Система социально-психологической поддержки детей-мигрантов.
статья на тему
В настоящее время, в связи с увеличением процесса миграции проблема обучения и воспитания детей мигрантов становится все более важной и значимой. Адаптация и интеграция детей мигрантов диктует необходимость учета в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся, связанных с их культурной, социальной, этнической принадлежностью, формирование толерантного сознания, организации специализированного сопровождения.
В нашей школе обучаются дети из Киргизии, Азербайджана, Узбекистана и других стран, и эта цифра каждый год увеличивается. Учителя нашей школы сталкиваются со многими проблемами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shk3.docx | 24.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Сопровождение детей – мигрантов.
Система социально-психологической поддержки детей-мигрантов.
В настоящее время, в связи с увеличением процесса миграции проблема обучения и воспитания детей мигрантов становится все более важной и значимой. Адаптация и интеграция детей мигрантов диктует необходимость учета в образовательном процессе индивидуальных особенностей учащихся, связанных с их культурной, социальной, этнической принадлежностью, формирование толерантного сознания, организации специализированного сопровождения.
В нашей школе обучаются дети из Киргизии, Азербайджана, Узбекистана и других стран, и эта цифра каждый год увеличивается. Учителя нашей школы сталкиваются со следующими проблемами:
1. Преодолением языкового барьера. Некоторые учили русский язык как иностранный, а теперь он становится для них основным языком общения, одним из главных способов адаптации к новым жизненным условиям.
2. Психологический стресс. Попадая в новую языковую среду, ребенок получает стресс, в результате которого резко снижается его эмоциональный фон, что создает дополнительные препятствия на пути установления контактов со сверстниками.
3. Трудности в подготовке домашнего задания. Так как трудности возникают и при усвоении учебного материала, для успешной подготовки домашнего задания приходится тратить значительное количество времени, особенно в младших классах.
4. Отсутствие помощи родителей. Родители многих учеников с трудом разговаривают по-русски и, следовательно, не могут помочь ребенку в выполнении домашнего задания. В условиях дома родители общаются с детьми на родном языке, а в школе ребенок сталкивается с русским языком (как иностранным) и в результате, у ребенка происходит пролонгированный стресс, что тормозит адаптацию к новым условиям проживания.
5. Наличие национального акцента. Отсюда типичные ошибки: неправильное ударение, низкая грамотность, глотание окончаний и так далее.
На базе нашей школы в 2012 году организована инновационная площадка «Обучение русскому языку детей-мигрантов в контексте современных педагогических технологий». За этот период времени мы достигли хороших результатов, есть много наработок, проведена колоссальная работа:
- Вебинары на уровне РФ, РХ
- Городские семинары
- Открытые уроки
- Республиканские практикумы
- 4 печатных сборника со статьями наших педагогов
- Участие в межрегиональных научно-практических конференциях и т.д.
В рамках форума я представляю опыт инновационной деятельности школы в воспитательной работе МБОУ «СОШ №3» города Абакана. Проблема, о которой пойдёт речь - сопровождение детей-мигантов с особыми образовательными потребностями.
Итак, попадая в новую школу и в новый класс, происходит интегрирование ребёнка в новую среду. Проживание стрессовой ситуации, связанной с вынужденным переселением, а, следовательно, разрушением нормального образа жизни, а также проблемы с русским языком для общения со сверстниками вызывает у них чувство беспомощности, которое устойчиво подпитывается отсутствием социального опыта поведения в новых условиях. И тут возникает ещё проблема: ребёнок находится не только в школе, но и в семье, где зачастую родители говорят на родном языке, что далеко не способствует закреплению приобретённых ребёнком навыков в школе.
В результате для большинства наших учащихся сначала характерно поведение - стремление обособиться и замкнуться в себе, ограничив круг общения исключительно по национальному признаку, опираясь на обычаи, традиции и нравственно-этические нормы своего народа.
Весь наш педагогический коллектив работает над этой проблемой, на самом деле это очень тонкий и важный аспект воспитательной работы.
Наша школа многонациональна, но межнациональных конфликтов у нас нет.
Во-первых, мы, учителя, не акцентируем внимание на детях, прибывших из стран СНГ, никаким образом, никаких даже пространных намёков на принадлежность к какой-либо национальности, говорим и подчёркиваем только личностные качества.
Во-вторых, вовлекаем детей в различные мероприятия на всех уровнях: классные, школьные, городские, республиканские… Например, в 6-х классах проведён интересный урок-инсценировка «Обычаи и традиции церемонии чаепития разных народов». Ребята выступали с большим желанием, рассказывая о традициях своего народа, приготовили вместе с родителями и принесли много вкусных блюд к чаю. Они рассказывали об обычаях и традициях приготовления чая, блюд к чаю, о гостеприимстве. Дети представляли киргизов, узбеков, русских, хакасов, англичан, тувинцев, азербайджан. Родители потом нас благодарили за такое мероприятие.
В городском празднике «Возьмёмся за руки, друзья!», посвящённому Дню толерантности мы представляли Азербайджан.
В рамках Республиканской декады гуманитарных наук в МБОУ «СОШ №3» был проведён конкурс стихотворений «Пою тебя, моё Отечество!». Дети читали наизусть стихотворения на 13 языках мира: русский, хакасский, киргизский, тувинский, немецкий, английский, французский, испанский, азербайджанский, узбекский, украинский, арабский, цыганский.
В школьном конкурсе «Мисс Весна» участвовали девушки разных национальностей.
Для того чтобы помочь ребенку лучше адаптироваться и социализироваться в новых условиях, усвоить учебную программу школьный психолог проводит небольшие тренинги с учителями, классными руководителями. Мы говорим об особенностях психического склада личности детей, характера, темперамента. Принимая во внимание эти показатели, учителя разрабатывают воспитательные программы и программы обучения.
Работа с семьями мигрантов имеет свои особенности и сложности. Анализируя свою работу мы пришли к выводу, что социализация и академическая успеваемость школьников, прибывших из других стран, становится выше, если в обсуждении проблем принимают участие их родители. Так как часто родители плохо владеют русским языком и им трудно понять некоторые слова (или выражения), в этом году мы провели небольшой эксперимент: родительское собрание по видеосвязи. Программа DROTR позволяет автоматически переводить в реальном времени. Когда родители понимают, что от них требуется, семья становится опорой, влияющей на педагогическую поддержку детей-мигрантов.
Воспитание толерантности не на словах, а на деле, принятие многообразия культурных традиций, эти факторы играют решающую роль в воспитательном процессе наших детей.
Несмотря на достаточно комфортные условия обучения детей мигрантов в нашей школе (по результатам анкетирования среди родителей на вопрос: чем обусловлен выбор школы - 90% опрошенных назвали комфортную обстановку в школе), остаётся ряд вопросов, над которыми мы планируем дальше работать.
Воспитание должно учитывать национальные (этнические) различия, а также включать множество типов, моделей и ценностных педагогических ориентаций, адекватных мировоззрению и запросам разных этнокультурных групп населения. Это мощный инструмент создания гуманного социального климата в классе, в школе. Дети понимают, что мы (местные, и взрослые, и дети) принимаем их такими, какие они есть, но и они в свою очередь обязаны знать язык и культуру России, нормы поведения в нашей стране.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация психолого-педагогической поддержки детей-мигрантов и их семей»
В связи с увеличением процесса миграции в России и в мире проблема обучения и воспитания детей мигрантов не теряет своей актуальности. К ее решению активно подключаются не только педагоги, но и ...
Социально-психологическая поддержка школьников, попавших в сложную жизненную ситуацию
В данной статье рассматривается одна из важнейших психологических проблем школьников..Дети, ещё не сформировались как личность, и поэтому учителя и социальные работники должны выявлять таких подростко...
Информационно-методическая поддержка для родителей детей мигрантов по адаптации и интеграции детей
Информационно-методическая поддержка для родителей детей мигрантов по адаптации и интеграции детей...
Программа психолого-педагогического сопровождения процесса социально- психологической адаптации детей-мигрантов
Прграмма сопровождения детей-мигрантов...
СИСТЕМА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ В РАМКАХ КОРРЕКЦИОННОГО ЦЕНТРА
СИСТЕМА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЬИ В РАМКАХ КОРРЕКЦИОННОГО ЦЕНТРА...
Теоретические аспекты социально-психологической интеграции детей мигрантов в школе.
В презентации отражены базовые теоретические понятия для практической работы психологов и педагогов по проблемам интеграции детей мигрантов в условиях образовательного процесса....
ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМ УРОВНЕМ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ
Кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в психологии человека, его ценностных ориентаций, поступках людей. Особую зн...