Проект "Учись общению"
проект по психологии (9 класс) на тему
родителей на долгое время, обусловлены условиями их воспитания и социализации. Очень важно, чтобы воспитанники интернатского учреждения в школьном возрасте получили опыт коммуникативной культуры общения, межличностного взаимодействия.
Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
В проекте Государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, подготовленном Российской академией образования, отмечается, что организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Для успеха в организации внеучебной деятельности принципиальное значение имеет воспитательный процесс и результат этой деятельности. Существуют такие модели воспитательного процесса, построенные через реализацию проектов, клубов, творческих объединений.
Наш исследовательский проект реализован в «Белоярская школа-интернат среднего (полного) общего образования» с воспитанниками посещающими «Клуб общения».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektkluba_obshcheniya.docx | 92.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Учись общению»
Паспорт проекта
Наименование соискателя | Муниципальная общеобразовательная школа-интернат «Белоярская школа-интернат среднего (полного) общего образования» | |
Организационно-правовой статус соискателя | бюджетное учреждение | |
Полное наименование проекта | «Учись общению» | |
Форма проекта | исследовательский | |
Период реализации проекта (дата начала – дата окончания) | 01.09.2017 – 30.05.2018 | |
Фамилия, имя, отчество ответственного за предоставление творческого (интеллектуального) отчета по реализации проекта | Неркаги Александра Прокопьевна |
Пояснительная записка к проекту
Никакое дело нельзя хорошо сделать,
если неизвестно, чего хотят
А.С. Макаренко
Особенности воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без родителей на долгое время, обусловлены условиями их воспитания и социализации. Очень важно, чтобы воспитанники интернатского учреждения в школьном возрасте получили опыт коммуникативной культуры общения, межличностного взаимодействия.
Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
В проекте Государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, подготовленном Российской академией образования, отмечается, что организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
Для успеха в организации внеучебной деятельности принципиальное значение имеет воспитательный процесс и результат этой деятельности. Существуют такие модели воспитательного процесса, построенные через реализацию проектов, клубов, творческих объединений.
Наш исследовательский проект реализован в «Белоярская школа-интернат среднего (полного) общего образования» с воспитанниками посещающими «Клуб общения».
Общение – суть жизни людей. Главный метод воспитательной работы –доставить ребенку радость общения с нами: радость совместного познания, совместного труда, игры, отдыха. Основная задача воспитателя: заметить в каждом воспитаннике все наилучшее, развивать его, поощряя самостоятельную работу и творчество. Правильный путь воспитания не в том, чтобы исправлять ошибки ребенка, а в том, чтобы не допускать их, предупреждая необходимость перевоспитания.
В рамках проекта была реализована программа «Учись общению» рассчитана на возрастную группу детей 8-15 лет и предусматривает развитие познавательных, творческих и коммуникативных способностей. Каждое занятие содержит теоретическую и практическую часть, в доступной форме дети знакомятся с теорией межличностного общения, особенностями коммуникативной культуры, закрепляют полученные знания на практических занятиях общения.
Программа предполагает изучение опыта коммуникативного общения на уровне разновозрастной группы в условиях интерната семейного типа, помогает детям усвоить уроки, которые необходимы для будущей адаптации жизни в обществе.
Данная программа составлена в форме блоков (модули) и содержит основные направления:
- блок: Общение
- блок: Процессы саморазвития
- блок: Я и мои сверстники
- блок: Я в обществе
В каждом блоке затронута одна из ведущих проблем и включает темы, поднимающие такие понятия как добро, зло, жестокость, сострадание, великодушие и т. д)
Программа рассчитана на 2 года (18 часов), занятия проводятся 2 раза в четверть в классе самоподготовки, где имеется необходимые условия для проведения мероприятий. После проведения практических занятий оформляется портфолио творческих работ.
В ходе реализации используются:
Форма работы: коллективная, групповая, индивидуальная
Методы работы: стимулирование и мотивация обучения
Формирование ответственности и чувства долга
Организация и осуществление учебных действий и операций
Словесные методы (рассказ, беседа, обсуждение)
Наглядные методы (презентация, иллюстрации)
Практические методы (упражнения, тренинги, выступления)
Цель «Клуба общения»:
- Создание условий для досуговой занятости воспитанников, организация активного общения, основанного на принципах добровольности и педагогической целесообразности
- Формирование активной жизненной позиции, творческого восприятия действительности через взаимное общение
Задачи «Клуба общения»:
- Построение модели клуба общения как игрового пространства интернатского учреждения.
- Организация системы работы в группах, формирование заинтересованного интереса к общему результату коммуникативной деятельности
- Организация общения, коммуникации в разновозрастной группе ИСТ
- Способствовать приобретению у тундровых детей практических навыков, необходимых для активного общения со сверстниками
Предполагаемые результаты:
- Создаст условия для развития коммуникативных и творческих способностей воспитанников, вовлечет в активный здоровый досуг.
- Разовьет индивидуальные задатки и способности воспитанников, адаптирует к социальной среде.
Обучающийся должен:
Знать:
- Понятия как «общение», «культура речи», «нормы языка».
- Виды общения, правила общения.
- Пословицы, посвященные речи
Уметь:
- Следовать языковой литературной норме
- Владеть нормами ударения, словоупотребления
- Выражать с помощью голоса различные чувства
- Составлять рассказ на свободную тему
- Участвовать в диалоге
Методическое обеспечение
Одним из главных залогов успеха является атмосфера, царящая на занятиях: доброжелательные, доверительные отношения, удовлетворение потребностей детей в сотрудничестве с педагогом-воспитателем, обогащение мышления эмоциями, пробуждение любознательности, воспитание ответственности по отношению к происходящему.
При организации занятий Клуба воспитатель может опираться на привычные методы работы (беседы, игра и т. д.), также нетрадиционные, все зависит от творческого подхода к теме занятия. Например, при проведении темы «Наши имена» можно предложить работу с ИКТ и создать презентации с рисунками или рассказами.
Для обучения взаимодействию, для раскрытия коммуникативных способностей воспитанников следует проводить игровые ситуации, неформальное общение в форме «круглого стола», например на занятии по теме «Добру откроются сердца», а также сюжетно-ролевые игры, тренинги и т.д.
Особый интерес вызывает у детей коренных народов такие виды работы как коллективное творчество, оформление альбомов, журналов, газет с тематическими рисунками, фотографиями.
При правильном подходе к развитию поставленной проблемы в форме Клуба общения, педагог может добиться значительных результатов для приобщения детей к правильной культуре речи и культуре общения.
1.Исследовательская часть проекта
Цель исследования: изучение коммуникативных способностей подростков для выявления причин, вызывающих затруднения в общении.
Объект исследования: проблемы общения подростков.
Предмет исследования: уровень коммуникативных способностей подростков.
Задачи исследования:
I. Изучение уровня коммуникационных способностей с помощью методики КОС-1 до и после проведения коррекционной работы.
II. Изучение личностных способностей испытуемых с помощью теста Кеттелла.
III. Сравнение выявленных показателей и установление зависимости коммуникативных способностей от личных особенностей испытуемых с целью выявления основных причин, вызывающих затруднения в общении.
IV. Реализация программы «Учись общению» по профилактике и преодолению трудностей общения в подростковом возрасте.
Исследования проводились с 01.09.2011 – 30.05.2013г.
В исследовании принимали участие воспитанники муниципальной общеобразовательной школа-интернат «Белоярская школа-интернат среднего (полного) общего образования». Количество испытуемых – 14 человек.
В соответствии с целями и задачами проводимого исследования запланированы и осуществлены 3 этапа эксперимента:
I ЭТАП – констатирующий.
Диагностика коммуникативных способностей по методике КОС-1 и личностных особенностей испытуемых по методике Кеттела.
II ЭТАП – формирующий.
Реализация программы «Учись общению» по профилактике и преодолению трудностей общения в подростковом возрасте.
III ЭТАП – контрольный.
Повторная диагностика коммуникативных способностей по методике КОС-1 в экспериментальной группе. В соответствии с поставленными задачами I этап эксперимента разбит на 2 серии:
1 серия – направлена на изучение коммуникативных особенностей испытуемых.
2 серия – направлена на изучение личностных особенностей испытуемых.
II.2. Методики исследований.
1. Методика «Тест Кеттелла» (сокращенный вариант) (приложение 1)
Тестирование особенностей характера. Испытуемому предлагается в каждом вопросе выбрать один из трех вариантов ответа и указать буквы (a,b,c) выбранного ответа около номера вопроса. Располагать ответы на вопросы по указанному образцу, строго придерживаться предложенного расположения номеров вопросов.
Методика исследования коммуникативных и организаторских способностей (КОС-1) (приложение 2).
Цель исследования: выявить уровень коммуникативных и организаторских способностей и их соответствие требованиям избранной школьниками будущей профессии.
Обработка результатов.
С помощью дешифратора подсчитать количество совпадающий с дешифратором ответов по каждому разделу методики.
Дешифратор
Коммуникативные способности | Организаторские способности |
1+ 3- 5+ 7- 9+ 11- 13+ 15- 17+ 19- 21+ 23- 25+ 27- 29+ 31- 33+ 35- 37+ 39- | 2+ 4- 6+ 8- 10+ 12- 14+ 16- 18+ 20- 22+ 24- 26+ 28- 30+ 32- 34+ 36- 38+ 40- |
После этого следует определить оценочный коэффициент (К) по формуле К=м/20, где м – количество совпадающих с дешифратором ответов, 20 – максимально возможное число совпадений.
Интерпретация результатов.
Пользуясь оценочной шкалой, профориентатор, школьный психолог определяет у школьников уровень коммуникативных и организаторских способностей.
Способности | Уровень | ||||
Низкий | Ниже среднего | Средний | Выше среднего | Высокий | |
Коммуникативные | 0,1-0,45 | 0,46-0,55 | 0,56-0,65 | 0,66-0,75 | 0,78-1,0 |
Организаторские | 0,2-0,55 | 0,56-0,65 | 0,66-0,7 | 0,71-0,8 | 0,81-1,0 |
Испытуемый, получивший оценки 1, имеет крайне низкий уровень проявления организаторских или коммуникативных способностей.
Испытуемый, получивший оценки 2, не стремится к общению, чувствует себя скованно в новой компании, предпочитает проводить время наедине с собой, ограничивает свои знакомства, испытывает трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируется в незнакомой ситуации, не отстаивает свое мнение, тяжело переживает обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах он предпочитает избегать принятия самостоятельных решений.
Испытуемый, получивший оценки 3, стремится к контактам с людьми, не ограничивает круг своих знакомств, отстаивает свое мнение, планирует свою работу. Однако потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью.
Испытуемый, получивший оценки 4, не теряется в новой обстановке, быстро находит друзей, постоянно стремится расширить круг своих знакомств, занимается общественной деятельностью, помогает близким, друзьям, проявляет инициативу в общении, с удовольствием принимает участие в организации общественных мероприятий, способен принять самостоятельное решение в трудной ситуации.
Испытуемый, получивший оценки 5, активно стремится к организаторской и коммуникативной деятельности, испытывает в ней потребность. Быстро ориентируется в трудных ситуациях, непринужденно ведет себя в новом коллективе. В важном деле или создавшейся сложной ситуации предпочитает принимать самостоятельное решение, отстаивает свое мнение и добивается, чтобы оно было принято товарищами. Может внести оживление в незнакомую компанию, любит организовывать различные игры, мероприятия, настойчив в деятельности, которая его привлекает. Сам ищет такие дела, которые удовлетворяли бы его потребности в коммуникативной и организаторской деятельности.
2.Анализ и интерпретация результатов исследования
Данные, полученные в первой серии эксперимента с воспитанниками школы-интернат – исследование уровне коммуникативных способностей, отражены на рис.1. (приложение 3, таблица 1).
Рис. 1. Соотношение уровня коммуникативных способностей
Из рис. 1 видно, что в группе выделяются следующие уровни коммуникативных способностей:
- низкий: 1 учений (7%);
- ниже среднего: 2 ученика (14,3%);
- средний: 6 учеников (43%);
- высокий: 3 ученика (21,4%);
- очень высокий: 2 ученика (14,3%).
Доминирующим уровнем в группе является средний (43%). Испытуемые, имеющие данный уровень, не отличаются высоким устойчивым потенциалом коммуникационных способностей.
Вторая серия эксперимента направлена на изучение личностных особенностей испытуемых с помощью методики Кеттела.
Данные, полученные при изучении личностных особенностей с воспитанниками школы-интернат, представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Соотношение личностных особенностей
Ф.И. | B | C | E | G | H | J | K | L | O | Q1 | Q2 | Q3 | Q4 | |
Инна К. | 4 | 8 | 5 | 10 | 7 | 3 | 6 | 7 | 8 | 7 | 4 | 4 | 4 | |
Лида М. | 1 | 9 | 9 | 8 | 11 | 5 | 5 | 4 | 5 | 5 | 1 | 3 | 5 | |
Сергей С. | 3 | 10 | 11 | 3 | 10 | 1 | 5 | 7 | 3 | 5 | 4 | 2 | 4 | |
Олег С. | 4 | 6 | 5 | 3 | 4 | 3 | 6 | 7 | 3 | 4 | 2 | 2 | 1 | |
Саша Х. | 1 | 7 | 9 | 9 | 10 | 5 | 6 | 8 | 9 | 7 | 6 | 7 | 7 | |
Саша Ю. | 3 | 9 | 9 | 9 | 8 | 2 | 7 | 4 | 8 | 7 | 4 | 7 | 5 | |
Лена В. | 3 | 6 | 7 | 8 | 7 | 6 | 7 | 8 | 5 | 5 | 4 | 2 | 1 | |
Саша Ц. | 1 | 8 | 10 | 7 | 9 | 2 | 7 | 8 | 8 | 7 | 2 | 6 | 2 | |
Надя Г. | 4 | 6 | 9 | 8 | 7 | 5 | 6 | 6 | 9 | 6 | 5 | 6 | 6 | |
Аня Г. | 3 | 8 | 8 | 8 | 6 | 6 | 5 | 8 | 4 | 7 | 1 | 6 | 6 | |
Лада К. | 4 | 4 | 8 | 8 | 10 | 4 | 8 | 8 | 8 | 4 | 6 | 4 | 7 | |
Маша Л. | 4 | 9 | 5 | 7 | 7 | 8 | 5 | 8 | 10 | 8 | 3 | 2 | 7 | |
Света Р. | 5 | 4 | 8 | 6 | 4 | 6 | 6 | 8 | 9 | 6 | 7 | 5 | 7 | |
Таня С. | 3 | 4 | 7 | 8 | 6 | 3 | 3 | 3 | 4 | 6 | 4 | 3 | 4 |
Из таблицы 2 видно, диагностика личностных выявила в экспериментальной группе следующие особенности: конкретный интеллект (12 чел.), эмоциональная неустойчивость (7 чел.), доминантность, самоуверенность (11 чел.), осторожность, сдержанность (8 чел.), жесткость (13 чел.), хитрость, расчетливость (11 чел.), тревожность, депрессивность (7 чел.), не считаются с общественным мнение (11 чел.).
Таким образом, анализируя результаты 2 серий эксперимента, полученных на констатирующем этапе исследования, основываясь на анализе изученной литературы, можно предположить, что на уровень коммуникативных особенностей влияют личностные особенности испытуемых, в результате чего могут возникать затруднения в общении.
Формирующий этап эксперимента (занятия программы «Учись общению») был осуществлен с воспитанниками школы-интернат. По окончании формирующего этапа с воспитанниками проведен контрольный этап эксперимента.
Задача контрольного эксперимента – выявить влияние используемой коррекционной программы на эффективность коммуникативных способностей, которые могут повышаться в ходе проведения программы.
Центральный этап состоял из 1-ой серии, направленной на изучение коммуникативных способностей после проведения коррекционной программы. Изучение личностных особенностей после проведения коррекционной работы не проводились, так как коррекционная работа в таком объеме на личностный фактор не влияет.
Данные, полученные в первой серии эксперимента с воспитанниками школы-интернат, отражены на рис.2. (приложение 4, таблица 3).
Рис. 2. Соотношение уровня коммуникативных способностей
Из рис.2 видно, что при изучении коммуникативных способностей в экспериментальной группе после проведения коррекционной программы, выделяются следующие уровни коммуникативных способностей:
- низкий: отсутствует;
- ниже среднего: отсутствует;
- средний: 6 чел. (43%);
- высокий: 4 чел. (28,5%);
- очень высокий: 4 чел. (28,5%).
Доминирующим уровнем коммуникационных способностей на контрольном этапе эксперимента является средний уровень (43%).
Сравнивая полученные показатели, которые были получены при изучении коммуникативных способностей на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (см. табл. 4), можно сделать вывод, что в экспериментальной группе на контрольном этапе произошло увеличение количества учащихся, имеющих высокий и очень высокий уровни коммуникативных способностей, за счет снижения количества учащихся с низким и ниже среднего уровнями коммуникативных способностей.
Таблица 4.
Сводная таблица уровней коммуникативных способностей
в экспериментальной группе, полученных на констатирующем и
контрольном этапах эксперимента
Уровни коммуникативных способностей | Констатирующий этап | Контрольный этап | ||
Кол-во учащихся | % | Кол-во учащихся | % | |
Очень высокий | 2 | 14,3 | 4 | 28,5 |
Высокий | 3 | 21,4 | 4 | 28,5 |
Средний | 6 | 43 | 6 | 43 |
Ниже среднего | 2 | 14,3 | - | 0 |
Низкий | 1 | 7 | - | 0 |
Из данной таблицы видно, что доминирующим уровнем коммуникативных способностей на констатирующем и контрольном этапах эксперимента является средний уровень. Следует отметить, что показатель уровня коммуникативных способностей остался прежним на контрольном этапе эксперимента за счет того, что на данном этапе полностью отсутствует низкий и ниже среднего уровни коммуникативных способностей, испытуемые, имеющие данные уровни, перешли на контрольном этапе на средний уровень (3 чел.) Испытуемые (3 чел.) перешли со среднего уровня на высокий уровень. Два учащихся перешли с высокого уровня на очень высокий уровень коммуникативных способностей.
Таким образом, исследование коммуникативных способностей на контрольном этапе выявило следующее:
- количество учащихся, имеющих низкий и ниже среднего уровни коммуникативных способностей полностью сократилось после проведения психокоррекционной программы;
- количество учащихся, имеющих средний уровень, осталось прежним, но такой показатель получен за счет того, что трое учеников перешли на высокий уровень, а трое учеников перешли со среднего и низкого на средний уровень;
- количество учащихся, имеющих высокий уровень, увеличилось на 1,3 раза за счет того, что трое учеников перешли со среднего уровня на высокий.
- количество учащихся, имеющих очень высокий уровень, увеличилось в 2 раза за перехода 2 учеников с высокого уровня на более высокий.
Представленная диаграмма наглядно демонстрирует соотношение показателей уровней коммуникативных способностей в экспериментальной группе на разных этапах исследования (контрольном и констатирующем).
Наилучшие показатели развития коммуникативных способностей у учащихся в экспериментальной группе объясняются участием подростков в психокоррекционной программе «Учись общению» по профилактике и преодолению трудностей в общении.
На основе полученных результатов мы разработали психолого-педагогические рекомендации по коррекции общения у подростков.
3.Психолого-педагогические рекомендации
Исходя, из данного обследования подростков мы выработали ряд рекомендаций «Как вести себя, общаясь с людьми».
- Уважайте людей
Относитесь к людям так, как Вам хотелось бы, чтобы обращались с Вами. В разговоре неплохо дать почувствовать собеседнику, что он в чем-то превосходит Вас. Умейте говорить не только о том, что волнует вас, но и приятном, интересном для собеседника. Нельзя говорить с нарушителем дисциплины только о поведении, с отсутствующим только об успеваемости.
Не говорите только сами, в любом случае дайте высказаться и собеседнику. Проявляйте к людям искренний интерес. Помните, что одобрение, похвала, ласковое слово – эффективные средства мобилизации усилий человека.
Старайтесь чаще хвалить людей за трудолюбие, работоспособность, прилежание, ответственное отношение к порученному делу.
- Будьте смелыми и решительными
Ничто так не подрывает авторитет учителя, как боязнь самостоятельных действий, постоянное указание ожиданий свыше. Входящее в компетенцию педагога вопросы должны решаться им самостоятельно. Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня. Нерешенные проблемы угнетают психику.
- Не бойтесь рисковать
Поддерживайте оригинальные, самостоятельные высказывания школьников, даже если они расходятся с официальной точкой зрения. Учите ребят, не боятся, признавать свои ошибки. Добивайтесь, чтобы ученик стремился совершить нравственный поступок согласно своим убеждениям, привычкам, но не из-за боязни наказания.
- Сотрудничайте с людьми
Развивайте у детей желание охотно выполнять Ваши указания. Доброжелательно подводите итог каждому выполненному поручению. Загружайте школьников работой так, чтобы они научились ценить время.
Вынужденное безделье портит человека, разлагает коллектив.
Никогда не забывайте поблагодарить молодого человека за работу. Он не будет работать старательно, работать в дальнейшем, если старший не замечает его успехов.
- Чаще улыбайтесь
Улыбка при встрече со школьником говорит, что Вы рады ему. Улыбка при входе в класс – что предстоящая совместная работа с учениками приятна Вам. Чаще шутите, сами и позволяйте шутить ребятам. Добрая шутка сближает людей, повышает эффективность совместного труда.
- Не нервничайте
Преподаватель не должен нервничать, раздражаться. Иметь недовольное лицо не так уж безобидно. Раздраженный человек теряет много энергии, контроль над собой. Он привыкает видеть в окружающей жизни, в людях только плохое, у него формируется неуживчивый характер. Если все время осуждать слабости и недостатки других, невольно сам заряжаешься этими слабостями. А если привыкаешь видеть в людях в первую очередь хорошее, невольно черпаешь в них позитивную энергию.
Каждую преграду полезно встречать с энтузиазмом, считая её дополнительной возможностью для воспитания воли и активной творческой деятельности.
- Критикуйте умело
Перед тем как критиковать кого-либо взвесьте все «за» и «против» и решите, нельзя ли обойтись без критики. Перед осуждением коллеги, ученика деятельно выясните все обстоятельства случившегося и его позицию, выслушайте его объяснения до конца. Возможно, этого будет вполне достаточно для устранения недостатков. Перед тем, как выступить с критикой пробелов в работе, установите, по чьей вине они произошли и, если это имело место, кто в них заинтересован. Критикуя, будьте доброжелательным. Ставьте цель помочь критикуемому, но не обидеть, не оскорбить, не уничтожить его.
Критикуя, не только фиксируйте недостатки, но обязательно указывайте пути их преодоления. Одновременно говорите об удачах, успехах, способностях критикуемого, так как в этом случае замечания воспринимаются легче.
- Справедливо оценивайте людей
Чтобы переубедить школьников или студентов в чем-либо, не обижая их и не толкая к конфликту, всегда начинайте осуждение их поведения, разрешение спорного вопроса с похвалы с тезиса, с которым они согласны и, только найдя общий язык, приступайте к решению спорных вопросов. Много легче выслушать неприятные слова после искренней похвалы.
Прежде, чем осудить кого-либо, постарайтесь понять его, выявить мотивы его поведения, выяснить, почему он поступил так, а не иначе. Первое замечание делайте, как правило, с глазу на глаз. Несоблюдение этого правила наиболее быстро создает дурную репутацию педагогу. Не позволяйте себе высказать недоброжелательно о воспитанниках, тем более за глаза. Никогда не забывайте, что ничто так не деморализует людей как постоянные упреки, порождающие мысль о том, что поступок означает потерю уважения старшего и никогда не будет забыт. Не переносите личные обиды и неприязнь к кому-либо на деловые отношения, не решайте спорные задачи с помощью силовых действий и подавления учащегося. Насилие в общении вызывает ответное защитное действие, что приводит к нарушению нормальных взаимоотношений, к конфликтной ситуации.
- Говорите правильно
Следите за своей речью. Старайтесь избегать длинных монологов. Не мешайте слушателям задавать вопросы, выставлять замечания. Не сердитесь, когда собеседник не согласен с Вами. Не говорите очень быстро и слишком тихо.
- Не забывайте о престиже
Никогда не забывайте о самолюбие коллеги, ребенка. Щадите чувства партнера по общению. Старайтесь не делать выговор, не осуждать поведение человека при посторонних. Уважайте тон, искреннее внимание позиции собеседника, несколько уважительных слов смягчают упреки, ведут к успеху в контакте. Чтобы изменить поведение человека, поступайте так, будто он уже овладел теми качествами, которые Вы хотите воспитать у него.
- Благодарите за совет
Когда дают совет, делают замечание, следует, прежде всего, поблагодарить дающего, а уже потом решать, следовать этому совету, учитывать замечания или нет. Если же рекомендации глупы или даже смешны, если они не новы для Вас, совсем не обязательно говорить об этом советчику, иначе в следующий раз он может отказать в помощи, хотя вы будете в ней нуждаться.
- Неустанно совершенствуйтесь
Недовольство собой не должно обезоружить, расслаблять личность, а вести ее к самовоспитанию, самосовершенствованию.
Никогда не оставайтесь наедине с горем. Находите утешение в беседе с товарищами, в занятиях любимым делом. Помните, что спокойное состояние, внутреннее равновесие зависят от Вас самого, а не от внешних обстоятельств
Заключение
Таким образом, данная работа позволила сформулировать следующие выводы:
1. На уровень коммуникативных способностей, а значит и на умение общаться, могут влиять личностные особенности испытуемых, то есть трудности в общении возникают у тех, у кого наблюдаются трудности личностного плана, например, в данной экспериментальной группе были выявлены следующие личностные особенности: самоуверенность, эмоциональная неустойчивость, осторожность, сдержанность, жесткость, хитрость, расчетливость, тревожность, депрессивность, неприятие общественного мнения.
2. Коррекционная работа по профилактике и преодолению трудностей в общении оказывает положительное влияние на повышение уровня коммуникативных способностей, о чем свидетельствует процентный рост коммуникативных уровней. Особенно это заметно на примере очень высокого уровня коммуникативных способностей, где динамика этого уровня растет на 14,3%, динамика низкого и ниже среднего уровней падает до нуля. На 7% увеличивается высокий уровень. Доминирующим уровнем является на разных этапах эксперимента средний уровень коммуникативных способностей, который имеет постоянный показатель за счет перехода испытуемых на высокий уровень, за счет сокращения после проведения психокоррекционной работы низкого и ниже среднего уровней коммуникативных способностей.
Практическая значимость исследования состоит в выявлении уровня коммуникативной стороны общения подростков, разработке психолого-педагогических рекомендаций для педагогов, психологов, социальных работников различных учебных заведений по развитию коммуникативной стороны общения подростков.
Список литературы
- Байярд Р.Т. Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. − М.: Просвещение, 1991.
- Бодалёв А.А. Личность и общение: Избранные труды. – М., 1983.
- Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. − М.: Просвещение, 1968.
- Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. / Под ред. Эльконина Д.Б., Драгуновой Т.В. − М.: Просвещение, 1967.
- Грехнев В.С. Культура педагогического общения. − М.: Просвещение, 1990.
- Григорьева Т.Г., Линская Л.З., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. «Методическое пособие для преподавателей. − Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та; М.: Совершенство, 1997.
- Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Практикум. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1997.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. − М.: Просвещение, 1967.
- Игры, обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В. Петрусинского. В 4 кн. – М.: Новая школа, 1994.
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. / Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: Академия развития, 1996.
- Коротаева В.В. Хочу, могу, умею! / Обучение, погруженное в общение – М.: КСП, Институт психологии РАН, 1997.
- Лисина М.И. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. – М., 1978.
- Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. − М.: Педагогика, 1984.
- Поварницына Л.А. Психологический анализ трудностей общения. − М., 1987.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. − Психологические упражнения и коррекционные программы. − М.: Новая школа, 1995.
- Энциклопедия психологических тестов. Общение, межличностные отношения. – М.: ООО Издательство АСТ, 1997.
Приложение 1.
Тест Кеттелла
Вопросы.
1. Если бы я сказал, что небо находится «внизу» и зимой «жарко», я должен был бы назвать преступника:
a) бандитом;
b) святым;
c) тучей.
2. Когда я ложусь спать, я:
a) засыпаю быстро;
b) нечто среднее;
c) засыпаю с трудом.
3. Если бы я вел машину по дороге, где много других машин, я предпочел бы:
a) пропустить вперед большинство машин;
b) не знаю;
c) обогнать все идущие впереди машины.
4. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка:
a) верно;
b) трудно сказать;
c) неверно.
5. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно рады меня видеть:
a) верно;
b) иногда;
c) нет.
6. Я скорее занимался:
a) фехтованием и танцами;
b) затрудняюсь сказать;
c) борьбой и баскетболом.
7. Меня забавляет, что то, что люди делают, совсем не похоже на то, что они потом рассказывают об этом:
a) да;
b) иногда;
c) нет.
8. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь со всеми и вовсе не обижаюсь:
a) да;
b) не знаю;
c) нет.
9. Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу быстро забыть об этом:
a) верно;
b) не знаю;
c) неверно.
10. Мне больше нравятся новые способы в выполнении какой-либо работы, чем придерживаться испытанных приемов:
a) верно;
b) не знаю;
c) неверно.
11. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи:
a) верно;
b) иногда;
c) нет.
12. Я думаю, что я менее чувствительный и менее возбужденный, чем большинство людей:
a) верно;
b) затрудняюсь сказать;
c) неверно.
13. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения:
a) верно;
b) не знаю;
c) неверно.
Конец первого столбца.
14. Я думаю, что слово, противоположное по смыслу противоположности слова «неточный» – это:
a) небрежный;
b) приблизительный;
c) неверно.
15. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо:
a) да;
b) трудно сказать;
c) нет.
16. Меня больше раздражают люди, которые:
a) своими грубыми шутками вгоняют людей в краску;
b) затрудняюсь ответить;
c) создают неудобство для меня, опаздывая на условленную встречу.
17. Я думаю, что:
a) не все надо делать одинаковой тщательно;
b) затрудняюсь сказать;
c) любую работу надо выполнять одинаково тщательно, если вы за нее взялись.
18. Мне всегда приходится преодолевать смущение:
a) да;
b) возможно;
c) нет.
19. Мои друзья чаще:
a) советуются со мной;
b) делают и то и другое поровну;
c) дают мне советы.
20. Если приятель обманывает по мелочам, я скорее предпочитаю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачить его:
a) да;
b) иногда;
c) нет.
21. Я не могу равнодушно слушать, как другие люди высказывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю:
a) верно;
b) затрудняюсь ответить;
c) неверно.
22. Меня волнуют прошлые поступки и ошибки:
a) да;
b) не знаю;
c) нет.
23. Если бы я одинаково хорошо умел и то и другое, то я бы предпочел:
a) играть в шахматы;
b) трудно сказать;
c) играть в городки.
24. Мне нравятся общительные компанейские люди:
a) да;
b) не знаю;
c) нет.
25. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми:
a) да;
b) трудно сказать;
c) нет.
26. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо:
a) да;
b) иногда;
c) нет.
Конец второго столбца.
27. Какое слово не связано с другим:
a) кошка;
b) близко;
c) солнце.
28. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:
a) раздражает меня;
b) нечто среднее;
c) не беспокоит меня совершенно.
29. Если бы у меня было много денег, то я:
a) позаботился бы о том, чтобы не вызывать к себе зависти;
b) не знаю;
c) жил бы, не стесняя себя ни в чем.
30. Люди должны делать больше, чем они делают сейчас, требовать соблюдения законов морали:
a) да;
b) иногда;
c) нет.
31. Мне говорили, что ребенком я был:
a) спокойным и мог остаться один;
b) не знаю;
c) живым и подвижным.
32. Мне нравилась бы практическая повседневная работа с различными установками и машинами:
a) да;
b) не знаю;
c) нет.
33. Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже если нелегко для них:
a) да;
b) трудно сказать;
c) нет.
34. Я стараюсь смеяться над шуткам не так громко, как это делает большинство людей:
a) верно;
b) не знаю;
c) неверно.
35. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочется плакать:
a) верно;
b) не знаю;
c) неверно.
36. В музыке я наслаждаюсь:
a) маршами в исполнении военных оркестров;
b) не знаю;
c) скрипичным соло.
37. Я бы скорее предпочел провести летний месяц:
a) в деревне с одним или двумя друзьями;
b) затрудняюсь сказать;
c) возглавляя группу в туристическом лагере.
38. Усилия, затраченные на составление планов:
a) никогда не лишние;
b) трудно сказать;
c) не стоят этого.
39. Необходимые поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают меня и не огорчают:
a) верно;
b) не знаю;
c) неверно.
Конец третьего столбца.
40. Дом так относится к комнате, как дерево:
a) к лесу;
b) растению;
c) листу.
41. То, что я делаю, у меня не получается:
a) редко;
b) иногда;
c) часто.
42. В большинстве дел я:
a) предпочитаю рискнуть;
b) не знаю;
c) предпочитаю действовать наверняка.
43. Мне больше нравится человек:
a) большого ума, будь он даже ненадежен и непостоянен;
b) трудно сказать;
c) со средними способностями, но зато умеющих противостоять всяким соблазнам.
44. Я принимаю решения:
a) быстрее, чем большинство людей;
b) не знаю;
c) медленнее, чем другие люди.
45. На меня большое впечатление производят:
a) мастерство и изящество;
b) трудно сказать;
c) сила и мощь.
46. Я считаю, что я человек, склонный к сотрудничеству:
a) да;
b) нечто среднее;
c) нет.
47. Я предпочитаю:
a) решать вопросы, касающиеся лично меня, сам;
b) затрудняюсь ответить;
c) советоваться с друзьями.
48. Если человек не отвечает сразу после того, как я что-нибудь сказал, то я чувствую, что, должно быть, сказал какую-нибудь глупость:
a) верно;
b) не знаю;
c) неверно.
49. В школьные годы я больше всего получил знаний:
a) на уроках;
b) трудно сказать;
c) читая книги.
50. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности:
a) верно;
b) иногда;
c) неверно.
51. Когда вопрос, который надо решить, очень труден и требует от меня много усилий, я стараюсь:
a) заняться другими вопросами;
b) затрудняюсь ответить;
c) еще раз попытаюсь решить этот вопрос.
52. У меня возникают сильные эмоции, тревога, гнев, приступы смеха и т.д. казалось бы, без всякой причины:
a) да;
b) иногда;
c) нет.
Конец четвертого столбца.
53. Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд 1, 2, 3, 6, 5 будет:
a) 10;
b) 5;
c) 7.
54. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты и головокружения без определенной причины:
a) да;
b) иногда или не знаю;
c) нет.
55. Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доставить официанту лишнее беспокойство.
a) да;
b) иногда;
c) нет.
56. На вечеринке мне нравится:
a) принимать участие в интересной работе;
b) затрудняюсь ответить;
c) смотреть, как люди отдыхают и просто отдыхать самому.
57. Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей могут его услышать:
a) да;
b) иногда;
c) нет.
58. Если бы смог перенести в прошлое, я бы больше хотел встретиться:
a) с Колумбом;
b) не знаю;
c) с Пушкиным.
59. Я вынужден удерживать себя, чтобы не улаживать чужие дела:
a) да;
b) иногда;
c) нет.
60. Если люди думают обо мне плохо, я не стараюсь переубедить их, а продолжаю поступать так, как считаю нужным:
a) да;
b) трудно сказать;
c) нет.
61. Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно:
a) сразу же думаю, что у него плохое настроение;
b) не знаю;
c) беспокоюсь о том, какой неверный поступок я совершил.
62. Все несчастья происходят из-за людей:
a) которые стараются во все внести изменения, хотя уже существуют удовлетворительные способы решения этих вопросов;
b) не знаю;
c) которые отвергают новые, многообещающие предложения.
63. Я получаю большое удовольствие, рассказывая местные новости:
a) да;
b) иногда;
c) нет.
64. Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной:
a) верно;
b) иногда;
c) нет.
65. Мне кажется, что я менее раздражительный, чем большинство людей:
a) верно;
b) не знаю;
c) неверно.
Конец пятого столбца.
66. Если стрелки часов встречаются ровно через 65 минут, отмеренные по точным часам, то эти часы:
a) отстают;
b) идут правильно;
c) спешат.
67. Мне бывает скучно:
a) часто;
b) иногда;
c) редко.
68. Люди говорят, что мне нравится делать все своими оригинальными способами:
a) верно;
b) иногда;
c) нет.
69. Дома в свободное время я:
a) болтаю и отдыхаю;
b) затрудняюсь ответить;
c) занимаюсь интересующими меня делами.
70. Я робко и осторожно отношусь к завязыванию дружеских отношений с новыми людьми:
a) да;
b) иногда;
c) нет.
71. Я считаю, что то, что люди говорят стихами, можно точно также выражать прозой.
a) да;
b) иногда;
c) нет.
72. Я подозреваю, что люди, с которыми я нахожусь в дружеских отношениях, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спиной:
a) да, в большинстве случаев;
b) иногда;
c) нет, редко.
73. Я думаю, что было бы интереснее быть:
a) натуралистом, работать с растением;
b) не знаю;
c) страховым агентом.
74. Я подвержен беспричинному страх и отвращению по отношению к некоторым вещам, некоторым животным:
a) да;
b) иногда;
c) нет.
75. Я люблю размышлять о том, как можно было бы улучшить мир:
a) да;
b) трудно сказать;
c) нет.
76. Я предпочитаю игры:
a) где надо играть в команде и иметь партнера;
b) не знаю;
c) где каждый играет сам за себя.
77. Ночью мне снятся фантастические или нелепые сны:
a) да;
b) иногда;
c) нет.
78. Если я остаюсь в доме один, то через некоторое время ощущаю тревогу и страх:
a) да;
b) иногда;
c) нет.
79. Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии?:
a) двоюродным братом;
b) племянником;
c) дядей.
Проверка результатов (в баллах)
b1 | c1 | b1 | c1 | a1 | c1 | 79. | b1 | ||||||
a2,b1 | a2,b1 | b1,c2 | a2,b1 | b1,c2 | b1,c2 | ||||||||
b1,c2 | b1,c2 | b1,c2 | a2,b1 | b1,c2 | a2,b1 | ||||||||
a2,b1 | b1,c2 | a2,b1 | b1,c2 | a2,b1 | b1,c2 | ||||||||
a2,b1 | b1,c2 | b1,c2 | a2,b1 | a2,b1 | b1,c2 | ||||||||
a2,b1 | a2,b1 | a2,b1 | a2,b1 | b1,c2 | b1,c2 | ||||||||
a2,b1 | b1,c2 | b1,c2 | b1,c2 | a2,b1 | a2,b1 | ||||||||
b1,c2 | a2,b1 | a2,b1 | a2,b1 | b1,c2 | b1,c2 | ||||||||
b1,c2 | a2,b1 | b1,c2 | a2,b1 | b1,c2 | a2,b1 | ||||||||
a2,b1 | a2,b1 | b1,c2 | b1,c2 | b1,c2 | a2,b1 | ||||||||
a2,b1 | b1,c2 | a2,b1 | a2,b1 | b1,c2 | b1,c2 | ||||||||
a2,b1 | a2,b1 | a2,b1 | b1,c2 | b1,c2 | b1,c2 | ||||||||
a2,b1 | b1,c2 | b1,c2 | a2,b1 | b1,c2 | a2,b1 |
Примечание: читать, b − 1 балл, с − 2 балла, баллы суммировать
отдельно по каждому фактору и сравнивать со средними значениями.
Обозначения | Среднее значение | На 1-1,5 балла ниже среднего значения. | На 1-1,5 балла выше среднего значения |
B | 4,05 | Интеллект: конкретный | Абстрактное мышление |
C | 7,5 | Эмоциональная неустойчивость | Эмоциональная стабильность, зрелость |
E | 5,5 | Подчиненность, застенчивость | Доминантность, самоуверенность, авторитарность |
G | 7,8 | Приспособляемость, беспринципность, подвержен влиянию случая, асоциальным действиям. | Принципиальность, придерживается правил поведения, морали |
H | 7,7 | Робость, осторожность, сдержанность | Смелость, склонность к риску, легко переносит жизненные препятствия |
J | 7,6 | Жесткость, самоуверенность, практичность | Мягкость, зависимость, чувствительность, мечтательность, непрактичность |
L | 4,5 | Доверчивость, уживчивость, легко ладит с людьми | Подозрительность, эгоистичность, осторожность |
N | 5,5 | Прямолинейность, естественность, простота, сентиментальность | Хитрость, расчетливость, искушенность, проницательность, изысканность |
O | 6,58 | Спокойствие, уверенность в себе, жизнерадостность, нервы не расшатаны | Тревожность, депрессивность, тяготится дурными предчувствиями |
Q1 | 8,1 | Консерватизм, придерживается установившихся понятий, принимает их на веру | радикализм (тяга к новому), экспериментирующий, критически настроенный, аналитически мыслящий |
Q2 | 5,7 | Конформизм, зависимость от группы, компанейский, следует общественному мнению. | Независимость, предпочитает собственные решения, не считается с общественным мнением |
Q3 | 6,3 | Недисциплинированность, плохой самоконтроль, подчинен собственным страстям | Высокий контроль своих эмоций и поведения, точность в выполнении соп. требований |
Q4 | 6,0 | Расслабленность, вялость, спокойствие, лень, низкое рабочее напряжение. | Высокая активность, напряженность, деятельный, взвинченный, высокое рабочее напряжение. |
Приложение 2.
Методика исследования коммуникативных и организаторских способностей (КОС-1)
Цель исследования: выявить уровень коммуникативных и организаторских способностей и их соответствие требованиям избранной школьниками будущей профессии.
Инструкция по применению методики.
Учащимся предлагается ответить на 40 вопросов:
1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
2. Часто ли вам удается склонить большинство своих товарищей к принятию ими вашего решения?
3. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-либо из ваших друзей?
4. Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
5. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?
6. Нравится ли вам заниматься общественной работой?
7. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо занятием, чем с людьми?
8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших намерений, то легко ли вам отступать от них?
9. Легко ли вы устанавливаете контакт с людьми, которые старше Вас по возрасту?
10. Любите ли вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
11. Трудно ли вам включиться в новые для вас компании?
12. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нужно было бы исполнить сегодня?
13. Легко ли вам устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
14. Стремитесь ли вы добиться, чтобы ваши товарищи действовали в соответствии с вашими планами, мнением?
15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
16. Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
17. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
18. Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?
19. Раздражают ли вас окружающие люди, и хочется ли вам побыть одному?
20. Правда ли, что вы плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?
21. Нравится ли вам находиться среди людей?
22. Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закончить начатое дело?
23. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
24. Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы ваших товарищей.
27. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей?
28. Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своих прав?
29. Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую компанию?
30. Принимаете ли вы участие в общественной работе, в школе (классе)?
31. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
32. Верно ли, что вы стремитесь отстаивать свое мнение, если оно не сразу принято вашими товарищами?
33. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию?
34. Охотно ли вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенно и спокойно, когда приходится говорить что-то большой группе людей?
36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
37. Верно ли, что у вас очень много друзей?
38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Если ответ положителен, то в соответствующей клетке бланка школьник должен поставить «+», если отрицательный – знак «-».
Бланк
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||||||||||
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | ||||||||||
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | ||||||||||
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
Приложение 3.
Таблица 1.
Уровни коммуникативных способностей
№ | Ф.И.О. | Оценка | Уровень коммуникативных способностей |
Инна К. | 2 | Ниже среднего | |
Лида М. | 5 | Очень высокий | |
Сергей С. | 4 | Средний | |
Олег С. | 1 | Низкий | |
Саша Х. | 4 | Высокий | |
Саша Ю. | 3 | Средний | |
Лена В. | 4 | Высокий | |
Саша Ц. | 5 | Очень высокий | |
Надя Г. | 2 | Ниже среднего | |
Аня Г. | 3 | Средний | |
Лада К. | 4 | Средний | |
Маша Л. | 3 | Средний | |
Света Р. | 3 | Средний | |
Таня С. | 3 | Средний |
Приложение 4.
Таблица 3.
Показатели уровня коммуникативных способностей в
экспериментальной группе (контрольный этап эксперимента)
№ | Ф.И.О. | Оценка | Уровень коммуникативных способностей |
Инна К. | 3 | Средний | |
Лида М. | 5 | Очень высокий | |
Сергей С. | 3 | Средний | |
Олег С. | 3 | Средний | |
Саша Х. | 5 | Очень высокий | |
Саша Ю. | 4 | Высокий | |
Лена В. | 5 | Очень высокий | |
Саша Ц. | 5 | Очень высокий | |
Надя Г. | 3 | Средний | |
Аня Г. | 3 | Средний | |
Лада К. | 4 | Высокий | |
Маша Л. | 4 | Высокий | |
Света Р. | 3 | Средний | |
Таня С. | 4 | Высокий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общение. Виды общения.
Презентацию можно использовать на уроках ОЗОЖ. В презентации даётся понятие общения, функции общения, средства общения, стили общения....
Мастер-класс "Общение-образ или образ-общение?"
Как организовать диалог на уроке? И даже полилог? А может быть, и декалог? Это возможно, если урок проводить, во-первых, в режиме мастер-класса (динамично, образно, интонационно выстроено), во-вторых,...
Разработка интегрированного урока английского языка информатики и психологии Тема урока: "Общение, его структура и виды. Культура общения. Сетевой этикет"
Урок проводился в рамках недели английского языка....
Какие способы общения усваивают наши ученики в результате формально- ролевого общения с нами?
способы общения ученика и учителя в результате формально- ролевого общения ...
Урок общения. Тема: «Общение в моей жизни»
Занятие в игровой форме с описанием методики проведения. Цели: познакомить с различными формами общения, формировать навыки доброжелательного повседневного общения, развивать умение улыбаться....
«Элементы общения. Общение с аудиторией»
Данный материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах, при проведении дополнительных занятий и спецкурсов....
«Элементы общения. Деловое общение»
Данный материал может быть использован на уроках русского языка в старших классах, при проведении дополнительных занятий и спецкурсов....