На пути к гармонии
план-конспект урока (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МБОУ «Антонятская основная общеобразовательная школа»
Родительское собрание в 6 классе
Автор: Борисова Елена Андреевна
Тема: «На пути к гармонии»
Аудитория: родители 6 класса
Цель: формирование у родителей чувства ответственности за успешность ребенка
Задачи:
- Способствовать убеждению в том, что воспитание и учебный процесс это единое целое, достижение результата которого зависит от родителей;
- Формировать умение находить выход из любого положения, используя работу с ситуациями и психологическими задачами;
- Способствовать формированию у родителей чувства ответственности за успешность ребенка.
Оборудование и подготовка:
- Листочки с ситуациями
- Листочки с ролевой игрой
- Рефлексивные листы
- Проектор
- Компьютер
- Опрос детей «Что значит хороший родитель?», «Как ваши мама и папа могут помочь вам в успешности?»
- Составление презентации по данной теме
- Столы расставлены в круг
Ход собрания
«В первое время важнее всего материнское воспитание, ибо нравственность должна быть насажена в ребенке, как чувство»
Гегель
Добрый день, уважаемые родители! Я очень рада видеть тех, кому поистине не безразлична судьба своего ребенка, тех, кто всегда готов прийти на помощь, поддержать… Сегодня мы собрались для того, чтобы научиться правильно помогать нашим детям. А от этого зависит и взаимопонимание, уважение и лад в семье. Темой нашей встречи является «На пути к гармонии». Но чтобы убедиться в том, что мы понимаем друг друга, скажите мне, пожалуйста, что такое гармония? (вопрос по кругу). Вы правы, гармония – это некий баланс, стабильность. Выражение, которое имеет несколько смысловых значений. Как достичь гармонии в жизни? Для любого родителя, наверное, гармония – это когда все хорошо в семье, у детей все складывается удачно. Когда мы испытываем гордость за собственное дитя. Нам приятно, когда наши дети успешны по жизни, когда им удается даже самое, казалось бы, маленькое дело. И миссия нас, родителей, им помочь. Но для того, чтобы понять, как это сделать, давайте ответим на вопросы (вопросы по кругу):
Что значит «научить» ребенка?
А что значит «воспитать» его?
На самом деле, эти два, казалось бы, разных понятия взаимосвязаны и взаимозависимы. А это значит, что одно без другого существовать не может. Я могу это объяснить…
- В процессе обучения мы ВСЕГДА воспитываем то или иное качество в человеке (будь то уважение к окружающим, патриотизм или какое-либо другое);
- В процессе воспитания мы, опять же, ВСЕГДА учим свое дитя каким-либо законам (будь то законы жизни или простые правила поведения);
- Обучение – процесс взаимодействия людей, результатом которого является повышение не только знаниевой составляющей, но и повышение уровня воспитанности…
И подобных аргументов может быть еще бесконечное множество. Можно долгое время рассуждать об этом.
Еще Л.Н. Толстой сказал: «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитанию».
Вы спросите, зачем я все это говорю вам? Почему именно на эту тему я решила с вами поговорить? Все просто… Я отвечу на этот вопрос словами Н.И. Новикова: «Ничто не действует в младых душах детских сильней всеобщей власти примера, а между всеми другими примерами ничей другой в них не впечатливается глубже и тверже примера родителей»…
Отсюда следует, что для решения проблем с детьми, мы (родители) должны заглянуть ни в справочники и энциклопедии, а в себя любимых. Ведь то, ЧТО и КАК делают наши дети, напрямую зависит от нас с вами. Именно мы (родители) даем им повод, пример и волю, так или иначе, поступать в жизни.
(вопросы по кругу) Скажите мне, пожалуйста, Вы хорошо учились?
Хотелось ли вам учиться лучше?
Что мешало (помогало) вам достичь этого?
Нравится ли вам, как учится ваш сын (дочь)?
Как вы думаете, вы можете повлиять на успешность вашего ребенка? Как?
Как можно понять, что ты совершил в чем-то ошибку? (в школе нам учителя указывают ошибки красной пастой, а в жизни как?)
Правильно, узнать об этом мы можем лишь тогда, когда проанализируем сложившуюся ситуацию.
Вы знаете, как никто другой (вы через это уже прошли), что плохая подготовка или плохое настроение, а, может быть, еще какие-либо факторы, непосредственно влияют на успешность в обучении. Но КАК помочь своему ребенку так, чтобы не сделать хуже, мы, зачастую, не знаем. Многие начинают ругать, читать морали, которые они научились уже пропускать мимо ушей. Но… Можно научиться лишь анализировать ситуации ВМЕСТЕ с ребенком… СПОКОЙНО… И многие проблемы исчезнут.
Давайте сейчас попробуем научиться это делать, но пока без детей… Сами… Я приготовила вам несколько жизненных ситуаций. Ваша задача – изучить их и попытаться найти правильное решение (работа в микрогруппах)… А после того, как вы выскажете свое мнение, я зачитаю вам мнение психолога. На работу вам 5 минут…
(раздать листочки с напечатанными ситуациями)
Спасибо вам за работу. А теперь, используя эти решения, давайте немного поиграем. Одна группа выбирает претендента на роль ребенка, а другая – на роль родителя. Ваша задача – войти в роль, которую вам предоставили, и сыграть ее. Ваши слова написаны на листочках, НО… Там лишь начало диалога! Самое главное – вам необходимо, используя предыдущие советы, завершить диалог самостоятельно. Решить сложившуюся ситуацию. Итак, начинаем! (раздать листочки с ситуацией).
Благодарю вас за работу. Ну что ж, мы с вами потренировались, как быть в подобных ситуациях. Теперь, используя все ваши знания, скажите мне, пожалуйста, какими качествами должен обладать родитель, чтобы уметь в жизни решить подобные ситуации? (доброта, понимание, поддержка, выдержанность, мудрость, терпение, способность сдерживать эмоции, уметь объяснять, культура речи, воспитанность, ответственность)
А что думают по этому поводу наши дети? (на слайде ответы детей)
Как вы видите, нашим детям совсем не много нужно… именно этого они ждут от вас. Я уверена, что после нашей встречи, вы сможете помочь вашему ребенку именно тем, в чем он непосредственно нуждается.
И в завершение нашей беседы, я попрошу вас продолжить предложения на тех листочках, которые вы видите на столах.
Спасибо за работу, до новых встреч!
Приложение
Ситуация 1. «Когда Петя уходит в школу, мама наверняка говорит:
- Собирайся скорее, а то опоздаешь… Учительница будет ругаться… Опоздаешь – ребята будут смеяться над тобой…Смотри там, осторожно…
А когда Петя приходит со школы, мама с тем же напряжённым выражением лица и с той же тревожной интонацией говорит:
- Тебя там никто не обижал?.. Учительница тебя не ругала?..
Вопрос. Какую судьбу уготовила мама для своего сына уже в недалёком будущем? Как стоит всё-таки общаться с детьми?
Комментарии специалиста к ситуации 1. Маруся Светлова, психолог-практик, автор тренингов личностного роста: «Конфликтная, наполненная агрессией мама, может научить ребёнка именно этому. Она не может научить его строить доброжелательные отношения с людьми, потому что сама не умеет этого делать.
Дети были слепками того, как мамы относились к жизни. Как мамы общались. Как мамы могли или не могли за себя постоять.
Дети были слепками мам, отражениями мам – маминой нестабильности, нервозности, тревожности, зажатости, агрессивности.
Дети были отражениями маминых нестабильных, так часто негативных картин мира!»
Ситуация 2. Тринадцатилетний мальчик изводил своим поведением учителей, и в разговоре с психологом он предельно просто объяснил своё поведение: «Они меня все ненавидят – вот пусть и получают!»
Вопрос. В чём причина такого поведения подростка?
Комментарии специалиста к ситуации 2. Маруся Светлова, психолог-практик, автор тренингов личностного роста: «Так много неуверенности в детях, которые внешне казались мне такими уверенными, даже самоуверенными, нагловатыми. Но при ближайшем знакомстве, когда ребёнок открывался мне – сколько неуверенности, сколько комплексов обнаруживалось в нём!
И возраст ребёнка при этом был важен. Каждый ребёнок приходит в этот мир с осознанием собственного совершенства, без единого комплекса. Это потом родители, воспитатели и учителя делают его «не таким». Их оценки, их критические замечания меняют представления ребёнка о себе. И он начинает «узнавать», что не такой уж он и хороший, что он ленивый и безответственный, смешной или толстый.
Неуверенность – одно из самых сильных проявлений детской проблемности, которое я наблюдала. И это неуверенное, тревожное отношение ребёнка к миру, наполненность его негативными представлениями о мире, возможностях в этом мире – тоже потрясали меня.
Всё это следствие семейного воспитания. Недостаток родительской любви и поддержки. Если ребёнок воспитывается в ситуации любви, принятия и поддержки, если в нём видят личность и уважают эту личность, - ребёнок формируется, вырастает полноценной, стабильной личностью, уверенной в себе и своих силах, свободной от каких-либо комплексов».
Ролевая игра
Ведущий: Ребенок пришел домой из школы с плохим настроением.
Мама: В чем дело, доченька? У тебя что-то случилось?
Ведущий: Спросила мама
Дочь: Я сегодня получила двойку по химии…
Ведущий: Ответила дочь кратко…
Рефлексия
Уважаемые родители, закончите, пожалуйста, предложения!
Сегодня я поняла, что……………………………………………………..
Сегодня я узнала……………………………………………………………
После сегодняшней встречи, я…………………………...........................
Спасибо за работу!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная система класса «На пути к гармонии…»
В статье даётся краткое описание воспитательной системы класса....
" ТОЛЕРАНТНОСТЬ- путь к гармонии"
Мы живем в многоликом, интересном мире, наполненном разноплановыми, но не всегда позитивными событиями. Как дать возможность ребенку осознать свои личностные ...
Управление стрессом. Путь к гармонии.
13 шагов к преодолению стресса...
Коррекция синдрома профессионального выгорания среди педагогов- путь к гармонии
Тренинговое занятие для педагогов по снятию эмоционального напряжения и обучению навыкам эффективного использования личных эмоциональных ресурсов...
Программа сотрудничества с родителями "Путь к гармонии"
Сегодня воспитание - это взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного бытия. Это деятельность, вплетенная органично в целостную ткань проживания детьми, подрос...
Конспект занятия с элементами музыкальной терапии и психогимнастики "На пути к гармонии"
Актуальность темыКаждый человек должен уметь расслабляться, а особенно наши родители. Они могут испытывать большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в сильном эмоциональном напряжении, ...
Применение элементов психогимнастики и музыкальной терапии "На пути к гармонии"
Применение элементов психогимнастики и музыкальной терапии...