Система безопасности в коллективе учащихся"
презентация к уроку по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды - одна из самых актуальных задач, которая ставится перед педагогами новым профессиональным стандартом.
Подросток, не чувствующий себя в безопасности, становится подозрителен, ему сложно довериться взрослому или сверстнику, он может стать не просто агрессивным, а жестоким. Также ощущение небезопасности может привести подростка в состояние глубокой подавленности, депрессии, повлиять на его развитие, так как подросток может избегать контактов и личностного общения со сверстниками.
На чувство защищенности учащихся серьезно влияет соблюдение/несоблюдение всеми субъектами образовательной среды правил, относящихся и к общечеловеческим правам, и к внутренним правилам учебного заведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx | 108.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды - одна из самых актуальных задач, которая ставится перед педагогами новым профессиональным стандартом. Для понимания сути психологической безопасности образовательной среды надо сначала определить, что именно понимается под категорией «безопасность». В структуре личности, рассмотренной с точки зрения иерархической модели потребностей А.Маслоу , потребность в безопасности следует сразу за основными физиологическими потребностями. Понятие «безопасность» включает в себя две составляющие: физическая безопасность и психологическая безопасность.
В социокультурной теории личности Карен Хорни так же особо подчеркивается важность безопасности для развития ребенка. К.Хорни выделяет две базовые для детского возраста потребности: потребность в чувстве безопасности и потребность в удовлетворении базовых нужд. Из них главной оказывается именно потребность в безопасности - чувствовать себя любимым, желанным и под защитой. При ее неудовлетворении у ребенка может развиваться враждебность , которая проявляется в чувстве страха, беспомощности, вины. Эта враждебность проявляется во взаимоотношениях ребенка с другими людьми, а без должной корректировки проявляются позже и у взрослых.
Подросток, не чувствующий себя в безопасности, становится подозрителен, ему сложно довериться взрослому или сверстнику, он может стать не просто агрессивным, а жестоким. Также ощущение небезопасности может привести подростка в состояние глубокой подавленности, депрессии, повлиять на его развитие, так как подросток может избегать контактов и личностного общения со сверстниками. Учителю трудно устанавливать личностный, доверительный контакт с такими учениками, и необходимо комплексно подходить к решению этой проблемы. Усилиями всех субъектов образовательного процесса надо создавать психологически безопасную образовательную среду.
Образовательная среда - это целостная качественная характеристика внутренней жизни школы, представляющая собой совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, причем возможностей как позитивных, так и негативных . Ребенок поступает в школу в семилетнем возрасте, а заканчивает ее через 11 лет. В образовательной среде реализуется ведущая деятельность двух возрастных этапов (учеба, общение). Зачастую , кроме уроков, ребята ходят на дополнительные занятия и таким образом проводят в школе до 7-8 часов в день . Именно поэтому стандарты образования такое пристальное внимание уделяют качеству образовательной среды.
Образовательная среда предоставляет возможности для обучения, создает условия для развития личности ребенка, формирует мировоззрение учащегося и влияет на его образ жизни, задавая поведенческие стереотипы и ролевые модели . Важно помнить об этом в повседневной деятельности. Для подростков, например, особенно важно, чтобы учитель сам соответствовал тем требованиям, которые предъявляет к личности ученика – вежливость, честность , понимание и принятие тех, кто отличается по каким-либо признакам (этническим, религиозным, культурным). Проводя большую часть дня в школе, подростки усваивают нормы взаимодействия именно на живых примерах общения педагогов и с учениками, и друг с другом. Образовательная среда - многокомпонентный феномен, объединяющий учеников, педагогов, родителей, администрацию, и ученики становятся свидетелями взаимодействия всех участников.
На сегодняшний день психологическую безопасность определяют как : состояние сохранности психики человека; сохранение целостности личности, адаптивности функционирования человека, социальных групп, общества; устойчивое развитие и нормальное функционирование человека во взаимодействии со средой (умение защититься от угроз и умение создавать психологически безопасные отношения); возможности среды и личности по предотвращению и устранению угроз; состояние среды, создающее защищенность во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно- доверительном общении .
Основную угрозу во взаимодействии участников образовательной среды представляет собой получение психологической травмы. Психологическая травма - это нанесение ущерба психическому здоровью. Основная причина такой травмы - психологическое насилие в процессе взаимодействия . В случае возникновения конфликтов или любых других напряженных ситуаций педагог, взявшийся помочь в их разрешении, сохраняющий спокойствие и объективно оценивающий ситуацию, становится для школьника гарантом психологической защищенности, определенного уровня психологической безопасности в классе или школе.
Для обозначения такого явления, как травля, сегодня используют термин « буллинг » (от англ. bullying — издевательства, дедовщина, запугивание, травля). Буллинг — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, хотя может проявляться и в среде коллег) со стороны остальных членов коллектива или его части. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок; таким образом, травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны.
Школьная травля в среде учеников проявляется в насмешках, придирках , обзываниях , обидных прозвищах, физическом насилии , таком как шлепки, избиения, порча каких-либо личных вещей , бойкот, отказ от общения и совместных игр , ребенка не приглашают на день рождения и не желают сидеть с ним за одной партой , распространяют о нем слухи. Зачастую подростки тяжелее переживают эмоциональное отвержение со стороны сверстников, чем физическое насилие.
объектом насилия может стать любой ученик, но существуют определенные категории детей, наиболее уязвимые для буллинга . к ним, как правило, относятся: двоечники; круглые отличники; новички в классе; любимчики учителей; физически слабые дети; дети, гиперопекаемые родителями; ябеды; страдающие заболеваниями, выделяющими их из коллектива;
Ученика, подвергшегося насилию, педагог может распознать по изменившемуся поведению и следующим признакам: не имеет постоянных друзей; не хочет общаться с одноклассниками; старается держаться поближе к взрослым; теряет интерес к учебе; склонен подчиняться другим детям; имеет изменчивый эмоциональный фон, появляется раздражительность, плаксивость или агрессивность.
Так, агрессивность может быть следствием длительного насилия. У жертвы может наступить психологический срыв, который приводит к отчаянию. Пропадает критичность мышления и остается только чувство ненависти к одноклассникам, участникам травли, или чувство мести. В таком состоянии дети могут совершать жестокие или противоправные поступки в отношении других или могут навредить себе (вплоть до мыслей о суициде). Педагогам необходимо об этом знать, и когда у ученика наблюдается смена настроения, появляется настроение, несвойственное ему, признаки агрессии, на эти случаи надо обращать особое внимание.
Если поведение жертвы меняется и может быть замечено учителем, то поведение агрессора, инициатора насилия, напротив, остается в рамках привычного. он старается ничем себя не выдать перед взрослыми. К ак правило, зачинщиками травли становятся ученики, в целом больше склонные к агрессии, чем другие ребята . Часто это подростки из неблагополучных семьей, в которых насилие —часть повседневной жизни
На чувство защищенности учащихся серьезно влияет соблюдение/несоблюдение всеми субъектами образовательной среды правил, относящихся и к общечеловеческим правам, и к внутренним правилам учебного заведения. Для создания чувства уверенности и защищенности необходимо, чтобы все участники образовательного процесса эти правила соблюдали . В ситуациях нарушения правил школы или морально-этических норм важно, чтобы были реализованы санкции, предусмотренные уставом школы. Знание о том, что каждый из субъектов школьной среды защищен законом, и этот закон работает, существенно сокращает тревожность и внутреннюю напряженность как у детей, так и у взрослых.
Таким образом, воспитывается и личная позиция ученика, его готовность следовать этим правилам. А значит, воспитывается ответственность и дисциплинированность. Педагог может с учениками своего класса обсудить необходимость правил, их соблюдения и выработать правила класса, которые соблюдались бы и учениками, и учителем. Такие правила должны висеть на стенде кабинета класса , видные всем, и сопровождаться понятно прописанными санкциями за нарушение, и в случает прецедентов эти санкции должны быть применены. В противном случае у подростков не будет чувства, что это серьезные, работающие законы, которые их защищают и регулируют спорные или сложные ситуации.
Чем больше подросток будет вовлечен в образовательную среду, тем более значима она для него будет. Значимая среда - это поле для реализации ведущей деятельности подросткового и юношеского возраста, пространство, способствующее социализации и формированию важных социально-психологических умений. Но, несомненно, эта среда должна быть БЕЗОПАСНОЙ!!!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы педагогического коллектива по нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся в Муниципальном общеобразовательном учреждении Становская средняя общеобразовательная школа
Нравственное и патриотическое воспитание школьников в последние годы приобретает особенно актуальное значение в связи со сложившейся международной...
Защита ВКР "Педагогическая система детского хорового коллектива, как средство воспитания ребенка"
Краткий текст защиты выпускной квалификационной работы "Педагогическая система детского хорового коллектива, как средство воспитания ребенка". Защита состоялась в 2010 году и была оценена государствен...
Система мотивации педагогического коллектива в условиях реализации ФГОС
В настоящее время при переходе на ФГОС ООО администрация школы зачастую сталкивается с трудностями, связанными с нежеланием части учителей менять свой стиль работы, использовать непривычные технологии...
Система работы классного руководителя по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся.
Мы сталкиваемся с проблемой нереализованных творческих способностей, с проблемой деформации ценностно-мотивационной сферы детей, с невниманием педагогов к процессу формирования здорового и...