию вопросов косвенных падежей: Где? Куда? Откуда? Кому? Кого? У кого? Чем?
  2. Обучение правильному построению двухсловных предложений.
  3. Формирование умения отвечать на вопросы  Кто это? Что это?
  4. Развитие умения согласовывать прилагательные и числительное «один» с существительными в роде, числе в И.п.
  5. Формирование умения различать имена существительные ед. и мн. числа муж. и жен. родов в И.п.
  6. Формирование умения образовывать Р.п. имен существительных со значением отсутствия (Чего нет у кота? Хвоста).
  7. Формирование умения образовывать и различать глаголы настоящего времени.
  8. Формирование умения образовывать и использовать глаголы в повелительном наклонении.
  9. Обучение согласованию прилагательных с существительными.

Развитие  речевого  общения:

  1. Стимулирование детей к составлению и использованию в речи двухсловных предложений.
  2. Обучение договариванию за взрослым слов и словосочетаний в потешках, стихотворениях.
  3. Обучение пониманию несложных рассказов взрослого по сюжетной картинке.
  4. Обучение слушанию сказок со зрительной опорой на картинку.
  5. Стимуляция речевой активности.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитание послушания, блокирование негативных эмоций.
  2. Воспитание самостоятельности, самоконтроля и самооценки.
  3. Воспитание умения вслушиваться и понимать обращенную речь.
  4. Воспитание аккуратности, бережного отношения к игрушкам, пособиям.
  5. Воспитание сострадания к животным и птицам, сочувствия и сопереживания к героям сказок.
  6. Воспитание усидчивости, сдержанности.
  7. Воспитание любви к своим родителям и близким людям.
  1. Воспитание культуры поведения: учить детей здороваться, прощаться, просить, благодарить, извиняться, понимать и выражать похвалу.

№ п/п

Тема занятия

Сроки проведения

Цель занятия

1

2

3

4

1.

2.

3.

«Продукты питания» (Диагностика)

«Продукты питания» (Диагностика)

«Посуда»

Январь

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Выявить уровень речевого развития детей. Обследовать звукопроизношение; особенности динамической стороны речи (темп, ритм, интонация); состояние артикуляционной и мелкой моторики; состояние слуховой, дыхательной и голосовой функций; состояние фонематического слуха и слухового восприятия. Изучить пассивно-активный словарь детей; понимание грамматических категорий речи.

Выявить умение вслушиваться и понимать обращенную речь, действовать по инструкции. Обследовать мыслительные процессы (память, внимание, мышление).

Расширять предметный словарь по теме. Формировать обобщающее понятие - посуда. Формировать глагольный словарь: буду есть, буду пить, буду мыть, буду резать, буду варить, буду жарить. Координировать речь с движением. Развивать общие речевые навыки. Развивать умение договаривать слова и словосочетания. Воспитывать аккуратность, желание помогать маме.

4.

5.

6.

7.

«Посуда»

«Домашние птицы»

«Домашние птицы»

«Семья»

Февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Воспитывать внимание к неречевым звукам, умение различать громкие и тихие звуки. Развивать речевой слух. Выделять и отстукивать ударный слог в слове. Развивать общие речевые навыки. Развивать умение договаривать слова и словосочетания. Воспитывать аккуратность, желание помогать маме: убирать и мыть посуду.

Воспитывать умение слушать сказку,
оценивать доступные пониманию
действия персонажей. Развивать общие речевые навыки.  Координировать речь с движением. Активизировать речевое подражание. Воспитывать слуховое внимание. Формировать умение различать высокие и низкие звуки. Воспитывать усидчивость, сочувствие и переживание к героям сказки.

Развивать зрительное внимание.
Формировать фонематическое

восприятие. Формировать умение различать гласные (а), (у) по принципу контраста. Формировать грамматический строй речи, обучать употреблению предлога -У- в значении У КОГО. Развивать общие речевые навыки. Воспитывать усидчивость, умение вслушиваться и понимать чужую речь.

Уточнить представления детей о своей семье, об отношениях между взрослыми и детьми. Развивать речевую активность, мелкую и общую моторику, подвижность артикуляционного аппарата. Развивать общие речевые навыки Координировать речь с движением. Воспитывать любовь к своим родителям и близким.

8.

9.

10.

11.

«Мамин праздник»

 

«Домашние животные»

«Домашние животные»

«Дикие птицы»

Март

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Уточнить знания детей о празднике 8 Марта. Формировать умение отвечать на вопросы с опорой на картинку. Развивать общие речевые навыки. Развивать фонематический слух. Воспитывать любовь к своим мамам и бабушкам, желание сделать им подарок.

Развивать речевой слух. Развивать
подвижность
        артикуляционного

аппарата. Активизировать речевую подражательность. Формировать умение узнавать предметы по словесному описанию. Развивать общие речевые навыки Координировать речь с движением. Развивать мимику. Воспитывать усидчивость, бережное отношение к игрушкам.

Формировать длительный плавный выдох. Развивать речевой слух. Развивать интонационную выразительность на материале подражаний. Координировать речь с движением. Формировать умение        пониманию пространственных отношений двух предметов: предлоги: на, около, за. Воспитывать послушание, подражательность.

Развивать общие речевые навыки

Развивать речевой слух. Упражнять в узнавании и различении звуковых сигналов, состоящих из 3-5 звуков. Координировать речь с движением. Закреплять умение договаривать словосочетания. Формировать умение различать противоположные по значению прилагательные: большой - маленький. Воспитывать умение понимать обращенную речь.

12.

13.

14.

15.

«Дикие птицы»

«Дикие животные»

«Дикие животные»

«Транспорт»

Апрель

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Развивать координацию движений, работать над согласованными движениями рук и ног. Воспитывать правильное физиологическое дыхание. Развивать        воображение и подражательность. Развивать общие речевые навыки. Формировать фонематическое восприятие, различение близких по артикуляции гласных звуков (о), (у). Воспитывать усидчивость, сострадание к птицам.

Формировать обобщающее понятие «дикие животные». Координировать речь с движением. Закреплять умение договаривать        словосочетания.

Развивать речевой слух. Формировать умение воспроизводить интонационно- ритмический рисунок слов.

Воспитывать умение вслушиваться в обращенную речь, бережное отношение к пособиям.

Формировать грамматический строй речи, образование и различение глаголов 3-го лица изъявительного наклонения. Координировать речь с движением. Развивать фонематический слух (различение существительных, сходных по звучанию). Развивать общие речевые навыки.  Воспитывать бережное отношение к пособиям.

Формировать обобщающее понятие «транспорт». Формировать умение     понимать пространственные отношения, выраженные предлогами: на, за, около, от, из. Формировать умение воспроизводить хлопками интонационно - ритмический рисунок слов. Развивать общие речевые навыки. Координировать речь с движением. Воспитывать культуру поведения в общественном транспорте.

16.

17.

18.

19.

«Транспорт»

«Весна»

«Весенняя капель»

«Первые цветы»

Май

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Формировать грамматический строй
речи (согласование местоимений: мой, моя с существительными мужского и женского рода единственного числа в Именительном падеже). Координировать речь с движением.
Развивать слуховое восприятие.
Упражнять в определении направления звука. Развивать общие речевые навыки. Воспитывать культуру поведения в общественном транспорте.

Формировать представления детей о
характерных признаках весны.
Формировать умение находить
признаки весны на иллюстрациях.
Расширять пассивно - активный
словарь детей. Координировать речь с движением. Развивать общие речевые навыки. Воспитывать положительные эмоции, любовь к природе.

Развивать правильное речевое
дыхание. Развивать подвижность
артикуляционного
        аппарата.

Развивать        фонематическое

восприятие. Формировать умение выделять и отстукивать ударный слог в слове. Координировать речь с движением. Воспитывать умение вслушиваться в звуки весны.

Формировать представление детей о
первых весенних цветах: мимозе,
подснежнике, мать-и-мачехе.

Закреплять знание основных цветов и умение их различать. Развивать оптико-пространственные функции: закреплять навык фиксации взгляда на объекте и активного восприятия объекта. Развивать общие речевые навыки. Закреплять умение соотносить предметы с их словесными обозначениями. Воспитывать усидчивость.

20.

21.

22.

«Осень»

(Обследование)

« Огород. Овощи»

«Огород. Овощи»

Сентябрь

1,2 неделя

3 неделя

4 неделя

Выявить уровень речевого развития детей. Обследовать звукопроизношение; особенности динамической стороны речи (темп, ритм, интонация); состояние артикуляционной и мелкой моторики; состояние слуховой, дыхательной и голосовой функций; состояние фонематического слуха и слухового восприятия. Изучить пассивно-активный словарь детей; понимание грамматических категорий речи.

Выявить умение вслушиваться и понимать обращенную речь, действовать по инструкции.

Познакомить детей с обобщающим понятием  «овощи». Дать понятие о месте их произрастания, существенных признаках. Расширять пассивно-активный словарь по теме. Активизировать речевую деятельность детей. Развивать диалогическую речь, дыхание, мышление, конструктивный праксис, мелкую, общую и артикуляционную моторику. Воспитывать доброжелательность и навыки сотрудничества.

Закреплять представление о желтом цвете и умение отличать желтый цвет от других цветов. Формировать умение образовывать множественное число существительных. Развивать общие речевые навыки. Развивать зрительное и слуховое внимание, мелкую, общую и артикуляционную моторику, подражательность. Координировать речь с движением. Воспитывать бережное отношение к природе.

23.

24.

25.

26.

27.

« Сад. Фрукты»

«Сад. Фрукты»

«Овощи – фрукты»

«Игрушки»

«Туалетные принадлежности»

Октябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

Познакомить детей с обобщающим понятием  «фрукты». Дать понятие о месте их произрастания, существенных признаках. Закреплять знания детей о цвете и форме фруктов. Развивать общие речевые навыки. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.   Расширять пассивно-активный словарь по теме. Воспитывать усидчивость, внимание, память.

Закреплять представления о фруктах и их характерных признаках. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Развивать общие речевые навыки. Развивать диалогическую речь, зрительное и слуховое внимание, мышление, память, мелкую, артикуляционную и общую моторику. Воспитывать бережное отношение к природе.

Закреплять знания детей о фруктах и овощах. Учить группировать предметы по общему признаку. Развивать общую и мелкую моторику, слуховое и зрительное восприятие. Развивать общие речевые навыки. Формировать умение ориентироваться в пространстве. Развивать цветоразличение, мышление и память. Воспитывать бережное отношение к природе.

Развивать оптико-пространственные функции: учить фиксировать взгляд на объекте и активно воспринимать его. Формировать умение соотносить предмет и слово, обозначающее предмет. Формировать умение соотносить картинку и предмет. Развивать правильное речевое дыхание. Развивать общую и мелкую моторику, подвижность артикуляционного аппарата. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, доброжелательность и терпимость к товарищам.

Воспитывать правильное физиологическое дыхание, вырабатывать направленную воздушную струю. Закреплять навык узнавания и различения основных цветов. Закреплять умение договаривать слова и словосочетания, соотносить предмет и его признак со словесным обозначением, соотносить демонстрируемое действие с реальным предметом. Развивать подражательность, общую и мелкую моторику. Воспитывать необходимость соблюдения правил личной гигиены.

28.

29.

30.

31.

«Одежда»

«Одежда»

«Обувь»

«Обувь»

Ноябрь

1неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Развивать умение вслушиваться в речь, понимать ее содержание. Формировать обобщающее понятие «одежда». Пополнять пассивно-активный словарь прилагательными (цвет) и существительными (детали одежды). Развивать общую и мелкую моторику, слуховое внимание и подражательность. Развивать общие речевые навыки. Активизировать речевую деятельность. Воспитывать бережное отношение к одежде, умение ухаживать за одеждой.

Расширять и конкретизировать представления об одежде, ее назначении, деталях, из которых она состоит. Расширять пассивно-активный словарь. Формировать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Развивать фонематический слух, диалогическую речь, мелкую, общую и артикуляционную  моторику, слуховое внимание. Воспитание самостоятельности.  

Формировать обобщающее понятие «обувь». Расширение пассивно-активного словаря (задник, помпон). Развитие слухового внимания и фонематического слуха. Развивать подвижность артикуляционного аппарата, правильного речевого дыхания. Активизировать речевую деятельность. Развивать общие речевые навыки.  Развивать координацию речи с движением. Воспитывать бережное отношение к обуви, умение ухаживать за обувью.

Расширять и конкретизировать представления об обуви, ее назначении, деталях, из которых она состоит. Расширять пассивно-активный словарь. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Развивать общие речевые навыки. Развивать диалогическую речь, мелкую, общую и артикуляционную, моторику, слуховое внимание. Воспитание самостоятельности.

32.

33.

34.

«Одежда – обувь»

«Мебель»

«Зима. Новогодний праздник»

Декабрь

1 неделя

2 неделя

3, 4 неделя

Формировать умение классифицировать предметы по их назначению. Формировать умение детей делать различие между одеждой мальчиков и девочек, сравнивать летнюю и зимнюю одежду. Развивать тонкую моторику, точные движения кистями и пальцами рук (завязывание, застегивание, шнуровка). Развивать память, мышление, воображение, подражательность. Развивать общие речевые навыки. Формировать коммуникативные навыки, положительную установку на участие  в занятии. Воспитывать бережное отношение к личным вещам.

Развивать умение вслушиваться в речь, понимать ее содержание. Формировать обобщающее понятие «мебель». Уточнять названия предметов мебели. Расширять пассивно-активный словарь. Развивать общие речевые навыки. Формировать умение договаривать слова и словосочетания. Формировать понимание некоторых простых предлогов. Развивать слуховое и зрительное внимание. Развивать общую, мелкую моторику и конструктивный праксис, целостное восприятие предмета. Формировать положительную установку на участие в занятии. Воспитывать бережное отношение к предметам мебели.

Закреплять знания детей о зиме. Формировать представления детей о явлениях неживой природы.  Расширять пассивно-активный словарь. Развивать общие речевые навыки. Развивать речеслуховую память, зрительное внимание, наглядно-образное мышление, воображение. Формировать умение соотнести изображение предмета с его названием и звукоподражанием. Развивать общую моторную ловкость, точность движений, координацию в пространстве. Стимулировать речевую активность. Воспитывать коммуникативные навыки общения и поведения в

обществе.

Список литературы:

  1. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление: Сборник упражнений. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  2. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2001.
  3. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей  моторики. – СПб.: КАРО, 2003.
  4. Галкина Г.Г.,  Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей. – М.: Издательство «Гном и Д», 2005.
  5. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М.: ТЦ Сфера, 2003.я
  6.  Датешидзе Т.А. Альбом по звукопроизношению. - СПб.: Речь, 2004.
  7. Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития. – СПб.: Речь, 2004.
  8. Дедюхина Г.В., Кориллова Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. – М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997
  9. Дедюхина Г.В. Работа над ритмом в логопедической практике: методическое пособие. – М.: Айрис – пресс, 2006.
  10. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез
  11. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  12. Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. Методика коррекционно – восстановительной работы с детьми 3-4 лет, конспекты занятий, игры и упражнения. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2002.
  13. Лёвина С.А., Тукачёва С.И. Физкультминутки. – Волгоград: Учитель, 2004.
  14. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов. – М.: Айрис – пресс, 2004.
  15. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2003.
  16. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб.: КАРО, 2004.

Подготовил:

Логопед ОР

_________________________ Н.А. Незямзинова

 «_____»__________________ 2015 г.

Согласовано:

Заведующий ОР

_________________________ Р.И. Пивоварова

           «____»_________________________2015 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребёнком, зачисленным на логопункт в 2012-2013 уч. год

Предлагается бланк для заполнения  индивидуальной коррекционно-развивающей работы . Перспективный план работы  заполняется после обследования ребёнка (по речевой карте)....

Перспективный план логопедических занятий для 1 класса (сложная структра дефекта) в коррекционной школе VIII вида

Планирование логопедических занятий разработано для учащихся 1 классов со сложной структурой дефекта....

Итоговое психолого-логопедическое коррекционно-развивающее занятия "Я особенный"

В 2016 – 2017 учебном году в ГБОУ "Школа в Капотне" в корпусе Кузнецкий был организован класс педагогической поддержки, для обучающихся с особыми образовательными потребностями.По итог...

Комплексный подход к организации логопедических коррекционно-развивающих занятий

В презентации представлен краткий обзор комплексного подхода (логопедического и нейропсихологического) на занятиях логопеда....

Конспект логопедического коррекционно-развивающего занятия детей младшего школьного возраста с умеренной умственной отсталостью по теме: «Звук и буква "О"»

Чтение - это совокупность речевой и познавательной деятельности. Оно тесно связано не только с произношением, интонацией, ритмом, но и с пониманием речи. Поэтому работа учителя-логопеда при обучении ч...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Логопедические коррекционно-развивающие занятия»

Рабочая программа коррекционного курса "Логопедические коррекционно-развивающие занятия" 5-7 класс...

Перспективный календарно-тематический план комплексной коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в средней группе комбинированной направленности ДОУ.

Перспективный календарно - тематический план комплексной коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в средней группе комбинированной направленности  ДОУ....