Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения
учебно-методическое пособие

Зорина Татьяна Юрьевна

Диагностика, календарно-тематическое планирование занятий, конспекты занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prostr.orient.docx17.46 КБ
Файл rzv.docx21.35 КБ
Файл konspekt_individ.docx24.74 КБ
Файл konspekt_podgr.docx25.49 КБ
Файл programma_korr-razv.raboty.docx27.68 КБ

Предварительный просмотр:

Исследование ориентировки при помощи остаточного зрения.

1.Изучение овладением сенсорных эталонов:

-Назови фигурки,которые ты знаешь_____________________________________________

-Возьми только (круг,квадрат,треугольник)_____________________________

-Выложи фигуры в ряд:сначала большие,затем поменьше_______________________________________________________________________________________________

-Какого цвета эти фигуры_____________________________________________

-Найди такой же по цвету предмет_________________________________________________________________________________________________

2.Исследование зрительного восприятия предметов и соотнесение их с изображением на рисунке:

-Внимательно осмотри комнату,назови предметы,которые в ней находятся_______________________________________________________________________________________________

-Найди эти предметы на картинке____________________________________________

3.Исследование овладения ребенком не стереоскопическими способами изображения пространства:

-Что находится ближе к тебе,а что дальше от тебя____________________________________________________________________________________________________

-Какие предметы на картинке находятся ближе к тебе,а какие дальше__________________________________________________________________________________________________

Ориентировка с помощью слуха

1.Локализация источника звука с указанием его направления:

-Покажи рукой,где звучит колокольчик__________________

-Покажи как двигается колокольчик_____________________

-Запомни как двигается колокольчик(по звуку),а когда он замолчит,покажи где он остановился_________________________________________

2.Слуховые представления,заполняющие пространоство:

-Узнать журчание воды,шум машины,ветра,дождя,голоса домашних животных и птиц________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Узнавание на слух действий,совершенных человеком:

-Открыть и закрыть дверь,спросить что сделал______________________________________________

-Определение настроения по интонации___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ориентировка при помощи осязания и развития мелкой моторики

1.Способ осязания____________________________________

2.Культура осязания__________________________________

3.Узнавание различных поверхностей и материалов (дерево,ткань,бумага,металл,стекло,пластмасса)___________________________________________________________________________________________________________________

4.Узнавание и различение с помощью осязания различных геометрических фигур___________________________________________________________________________________________________

5.Владение карандашом,ножницами,кистью________________________

6.Сила и точность мелкой мускулатуры пальцев (застегивать,завязывать,шнуровать)_________________________________________________________________________

Исследование представлений о предметах,заполняющих пространство

1.Мы в гостях у куклы. Рассмотри мебель в ее комнате и назови каждый предмет_________________________________________________________________________________________________

2.Давай сделаем для куколки комнату. Расставь мебель. Назови где стоит (стул,стол,шкаф…)_______________________________________________________________________________________

3.Найди какие настоящие предметы в нашей комнате похожи на предметы из кукольной комнаты_________________________________________________________________________________________________

4.Найди в комнате предмет(по описанию)_______________________________________________________________________________________________

5.Ребенку предлагаются картинки мебели.Какие еще предметы есть в нашей комнате_________________________________________________________________________________________________

Исследование ориентировки на собственном теле и телах других

1.Узнавание частей тела,называние,показ______________________________________________________________________________________

2.Способность к выполнению заданий,требующих осознанного понимания пространственных понятий:

-Покажи где у тебя правая,левая рука,что сзади,спереди,вверху,внизу________________________________________________________________________________

-Что впереди от тебя,сзади,слева,справа____________________________________________________________________________________

-Поставь игрушку «на», «под», «за», «перед» и т.д._____________________________________________________________________________________________________

3.Исследование ориентировки на плоскости листа:

-Разложи предметы по порядку,слева направо_____________________________________________

-Нарисуй линии сверху вниз____________________________

-Найди середину листа,расставь фигурки по краям листа,покажи верхние и нижние,правые и левые углы листа_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование представлений об окружающем пространстве в знакомом помещении

1.Покажи,доведи где у вас группа,игровая комната,спальня и т.д__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Найди свой шкафчик,какая твоя любимая игрушка в группе______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Исследование общей моторики

1.Состояние координации движений_______________________________________________________________________________________________

2.Скорость движения________________________________________________________________________________________________

3.Нарушение походки_____________________________________________

4.Ритмичность/аритмичность движений__________________

5.Нарушение позы________________________________________________

6.Наличие навязчивых движений_______________________________________________________________________________________________

7.Наличие страха пространства_________________________________________

8.Положение ребенка при ходьбе в паре____________________________________________________________________________________________________

9.Совместная ориентировка в игровой/трудовой деятельности_____________________________________________________________________________________________

Заключение

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Дата обследования____________________________________________
Фамилия, имя ребенка_________________________________________
Дата рождения______________________________________________        _
Диагноз_____________________________________________________
Сопутствующие заболевания_______________________________________________________________________________________________________________
Острота зрения________________________________________________
Поле зрения__________________________________________________
Цветовое зрение______________________________________________
В каком возрасте ребенку поставлен диагноз______________________
Кем и где впервые было обнаружено нарушение зрения: родителями,в роддоме,врачом – педиатром во время патронажа,в детской поликлинике,в другом месте
Предполагаемые причины нарушения зрения____________________________________________________________________________________________________________________

АНАМНЕЗ

От какой беременности ребенок?________________________________

Как протекала беременность:

  • токсикоз     1,2    половины    беременности_________________
  • хронические    заболевания_______________________________
  • психические травмы_____________________________________
  • инфекционные заболевания_______________________________
  • другое_________________________________________________

Роды: (нормальные, стремительные, обезвоженные, стимулированные, наличие травм, родовспоможение)

Ребенок родился в срок или недоношен (количество недель)

Резус отрицательный, совместимость_____________________________

Вес при рождении_____________________________________________

Рост_________________________________________________________

Перенесенные заболевания до 1 года______________________________________________________________________________________________________________________

После 1 года:

  • инфекции _____________________________________________
  • ушибы и травмы мозга, глаз______________________________

Назначения медиков_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1. Узнавание и называние предметов:

  • Реальные предметы (набор)_______________________________________________________________________________________________________
  • Модели (игрушки)_____________________________________________________________________________________________________
  • Графическое изображение (рисунки) предметов____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Контурное изображение предметов____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Силуэтное изображение предметов____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Перечеркнутые фигуры______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Наложенные предметы____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Дифференциация цвета:

  • Называние цветового спектра______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Самостоятельно показывает и называет_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Выбор цвета по названию без показа педагогом____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Классификация предметов по цвету________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Составление цветоряда от темного к светлому и наоборот_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Выделение цвета в окружающей среде________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Дифференциация формы:

  • Узнавание и называние основных геометрических форм________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Соотнесение предмета с формой в окружающем пространстве________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Классификация предметов по форме______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Дифференциация величины:

  • Сравнение предметов по величине на уровне узнавания и называния (большой, маленький, средний, больше – меньше)____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Выстраивание предметного ряда по величине от самого большого до самого маленького и наоборот_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Классификация предметов по величине_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Соотнесение предметов по величине_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Характер дифференцировки:
  • тонкая
  • грубая

5. Исследование восприятия и воспроизведения сложной формы:

  • Составление целого из частей, предметного изображения:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • самостоятельно
  • методом проб и ошибок
  • наложением

6. Исследование восприятия сюжетных изображений:

  • Объем восприятия__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • Уровень понимания сюжета и его оречевление_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Заключение о сформированности зрительного восприятия:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова

Институт педагогики и психологии

Кафедра специальной педагогики и психологии

ОГКОУ школа-интернат III-IV вида Костромской области

Конспект индивидуального занятия учителя-дефектолога (тифлопедагога) с ребенком 3 «В» класса

Вид занятия: развитие зрительного восприятия

Тип занятия: формирование предметных представлений

Тема занятия: «Животные Севера»

Исполнитель: Зорина Татьяна Юрьевна

г.Кострома 2014 год

Цель: продолжать формировать у ребенка представления о животных Севера.

Задачи:

1.Коррекционные: 

  • Развивать прослеживающую и глазодвигательную функции глаз;
  • Развивать зрительную память;
  • Продолжать учить ребенка узнавать изображение животного при наложенном представлении;
  • Продолжать учить ребенка дифференцировать понятия большой/маленький.

 2.Развивающие:

  • Развивать зрительное восприятие ребенка;
  • Развивать память,внимание,мышление;
  • Развивать мелкую моторику.

3.Образовательно-воспитательные:

  • Закрепить характерные особенности внешнего вида животных (величина, окрас, части тела);
  • Развивать у ребенка наблюдательность, любознательность, сообразительность;
  • Воспитывать у ребенка познавательный интерес к окружающему миру, любовь  к  животным.

4.Здоровьесберегающие:

  • Соблюдать санитарно-гигиенические нормы;
  • Соблюдать рекомендации офтальмолога по соблюдению зрительной нагрузки;
  • Соблюдать нагрузки, избегая переутомления ребенка;
  • Следить за правильной осанкой ребенка.

Тип занятия: формирование предметных представлений

Продолжительность: 20 минут.

Методы и приемы:

1.Общедидактические:

Наглядные: показ и рассматривание изображений животных.

Словесные: художественное слово, загадки, пояснения, инструкцию к действию, наводящие вопросы, указания, объяснения.

Практические: выкладывание картинок, составление целого из частей.

2.Специальные (психолого-педагогические): использование указки, зрительная гимнастика, наложенные изображения, разрезные картинки.

Клиническая форма зрительного нарушения ребенка: врожденная катаракта обоих глаз, афакия OD, амблиопия высокой степени правого глаза, вторичное сходящееся косоглазие, горизонтальный нистагм обоих глаз, тотальная отслойка сетчатки OS. Острота зрения: счет пальцев у лица - один глаз, другой-0. Угол отклонения глаз к носу до 20 градусов.

Индивидуальная работа: подставка для ребенка, картинки крупного размера.

Содержание работы

I.Организационный момент

Педагог: Здравствуй. Сегодня к нам в гости пришел мальчик Ила. Он очень любит играть! И приготовил для тебя интересные игры!  Но Ила прибыл из очень необычного места, значит и игры будут необычные. Хочешь поиграть с ним? (ответ ребенка)

Педагог: Ила хочет, чтобы ты узнал, откуда он приехал. А для этого нужно отгадать загадку.  

Там очень-очень холодно,

Там всегда зима

Там лежат холодные вечные снега

Там медведи белые

Бродят круглый год

Морж усатый медленно

В полынье плывёт. (Север) 

II.Основная часть

1.«Загадки» 

Педагог: Раз, два ,три ,четыре ,пять, ты давай со мной играть, загадаю я загадки, а ты попробуй отгадать. (попутно задаются вопросы про животных)

Два мощных имеет клыка,

Два ласта и два плавника,

Но этого дядю не трожь,

Прилёг отдохнуть толстый...(морж)

В холодной плавает воде отличный рыболов,

На льдине отдыхает, свершив большой улов,

И отдыхать ему не лень,

Рыбачил допоздна...(тюлень)

Он снег глубокий разгребает

И ягель вкусный добывает,

Копает он порой весь день

Полярный северный...(олень)

Мех серебрист. Мышей ловец.

С лисою схож, зовут...(песец)

Отличное зренье и слух зверь  имеет.
Под снегом учуять добычу сумеет!
В мороз удается ему не болеть.
Он Арктики житель. Он
…(белый медведь)

Педагог: Молодец. Отгадал загадки, рассказал про животных.

2. «Наложенные изображения». 

Педагог: А давай посмотрим, что еще приготовил для нас Ила! Посмотри, здесь что-то интересное… Ила говорит, что здесь нужно найти пять животных и обвести контур каждого.
- Попробуем? Бери карандаш и приступай к работе.
(ребенок находит и обводит животных).
- Молодец! А теперь нашим глазкам нужно отдохнуть. Сделаем гимнастику для глаз. И Ила вместе с нами.

3. «Зрительная гимнастика»

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись. (повторить несколько раз)

4. Игра «Что изменилось?»

 Педагог: А сейчас Ила хочет познакомить тебя со своей любимой игрой. Называется «Что изменилось?». Посмотри пожалуйста на эти картинки и запомни их порядок. А теперь закрой глаза (педагог меняет карточки местами). Скажи что изменилось? Молодец, все правильно сделал.

6. «Разрезные картинки».

Педагог: Ила приготовил для тебя еще одну интересную игру! Посмотри, это фотографии его друзей с Севера! Нужно помочь собрать их из частей!
Приступим?  
( Ребенок собирает разрезные картинки)

III. Заключительная часть.


Педагог: Что у тебя получилось? (ответ ребенка).Молодец! Понравилось тебе играть с Ила? А что запомнилось тебе больше всего? А что было самым сложным, самым легким?
А Ила говорит, что ему тоже очень понравилось с тобой играть! 
Но, к сожалению, нужно прощаться! Ила пора отправляться домой!
(Ребенок прощается с гостем).



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова

Институт педагогики и психологии

Кафедра специальной педагогики и психологии

ОГКОУ школа-интернат III-IV вида Костромской области

Конспект подгруппового занятия учителя-дефектолога (тифлопедагога) с детьми 2 «В»-3 «В» класса

Вид занятия: формирование пространственной ориентировки

Тема занятия: «Герда ищет Кая»

Исполнитель: Зорина Татьяна Юрьевна

г.Кострома

 2014 год

Цель: продолжать учить детей ориентироваться на плоскости листа.

Задачи:

1.Коррекционные: 

  • Формировать умение наблюдать за объектом, зрительно обследовать его;
  • Стимулировать зрительно – познавательную активность;
  • Развивать пространственную ориентировку на плоскости листа и словесно обозначать ее;
  • Развивать зрительно – моторную координацию.

 2.Развивающие:

  • Развивать зрительное восприятие ребенка;
  • Развивать память, внимание, мышление;
  • Развивать мелкую моторику;
  • Развивать пространственное воображение;
  • Формировать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку;
  • Формировать умение определять расположение предметов на плоскости относительно друг друга

3.Образовательно-воспитательные:

  • Воспитывать интерес к занятию, умение внимательно слушать педагога и выполнять задания по словесной инструкции;
  • Воспитывать активность при выполнении заданий;
  • Развивать у ребенка наблюдательность, любознательность, сообразительность;
  • Воспитывать умение работать в группе, слушать ответы других детей, учитывать их мнение.

4.Здоровьесберегающие:

  • Соблюдать санитарно-гигиенические нормы;
  • Соблюдать рекомендации офтальмолога по соблюдению зрительной нагрузки;
  • Соблюдать нагрузки, избегая переутомления детей;
  • Следить за правильной осанкой детей.

Тип занятия: ориентировка в пространстве: на плоскости листа.

Продолжительность: 30-40 минут.

Методы и приемы:

1.Общедидактические:

Наглядные: показ и рассматривание сюжетной картины.

Словесные: художественное слово, пояснения, инструкцию к действию, наводящие вопросы, указания, объяснения.

Практические: работа карандашом (раскрасить узор).

2.Специальные (психолого-педагогические): использование указки, зрительная гимнастика, графический диктант.

Клинические формы зрительных нарушений детей:

1-ый ребенок: врожденная катаракта обоих глаз, афакия OD, амблиопия высокой степени правого глаза, вторичное сходящееся косоглазие, горизонтальный нистагм обоих глаз, тотальная отслойка сетчатки OS. Острота зрения: счет пальцев у лица - один глаз, другой-0. Угол отклонения глаз к носу до 20 градусов.

2-ой ребенок: дальнозоркость средней степени обоих глаз, дальнозоркий астигматизм.

3-ий ребенок: амблиопия средней степени, дальнозоркость высокой степени левого глаза и слабой степени правого глаза.

4-ый ребенок: амблиопия средней степени обоих глаз.

Индивидуальная работа: мини-фланелеграфы для каждого ребенка, раздаточный материал: элементы сюжетной картины, листы с геометрическими  «узорами», листы в клетку (клетка 20*20 мм).

Содержание работы

I.Организационный момент

Педагог: Ребята, я сегодня утром ,перед дверью в наш кабинет, нашла вот это письмо от Герды. Снежная Королева снова похитила Кая и бедная Герда никак не может одна с ней справиться, она просит у нас помощи. Мы поможем ей? (ответы детей) 

II.Основная часть

1.«Зрительная гимнастика»

Педагог: Но перед тем как мы с вами начнем выполнять задания, мы сделаем зрительную гимнастику. Согласны?

- Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

2.«Что и где»

Педагог: Снежная Королева приготовила очень много сложных испытаний и вот первое. Посмотрите внимательно на картинку и ответьте на вопросы.

-Где сидит собака?

-Какой снеговик к вам ближе? В синем колпаке или в красном?

-Какая девочка стоит справа от снеговика? А какая слева? (ответы детей)

3. «Раскрась узор»

Педагог: Молодцы, дети, справились с заданием. Но Снежная Королева просто так не сдастся. Герда говорит, что нужно пройти следующее испытание.

-Возьмите листок. Он разделен на две части, в каждой из которых нарисованы одинаковые геометрические фигуры. Мы должны раскрасить наш геометрический узор. 
- Раскрасьте круг над чертой, синим карандашом, круг под чертой красным карандашом, треугольник под чертой желтым, над чертой зеленым. Прямоугольник над чертой заштрихуй, в прямоугольнике под чертой поставь три точки. 
- Посмотрите на мой узор и сравните со своим. Если вы были внимательными и выполнили все правильно, то они должны быть одинаковыми.

4. «Физкультминутка»

Педагог: Герде очень понравились ваши рисунки и она уверена, что вы справитесь со всеми испытаниями Снежной Королевы.

- А сейчас все по порядку:

Встанем дружно на зарядку,        

Руки в стороны, согнули,

Вверх подняли, помахали,

Спрятали за спину их,

Оглянулись через правое плечо,

Через левое плечо.

Дружно присели, пяточки задели,

На носочки поднялись, опустили руки вниз.

5. «На,над,под»

Педагог: Посмотрите, что лежит у вас на столах. (У каждого ребенка картинки, соответствующие предметам на сюжетной картинке). 

- Покажите картинки, на которых изображены предметы, находящиеся, над скамейкой. (Бабочки, облака) 
- Покажите картинки, на которых изображены предметы, находящиеся на скамейке.
(Девочка, мальчик) 
- Покажите картинки, на которых изображены предметы, находящиеся под скамейкой.
(Лягушка) 
- Покажите предметы, находящиеся справа от скамейки.
(Цветы, собака) 
- Покажите картинку, на которой изображен предмет, находящийся слева от скамейки.
(Дерево) 

Очень хорошо, и с этим заданием вы справились. 

6. «Будь внимательным»

Педагог: А теперь приступим к следующему.

Задание: Стоя в колонне, назвать ребенка стоящего впереди, стоящего сзади. Стоя в шеренге, назвать стоящего справа, стоящего слева. Поднять руку детям, стоящим слева от педагога. Стоя в шеренге, определить место соседа по отношению к себе, соотнеся со своей соответствующей рукой. (Петя стоит слева от меня). Определить свое место по отношению к соседу, соотнеся это с соответствующей рукой. (Я стою, справа от Кати)

7. «Графический диктант»

Педагог: Ребята, Герда говорит, что нам осталось выполнить последнее испытание. (У педагога на доске висит лист в клетку 50*50 мм, а у каждого ребенка на столе лежит лист, разделенный на клетки 20*20 мм) Нам нужно проложить дорогу до замка Снежной Королевы. (педагог помогает детям выполнять задание)

-от заданной точки откладываем два кубика вверх;

-один кубик влево;

-два кубика вверх;

-три кубика влево;

-один кубик вниз;

-один кубик влево;

-четыре кубика вниз;

-А сейчас каждый из вас пойдет дорогой своего цвета, посмотрим, кто быстрее найдет замок Снежной Королевы.

III.Заключение

Педагог: Молодцы , дети, мы добрались до замка Снежной Королевы и помогли спасти Кая. Герда хотела бы узнать, вам было сложно? А понравилось помогать ей? А что понравилось? (ответы детей) Герда благодарит вас за помощь и дарит на память фотографию, на которой они вместе с Каем.  



Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова

Институт педагогики и психологии

Кафедра специальной педагогики и психологии

ОГКОУ школа-интернат III-IV вида Костромской области 

 

Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ребенком 3 «В» класса

Исполнитель: Зорина Татьяна Юрьевна

г.Кострома 2014 год

Сроки реализации

Цель занятий

Название игры/упражнения

Задачи игры/упражнения

Оборудование

Ход игры

1 неделя

Закрепление эталона величины

«Сестрички-матрешки»

1.Учить ребенка выстраивать сериационный ряд в убывающем порядке: от низкого к высокому и наоборот;

2.Закреплять в речи слова высокий, ниже, еще ниже, низкий, самый низкий;

3.Развивать память, внимания, наблюдательность.

Набор матрешек из 5 штук, Петрушка.

Петрушка приносит ребенку матрешку и предлагает построить матрешек по росту: это высокая, эта ниже, эта еще ниже, самая низкая.

«Поймай рыбку»

1.Учить ребенка отличать предметы по размеру;

2.Закреплять в речи слова большой/средний/маленький;

3.Развивать внимание и наблюдательность.

Набор из нескольких рыбок и ведерок разной величины.

Ребенку предлагают сходить на рыбалку. Но при этом уточняется, что каждая пойманная рыбка кладется в ведерко соответствующего размера (маленькая рыбка в маленькое ведерко и т.д).

Закрепление эталона цвета (учить выстраивать цветовой ряд)

«Где ошиблась Белоснежка»

  • 1.Научить различать и называть основные и оттеночные цвета предмета;
  • 2.Развивать умение анализировать.

Наборы чайной посуды одного цвета, но разных оттенков.

Воспитатель расставляет чайные пары по цвету (от темного к светлому) и при этом допускает ошибку и говорит: «К Белоснежке должны прийти гости. Она очень спешила и ошиблась, когда расставляла чайные пары. Помогите Белоснежке расставить правильно чайную посуду, сначала самую темную, затем светлее, затем самую светлую и т.д.

«Закончи ряд»

  • 1.Научить различать и называть основные и оттеночные цвета предмета;
  • 2.Развивать умение анализировать.
  • 3.Развивать логическое мышление, внимание.

Набор геометрических фигур одного цвета, но разных оттенков.

Ребенку предлагается закончить ряд по предложенному образцу. Усложнение: вначале выкладывается один цвет и ребенку предлагается выложить дальше более светлые фигурки.

2 неделя

Закрепление умения составлять целое из частей

«Составь картину»

1.Развитие мелкой моторики;

2.Развитие речи;

3.Развитие мышления и фантазии.

Соленое тесто, пластилин, гуашь, доска, на которой будет размещаться объемная картина.

Ребенку предлагаются готовые части картины, либо он изготавливает их сам. Задание может звучать как: сейчас мы прочитали сказку, изобрази (из пластилина или соленого теста), что тебе больше всего понравилось.

«Собери из частей»

1.Формировать представление о насекомых;

2.Упражнять складывать целое изображение из нескольких частей;

3.Развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики рук.

Образец насекомых (гусеница, божья коровка, бабочки, пчела), вырезанные части насекомых.

Воспитатель выкладывает перед ребёнком образец насекомого (гусеницы, божьи коровки, бабочки или пчелы), части насекомого (голова,туловище, лапки, крылья, элементы узоров на туловище). Затем ребёнку предлагается рассмотреть, назвать из каких частей состоит данное насекомое на образце (гусеница, божья коровка, бабочки или пчела) и собрать части насекомого вместе.

Формирование умения узнавать и называть предметы при наложенном и зашумленном предъявлении

«Зашумленные картинки»

1.Развивать произвольное внимание;

2.Учить узнавать предмет при зашумленном предъявлении.

Карточки с изображением хаотично переплетающихся линий, за которыми скрыто изображение, а может быть и не одно.

Перед играющими картинка, на которой изображены хаотично переплетающиеся линии, за которыми скрыто изображение – его надо найти.

«Что спрятано»

1.Развитие внимания и зрительного восприятия.

Карточки с перечеркнутым изображением предметов.

Воспитатель предлагает ребенку посмотреть на картинку и найти, что на ней спрятано.

3 неделя

Формирование умения ориентироваться на плоскости листа

«Графический диктант»

Развивать умение ориентироваться на листе в клетку.

Лист бумаги в клетку, карандаш.

В начале ребенку предлагается обвести клетку в любом месте листа, затем обвести клетки через одну до конца страницы, обвести клеточки через одну вниз до конца страницы. Затем – рисование отрезков разной длины. Например, из исходной точки провести отрезок вверх длиной в три клетки, вправо на пять клеток и т.п.

«Осень»

1.Развитие ориентировки на плоскости листа;

2.Закрепеление понятий правый/левый нижний/верхний угол.

Лист бумаги с разметкой (в четырёх углах листа поставлены точки), простой карандаш.

Инструкция: «На листе, на том месте, где поставлены точки, нужно нарисовать то, что я тебе скажу, а где рисовать, ты узнаешь, если будешь внимательно слушать».1. Наступила осень, завяли цветы. Нарисуйте простым карандашом цветок в правом верхнем углу.2. Осенью листья на деревьях меняют цвет и опадают. Нарисуйте в левом нижнем углу листок.3. Мы ждем, «бабье лето», потому что в это время возвращается солнце. Нарисуйте в верхнем левом углу солнышко.4. Когда выглядывает солнышко, нам становится весело. Нарисуйте улыбку в правом нижнем углу».

Развитие внимания

«Расставь как было»

Развитие зрительного внимания.

Несколько игрушек

Перед детьми на столе воспитатель расставляет семь игрушек. После того, как дети рассмотрели игрушки, взрослый просит их отвернуться от стола, а он в это время игрушки меняет местами и даёт задание: «Расставьте игрушки в той последовательности, которой они были».

«Опиши предмет»

1.Развитие концентрации внимания;

2.Развитие зрительной памяти.

Несколько предметов различной величины, цвета, формы, желательно обогащенных различными деталями. (куклы, игрушки и т.д)

Ребенку предлагается внимательно рассмотреть предметы, которые педагог в течение одной-двух минут показывает (например, ручка, карандаш, футляр, камешки, небольшая кукла, машинка и пр.)

Затем эти предметы закрывают, и педагог предлагает ребенку подробно описать каждый предмет, его величину, форму, цвет и другие признаки.

4 неделя

Развитие пространственных понятий

«Веселый городок»

1.Закрепелние пространственных понятий;

2.Развитие связной речи.

Сюжетное панно

Ребенок должен точно рассказать как располагаются объекты на панно. Дополнительно ребенок может ответить на вопросы: (например)

-Где растёт грибочек?

-Грибочек растёт возле (около) дерева, под деревом, справа от дома, слева от дерева и т. д.

«Все на месте»

Закрепление пространственных понятий

Игрушки

Воспитатель просит ребенка помочь ему навести порядок в группе, разложив  вещи на места (руководите его действиями: поставь слева, положи на верхнюю полку, убери в нижний ящик и т.п.)

Развитие способности распознавать звуки, заполняющие пространство

«Кто позвал»

1.Учить распознавать на слух голос животного;

2.Формировать представление о том, как «говорит» животное.

Звукозапись голосов животных.

Включается звукозапись голос животных, ребенку предлагается узнать, кто его позвал.

«Догадайся, что звучит»

Продолжать знакомить детей со звуками окружающего мира, учить распознавать их и вычленять из окружающего пространства.

Набор из предметов и звукозапись их звучания.

Воспитатель показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат разные звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по-своему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения, на прогулке".

Консультация предназначена для педагогов, которые работают в детских садах компенсирующего видадля детей с нарушением зрения. В предложенном материале даются описания видов коррекционной работы, котор...

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения

Забота о здоровье ребенка в настоящее время стала занимать приоритетные позиции, так как в любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые....

Коррекционная работа с детьми с нарушениями зрения

Данная работа подготовлена в связи с индивидуальной работой с учащимся, имеющим нарушение зрения....

Основные рекомендации для коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения.

Основные рекомендации к подбору дидактического материала методов и приемов организации занятий для детей с нарушением зрения....

Использование возможностей сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения

В данном материале представлены практические наработки тифлопедагога по использованию возможностей сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения. В статье  раскрывается те...

Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения

Здоровьсберегающие технологии - это система мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития....