Учим детей рассказывать
статья на тему
В статье дается описание тех приёмов и методов, которыми могут воспользоваться родители в домашних условиях для того, чтобы научить своего ребёнка выражать свои мысли и составлять рассказы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
UChIM_DETEY_RASSKAZYVAT_statya.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Учим детей рассказывать
Одна из самых важных задач обучения дошкольников родному языку – развитие связной речи. Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Это поможет ему преодолевать молчаливость и застенчивость, быть общительным, уверенным в своих силах. В то же время речь ребенка должна быть живой, непосредственной, выразительной.
Учить малышей 3-4 лет связной речи лучше всего с простого воспроизведения хорошо знакомых им сказок: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка ряба». Ребенок рассказывает вместе со взрослыми, в ответ на его вопросы, поставленные обычно к последнему слову фразы, вставляет отдельные слова: «Жили да были …. Кто? (старик со старухой)». Постепенно становится возможным использование подсказывающих вопросов, на которые ребенок отвечает целым предложением. Так, после чтения сказки «Колобок» можно предложить ребенку пересказать ее. Взрослый: «Жили да были старик со старухой». Кто жили да были? (ответ ребенка.). «Пошел старик по сусекам скрести, по коробам мести. Собравши немного муки, стали месить колобок.». «Что они стали месить?»
После этого можно переходить к пересказыванию маленьких рассказов Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др. При пересказе следите, чтобы ответы ребенка были как можно ближе к тексту. Если ребенок забыл текст, ему надо подсказать. Например, пересказывается рассказ Л.Н. Толстого «Как волки учат своих детей». Взрослый задает вопрос: «Где были волки, когда мальчик-пастух их увидел?» «Сколько их было?» Если ребенок затрудняется ответить на вопрос полностью, ему надо помочь наводящими допросами. Например, если ребенок не может ответить на вопрос: «Как вел себя старый волк, когда увидел собак и народ?», можно спросить: «Скажи, что сделал старый волк?».
С ребенком пятого года жизни можно использовать совместный пересказ. Помощь взрослого будет заключаться в напоминании фразы, подсказке забытого слова. Это обеспечит плавность пересказа, предупредит разрывы произведения на отдельные куски.
В этом возрасте понимание и осмысление прочитанных произведений приобретает особое значение. Но ребенку сложно еще самостоятельно проследить логическую последовательность сюжета, запомнить и точно передать фразы. Поэтому следует его приучать к вопросам, которые помогают рассуждать. Например, в беседе по сказке К.Д. Ушинского «Жалобы зайки» можно спросить: «Почему расплакался серенький зайка?…»
Ребенку старшего дошкольного возраста можно предложить вопросы, показывающие отдельные смысловые отрезки поведения, а затем сформировать план в виде указаний. Например, к пересказу сказки «Заяц-хваста» можно дать такие указания:
- Скажи, где жил заяц и почему ему зимой было плохо. Расскажи, как он встретился с другими зайцами и как стал хвастаться.
- Расскажи, как тетка ворона узнала про хвасту и зачем пошла его разыскивать. Что сделала ворона, когда заяц рассказал ей, как он хвастал.
После пересказа этой сказки ребенку можно задать вопрос: «Почему ворона сказала, что заяц не хваста, а храбрец?»
При обучении описанию хорошо использовать загадки. Загадки – неотъемлемая часть детства. Любой из нас помнит и лампочку -- “грушу, которую нельзя скушать”, и ножницы, у которых “два конца, два кольца, посередине гвоздик”. К сожалению, некоторые родители не уделяют должного внимания загадкам -- этим коротким и метким “развивалкам” детского ума, а иногда и вообще забывают об их существовании. А ведь для этого не нужно ни специальных знаний, ни большого количества времени. Отгадывать с малышом загадки можно прямо на ходу: во время прогулки или по дороге в детский сад. Готовя вместе с малышом обед, вспомните загадки об овощах и фруктах, о посуде и мебели. Летом в деревне уместно поотгадывать загадки о домашних животных, а на прогулке в зоопарке – о животных диких. А как интересны и познавательны загадки о профессиях, о самом себе, о частях человеческого тела! Подобные игры подведут малыша к важному выводу: весь мир вокруг нас может стать загадкой. И о любом предмете или явлении можно сочинить и свою собственную загадку. Предлагая малышу народные загадки, начните с самых простых. У ребятишек-дошкольников уже достаточно жизненного опыта, чтобы с небольшой вашей помощью их отгадать.
Ползун ползет, иголки везет. (Ежик)
На шесте – дворец, во дворце – певец. (Скворечник и скворец)
Летом одевается, зимой раздевается. (Дерево)
Маленький, удаленький, сквозь землю прошел, красну шапочку нашел. (Гриб)
Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает – тот слезы проливает. (Лук)
Красна девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)
Сто одежек и все без застежек. (Капуста)
Желтый Антошка вертится на ножке. Где солнце стоит, туда он и глядит. (Подсолнух)
Меня ждут – не дождутся, а как увидят – разбегутся. (Дождь)
Без рук, без топоренка построена избенка. (Гнездо)
Зубастый зверёк грызёт с визгом дубок. (Пила)
Два брюшка, четыре ушка. (Подушка)
Четыре братца под одной шляпой. (Стол)
Между двух светил я в середине один. (Нос).
Если совсем маленький ребенок учится только отгадывать загадки, то ребенок пятого года жизни может уже сам сочинять загадки на основе образца: «Хитрая, рыжая, с длинной мордочкой и пушистым хвостом». Сочинять загадки можно буквально обо всем. Начинать можно на самой обычной прогулке:
"Маленький, серенький, по веточкам прыгает и чирикает". Конечно, это воробей. Подобные описательные загадки вполне по силам сочинять малышам, начиная с трехлетнего возраста. Правда, сначала им никак не удается правильно сформулировать вопрос: "У зайчика короткий хвостик и длинные ушки. Кто это?" Покажите малышу, как важно выделить какую-нибудь характерную особенность того животного, о котором вы составляете загадку. Например, если сказать "большой зверь, живет в лесу", то придется долго перечислять всех лесных жителей. А вот если добавить, что он любит полакомиться желудями, сразу станет ясно, что речь идет о кабане. В такую "сочинительную" игру хорошо играть на улице. По очереди с малышом загадывайте друг другу загадки о встречных предметах. "Едет, гудит, людей везет", "Лохматая, хвостатая бежит и лает" или, скажем, "Листики зеленые, а ствол белый". Такая нехитрая игра принесет малышу огромную пользу, развивая его наблюдательность, внимание и речь. С ребятишками постарше, можно сочинять загадки-сравнения: круглый, как шар, зеленый как трава, сладкий, как сахар (арбуз). Для этого нужно сначала выделить какие-то основные признаки предмета, о котором составляется загадка, а потом уже подумать, с чем их можно сравнить. Вот типичная детская загадка на основе отрицательного сравнения: с усами, а не дядя, полосатая, а не тигр, живет в доме, а не собака. Понятно, что это кошка. Если вы решили придумать загадку, например, о зонтике, попросите малыша выделить его основное назначение, для чего он нужен. Прятаться от дождя! А на что похож зонтик? На купол, на крышу на ножке, на грибок. А какого он цвета? Яркий, разноцветный, расписной. Вот вам и готова загадка: купол расписной от дождя спрятал нас с тобой. Только, пожалуйста, не смейтесь над ребенком и не критикуйте его загадки, какими бы глупыми и нелепыми они вам не казались. В любом случае, это огромная работа ума, это поиск нужных слов, это искренность и непосредственность. За это нужно непременно хвалить. А примитивность детских загадок идет, чаще всего, от недостатка жизненного опыта, от скудности знаний о себе и окружающем мире. Чем больше жизненного опыта, тем интереснее детские загадки. И наоборот, чем больше мы отгадываем и сочиняем загадки вместе с малышом, тем лучше он развивается, тем большее количество информации усваивает. Так что, дорогие мамы и папы, больше загадок хороших и разных!
После пяти лет, когда у ребенка появляется достаточно большой запас знаний об окружающем мире, он с удовольствием начинает придумывать, сочинять, проявляя творчество. Помочь ребенку в придумывании рассказов и историй можно разными способами:
· в название хорошо знакомой сказки добавить слово, обозначающее какой-либо предмет. Например: «Золушка и компьютер», «Кот в сапогах и паровоз»
· сюжет знакомой сказки переместить в другое время и пространство: «Бременские музыканты в наши дни», «Красная Шапочка на необитаемом острове»
· предложить заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев
· написать письмо своему любимому герою или автору сказки
· сочинить разговор сказочных персонажей по телефону
· придумать сказку по опорным словам, например: ласточка, девочка, кот, людоед
· рассказать историю от лица любимого героя или предмета
· описать одно и то же событие с разных точек зрения (например, от лица веселого и грустного человека)
· очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить ребенку нарисовать к каждому рассказу иллюстрации. Это будет толчком для развития детского творчества.
Обучение рассказыванию влияет на все стороны речевого развития дошкольника, особенно на его речевую подготовку к школе.
Учитель-логопед высшей категории МДОУ ЦРР –д/с№15 Забаровская Ю.И.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учим детей красивой и правильной речи
Грамматически грамотной, культурной речи дети обучаются в детском саду и школе. Однако в первую очередь действует, прежде всего, среда, которую ни в коем случае нельзя отбрасывать, когда мы го...
Как учить детей быть успешными.
Что нужно для успеха в современном мире?Какие качества и умения позволяют ученикам достичь этого самого успеха?Успешный человек самостоятелен, он не плывет по течению, он сам выбирает направление свое...
консультации для родителей "Учим детей рассказывать"
В данной работе представлена консультация для родителей детей, имеющих нарушения речи, на тему "Учим детей рассказывать". "Учим детей рассказывать"...
Мы учим детей - дети учат нас.
Удивительно, как многому могут научить нас наши ученики! В прошлом году приняла классное руководство 5 класса, можно сказать из рук в руки от старшей сестры (учителя начальных ...
ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». ЭССЕ «Учить детей – что может быть прекрасней?». Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"
Эссе "Учить детей, что может быть прекрасней?"...
Учимся связно рассказывать
Развитие связной речи происходит постепенно, при повседневном общении малыша со взрослыми и другими детьми, а также во время специальных упражнений....
Родительское собрание "Учите детей говорить правильно" в группе детей 4-5 лет
Материал содержит конспект родительского собрания на тему "Учите детей говорить правильно". Данный материал поможет познакомить родителей с развитием речи у детей в норме, а также позво...