Элективный курс по психологии
рабочая программа по психологии (9 класс) на тему
Данный курс составлен для прочтения учащимся 9 классов, интересующихся психологией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnyy_kurs_po_psihologii_2015-2016.docx | 31.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный центр ОАО "Газпром"
Рассмотрено и принято на школьном методическом объединении педагогов-психологов ____________________ (протокол № ____ от « __ » августа 20__г.) | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УМР | УТВЕРЖДАЮ Директор НОУ СОШ ОЦ ОАО «Газпром» |
(ФИО) | (ФИО) | |
«__» __________ 20__г. | «__» ________ 20___г. | «__» ________ 20__г. |
Рабочая программа элективного курса
«Психология в современном мире»
(наименование учебного предмета \ курса)
9________________________
(ступень образования \ класс)
2015 – 2016 учебный год
(срок реализации программы)
Программу составила начальник психолого-педагогического отдела Булахова В.А..
Пояснительная записка
Актуальность программы. Старший школьный возраст (9 класс) – это тот уникальный сензитивный период, в котором наиболее эффективно происходит обучение основным поведенческим стратегиям, приводящим впоследствии к успешной самореализации, наиболее полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала личности.
Потребность в познании себя, окружающего мира, повышенный интерес к тому, как меня воспринимают, как я выгляжу, что я могу, кем я стану, отличают психологию старшеклассника. Другими словами, у учащихся 9-х классов возрастает потребность в самопознании. Однако, имеющихся знаний, умений и навыков у девятиклассников часто недостаточно для самостоятельного удовлетворения этой потребности.
Освоение программы элективного курса «Психология в современном мире» призвано помочь учащимся в удовлетворении их возросшей потребности в самопознании и саморазвитии.
Кроме того, элективный курс «Психология в современном мире» направлен на повышение психологической информированности, ориентирование учащихся в психологической науке, а также на развитие у старшеклассников навыков эффективного общения, приобретение умений адекватного и равноправного взаимодействия, способности к предотвращению и разрешению межличностных конфликтов.
Теоретические знания и практические умения в области психологии позволят старшеклассникам выбрать правильную тактику взаимодействия со сверстниками, родителями, педагогами, а также помогут в реализации своего личностного потенциала склонностей и способностей.
Программа элективного курса «Психология в современном мире » реализуется в НОУ СОШ ОЦ «Газпром» для учащихся 9-х классов по выбору. На изучение программы отводится 8 часов учебного времени (1 занятие один раз в неделю в течение 2 недель).
Программа апробирована в I полугодии 2012-2013 уч.г. и в I полугодии2013-2014 уч.г.
Курс углубляет и интегрирует начальные знания учащихся по психологии, полученные в ходе изучения биологии, анатомии, обществознания. Также курс расширяет представления учащихся о психологии, ее возможностях, раскрывает понятия некоторых социально-психологических феноменов, позволяет овладеть навыками эффективного общения и самопознания.
Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников в области психологии. В целом, программа базируется на учете возрастных особенностей девятиклассников, их психофизического развития. В частности, при разработке программы учитывалась характерная особенность психологии подростка, заключающаяся в максимализме, желании высказывать собственную позицию с одной стороны и повышенной ранимости с другой.
Цель курса: овладение психологической культурой, которая является необходимой частью общей культуры и обеспечивает подростку полноправное вступление в самостоятельную жизнь.
Задачи курса:
1. освоение знаний в области психологии;
2. овладение умениями применять психологические техники на практике; находить и анализировать психологическую информацию;
3. развитие навыков эффективного общения и конструктивного взаимодействия, а также навыков самопознания и саморазвития;
4. воспитание ответственного отношения к процессу и результатам обучения;
формирование интереса к изучению психологии, своего внутреннего мира, интереса к межличностному взаимодействию; формирование психологической готовности старшеклассника к реальной сложности его межличностных и деловых отношений.
Для достижения поставленных целей и задач используются следующие методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (лекция, рассказ, беседа); наглядные (демонстрация, иллюстрация и др.); практические (упражнения, выполнение заданий).
Среди методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности используются методы формирования интереса к учению (познавательные и деловые игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций, социально-психологический тренинг); методы формирования долга и ответственности в учении (поощрение, одобрение, порицание и др.).
В качестве методов контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности используются методы устной и письменной проверки знаний, умений и навыков.
Текущий контроль - устный опрос, письменные проверочные работы.
Итоговый контроль - защита творческих работ (эссе, психологический портрет, творческий отчёт по результатам своей работы в течение всего курса).
Формами проведения занятий являются: лекция, групповая дискуссия, «анализ конкретных ситуаций», деловая игра, социально-психологический тренинг.
Ожидаемые результаты обучения.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам.
В результате освоения программы элективного курса «В мире психологии» учащийся должен:
- Знать основные понятия психологической науки, место и роль психологии в системе наук.
- Уметь осуществлять проведение, обработку и интерпретацию психодиагностических методик, направленных на углубление знаний о своих индивидуально-психологических особенностях и возможностях; ориентироваться в психологической информации.
- Владеть навыками применения теоретических знаний для решения практических задач, эффективных способов межличностных коммуникаций, способов разрешения конфликтов.
Условия, необходимые для реализации программы:
Работа на занятиях организуется за партами в аудитории, но при изучении отдельных тем, где требуется работа в режиме тренинга, занятие проводится в круге, сидя на стульях. На каждом уроке учащиеся ведут записи в тетрадях. Для обеспечения принципа наглядности обучения используется мультимедийный комплекс (компьютер, интерактивная доска). Необходимые дидактические материалы: пакет диагностических методик, пакет упражнений, соответствующий структуре занятий (система игр и упражнений для разминки, для основной части занятия).
Основное содержание программы элективного курса.
«Психология в современном мире»
Раздел 1. ПСИХОЛОГИЯ - НАУКА О ДУШЕ 4 часа
Тема 1.1. Психология – наука о душе. - 1 час
Определение психологии как науки, её место среди наук о человеке. Житейская и научная психология: сходство и различия.
Основные понятия психологии.Разделы психологии – общая, медицинская, педагогическая и т.п.
Тема 1.2. Знакомство как первый шаг к установлению гармоничных межличностных отношений. Правила и принципы психологического консультирования – 1 час
Тренинг как один из ведущих методов практической психологии. Правила работы тренинговых групп: «здесь и теперь», правило искренности, конфиденциальности, правило «Я», правило активности, право говорящего.
Анализ ситуации консультирования (игра или сцена из фильма).
Тема 1.3. Характер человека – 1 час
Определение понятия «характер», описание характеров в зависимости от телосложения (пикнический, астенический, атлетический). Учет особенностей характера при выборе профессии.
Игра «Угадай характер».
Тема 1.4 Темперамент и будущая профессия – 1 час
Описание темпераментов (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик). Тест на определение темперамента. Обсуждение профессий по типу темперамента.
Групповая игра « Угадай кто Я?»
Раздел 2. ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В РАБОТЕ ПСИХОЛОГА 4 часа
Тема 2.1. Проективная методика РНЖ – содержание и особенности интерпретации. – 1 час
Теория появления и изучения проективных методов в психологии.
Анализ готовых рисунков детей, обсуждение по группам.
Тема 2.2. Самоисследование и мотивация. Личностные ресурсы.
(Работа с метафорой и метафорическими картами.) – 1 час
Знакомство с методами психосинтеза и психодрамы в работе психолога. Небольшое проективное самоисследование.
Тема 2.3. Ценности и убеждения в жизни человека. – 1 час
Что такое ценностные установки, как они приобретаются и изменяются в течении жизни.
Методика ранжирования ценностей, и методика смены убеждений. Практическое занятие и просмотр видеоролика.
Тема 2.4. Почерк как отражение характера человека. –1 час
Понятие темперемента и характера. Знакомство с автором теории психотипов К.Г.Юнгом.
Основные теоретические данные о психологических особенностях почерка человека в зависимости от характера. Практическая работа по анализу почерка 2 выдающихся писателей – Пушкина А.С. и М.Горького.
Раздел 3. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ОКАЗАВШИЕ ВЛИЯНИЕ НА НАУКУ ПСИХОЛОГИЮ. 2 часа
Тема 3.1 Психоаналитическая психология К.Г.Юнга. – 1 час
Понятие Архетипа и Символа. Рисуночная методика Мандала, анализ рисунков.
Тема 3.2. Зигмунд Фрейд как основоположник психоанализа. – 1 час
Понятие бессознательного, Я-ОНО-СВЕРХ Я. Психологические защиты и как они действуют не только в теории. Анализ ежедневных ситуаций с т.з. психологических защит.
Завершающее ЭССЕ на тему элективного курса.
Приложение 1
Список литературы, используемой при написании курса:
- Дубровина И. В. Психология: учебник для студентов средних специальных учебных заведений. – М.: «Академия», 2004.
- Карандашев В. Н. Методика преподавания психологии: учебное пособие / СПб.: Питер, 2007.
- Лухтанова Е.В. «Я — психолог». Программа элективного курса для учащихся 9-х классов // Вестник практической психологии образования. 2009. №2.
- Нуркова В. В., Березанская Н. Б. Психология. Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2004.
- Овчарова Р.Р. Технологии практического психолога образования. — М.: ТЦ «Сфера», 2000.
- Попова М.В. Психология как учебный предмет в школе: Учебно-методическое пособие. М.: ВЛАДОС, 2000.
- Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. — СПб: Питер, 2006.
- Практическая психология: Учебник /Под ред. М. К. Тутушкиной — СПб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 2001. — 368 с.
- Программы элективного курса «В мире психологии», автор Ташкина О. А.
- Программы элективного курса «Основы психологии» (для учащихся 8–11-х классов гуманитарного профиля) , автор Демина Э. М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по психологии
Мною разработанный элективный курс по психологии для учащихся 7-9 класса "Познай себя"...
элективный курс по психологии
Название курса "Психология межличностных отношений" Дополняет программу по обществознанию и соответствует новым ФГОС...
Авторская программа элективного курса по психологии.
Мною была разработана программа элективного курса по психологии "Познай себя" для 5-6 классов. Данная программа была успешно опробавана в нашем лицее....
Программа элективного курса по психологии «Твое профессиональное призвание»
Программа курса «Твое профессиональное призвание » направлена на повышение социально-психологической компетентности учащихся 9 классов общеобразовательных школ...
Элективный курс «Человек: психология и профессия»
В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование, то есть практически выбрать профессию, свой жизненный путь. Учащийся сам по себе не может выбрать направ...
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА « ПРОФЕССИЯ - ПСИХОЛОГ»
Самоопределение в профессиональной сфере тесно связано с жизненным, личностным самоопределением. Поэтому становится актуальным формирование личности, способной не просто к выбору конкретной профессии,...
Рабочая программа элективного курса по психологии "От самопознания к самореализации" для 10 класса
Курс позволяет обучающимся 10 класса создать целостное представление о возможностях применения на практике человековедческих технологий, привить интерес к самопознанию и самовоспитанию....