Рабочая программа по предмету " Развитие психомоторики и сенсорных процессов "
календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по предмету "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для детей с ОВЗ,1-4 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по предмету " Развитие психомоторики и сенсорных процессов " | 46.17 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету " Развитие психомоторики и сенсорных процессов " составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы Л. А. Метиевой, Э. Я. Удаловой «Развитие психомоторики и сенсорных процессов для учащихся 1- 4 классов общеобразовательных специальных (коррекционных) учреждений VIII вида".
и на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 19.12.2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 10 июля 2015 года № 26.
Локальные акты ОУ:
- Учебный план ГБОУ Михайловская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2017-2018 учебный год;
- Годовой календарный учебный график ГБОУ Михайловская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2017-2018 учебный год;
- Расписание учебных занятий ГБОУ Михайловская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2017-2018 учебный год.
Цель программы: дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе, на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков
Достижение цели предусматривает решение ряда задач:
- обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие психических процессов памяти, мышления, речи, воображения;
- формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;
- коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;
- формирование пространственно-временных ориентировок;
- развитие слухоголосовых координаций;
- формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);
- совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;
- обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;
- исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;
- формирование точности и целенаправленности движений и действий.
- Общая характеристика предмета
В программе четко просматриваются два основных направления работы: формирование знаний сенсорных эталонов -определенных систем и шкал, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета. Заметим, что работа по формированию сенсорных действий не является самоцелью, а представляет лишь часть общей работы и занимает в ней определенное место.
Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др.
Овладение сенсорными эталонами как способами ориентировки в предметном мире, формирование сенсорно-перцептивных действий невозможно без закрепления опыта ребенка в слове. Через все разделы программы в качестве обязательной прошла задача постепенного усложнения требований к речевому опосредованию деятельности учащихся: от овладения соответствующей терминологией до развернутого сопровождения собственных действий речью и вербального определения цели и программы действий, т. е. планирования.
Структура программы курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:
- развитие моторики, графомоторных навыков;
тактильно-двигательное восприятие;
- кинестетическое и кинетическое развитие;
- восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
- развитие зрительного восприятия;
- восприятие особых свойств предметов через развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств;
- развитие слухового восприятия;
- восприятие пространства;
-восприятие времени.
Коррекционная направленность программы
Данный курс занятий является коррекционно направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих детям с интеллектуальными нарушениями недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности.
Категории обучающихся, которым адресована данная программа курса коррекционных занятий:
- дети с умеренной степенью умственной отсталости, принятые в школы VIII вида;
- дети с легкой степенью умственной отсталости, не прошедшие дошкольную подготовку;
- дети с легкой степенью умственной отсталости, в структуре нарушения которых имеется более грубое недоразвитие отдельных психических функций.
Коррекционные индивидуальные и групповые (до 4 человек) занятия проводятся по расписанию продолжительностью 15—25 мин. Структура занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности: музыкально-ритмической, изобразительной, конструктивной, игровой и др., в процессе которых и решаются задачи сенсорного развития детей.
- Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствие с учебным планом и примерной программой по развитию психомоторики и сенсорных процессов на изучение предмета отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования — введения обучающихся с умственной отсталостью в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
12) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов школьники должны научиться:
- ориентироваться на сенсорные эталоны;
- узнавать предметы по заданным признакам;
- сравнивать предметы по внешним признакам;
- классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
- составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
- практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
- давать полное описание объектов и явлений;
- различать противоположно направленные действия и явления;
- видеть временные рамки своей деятельности;
- определять последовательность событий;
- ориентироваться в пространстве;
- целенаправленно выполнять действия по инструкции;
- самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
- опосредовать свою деятельность речью.
Основные умения и требования к знаниям детей
Целенаправленно выполнять действия по трех- и четырехзвенной инструкции педагога.
- Дорисовывать незаконченные изображения.
- Группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать их словом.
- Составлять цветовую гамму от темного до светлого тона разных оттенков.
- Конструировать предметы из 5-6 деталей, геометрических фигур.
- Определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов.
- Зрительно дифференцировать 2-3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом.
- Классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств.
- Различать запахи и вкусовые качества, называть их.
- Сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивая на руке.
- Действовать по звуковому сигналу.
- Адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов.
- Определять время по часам.
- Содержание программы учебного предмета
Обследование вновь принятых детей
Развитие моторики, графомоторных навыков
Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель, «Кольцеброс», игры с мячом, обручем). Обучение целенаправленным действиям по трех- и четырехзвенной инструкции педагога. Развитие моторики рук. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застегивание). Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. Графический диктант (зрительный и на слух). Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике объемной и рваной аппликации.
Тактильно-двигательное восприятие
Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие — жесткие, мелкие — крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Нахождение на ощупь контура нужного предмета из 2—3 предложенных. Работа с глиной, тестом и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Игры с сюжетной мозаикой.
Развитие осязания (теплее — холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). Дифференцировка ощущений чувства тяжести от трех предметов (тяжелее — легче — самый легкий); взвешивание на ладони; определение веса на глаз.
Кинестетическое и кинетическое развитие
Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы и т. д.). Выполнение упражнений по заданию педагога, вербализация собственных ощущений. Выразительность движений — имитация животных (походка гуся, зайца, кенгуру и т. д.), инсценирование.
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов
Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом формы 3—4 предметов. Сравнение двух объемных геометрических фигур — круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сравнение и обозначение словом величин разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление сериационных рядов из 4—5 предметов по заданному признаку величины. Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей (5—6 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4—5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали).
Развитие зрительного восприятия
Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу. Тренировка зрительной памяти; дидактические игры типа «Сложи такой же узор». Составление картинки из разрезных частей. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (две картинки). Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.
Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств)
Развитие осязания (теплее — холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение. Определение различных свойств веществ (сыпучесть, твердость, растворимость, вязкость). Измерение объема сыпучих тел с помощью условной меры. Дифференцировка ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче); взвешивание на ладони; определение веса на глаз.
Развитие слухового восприятия
Определение направления звука в пространстве (справа — слева — спереди — сзади). Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма.
Восприятие пространства
Ориентировка в помещении по инструкции педагога, понятия: выше — ниже, левее — правее, рядом и др.; вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса. Моделирование пространственного расположения объектов относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога. Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части. Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога.
Восприятие времени
Определение времени по часам. Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год). Длительность временных интервалов (1 ч, 1 мин, 1 c). Времена года, их закономерная смена.
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | Дата пров. | Виды деятельности | |
1 четверть | 15 | |||||
Обследование учащихся | 1 | 6.09 | ||||
Развитие мелкой и крупной моторики, грамофомоторных навыков. | Расширение двигательного опыта учащихся, развитие умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции | 14 | ||||
1. | Выполнение действий по инструкции учителя. | 1 | 7.09 | Организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой(столом),правильно держать тетрадь для рисования и карандаш | ||
2. | Ходьба по «дорожке следов». | 1 | 13.09 | «Дорожка следов» полоса препятствий, выполнять действия по инструкции учителя | ||
3. | Метание мяча в цель. | 1 | 14.09 | Выполнять действия по инструкции учителя | ||
4. | Согласованность действий и движений разных частей тела. | 1 | 20.09 | Выполнять действия по инструкции учителя | ||
5. | Пальчиковая гимнастика «Лошадки». | 1 | 21.09 | Выполнять упражнения для пальчиков | ||
6. | Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. | 1 | 27.09 | Выполнять действия по инструкции учителя | ||
7. | Нанизывание бус. | 1 | 28.09 | Выделять существенные признаки предметов, нанизывать бусы | ||
8. | Завязывание узелков. | 1 | 4.10 | Выделять существенные признаки предметов, нанизывать бусы | ||
9. | Штриховка по трафарету. Обводка по трафарету. | 1 | 5.10 | Выделять существенные признаки предметов, обводить и штриховать | ||
10. | Рисование с натуры яблока. | 1 | Выделять существенные признаки предметов, обводить и штриховать | |||
11. | Рисование с натуры помидора. | 1 | 12.10 | Передавать в рисунках основную форму предметов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами с помощью учителя | ||
12. | Оригами «Тюльпан». | 1 | 18.10 | Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога | ||
13. | Оригами «Кораблик». | 1 | 19.10 | Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога | ||
14. | Аппликация «Деревья осенью» | 1 | 25.10 | Согласовывать свои движения и действия, опосредовать свою деятельность речью | ||
15. | Аппликация «Подсолнух». | 1 | 26.10 | Согласовывать свои движения и действия, опосредовать свою деятельность речью | ||
Запланировано: Проведено: | Отставание: Причина: | |||||
2 четверть | 16 | |||||
Восприятие формы, величины, цвета. | Уточнение знаний учащихся о сенсорных эталонах | 12 | ||||
16. | Выделение признаков формы геометрических фигур. | 1 | 8.11 | Классифицировать предметы по форме, величине, цвету | ||
17. | Классификация предметов по форме. | 1 | 9.11 | Классифицировать предметы по форме, величине, цвету | ||
18. | Классификация фигур. Предметов по форме. | 1 | 15.11 | Классифицировать предметы по форме | ||
19. | Работа с геометрическим конструктором. | 1 | 16.11 | Обобщать, делать несложные выводы | ||
20. | Работа с геометрическим конструктором. | 1 | 22.11 | Обобщать, делать несложные выводы | ||
21. | Сравнение предметов (длинный, широкий). | 1 | 23.11 | Целенаправленно выполнять действия по инструкции | ||
22. | Сравнение предметов (узкий, короткий). | 1 | 29.11 | Сравнивать предметы | ||
23. | Различение и выделение основных цветов. | 1 | 30.11 | Группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины | ||
24. | Составление сериационных рядов из 4-5 предметов. | 1 | 6.12 | Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им | ||
25. | Конструирование геометрических фигур и предметов из составных частей. | 1 | 7.12 | Обобщать, делать несложные выводы | ||
26. | Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей. | 1 | 13.12 | Обобщать, делать несложные выводы | ||
27. | Составление целого из частей на разрезном материале. | 1 | 14.12 | Совместно договариваться о правилах общения и поведения | ||
Тактильно- зрительное восприятие. | Формирование полноты представлений об объектах окружающего мира | 4 | Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя | |||
28 | Определение на ощупь плоских предметов и фигур. | 1 | 20.12 | Обобщать, делать несложные выводы | ||
29 | Работа с пластилином. | 1 | 21.12 | Уметь обратиться ко взрослому за помощью | ||
30 | Игры с мозаикой. | 1 | 27.12 | Целенаправленно выполнять действия по инструкции | ||
31 | Игры с пазлами. | 1 | 28.12 | Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога. | ||
Запланировано: Проведено: | Отставание: Причина: | |||||
3 четверть | 18 | |||||
Кинестетическое и кинетическое развитие. | Формирование ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве | 5 | ||||
32 | Выполнение упражнений по заданию. | 1 | 17.01 | Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога. | ||
33 | Обозначение словом различных положений своего тела. | 1 | 18.01 | Обобщать, делать несложные выводы | ||
34 | Имитация повадок зверей. | 1 | 24.01 | Обобщать, делать несложные выводы | ||
35 | Игра на музыкальных инструментах. | 1 | 25.01 | Обобщать, делать несложные выводы | ||
36 | Обучение быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы. | 1 | 31.01 | Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога. | ||
Развитие зрительного восприятия | Формирование умения ориентироваться в новой местности | 5 | ||||
37 | Рисование бордюров по наглядному образцу. | 1 | 1.02 | Сравнивать предметы по внешним признакам | ||
38-39 | Дидактическая игра «Сложи такой же узор» | 2 | 7.02 8.02 | |||
40-41 | Составление картинки из разрезных частей | 2 | 14.02 15.02 | Обобщать, делать несложные выводы | ||
Восприятие особых свойств предметов. | Способствовать познанию окружающего мира во всем многообразии его свойств, качеств, вкусов, запахов. | 5 | ||||
42 | Контрастные температурные ощущения. | 1 | 21.02 | Употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов, и пространственные отношения предметов. | ||
43 | Различение на вкус продуктов. Обозначение ощущений словом. | 1 | 22.02 | Употреблять в речи новые слова | ||
44 | Различение запахов, словесное обозначение. | 1 | 28.02 1.03 | Практически выделять признаки и свойства объектов и явлений | ||
45 | Измерение объема сыпучих тел. | 1 | 7.03 | Обобщать, делать несложные выводы | ||
46 | Дифференцировка ощущений чувства тяжести. | 1 | 14.03 | Определять времена года, время суток | ||
Развитие слухового восприятия | Развитие речи через использование игровых приемов работы, направленных на различение речевых, музыкальных звуков и шумов | 6 | ||||
47 | Направление звука в пространстве. | 1 | 15.03 | обобщать, делать несложные выводы | ||
48-49 | Выполнение действий по звуковому сигналу. | 2 | 21.03 22.03 | обобщать, делать несложные выводы | ||
Запланировано: Проведено: | Отставание: Причина: | |||||
4 четверть | 18 | |||||
50 | Различение мелодий по темпу. | 1 | 4.04 | обобщать, делать несложные выводы | ||
51-52 | Прослушивание музыкальных произведений. | 2 | 5.04 11.04 | обобщать, делать несложные выводы | ||
Восприятие пространства. | Развития аналитико-синтетического мышления, формирование целостного пространственного образа. | 7 | ||||
53 | Ориентировка в помещении по инструкции. | 1 | 12.04 | ориентироваться в пространстве | ||
54 | Обозначение пространственных отношений с использованием предметов. | 1 | 18.04 | ориентироваться в пространстве | ||
55 | Ориентировка на вертикально расположенном листе. | 1 | 19.04 | Ориентироваться на листе бумаги (центр, верх, низ, правая/левая сторона) | ||
56 | Деление листа на глаз на 2.4 части. | 1 | 25.04 | Ориентироваться на листе бумаги (центр, верх, низ, правая/левая сторона) | ||
57 | Пространственная ориентировка на поверхности парты | 1 | 26.04 | употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов | ||
58 | Расположение и перемещение предметов по инструкции. | 1 | 2.05 | Употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов и слов, обозначающих пространственные отношения | ||
59 | Моделирование пространственно расположенных предметов. | 1 | 3.05 | употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки предметов, и слов, обозначающих пространственные отношения предметов | ||
Восприятие времени. | Формирование у детей временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года. | 8 | ||||
60-61 | Определение времени по часам. | 1 | 10.05 | определять время по часам | ||
62-63 | Времена года, названия месяцев. | 2 | 16.05 17.05 | Определять время года, знать названия месяцев | ||
64 65 | Времена года, их закономерная смена. | 2 | 23.05 24.05 | Определять время года, знать названия месяцев | ||
66 | Длительность временных интервалов. | 1 | 30.05 | Определять время года, знать названия месяцев | ||
67 | Повторение пройденного. | 1 | 31.05 | Совместно договариваться о правилах общения и поведения |
7.Материально – техническое обеспечение.
Методическая литература:
1.Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: «Просвещение»,2009.
Для проведения коррекционной работы имеется специально организованная предметно-пространственная среда:
- функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций (строительные конструкторы с комплектом цветных деталей, раскладные пирамидки, плоские и объёмные геометрические фигуры разной величины, полоски цветного картона разной длины и ширины, геометрическое лото, логический круг, сенсорные модули, сухой душ, набор Монтессори, и др.);
- игрушки и пособия для развития тонкой моторики, спортивный инвентарь для развития крупной моторики (шнуровки, мозаики, мячи, массажный коврик, массажные мячики и др.);
- оборудование для занятий музыкой, ритмикой (физкультминутки), изобразительной деятельностью (музыка для релаксации, звучащие музыкальные инструменты, изобразительные материалы и др.);
- разнообразный арсенал техники арттерапии (куклы, сюжетные игрушки, элементы одежды и др.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Развитие психомоторики и сенсорных процессов (1 - 4 кл.)"
Моя авторская программа по этому предмету. Включает пояснительную записку, содержание занятий по блокам, классам, ожидаемый результат и тематическое планирование по классам, список литературы....
Конспект открытого группового занятия по предмету "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" со 2 классом на тему: "Восприятие тяжести. Сравнение предметов по массе: тяжелее, легче, такой же массы"
Задачи:Совершенствование умения сравнивать предметы по массе.Развитие тактильной чувствительности, тонкой кинестетической дифференциации, мелкой моторики, зрительной координации.Воспитание волевых кач...
Дидактические игры по предмету "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"
Материал будет полезен учителям начальных классов, работающих в коррекционной школе 8 вида....
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (2 класс) Предмет- «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»
Календарно-тематическое планирование разработано и составлено на основании программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4...
Рабочая программа по предмету "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для обучающихся 2-3 классов с ОВЗ.
Коррекционно-развивающая программа для развития высших психических функций...
Конспект по предмету: «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» 2- 3 класс
laquo;Вкусовые ощущения (кислый, горький, соленый. Дидактическая игра «Узнай по вкусу»...
Рабочая программа «Коррекция и развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся с умственной отсталостью, с задержкой психического развития.
Рабочая программа «Коррекция и развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся с умственной отсталостью, с задержкой психического развития....