Организация коррекционной работы по преодолению индивидуальных трудностей обучающихся в области математики
статья по психологии на тему

Антонова Лидия Аркадьевна

Низкий интеллектуальный уровень учащихся-осуждённых обусловлен семейным неблагополучием, негативным жизненным опытом, влиянием окружения. Пребывание в среде со специфической субкультурой, уголовными традициями, асоциальными нормами и ценностями, оказывают отрицательное влияние на исправление личности осуждённых. Между тем, исследования свидетельствуют, что между уровнем исправления и отношением к учебной деятельности существует прямая связь. Поэтому, учитель призван формироовать у осуждённых положительную мотивацию к учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мини-исследование24.92 КБ

Предварительный просмотр:

Организация коррекционной работы по преодолению индивидуальных трудностей обучающихся в области математики.

(Сообщение подготовила учитель математики

МБОУ ВОШ №3 г. Пугачёва

Антонова Лидия Аркадьевна)

 Прежде чем говорить о коррекционной работе по преодолению индивидуальных трудностей обучающихся в области математики, необходимо дать некоторую  характеристику контингента учащихся, с которыми мне приходится работать.

Итак, я работаю учителем математики в МБОУ ВОШ №3 г. Пугачёва. Эта школа находится внутри исправительного учреждения, т. е. колонии строгого режима №4.

Контингент вечерней пенитенциарной школы составляют учащиеся  со следующими особенностями:

- негативное отношение к учёбе;

- дидактическая запущенность по всем основным предметам школьной программы;

- сниженный уровень обучаемости в результате употребления алкоголя и наркотиков;

- длительный перерыв между предыдущей и нынешней учёбой;

- стремление уклониться от посещения школы, поскольку обучение не входит в систему ценностей этой категории людей;

- возраст: от18 до 30лет (обязательно) и старше (по желанию);

- многонациональность учащихся;

- гастарбайтеры из ближнего зарубежья.

   Низкий интеллектуальный уровень  учащихся-осуждённых обусловлен семейным неблагополучием, негативным жизненным опытом, влиянием окружения. Пребывание в среде со специфической субкультурой, уголовными традициями, асоциальными нормами и ценностями оказывают отрицательное влияние на исправление личности осуждённых.  Между тем, исследования свидетельствуют, что между уровнем исправления и отношением к учебной деятельности существует прямая зависимость.

В большинстве своём учащиеся-осуждённые до совершения преступления оставили обучение в обычных общеобразовательных учреждениях по причине систематической неуспеваемости, а также за нарушение дисциплины, безнадзорность, совершение правонарушений и преступлений, необходимость поиска работы, чтобы помочь семьям выжить и т. д.

  Отсюда и особенности процесса обучения таких школьников:

- «текучесть» учащихся, обусловленная различными причинами: движение по этапам, реформой ГУФСИН, изоляцией за нарушение режима колонии от одной недели до года;

- работа на объектах колонии, которую многие не хотят терять, так как это влияет на срок отбывания наказания;

- недостаточное внимание со стороны администрации колонии к проблемам школы: организации посещаемости, формирование материальной базы ОУ.

   В большинстве своём у учащихся-осуждённых отсутствует познавательный интерес к научным знаниям, не сформированы элементарные организационные навыки, отсутствует адекватная самооценка.

  Работая двенадцатый год в вечерней школе при исправительном учреждении, я в своей педагогической работе, прежде всего во главу угла ставлю воспитательную работу, а потом уже учебную. Потому что в первую очередь надо вернуть учащегося-осуждённого в социум, поверить в него и доказать ему, что в жизни у него всё ещё наладится, провести  коррекцию его ценностей. Дать возможность исправиться, поверить в себя и поверить людям.

Учащиеся-осуждённые – это взрослые люди,совершившие преступление. Многие из них получили очень большие сроки. Оказавшись в исправительном учреждении в 20 лет, многие выйдут на свободу в 30, 40 лет. Это расплата за противоправные действия. Поэтому привлечь осуждённых в школу бывает очень проблематично. А привлечь надо и буквально с первых минут беседы. Во время беседы надо найти такие слова, затронуть такие внутренние струны души осуждённого, чтобы он захотел прийти в школу и начать жизнь с начала. В процессе преподавания своего предмета учитель призван формировать у осуждённых мотивацию к учебной деятельности; создать адаптивную образовательную среду для удовлетворения образовательных потребностей осуждённых учащихся, которая позволит им приспосабливаться к условиям изменяющейся внешней среды, приобщить себя к духовным ценностям, совершенствовать свой внутренний мир.

«Человек создан, чтобы жить в обществе: разлучите его с ним – мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу как дикий терновник среди пустыря».

Денни Дидро.

   На первом уроке я призываю учащихся учить математику, убеждаю их в её необходимости и привожу примеры каждодневного её применения. Определенные математические навыки нужны каждому человеку. Напоминаю ученикам о том, что нам приходится в жизни считать (например, деньги). Что мы постоянно используем (часто не замечая этого) знания о величинах, характеризующих протяжённости, площади, объёмы, диагонали, диаметры, промежутки времени, скорости и многое другое. Всё это пришло к нам на уроках арифметики и геометрии и сгодилось для ориентации в окружающем мире.
Математика нужна для формирования духовного облика, развития необходимых черт характера (терпения, трудолюбия). Кому-то занятие этой наукой придаёт уверенность в себе, кто-то рад, что узнаёт об интересных людях (например, об Архимеде). Некоторым математика приятна как наука, большинство же осознаёт её необходимость в будущей своей профессии. А для этого необходимы знания из алгебры, математического анализа, теории вероятностей и статистики.
У многих учащихся-осуждённых перерыв в обучении от 2 до 8 лет. Вследствие этого проводимые в начале учебного года проверочные работы по определению знаний, умений и навыков учащихся из числа вновь поступившего контингента  показывают низкий уровень знаний по всем предметам.
Одной из основных противоречий вечерних школ при исправительных учреждениях – это недостаточный уровень первичных знаний учащихся и необходимость обеспечить прочные знания с первых дней учебных занятий.

 В самом начале обучения математике я предусматриваю вводно-корректирующий курс, цель которого – подготовить учащихся-осуждённых к усвоению нового систематизированного содержания предмета. Помогаю учащимся восстановить минимум знаний, подготовить необходимую базу для дальнейшего обучения математике. И это совсем не просто!  В вечерней школе при исправительном  учреждении под словами «коррекционная работа по преодолению трудностей обучающихся в области математики», следует понимать:

• преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности;

• выбор оптимальных для учащихся коррекционных программ-методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями и условиями исправительного учреждения;

• организацию и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления трудностей обучения;

• системное воздействие на учебно-познавательную деятельность учащихся-осуждённых в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии.

   Ведь немалая часть осуждённых не знают элементарного. Например: забыли, а может и не знали вообще, таблицу умножения, не умеют вычитать, умножать, делить числа, вести записи в тетради. Ведь достаточно большое количество учащихся-осуждённых ни одного дня не были в школе. На вопрос: «А где ты был, когда был маленьким (подростком)?», можно услышать такой ответ: «Коров пас», «Милостыню просил», « Убегал из дома», «Родителям было не до меня» и т.д. Поэтому приходится работать и за учителя начальной школы. Только дифференцируемый и индивидуальный подходы в обучении учащихся-осуждённых залог более или менее успешной работы учителя-предметника. Конечно, доля таких учащихся от общего числа учеников небольшая, но она есть. И от этого никуда не денешься. К слову сказать: такие дидактически запущенные учащиеся-осуждённые (взрослые парни!) с большим уважением относятся к учителю, нежели другие.

 В связи с рядом объективных причин (угнетённое психологическое состояние учащегося, его забывчивость, порой нежелание запоминать учебный материал, отсутствие на уроке, национальная принадлежность) мне, как учителю математики, приходится в своей повседневной работе решать проблему выравнивания знаний по предмету. Поэтому материал подаётся дифференцированно, наглядно, небольшими блоками. Еженедельно проводятся консультации. Именно на консультациях в полном объёме можно дать объяснения по тем или иным вопросам, возникших у учащихся во время урока. По условиям режима учреждения не предусмотрено домашнее задание. Поэтому усвоение учебного материала происходит только в школе. Проверка усвоения учащимися-осуждёнными программного материала осуществляется на уроках  и путём проведения зачёта по каждой теме. Зачёт состоит из двух частей: обязательной и дополнительной. Формы его проведения могут быть устными, письменными и комбинированными. Учащиеся вечерней школы учатся в две смены. Поэтому учитель, проведя уроки в первой половине дня, с работы не уходит, а ждёт вторую смену и тоже учит своему предмету учащихся, пришедших после работы с производства. Между сменами у учителя есть свободное от уроков время. Именно в это время учитель может провести дополнительное занятие по предмету с теми, кто не понял материал на уроке или не был на занятиях по тем или иным причинам. Некоторые учащиеся-осуждённые по причине стеснительности, скованности или какой-нибудь другой причине, не могут во время урока обратиться ко мне с просьбой повторить тот или иной материал и предпочитают прийти в школу во время «пересменки» или с учащимися второй смены.  Таким образом, коррекционная работа по преодолению индивидуальных трудностей обучающихся проводится ежедневно. Главное, чтобы этого захотел сам обучающийся и его ещё смогли привести в школу, ведь свободное хождение по территории исправительного учреждения запрещено.

Перед объяснением новой темы я даю список заданий обязательного уровня – это существенно важный момент с точки зрения большей эффективности как самоконтроля учащихся-осуждённых, так и в смысле психологического воздействия на них. Ученики на протяжении всего учебного процесса находятся в наиболее комфортном состоянии по сравнению с работой  «втёмную», когда они, изучая материал, не знают, что с них спросят после прохождения очередной темы.

  Каждый урок я вызываю к доске учеников и даю им небольшие посильные задания. За каждым учеником, стоящим у доски, «прикрепляю» одного или двух других, чтобы следили, параллельно решали, комментировали решение опрашиваемого у доски ученика. Таким образом, я даю возможность решать, анализировать и говорить  всем учащимся. А главное - они идут к доске! Очень часто от учащихся-осуждённых можно услышать одну и ту же фразу «Я на воле никогда не выходил к доске!» Отношение с моей стороны  к учащимся-осуждённым ровное, спокойное, уважительное.

Попадая в нашу школу, вчерашние неудачники, которые отмалчивались на уроках или практически не посещали школу по социальным причинам, чувствуют себя успешными учениками.  Приходит время и учащиеся-осуждённые начинают чаще обращаться к учителю с просьбой объяснить тот или иной материал, даже просят задания посложнее, чтобы преодолеть свои комплексы и выйти за рамки предопределённые им прежними наставниками.  По прошествии некоторого времени учащиеся-осуждённые в школе и вне её начинают вести себя адекватно, постепенно возникает интерес и к участию в классных и в общешкольных мероприятиях. А это дорогого стоит!Правильно выбранные цель и задачи образовательного учреждения приносят свои плоды. Недаром наши выпускники с гордостью говорят: «Только в этой школе меня поняли и, наконец-то, я сам стал понимать себя…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация коррекционной работы на уроках математики

Учитель: Гудкова М.И.   То, что ребенок умеет делать сегодня в сотрудничестве, он сумеет завтра сделать самостоятельно. Л.С. Выготский Преподавание математики в 7 ...

Принципы организации коррекционной работы по формированию смыслового компонента читательской деятельности младших школьников с трудностями в обучении.

Если  ученик не может вникать в смысл слов, он будет отставать в изучении любого предмета. Эта мысль, которую высказал К. Д. Ушинский более 150-ти лет тому назад, сохраняет свою актуальност...

Организация коррекционной работы по математике

Материал содержит: доклад об опыте работы по коррекции знаний по математике с обучающимися, не достигшими обязательного уровня освоения предмета, презентацию к докладу, карты коррекции по отдельным те...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ / КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА. Комплекс индивидуальных психокоррекционных программ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ  ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТАОсновными линиями развития детей младшего дошкольного возраста являются:Смена ведущих мотивовРазвитие общих движенийРазвитие восприятия  как ориентир...

Особенности психических процессов и организация коррекционной работы у обучающихся с задержкой психического развития

В материале отражена специфика развития психических процессов у обучающихся с ЗПР и основные направления коррекционной работы....

Организация работы учителя по преодолению индивидуальных трудностей обучающихся на основе анализа диагностических процедур.

В 2019-2020 учебном году произошли изменения в ОГЭ для учащихся 9 классов. Эти материалы помогут учителю в их преодолении....

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО АДОП (для обучающегося с ЗПР)

Индивидуальный план коррекционной работы учителя-логопеда, для обучающегося по АДОП(адаптированная дополнительная общеобразовательная программа) с ЗПР- 1 класс....