Профилактическая работа в психолого-педагогическом сопровождении обучающихся
учебно-методический материал по психологии на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Правовой основой организации обучения педагогических работников, работающих с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, а также обучения родителей по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ, распространения ВИЧ-инфекции и жестокого обращения с детьми является:
Конституция Российской Федерации; Гражданский кодекс Российской Федерации; Семейный кодекс Российской Федерации; Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761); Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690); Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 436 "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"; Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"; Федеральный закон от 7 июня 2013 г. № 120-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ«;
Федеральный закон от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)"; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. № 202-р "Об утверждении плана мероприятий по созданию государственной системы профилактики немедицинского потребления наркотиков и совершенствованию системы наркологической медицинской помощи и реабилитации больных наркоманией (на 2012 - 2020 гг.)".
В соответствии с пунктом 40 Плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. № 1916-р Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2013 г. № ВК-843/07 «Рекомендации по организации обучения педагогических работников, работающих с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, а также родителей (законных представителей) детей по вопросам профилактики суицидального поведения обучающихся, употребления психоактивных веществ, распространения ВИЧ-инфекции и жестокого обращения с детьми»
“Прежде чем ополчиться на зло, взвесьте, способны ли вы устранить причины, его породившие” ( Вовенарг )
МБОУ СОШ п.Южный Администрация Библиотека Ученическое самоуправление Медико-психолого-пед.служба: врач, психолог, соц. педагог, вожатая Семья Кл. руковод Учитель-предметник Ребёнок ИПК СМИ Внешкольные организации Комиссия по делам несовершеннолетних Правоохранительные органы Наркологические службы Система дополнительного образования Специалисты ЦРБ Общественные организации Учреждения доп.образования и культуры Школьный инспектор
ЭТАПЫ РАБОТЫ I этап: Диагностический Выявление степени вовлеченности учащихся в проблему II этап: Организационно-практический Повышение психосоциальной адаптации детей III этап: Заключительный Подведение итогов, формулирование задач на следующий период
«Учись доброму, так худое и на ум не пойдет» Стратегический приоритет первичной профилактики -создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья , т.е. освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения .
Цель первичной профилактики Цель первичной профилактики-воспитание психически здорового , личностно развитого человека Формирование устойчивых жизненных позиций, выработка потребности здорового образа жизни
Цель профилактической программы – создание в школьной среде условий, для здорового образа жизни, препятствующих распространению ПАВ Смысл профилактической деятельности современной школы – создание образовательной среды, способствующей развитию личности. Свойства образовательного пространства могут способствовать как отождествлению с ним и его нормами, так и отторжению, принятию антисоциальных норм и правил
Важные элементы климата школы: Выявление потенциальных возможностей учеников; Установка четких правил и их последовательное соблюдение; Соблюдение дисциплины; Сохранение высокого качества образовательного процесса; Сохранение здания школы в хорошем состоянии; Составление четкого режима работы; Поддержка участия учеников и родителей в жизнедеятельности школы; Проявление поддержки со стороны учителей; Выражение позитивных ожиданий в отношении учеников.
Эффективные и неэффективные программы :
Важно В связи с проблемой аддиктивного поведения актуальны такие стороны школьной жизни, как адекватная учебная нагрузка детей. Целесообразно включение в образовательный цикл предметов, интегрированных курсов, спецкурсов и факультативов, направленных в своем содержании на расширение объема знаний о реальной жизни. Информация о наркотиках и наркопреступности , поданная без учета подростковой психологии, может возбудить нездоровый интерес у слушателей
Методические принципы:
Комплексный характер: вопросы предупреждения использования психоактивных веществ должны рассматриваться в качестве звеньев единой системы психологического сопровождения и учебно-воспитательного процесса
Актуальность: содержание педагогической профилактики должно отражать наиболее актуальные для данного возраста проблемы, связанные с различными аспектами наркотизма ; содержание мероприятий профилактической программы определяется в соответствии с тем, как в разных возрастных группах происходят накопление опыта и информации
Опережающий характер: целевая подготовка детей должна осуществляться заблаговременно, т.е. до наступления того возрастного этапа, когда приобщение к тому или иному виду одурманивания для ребенка становится реальным; приоритетным в ее структуре является направление, связанное с предотвращением первичного обращения ребенка к одурманиванию
Конструктивно-позитивный характер: не только запрещение тех или иных поведенческих форм, связанных с одурманиванием, но и, главным образом, развитие индивидуальных механизмов, обеспечивающих ребенку успешную социальную адаптацию – важно не только сформировать у ребенка представление о недопустимости одурманивания, но и показать ему, как без помощи одурманивающих веществ можно сделать свою жизнь интересной и счастливой
Принцип запретной информации: полностью исключается использование сведений, способных провоцировать интерес детей к наркотизации, облегчающих возможность приобщения к одурманивающим веществам (информация о специфических свойствах различных одурманивающих веществ, способах их применения )
главное требование организации профилактической работы -максимальное исключение возможности обратного эффекта — “повышенного интереса”, т. е. сообщаемая информация не должна вызывать “поисковой активности” ребенка, желания на собственном опыте проверить достоверность приводимых фактов .»
Содержание профилактической деятельности учителя: основные направления и формы работы
Условия формирования устойчивости к наркогенному воздействию: развитие общих механизмов эффективной социальной адаптации, альтернативные наркотизации (ребенок может реализовывать свои социальные потребности, не прибегая к наркотизации) осознание личностной ценности здоровья, важности и необходимости соблюдения законов здорового образа жизни, овладения приемами и навыками сохранения и укрепления своего организма
Логика построения профилактических программ основана на формировании у ребенка прежде всего: навыков самосохранения (нечаянно не выпить неизвестное лекарство, не быть пассивным курильщиком, избежать опасности соприкосновения с наркоманом, алкоголиком); эмоционального неприятия “наркотических” форм поведения в качестве положительной ролевой модели ( наркотизм в любой форме - это болезнь, больных жалко, а походить на “жалких” не престижно);
осознания возможности очень быстрого и незаметного для себя вовлечения в состояние зависимости (некоторым достаточно одной пробы, чтобы стать зависимым, но никто заранее не может гарантировать, что ты не относишься к таким людям); собственная жизненная позиция, позволяющая формировать круг интересов, выстраивать позитивные отношения с людьми, не прибегая к “суррогатам” общения в виде сигареты, рюмки; умение отстаивать свою точку зрения в любой ситуации
Цель профилактических мероприятий: создать личный иммунитет против приема первой дозы, вызвать отвращение ко всем видам и формам приема наркотических веществ, причем не только на уровне понимания, знаний и умений, но на уровне ощущений, эмоций, идущих из подсознания через введение элементов ненавязчивого воздействия на сознание и подсознание ребенка в процессе каждодневной педагогической деятельности, в процессе обучения и воспитания.
Профилактическая работа с младшими школьниками:
Правила работы с младшими школьниками: Профилактическая работа в это время не должна вестись “в лоб”- не должна содержать негативные примеры и ситуации, незнакомые детям. Отталкиваться нужно от того опыта, который имеют дети; Беседами добиться усвоения желательного поведения нельзя, т. к. у ребенка нет опыта “нездоровья”, который имеют большинство взрослых ; Основной формой организации педагогической профилактики для младшего школьного возраста является игровая: конкурсы, ролевые игры, соревнования. Через игру у ребенка можно сформировать и культуру здоровья, и здоровьесберегающее поведение .
Педагогическая профилактика зависимого поведения у младших школьников: Цель-адаптация учащихся к школе Задачи: 1. Налаживание взаимодействия школы и семьи 2. Оптимизация педагогических стилей учителей, работающих в начальной школе 3. Формирование традиций в каждом конкретном классе: празднование дней рождений детей, общепринятых праздников, специфических праздников для данного класса, школы, совместные поездки на экскурсии, природу, походы в театры, на выставки 4. Формирование у детей здорового образа жизни.
Профилактическая работа с подростками:
Задачи профилактической работы с подростками: уметь выбирать достойные способы общения, основанные на уважительном отношении друг к другу, уметь находить наиболее гибкие и конструктивные пути взаимодействия с родителями, учителями, сверстниками; научиться содержательному проведению досуга; участвовать и организовывать развивающие игры; научиться практике самопознания и самовоспитания; уметь строить реальные жизненные планы и искать пути их реализации;
Задачи профилактической работы с подростками: осознать негативные последствия приема наркотиков для здоровья, душевного благополучия, разрешения школьных и внутрисемейных проблем; определить скрытые мотивы приема наркотиков; научиться поведению в типичных межличностных ситуациях, стимулирующих употребление наркотических веществ; уметь применять способы отказа от наркотиков; распознавать симптомы наркотического опьянения, иметь представление о типичном поведении одурманенных и способах общения с ними.
Для повышения эффективности профилактической работы педагог должен понимать: • Наиболее эффективный, с точки зрения профилактики, специалист – учитель; • Школа имеет наибольшие возможности в профилактике наркомании; • Наркоманами становятся дети разных родителей – любого положения; образования, личных качеств и профессий; • Если в семье есть наркоман, то это тщательно скрывается
Педагог должен знать : • Влияние личного примера и личные отношения с учеником имеют огромное значение; • Факторы риска наркозависимости; • Факторы защиты от наркозависимости; • К кому, куда можно обратиться родителям в случае подозрений;
Педагог должен уметь: • Чётко заявлять и обосновывать своё отношение к наркотическим веществам и людям, их употребляющим; • Эффективно общаться; • Обсуждать с детьми моральные ценности; • Определить по внешним и поведенческим признакам, что в жизни и в состоянии ребёнка произошли изменения; • Выбрать тактику общения с ребёнком, вызывающим беспокойство; • Корректно сообщать о своих наблюдениях родителям и направить в специализированные учреждения.
В результате эффективной профилактической работы подросток понимает: Все наркотики – это сильнодействующие яды; Каждый человек имеет право сказать “НЕТ” как другим, так и самому себе; Наркомания – неизлечимая болезнь на всю жизнь; На каждого человека сильно влияет его окружение.
Подросток знает: Сильные и слабые наркотики – условное деление; Как может оказываться на него психологическое давление; Способы и правила отказа; Зависимость может возникать даже после однократного употребления наркотика; Каждый может сам влиять на своё окружение.
Подросток умеет: Отличать ситуацию предложения наркотиков от менее опасной Сказать “нет” на предложение друзей, если то, что они предлагают, не соответствует собственному желанию; Сопротивляться давлению; Обращаться за помощью; Продумывать все “за” и “против” перед тем, как сделать выбор; Вести себя уверенно и неагрессивно; Чётко формулировать свою позицию .
Спасибо за внимание Подготовила: Андрияничева А.И., педагог-психолог МБОУ СОШ п.Южный
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НЕДЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ УЧАЩИХСЯ 1 – 8 КЛАССОВ педагог-психолог Романова Е.Б.
НЕДЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ УЧАЩИХСЯ 1 – 8 КЛАССОВ...
НЕДЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ УЧАЩИХСЯ 1 – 8 КЛАССОВ педагог-психолог Романова Е.Б.
НЕДЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ УЧАЩИХСЯ 1 – 8 КЛАССОВ...
План работы социально - психолого - педагогического сопровождения замещающих семей
Роль семьи в развитии человека несравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами. Потеря семьи в детстве (ситуация сиротства) отражается на дальнейшем развитии ребенка.Сопровож...
"Организация работы по психолого-педагогическому сопровождению"
Сопровождение педагога-психолога участников образовательного процесса....
Из опыта работы "Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в образовательном процессе с использованияем дистанционных форм обучения -2020"
Коррекционная работа узких специалистов (психолога, дефектолога) с детьми с ОВЗ в рамках дистанционного обучения -2020...
Программа работы Службы психолого- педагогического сопровождения ОУ
Программа раскрывает с содержание направлений работы всех специалистов и сотрудников службы сопровождения ОУ....
Как организовать работу психолого-педагогического консилиума с обучающимися ОВЗ
Школы и детские сады обязаны создать психолого-педагогический консилиум (ППк). Это требование установило Минпросвещения в распоряжении от 09.09.2019 № Р-93. Организовать работу консилиума помогут...