Система безопасности в коллективе учащихся"
презентация к уроку по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Елена Анатольевна Захарова

 

Создание психологически безопасной и комфортной образова­тельной среды - одна из самых актуальных задач, которая ставится перед педагогами новым профессиональным стандартом.

Подросток, не чувствующий себя в безопасности, становится по­дозрителен, ему сложно довериться взрослому или сверстнику, он может стать не просто агрессивным, а жестоким. Также ощущение небезопасности может привести подростка в состояние глубокой подавленности, депрессии, повлиять на его развитие, так как подросток может избегать контактов и личностного общения со сверстниками. 

На чувство защищенности учащихся серьезно влияет соблюдение/не­соблюдение всеми субъектами образовательной среды правил, относящихся и к общечеловеческим правам, и к внутренним пра­вилам учебного заведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx108.1 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Система безопасности в коллективе учащихся

Слайд 2

Создание психологически безопасной и комфортной образова­тельной среды - одна из самых актуальных задач, которая ставится перед педагогами новым профессиональным стандартом. Для понимания сути психологической безопасности образова­тельной среды надо сначала определить, что именно понимается под категорией «безопасность». В структуре личности, рассмотренной с точки зрения иерархи­ческой модели потребностей А.Маслоу , потребность в безопасно­сти следует сразу за основными физиологическими потребностя­ми. Понятие «безопасность» включает в себя две составляющие: физическая безопасность и психологическая безопасность.

Слайд 3

В социокультурной теории личности Карен Хорни так же осо­бо подчеркивается важность безопасности для развития ребенка. К.Хорни выделяет две базовые для детского возраста потребности: потребность в чувстве безопасности и потребность в удовлетворе­нии базовых нужд. Из них главной оказывается именно потреб­ность в безопасности - чувствовать себя любимым, желанным и под защитой. При ее неудовлетворении у ребенка может развиваться враждебность , которая проявляется в чувстве страха, беспомощности, вины. Эта враждебность проявляется во взаимоотношениях ребенка с другими людьми, а без должной кор­ректировки проявляются позже и у взрослых.

Слайд 4

Подросток, не чувствующий себя в безопасности, становится по­дозрителен, ему сложно довериться взрослому или сверстнику, он может стать не просто агрессивным, а жестоким. Также ощущение небезопасности может привести подростка в состояние глубокой подавленности, депрессии, повлиять на его развитие, так как подросток может избегать контактов и личностного общения со сверстниками. Учителю трудно устанавливать личностный, дове­рительный контакт с такими учениками, и необходимо комплексно подходить к решению этой проблемы. Усилиями всех субъектов об­разовательного процесса надо создавать психологически безопас­ную образовательную среду.

Слайд 5

Образовательная среда - это целостная качественная характери­стика внутренней жизни школы, представляющая собой совокуп­ность всех возможностей обучения, воспитания и развития лично­сти, причем возможностей как позитивных, так и негативных . Ребенок поступает в школу в семилетнем возрасте, а заканчивает ее через 11 лет. В образовательной среде реализуется ведущая деятельность двух возрастных этапов (учеба, общение). Зачастую , кроме уроков, ребята ходят на дополнительные занятия и таким образом проводят в школе до 7-8 часов в день . Именно поэтому стандарты образования такое пристальное внимание уделяют качеству образовательной среды.

Слайд 6

Образовательная среда предоставляет возможности для обуче­ния, создает условия для развития личности ребенка, формирует мировоззрение учащегося и влияет на его образ жизни, задавая поведенческие стереотипы и ролевые модели . Важно помнить об этом в повседневной деятельности. Для подростков, например, осо­бенно важно, чтобы учитель сам соответствовал тем требованиям, которые предъявляет к личности ученика – вежливость, честность , понимание и принятие тех, кто отличается по каким-либо призна­кам (этническим, религиозным, культурным). Проводя большую часть дня в школе, подростки усваивают нормы взаимодействия именно на живых примерах общения педагогов и с учениками, и друг с другом. Образовательная среда - многокомпонентный феномен, объединяющий учеников, педагогов, родителей, админи­страцию, и ученики становятся свидетелями взаимодействия всех участников.

Слайд 7

На сегодняшний день психологическую безопасность опреде­ляют как : состояние сохранности психики человека; сохранение целостности личности, адаптивности функциони­рования человека, социальных групп, общества; устойчивое развитие и нормальное функционирование челове­ка во взаимодействии со средой (умение защититься от угроз и умение создавать психологически безопасные отношения); возможности среды и личности по предотвращению и устра­нению угроз; состояние среды, создающее защищенность во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно- доверительном общении .

Слайд 8

Основную угрозу во взаимодействии участников образова­тельной среды представляет собой получение психологической травмы. Психологическая травма - это нанесение ущерба психическому здоровью. Основная при­чина такой травмы - психологическое насилие в процессе взаимодействия . В случае возникновения конфликтов или любых других напря­женных ситуаций педагог, взявшийся помочь в их разрешении, сохраняющий спокойствие и объективно оценивающий ситуацию, становится для школьника гарантом психологической защищен­ности, определенного уровня психологической безопасности в классе или школе.

Слайд 9

Для обозначения такого явления, как травля, сегодня использу­ют термин « буллинг » (от англ. bullying — издевательства, дедовщина, запугивание, травля). Буллинг — агрессивное преследование одного из членов коллек­тива (особенно коллектива школьников и студентов, хотя может проявляться и в среде коллег) со стороны остальных членов коллек­тива или его части. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок; таким образом, травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны.

Слайд 10

Школьная травля в среде учеников проявляется в насмешках, придирках , обзываниях , обидных прозвищах, физическом насилии , таком как шлепки, избиения, порча каких-либо личных вещей , бойкот, отказ от общения и совместных игр , ребенка не приглашают на день рождения и не желают сидеть с ним за одной партой , распространяют о нем слухи. Зачастую подростки тяжелее переживают эмоциональное отвержение со стороны сверстников, чем физическое насилие.

Слайд 11

объектом насилия может стать любой ученик, но существуют определенные категории детей, наиболее уязвимые для буллинга . к ним, как правило, относятся: двоечники; круглые отличники; новички в классе; любимчики учителей; физически слабые дети; дети, гиперопекаемые родителями; ябеды; страдающие заболеваниями, выделяющими их из коллектива;

Слайд 12

Ученика, подвергшегося насилию, педагог может распознать по изменившемуся поведению и следующим признакам: не имеет постоянных друзей; не хочет общаться с одноклассниками; старается держаться поближе к взрослым; теряет интерес к учебе; склонен подчиняться другим детям; имеет изменчивый эмоциональный фон, появляется раздра­жительность, плаксивость или агрессивность.

Слайд 13

Так, агрессивность может быть следствием длительного на­силия. У жертвы может наступить психологический срыв, кото­рый приводит к отчаянию. Пропадает критичность мышления и остается только чувство ненависти к одноклассникам, участникам травли, или чувство мести. В таком состоянии дети могут совершать жестокие или противоправные поступки в отношении других или могут навредить себе (вплоть до мыслей о суициде). Педагогам не­обходимо об этом знать, и когда у ученика наблюдается смена на­строения, появляется настроение, несвойственное ему, признаки агрессии, на эти случаи надо обращать особое внимание.

Слайд 14

Если поведение жертвы меняется и может быть замечено учи­телем, то поведение агрессора, инициатора насилия, напротив, остается в рамках привычного. он старается ничем себя не выдать перед взрослыми. К ак правило, зачинщиками травли становятся ученики, в целом больше склонные к агрессии, чем другие ребята . Часто это подростки из неблагополучных семьей, в которых наси­лие —часть повседневной жизни

Слайд 15

На чувство защищенности учащихся серьезно влияет соблюдение/не­соблюдение всеми субъектами образовательной среды правил, относящихся и к общечеловеческим правам, и к внутренним пра­вилам учебного заведения. Для создания чувства уверенности и защищенности необходимо, чтобы все участники образовательного процесса эти правила соблюдали . В ситуациях нарушения правил школы или морально-этических норм важно, чтобы были реализованы санкции, предусмотренные уставом школы. Знание о том, что каждый из субъектов школьной среды защищен законом, и этот закон работает, существенно сокращает тревожность и внутреннюю напряжен­ность как у детей, так и у взрослых.

Слайд 16

Таким образом, воспитывается и личная позиция ученика, его готовность следовать этим правилам. А значит, воспитывается от­ветственность и дисциплинированность. Педагог может с ученика­ми своего класса обсудить необходимость правил, их соблюдения и выработать правила класса, которые соблюдались бы и учениками, и учителем. Такие правила должны висеть на стенде кабинета класса , видные всем, и сопровождаться понятно прописанными санкциями за нарушение, и в случает прецедентов эти санкции должны быть применены. В противном случае у подростков не будет чувства, что это се­рьезные, работающие законы, которые их защищают и регулируют спорные или сложные ситуации.

Слайд 17

Чем больше подросток будет вовлечен в образовательную среду, тем более значима она для него будет. Значимая среда - это поле для реализации ведущей деятельности подросткового и юношеского возраста, пространство, способствующее социализации и форми­рованию важных социально-психологических умений. Но, несомненно, эта среда должна быть БЕЗОПАСНОЙ!!!

Слайд 18

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы педагогического коллектива по нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся в Муниципальном общеобразовательном учреждении Становская средняя общеобразовательная школа

Нравственное и патриотическое  воспитание  школьников  в последние годы  приобретает  особенно  актуальное значение в связи  со сложившейся  международной...

Защита ВКР "Педагогическая система детского хорового коллектива, как средство воспитания ребенка"

Краткий текст защиты выпускной квалификационной работы "Педагогическая система детского хорового коллектива, как средство воспитания ребенка". Защита состоялась в 2010 году и была оценена государствен...

Система мотивации педагогического коллектива в условиях реализации ФГОС

В настоящее время при переходе на ФГОС ООО администрация школы зачастую сталкивается с трудностями, связанными с нежеланием части учителей менять свой стиль работы, использовать непривычные технологии...

Система работы классного руководителя по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся.

Мы сталкиваемся с проблемой  нереализованных творческих способностей, с проблемой деформации ценностно-мотивационной сферы  детей, с невниманием педагогов к процессу формирования здорового и...