Программа работы Службы психолого- педагогического сопровождения ОУ
рабочая программа по психологии
Программа раскрывает с содержание направлений работы всех специалистов и сотрудников службы сопровождения ОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sluzhby_soprovozhdeniya_2022-23.doc | 222 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением английского языка
Василеостровского района Санкт-Петербурга
«Утверждаю»
Директор ГБОУ школы №12
с углубленным изучением английского языка
Василеостровского района Санкт- Петербурга
________________ /Д.А. Шведова/
Пр. № _____ от «____» ____________2022 год
Программа работы
Службы психолого- педагогического сопровождения
ГБОУ школы № 12 с углубленным изучением английского языка
Василеостровского района Санкт- Петербурга
2022-2023 учебный год
Санкт- Петербург, 2022
Пояснительная записка
В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий, как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.
Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Именно поэтому на современном этапе развития системы образования возникает потребность организации психологического сопровождения внедрения ФГОС, как на муниципальном уровне, так и на уровне каждого образовательного учреждения. Именно этим обусловлена необходимость разработки и применения системы психолого-педагогического сопровождения, которая с одной стороны, интегрировала бы диагностику, консультации, тренинги и другие формы психологической работы, а с другой стороны, включала бы сопровождение всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов. Данная система должна обеспечить формирование у обучающихся стремления к личностному развитию и социализации.
Психолого-педагогическое сопровождение является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи участникам образовательного процесса в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Это предполагает, что специалист по сопровождению не только владеет методиками диагностики, консультирования, коррекции, но обладает способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, соорганизацию в этих целях участников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация). Качественно проведенный анализ позволяет более четко спланировать деятельность и повысить качество предлагаемых образовательным учреждением услуг.
В основу плана работы Службы сопровождения на 2022– 2023 учебный год легли:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»,
- Федеральный закон от 31.07.2020 №304- ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
- Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 22.02.2021) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"
- Приложение к письму Минобразования России от 27 июля 2003г.№ 28-51-513/16 Методические рекомендации по психолого- педагогическому сопровождению обучающихся в учебно- воспитательном процессе в условиях модернизации образования
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом министерства образования и науки 06.10.2009 г № 373;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Министерства образования и науки 11.12.2020 г № 1897;
- СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002).
Цель: организация психолого-социального сопровождения образовательного процесса путем реализации комплекса превентивных, просветительских, диагностических и коррекционных мероприятий, направленных на создание условий для успешного развития, обучения и социализации личности ребенка.
Для решения поставленной цели необходима реализация следующих задач:
- создание благоприятного для развития учащихся психологического климата, реализация возможностей и резервов развития каждого ребенка в рамках ФГОС НОО и ООО;
- Систематическое отслеживание психолого-педагогических компетентностей ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения;
- Формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
- создание благоприятных условий для получения образования и сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях школы;
- обеспечение профилактики девиантного поведения, суицидов, безнадзорности, правонарушений и преступлений среди учащихся, формирование готовности к противодействию негативным явлениям социума;
- оказание современной адресной психологической помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- профилактика и коррекция отклонений в развитии, поведении и деятельности обучающихся;
- формирование комплекса поведенческих навыков, позволяющих ребёнку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с предъявляемыми требованиями;
- организация продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса, оказание своевременной психологической помощи преподавателям, учащимся и их родителям.
Контингент: все участники образовательного процесса.
Задачи Службы сопровождения на разных ступенях образования:
1. Дошкольное образование — ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе.
2. Начальная школа — определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», формирование универсальных учебных действий, развитие творческих способностей.
3. Основная школа — сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков и компетенций, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика асоциального поведения (девиантного поведения, антинаркотической, профилактика деструктивных форм поведения)
4. Старшая школа — помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности), развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
Особого внимания в работе Службы сопровождения требуют переходные возрастные этапы развития обучающихся и переход на новую ступень обучения.
В основе деятельности Службы сопровождения заложены следующие принципы:
- принцип системности – существование алгоритма работы и использование возможностей всех основных направлений деятельности психолога;
- принцип ценности и уникальности личности, приоритета личностного развития, заключающийся в самоценности ребенка и в признании индивидуальности, при котором обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка. Этот принцип предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное, эмоциональное, духовно-нравственное, физическое и психическое развитие и саморазвитие каждого ребенка с учетом индивидуальных возможностей и способностей;
- принцип целостности – при любом психолого- педагогическом воздействии на личность необходимо работать со всей личностью в целом, во всём разнообразии её познавательных, мотивационных, эмоциональных и др. проявлений.
- принцип целесообразности и причинной обусловленности – любое психолого- педагогическое воздействие должно быть осознанным и подчинено поставленной цели, т.е. специалист должен осознавать, почему и для чего он это делает – причину и цель воздействия. Воздействие должно быть направлено на причину явления, а не на его следствие;
- принцип своевременности – любое психолого- педагогическое воздействие должно быть проведено вовремя и в наиболее благоприятных для его высокой эффективности условиях;
- принцип практической направленности - формирование универсальных учебных действий, способности их применять в практической деятельности и повседневной жизни. Этому способствуют: работа с разными источниками информации; работа в сотрудничестве (в малой и большой группе) в разном качестве (ведущего, ведомого, организатора деятельности); самостоятельная работа, понимаемая не как работа в одиночестве и без контроля, а как работа по самообразованию (важнейшее умение в интеллектуальном развитии школьника);
- принцип эмоционально-ценностной ориентации учебно-воспитательного процесса;
- принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня, эффективного и бесконфликтного взаимодействия, получения психолого- педагогической помощи в сложной жизненной ситуации.
Основные направления деятельности школьной Службы сопровождения
1. Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
2. Диагностика индивидуальная и групповая (скрининг) - выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения.
3. Консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для развития личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению.
4. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
5. Составление индивидуального образовательного маршрута - комплексная работа специалистов образовательного учреждения и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, а также организация условий для реализации индивидуального маршрута развития.
6. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация работы, прежде всего, с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики.
7. Психологическое просвещение и образование детей и взрослых - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
Ожидаемые результаты сопровождения учебно-воспитательного процесса
- Гармоничное развитие обучающихся, способных к дальнейшему развитию своего личностного, физического, интеллектуального потенциала;
Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий (согласно ФГОС), включаемых в следующие три основных блока:
- самоопределение - сформированность внутренней позиции обучающегося - принятие и освоение новой социальной роли обучающегося;
- смыслоообразование - поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
- морально-этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости;
- способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося указанных выше регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т. е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:
– способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации и искать средства её осуществления; умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
– умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
– умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;
– способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
– умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
2. Успешная адаптация обучающихся в учебно-воспитательном процессе;
3. Успешная адаптация и социализация выпускников образовательного учреждения;
4. Создание мониторинга психологического статуса обучающегося;
5. Создание системы психолого- педагогического сопровождения по организации психологически безопасной образовательной среды.
Критерии эффективности реализации деятельности Службы сопровождения
Любая развивающаяся система содержит в себе ряд взаимосвязанных компонентов: потребности, цели, задачи; действия по отбору содержания, выбору методов, средств; результат; рефлексия. Невнимание хотя бы к одному из этих компонентов разрушает целостность системы сопровождения, снижает ее эффективность.
Критериями эффективности рекомендуется считать следующие:
1. Прослеживается повышение уровня развития и воспитанности обучающихся, их коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
2. Улучшаются адаптационные возможности; наблюдается положительная динамика и устойчивые результаты коррекционно-развивающей работы.
3. При рациональных затратах времени и усилий растет психологическая компетентность педагогов, усиливаемые целостностью коллективного педагогического воздействия, возрастает интеллектуальный уровень коллектива, решаемые ими задачи опираются на новые эффективные формы работы с детьми и родителями.
4.. Улучшается психологический климат в педагогическом и классных коллективах, повышается стрессоустойчивость участников образовательного процесса в целом, утверждается взаимопомощь.
5. Рост профессионального мастерства учителей проявляется в изменении характера их затруднений, уменьшении количества затруднений в элементарных психологических вопросах.
6. Главным условием сотрудничества, сотворчества всех участников образовательного процесса является демократизм действий, опора на данные диагностики (мониторинговых исследований) свобода выбора методов и средств обучения.
Содержание направлений работы службы сопровождения
Наименование работы | Условия проведения | Субъект реализации | Сроки выполнения | Предполагаемый результат | |
Организационно-методическое направление | |||||
Планирование работы службы сопровождения , в соответствии с приоритетными направлениями школы | - | зам. директора по ВР Педагог-психолог Социальный педагог | Август - сентябрь | Систематизация деятельности в течение учебного года. Согласованность работы специалистов и администрации. | |
Составление совместного плана работы со службами школы на учебный год. | - | Администрация зам. директора по ВР Педагог-психолог Социальный педагог | Август - сентябрь | Согласованный план мероприятий с межведомственными организациями | |
Работа школьного психолого- медико- педагогичекого консилиума (ПМПК) | - | Специалисты школьного консилиума | В течение года | Организация сопровождения обучающихся, выявление детей склонных к дезадаптации. Разработка рекомендаций классным руководителям и педагогам-предметникам по оказанию помощи детям с дезадаптацией. | |
Составление индивидуального маршрута развития обучающегося | - | зам. директора по ВР зам. директора по УР Педагог-психолог Социальный педагог Педагоги | В течение года | Разработка рекомендаций по сопровождению конкретного ребенка и семьи | |
Участие в проведении психолого-педагогических консилиумов по вопросам адаптации учащихся 1-х и 5-х, 10-х классов. | - | Специалисты службы сопровождения | Октябрь ноябрь | Выявление детей склонных к дезадаптации. Разработка рекомендаций классным руководителям и педагогам-предметникам по оказанию помощи детям с низким уровнем уч. мотивации и дезадаптации. | |
Выступления на педагогических советах школы | - | Специалисты службы сопровождения | В течение года | Информирование педагогических работников о деятельности, результатах и перспективных направлениях психологической службы. | |
Оказание методической помощи классным руководителям в проведении классных часов и родительских собраний | - | Специалисты службы сопровождения | В течение года | Подготовка просветительского материала для детей и родителей. | |
Изучение нормативных документов и методической литературы. | - | Специалисты службы сопровождения | В течение года | Повышение уровня профессиональной компетенции | |
Участие в семинарах, конференциях, заседаниях РМО психологов , социальных педагогов, родительских собраниях (общешкольных и районных) | - | Специалисты службы сопровождения | В течение года | Повышение уровня профессиональной компетенции | |
Составление программы развития для обучающихся с особыми образовательными потребностями | Индивидуальная | Специалисты службы сопровождения Классные руководители | По мере поступления ребенка с ОВЗ в школу | Наличие программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ, согласно заключения ПМПК. | |
Составление программы сопровождения одаренных учащихся | - | Специалисты службы сопровождения Классные руководители | По мере выявления ребенка | Наличие программы сопровождения одаренных детей с учетом индивидуальных интеллектуальных и физических возможностей ребенка | |
Сбор первичной информации о семьях детей, находящихся в сложной жизненной ситуации, детей с ОВЗ, детей «группы риска», с девиантным поведением, находящихся под опекой. | Индивидуальная работа с обучающимися, родителями и классными руководителями | Специалисты службы сопровождения Классные руководители | Сентябрь октябрь | Формирование банка данных о детях и семья, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении. | |
Составление планов индивидуального сопровождения детей «группы риска», с девиантным поведением и состоящих на внутришкольном учете, на учете в КДН и ЗП, ПДН ОМВД | - | Социальный педагог Педагог- психолог Кл. руководитель | Сентябрь | Наличие программы сопровождения детей «группы риска», с девиантным поведением и состоящих на внутришкольном учете, на учете в КДН и ЗП, ПДН ОМВД с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его ближайшего окружения и стилей семейного воспитания. | |
Ведение отчетной документации | - | Специалисты службы сопровождения | В течение года | Систематизация деятельности, формирование накопительных папок | |
Изготовление пособий к занятиям. Оборудование кабинета | - | Специалисты службы сопровождения | В течение года | Наличие методического материала, комфортные условия для работы с обучающимися | |
Обобщение, систематизация и накопление полученных данных | - | Специалисты службы сопровождения | В течение года | Написание анализа работы, сопоставление данных. | |
Диагностическое направление | |||||
Диагностика особенностей процесса адаптации первоклассников | Групповая | Педагог- психолог | Сентябрь Апрель (повторно) | Сбор информации о факторах и причинах дезадаптации, определение группы риска | |
Диагностика развития УУД в 1-х - 4-х кл. Стартовая Итоговая | Групповая | Педагог- психолог | СентябрьАпрель Май | Получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности УУД | |
Диагностика готовности к переходу учащихся 4 – х классов в среднюю школу | Групповая | Педагог- психолог | Апрель- май | Исследование уровней мотивации, тревожности. Выявление группы риска. | |
Исследование адаптации 10 классов к обучению в старшем звене школы | Групповая | Педагог- психолог | Сентябрь Март | Выявить уровень адаптации к профильному обучению Выработка рекомендаций для классных руководителей | |
Диагностика особенностей процесса адаптации пятиклассников | Групповая | Педагог- психолог | Сентябрь Октябрь Март | Сбор информации о факторах и причинах дезадаптации, определение группы риска | |
Исследование психологического климата в классном коллективе | Групповая | Кл.руководитель Педагог- психолог | Сентябрь В течение года по запросу | Выявить особенности взаимодействия подростков. Разработать рекомендации по налаживанию отношений. | |
Диагностика развития УУД 5-11 класс | Групповая | Педагог- психолог | Сентябрь Март | Мониторинг динамики развития УУД | |
Диагностика удовлетворенности образовательным процессом участников образовательных отношений | Индивидуальная, Групповая | Кл.руководитель Педагог- психолог | В течение года согласно плану ВР | Определить уровень удовлетворенности образовательным процессом учащихся и их родителей. | |
Диагностика уровня воспитанности учащихся 1- 11 классов | Групповая | Кл. руководители Педагог – психолог | согласно плану ВР | Мониторинг уровня воспитанности обучающихся 1 – 11 классов. | |
Диагностика психологической готовности обучающихся к итоговой аттестации (9,11кл) | Групповая Индивидуальная | Педагог-психолог | Февраль | Определение обучающихся нуждающихся в сопровождении | |
Диагностика профессионального самоопределения обучающихся 8,9-х классов | Индивидуальная Групповая | Педагог- психолог | Ноябрь | Создание условий для успешной профориентации и выбора профиля дальнейшего обучения | |
Диагностика в рамках индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы | Индивидуальная Групповая | Педагог - психолог | В течение всего года | Определение результатов коррекционно- развивающей работы с детьми, испытывающими трудности. | |
Углубленное психологическое обследование детей для прохождения ПМПК | Индивидуальная | Педагог- психолог Социальный педагог | В течение года | Выявление проблем в освоении образовательных программ, формирование пакета необходимых документов для прохождения ПМПК. | |
Тестирование обучающихся согласно плану профилактической работы (СПТ, терроризм, инфобезопасность, суицид и т.д.) | Групповая | Социальный педагог Педагог- психолог Кл. руководители | По плану ВР и Комплексного плана профилактики | Выявление обучающихся «группы риска» | |
Углубленная диагностика детей «группы риска», с девиантным поведением, находящихся под опекой, состоящих на внутришкольном учете и на учете в КДН и ЗП, ПДН ОМВД | Индивидуальная, | Педагог- психолог Социальный педагог | В течение года | Определение уровня развития ребенка; разработка коррекционно-развивающих программ в соответствии с выявленными отклонениями в развитии и поведении. | |
Диагностика неблагополучных семей, относящихся к «группе риска» | Индивидуальная | Социальный педагог Педагог- психолог | В течение года | Определение особенностей стиля воспитания, отношение детей к родителям, ценностные ориентиры и потребности. Разработать план сопровождения семей. | |
Диагностическое исследование кл.кол-ва (по запросу) | Групповая | Педагог-психолог | В течение года | Выявление трудностей мешающих развитию и обучению класса | |
Исследование внутрисемейных отношений (по запросу) | Индивидуальная | Педагог- психолог | В течение года | Выявить особенности взаимодействия членов семьи. Разработать рекомендации по налаживанию внутрисемейных отношений. | |
Коррекционно-развивающее направление | |||||
Коррекционно-развивающие занятия с группой детей со слабой учебной мотивацией и имеющих высокий риск школьной дезадаптации. | Групповая, индивидуальная | Педагог- психолог Педагоги предметники | В течение года | Предупреждение дезадаптации, развитие когнитивной, эмоциональной и коммуникативной сферы, снижение уровня тревожности | |
Коррекционно-развивающие занятия с обучающимися группы риска и с девиантным поведением, состоящими на учете в КДН , ПДН ОМВД (по запросу) | Индивидуальная | Социальный педагог Педагог- психолог | В течение года | Развитие коммуникативных навыков, эмоционально-волевой саморегуляции, формирование ценностных ориентаций и жизненного самоопределения. | |
Коррекционно-развивающие занятия с учащимися с ОВЗ и детьми инвалидами, согласно заключения ПМПК и медицинских показаний | Индивидуальная | Специалисты службы сопровождения | По мере прибытия ребенка | Развитие когнитивной, эмоционально-волевой, коммуникативной сферы, повышение адаптивности ребенка в детском коллективе. | |
Коррекция межличностных и внутрисемейных отношений (по запросу) | Индивидуальная | Педагог -психолог. | В течение года | Развитие навыков внутрисемейного взаимодействия, взаимодействия между педагогами и родителями, педагогами и учениками. | |
Просветительское направление | |||||
Участие в родительских собраниях по вопросам адаптации учащихся 1, 5 и 10 классов. | Групповая | Специалисты службы сопровождения | Сентябрь-октябрь | Просвещение родителей по вопросам готовности и адаптации детей; возрастных особенностях развития и воспитания | |
Участие в педагогических советах (консилиумах) по вопросам адаптации 1,5 и 10 классов | Групповая | Специалисты службы сопровождения | Октябрь, Декабрь | Просвещение педагогов по вопросам адаптации обучающихся и о возрастных особенностях развития. | |
Участие в родительских собраниях по вопросам готовности учащихся 4 классов к переходу в среднее звено школы | Групповая | Педагог- психолог | Март | Просвещение родителей по вопросам готовности детей к переходу в среднее звено школы, особенности раннего подросткового возраста. | |
Семинар-практикум для классных руководителей «Создание благоприятного психологического микро-климата в классном коллективе». «Эффективный разговор с родителями». | Групповая | Педагог-психолог | Октябрь Март | Представление практических методик и рекомендаций для классных руководителей по созданию благоприятных условий в классном коллективе. Практические методы эффективного взаимодействия с родителями детей, разных категорий. | |
Неделя психического здоровья Неделя психологии | Групповая | Педагог – психолог Организаторы ВР | Октябрь
Апрель | Создание позитивного эмоционального настроя, расширение знаний о психологии обучающихся, педагогов и родителей, раскрытие индивидуальных особенностей и скрытых возможностей учащихся. Формирование ЗОЖ. | |
Выступление на родительском собрании по вопросам подготовки и сдачи итоговой аттестации | Групповая | Педагог- психолог | Май | Рекомендации для педагогов и родителей по подготовке детей к прохождению итоговой аттестации. | |
Участие в педагогических советах и общешкольных родительских собраниях (по запросу) | Групповая | Педагог - психолог | В течение года | Расширение знаний педагогических работников и родительской общественности по заданной тематике. | |
Просвещение педагогов по вопросам сплочения детского коллектива и раскрытия внутреннего потенциала каждого ребенка | Групповая, индивидуальная | Педагог- психолог | По запросу | Знакомство с методиками и играми на сплочение детского коллектива, знакомство со стадиями становления детского коллектива, методами работы с лидерами и отвергнутыми детьми. | |
Просвещение детей, родителей и педагогов по вопросам возрастных особенностей развития и воспитания. | Групповая, индивидуальная | Педагог- психолог Медицинские специалисты | В течение года | Знакомство родителей с возрастными особенностями подросткового и юношеского возраста, ведущих видах деятельности, индивидуальных особенностях и подростково-юношеской культурой общения и взаимодействия со сверстниками. | |
Просвещение и консультирование педагогов по результатам диагностических исследований детей | Групповая индивидуальная | Педагоги-психологи | В течение года | Анализ полученных данных, разработка рекомендаций, ознакомление с методами решения возникающих проблем. | |
Профилактическое направление | |||||
Посещение уроков в 1 и 5,10 классах | - | Педагог- психолог | Сентябрь- октябрь | Выявление неуспевающих, профилактика дезадаптации | |
Беседы с обучающимися, имеющими проблемы в обучении и поведении | Индивидуальная | Педагог-психолог Социальный педагог | В течение года | Профилактика девиантного поведения, изолированности учащихся. | |
Профилактические беседы с родителями по вопросам надлежащего контроля за детьми, удалению должного внимания вопросам воспитания и обучения своих детей | Индивидуальная | Социальный педагог Педагог- психолог | В течение года | Профилактика внутрисемейных конфликтов и дезадаптации несовершеннолетних в школе. | |
Совет профилактики школы | - | Завуч по ВР Социальный педагог Педагог- психолог Кл. рукводители Родители Инспектор | В течение года | Взаимодействие со специалистами школы в работе с детьми «группы риска». | |
Профилактика правонарушений (работа с детьми «группы риска», с девиантным поведением, состоящими на внутришкольном учете и на учете в КДН, ПДН ОМВД). | Групповая, индивидуальная | Социальный педагог Педагог- психолог. | В течение года | Корректировка жизненных ценностей, нормализация внутрисемейных отношений, развитие коммуникативных навыков, формирование социальных установок на ЗОЖ. | |
Профилактика противодействия идеологии терроризма и экстремизма | Групповая | Социальный педагог Педагог- психолог | В течение года по плану ВР | Воспитание у обучающихся культуры толерантности и межнационального согласия, достижение необходимого уровня правовой культуры обучающихся | |
Профилактика злоупотреления ПАВ несовершеннолетними | Групповая | Социальный педагог Педагог-психолог Специалисты межведомств. организаций | В течение года | Формирование навыков ЗОЖ, корректировка жизненных ориентиров подростков. | |
Профилактика суицидального поведения | Индивидуальная | Специалисты межведомств. организаций | В течение года | Формирование позитивных жизненных ориентиров, ценности жизни; ознакомление со способами преодоления стрессовых ситуаций, снятия тревожности, развитие навыков уверенного поведения. | |
Профилактика и обеспечение информационной безопасности | Групповая | Педагог- психолог Социальный педагог | В течение года согласно плану ВР | Пропаганда безопасного поведения в сети Интерент, обеспечение информационной грамотности обучающихся | |
Профилактика школьной дезадаптации и невроза, сохранение здоровья школьников. | Групповая | Педагог- психолог | В течение года | Применение здоровьесберегающих технологий, развитие навыков саморегуляции поведения, развитие навыков поиска компромиссных решений в конфликтах | |
Профилактика эмоционального выгорания педагогов | Индивидуальная Групповая | Педагог- психолог | В течение всего года согласно плану | Профилактика синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья учителей | |
Консультативное направление | |||||
Консультирование обучающихся школы по вопросам поведения, обучения и взаимодействия со сверстниками и учителями | Индивидуальная | Педагог- психолог Социальный педагог | В течение года | Психологическая помощь и поддержка при возникновении трудностей взаимодействия и пребывания в школе. | |
Консультирование родителей по вопросам воспитания и взаимодействия с детьми | Индивидуальная | Педагог- психолог Социальный педагог | В течение года | Оказание информационной и психологической помощи родителям. | |
Консультирование педагогов по вопросам взаимодействия с обучающимися и их родителями | Индивидуальная | Педагог- психолог Социальный педагог | В течение года | Оказание методической помощи педагогическому составу школы. | |
Консультирование педагогов и родителей по вопросам обучения и взаимодействия с ребенком с ОВЗ | Индивидуальная | Педагог- психолог Социальный педагог | По мере поступления ребенка с ОВЗ | Оказание информационной помощи родителям и педагогам о личностных особенностях ребенка с ОВЗ, об особенностях развития и обучения, о создании необходимых условия дома и в школе для благоприятного развития ребенка | |
Консультирование родителей, имеющих под опекой (усыновленных) несовершеннолетних детей | Индивидуальная | Педагог- психолог Социальный педагог | В течение года | Оказание психологической помощи по установлению доверительных отношений с ребенком после утраты родителей. | |
Консультирование администрации и педагогов по вопросам составления индивидуального плана обучения ребенка с ОВЗ с учетом рекомендаций ПМПК и медицинских показаний | Групповая | Специалисты службы сопровождения | По мере поступления ребенка с ОВЗ | Оптимизация деятельности педагогических работников и служб школы по разработке индивидуального образовательного маршрута. | |
Экспертная деятельность | |||||
Работа в составе школьного ПМПк | Индивидуальная | Специалисты службы сопровождения | В течение года | Взаимодействие со специалистами школы по оказанию помощи учащимся. Повышение профессиональной компетентности. | |
Комплексный медико-психолого-педагогической анализ безопасности образовательной среды | Посещение занятий, групповая | Специалисты службы сопровождения | В течение года | Оптимизация деятельности по здоровьесбережению школьников |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НЕДЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ УЧАЩИХСЯ 1 – 8 КЛАССОВ педагог-психолог Романова Е.Б.
НЕДЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ УЧАЩИХСЯ 1 – 8 КЛАССОВ...
НЕДЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ УЧАЩИХСЯ 1 – 8 КЛАССОВ педагог-психолог Романова Е.Б.
НЕДЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ УЧАЩИХСЯ 1 – 8 КЛАССОВ...
Положение о Службе психолого-педагогического сопровождения в системе образования в Московской области
Положение о Службе психолого-педагогического сопровождения в системе образования в Московской области...
План работы социально - психолого - педагогического сопровождения замещающих семей
Роль семьи в развитии человека несравнима по своему значению ни с какими другими социальными институтами. Потеря семьи в детстве (ситуация сиротства) отражается на дальнейшем развитии ребенка.Сопровож...
Создание образовательного пространства для эффективного самоопределения обучающихся ГБОУ школы №467 Колпинского района СПб на примере интеграции службы психолого-педагогического сопровождения, ОДОД и внеурочной деятельности.
В данном материале дается описание практико-ориентированной модели психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащихся в интеграции с отделением дополнительного образова...
Модель службы психолого-педагогического сопровождения
Статья раскрывает опыт работы службы психолого-педагогического сопровождения в КГБОУ "Ачинская школа № 3". Будет полезна педагогам-психологам, руководителям служб сопровождения....
Печатное издание на тему комплексного подхода в коррекционно-развивающем обучении детей с интеллектуальными нарушениями в работе специалистов службы психолого-педагогического сопровождения : "Неделя специалиста: Зимние забавы".
В данной книге содержатся занятия (мероприятия) специалистов СППиСС ГКОУ СКОШИ № 52 (Москва) по формированию и развитию навыков социализации и коммуникации у детей с интеллектуальными н...