"Семья глазами старшеклассника".
план-конспект занятия по психологии (8, 9, 10, 11 класс) на тему
Роль ребенка в отношениях с родителями, его позиция в конструктивном решении семейных конфликтов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya_glazami_starsheklassnika.docx | 20.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Семья глазами старшеклассника
Мартынова Э.М.,
педагог-психолог МБОУ «СОШ№23»,
п.Айхал, Мирнинский район,
Саха (Якутия)
Цель занятия: Вместе подумать о роли ребенка в отношениях с родителями, о его позиции (пассивная-активная) в конструктивном решении семейных конфликтов. Обратить внимание на проблемы взаимопонимания: всегда ли мы правильно понимаем сказанное нам? Попытаться помочь юношам и девушкам поставить себя в позицию взрослого и взглянуть на себя с этой позиции. Занятие начинается с игры, которая помогает настроиться, создать рабочую обстановку.
- Игра-разогрев
После игры все садятся в просторный клуб.
- Тема нашего сегодняшнего занятия: «Семья глазами…….. Я предлагаю вам поговорить о тех взрослых, которые постоянно с вами, которые вас будят, кормят, отправляют в школу, т.е. о родителях.
Представьте такую ситуацию: мама пришла с работы уставшая, расстроенная, стала накрывать на стол, разбила тарелку, у папы что-то не ладится на работе, он раздражен. У тебя болит голова, поэтому ты заявляешь, что тарелка, которую разбила мама, была твоя любимая, и из другой ты есть не будешь.
Чем, по-вашему закончится эта ситуация?
А кто может исправить положение?
А вы смогли бы в такой ситуации разрядить атмосферу, наладить отношения?
Давайте попробуем все вместе. Я прошу вас разделиться на три группы, и каждой группе дам ситуации, в которой участвуют родители и их ребенок. Внимательно прочитайте. Затем попробуйте изменить реплики ребенка так, чтобы он разрядил атмосферу, помог выйти из конфликта. Разыграйте ситуацию. Задание понятно? У вас 5-10 минут на подготовку.
- Ситуации:
- Мама отцу: Опять ты затоптал пол. В этом доме тебе ни до чего нет дела. А я так устала.
Отец маме: Оставь меня в покое!
Дочка: С ума можно сойти в этом доме! Один ворчит, другой кричит, я этого больше не выдержу!
- Дочка делает уроки. Отец читает книгу, нужную ему для работы.
Дочь отцу: Папа, как пишется слово «огурец»?
Отец дочери: Через «о». пожалуйста, не отвлекай меня.
Дочь: «Наверно» пишется вместе? Папа, прочти, хорошо ли я написала…. Папа, проверь…
Отец: Я же просил не отвлекать меня, отстань!
Мама, входя, отцу: вечно ты читаешь, помоги ребенку, совершенно ничем не интересуешься, кроме своих книг!
- Дочка маме: Мясо жесткое, не буду его есть. Гадость!
Мама дочке: Как ты выражаешься? Что ты себе позволяешь?
Отец обеим: Прекратите, не ссорьтесь хотя бы во время обеда.
Мама отцу: Она у тебя научилась привередничать. Постоял бы ты в очередях, тогда бы понял...
Когда группы готовы, просматриваются сценки, идет обсуждение, удалось ли выполнить данное задание.
Вывод:
Ребенок может влиять на отношения в семье, способствовать как их ухудшению, так и их улучшению.
Игра «Испорченный телефон»
- Предлагаю поиграть в испорченный телефон – игра всем хорошо знакомая. Я говорю на ухо первому игроку фразу. А вы передаете ее по кругу. Игрок, сидящий последним, говорит все то, что услышал (несколько раз).
- Давайте подумаем над тем, сталкиваемся ли мы в жизни с «испорченным телефоном»? бывает ли так: нам говорят одно, а мы слышим совсем другое?
- Можно ли одними словами выразить разные вещи?
- давайте посмотрим, умеем ли мы понимать то, что нам говорят. Мне нужно 4 «мамы». Пожалуйста, кто хочет? Все мамы будут говорить одну фразу: «Иди делать уроки», но по-разному
Человек подобен произведению искусства, маленький ребенок подобен алмазу, который растет, превращается в сияющий бриллиант, «огранивается» родителями, педагогами, самой жизнью. Человек, выросший в благоприятных условиях, умеет преобразовывать сам себя, создавать свою жизнь как гармонию красоты, света, совершенствуя себя и своих близких.
Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться и сочувствовать. Будучи ее членом, ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние, вследствие этого ребенок растет либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
Детский психолог П.Ф. Каптерев писал, что «Семья – это самое главное педагогическое учреждение, воспитывающее живым делом, а не словами. Естественного воспитания нельзя заменить искусственным, школьным. Естественное семейное воспитание есть ядро, а школьное обучение только оболочка ядра в деле развития личности. Домашняя жизнь в образовании человека то же, что ствол для дерева. На нем должны быть как бы привиты все ветви человеческих знаний, научные дисциплины и жизненные цели. Но там, где самый ствол болен и слаб, привитые ростки вянут и побеги засыхают» (П.Ф. Каптерев, в кн.: Детская и педагогическая психология, 1999).
Вирджиния Сатир, известный американский психолог пишет об этом так: «Сейчас мне совершенно ясно, что семья – это микрокосмос всего мира. Чтобы понять его, достаточно познать семью. Проявление власти, интимности, независимости, доверия, навыков общения, существующих в ней, - ключ к разгадке многих явлений жизни. Если мы хотим изменить мир, нужно изменить семью. Семейная жизнь, пожалуй, самый трудный вид деятельности в мире. Семейные отношения напоминают организацию совместной деятельности двух предприятий, объединивших свои усилия для производства единого продукта. Хорошо налаженные семейные отношения – это вопрос выживания, вопрос первостепенной жизненной важности. Неблагополучные семьи порождают неблагополучных людей с низкой самооценкой, что толкает их на преступление, оборачивается душевными болезнями, алкоголизмом, наркоманией, нищетой и другими социальными проблемами. Если мы приложим все усилия, чтобы семья стала тем местом, где человек может получить настоящее гуманистическое воспитание, мы обеспечим себе более безопасный и человечный мир вокруг. Семья может стать местом формирования истинных людей» (Сатир В., 1992, с. 15).
Так, например, В. Сатир (1992) считает: «Ребенок изначально не может быть плохим. Если ребенок ведет себя плохо, это означает, что между родителями и ребенком возникло недопонимание. Каждый ребенок приходит в мир, не имея ни малейшего представления ни о себе, ни о том, как взаимодействовать с другими людьми, что представляет собой окружающий мир. Всему этому ребенок учится, общаясь с людьми, в первую очередь со своими родителями».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание"Семья - глаза в глаза"
Форма проведения дискуссия,тренинг,игра. Способствует сближению родителей и детей....
Совместное родительское собрание "Семья - глаза в глаза"
Родительское собрание "Семья - глаза в глаза" проводится в начале учебного года с целью выявления наиболее существенных проблем в семейных отношениях ваших воспитанников и их родителей, п...
Классный час «Семья глазами ребенка»
Семья - это начало всех начал для ребенка. Зачастую ему нужно помочь сформировать добрые отношения с родными, потому что от семейного климата зависит его поведение и то, каким человеком он станет в бу...
Методическая разработка классного часа в 7 классе "Семья - глаза в глаза"
Это методическая разработка классного часа в 7 классе, посвященная Дню семьи. Цель: способствовать укреплению взаимодействия семьи и школы....
Разработка родительского собрания "Семья - "Глаза в глаза"
Родительское собрание о семье...
Анкета «Взаимодействие с семьей» (диагностика микроклимата в семье глазами ребенка)
Анкета для обучающихся...
Родительское собрание, 7-ой класс. «Семья – глаза в глаза»
Родительское собрание, 7-й класс. "Семья-глаза в глаза"...