Защита ВКР "Педагогическая система детского хорового коллектива, как средство воспитания ребенка"
презентация к уроку по теме
Краткий текст защиты выпускной квалификационной работы "Педагогическая система детского хорового коллектива, как средство воспитания ребенка". Защита состоялась в 2010 году и была оценена государственной аттестационной комиссией на "5+".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zashchita_30_11_2010.doc | 76 КБ |
29_11_2010_-_kopiya.ppt | 2.65 МБ |
Предварительный просмотр:
№№ слайда | Текст выступления | Информация на слайде |
Уважаемые члены государственной аттестационной комиссии, вашему вниманию предлагается выпускная квалификационная работа на тему «Педагогическая система детского хорового коллектива как средство эстетического воспитания ребенка». | ||
В процессе работы мы рассмотрели теоретические основы становления и развития дидактических и воспитательных систем, в трудах | Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, М. М. Махмутова, П. Я. Эрдниева, Л.И. Новиковой, Л.В. Байбородовой, ЕВ. Бондаревской, З.И. Васильевой, Б.3. Вульфова, А В. Гавилина, О С. Газмана, О.В. Заславской, И. П. Иванова, В.А. Караковского, И.А. Колесниковой, Л.Н. Куликовой, Ю.С Мануйлова, С.Л. Паладьева, А.Г. Пашкова, Л.А. Пиковой, В.Л. Полукарова, С.Д. Полякова, Н.Л. Селивановой, А.М. Сидоркина, Е.Н.Степанова, Ю.П. Сокольникова, Л.Ф. Спирина, Н.М.Таланчука и др. | |
Вопросы эстетического воспитания в трудах А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинского и др., а также различные вопросы, связанные с детским хоровым пением разработанные следующими авторами | Ю. Б. Алиевым (1965), Д. Е. Огородновым(1981); работы посвященные воспитанию и охране детского голоса–В. А. Багадурова (1954), Е. М. Малининой (1967), В. В. Емельянова( 1991), формированию певческих навыков – А. Г. Менабени (1987), Г. П. Стуловой (1992), Л. А. Венгрус (2000). | |
В своей работе мы акцентируем внимание на эстетическом воспитании в педагогической системе детского хорового объединения, как системному подходу. В связи с этим можно определить цель работы: выявить пути и способы эстетического воспитания учащихся в педагогической системе детского хорового коллектива. | ||
Объект исследования: процесс эстетического воспитания ребенка в педагогической системе детского хорового коллектива. Предмет: пути и способы эстетического воспитания ребенка в педагогической системе детского хорового коллектива. | ||
Цель, объект и предмет определили необходимость решения следующих задач: | Изучить теоретические основы работы педагогической системы по эстетическому воспитанию; Изучить содержание эстетического воспитания школьников средствами вокально-хорового искусства. Организовать и проанализировать работу с детским хоровым объединением как с педагогической системой. | |
Гипотеза: образовательная и воспитательная работа, организованная в целостной педагогической системе, предполагающей единство составляющих ее компонентов дает более высокие результаты в индивидуально-личностном воспитании ребенка и в развитии коллектива. | Новизна исследования состоит в методической разработке и практической организации работы детского хорового объединения как педагогической системы с целью эстетического воспитания детей в системе дополнительного образования. Практическая значимость работы состоит в методической помощи по обобщению опыта учащимся, студентам педагогических вузов, училищ и вузов культуры и искусств, в подходах к организации педагогической системы детского хорового коллектива. Методы исследования: изучение психолого-педагогической и музыкально-методической литературы по теме исследования, изучение теории педагогических систем, анализ, синтез, обобщение, разработка программы, создание педагогической системы детского хорового объединения, проведение и описание опытно-экспериментальной работы педагога с детским хоровым коллективом как с педагогической системой. | |
В первой главе мы рассмотрели теоретические вопросы феномена педагогических систем в теории педагогики, выделив различные толкования этого термина как явления; структуру педагогической системы и взаимодействие ее компонентов; а также возможное влияние педагогической системы на становление и развитие личности ребенка, уделив особое внимание особенностям эстетического воспитания и организации его в системе дополнительного образования. | ||
Мы изучили подходы к рассмотрению педагогических систем, рассматривающих дидактические и воспитательные системы. Как наиболее общий подход к организации педагогических систем, представлен Л.Ф. Спириным. Этот же подход более приемлем для применения в работе учреждения дополнительного образования. | ||
Вторая глава посвящена описанию опытно-экспериментальной работы с детским хоровым коллективом, как педагогической системой с целью эстетического воспитания ребенка. Принципиальное отличие дополнительного образования от общего заключается в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности (знания-умения-навыки) из цели обучения в средство развития способностей учащихся - познавательных, личностных, духовно-нравственных. | ||
Опираясь на теорию педагогических систем Спирина, мы разработали авторскую комплексную образовательную программу хоровой студии «Радуга» Дома детского творчества им. Саши Ковалева г. Североморска и создали педагогическую систему детского хорового объединения. Целью нашей педагогической деятельности является не только научить детей красиво и правильно исполнять произведения, но и способствовать эстетическому развитию личности. | ||
Педагогическая система с целевой ориентацией эстетического воспитания личности создается на основе взаимодействия педагогов, детей и родителей, т.е. коллектива объединенного достижения поставленной цели. Вокально-исполнительская деятельность становится источником педагогических целей и средством воспитания одновременно. Поэтому хоровое объединение в этом случае можно считать педагогической системой. Эта цель достигается посредством учебно-воспитательного процесса организованного в созданном хоровом объединении, где обучение носит комплексный характер, включая три аспекта: пение, обучение игре на музыкальном инструменте (фортепиано, гитара), музыкальную грамоту. | ||
Ведущая идея программы обучения детей предполагает создание комфортной среды педагогического общения, развитие способностей и творческого потенциала ребенка посредством полученных знаний, художественных и жизненно-необходимых навыков, целостное восприятие культуры, а также духовное, творческое и эстетическое развитие и самоопределение личности, ее подготовка к активной социальной жизни. | ||
Концентрическое построение программы предполагает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков детей от одной ступени к другой. | Период базового обучения – 7 лет. Возраст учащихся: 7 – 17 лет. Период обучения состоит из трех этапов:I этап – 1-2 год обучения – начальное обучение, освоение первоначальных навыков. II этап – 3-5 годы обучения – этап основного обучения. III – 6-7 год обучения – этап музыкального совершенствования. | |
Содержание программы включает в себя традиционные компоненты: | Певческая установка, Навыки дыхания, Звукообразование, Дикция, Строй, Ансамбль, Дирижерский жест, Музыкальная грамота, Внеучебная работа, Концертная деятельность. | |
Весь комплекс развивающих, обучающих и воспитательных задач решается в процессе совместного творческого труда через организацию общения, во время занятий и репетиций, в ходе выпуска концертных программ и отдельных номеров. Педагогическая система дает необходимые результаты в воспитании, обучении, развитии детей, если в ней обеспечена активная позиция семьи, сформирован коллектив родителей, организованно его взаимодействие с педагогом и учеником. Система образовательного и воспитательного процесса складывается на основе взаимодействия педагога, воспитанников и родителей. Взаимодействие субъектов педагогического процесса (обмен деятельностями) своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии, т.е воспитания. | ||
Составной частью педагогической системы также является управление коллективом. Все же это преимущество остается за педагогами, обеспечивающими образовательный процесс обучения хоровому пению в системе дополнительного образования. Учреждения дополнительного образования располагают значительными возможностями для развития мотивации обучающихся к познанию, приобретению новых умений и навыков. За это время они получают стимул, и дома продолжают начатую деятельность, обсуждают с родителями содержание новых песен, и свои умения, что особо важно, не по принуждению педагогов и родителей, а самостоятельно. | ||
С 2002 года хоровой коллектив стал открытой системой, тесно сотрудничает с кадетскими классами муниципального образовательного учреждения общеобразовательной школы-интерната, ежегодно принимает участие в праздновании «Посвящение в кадеты»; «Посвящение в нахимовцы» при губернаторе Мурманской области. | ||
С Артистами Ансамбля песни и пляски Северного Флота мы организуем совместные мероприятия и проведение концертов «Парад школьных отрядов», ежегодные концерты городского конкурса «Учитель года», юбилейные программы различных коллективов | ||
Шефские выступления на боевых кораблях для поддержания боевого духа матросов срочной службы и личного состава, оказывая мощное воздействие на воспитание подрастающего поколения. | ||
Исполняя разнохарактерные произведения, дети учатся мыслить и переживать, они задумываются о тексте, и сама музыка становится частью их жизни. Постепенно они проникаются сознанием того, что музыка, прежде всего, раскрывает о человеке, о людях, выражает их чувства и мысли, рисует их характеры; отражает их поступки, - словом, воплощает все то, что связано с человеком, учит вниманию и доброму отношению друг к другу. Занятия отражаются не только на развитии речи, дикции и в целом на поведении, но и физиологических факторах: поскольку пение напрямую связано с дыханием, идет профилактика простудных заболеваний и физического оздоровления детей в природно-климатических условиях Крайнего Севера. | ||
Результатом качества практической хоровой деятельности коллектива могут служить концертные выступления с показом отдельных номеров, а также всей программы в целом, и активное участие в различных исполнительских конкурсах. | ||
Деятельность хорового коллектива неоднократно освещалась средствами массовой информации. | ||
Через соприкосновение с классической музыкой, с замечательным поэтическим текстом, и постоянной пропагандой музыки, как великих композиторов, так и произведений военно-патриотической тематики, поскольку Североморск является городом военных моряков и эта тема для детей очень актуальна, обсуждением этих произведений, у детей меняется мировоззрение и отношение к жизни. Для них становятся на первый план такие ценности как: любовь, доброта, радость, искренность, сочувствие, душевная деликатность, героизм, патриотизм и т.д. Более осмысленно представляют отношение к окружающему миру. И теперь им становится неинтересна, та «бесполезная» и «однодневная» музыка, которую они слышат в повседневной жизни. Дети теряют в ней потребность, видят разницу между «прекрасным и безобразным», и начинают тянуться к лучшим образцам мировой классики и произведениям героико-патриотического направления. | ||
Видя конкретные результаты работы в достижениях своих детей, родители заинтересованы в том, чтобы их ребенок посещал хоровую студию и конечно, выражают огромную благодарность педагогам за то, что их дети, пусть пока маленькие, но уже звездочки, которые светят в огромном мире замечательных и прекрасных творений классического искусства. | ||
Как показывает анализ теории и практики организации учебно-воспитательного процесса, наиболее эффективно он протекает при организации работы в условиях педагогической системы, при соблюдении требований к ее созданию и функционированию. Таким образом, в процессе работы мы доказали гипотезу, что образовательная и воспитательная работа, организованная в целостной педагогической системе, предполагающей единство составляющих ее компонентов дает более высокие результаты в индивидуально-личностном воспитании ребенка и в развитии коллектива. В заключении отметим, что создание педагогической системы построенной на четкой концепции, определении целей и задач, на достижение которых направлена общая деятельность коллектива педагогов, детей и родителей, отбор содержания данной деятельности и выход с результатами работы на связь со средой повышает эффективность педагогической работы. | Воспитание у детей любви к искусству – есть высшая педагогическая стратегия и педагогическая мудрость. Обладая мощной силой непосредственного эмоционального воздействия, музыка на протяжении всей истории человечества играла и играет значительную общественную и культурно-воспитательную роль, а эстетическому воспитанию отведено особое место: довести до совершенства гармонию человеческих чувств, взглядов, вкусов, сформировать представление об эстетическом идеале. И мы как педагоги, помогаем детям в достижении этой цели. | |
Благодарю за внимание!!! |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Начальный этап работы с детским хоровым коллективом
В материале показана разработка системы работы с хоровым коллективом на начальном этапе развития интоннационных способностей. Главное в этой системе отводится народным песням (сначала на о...
Современные педагогические технологии при работе с детским хоровым коллективом. Между традицией и инновацией.
Для поддержания устойчивого интереса участников хора в учебном процессе должно быть определенное, выверенное соотношение старого и нового, традиционного и инновационного.Следуя лучшим образцам хоровог...
«Системный подход к мониторингу результативности об-разовательного процесса в детском хоровом коллективе учреждения дополнительного образования детей»
Методический материал представляет опыт проведения мониторинга образовательного процесса в хоровом коллективе учреждения дополнительного образования....
Статья на тему: Методика работы с детским хоровым коллективом.
Музыкальное образование заключается в передаче положительного духовного и нравственного опыта поколений, сконцентрированного в музыкальном искусстве в его наиболее полном виде и развитии на этой основ...
Работа над ансамблем в детском хоровом коллективе
План-конспект открытого занятия для руководителей детских хоровых коллективов...
Основополагающие принципы работы над строем в детском хоровом коллективе, пение а’саppella
Методические рекомендации по работе над строем и пением а’саppella в детском хоровом коллективе (объединении) в системе дополнительного образования. Данные методические рекомендации адресов...
Распевание как важное средство развития вокально-слуховых навыков в детском хоровом коллективе.
Распевание как важное средство развития вокально-слуховых навыков в детском хоровом коллективе....