Рабочая программа по "Развитию и коррекции психомоторики и сенсорных процессов у учащихся 1-4 классов"
рабочая программа по психологии на тему
Коррекционный курс «Развитие и коррекция психомоторики и сенсорных процессов» реализуется в рамках внеурочной деятельности («Коррекционно-развивающее направление»), составлен с учетом актуального состояния здоровья обучающихся и социального заказа родителей с целью своевременного предупреждения и преодоления трудностей в освоении общеобразовательных программ, устранения отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизации личности и межличностных отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pril.1programma_po_psihomotoriki_po_fgos_dlya_1-4_kl.docx | 72.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В системе внеурочной деятельности проводится коррекционно-развивающая работа, предусматривающая организацию и проведение занятий, способствующих социально-личностному развитию обучающихся с умственной отсталостью, коррекции недостатков в психическом и физическом развитии и освоению ими содержания образования.
Коррекционный курс «Развитие и коррекция психомоторики и сенсорных процессов» реализуется в рамках внеурочной деятельности («Коррекционно-развивающее направление»), составлен с учетом актуального состояния здоровья обучающихся и социального заказа родителей с целью своевременного предупреждения и преодоления трудностей в освоении общеобразовательных программ, устранения отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизации личности и межличностных отношений.
Рабочая программа коррекционно – развивающих занятий внеурочной деятельности «Развитие и коррекция психомоторики и сенсорных процессов» составлена на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- СанПиН «Санитарно–эпидемиологическое требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (утверждены приказом Минобрнауки России от 29.12.2010 г № 3189, зарегистрирован в Минюсте России 03.03.2011 г., регистрационный номер 19 993).
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Программа детализирует и раскрывает содержание федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, обучающихся с ОВЗ средствами коррекционного курса
Содержание рабочей программы составлено с учетом рекомендаций городской ПМПК, результатов обследования учащихся в начале учебного года.
Современные требования общества к развитию личности детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности. Программа направлена на оказание комплексной дифференцированной помощи детям, что в конечном итоге будет способствовать более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него.
У умственно отсталых учащихся выявляется весь комплекс психомоторных нарушений, который включает в себя: нарушения мелкой и общей моторики, нарушения пространственной ориентировки и координации движений, нарушения таких познавательных психических процессов, как восприятие, память, внимание, воображение, мышление и речь. Сенсорное развитие умственно отсталого ребенка значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушение аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти затрудняют его знакомство с окружающим миром. Вследствие чего знания детей с умственной отсталостью об окружающем мире являются неполными и, возможно, искаженными, а их жизненный опыт крайне беден.
Занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов имеют важное коррекционно-развивающее значение, оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, двигательную сферу; способствуют формированию положительных навыков поведения учащихся с умственной отсталостью. На основе создания оптимальных условий познания каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, ведется максимальная коррекция недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с нарушением интеллекта.
Теоретической основой программы явились концептуальные положения теории Л.С. Выготского об общих законах развития аномального и нормально развивающегося ребенка; о структуре дефекта и возможностях его компенсации; применении системного подхода к изучению аномального ребенка, учёте зон его актуального и ближайшего развития при организации психологической помощи; об индивидуализированном и дифференцированном подходе к детям в процессе реализации коррекционной психолого-педагогической программы.
Цель: создание оптимальных условий для познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков, способствующих оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Задачи обеспечивающие достижение цели:
- коррекция недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов;
- формирование пространственно-временных ориентировок;
- формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
- совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
- исправление недостатков моторики; совершенствование зрительно-двигательной координации;
- формирование точности и целенаправленности движений и действий;
- отслеживание динамики развития каждого ребёнка.
Программа построена на следующих принципах:
- Принцип единства диагностики и коррекции развития, который заключается в целостности процесса оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи в развитии ребёнка.
- Деятельностный принцип коррекции. Основан на признании того, что именно активная деятельность самого ребенка является движущей силой развития.
- Принцип индивидуально-дифференцированного подхода – изменения содержания, форм, способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.
- Принцип комплексности организации коррекционной работы заключается в особенностях использования методических средств и подходов, различных теоретических и методологических подходов, конкретных техник.
- Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в реализации программы. Принцип определяется той ролью, которую играет ближайший круг общения в психическом развитии ребёнка. Система отношения ребёнка с близкими взрослыми, особенности их межличностных отношений и общения, формы совместной деятельности, способы её осуществления составляют важнейший компонент социальной ситуации развития ребёнка, определяют зону его ближайшего развития.
- Принцип усложнения. Каждое занятие должно проходить ряд этапов: от минимально простого – к сложному.
- Учёт эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно завершается на позитивном эмоциональном фоне.
В ходе психокорреционных занятий осуществляется психолого-педагогическое воздействие, направленное устранение отклонений в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.
Программа «Развитие и коррекция психомоторики и сенсорных процессов» имеет концентрическую структуру. В каждом последующем классе задания усложняются, увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения работы.
Особенности коррекционной работы в 1 классе: увеличенный объем помощи в преодолении нарушений мелкой и крупной моторики, перцептивной деятельности и нарушений ВПФ. Эта работа включает развитие общей и мелкой моторики для овладения необходимыми графическими навыками, коррекцию и развитие гнозиса, праксиса, мнезиса; уточнение и обогащение представлений о пространственных признаках окружающих объектах, а так же формирование общеучебных навыков: планирование деятельности, выполнение действий по образцу, следование инструкции.
Особенности коррекционной работы в 2 классе: дальнейшее развитие и коррекция моторного и сенсорного компонентов двигательного анализатора, развитие и совершенствование оптического и фонетического восприятия, анализа и синтеза. Уточнение и развитие представлений о схеме тела и направлениях пространства в двухмерном пространстве. Формирование внутреннего плана действий.
Особенности коррекционной работы в 3 классе: коррекция, развитие и совершенствование зрительного восприятия и зрительного анализа, координация в системе «глаз – рука». Формирование представлений о пространственных отношениях объектов и их взаимном расположении в двухмерном пространстве.
Особенности коррекционной работы в 4 классе: дальнейшая коррекция, развитие и закрепление полноценных пространственных и временных представлений, акустических и оптических сенсорных эталонов. Развитие и совершенствование сложнокоординированных движений. Развитие умения планировать, контролировать свои учебные действия и критически оценивать их результаты.
1 класс
Основные цели коррекционных занятий в 1 классе - формирование на основе активизации работы всех органов чувств, адекватного восприятия объектов и явлений окружающей действительности в совокупности их свойств. Развитие и совершенствование крупной и мелкой моторики для успешного овладения графическими навыками в учебной деятельности.
Задачи:
- формировать умение координировать свои движения относительно поставленной задаче, действуя по подражанию;
- развивать систему зрительно – слуходвигательной связи;
- развивать внимание и сосредоточение, учить выделять из фона и узнавать объекты зрительно, на слух и на ощупь;
- обучать детей использованию информации, полученной в ходе обследования предметов при выполнении практических бытовых или учебных действий;
- стимулировать речевое сопровождение собственных предметных действий;
- формировать навыки выполнения сложных подражательных действий по показу педагога, выполнения действий прикладывания, примеривания, наложения, обследования поверхности предмета;
- развивать умения действовать с большим количеством предметов, выделять предметы по одному признаку (цвет, форма, размер, фактура и др.) в группе разнородных предметов;
- формировать умение ориентировки в пространстве (верх – низ, спереди – сзади, стороны: право - лево):
- формировать временные представления: времена года, время суток.
2 класс
Основные цели коррекционных занятий во 2 классе – развивать целостность восприятия, развивать на его основе план представлений; развивать ориентирование в окружающем предметном мире через овладение поисковым способом.
Задачи:
- развивать основные виды предметной и речевой деятельности; совершенствовать точность совершаемых учебных, игровых и бытовых действий;
- развивать представления об окружающем мире и умение выделять части предметов (проводить элементарный анализ по вопросам педагога), описывать реальный предмет, соотносить предмет и его изображение;
- развивать навык обследования реальных предметов: различать их по внешним признакам при выполнении предметных действий, находить предметы с заданным признаком среди нескольких;
- развивать умения манипулировать объемным и плоскостным конструктивным материалом по показу педагога и по наглядному образцу;
- развивать умение ориентироваться в пространстве листа;
- совершенствовать двигательные навыки общей и мелкой моторики;
- закреплять за ведущей рукой опыта оперирования разными инструментами, формировать навык координированных движений с одновременным разграничением их функций;
- развивать умение ориентироваться во внутреннем и внешнем пространстве.
3 класс
Основные цели коррекционных занятий в 3 классе - продолжать формирование необходимой для развития ребенка сенсорной базы; формировать своевременное и правильное соединение опыта со словом.
Задачи:
- совершенствовать точность и силу движений, способствующих улучшению качества совершаемых действий учебного и повседневного характера;
- развивать навык ориентироваться во внутреннем и внешнем пространстве;
- закреплять приемы обследования реальных предметов; закреплять представления о цвете, форме и величине предметов, умение самостоятельно называть их, использовать результаты обследования в дидактических играх, упражнениях, действиях с игровым, конструктивным материалом;
- развивать умение использовать внешние признаки при выполнении предметных действий в ходе продуктивной деятельности (рисовании, аппликации, конструировании и т. д.);
- учить определять и называть распознанный объект, вербализировать свою деятельность, сопровождать свое обследование словесно; развивать умение описывать предмет, используя результаты его анализа (цвет, форма целого и его частей и пр.) по алгоритму;
- закреплять навык ориентирования в пространстве листа;
- учить определять время по часам
4 класс
Основные цели коррекционных занятий в 4 классе – закреплять навыки адекватного восприятия объектов и явлений окружающей действительности в совокупности их свойств; продолжать корригировать и развивать на основе сформированной сенсорной базы высшие психические функции.
Задачи:
- продолжать развивать перцептивные способности (закреплять представления о сенсорных эталонах различных модальностей);
- закреплять временные представления (ориентация во временах года, днях недели, умение определять время по стрелочным часам);
- учить определять временные рамки своей деятельности и определять последовательность событий;
- продолжать развивать координированность движений, крупную и мелкую моторику; самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
- учить проводить исследование объектов по предлагаемым педагогом словесным и письменным алгоритмам, учитывающим большинство признаков предмета;
- закрепить четкое представление о схеме собственного тела и стоящего напротив, закреплять умение определять направления и положения предметов в пространстве относительно друг друга;
- развивать умение вербализировать свои ощущения и деятельность.
- Тематический план курса занятий «Развитие моторики и сенсорных процессов» является вариативным и имеет адресную направленность на конкретного ребенка или подгруппу учеников, имеющих сходные затруднения.
Место курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» в учебном плане.
Данные занятия решают задачи коррекционно-развивающей работы с учетом актуального состояния здоровья обучающихся и социального заказа родителей, проводятся педагогом - психологом в рамках внеурочной деятельности (коррекционно – развивающее направление) в групповой и индивидуальной форме. Группы комплектуютсяс учетом нарушений учащихся.
Количество часов по программе - в 1 классе – 64 часа, во 2 – 4 классах – по 68 часов. Тематическое планирование рассчитано на 2 часа
Особенности деления на группы
1 группа – дети с незначительными дефектами психомоторного и сенсорного развития, основная цель коррекционной работы с которыми – доформировать и закрепить двигательные и перцептивные познавательные навыки.
2группа – дети со значительными дефектами развития, обусловленными различными причинами.
Коррекционные занятия проводятся во второй половине дня. Основной формой организации является комплексное занятие. Продолжительность занятия составляет не более 30-35 минут.
Структура занятия:
- 1 этап. Вводный(5мин.) На данном этапе применяются упражнения направленные на снятие психомышечного напряжения, развитие концентрации внимания детей, пальчиковая гимнастика, положительный настрой к продуктивной совместной деятельности.
- 2 этап. Основной (16-25мин.) Предполагает повторение пройденного и реализацию соответствующего раздела программы. После выполнения основного содержания занятия применяются упражнения на развитие межполушарного взаимодействия.
- 3 этап. Заключительный (5 мин.) На данном этапе осуществляется закрепление пройденного, детям предлагается перечислить игры, в которые они играли, что им понравилось и чем им не хотелось заниматься.
- Реализация данной программы подразумевает взаимодействие с: педагогами (участие в малом педсовете педагогов, работающих в классах с детьми, консультации педагогов по вопросам организации учебного процесса), родителями (выступление на родительском собрании, консультации родителей, рекомендации).
К материально-техническим условиям реализации программы относятся:
- возможность регулирования освещения от незначительного до интенсивного, независимые, мобильные источники света;
- функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объемные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, сенсорные модули, набор «Дары Фребеля» и др.);
- игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, обручи, сенсорная «тропа» для ног, массажный коврик, полусфера и др.);
- оборудование для занятий музыкой, ритмикой, изобразительной деятельностью (магнитофон, набор аудио кассет, звучащие музыкальные инструменты, изобразительные материалы и др.);
- разнообразный арсенал техники арттерапии (различные куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды и др.).
- Планируемые результаты освоения обучающимися программы коррекционного курса внеурочной деятельности
В результате реализации программы внеурочной деятельности обеспечивается достижение обучающимися с умственной отсталостью:
Предметные результаты:
Минимальный уровень: | Достаточный уровень: |
1 класс | |
Сформированность следующих умений:
| Сформированность следующих умений: - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; -выделять существенные признаки предметов; -сравнивать между собой предметы, явления; -обобщать, делать несложные выводы; -классифицировать явления, предметы; -определять последовательность событий; |
2 класс | |
Сформированность следующих умений: -различать основные цвета; -различать вкусовые качества; -конструировать предметы из геометрических фигур; -сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания; -ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении; | Сформированность следующих умений: -определять разницу между предметами по форме, величине, цвету; -различать основные цвета и их оттенки; -конструировать предметы из геометрических фигур, -узнавать предмет по части; -определять на ощупь разные свойства предметов; -находить различия у двух сходных сюжетных картинок; -различать «наложенные» изображения предметов; -различать вкусовые качества; -сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания; -различать характер мелодии; -ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении; -соотносить времена года с признаками природы. |
3 класс | |
Сформированность следующих умений.
- определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов. -сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивая на руке. | Сформированность следующих умений. -целенаправленно выполнять действия по двухзвенной инструкции педагога; -группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета; -составлять цветовую гамму от темного до светлого; -определять на ощупь поверхность предметов; -зрительно дифференцировать предметы по неярко выраженным качествам; -различать запахи и вкусовые качества; -сравнивать предметы по тяжести «на глаз», «на руку»; -действовать по звуковому сигналу; -адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; -выражать пространственные отношения с помощью предлогов; -определять время по часам. |
4 класс | |
Сформированность следующих умений. -усвоение процесса письма с соблюдением соразмерности и разборчивого начертания знаков, - распознавать и называть части тела и лица; - усвоить основные координаты: верх – низ, впереди – позади, слева – справа – и соотвествующие ориентировки относительно себя; - усвоить порядок следования дней недели, частей суток, времён года, месяцев года; -понимать отношения: вчера – сегодня – завтра – послезавтра – позавчера; рано – поздно; старше – моложе; медленно – быстро;- | Сформированность следующих умений. -группировать предметы по самостоятельно выделенным двум признакам; смешивать цвета; -находить нереальные элемент «нелепых» картинок; -определять противоположные качества и свойства предметов; -определять на слух звучание различных музыкальных инструментов; -моделировать расположение предметов в заданном пространстве; -пользоваться календарем; -определять возраст людей. -определять время по часам. -знать соотношения мер времени: сутки – неделя – месяц – год; секунда – минута- час; |
Личностные результаты:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- Уметь адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя.
- В предложенных педагогом ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Достижение базовых учебных действий:
- познавательных учебных действий:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать геометрические фигуры, эталоны цвета.
- регулятивных учебных действий:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличатьверно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
- коммуникативных учебных действий:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
Читать и пересказывать текст.
Уметь обратиться ко взрослому за помощью.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Формы, и средства проверки и оценки результатов обучения
Программа включает в себя обязательный диагностический блок, нацеленный на выявление актуального уровня развития психомоторного и перцептивного развития учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Диагностический этап включает в себя диагностическое обследование, которое предполагает выявление актуального уровня психомоторного развития и уровня сформированности сенсорных эталонов детей. Диагностика проводится в начале и в конце учебного года, по результатам диагностики формируются коррекционные группы согласно уровням сформированности психомоторики и сенсорных эталонов. В диагностический комплекс состоит из диагностики пространственного и динамического праксиса, пространственно-временных отношений, сформированности сенсорных эталонов и психический функций. Основой для составления батареи тестов послужили рекомендации и методические источники Цветковой Л.С., Семаго П.Я., Семаго М.М., Озерецкого Н.И., Забрамной С.Д., Боровик О.В., модификационные диагностические задания Н.И.Озерецкого, М.О.Гуревича. Оценочные баллы, разработанные и предложенные Вартапетовой Г.М., Петровой Е.Э. По итогам исследования вычерчивается профиль - успешности выполнения заданий, где отмечаются основные особенности развития, психомоторики и сенсорных процессов. По веем показателям теста высчитывается средний показатель, психомоторного и сенсорного развития. Полученные данные позволяют не только наглядно увидеть отставание в развитии, но и спланировать направления коррекционной работы
- Содержание программы
№ п.п. | Тема раздела | Форма | Ожидаемый результат |
1 класс | 66ч в год, | ||
1. | Обследование детей, комплектование групп для занятий (2 часа) | ||
2 | Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков (16 часов) | Групповые коррекционные занятия | 1 уровень – знание правил пользования письменными принадлежностями; кинезиологических упражнений 2 уровень – умения правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения, распознавать основные эмоции; выполнять несложные графические работы под диктовку педагога; составлять предмет из частей. 3 уровень - получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. |
3. | Тактильно-двигательное восприятие (10 часа) | Групповые коррекционные занятия | 1уровень-знаниеспециальных обследующихдвижений(поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.), обозначение отдельными словами свойства и качества используемого материала, признаки предмета. 2уровень – уменияопределять на ощупь величину хорошо знакомых предметов, целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога; составлять предмет из 2—3 частей. 3 уровень - получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. |
4. | Восприятие формы, цвета, размера (18 часов) | Групповые коррекционные занятия | 1 уровень – знание названий основных цветов: черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый; названий основных размеров: длина, ширина, высота; названий форм предметов; 2 уровень – умениявыделять из группы предметов один или несколько, обладающих определенными свойства: (цвет, размер, форма, назначение); анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет;различать и называть основные цвета;классифицировать геометрические фигуры;сравнивать предметы по размерам; сравнивают предметы по характеру материала: гладкий, шершавый, прочный, бьющийся;из чего изготовлен: стеклянный, деревянный, каменный, железный; различать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат; различать звуки окружающей действительности: шуршание листьев, звон колокольчика, гудок автомобиля, голоса животных, людей. 3 уровень - получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. |
5. | Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (9 часов) | Групповые коррекционные занятия | 1уровень-знание обозначение отдельными словами качества используемого материала. 2уровень – умения определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов, целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога; составлять пирамидку, собирать мозаику, бусы и т.д 3 уровень - получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного выполнения заданий и по возможности нахождение ошибок. |
6. | Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняние, вкусовых качеств) (5 часов) | Групповые коррекционные занятия | 1уровень - знание о контрастных температурных ощущений (холодный - горячий), многообразии вкусовых ощущений (фруктов, овощей) 2уровень – умения различать на вкус (кислый, сладкий, горький, соленый), определять на вкус хорошо знакомые фрукты (лимон, яблоко, грушу) 3 уровень – обозначение словом собственных ощущений, запах приятный, неприятный. Различение и сравнение предметов по признаку веса (тяжелый - легкий) |
7. | Развитие пространственно-временного восприятия (6 часов) | Групповые коррекционные занятия | 1 уровень – знание названий положения предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко; отношений порядка следования: первый, последний, крайний, после, за, следом за, следующий за; названий дней: вчера, сегодня, завтра; названий частей суток: утро, день, вечер, ночь; названия времен года: осень, зима, весна, лето 2 уровень – умения определять положение предметов в пространстве: впереди, сзади, справа, слева, вверху, внизу, далеко, близко, рядом, около, здесь, там, на, в, внутри, за, перед, над, под, напротив, между, в середине, в центре, дальше, ближе; ориентироваться на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в середине (центре), верхний, нижний, правый, левый край листа;то же для сторон: верхняя, нижняя, правая, верхний правый, левый, нижний правый, левый углы;ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги;применять полученные знания в игре и реальной жизненной ситуации; определять положение предметов в пространстве, сравнивать расположение относительно себя или другого предмета;выделять части суток и определять порядок дней недели; ориентироваться на поле бумаги;определять расположение предметов в ближнем и дальнем пространстве. 3 уровень - получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. |
2 класс | 68 ч в год, | ||
| |||
2. | Развитие крупной и мелкой моторики, ловкости (12часов) | Групповые коррекционные занятия | 1 уровень – знание кинезиологических упражнений; правил пользования карандашом, ручкой, ножницами, клеем. 2 уровень – умениявладеть карандашом, ручкой, кистью; раскрашивать рисунок: без пробелов, выхода за контур, одинаковое направление;конструировать предметы из 3—4 геометрических фигур;прекращать движение в нужной точке;рисовать и раскрашивать по трафарету геометрические фигуры, несложные орнаменты, рисунки;согласовывать движения руки и глаза, обеих рук;последовательно соединять точки; владеть счётными операциями по программе;выполнять творческие работы из пластилина по образцу;конструировать несложные предметы без опоры на образец;точно выполнять движения по трехзвенной инструкции; выполнять выразительные движения;выполнять упражнения на дыхание и расслабление; знать элементы 2-х фазного и 4-х фазного дыхания и стараться выполнять по команде;выполнять пальчиковые упражнения;выполнять графические работы под диктовку;принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием упражнения, игры;самостоятельное определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя;играть в предложенные сенсорные и двигательные игры по правилам;адекватно эмоционально реагировать в ходе игры, упражнения. 3 уровень - получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. |
3. | Тактильно-двигательное восприятие (6 часов) | Групповые коррекционные занятия | 1 уровень – знание специальных обследующий движений (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.), обозначения отдельными словами свойства и качества используемого материала, признаки предмета. 2 уровень – умения- определять на ощупь разные свойства предметов (по поверхности, весу, температуре) и называть их; делать словесный отчет о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаков, выявленных при помощи ощупывания; определять материал, из которого сделан предмет; путем ощупывания предмета или обведения по контуру давать характеристику предмету. 3 уровень - получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. |
4. | Восприятие формы, величины, цвета (14 часов) | Групповые коррекционные занятия | 1уровень – знания наиболее распространенных цветов (черный, белый, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый); оттенки цветов: розовый, фиолетовый, оранжевый; основных геометрических фигур: круг, квадрат, прямоугольник, различать круг и овал; разных параметров величины (длина, ширина, высота, толщина). 2 уровень –умения чертить основные геометрические фигуры; выстраивать сериационные ряды предметов по параметру убывающей или возрастающей величины; определять на ощупь величину предметов; анализировать и сравнивать предметы по двум признакам (форма, величина, цвет);использовать цвет по назначению: сравнивать предметы (объекты) по форме, цвету, величине. определять различия между предметами по форме, величине, отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Обогащение чувственного опыта учащихся.цвету, обозначать их словом. различать классифицировать фигуры по нескольким признакам. 3 уровень - получение обучающимися с умственной |
5 | Восприятие особых свойств предметов (6 часов) | Групповые коррекционные занятия | 1 уровень – знание особых свойств предмета (температура, вкус, запах, чувство тяжести); продуктов, которые могут нанести вред здоровью (ядовитые грибы, ягоды, уксус и т.п.); основных вкусов: (горький - сладкий, сырое – вареное). 2 уровень – умения различать простые запахи (приятные - неприятные);- сравнивать и различать разные вкусы;определять температуру (теплый – горячий – холодный) и тяжесть предмета (легкий – тяжелый). 3 уровень - получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Сравнение и упорядочения объектов по различным признакам: форме, величине, качестве поверхности, материалов; |
6 | Восприятие пространства (7 часов) | Групповые коррекционные занятия | 1уровень – знания понятия «близко», «далеко», «дальше», право-лево. 2 уровень –умения ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении; ориентироваться на листе бумаги и на собственном теле, на поверхности парты; обозначать словом направления движения; располагать плоскостные и объемные предметы в вертикальном и горизонтальном поле листа; словесно обозначать пространственные отношения между конкретными объектами; целенаправленно выполнять действия по инструкции отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Описание явлений окружающей действительности.педагога; быстро и точно передвигаться в пространстве. 3 уровень - получение обучающимися с умственной |
6 | Развитие зрительного и слухового восприятия (7 часов) | Групповые коррекционные занятия | 1уровень – знания правила целенаправленного рассматривания объекта: вычленение сначала основных элементо; в, затем его деталей, определение их соотношений. 2 уровень –умения выделять в объекте составляющие его части, пропорции, строение;- распознавать основные эмоции; узнавать предмет по части; выделять предмет из группы; определять картинку к заданному эталону; находить различия и сходство в двух аналогичных сюжетных картинках; делать элементарные обобщения на основе сравнения и различения предметов и их изображений. 3 уровень - получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. |
8 | Восприятие временных отношений (9 часов) | Групповые коррекционные занятия | 1уровень – знания мер времени и их соотношение: порядок месяцев в году, времена года и их закономерности, части суток, дни недели, единицы измерения времени (сут., нед., мес.).часы, их составляющие (циферблат, стрелки).соотносить времена года с названиями месяцев 2 уровень –уменияопределять времени по часам (с точностью до 1 часа). 3 уровень - получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Определение времени по часам.
|
3 класс | 68 ч в год, | ||
1. Обследование детей, комплектование групп для занятий (2 часа) | |||
2. | Развитие крупной и мелкой моторики, ловкости (12часов) | Групповые коррекционные занятия | 1 уровень – знание правил пользования письменными принадлежностями, ножницами, клеем, пластилином. 2 уровень – умения выполнять движения по показу и словесной инструкции; плавно переключаться с одного движения на другое; ритмично двигаться под музыку, пение, речевое сопровождение;- воспроизводить ряд из 3-6 движений; захватывать мелкие предметы двумя и тремя пальцами; повторять за педагогом позу кисти руки; застёгивать пуговицы, молнии, кнопки, шнуровать, завязывать узлы и банты; резать ножницами по прямым и кривым линиям, по кругу; складывать бумагу; разрывать бумагу разной толщины 3 уровень - получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. |
3. | Тактильно-двигательное восприятие (8часов) | Групповые коррекционные занятия | 1 уровень – знание Работа с глиной и пластилином (раскатывание, скатывание,вдавливание) 2 уровень – умения играть с мячами, скакалками, мягкими модулями, построение конструкций. 3 уровень – получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного выполнения заданий и упражнений, формирование социально приемлемых моделей поведения. |
4. | Восприятие особых свойств предметов (6 часов) | Групповые коррекционные занятия | 1 уровень – знание особых свойств предмета (температура, вкус, запах, чувство тяжести); продуктов, которые могут нанести вред здоровью (ядовитые грибы, ягоды, уксус и т.п.); основных вкусов: (горький - сладкий, сырое – вареное). 2 уровень – умения различать простые запахи (приятные - неприятные);- сравнивать и различать разные вкусы;определять температуру (теплый – горячий – холодный) и тяжесть предмета (легкий – тяжелый). 3 уровень - получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Сравнение и упорядочения объектов по различным признакам: форме, величине, качестве поверхности, материалов; |
5. | Восприятие формы, величины, цвета (14 часов) | Групповые коррекционные занятия | 1 уровень – знание цвета; геометрических фигур: величину предметов: длина, ширина, толщина, высота. 2 уровень – умения узнавать предметы на картинках; узнавать предметы в «зашумлённых» условиях и необычных ракурсах; составлять предметы из 2-6 частей; находить часть от целого предмета и предмет по данной части; различать и называть основные цвета; соотносить оттенки одного цвета и раскладывать их по степени выраженности признака; различать геометрические фигуры и называть их; сравнивать предметы по величине и называть эту величину: длина, ширина, толщина, высота, глубина, использовать в речи соответствующие прилагательные и их сравнительные формы; находить различия в парах предметных и сюжетных картинок; опознавать на ощупь мелкие игрушки, геометрические фигуры, контурные изображения букв, цифр, различать величину сходных предметов; опознавать на ощупь фактурные, температурные качества предметов; уметь сравнивать предметы «на глаз», «на ощупь», «на руку»;называть слова, обозначающие вкусовые качества предметов, материал, из которого предметы сделаны; восстанавливать целостные образы предметов, букв, цифр; узнавать предметы по словесному описанию; использовать схематические рисунки для запоминания вербального материала; различать неречевые бытовые и природные шумы; различать голоса людей; различать на слух громкость, высоту и продолжительность звучания; повторять ряды слогов, слов, предложений, предъявленных на слух; воспроизводить ряды предметов, картинок по памяти от 3 до 9 единиц. 3 уровень – получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Сравнение и упорядочивание объектов по различным признакам: форме, величине, качестве поверхности, материалов; |
6. | Личносто-мотивационное развитие (10 часов) | Групповые коррекционные занятия | 1уровень – развитие познавательной активности и чувства уверенности в своих силах 2уровень – упражнения направленные на эффективное взаимодействие 3уровень – формирование у учащихся стремление к размышлению и речевой активности |
7. | Восприятие временных отношений (9 часов) | Групповые коррекционные занятия | 1уровень – знания порядка следования дней недели, частей суток, времён года, месяцев года; месяцев каждого времени года и нумерацию каждого месяца, начиная от начала года; отношений: вчера – сегодня – завтра; рано – поздно;; соотношения мер времени: сутки – неделя – месяц – год; секунда – минута- час; 2 уровень –умения определять времени по часам (с точностью до 5 минут). 3 уровень – ориентирование в режиме дня. |
8. | Восприятие пространства (7 часов) | Групповые коррекционные занятия | 1уровень – знания частей тела и лица, основных координат: верх – низ, впереди – позади, слева – справа и соответствующие ориентировки относительно себя, слова, обозначающие порядок следования предметов в ряду; 2 уровень –умения распознавать и называть части тела и лица; усвоить; различать пространственное расположение предметов относительно другого человека; ориентировать на листе бумаги; знать слова, обозначающие порядок следования предметов в ряду; уметь ориентироваться по схемам в пространстве класса, школьного двора; находить неправильно расположенные буквы; выполнять графические диктанты с учётом пространственных ориентировок; соблюдать пространственное расположение предметов, их частей при конструировании и рисовании. 3 уровень – ориентировка в окружающем пространстве (планирование маршрута, определение места положения объекта и пр.). |
4 класс | 68 ч в год, | ||
Обследование детей, комплектование групп для занятий (2 часа) | |||
2. | Развитие крупной и мелкой моторики, ловкости (12 часов) | Групповые коррекционные занятия | 1 уровень – знание упражнений на дыхание и расслабление, элементов 2-х фазного и 4-х фазного дыхания; правила целенаправленного рассматривания объекта: вычленение сначала основных элементов, затем его деталей, определение их соотношений. 2 уровень – умения понимать простые словесные инструкции учителя; ориентироваться в задании по данному плану; сличать результат и цель деятельности на наглядных образцах; с помощью педагога составлять рассказ о предстоящей и выполненной работе; быстро и точно передвигаться в пространстве ;целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога; выполнять упражнения на дыхание и расслабление; знать элементы 2-х фазного и 4-х фазного дыхания и выполнять по команде педагога; проверять свою работу и работу товарища по данному алгоритму. 3 уровень - получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. |
3. | Тактильно-двигательное восприятие (10 часов) | Групповые коррекционные занятия | 1 уровень – знание кинезиологических упражнений; правил пользования карандашом, ручкой, ножницами, клеем. 2 уровень – умения выполнять движения по показу и словесной инструкции; плавно переключаться с одного движения на другое; ритмично двигаться под музыку, пение, речевое сопровождение; воспроизводить ряд из 3-6 движений; соблюдать направление движения в пространстве в соответствии с условными знаками и словесной инструкцией; выполнять движения по условным обозначениям; менять характер, направление движений по условным сигналам; захватывать мелкие предметы двумя и тремя пальцами; повторять за педагогом позу кисти руки; застёгивать пуговицы, молнии, кнопки, шнуровать, завязывать узлы и банты; последовательно соединять точки; владеть счётными операциями по программе; выполнять графические работы под диктовку педагога; выполнять творческие работы из различных материалов; резать ножницами по прямым и кривым линиям, по кругу; складывать бумагу; конструировать без опоры на образец; выполнять пальчиковые упражнения; целенаправленно выполнять действия по четырехзвенной инструкции педагога, составлять план действий; выполнять точные движения при штриховке двумя руками; пользоваться элементами расслабления; конструировать сложные формы из 6—8 элементов распознавать основные эмоции, уметь их показывать; разрывать бумагу разной толщины. 3 уровень - получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. |
4. | Восприятие формы, величины, цвета (15 часов) | Групповые коррекционные занятия | 1 уровень – знание основных цветов и их оттенков; название геометрических фигур, величин (длина, ширина, толщина, высота, глубина), соответствующие прилагательные и их сравнительные формы, слова, обозначающие вкусовые качества предметов, материал, из которого предметы сделаны; неречевые бытовые и природные шумы. 2 уровень – умения - узнавать предметы на картинках; узнавать предметы в «зашумлённых» условиях и необычных ракурсах; анализировать и сравнивать предметы по предложенным признакам (форма, величина, цвет);составлять предметы из 2-6 частей; находить часть от целого предмета и предмет по данной части; различать и называть основные цвета и оттенки; классифицировать фигуры по нескольким признакам; соотносить оттенки одного цвета и раскладывать их по степени выраженности признака; смешивать цвета, называть их ;различать геометрические фигуры и называть их; сравнивать предметы по величине и называть эту величину: длина, ширина, толщина, высота, глубина, использовать в речи соответствующие прилагательные и их сравнительные формы; определять противоположные качества и свойства предметов; самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам; группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом; находить различия в парах предметных и сюжетных картинок; опознавать на ощупь мелкие игрушки, геометрические фигуры, контурные изображения букв, цифр, различать величину сходных предметов; опознавать на ощупь фактурные, температурные качества предметов; уметь сравнивать предметы «на глаз», «на ощупь», «на руку»;называть слова, обозначающие вкусовые качества предметов, материал, из которого предметы сделаны; восстанавливать целостные образы предметов, букв, цифр; узнавать предметы по словесному описанию; использовать схематические рисунки для запоминания вербального материала; распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу; определять материал, из которого сделан предмет; различать неречевые бытовые и природные шумы; различать голоса людей; различать на слух громкость, высоту и продолжительность звучания; повторять ряды слогов, слов, предложений, предъявленных на слух; определять на слух звучание различных музыкальных инструментов воспроизводить ряды предметов, картинок по памяти от 3 до 9 единиц. 3 уровень - получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. |
5. | Восприятие особых свойств предметов (6 часов) | Групповые коррекционные занятия | 1 уровень – знание особых свойств предмета (температура, вкус, запах, чувство тяжести); продуктов, которые могут нанести вред здоровью (ядовитые грибы, ягоды, уксус и т.п.); основных вкусов: (горький - сладкий, сырое – вареное). 2 уровень – умения различать простые запахи (приятные - неприятные);- сравнивать и различать разные вкусы;определять температуру (теплый – горячий – холодный) и тяжесть предмета (легкий – тяжелый). 3 уровень - получение обучающимися с умственной отсталостью начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения. Сравнение и упорядочения объектов по различным признакам: форме, величине, качестве поверхности, материалов; |
6. | Развитие пространственного восприятия (9 часов) | Групповые коррекционные занятия | 1уровень – знания основные координаты: верх – низ, впереди – позади, слева – справа и соответствующие ориентировки относительно себя; слова, обозначающие порядок следования предметов в ряду. 2 уровень – умения распознавать и называть части тела и лица; усвоить основные координаты: верх – низ, впереди – позади, слева – справа и соответствующие ориентировки относительно себя; различать пространственное расположение предметов относительно другого человека; ориентировать на листе бумаги; знать слова, обозначающие порядок следования предметов в ряду; уметь ориентироваться по схемам в пространстве класса, школьного двора; находить неправильно расположенные буквы; выполнять графические диктанты с учётом пространственных ориентировок; моделировать расположение предметов в заданном пространстве; соблюдать пространственное расположение предметов, их частей при конструировании и рисовании. 3 уровень - ориентировка в окружающем пространстве (планирование маршрута, определение места положения объекта и пр.); |
7. | Личностно-мотивационное развитие(10 часов) | Групповые коррекционные занятия | 1уровень – развитие познавательной активности и навыков совместной работы 2уровень – упражнения направленные на эффективное взаимодействие 3уровень – формировать ответственность за порученное дело. Распределение обязанностей. Игры с правилами. |
8. | Развитие временных представлений (7 часов) | Групповые коррекционные занятия | 1уровень – знания порядка следования дней недели, частей суток, времён года, месяцев года;времена года и их признаки; месяцы каждого времени года и нумерацию каждого месяца, начиная от начала года, понимать отношения: вчера – сегодня – завтра – послезавтра – позавчера; рано – поздно; старше – моложе; медленно – быстро; знать соотношения мер времени: сутки – неделя – месяц – год; секунда – минута- час; 2 уровень –умения определять времени по часам возраст людей. 3 уровень - определение времени по часам, ориентирование в режиме дня |
- Учебно-методический комплекс
Программно-методические материалы:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой. Подготовительный класс, 1 – 4 класс (автор – В.В. Воронкова).- М., «Просвещение», 2013 г.
Материально-техническое обеспечение:
- технические средства обучения (магнитофон, компьютер, мультимедийная установка);
- музыкально-дидактические пособия (аудио и видеозаписи),
- дидактические игры, наборы сюжетных картинок
Методическая литература:
- Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: «Академия», 2002;
- Семенович А. В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. – М.: Генезис, 2007;
- Войлокова Е. Ф., Андрухович Ю. В., Ковалева Л. Ю. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: учебно – методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005;
- Вайзман Н. П. Психомоторика детей-олигофренов. М.: «Педагогика», 1976;
- Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие психомоторики и сенсорных процессов у учащихся начальных классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. №4, 2004
- Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. _ М.: Сфера, 2001
Дополнительная литература для учителя:
- Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2004;
- Венгер А. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М.: Просвещение, 1988;
- Ганичева И. В. Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми. – М.: Книголюб, 2004;
- Рожков О. П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2 – 4 года жизни: Методические рекомендации/ О. П. Рожков, И. В. Дворова. – М.: Издательство Московского психосоциального института; Воронеж: Изд.-во НПО «МОДЕК»,2004;
- Павлова Т. А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. М.: Школьная Пресса, 2004;
- Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога-дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2001.
Информационное обеспечение образовательного процесса
- Портал «Мой университет»/ Факультет коррекционной педагогики http://moi-sat.ru
- Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
- Социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/site/all/sites
- Учительский портал http://www.uchportal.ru
- Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september
- Электронная библиотека учебников и методических материаловhttp://window.edu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для учащихся 1-4 классов специальных ( коррекционных) образовательных учреждений 8-вида
Пояснительная записка.Тематическое планирование....
Теоретические аспекты диагностики по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для учащихся 1-4 классов специальных(коррекционных)образовательных учреждений 8-вида.
Схема обследования детей 1-4 классов специальных(коррекционных)образовательных учреждений 8-вида....
Методическая разработка в форме диагностического бланка по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для учащихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8-вида.
Бланки для диагностики....
Рабочая программа по курсу "Развитие психомоторики и сенсорных процессов (1 - 4 кл.)"
Моя авторская программа по этому предмету. Включает пояснительную записку, содержание занятий по блокам, классам, ожидаемый результат и тематическое планирование по классам, список литературы....
Рабочая программа по предмету "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для обучающихся 2-3 классов с ОВЗ.
Коррекционно-развивающая программа для развития высших психических функций...
Рабочая программа по предмету " Развитие психомоторики и сенсорных процессов "
Рабочая программа по предмету "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для детей с ОВЗ,1-4 классы...
Рабочая программа «Коррекция и развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся с умственной отсталостью, с задержкой психического развития.
Рабочая программа «Коррекция и развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся с умственной отсталостью, с задержкой психического развития....