Из опыта работы "Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в образовательном процессе с использованияем дистанционных форм обучения -2020"
материал
Коррекционная работа узких специалистов (психолога, дефектолога) с детьми с ОВЗ в рамках дистанционного обучения -2020
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_kiyashko_tekst.docx | 43.14 КБ |
Предварительный просмотр:
«Дистанционная образовательная среда».
Выполнила: Кияшко Оксана Викторовна, Педагог - психолог/учитель-дефектолог
Содержание
Эффективность психолого- педагогического сопровождения5
обучающихся с ОВЗ и их родителей 5
Приложения
Приложение 1 Памятка " Как сохранить психологическое здоровье в период дистанционного обучения"
Приложение 2 "Сборник психодиагностических игр и упражнений "
Приложение 3 "Динамика формирования интеллектуальных способностей (концентрации, устойчивости, переключаемости, распределения внимания), эмоционально - волевой сферы, произвольной регуляции детей с ОВЗ "
Приложение 4 "Результаты анкетирования родителей по дистанционному обучению"
Приложение 5 Программа окружного онлайн - семинара «Возможности дистанционного обучения детей с ОВЗ»
Введение
В апреле - мае 2020 года, когда все, мы оказались на карантине из-за пандемии коронавируса, традиционные методы контактного обучения стали не просто временно недоступны, а просто недопустимы. Здоровье и развитие детей, получающих коррекционную помощь, стали напрямую зависеть от способности педагога сориентироваться в стремительно меняющейся реальности. Потому что пауза и даже короткая остановка в коррекционных занятиях, для многих категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья привела бы к неминуемым последствиям – к потери сформированных умений и навыков. Фактически, к сведению усилий педагога на нет.
Пандемия вирусной инфекции (COVID-19) самым неожиданным образом поставила перед нами новую задачу: суметь продолжить обучение детей с различными нарушениями развития. Ведь, исходя из гуманной миссии нашей профессии, мы не можем оставаться в стороне от этой беды. Наше образовательное учреждение МКОУ СОШ № 47 организовало для обучающихся с ОВЗ занятия согласно календарно - тематическому плану c помощью бесплатного универсального мессенджера WhatsApp - программы для мгновенного обмена сообщениями, аудио-, видеозаписями и фотографиями и платформ для организации онлайн-занятий Skype/Zoom.
Перед нами стояла цель: обеспечить психолого - педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, их родителей и педагогов в учебно-воспитательном процессе с использованием дистанционных технологий.
Задачи работы в дистанционном формате:
- Повышение психологической компетенции у педагогов и родителей;
- Подборка основных форм, методов и видов воспитательно-образовательной работы при обучении детей с ОВЗ с применением дистанционных технологий;
- Развитие интеллектуальных способностей, эмоционально - волевой сферы, произвольной регуляции детей с ограниченными возможностями здоровья.
Психолого - педагогическое сопровождение детей, педагогов и родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебно-воспитательном процессе с использованием дистанционных технологий.
Время диктует нам новые правила и подчас очень неожиданные формы работы. Работа психолога и дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья должна выстраиваться в зависимости от их индивидуальных особенностей, согласно рекомендациям ТПМПк, поэтому и мне пришлось искать новые формы работы для реализации коррекционно - развивающих занятий.
Как многие родители и педагоги считала, что дистанционное обучение - это несерьёзно. Но пандемия заставила пересмотреть данную точку зрения. Ведь в сложившейся ситуации важно удержать качество коррекционной помощи на должном уровне.
Проведение дистанционных занятий – это наша новая реальность, которую необходимо осваивать. Это принципиально новый творческий процесс, и каждый специалист создает свою собственную методическо-дидактическую и информационно-коммуникационную базу на основе ИКТ. Практика дистанционной работы доказывает, что при правильной организации системы занятий, адаптации существующих программ к данному формату проведения занятий, учета индивидуальных запросов и пожеланий ребенка, достигаются ощутимые результаты.
Комплексный подход к обучению и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает активное участие в нем родителей, которые в состоянии все знания, речевые, моторные и сенсорные навыки, умения, полученные детьми во время занятий с педагогом, закрепить в процессе повседневной жизни. Никакая позитивная динамика в ходе коррекционного воздействия не сможет привести к достижению планируемого эффекта, если изменения в развитии ребенка не находят понимания, отклика, оценки у родителей. В условиях дистанционного обучения роль родителей в овладении ребенком образовательной программой многократно возросла. Ведь для того, чтобы учить и учиться дома и педагогу, и ребенку, и родителям требуется дисциплина и мотивация. Поэтому я провела консультирование родителей по вопросу работы за компьютером, так как – это интенсивная интеллектуальная нагрузка, требующая направленной концентрации внимания. Она связана и с достаточно высоким эмоциональным напряжением. И для того чтобы избежать чрезмерного утомления, родителям было необходимо проверить соблюдение следующих условий:
- правильное оснащение рабочего места - удобное расположение клавиатуры, мыши, тетради, карандаша;
- качественные технические средства – экран с высоким разрешением, достаточно большой, показывающий четкую картинку; чувствительный микрофон и видеокамера;
- высокое качество используемых компьютерных программ;
- рабочее место, обустроенное в соответствии с ростом ребенка;
- ограничение времени работы за компьютером во избежание зрительных и мышечных перегрузок.
В процессе работы возникали сложности из-за того, что разный уровень психолого-педагогической компетентности, разный уровень занятости. Для родителей я провела цикл онлайн-консультаций по снятию психоэмоционального напряжения у взрослых и детей, сохранению психологического здоровья в период дистанционного обучения. Информация была продублирована на сайте образовательного учреждения в виде памяток (приложение 1).
В процессе работы неоднократно обращалась за помощью к родителям при выполнении артикуляционных упражнений. Многие артикуляционные упражнения и задания для развития слухового и зрительного восприятия, логического мышления родителям приходилось демонстрировать детям самостоятельно. Для меня и педагогов было важно находиться в систематическом взаимодействии с семьей, увеличить количество консультаций родителей, помогать в преодолении трудностей, оказывать моральную поддержку, а не формально выдавать домашние задания. Большим подспорьем для организации дистанционного обучения были игрушки и предметы быта, которые родители использовали для занятий. При работе с семьей сначала проясняли этот вопрос и подготавливали задания для ребенка с учетом имеющихся пособий.
Дистанционное обучение меняет обычный характер работы дефектолога, накладывает на нее ряд ограничений. Одной из самых больших сложностей была коррекция звукопроизношения. В этой ситуации приходилось объяснять родителям, что и как нужно делать, повышать их педагогические компетенции.
Еще одна сложность возникала при диагностике уровня речевого и интеллектуального развития. Решить эту задачу помог тщательно подобранный диагностический материал с возможностью вывода на экран компьютера, а также видео, заснятое родителями по моей просьбе, где ребенок выполняет ряд специальных заданий.
Дистанционное занятие, как и очное, проводила в игровой форме. Для этого использовала отсканированные изображения, презентации, разработанные для решения коррекционных задач. Во время занятия не забывала и про динамические паузы. Для работы в дистанционной форме использовала виды деятельности, направленные на формирование необходимых навыков общения, ликвидацию пробелов в знаниях о социуме, коммуникаций и позитивного общения, самостоятельный поиск дополнительной информации по интересующим вопросам в рамках заданных тем.
В нашей школе в категорию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов входит 13 детей начальной школы.
С 11 обучающимися проводила-онлайн уроки и выдавала задания для самостоятельной работы. Индивидуальные или групповые коррекционно-развивающие занятия через платформы Skype / Zoom, непосредственно с детьми проводила по 10-15минут. 2 обучающимся высылала задания на электронный ресурс родителей (у детей нет доступа в интернет): видеоурок, задания на электронную почту родителям или WhatsApp.
Дистанционное консультирование с использованием Skype-технологии позволило мне выбирать удобное время, место, темп, характер общения с каждым учащимся.
С целью решения задач на развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления), эмоционально - волевой сферы, произвольной регуляции подобрала эффективные формы дистанционных заданий психолога и дефектолога, которые представлены в «Сборнике психодиагностических игр и упражнений» (приложение 2).
Все коррекционные занятия разделила на несколько блоков:
1. Задания на формирование зрительного и звукового восприятия, развитие артикуляционного аппарата. Обязательная часть домашних занятий по коррекции — артикуляционная и дыхательная гимнастика. Она должна быть ежедневной, регулярной.
2. Задания на развитие познавательных процессов. Для реализации этой задачи отправляла для учеников начального звена видео-сказки с заданиями, здесь я использовала те игры, которые можно было реализовать в дистанционной форме.
3. Для развития эмоциональной сферы, помимо заданий через электронную почту и Ватсап, я отправляла видео-занятия и мастер классы (со ссылкой на Ютуб), в которых рассказывалось об основных эмоциях, о том как справиться со страхами, злостью, как подружиться с другими детьми.
4. Для развития мелкой моторики были предложены пальчиковые игры, кинезиологические упражнения (кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие).
В связи с ограничением двигательной активности, онлайн через Skype/Zoom (платформы для организации аудио и видеоконференций) рассказывала о подвижных и малоподвижных играх, играх на развитие внимания и снятия психоэмоционального напряжения. Мною были предложены настольные игры для развития внимания, которые можно делать дома.
Эффективность психолого - педагогического сопровождения
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей
Коррекционно-развивающая работа, проведенная с применением Skype/ZOOM в течение дистанционного обучения, дала положительную динамику.
Результаты диагностики детей 1-4 х классов за период с апреля 2020 года по декабрь 2020 показали положительную динамику (приложение 3) в формировании интеллектуальных способностей (концентрации, устойчивости, переключаемости, распределения внимания), в развитии эмоционально - волевой сферы, произвольной регуляции детей с ограниченными возможностями здоровья, что свидетельствует о правильно выбранной тактике дистанционной коррекционно - развивающей работы педагога – психолога и учителя- дефектолога.
Произошло изменение отношения к Skype/ZOOM - консультированию обучающихся и их родителей. Наши совместные занятия получили положительный эмоциональный отклик. Опрос - анкетирование родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, показал важность и востребованность дистанционного обучения для школьника - подростка имеющего данный статус или ребёнка-инвалида обучающегося на дому. Вследствие ограниченных возможностей здоровья, такие дети имеют ограниченный круг общения. Интернет консультации педагога-психолога по средствам интернет - платформ позволяют расширить границы общения, коммуникации, позволяют познавать нормы и правила, существующие в современном мире, выражать словами свои мысли и чувства, профилактирует замкнутость, состояния уныния. Проведенное анкетирование в мае 2020 года показало:
-положительный отклик у родителей, чьи дети с ограниченными возможностями здоровья занимались опосредованно (на расстоянии), с применением электронного обучения (приложение 4);
-положительное отношение детей к занятиям с полным выполнением и дополнением задания для самостоятельного выполнения.
Данный практический опыт транслировала на окружном онлайн семинаре «Возможности дистанционного обучения детей с ОВЗ», выступая с докладом «Дистанционные формы обучения как способ реализации коррекционно-развивающей работы педагога-психолога», 15.12.2020г. (приложение 5). Опыт применения Zoom технологии использую и в деятельности ресурсной организации, реализующей практику инклюзивного образования на базе МКОУ СОШ № 47.
Заключение
Таким образом, убедилась, что применение Skype/Zoom-технологии в процессе дистанционного консультирования, а также применение психолого-педагогических технологий разнотемпного обучения, самостоятельность в самообразовании школьников по различным образовательным областям, сочетание различных форм и методов коррекционно-развивающего воздействия педагога-психолога на обучающегося является эффективным инновационным методом обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Дистанционное образование помогает данной категории детей не только осваивать традиционные образовательные программы, но и двигаться дальше насколько это позволяют возможности их организма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информация о педагогах, осуществляющих образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий в 2012 – 2013 учебном году
Информация о педагогах...
Создание комфортных психолого-педагогических условий на уроках, как фактор успешности образовательного процесса в школе.
Создание комфортных психолого-педагогических условий на уроках, как фактор успешности образовательного процесса в школе....
«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...
Психолого-педагогические особенности современных детей и формирование новой образовательной среды.
В статье рассматриваются характерные черты современных детей и возможноти формирования новой образовательной среды....
Доклад на педагогическом совете на тему: «Использовании современных, образовательных (психолого - педагогических), информационно – коммуникационных и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе». (2018 год)
В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Очевидно, что проблема сохран...
Выступление на РМО по теме: "Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях дистанционной формы обучения"
Психологические особенности взаимодействия в киберпространстве представляют собой качественно новое явление, в отношении которого сегодня имеется больше вопросов, чем ответов. Тем не менее с полной оп...
Особенности организации образовательного процесса с учащимися заочной формы обучения (из опыта работы школы при Посольстве России)
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 17) обеспечивает возможность получения учащимися образования в организациях, осуществляющих...
- Мне нравится (1)