Психологическая поддержка детей и подростков с отклонениями в поведении
материал по психологии на тему
Отклоняющееся поведение, трудный ребенок, девиация – эти слова становятся, к сожалению, все более употребительными в последнее время. Сталкиваясь с проявлениями отклоняющего поведения, мы нередко возмущаемся, осуждаем, пытаемся подавить, запретить. Однако нужно знать, что осуждения и запреты в таких ситуациях только ожесточают ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material_dlya_sayta.docx | 23.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад педагога – психолога МБОУ СОШ № 3
им. атамана М. И. Платова на педагогический совет школы
Психологическая поддержка детей и подростков
с отклонениями в поведении.
Отклоняющееся поведение, трудный ребенок, девиация – эти слова становятся, к сожалению, все более употребительными в последнее время. Сталкиваясь с проявлениями отклоняющего поведения, мы нередко возмущаемся, осуждаем, пытаемся подавить, запретить. Однако нужно знать, что осуждения и запреты в таких ситуациях только ожесточают ребенка.
Нужно помнить главное: дети нуждаются в помощи и поддержке, им остро не хватает понимания, тепла, заботы, их мучает собственная неопределенность, одиночество.
Путь, ведущий к изменениям в поведении подростка, может оказаться длительным и напряженным. В ответ на ваше предложение помощи и содействия вы можете встретить закрытость, сопротивление, отторжение, злобу. Чтобы пройти этот путь, следует запастись верой в успех.
К типичным психологическим трудностям детей и подростков с отклонениями в поведении, относятся следующие:
- проблемные взаимоотношения с родителями, педагогами, другими взрослыми;
- проблемные отношения с друзьями, одноклассниками, другними сверстниками;
- трудности самоотношения, самопонимания;
- трудности формирования жизненных ориентиров, идеалов, «кумиров», ценностей;
- психологическое одиночество, непонятость другими;
- стремление избежать давления, правил, норм, требований;
- испытание себя и других;
- поиск границ возможного;
- поиск комфортного существования;
- отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;
- обида на судьбу, конкретных людей;
- переживание собственной неудачливости, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию;
- неорганизованность;
- зависимость от других, низкая сила своего «я»;
- трудности в обучении;
- отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях;
- трудный характер: обидчивость, агрессивность, расторможенность и т.д.;
- отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или «защитника»;
- чувство вины, стыда за неблагополучных родителей и т.д.
Если взрослые, сталкиваясь с различными отклонениями в поведении детей, легко впадают в гнев, испытывают обиду, негодование, тогда можно забыть о воспитательном результате. Прямое противостояние с ребенком ведет к усилению непонимания. Нежелательное поведение при этом не исчезает. Если взрослая система ценностей отсутствует или не представлена ребенку, он создает свою систему ценностей, отличающуюся от общепринятой.
Причины отклоняющегося поведения.
Стремление привлечь к себе внимание.
Например, ребенок просто «увязает» в двойках, чтобы добиться совместного с родителями выполнения домашнего задания. А уж такие способы, как дерганье за волосы, подножки всем известны.
Стремление к самоутверждению.
Многие действия подростка, производящие неблагоприятное впечатление, продиктованы стремлением найти свои ценности, служению которым можно было бы посвятить себя.
Нравственно-духовная незрелость.
Приводит к обесцениванию человеческих ценностей, таких как любовь, добро и др.
Стремление отомстить.
Родителям, учителям, другим взрослым за пережитые обиды, боль, унижение.
Правила взаимодействия.
Позитивный настрой
Любое взаимодействие следует начинать с себя. Задайте себе вопрос «Что я чувствую?». Если вами владеют гнев, растерянность, злость или другие негативные чувства, то следует прежде всего привести себя в равновесие. Для этого нужно сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, переключить внимание, сосредоточиться на образах покоя и равновесия или сделать что-то еще, чтобы растопить негативные чувства.
Если все-таки в отношениях к ребенку превалирует негатив, то вряд ли удастся достичь взаимопонимания. Необходимо оценить отношение к ребенку, а не к совершенному им поступку. Переключите внимание на позитивные стороны ребенка, когда он вас чем-либо радовал, это проверка гуманистической направленности вашей позиции.
Доверительные отношения
Активно пытаясь взаимодействовать с ребенком, вы натыкаетесь на колючки до тех пор, пока ребенок не почувствует тепло, покой, безопасность и не развернется сам. Уровень открытости ребенка прямо связан с ощущением собственной безопасности. Ребенок будет молчать, огрызаться, лгать или демонстрировать другие формы защитного поведения, пока не почувствует, что вы именно тот взрослый, который не нарушит его безопасности.
Доверие к миру, ситуации, другому человеку – это базовая потребность ребенка. Поэтому достижения доверия – первоочередная задача.
Поощрение положительных изменений
Поощрение минимальных положительных изменений, например, получение тройки после череды двоек. Вряд ли ребенок может быстро стать другим, поэтому вам предстоит долгий путь, складывающийся из малых шагов. И чтобы не сбиться с этого пути, важно помнить о правиле позитивности.
Привлекательная альтернативность
Важно, чтобы ребенок не просто осознал негативность девиантных поступков, но и выработал формы альтернативного поведения. Например, отказ от общения со сверстниками, которые курят, бранятся и т.д. не покажется подростку привлекательным, так как он чувствует себя в данной компании признанным. Однако, может оказаться более привлекательным для него включение в круг сверстников, имеющих другие ценности (спортивные кружки, секции и т.д.), где он сможет показать себя и быть не менее признанным. И не надо будет самоутверждаться путем «девиантных ритуалов».
Разумный компромисс
Добиваясь положительных изменений в поведении, стремитесь к разумному компромиссу, не загоняйте подростка из лучших побуждений в угол, оставляйте ему лазейку для сохранения самого себя. Любые изменения должны создавать, а не разрушать ребенка. Вовлеките его в деятельность, которая была бы ему интересной.
Гибкость
Каждый случай работы с трудным ребенком требует разных способов и стратегий. Так в работе с тревожными детьми есть необходимость проявлять интерес к их чувствам, а в работе с несговорчивыми, склонными к правонарушениям более эффективными являются формальные, директивные, прямолинейные стратегии работы. Правило гибкости предполагает, что если один из способов работы неэффективный, то можно попробовать применить другой способ.
Методы работы с детьми и подростками.
Можно использовать различные способы оказания психологической помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением.
Информирование
Повышение психологической грамотности ребенка в области обсуждаемых вопросов за счет примеров обыденной жизни, литературных и научных данных.
Метод аналогий (метафора)
Использование образов, сказок, притч, пословиц, поговорок для освещения существующей ситуации (вопроса обсуждения). Метафора позволяет взглянуть на ситуацию как бы со стороны, вследствие чего снижается субъективная значимость проблемы.
Установление логических взаимосвязей
Установление вместе с ребенком последовательности событий, выявление факторов и их взаимосвязи. Таким образом, расширяется и уточняется понимание проблемы.
Логическое обоснование
Проведение логического анализа, показывающего эффективность разных путей решения проблемы.
Самораскрытие
Косвенное побуждение ребенка стать «самим собой» путем выражения терпимого отношения к чувствам ребенка и его мнению.
Конкретное пожелание (рекомендация)
Рекомендация конкретного способа решения проблемы, не снижающего ответственности ребенка. Планирование самим ребенком дальнейших шагов для реализации рекомендованного способа решения проблемы.
Парадоксальная инструкция
Вызвать чувство протеста и активизировать ребенка, предлагая продолжить делать то, что он делает. Пусть повторит свои действия (мысли, поступки) как минимум три раза.
Убеждение
Данный способ целесообразно использовать при уравновешенном эмоциональном состоянии ребенка, когда ребенок способен мыслить и понимать.
Эмоциональное заражение
При возникновении доверительных отношений, заражение ребенка своим эмоциональным настроем, то есть коррекция эмоционального состояния ребенка.
Отреагирование отрицательных эмоций
Возможность снятия напряжения за счет активных действий: крика, слез, смеха, выговаривания, рисования, ходьбы и т.д.)
Релаксация
Обучение ребенка методам расслабления с помощью аутотренинговых и релаксационных упражнений.
Активизация энергии и силы
Повышение активности и работоспособности при отсутствии сил (энергии) за счет двигательных упражнений, перевоплощения.
Переоценка
Выявление негативных мыслей, переживаний, концентрация на положительных факторах.
Домашнее задание
Опробование новых способов поведения, отслеживание результатов.
Позитивный настрой
Укрепление веры ребенка в свои возможности по разрешению трудной ситуации.
Ролевое проигрывание
Тренировка новых способов поведения за счет проигрывания реальных и идеальных ситуаций.
Внутренние переговоры
Помощь ребенку в осознании внутренних конфликтов, выявление конфликтующих сторон личности, обучение вести внутренние переговоры с целью выявления оригинальных решений.
Трансформация
Мысленное погружение в собственную историю с целью ее завершения и снятия напряжения, создаваемого эффектом незаконченного действия.
Целенаправленность, выявление смысла событий
При возникновении внутренней опустошенности ребенка, поиск новых жизненных целей, повышение значимости выполняемых действий.
Социализация, поиск идентичности
Освоение ребенком различных действий как в игровых так и в специально запланированных жизненных ситуациях, самопознание , осмысление собственных поступков.
Факторы положительных изменений поведения ребенка.
1.Формирование у ребенка позитивного самовосприятия, доверие к себе и к окружению.
2.Анализ проблемы, выявление провоцирующих источников и причин.
3.Постановка позитивных целей, развитие желаемого поведения.
4.Определение целей для самосовершенствования на ближайшее и дальнейшее будущее.
5.Определение параметров желаемого результата через поставленные перед собой вопросы: «Как я пойму, что результат достигнут?» «Как о моем результате узнают другие?»
6. Определение союзников и помощников в достижении поставленных целей.
7. Осознание возможности рецидивов старого поведения и стратегии их устранения.
Литература
1.Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб.: «Изд-во Союз», «Лениздат». – 2000
2. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков: Социал.-психол. и психиатр. аспекты. – Мн.: Беларусь, 1988.
3. Кривцова С.В. и др. Подросток на прекрестке эпох. – М., Генезис,1997
4. Кузнецова И. Психологическая поддержка // Школьный психолог, 2000, №№ 29, 30, 31.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
реферат-исследование по проблеме поддержки тубинфицированных детей и подростков в условиях санаторной школы-интерната...
Психологическая поддержка детей при подготовке к ГИА
Рекомендации по работе с детьми для стрессовоустойчивости во время подготовки к ГИА и прохождением экзаменов...
Система социально-психологической поддержки детей-мигрантов.
В настоящее время, в связи с увеличением процесса миграции проблема обучения и воспитания детей мигрантов становится все более важной и значимой. Адаптация и интеграция детей мигрантов диктует необход...
Психологическая поддержка детей с различными нарушениями психологического здоровья
Материалы для педагогов-психологов...
Выступление на общешкольном родительском собрании «Роль родителей в психологической поддержке детей во время экзаменов»
(1 слайд) Уважаемые родители, сегодня я бы хотела поговорить с вами о роли родителей и их практической помощи во время подготовки и сдачи экзаменов детьми.(2 слайд) Психологически период завершения об...
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЯ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА
В данной статье рассматриваются результаты исследования, посвященного изучению социально-психологических особенностей детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в условия...
Родительское собрание "Роль родителей в психологической поддержке детей при подготовке к ОГЭ"
Цель: интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной сдачи ОГЭ в выпускных классах гимназии.Задачи: оценка значимости и действенности поддержки ребенка при подготовке к ОГЭ со с...