Коррекционная работа с детьми с нарушениями зрения
материал по психологии на тему
Данная работа подготовлена в связи с индивидуальной работой с учащимся, имеющим нарушение зрения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnaya_rabota_slaboe_zrenie.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Московский институт современного академического образования»
Федеральный институт повышения квалификации и переподготовки
Факультет дополнительного профессионального образования
Специальная психология
Выполнил:
Слушатель факультета ДПО
Комаров Ю.Б.
г. Москва, 2016 г.
Содержание
- Введение
- Характер дефекта, степень выраженности, причины возникновения
- Вторичные нарушения
- Направления коррекционной работы
- Заключение
- Список литературы
Введение
Тифлопсихология как раздел специальной психологии, изучающий психическое развитие лиц с нарушением зрения, получила свое название от греческого "tiphlos" - слепой и сначала занималась лишь психологией слепых. В настоящее время объектом изучения тифлопсихологии являются не только слепые, но и лица, имеющие глубокие нарушения зрения.
Тифлопсихология изучает закономерности и особенности развития лиц с нарушением зрения, формирование компенсаторных процессов, обеспечивающих возмещение недостатков информации, связанных с нарушением деятельности зрительного анализатора, влиянием этого дефекта на психическое развитие, а также возрастной аспект развития детей с нарушением зрения.
Диагностика и исследование детей с нарушениями зрения предполагает комплексное изучение различными специалистами: офтальмологами, психологами, педагогами. Дети с нарушениями зрения представляют разнообразную группу, как по характеристике состояния их зрения, так и по происхождению заболевания и условиям социального развития.
Характер дефекта, степень выраженности, причины возникновения
Исходя из принципа взаимодействия двух основополагающих факторов развития личности-биологического и социального, при изучении особенностей детей с нарушением зрения, зрительный дефект следует отнести к биологическому неблагополучию ребенка. Недостаточность зрения как биологическое неблагополучие предопределяем взаимодействие ребенка с окружающей средой. В случае, если среда, окружающая ребенка с нарушением зрения, не организована в соответствии с его возможностями, у ребенка возникают трудности в общении с окружающим миром, людьми.
Дети с нарушением зрения характеризуются меньшей подвижностью, по сравнению с нормально видящими сверстниками; нечеткостью координации движений; снижением темпа их выполнения, ловкости, ритмичности. Эти дети испытывают трудности при ориентировке в пространстве, выполнении упражнений на равновесие. У детей с нарушением зрения осложнено формирование понятий об основных движениях, что снижает двигательную активность, сдерживает развитие естественных потребностей.
Категория детей, имеющая дефект зрения, по состоянию нарушения весьма разнообразна. У большой части детей, имеющих зрительные аномалии, недостаток зрения корректируется оптическими средствами (очками, контактными линзами). В таком случае процесс нормального развития детей не нарушается, поскольку зрительные возможности таких детей не ограничиваются.
Другая часть детей оказывается в ситуации частичного восполнения недостатка зрения оптическими средствами или полной слепоты. Такие дети относятся к детям с ограниченными зрительными возможностями, вследствие которых нарушается нормальное развитие ребенка в целом.
К таким детям относятся:
- нарушение зрение психическое развитие
- слепые с полным отсутствием зрения и дети с остаточным зрением, при котором острота зрения равна 0,05 и ниже;
- слабовидящие со снижением зрения от 0,05 до 0,2 с очковой коррекцией;
- дети с пониженным зрением (дети с косоглазием и амблиопией).
При всех глазных патологиях поражается центральное зрение - острота зрения, в результате чего затрудняется процесс рассматривания мелких предметов, нарушается восприятие формы и величины предметов, расстояние восприятия.
При слепоте наиболее резко выражено нарушение органа зрения. По степени сохранности остаточного зрения Остаточное зрение (по определению А.И. Каплан) - это своеобразное свойство глубоко поврежденного зрения в зависимости от различных клинических характеристик заболевания глаза, обусловленных ведущим и сопутствующим патологическим процессом, общим состоянием организма, нейропсихической сферы. Определяется совокупностью функционирования зрительных функций, уровнем их сохранности, степенью устойчивости и возможностью их использования при ориентации. различают абсолютную (тотальную) и практическую слепоту. При абсолютной слепоте на оба глаза зрительные ощущения отсутствуют. При практической слепоте наблюдается остаточное зрение, при котором сохраняется светоощущение (способность отличать свет от темноты) или форменное зрение (способность на близком расстоянии воспринимать свет, цвета, контуры, силуэты предметов). В большинстве случаев остаточное зрение все же присутствует.
Слепота у детей может быть как врожденной, так и приобретенной.
Врожденная слепота чаще всего является следствием повреждений или заболеваний плода в период внутриутробного развития или наследования дефектов зрения от родителей.
Приобретенная слепота является результатом заболевания органов зрения (сетчатки, роговицы и т.д.), заболеваний центральной нервной системы (менингит, опухоли мозга, задевающие зрительные участки коры головного мозга), осложнений после инфекционных заболеваний, травматических повреждений глаза или мозга. Чем раньше наступает слепота, тем значительней могут проявиться трудности психического и физического развития детей. При заболевании глаз с рождения ребенка осложняется формирование определенного запаса зрительных впечатлений, возникают трудности овладения ходьбой, предметно-практической деятельностью, ориентировкой в пространстве.
Слабовидение - это значительное снижение остроты зрения, при котором центральное зрение на лучше видящем глазу находится в пределах 0,05-0,2 или выше - 0,3 при использовании оптической коррекции. Так же к слабовидящим относят детей, острота зрения которых может быть и более высокой, если при этом глазное заболевание прогрессирует.
Слабовидение, как правило, возникает вследствие болезней глаз на фоне общего заболевания организма. Чаще всего причиной слабовидения является аномалия рефракции Рефракция - преломляющая сила оптической системы глаза, выраженная в диоптриях. глаз. Наиболее распространенной формой является миопия (близорукость), затем гиперметропия (дальнозоркость) и астигматизм. Высокие степени аномалии рефракции характеризуются разными изменениями размера глазного яблока. Так при близорукости затрудняется видение отдаленных предметов (глазное яблоко увеличено в осевом размере), при дальнозоркости возникают трудности опознания мелких предметов (глазное яблоко уменьшено), при астигматизме изображение предметов искажается вследствие деформации глазного яблока.
Альбинизм (отсутствие пигмента в глазах) как врожденная аномалия ведет к снижению остроты зрения и появлению слабовидения. При слабовидении так же, как и при слепоте, дефекты зрения делятся на прогрессирующие и стационарные. К прогрессирующим относятся случаи первичной и вторичной глаукомы, отслойка сетчатки и др. К стационарным - микрофтальм (значительнее уменьшение глазного яблока), альбинизм, дальнозоркость, катаракта и др.
Так слабовидение характеризуется разнообразием нарушений зрительных функций, уровнем их сохранности, степенью выраженности патологии. В отличие от остаточного зрения слабовидение дает больше возможностей для использования зрительного анализатора как инструмента познания окружающего мира.
Третью группу детей с нарушениями зрения составляют дети с пониженным зрением (дети с функциональным нарушением зрения). Чаще всего это дети с косоглазием и амблиопией. Косоглазие возникает в следствие понижения остроты зрения одного или обоих глаз из-за нарушений рефракции, расстройства аккомодации (приспособление глаза для рассмотрения предметов на разных расстояниях) и конвергенции (сведении осей глаз для видения предметов на близком расстоянии). Косоглазие и сопровождающая его амблиопия проявляются в нарушении бинокулярного (обоими глазами) видения, в его основе поражение различных отделов зрительного анализатора и его сенсорно-двигательных связей. Под амблиопией понимают различные по происхождению формы понижения остроты зрения, причиной которых являются функциональные расстройства зрительного аппарата. Такие формы понижения зрения не имеют видимой анатомической или рефракционной основы, при этом, как правило, один глаз не задействован в зрительном процессе. Наиболее частой причиной амблиопии у детей бывает косоглазие или страбизм (не параллельность оптических осей глаза).
У слепых и слабовидящих детей преобладающей причиной нарушения зрения является врожденная патология глаз, недоразвитие зрительной системы. Причиной врожденной патологии зрения может быть наследственный фактор, обусловливающий появление катаракты, глаукомы, патологии сетчатки, атрофии зрительного нерва, близорукости и т.д. иногда факторов, обусловливающих глазное заболевание, может быть несколько.
Причинами врожденных заболеваний и аномалий развития органа зрения так же могут быть изменения внешней и внутренней среды: различного рода инфекции, вирусные заболевания (грипп, токсоплазмоз), перенесенные матерью во время беременности, нарушение обмена веществ матери, употребление алкоголя, наркотических веществ, курение, а так же употребление некоторых лекарственных препаратов матерью во время беременности и т.д.
К причинам приобретенных нарушений зрения относятся внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния, травмы головы во время родов и в раннем возрасте ребенка. Иногда причиной нарушения зрения может оказаться резкое повышение внутриглазного давления. В группу риска приобретения нарушения зрения попадают недоношенные дети с ретинопатией (снижением чувствительности сетчатки), при которой часто наступает тотальная слепота.
Кроме того, важно учитывать возраст человека, в котором он потерял зрение или оно ухудшилось. Если зрение потеряно в дошкольном возрасте, но позже трехлетнего возраста, то при определенной педагогической помощи некоторые зрительные впечатления у инвалида могут сохраняться всю жизнь. Если инвалидность наступила в школьном возрасте, то таких впечатлений, естественно, и по количеству, и по качеству значительно больше. Родителям и специалистам, работающим с детьми, имеющими тяжелые нарушения зрения, об этом необходимо помнить и проводить работу, направленную на сохранение у детей зрительных впечатлений и образов.
Вторичные нарушения
Зрение играет важнейшую роль в жизни человека, так как за счет этого анализатора человек воспринимает и познает окружающий мир, ориентируется в нем, наблюдает процессы и явления и т.д. и т.п. Поэтому патология зрения (первичный дефект) особенно в детском возрасте в той или иной степени приводит к вторичным отклонениям в развитии детей с нарушением зрения по сравнению с их нормально видящими сверстниками. Так, нарушение зрительных функций влечет за собой снижение скорости, точности, а также дифференцированности зрительного восприятия. Дети с тотальной слепотой вообще не могут получать никакой зрительной информации. [4, с.101]
Отсутствие или ограниченность зрительного восприятия вызывает трудности в овладении сенсорными эталонами, что обуславливает возникновение трудностей в определении цвета, формы, величины, пространственного расположения и других признаков предметов. Отсюда вторичные отклонения в развитии детей с нарушением зрения, в первую очередь, проявляются в снижении запаса конкретных представлений о предметах, процессах и явлениях окружающего мира. Например, у них гораздо сложнее сформировать представления о транспортных средствах, о растениях, природных явлениях и т.д. Зрительная недостаточность обедняет чувственный опыт, что, в свою очередь, приводит к вербализму. Под вербализмом понимается нарушение соотношения чувственного и понятийного в образе в сторону преобладания последнего или полное отсутствие чувственных элементов в словесном описании объекта. Поэтому хорошая речь детей с нарушением зрения еще не является показателем действительно хорошего развития, соответствующего возрастной норме.
Невозможность или большие трудности в овладении предметно-практическими действиями по подражанию (то есть с помощью зрения) приводят к разрыву между тем, о чем ребенок может рассказать, и тем, что он может практически делать. Недостаток опыта и трудности предметно-практической деятельности, в свою очередь, вызывают отставание в развитии моторики пальцев рук, координации их движений. [4, с.106]
Трудности ориентировки в пространстве и формирования пространственных образов при нарушениях зрения снижают мобильность и создают проблемы в самостоятельном передвижении. Вследствие этого, у детей снижается двигательная активность, они начинают отставать от своих сверстников в физическом развитии, у многих из них возникают стереотипные навязчивые движения: раскачивание, подскоки, надавливание на глаза пальцами и т.п.
Дефицит зрительных впечатлений отрицательно сказывается на формировании у всех детей с нарушением зрения навыков общения. При нарушенном зрении страдают такие компоненты коммуникации как мимика и пантомимика.
Отмечаются так же отклонения в речевом развитии детей с нарушениями зрения. Для речи таких детей характерны не только дефекты произношения звуков, но и замены одного звука другим, смешение звуков, близких акустически и артикуляторно, пропуски, перестановки звуков и слогов в результате нарушения их слухопроизносительной (акустико-артикуляторной) дифференциации. Такие нарушения препятствуют практическому овладению звуковым анализом и синтезом, что отражается на процессе усвоения грамоты.
Зрительное восприятие в условиях сниженного зрения характеризуется недостаточной дифференцированностью, фрагментарностью, замедленностью. Поэтому для компенсации недостающей зрительной информации у детей с нарушением зрения необходимо развивать функциональные возможности сохранных анализаторов (осязания, слуха, обоняния, органа вкуса), развивать восприятие с помощью нарушенного зрения (конечно, если оно имеется), развивать память и логическое мышление, особенно, умение сравнивать, анализировать и обобщать.
Направления коррекционной работы
Особенности развития детей с нарушениями зрения - предмет тифлопедагогики. Тифлопедагогика базируясь на общепедагогических принципах изучения личности, имеет свои тифлопсихологические и тифлопедагогические подходы к своеобразию развития, воспитания и обучения детей с нарушением зрения. Она же занимается разработкой методов коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения.
Коррекционная работа направлена на преодоление отклонений в психофизическом развитии детей с нарушениями зрения, раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений слабовидящих детей. Можно выделить несколько основных направлений в коррекционной работе.
К первому направлению можно отнести воздействие на функциональные механизмы зрительного восприятия. Это может осуществляться несколькими путями:
Использование педагогических мероприятий (сенсорных упражнений, различных видов продуктивной деятельности, дидактических игр), оказывающих непосредственное влияние на повышение зрительных функциональных возможностей и характеризующихся целенаправленностью воздействия на отдельные зрительные функции. Эффективность таких мероприятий определяется системностью и непрерывностью работы.
Опосредованное влияние на развитие и стабилизацию зрительных функций через обучение ребенка видеть и через создание условий, формирующих у него потребность воспринимать окружающее.
Вторым направлением специальной работы по развитию зрительного восприятия является целенаправленное формирование или развитие уже имеющихся операционных механизмов зрительного восприятия детей с нарушениями зрения.
Путями реализации этого направления являются:
- Развитие предметно-практической деятельности детей как основы качественного формирования перцептивных действий;
- Развитие и коррекция представлений о сенсорных эталонах как средстве осуществления перцептивных процессов с учетом особенностей овладения ими детьми с нарушениями зрения;
- Развитие и коррекция предметных представлений как средства совершенствования предметного восприятия, развития его полноты и дифференцированности;
- Формирование навыков использования зрительных умений для установления логических причинно-следственных связей при отражении окружающей действительности;
- Развитие зрительных измерительных действий, развитие и коррекция пространственных представлений как основы качественного отражения предметов в пространстве.
Третьим направлением специальной педагогической деятельности по развитию зрительного восприятия является создание условий мотивированной, значимой для ребенка зрительной деятельности, создание ситуации успеха.
Одним из ведущих методов обучения детей с нарушениями зрения является метод наглядности. Наглядность рассматривается в тифлопедагогике как средство, активизирующее развитие процессов восприятия, памяти, мышления. Наглядность должна направлять мысль ребенка от конкретного к общему, от явления к его сущности. В ней должны выделяться существенные признаки предметов и явлений, над которыми работает педагог. Наглядность для ребенка с нарушениями зрения - это прежде всего, основа для формирования правильных представлений и получение глубоких знаний.
Коррекционные цели и задачи наглядно-действенных пособий:
- Развитие и совершенствование предметности восприятия через уточнение зрительных предметных представлений;
- Совершенствование способов зрительного обследования;
- Формирование способов обследование предметов;
- Формирование обобщающих понятий;
- Расширение и углубление знаний о свойствах и качествах предметов;
- Формирование сенсорных эталонов, обучение навыкам использования этих талонов при анализе качеств и свойств предметов;
- Развитие сенсорных обследовательских действий;
- Развитие таких сенсорных операций как узнавание, локализация из множества, соотнесение, сравнение и др.
- Развитие способности оценивать глубину пространства;
- Развитие сенсорно-моторной координации;
- Развитие и совершенствование моторики пальцев рук.
Общепризнанно. Что дети слабовидящие, с остаточным зрением и слепые нуждаются в специальном образовании, которое может осуществляться в разных формах.
Система образования для таких детей носит двухмерный характер. По возрасту существуют коррекционные учреждения 3-4 видов для охвата всех возрастных групп от младенцев до пожилых людей. Такое же количество коррекционных учреждений для слепых и слабовидящих по возрасту, включая дошкольные, школьные учреждения, специальные профессиональные учреждения, отбор детей производит психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Основная ее задача - подобрать тип учреждения, учитывая психические нарушения ребенка и его зрительные возможности.
Школьные учреждения - это обычно школы-интернаты, также широкое распространение получили специальные классы охраны зрения для детей с амблиопией и косоглазием в массовых школах.
Заключение
Коррекционная работа с детьми с нарушениями зрения строится с учетом возможностей этих детей и их своеобразия. Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на формирование у слепых детей чувственного опыта. Развитие процессов компенсации слепоты, за счет усиления функций сохраненных анализаторов необходимо начинать с раннего возраста. Важную компенсаторную роль играет речь. В речевом общении с окружающими в сознании слепого ребенка формируется представление об окружающем его мире. С помощью слуховых и осязательных ощущений дети учатся передвигаться в пространстве самостоятельно и т.д.
Таким образом, комплексное воздействие на ребенка через систему адаптивных средств (лечебные мероприятия, физические упражнения, массаж, различные виды гимнастик, занятия, пропедевтические упражнения, компонентом которых являются движения) позволяет формировать двигательную активность, улучшить состояние мышц, зрения, обеспечить физическое воспитание ребенка в соответствии с индивидуальными возможностями.
Качественное усвоение программы по воспитанию дошкольников с нарушением зрения предполагает совместную деятельность всех специалистов дошкольного учреждения и родителей воспитанников.
Список литературы
1. Актуальные проблемы социализации инвалидов по зрению: Материалы Всероссийской юбилейной научно-практической конференции, посвященной 70-летию кафедры тифлопедагогики. Санкт-Петербург. 3-5 ноября 1999г. СПб.: ЛГПУ им. АИ. Герцена, 1999,
2. Белецкая В.И., Гнеушева АН. Охрана зрения слабовидящих школьников. М.: Просвещение. 1978.
3. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье. Библиотечка для родителей. Под ред. В.А. Феоктистовой. М.: Логос, 1993.
4. Денискина В.З., Бенедиктова M. B. К вопросу о классификации детей с нарушениями зрения и вторичных отклонениях в их развитии. - М., 2007.
5. Земцова М.И. Пути компенсации слепоты в процессе познавательной и трудовой деятельности. - М.: Изд-во АПН РСФСР. 1956.
6. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. - СПб.: РГПУ им.А.И. Герцена, 1998.
7. Плаксина Л.И., Григорян Л.А. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения (Учебное пособие). - М., 1999.
8. Плаксина Л.И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. М. 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения зрения, на прогулке".
Консультация предназначена для педагогов, которые работают в детских садах компенсирующего видадля детей с нарушением зрения. В предложенном материале даются описания видов коррекционной работы, котор...
Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения
Забота о здоровье ребенка в настоящее время стала занимать приоритетные позиции, так как в любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые....
Основные рекомендации для коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения.
Основные рекомендации к подбору дидактического материала методов и приемов организации занятий для детей с нарушением зрения....
Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения
Диагностика, календарно-тематическое планирование занятий, конспекты занятий...
Использование возможностей сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения
В данном материале представлены практические наработки тифлопедагога по использованию возможностей сенсорной комнаты в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения. В статье раскрывается те...
Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения
Здоровьсберегающие технологии - это система мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития....
Использование нетрадиционных методов и приёмов в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения, на занятиях СБО
Доклад на заседание МО дефектологов...