Интеллектуальный потенциал 7 класс
классный час по психологии (5, 6, 7 класс) на тему

Наумова Светлана Валерьевна
 
 
 
 
 

7 класс. Интеллектуальный потенциал

Хочешь быть умным — научись спрашивать,
слушать, отвечать и молчать, когда нечего сказать.

Народная мудрость

Мы познаем мир с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния и других чувств, как и животные. Но если бы наши возможности исчерпывались восприятием вещей, которые можно увидеть, услышать, пощупать или понюхать, мы ничего не знали бы о существовании молекул и атомов, электромагнитных излучений, ультразвука и массы других явлений и понятий, которые не способны воспринять с помощью органов чувств.

Но у человека есть особый дар – мыслительные способности.

…В глухой африканской деревне жителей проверили с помощью тестов, а потом попросили односельчан назвать самых умных. Мнения этих людей совпало с результатами тестирования: большинство людей хорошо представляют себе, что такое ум. В отличие от них психологи до сих пор не могут дать однозначного определения понятиям «мышление», «интеллект». Но зато им удалось выделить основные черты, присущие мышлению талантливых людей. Это продуктивность, оригинальность, любознательность, мужество.

Продуктивность — это количество новых идей, возникающих у человека, способность быстро переключаться с одной мысли на другую и использовать полученную информацию в различных контекстах.

Группа опытных и зрелых специалистов разрабатывала самолет вертикального взлета. Возникли трудности с теплообменом. Тогда решили пригласить консультантом специалиста со стороны, со свежим взглядом. Появился молодой специалист по холодильным установкам. Он стал знакомиться с проектом и... высказал более 300 соображений, как улучшить дело.

Оригинальность — это способность к генерации нестандартных идей, проявляющаяся в парадоксальных, неожиданных решениях, а также в выражении полученных результатов в неординарной форме.

Однажды у известного физика Роберта Вуда засорилась длинная и узкая труба спектроскопа. Что же сделал Вуд? Он взял кошку, засунул ее в трубу и закрыл вход. Кошке пришлось ползти на свет далекого выхода, собирая своей шерстью весь мусор и паутину.

Любознательность — это интерес ко всему новому и способность удивляться. Мышление начинается с вопросов. Все открытия сделаны благодаря вопросам «Как?» и «Почему?».

Эйнштейну и Черчиллю было трудно учиться в школе потому, что преподавателей раздражала их манера вместо ответа задавать неуместные вопросы: «А если бы этот треугольник был перевернутым?», «А если бы время не было временем?»

Мужество — способность принимать решения в ситуации неопределенности, не бояться собственных выводов и довести их до конца, рискуя личным успехом и репутацией. Известный физик П.Л. Капица отмечал, что основная черта ученого — не эрудиция, а воображение и смелость.

В начале XX века между микробиологом Кохом и иммунологом Петтенкофером разгорелся спор. «Холера, — утверждал Кох, — вызывается холерным вибрионом». «Все дело в нарушениях иммунитета», — отвечал Петтенкофер. Чтобы доказать свою правоту, Петтенкофер выпил бульон с холерными вибрионами, услужливо приготовленный Кохом. И не заболел. Оказалось, что оба были правы: заболевание вызывается вибрионами, но только при нарушении иммунитета

/Грановская Р.М., Конфликты и творчество…/

Мышление – самая трудная работа. Для ее выполнения требуется организованность, хорошо развитое внимание и память, наблюдательность, работоспособность. При массе в 2% от нашего тела мозг потребляет 15% всей вырабатываемой энергии.

Мозг каждого человека состоит примерно их 100 миллиардов нейронов, из которых используется только 20%. Компьютер, обладающий таким же количеством связей, что и мозг, должен быть высотой с 10-этажный дом и занимать площадь Франции, Бельгии и Швейцарии, вместе взятых! В процессе работы возникает бесконечное число новых связей. Мозг, как и любой орган, подчиняется главному биологическому закону – «все, что не используется – отмирает. Поэтому, хотя мы рождаемся с индивидуальным набором способностей, дальнейшее их развитие зависит сначала от нашей семьи, а по мере взросления – от нас самих. Развитие замедляет не возраст, а праздность и лень. Уже установленные связи уничтожаются алкоголем, наркотиками, болезнями.

С помощью тестов можно определить качественные и количественные характеристики. В шестом классе вы определяли тип мышления. Это качественная характеристика. Для определения количественных характеристик придуман коэффициент интеллекта. Узнать его приятно, если он высок, и полезно, если он скромен: это помогает умерить уровень притязаний. С помощью Теста интеллектуального потенциала можно узнать, насколько у вас развита логика и способность устанавливать связи между предметами и явлениями.

Тест интеллектуального потенциала

Инструкция. Каждое задание занимает одну строку, в левой ее части – четыре квадрата, три из которых заполнены рисунками, а четвертый – пустой. Рисунки в левой части находятся в определенной последовательности, которая не закончена. Ваша задача – найти подходящий рисунок в правой части задания и записать его номер в бланке рядом с номером задания, завершив, таким образом, последовательность.

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

6 -

7 -

8 -

9 -

10 -

11 -

12 -

13 -

14 -

15 -

16 -

17 -

18 -

19 -

20 -

 

Учитель разбирает вместе с учащимися тренировочные задания, акцентируя внимание, на том, что имеется только одно правильное решение. Убедившись, что все поняли инструкцию, дает команду приступить к выполнению основного задания.

Описание: http://metodkabi.net.ru/img/ms_7-1.gif
Описание: http://metodkabi.net.ru/img/ms_7-2.gif
Описание: http://metodkabi.net.ru/img/ms_7-3.gif

Правильные ответы:

1 - 2

2 - 3

3 - 2

4 - 6

5 - 3

6 - 5

7 - 6

8 - 2

9 - 3

10 - 3

11 - 2

12 - 2

13 - 2

14 - 6

15 - 5

16 - 1

17 - 3

18 - 5

19 - 6

20 - 2

 

Как развивать мышление

·  Информация для мышления – все равно, что пища для тела. Источники информации – общение с людьми и книгами, экскурсии, путешествия, интернет. Как и пища, информация должна быть качественной.

·  Мышление активизируется, когда стандартные решения не дают результатов. Поэтому так важно развивать у себя умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать необычное в обычном.

·  Мышление и речь – неразрывны. Мышление развивается, когда вы рассказываете о прочитанном или увиденном, участвуете в дискуссиях, излагаете свои или чужие мысли в письменной форме.

Высокий уровень общего умственного развития является условием успешной профессиональной деятельности учителя, врача, юриста, психолога, инженера, экономиста, программиста и др. Определяется он как природными задатками и наследственностью человека, так и его жизненным опытом, образованием, воспитанием и чертами характера.

Примечание. Тест принадлежит к группе практических (невербальных) тестов и направлен на выявление уровня развития невербального интеллекта. В пособии представлен сокращенный вариант. Методика помогает определить способности к выводу закономерностей на основе анализа и синтеза невербальной информации. Успешность выполнения теста зависит от умения логически мыслить, устанавливать существенные связи между предметами и явлениями.

После того, как учащиеся ознакомились с инструкцией, преподаватель разбирает вместе с ними тренировочные задания, акцентируя внимание, на том, что имеется только одно правильное решение. Затем, убедившись, что все поняли, что от них требуется, дает команду приступить к выполнению основного задания.

Поскольку работа носит не столько диагностический, сколько развивающий характер, целесообразно провести обработку в классе, зачитав правильные ответы и попросив ребят самостоятельно проверить свои ответы. Узнавая правильный ответ, ребята видят, в чем они ошиблись.

Высокие результаты по данному тесту коррелируют с успехами по физике и математике. Расхождение результатов тестирования со школьной успеваемостью (высокие результаты – низкая успеваемость), а также отставание вербального мышление от невербального – признак педагогической запущенности, так как развитие вербального мышления напрямую зависит от условий воспитания и образования. ТИП может быть использован для оценки реалистичности ориентации школьника на высшее техническое и естественнонаучное образование, исследовательскую деятельность, на профессии, требующие высокого уровня развития пространственно- зрительных представлений.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

7 класс. Интеллектуальный потенциал

Хочешь быть умным — научись спрашивать,
слушать, отвечать и молчать, когда нечего сказать.

Народная мудрость

Мы познаем мир с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния и других чувств, как и животные. Но если бы наши возможности исчерпывались восприятием вещей, которые можно увидеть, услышать, пощупать или понюхать, мы ничего не знали бы о существовании молекул и атомов, электромагнитных излучений, ультразвука и массы других явлений и понятий, которые не способны воспринять с помощью органов чувств.

Но у человека есть особый дар – мыслительные способности.

…В глухой африканской деревне жителей проверили с помощью тестов, а потом попросили односельчан назвать самых умных. Мнения этих людей совпало с результатами тестирования: большинство людей хорошо представляют себе, что такое ум. В отличие от них психологи до сих пор не могут дать однозначного определения понятиям «мышление», «интеллект». Но зато им удалось выделить основные черты, присущие мышлению талантливых людей. Это продуктивность, оригинальность, любознательность, мужество.

Продуктивность — это количество новых идей, возникающих у человека, способность быстро переключаться с одной мысли на другую и использовать полученную информацию в различных контекстах.

Группа опытных и зрелых специалистов разрабатывала самолет вертикального взлета. Возникли трудности с теплообменом. Тогда решили пригласить консультантом специалиста со стороны, со свежим взглядом. Появился молодой специалист по холодильным установкам. Он стал знакомиться с проектом и... высказал более 300 соображений, как улучшить дело.

Оригинальность — это способность к генерации нестандартных идей, проявляющаяся в парадоксальных, неожиданных решениях, а также в выражении полученных результатов в неординарной форме.

Однажды у известного физика Роберта Вуда засорилась длинная и узкая труба спектроскопа. Что же сделал Вуд? Он взял кошку, засунул ее в трубу и закрыл вход. Кошке пришлось ползти на свет далекого выхода, собирая своей шерстью весь мусор и паутину.

Любознательность — это интерес ко всему новому и способность удивляться. Мышление начинается с вопросов. Все открытия сделаны благодаря вопросам «Как?» и «Почему?».

Эйнштейну и Черчиллю было трудно учиться в школе потому, что преподавателей раздражала их манера вместо ответа задавать неуместные вопросы: «А если бы этот треугольник был перевернутым?», «А если бы время не было временем?»

Мужество — способность принимать решения в ситуации неопределенности, не бояться собственных выводов и довести их до конца, рискуя личным успехом и репутацией. Известный физик П.Л. Капица отмечал, что основная черта ученого — не эрудиция, а воображение и смелость.

В начале XX века между микробиологом Кохом и иммунологом Петтенкофером разгорелся спор. «Холера, — утверждал Кох, — вызывается холерным вибрионом». «Все дело в нарушениях иммунитета», — отвечал Петтенкофер. Чтобы доказать свою правоту, Петтенкофер выпил бульон с холерными вибрионами, услужливо приготовленный Кохом. И не заболел. Оказалось, что оба были правы: заболевание вызывается вибрионами, но только при нарушении иммунитета

/Грановская Р.М., Конфликты и творчество…/

Мышление – самая трудная работа. Для ее выполнения требуется организованность, хорошо развитое внимание и память, наблюдательность, работоспособность. При массе в 2% от нашего тела мозг потребляет 15% всей вырабатываемой энергии.

Мозг каждого человека состоит примерно их 100 миллиардов нейронов, из которых используется только 20%. Компьютер, обладающий таким же количеством связей, что и мозг, должен быть высотой с 10-этажный дом и занимать площадь Франции, Бельгии и Швейцарии, вместе взятых! В процессе работы возникает бесконечное число новых связей. Мозг, как и любой орган, подчиняется главному биологическому закону – «все, что не используется – отмирает. Поэтому, хотя мы рождаемся с индивидуальным набором способностей, дальнейшее их развитие зависит сначала от нашей семьи, а по мере взросления – от нас самих. Развитие замедляет не возраст, а праздность и лень. Уже установленные связи уничтожаются алкоголем, наркотиками, болезнями.

С помощью тестов можно определить качественные и количественные характеристики. В шестом классе вы определяли тип мышления. Это качественная характеристика. Для определения количественных характеристик придуман коэффициент интеллекта. Узнать его приятно, если он высок, и полезно, если он скромен: это помогает умерить уровень притязаний. С помощью Теста интеллектуального потенциала можно узнать, насколько у вас развита логика и способность устанавливать связи между предметами и явлениями.

Тест интеллектуального потенциала

Инструкция. Каждое задание занимает одну строку, в левой ее части – четыре квадрата, три из которых заполнены рисунками, а четвертый – пустой. Рисунки в левой части находятся в определенной последовательности, которая не закончена. Ваша задача – найти подходящий рисунок в правой части задания и записать его номер в бланке рядом с номером задания, завершив, таким образом, последовательность.

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

6 -

7 -

8 -

9 -

10 -

11 -

12 -

13 -

14 -

15 -

16 -

17 -

18 -

19 -

20 -

Учитель разбирает вместе с учащимися тренировочные задания, акцентируя внимание, на том, что имеется только одно правильное решение. Убедившись, что все поняли инструкцию, дает команду приступить к выполнению основного задания.

http://metodkabi.net.ru/img/ms_7-1.gif
http://metodkabi.net.ru/img/ms_7-2.gif
http://metodkabi.net.ru/img/ms_7-3.gif

Правильные ответы:

1 - 2

2 - 3

3 - 2

4 - 6

5 - 3

6 - 5

7 - 6

8 - 2

9 - 3

10 - 3

11 - 2

12 - 2

13 - 2

14 - 6

15 - 5

16 - 1

17 - 3

18 - 5

19 - 6

20 - 2

Как развивать мышление

  Информация для мышления – все равно, что пища для тела. Источники информации – общение с людьми и книгами, экскурсии, путешествия, интернет. Как и пища, информация должна быть качественной.

  Мышление активизируется, когда стандартные решения не дают результатов. Поэтому так важно развивать у себя умение видеть предмет или явление с разных сторон, замечать необычное в обычном.

  Мышление и речь – неразрывны. Мышление развивается, когда вы рассказываете о прочитанном или увиденном, участвуете в дискуссиях, излагаете свои или чужие мысли в письменной форме.

Высокий уровень общего умственного развития является условием успешной профессиональной деятельности учителя, врача, юриста, психолога, инженера, экономиста, программиста и др. Определяется он как природными задатками и наследственностью человека, так и его жизненным опытом, образованием, воспитанием и чертами характера.

Примечание. Тест принадлежит к группе практических (невербальных) тестов и направлен на выявление уровня развития невербального интеллекта. В пособии представлен сокращенный вариант. Методика помогает определить способности к выводу закономерностей на основе анализа и синтеза невербальной информации. Успешность выполнения теста зависит от умения логически мыслить, устанавливать существенные связи между предметами и явлениями.

После того, как учащиеся ознакомились с инструкцией, преподаватель разбирает вместе с ними тренировочные задания, акцентируя внимание, на том, что имеется только одно правильное решение. Затем, убедившись, что все поняли, что от них требуется, дает команду приступить к выполнению основного задания.

Поскольку работа носит не столько диагностический, сколько развивающий характер, целесообразно провести обработку в классе, зачитав правильные ответы и попросив ребят самостоятельно проверить свои ответы. Узнавая правильный ответ, ребята видят, в чем они ошиблись.

Высокие результаты по данному тесту коррелируют с успехами по физике и математике. Расхождение результатов тестирования со школьной успеваемостью (высокие результаты – низкая успеваемость), а также отставание вербального мышление от невербального – признак педагогической запущенности, так как развитие вербального мышления напрямую зависит от условий воспитания и образования. ТИП может быть использован для оценки реалистичности ориентации школьника на высшее техническое и естественнонаучное образование, исследовательскую деятельность, на профессии, требующие высокого уровня развития пространственно- зрительных представлений.



Предварительный просмотр:

5 класс. Память и внимание

На внимание и память жалуются все,
на рассудок — никто.
 

Внимание — это направленность нашего сознания на определенный объект. Внимание обладает рядом свойств: устойчивостью, объемом, переключаемостью, распределением, концентрацией. Многие профессии предъявляют особые требования к вниманию. Например, водитель должен уметь распределять внимание, чтобы замечать все: сигналы светофора, ситуацию на дороге, работу самого автомобиля. Учитель должен контролировать ситуацию в классе и следить за логикой изложения учебного материала. Бухгалтер или ученый должны концентрироваться на своей работе так, чтобы не замечать возможные помехи. Говорят, Юлий Цезарь мог одновременно выполнять несколько дел. Попробуйте выполнить одновременно хотя бы два элементарных действия.

«Двойной счет»

Записывайте числа от 1 до 20, одновременно ведя вслух обратный отсчет. Например, пишете «1», а вслух говорите «20», «2» — «19» и т. д.

  Когда вы делали больше ошибок: в начале или в конце задания? Обычно в конце работы ошибок и затруднений бывает меньше, чем в начале: внимание, как любая функция, развивается, если ею заниматься, и угасает, если ею не пользоваться. Это упражнение тренирует нашу способность распределять внимание.

Внимание ребенка непроизвольно: он не прилагает никаких усилий, чтобы остановить свой взгляд на яркой игрушке, новом человеке. Непроизвольное внимание включается, если мы увидели что-то интересное, необычное, привлекающее нас вопреки нашей воле. Нарушение произвольного внимания у ребенка может быть следствием мозговых нарушений, эмоциональных и психических проблем, порочного стиля воспитания. У взрослых людей недостаток произвольности может наблюдаться в состоянии сильного стресса (дистресса), при хронической усталости и ряде заболеваний и нередко приводит к ошибкам в работе. Поэтому летчики, авиадиспетчеры, водители, операторы производств, связанных с повышенной ответственностью, перед выходом на рабочее место должны проходить медицинскую экспертизу.

Многих бед удалось бы избежать, если люди с нарушениями внимания были вовремя отстранены от работы.

Игра «Муха»

На доске чертится девятиклеточное игровое поле (3 х 3). Воображаемая муха находится в центре поля. Учащиеся по очереди (порядок может определять учитель) дают «мухе» одну из четырех команд (вверх, вниз, вправо, влево). Все ученики должны внимательно следить за перемещениями воображаемой мухи: достаточно на секунду отвлечься, чтобы потерять «муху» и выйти из игры. Выигрывает тот, кто останется.

Память — это способность запоминать то, что мы видим, слышим, говорим и делаем, сохранять все это, и в нужный момент воспроизводить. Запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение — основные функции памяти.

Продуктивность памяти характеризуется объемом и скоростью запоминания информации, длительностью ее сохранения и точностью воспроизведения. По характеру усваиваемой информации различают слуховую, зрительную, моторную, эмоциональную, логическую память.

В быту и на работе иногда приходится делать усилия, чтобы что-то вспомнить. Наверное, каждый оказывался в неловкой ситуации, когда тут же забывал имя человека, с которым его только что познакомили. В этом случае помогает метод ассоциаций. Например, вас познакомили с человеком, которого зовут Николай Васильевич. Как Гоголя. Легко запомнить, если вы, конечно, знаете, кто такой Гоголь и как его звали. Можно найти ассоциации с именами родителей, друзей, школьных учителей, артистов, музыкантов.

«Без внимания нельзя ничего достичь: недостаток внимания – это недостаток мысли, иначе говоря, — либо глупость, либо безумие. Рассеянность делает человека до такой степени похожим на дурака или сумасшедшего, что я не вижу особой разницы между всеми тремя. У дурака никогда не было способности мыслить, сумасшедший потерял ее навсегда, а человек рассеянный на время. У сэра Ньютона, мистера Д. Локка, может быть, еще у человек пяти-шести с самого сотворения мира было право на рассеянность, проистекающую от крайней напряженности мысли, которой требовали их занятия. Но если молодой человек будет проявлять в обществе подобного рода рассеянность и считать себя вправе это делать, то это мнимое его право на рассеянность обернется для него, скорее всего, тем, что он будет просто из общества исключен».

/Отрывок из письма известного английского политика и дипломата XIX века лорда Честерфильда своему сыну/

  Согласны ли вы с его мнением? Обоснуйте свой ответ.

  Проверьте непроизвольную память и внимание, ответив на эти вопросы:

- Какой фонарь у светофора находится вверху: красный или зеленый?
- В каком порядке расположены цвета российского флага?
- Нарисуйте по памяти, как расположены кнопки на вашем телефоне.
- Куда открывается дверь в классе: наружу или внутрь?

Как тренировать память

  Плохая память нередко следствие плохого внимания. Чтобы сконцентрироваться на задаче, недостаточно просто думать о ней. Необходимо зрительно представить или проиграть ситуацию выявить новые детали, рассмотреть задачу с различных сторон, поставив себя на место других людей.

  Тренируйте зрительную память, пытаясь перед сном как можно ярче представить дневные события. Мысленно всмотритесь в лица и предметы, стараясь увидетьдетали.

  Тренируйте слуховую память. Попробуйте повторить сказанное диктором с интервалом в несколько секунд, как это делает переводчик-синхронист. Выпишите понравившиеся интересные афоризмы и цитаты. Ежедневно запоминая хотя бы одну из них, вы не только улучшите память, но и обогатите свою речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий интеллектуальной игры в 6-7 классах «Крестики-нолики» (Интеллектуальное шоу для учащихся 6-7-х классов)

Основой игры является классическая игра.В игре участвуют две команды. В ходе жеребьевки одна из команд получает название «Крестики», вторая – «Нолики». Каждая команда выбирает капитана, который берет ...

Вебинар: Формирование личностных результатов образования по ФГОС: интеллектуально-познавательные и интеллектуально-подвижные игры во внеурочной деятельности

Цель вебинара: представление опыта формирования личностных результатов через игру посредством организации интеллектуально-познавательных и интеллектуально-подвижных игр во внеурочной деятельности. ...

Конспект интеллектуальной олимпиады "По дороге знаний" для подготовительных к школе групп. Задания интеллектуальной олимпиады по блокам.

Интеллектуальная олимпиада для старших дошкольников.Подготовила: учитель-дефектолог Пименова Т.Н. Цели: 1. Обобщать и систематизировать знания, умения и навыки детей в области элементар...

Презентация "Применение интеллектуальных карт в обучении и воспитании: интеллект-карты как способ активизации интеллектуальной активности посредством визуальной информации" к мастер-классу для молодых педагогов школы

Данная презентация раскрывает использование в работе педагогов методики интеллектуальных карт. Многие учащиеся сегодня неотрывны и даже в какой-то степени зависимы от различных гаджетов, они не ...

Программа обще интеллектуального направления для старших классов "Интеллектуальные игры"

Интеллектуальная игра - индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры об...

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...

Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спор

Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории)   илиВыявление и развитие  спосо...