Воспитательная система класса «На пути к гармонии…»
статья по теме
В статье даётся краткое описание воспитательной системы класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 589.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательная система класса
«На пути к гармонии…»
Скирда М.В.,
учитель русского языка и литературы,
классный руководитель
Воспитательная работа в моем классе ведется на основе воспитательной системы, которую мы назвали «На пути к гармонии…», имея в виду все значения этого слова. «Гармония» (от греч.harmonia связь, созвучие, соразмерность) – это и выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия и на их взаимозависимости и последовательности (это слово понятно близко моим ребятам: класс музыкальный); это и стройное, согласованное звучание, созвучие (как не хватает современному этого созвучия с ближним…); это и стройное сочетание, взаимное соответствие предметов, явлений, частей целого, свойств и т.п. (как часто в нашей жизни нет этого стройного сочетания разных ее проявлений).
Итак, на пути к гармонии…
Мы встали на этот путь в 7 классе. Дети росли, появлялись все новые и новые проблемы. Музыкальный класс – это сообщество ярких, талантливых детей, каждый из которых очень рано сознает себя личностью, а совместное существование, взаимодействие таких индивидуальностей всегда сложная проблема, требующая тщательной, тонкой, умной, а главное продуманной и систематической работы с детьми. А цель – гармония. В отношения с собой и с миром. Таким образом, возникла потребность в создании воспитательной системы класса, именно системы, продуманной, учитывающей все стороны жизни подростка. Системы, все составляющие которой должны быть направлены на управление процессом развития личности ребенка, его восхождения к культуре современно общества, на развитие в ребенке стремления сознательно стоить свою жизнь. Жизнь, достойную Человека.
А девизом, который ведет нас по этому тернистому пути, служат слова В. Сухомлинского: «Воспитание – самое тонкое прикосновение человека к человеку».
В основе воспитательной системы класса – воспитательная концепция «Системное построение процесса воспитания». Авторы: Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, В.А.Карановский («Воспитание? Воспитание…Воспитание!»). Кроме того, использованы элементы концепции Н.Е.Щурковой «Формирование образа жизни, достойной Человека» («Образ жизни, достойной Человека, и его формирования у школьника» – и др. работы). Выбор данной концепции обусловлен тем, что воспитательная цель – всесторонне, гармоничное развитие личности, а также воспитательная задачи наиболее полно, на мой взгляд, отражают те требования к личности, которые востребованы в современной жизни. Кроме того, они понятны и близки мне, как человеку, как педагогу, как матери.
Цель воспитания – не много ни мало - всестороннее гармоническое развитие личности. На пути к этой, идеальной, цели мы должны попытатся решить следующие воспитательные задачи:
- Формирование целостности и научно обоснованной картины мира.
- Формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины.
- Приобщение к общечеловеческим ценностям.
- Развитие креативности как черты личности.
- Помощь в осознании собственного Я, в самореализации.
Все эти задачи, безусловно, взаимосвязаны и определяются основными принципами воспитания:
- Личностный подход;
- Гуманистический подход к построению отношений;
- Средовой подход;
- Дифференцированный подход;
- Природосообразность;
- Культуросообразность;
- Эстетизация среды жизнедеятельности;
- Творческое воспитание.
Принципы воспитания находят свое воплощение в содержании воспитания, в основе которого – общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир.
Для реализации принципов воспитания была проделана работа по нескольким направлениям. Во-первых, продумана воспитательная система класса. Во-вторых, создана комплексная программа воспитания по нескольким направлениям, которые в свою очередь, нашли свое отражение в плане воспитательной работы. Воспитательная работа в классе организована по следующим направлениям: «Россия – мой дом»; «Школа и здоровье»; «Я и мой мир»; «Школа и семья»; «Дорога в большой мир»; «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и «Музыкальное образование (сотрудничество с учителями музыки)».
Кроме того, по мере развития, возникновения определенных проблем (в том числе, связанных с возрастными изменениями) появилась потребность в формировании отдельных целевых программ (например, в 8 классе возникла необходимость организовать работу по программе «Класс без агрессии», представляющий собой определенных взаимосвязанных мероприятий).
Механизм реализации программы воспитания включает в себя формы, методы и приемы воспитательного взаимодействия педагогов и учащихся в соответствии с целями и задачами воспитания.
Так, воспитательная система включает в себя систему воспитательных функций (или методов воспитательной деятельности):
- Диагностическая;
- Целевой ориентации;
- Планирование;
- Организаторская;
- Мобилизационно-победительная;
- Коммуникативная;
- Формирующая;
- Контрольно-аналитическая и оценочная;
- Совершенствование.
Механизм реализации содержания воспитания включает также:
- Формирование отношения к природе как к общему дому;
- Формирование норм и навыков культурной жизни;
- Формирование представлений о человеке как наивысшей ценности на Земле;
- Формирование образа жизни, достойной Человека;
- Формирование активной жизненной позиции.
Любая система работает только в том случае, если есть возможность отследить какие-то промежуточные результаты (воспитание в принципе не может иметь конечного результата, ибо продолжает столько, сколько живет человек). Таким образом, воспитательная система обязательно предусматривает критерии и показатели эффективности воспитательного процесса.
Критерии и показатели эффективности воспитательного процесса:
- Уровень воспитанности учащихся (мониторинг 2 раза в год);
- Общий психологический климат класса, стиль отношений, уровень комфортности;
- Ценностные предпочтения (возможно анкетирование);
- Упорядоченность жизни коллектива;
- Наличие вовлечения родителей в дела класса.
Анкетирование (самое разнообразное, с обязательным анализом, сопоставлением показателей разного возраста), социометрия, различные мониторинги, психологические обследования в этом классе проводятся регулярно. Анкеты составляются специалистами (например, психологами) или классным руководителем (с учетом определенной ситуации). На мой взгляд, важную роль в создании комфортности существования в классе играет упорядоченность жизни коллектива. Например, организация дежурства по классу. Староста строго следит за выполнением дежурными своих обязанностей, обязательно оценивает их работу, график с оценками – на всеобщем обозрении в классном уголке. Или, например, без проблем организуются участие в спортивных соревнованиях - спортивные организаторы знают и выполняют без напоминания свои обязанности. То же – в творческой деятельности: выпуск газет, подготовка сценариев и выступлений и т.п. Такой порядок сам собой, конечно, не возникает. В основе всегда – кропотливая, регулярная, деятельность классного руководителя, а потом и его помощников – актива класса. Огромную роль всегда отвожу родителям. Они вовлекаются в классную жизнь еще в начальной школе, активно участвуют не только в хозяйственной и материальной помощи (хотя и это очень важно), но и в мероприятиях, проводимых в классе. Мы вместе проводим праздники, ездим на экскурсии, ходим в походы, родители организуют классные часы, как представители той или иной профессии, помогают в организации учебного процесса, в укреплении дисциплины. В классе надежный, творческий, неравнодушный, инициативный родительский комитет.
Воспитательный процесс не возможен без изучения класса в целом и личности каждого ученика. Методы изучения можно представить в виде системы (в зависимости от конкретных задач, возраста детей и т.д. используются разные методы).
- Общие методы изучения коллектива и личности:
- Информационно-констатирующие:
- Анкета
- Интервью
- Беседа
- Анкета-комментарий
- Ранжирование
- Оценочные (рейтинг):
- Компетентный судья
- Экспертные оценки
- Независимые, перекрестные характеристики
- Оценка
- Самооценка
- Продуктивные методы изучения личности:
- Изучение творчества учеников.
- Тесты личностные, тесты ситуации.
- Действенно-поведенческие методы изучения личности.
- Наблюдение (непосредственное, опосредованное, включенное и др.)
- Дискуссия.
- Анализ взаимодействия.
- Ситуации естественные или искусственные.
- Социометрия.
Огромную роль в воспитании гармонично развитой личности играет занятость детей во внеурочное время. Специфика музыкального класса – дополнительное музыкальное образование всех без исключение детей. Но дети занимаются не только музыкальной (тем более что к 9 классу многие уже закончили музыкальное образование).
Структура занятости детей во внеурочное время, разумеется, меняется в зависимости от возраста, но основные направления выглядят следующим образом (9 класс):
- спортивное направление;
- музыкальное направление (концертный хор, вокал);
- художественное направление;
- предметные факультативы.
Очень важную часть воспитательной системы класса (начиная с 1 класса) составляет музыкальное образование, направленное на воспитание гармоничной личности.
Девиз: «Музыкальное образование – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека». В.А.Сухомлинский
Современные проблемы в области культуры отражают переживаемые обществом трудности в экономике и социальной сфере. К этим специфическим проблемам относятся:
- культурный нигилизм значительной части молодежи, когда ценности высокого искусства и их эталонная роль в культуре подвергаются сомнению или даже отрицаются;
- усиление разрыва между массовой школой и высокой культурой, приобретающей все более элитарный характер;
- второстепенная роль, которая отводится предметам художественно-эстетического цикла в общем образовании;
- поток квазиискусства, обрушивающийся на молодое поколение.
Поэтому необходимо противостоять бездуховному техницистскому характеру школьного образования. Именно искусство должно дополнять современное прагматичное воспитание.
Музыка – предмет и источник духовного общения. Определяющий фактор в музыкальном искусстве – его гуманистическая направленность, присвоение личностью извечных человеческих ценностей – любви, красоты, добра, достоинства и жизнелюбия.
Музыкальное образование и воспитание предполагает духовное становление личности ребенка.
Цель музыкального образования в музыкальных классах в нашей школе - формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников; развитие творческого потенциала детей.
Задача:
- воспитание интереса и любви к музыке, художественного вкуса;
- развитие активного восприятия музыкальной культуры;
- накопление на этой основе начальных знаний о музыке, опыта музыцирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыки.
Таким образом, музыкальное образование включает в себя:
Виды музыкальных занятий:
Музыкально-творческая деятельность:
- хоровое и сольное пение;
- ритмическая, мелодическая и интонационная импровизация;
- игра на детских музыкальных инструментах;
- музыкально-ритмическое движение.
Таким образом, воспитательная система класса – это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания. И, конечно, она является подсистемой школьной воспитательной системы.
Не могу похвастаться, что воспитательный процесс в моем классе отлажен, как часы. Жизнь постоянно вносим свои коррективы в самые продуманные планы и системы. Воспитание ребенка – наиболее сложный, наиболее неподдающийся никаким рамкам процесс, требующий постоянной, непрекращающееся ни на минуту творческой деятельности воспитателя и полной самоотдачи. На этом пути больше разочарования, чем успехов. Но они все-таки есть. Мы стараемся растить в себе Человека, учимся жить без агрессии и конфликтов, интересно не только для себя, но и для других. Мы часто бываем первыми в школьных делах, не опуская руки при неудачах. Мы – на пути к гармонии!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/21/picture-102264-1411303274.jpg)
Роль федеральной воспитательно – образовательной программы «Я – гражданин России» в воспитательной системе класса
Доклад о системе работы по пособию «Я — гражданин России»,созданного под руководством Я.В. Соколова на примере организации внеурочной деятельности: проведения классных часов, внеклассных мероприятиях,...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/17/picture-121007-1531823893.jpg)
Воспитательная система класса "Поколение будущего" (5-11 классы)
система воспитательной работы в классе (5-11)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/14/picture-607248-1426315556.jpg)
Воспитательная система класса "Свой путь мы выбираем сами!"
В разработке отражены цели, задачи, методы, приоритетные направления воспитательной работы с классом....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/10/picture-560786-1420915419.jpg)
Воспитательная система класса в воспитательной системе школы.
Воспитательная система — это сложная педагогическая система, имеющая социальный и психологический характер.Воспитательная система призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленн...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/10/picture-941541-1623291343.jpg)
Воспитательная система класса, как составляющая воспитательной системы школы
Сегодня при характеристике современного образования уже невозможно обойти понятия социализация, которое означает вхождение ребенка в «поток» социальной жизни, в культуру и предполагает выр...
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/16/picture-38707-1565951438.jpg)
Воспитательная система класса «Мы выбираем верный путь!» (на традициях казачества)
Материал с муниципального этапа областного конкурса педагогических новаций «Реализация основных позиций Стратегии развития воспитания в деятельности классного руководителя».В последние год...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/17/picture-176761-1358437543.jpg)
Воспитательная система класса "Оптимизм - путь к успеху"
Сегодня жизнь преподносит нам много сложных проблем. Поэтому общеобразовательные учреждения ищут пути создания новой более совершенной системы для решения приоритетных...