Применение элементов психогимнастики и музыкальной терапии "На пути к гармонии"
методическая разработка по психологии на тему
Применение элементов психогимнастики и музыкальной терапии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
эмоциональное развитие | 26.01 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект занятия с элементами музыкальной терапии и психогимнастики «На пути к гармонии»
Тема занятия: На пути к гармонии
Цель: снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья.
Задачи:
- создание эмоционально положительного настроя у участников тренинга
- сплочение коллектива на основе совместной продуктивной деятельности
- развитие коммуникативных навыков в различных ситуациях общения
- снятие эмоционального напряжения
- развитие активного творческого воображения
- развивать чувство равновесия, координацию движений
Оборудование: музыкальные аудиофайлы; листья из бумаги различных цветов, лепестки цветка.
План занятия:
Часть занятия | Вид задания |
I. Орг.момент | - Игра «Весёлая зарядка» - Игра «Волшебный цветок» |
II. Основная часть | - Упражнение «Градусник настроения» - Упражнение «Канон» - Упражнение «Стряхни» - Игра-релаксация «Поплавок в океане» - Динамическая пауза «Животные леса» - Арт-терапевтическая коллективная работа «Мы в лучах солнца» - Игра-релаксация «Воздушный шар» |
III. Итог | - Рефлексия - Упражнение «Градусник настроения» |
Актуальность темы
Каждый человек должен уметь расслабляться, а особенно наши родители. Они могут испытывать большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в сильном эмоциональном напряжении, частых стрессах. Ситуации крайнего эмоционального напряжении приводят к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья, поэтому родители нуждаются в психологической поддержке, в обучении приёмам снятия эмоционального и мышечного напряжения.
Использование элементарных упражнений, не требующих большого количества времени, позволит сохранить и укрепить психологическое и физическое здоровье. Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности, следовательно, любая программа, основанная на движениях под музыку, будет развивать и музыкальный слух, и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Музыка на занятии будет создавать радостный настрой, будет содействовать развитию двигательных навыков путем «подсказывания», вызывания соответствующих реакций.
Основная направленность предлагаемой методики - психологическое раскрепощение. Другими словами, данная методика является музыкально-ритмическим психотренингом, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленным также на развитие эмоциональности, творческого воображения, фантазии, способности к импровизации в движении под музыку.
Психогимнастика- это курс специальных занятий (этюды, игры, упражнения), направленный на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально- личностной сферы.
Часть занятия | Речь учителя и педагога-психолога |
Разминка - Игра «Волшебный цветок» | Приветствие под музыку: - Здравствуйте! Давайте начнём наше занятие с зарядки! Игра «Волшебный цветок» - Чтобы нам всем познакомиться, я предлагаю сесть в круг и, передавая волшебный цветок, называть свои имена. При этом каждый, кто передает и кому передается цветок, забирает себе один лепесток. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не вытащит свой лепесток. Лепестки остаются у участников тренинга до конца занятия. - Посмотрите, теперь мы части одного целого и объединившись, стали командой! На нашем занятии все должны быть дружными, действовать слаженно. Мы уверены, что теперь у нас с вами всё получится! |
Основная часть -Упражнение «Градусник настроения» - Упражнение «Канон» - Упражнение «Стряхни» - Игра-релаксация «Поплавок в океане» | -Наше занятие посвящено снятию эмоционального и физического напряжения. Сейчас мы с вами оценим наше эмоциональное состояние по шкале «градусника настроения». (см.прил.1) Участники оценивают своё настроение по шкале, ведущие занятия записывают результаты. -Скажите, что вы делаете, чтобы снять усталость? Какие у вас методы борьбы с плохим настроением? Участники предлагают свои варианты. - Замечательно! Вы предложили столько разных вариантов! -Сегодня мы предлагаем Вам отправиться на необычную прогулку, во время которой мы покажем вам, как можно бороться с плохим настроением и усталостью. Вы готовы отправиться в путь? Упражнение «Канон» Сейчас я прошу вас положить руки на плечи впереди стоящего. Услышав первый такт музыки, поднимает правую руку вверх первый, на второй- второй и т.д. Когда правую руку поднимут все, на очередной такт начинают поднимать в том же порядке левую руку. Подняв левую руку, также под музыку по очереди опускаем руки вниз. Хлопаем в ладоши, приседаем и встаем. Упражнение «Стряхни» (выполняется под музыку) - Стоп, приехали! Мы оказались на первой станции, посмотрите, мы попали в город неуверенных в себе людей. Порой жители города носят в себе большие и маленькие тяжести, это отнимает у них много сил. Например, кому-нибудь может прийти в голову мысль: «Опять у меня не получилось. Я не смогу хорошо подготовить работу» Кто-то настраивает себя на то, что не выполнит хорошо работу и наделает кучу ошибок. А кто-то может сказать себе: «Я не такой умный как другие. Что мне зря стараться?». Давайте покажем жителям этого города, как можно легко и просто привести себя в порядок и избавиться от неприятных чувств. Встаньте так, чтобы у вас было достаточно места. И начните отряхивать ладони, локти и плечи. При этом представляйте, как все неприятное – плохие чувства, тяжелые заботы и дурные мысли о самих себе – слетает с Вас, как с гуся вода. Потом отряхните свои ноги от носка до бедер. А затем потрясите головой. Будет еще полезнее, если Вы будете издавать при этом различные звуки. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает, и вы становитесь все бодрее и веселее, будто заново родились. -Спасибо вам! Жители города вновь обрели веру в себя! Скажите, а как вы себя чувствуете после выполнения упражнения? -Пора ехать дальше, садимся в поезд. Участники изображают движение поезда. Игра-релаксация «Поплавок в океане» - Стоп, приехали! Посмотрите, мы оказались на берегу океана! Игра проходит под музыку «Звуки океана». -Давайте закроем глаза и вообразим, что мы маленький поплавок в огромном океане. У вас нет цели, компаса, карты, руля, весел. Вы движетесь туда, куда несут Вас ветер и океанские волны. Большая волна может на некоторое время накрыть Вас, но Вы опять выныриваете на поверхность. Попытайтесь ощутить эти погружения и выныривания. Ощутите движение волны, тепло солнца, капли дождя, водяную подушку, поддерживающую вас снизу. -Какие еще возникают ощущения, когда Вы представляете себя маленьким поплавком в большом океане? -На этой станции мы с вами смогли отдохнуть и отпустить все негативные мысли, у нас получилось наполниться энергией океана. Но пора ехать дальше! |
Динамическая пауза - Игра «Животные леса» | Игра- «Животные леса» -Стоп, приехали! Мы оказались в лесу, здесь живут разные звери и птицы. -Давайте покажем лесных животных при помощи мимики и жестов, не произнося слов. Игра проходит под музыку. Двигаясь хаотично, взрослые изображают зверей. -Ой! Посмотрите! Кто там кувыркается? Это маленькие зайчики, которые убегали от мамы-зайчихи! Прыгаем быстро-быстро, как мячики, легко. Прыжки небольшие, ведь у зайчиков ещё маленькие лапки. -А вот и мама-зайчиха. Она прыгает по полянке, ищет своих зайчат. Мы, как мама-зайчиха, прыгаем медленно, большими прыжками. Ноги у неё большие, сильные. Внимательно она смотрит по сторонам, где зайчата? -Ходит лось в лесу густом. Ходьба с высоким подъёмом колена, скрестив руки над головой, пальцы раздвинуты. -Семенит мышонок в дом. Бег на носках -По-медвежьи ходит мишка, Обошел Мишутка лес И в берлогу спать залез. - У вас очень хорошо получилось изобразить животных леса! Пора ехать дальше. |
Основная часть - Арт-терапевтическая коллективная работа «Мы в лучах солнца» - Игра-релаксация «Воздушный шар» | Арт-терапевтическая коллективная работа «Мы в лучах солнца» - Стоп! Приехали. В этом городе солнце больше не греет людей своим теплом, оно совсем перестало гореть ярким светом. Жители здесь больше не улыбаются теплым солнечным лучам. Теперь они живут в пасмурном и холодном городе. Нам нужно помочь этим жителям. Давайте заставим солнце гореть, чтобы люди были согреты его теплом. - На листе нарисовано солнце с множеством лучей. В центре напишите, пожалуйста, свои имена. Лучики солнца нужно зажечь. Для этого у вас есть шерсть, краски, цветная бумага. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе. Действуйте слаженно, в команде и у вас всё получится! - У вас получилось! Посмотрите, как ярко теперь горит солнце! - Такое же солнце вы можете сделать сами. Носите его с собой или храните в определенном месте. Иногда добавляйте лучики. А если станет особенно тяжело и покажется, что вы ни на что не способны, достаньте и рассмотрите его, вспомните все то хорошее, что написано на вашем солнышке. - Нам пора ехать дальше! У нас впереди последняя станция на пути к гармонии. Сегодня мы с вами побывали в разных удивительных местах. У нас получилось «стряхнуть» напряжение и неуверенность, мы наполнились силой и спокойствием океана, смогли перевоплотиться в животных и зажгли солнце для людей «Пасмурного» города. Поезд увёз нас от невзгод и переживаний. Впереди у нас последнее приключение на пути к гармонии. Мы попробуем взлететь на воздушном шаре. Игра-релаксация «Воздушный шар» Встаньте, пожалуйста, в круг; положите руки друг другу на пояс; закройте глаза, дышите глубоко и ровно. Чтобы шар взлетел нам нужно его надуть. Медленно вдыхайте воздух (звук «Ффф…»), представьте, как им наполняются сначала ваши ноги, потом живот, грудь, руки, плечи, голова. Теперь медленно выдыхайте воздух (звук «Ссс…»), представьте, как воздух медленно выходит из вас- сначала голова, плечи, руки, грудь, живот, ноги. Снова медленно вдыхайте воздух (звук «Ффф…») дышите глубоко-глубоко, почувствуйте, как шар надувается... Вот он стал большим и легким и взлетает вверх. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы пролетаете над ароматным летним лугом. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Вы медленно парите в воздухе. Наслаждайтесь свободой и прекрасными ощущениями. А теперь, медленно приближаетесь к земле. Игра проходит под спокойную музыку. |
Итог - Рефлексия -Упражнение «Градусник настроения» | - Наша прогулка закончилась. Мы надеемся, что в своей повседневной или профессиональной жизни, вы сможете пользоваться теми упражнениями, о которых вы узнали сегодня. Скажите, понравилось ли вам прогулка? Что больше всего запомнилось? - Сейчас посмотрите, пожалуйста, на градусник и скажите изменилось ли ваше настроение, если изменилось, то с чем это связано. - Вы выбрали самые спокойные цвета, которые говорят о том, что сейчас вы спокойны и расслаблены. - Наше занятие закончилось! Спасибо! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная система класса «На пути к гармонии…»
В статье даётся краткое описание воспитательной системы класса....
На пути к гармонии
Родительское собрание в 6 классе...
" ТОЛЕРАНТНОСТЬ- путь к гармонии"
Мы живем в многоликом, интересном мире, наполненном разноплановыми, но не всегда позитивными событиями. Как дать возможность ребенку осознать свои личностные ...
Праздник знаний. (Классный час с элементами психогимнастики)
Классный час для учеников 5 классов общеобразовательной школы 5 вида с элементами психогимнастики....
"Использование элементов психогимнастики на музыкальных занятиях"
Здоровьесбережение...
Конспект занятия с элементами музыкальной терапии и психогимнастики "На пути к гармонии"
Актуальность темыКаждый человек должен уметь расслабляться, а особенно наши родители. Они могут испытывать большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в сильном эмоциональном напряжении, ...
Сохранение психического здоровья и эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста на коррекционных занятиях посредством использования элементов психогимнастики
Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. . В данной статье пр...