Консультация для педагогов "Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения, на прогулке".
консультация по теме
Консультация предназначена для педагогов, которые работают в детских садах компенсирующего видадля детей с нарушением зрения. В предложенном материале даются описания видов коррекционной работы, которую необходимо планировать и осуществлять при организации разных видов деятельности во время прогулки. Также имеется перечень игр, рекомендованных для детей с нарушением зрения с учетом их особенностей здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnaya_rabota_s_detmi_imeyushchimi_narusheniya_zreniya_na_progulke.docx | 21.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов:
Коррекционная работа с детьми,
имеющими нарушения зрения, на прогулке
Прогулка – наиболее благоприятное время в режиме дня детей, когда создаются условия для их развития в разных видах деятельности. При организации прогулок с детьми с нарушением зрения необходимо обращать внимание на специфику: наряду с наблюдениями и экскурсиями, экспериментированием, организацией труда в природе, сюжетно-ролевыми, подвижными играми и самостоятельной деятельностью детей, проводится индивидуальная и подгрупповая коррекционная работа, в том числе и специалистами (учителями-дефектологами (тифлопедагогами) и логопедами) направленная на обогащение предметных представлением, развитие зрительного восприятия, ориентировки в пространстве с опорой на сохранные анализаторы (зрение, слух, осязание, обоняние), развитие речи.
Прогулка включает в себя наблюдения и экскурсии, детское экспериментирование, сюжетно-ролевые и подвижные игры, а также индивидуальную и подгрупповую коррекционную работу с участием специалистов.
Коррекционная работа при организации наблюдений и экскурсий может быть представлена в виде выполнения заданий:
- найти одинаковые объекты в окружающей природе;
- найти различия в растениях, животных, окружающих предметах;
- дидактические игры на классификацию (цвет, форма, величина);
- проследи за движущимся объектом (облака, листопад, снегопад, самолет, птицы и т.д.)
- рассмотри при помощи увеличительных приборов цветки и др. части растений, насекомых, птиц (задания должны сопровождаться переключением взгляда на удаленные объекты – небо, деревья, другие удаленные предметы).
Коррекционная работа при организации экспериментирования включает в себя развитие сохранных анализаторов.
1. Развиваем слух:
– учить определять происхождение звука или шума;
– определять причину возникновения звука:
– что происходит со звуком при его передаче на расстояние, причины его ослабления и усиления.
2. Развиваем обоняние:
– определять по запаху различные живые и неживые объекты:
– сравнивать качества запаха (резкий, нежный, приятный, неприятный и т.д.).
3. Развиваем осязание:
– определять температуру (горячий – холодный);
– определять качество поверхности (сухой – мокрый, твердый – мягкий и др.);
– определять размер (длинный – короткий, тонкий – толстый и т. д.).
Основным методом коррекционной работы при организации труда в природе с детьми с нарушениями зрения является поэтапный показ способов и последовательности действий с одновременным выполнением их детьми. Действия формируются по показу, образцу, а на более поздних периодах – по словесному пояснению и инструкциям.
В процессе трудовых действий развиваются зрительные способности, формируются предметные образы и предметно-практические действия.
Коррекционная работа при организации сюжетно-ролевых игр включает следующие виды:
- наблюдения за деятельностью взрослых;
- проигрывание ролевых ситуаций;
- объединение знакомых ситуаций в единый сюжет;
- преодоление вербализма и обогащение чувственного опыта (предварительно проводятся специально организованные экскурсии и наблюдения);
- слияние словесных представлений с конкретными действиями, признаками, свойствами и явлениями общественной окружающей жизни;
- отображение собственного опыта в игре;
- использование предметов-заместителей;
- преодоление недостатков развития личности.
Коррекционная работа при проведении подвижных игр организуется в соответствии с этапами лечения:
Ортоптический период – формирование бинокулярного зрения. Восстановление способности к слиянию двух изображений в одно.
- Ходьба по ограниченной плоскости, сохраняя равновесие: узкая дорожка, извилистая дорога;
- задания по отношению к своему телу;
- ходьба и бег змейкой, между предметами;
- перепрыгивание, перешагивание через различные предметы, прыжки в заданную цель (с учетом зрительного диагноза).
Диплоптический период – выработка стереоскопического видения.
- Бросание предметов в цель, прокатывание мяча в ворота – развитие глазомера;
- нахождение своего круга, дерева, домика и т.д. – развитие поисковой функции глаза;
- бросание и ловля мячей разных размеров – развитие силы броска, быстроты реакции.
- игры: кольцеброс, рыболов, упражнения с воздушными шарами, бильярд, бадминтон, кегли, серсо, городки.
Стереоптический период – восприятие в трехмерном пространстве.
Игры:
- кольцебросы;
- “Шарик на удочке опусти в цилиндр”;
- “Надень кольцо на стержень”;
- “Поймай рыбку”;
- серсо, кегли, бадминтон.
Индивидуальная и подгрупповая коррекционная работа
- с целью развития прослеживающей функции глаза организуются наблюдения за полетом птиц, движением самолетов, облаков, машин, паданием листьев, снежинок;
- с целью выработки резерва аккомодации : игра “Далеко-близко”, «Высоко-низко»;
- с целью развития восприятия цвета и формы : рассматриваем плоды и семена, листья, снежинки; выделяем цвета одежды, определяем размер деревьев и кустарников, высоту зданий, автомашин и т.д.;
- с целью формирования пространственной ориентировки проводим игры “Что где?”, “Прятки”, “Лабиринт”, экскурсии по участку детского сада, микрорайону;
- с целью развития осязания и мелкой моторики : игры с песком, камушками, собираем семян и плодов, рисуем мелками на асфальте, палочками на песке и снегу, лепим снежки;
- с целью коррекции речи: упражнения по звукопроизношению, беседы, игры со словами, чистоговорки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕФЕРАТ СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ
В реферате раскрыта актуальность данной темы, её цели и задачи. Дано объяснение тому, что специфика, содержание занятий, формы организации, приемы, способы и средства коррекционного воздействия, опред...
Коррекционно-развивающая программа работы с детьми, имеющими нарушения устной речи
Основная ЦЕЛЬ данной коррекционно-развивающей программы:предупредить, выявить и устранить средствами специального обучения и воспитания недостатки звукопроизношения; уст...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ, В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В ПРЕЗЕНТАЦИИ ИЗЛАГАЮТСЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ, В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. ЧЕТКО ПОСТАВЛЕНЫ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КЛАССОВ...
Коррекционно-образовательная работа с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.
В последние годы в дошкольных образовательных учреждениях увеличилось количество детей, имеющих нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА). Нестабильность шейного отдела позвоночника, кривошея, нар...
Специфика работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения зрения и речи.
Доклад посвящен особенностям коррекционно-логопедической работы учителя-логопеда с дошкольниками, имеющими нарушения зрения и речи. Описаны принципы работы, предложены наглядные схемы для составления ...
Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения: «Использование логоритмики в системе коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи»
Консультация для педагогов дошкольного образовательного учреждения...
Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения, на занятиях СБО
Доклад на заседание МО дефектологов...