Рабочая программа элективного курса по психологии "От самопознания к самореализации" для 10 класса
рабочая программа по психологии (10 класс) на тему

   Курс позволяет обучающимся 10 класса создать целостное представление о возможностях применения на практике человековедческих технологий, привить интерес к самопознанию и самовоспитанию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Users\Елена\Pictures\img005.jpg

                                 Пояснительная записка

    Процесс модернизации образования в России, вызванный необходимостью приведения данной системы в соответствие с реалиями сегодняшней жизни, поставил на повестку дня множество важных вопросов. Решение стратегических задач перехода к демократическому государству и формирование гражданского общества потребовали сформулировать новые цели и определить приоритеты в общественном развитии. В этих условиях главной задачей становится создание условий для полной реализации каждой личностью своих способностей и возможностей.

   Курс позволяет обучающимся 10 класса создать целостное представление о возможностях применения на практике человековедческих технологий, привить интерес к самопознанию и самовоспитанию.

   В основу данного учебного курса положены программы «Технология личностного роста» и «Я принимаю решение». Программы взяты из «Сборника программ элективных курсов», автор С.К. Сейнина, издательство «Дрофа», 2006 г.

                                 Цель элективного курса:

   Формирование личности, относящейся к человеку как к уникальному явлению, обладающей способностью конструировать собственный социокультурный мир, стремящейся к постоянному самообразованию и самосовершенствованию.

                                  Задачи элективного курса:

    - помочь раскрыть психологические особенности и сильные стороны своей личности;

- активизировать процесс профессионального и личностного  самоопределения;

- развить качества творческой, активной и легко адаптирующейся к любым социальным условиям личности, способной к самореализации и самопознанию;

- познакомить с технологиями самопрезентации и самоменеджмента;

- способствовать развитию коммуникативных навыков.

                 Формы организации работы:

    Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких как работа в малых группах, ролевые игры, тренинг, индивидуальная работа.

     Оценка результатов обучения предполагает зачетную систему оценивания в объеме курса.

     Курс рассчитан на 35 часов.

       

Тематический план

Тема занятия

Количество часов

Раздел 1. «Технология личностного роста»

1.

«Я – личность».

3

2.

Основные направления развития личности.

2

3.

Личностное развитие индивида.

2

4.

Личность и жизненный успех.

3

5.

Общество – пространство жизни личности.

2

6.

Речь как средство коммуникации.

4

Раздел 2. «Я принимаю решение»

6.

Я принимаю решение.

3

7.

Несвобода в свободном мире.

4

8.

Познай самого себя.

5

9.

Твой профессиональный выбор.

3

10.

Я принимаю решение.

4

Итого

35

              Содержание курса:

  Курс состоит из двух разделов: «Технология личностного роста» и «Я принимаю решение»

    Содержание раздела «Технология личностного роста» - 16 часов:

Тема № 1. «Я – личность» - 3 часа.

   Осознание себя как личности, раскрытие своей индивидуальности и выявление личностного потенциала. Методики самопознания, самостановления и саморазвития. Проблемы самоопределения личностного роста (методики). Установление субъект – субъектных отношений в общении.

Тема № 2. Основные направления развития личности» - 2 часа.

   Способы самореализации личности. Выбор жизненной стратегии: «быть», «иметь», «действовать», «относиться», «знать». Активная и пассивная жизненная позиции. Воспитание уверенности в себе. Умение принимать решение и отвечать за свой выбор.

Тема № 3. «Личностное развитие индивида» - 2 часа.

   Система «Я» и становление самопознания. Теория жизненного пути. Соотносимость задач развития личности и ее структурных характеристик. Самоменеджмент как средство индивидуальной самоорганизации личности.

Тема № 4. «Личность и жизненный успех» - 3 часа.

  Роль позитивного мышления в достижении жизненного успеха. Выстраивание позитивной «Я - концепции». Формирование позитивного мышления. Создание личной формулы успеха. Целеполагание как необходимый элемент успеха.

Тема № 5. «Общество – пространство жизни личности» - 2 часа.

   Проблема социальной зрелости личности. Функция «Я». Сила и слабость «Я». Разбалансированность «Я». Ориентация и переориентация личности. Становление личности как субъекта деятельности. Проблемы самоопределения личностного роста (методики). От «Я» к «Мы» - правила межличностных коммуникаций. Формирование жизненно важных привычек (практикум). Формирование позиции личности.

Тема № 6. «Речь как средство коммуникации» - 4 часа.

   Культура речи как средство произведения впечатления или самопрезентации. Речевое развитие и общение. Практикум общения «Чтобы тебя понимали, и всех понимал ты». Критерии эффективной речи. Овладение формами, законами и правилами общения и отношений. Искусство требования. Соотношение порицания и поощрения в межличностном общении. Искусство дискуссии и полемики.

     Содержание раздела «Я принимаю решение» - 19 часов:

Тема № 1. «Я принимаю решение» - 3 часа.

   Человек в обществе. Взаимодействие и взаимозависимость людей в мире. Личность и коллектив. Взаимосвязь свободы человека, выбора и ответственности. Необходимость принимать решения в различных жизненных ситуациях. Жизнь есть выбор. Ценностные ориентиры человека.

Тема № 2. «Несвобода в свободном мире» - 4 часа.

    Легко ли быть свободным? Понятие свободы в разных аспектах. Почему у людей возникает необходимость договариваться? Правила и нормы в жизни людей. Зачем их создают и следуют им. Конфликты: их причины и последствия. В чем проявляются свобода, выбор и ответственность в межличностных отношениях.

Тема № 3. «Познай самого себя» - 5 часов.

   Возможности и способности человека. Умение человека анализировать полученную информацию и решать возникающие проблемы. Человек в поисках смысла жизни: вчера, сегодня, завтра. Мое место в современном мире. Способы изменить себя, стать успешным в повседневной жизни.

Тема № 4. «Твой профессиональный выбор» - 3часа.

      Человек и его деятельность. Свобода и ответственность человека в выборе профессии. Слагаемые профессионального успеха, или почему ценят профессионалов. Профессиональное самосовершенствование – потребность или необходимость.

Тема № 5. «Я принимаю решение» - 4 часа.

    Пространство решений и действий. Что должен знать, уметь, понимать и делать свободный человек в свободном обществе. Умение сделать выбор в конкретной ситуации. Всегда ли у человека есть выбор и почему? Искусство управлять собой. Свобода и ответственность – выбор человека ХХI века.

            Требования к уровню подготовки обучающихся:

                   Учащиеся, изучающие данный курс, должны:

  1. Знать сущность и содержание основных понятий и терминов курса.
  2. Уметь пользоваться различными мини-технологиями для получения наилучшего результата.
  3. Освоить способы и приемы управления собой для успешного самоутверждения и самореализации в социуме.
  4. Практически владеть навыками эффективного общения и приемами саморегуляции.
  5. Обрести уверенность в себе.

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Количест

во часов

Дата планир.

Дата фактич.

1.

«Я – личность». Методики самопознания личности.

1

«А» - 02.09.

«Б» - 05.09.

2.

Методики самостановления и саморазвития личности.

1

«А» - 09.09.

«Б» - 12.09.

3.

Умение принимать решения и отвечать за свой выбор.

1

«А» - 16.09.

«Б» - 19.09.

4.

Умение принимать решения и  делать свой выбор.

1

«А» - 23.09.

«Б» - 26.09.

5.

Система «Я» и становление самосознания.

1

«А» - 30.09.

«Б» - 03.10.

6.

Самоменеджмент как средство самоорганизации личности.

1

«А» - 07.10.

«Б» - 10.10.

7.

Позитивное мышление.

1

«А» - 14.10.

«Б» - 17.10.

8.

Возможности и способности.

1

«А» - 21.10.

«Б» - 24.10.

9.

Возможности и способности.

1

«А» - 28.10.

«Б» - 31.10

10.

«Я уверен в себе!»

1

«А» - 11.11.

«Б» - 14.11.

11.

Личная формула успеха.

1

«А» - 18.11.

«Б» - 21.11.

12.

  Формирование жизненно важных привычек.

1

«А» - 25.11.

«Б» - 28.11.

13.

Способы изменить себя.

1

«А» - 02.12.

«Б» - 05.12.

14.

Речь как средство коммуникации.

1

«А» - 09.12.

«Б» - 12.12.

15.

«Чтобы понимать и быть понятым».

1

«А» - 16.12.

«Б» - 19.12.

16.

Искусство дискуссии и полемики.

1

«А» - 23.12.

«Б» - 26.12.

17.

Жизнь есть выбор

1

«А» - 13.01.

«Б» - 16.01.

18.

Ценностные ориентиры человека.

1

«А» - 20.01.

«Б» - 23.01.

19.

Свобода в несвободном мире.

1

«А» - 27.01.

«Б» - 30.01.

20.

Умение договариваться.

1

«А» - 03.02.

«Б» - 06.02.

21.

Правила и нормы жизни людей.

1

«А» - 10.02.

«Б» - 13.02.

22.

Конфликты. Их причины.

1

«А» - 17.02.

«Б» - 20.02.

23.

Конфликты. Их последствия.

1

«А» - 24.02.

«Б» - 27.02.

24.

Бесконфликтное общение.

1

«А» - 02.03.

«Б» - 05.03.

25.

Анализ полученной информации.

1

«А» - 09.03.

«Б» - 12.03.

26.

«В поисках смысла жизни».

1

«А» - 16.03.

«Б» - 19.03.

27.

«Мое место в современном мире».

1

«А» - 23.03.

 «Б» - 26.03.

28.

Человек и его поступки.

1

«А» - 06.04.

«Б» -  09.04.

29.

Человек и его деятельность.

1

«А» - 13.04.

«Б» - 16.04.

30.

Слагаемые профессионального успеха.

1

«А» - 20.04.

«Б» - 23.04.

31.

Профессиональное самосовершенствование – потребность или необходимость.

1

«А» - 27.04.

«Б» - 30.04.

32.

Умение сделать выбор.

1

«А» - 04.05.

«Б» - 07.05.

33.

Искусство управлять собой.

1

«А» - 11.05.

«Б» - 14.05.

34 - 35.

Защита рефератов, презентации

2

«А» - 18.05; 25.05.

«Б» - 21.05; 28.05.

    Основные понятия курса: «личность», «самоменеджмент», «самоорганизация», «позитивное мышление», «целеполагание», «межличностные коммуникации», «барьеры общения».

    Способы оценивания уровня достижений:

Положительная отметка за творческий проект (реферат, презентация) дает право учителю поставить зачет по курсу.

     Образовательный продукт:

Реферат или презентация  на одну из изучаемых тем курса. Тема на выбор.

Методическое обеспечение:

                            Литература для учащихся: 

  1. Дейл К. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Екатеринбург, 2003.
  2. Селевко Г.К. Утверждай себя. – М., 2006.
  3. Селевко Г.К. Реализуй себя. – М., 2006.
  4. Селевко Г.К. Управляй собой. – М., 2006.

                  Литература для учителя:

  1. Конфликтология в школе: Учебно-методическое пособие для средних образовательных учреждений, под ред. С.В. Баныкиной. – М., 2002. (части 1 – 3).
  2. Льюис Д. Тренинг эффективного общения. – М., 2003.
  3. Панкратов В.Н. Саморегуляция психического здоровья. – М., 2004.
  4. Ридллер Б.Я. Я в восторге от своей неудачи. Спб., 2003.
  5. Шепель В.М. Имиджелогия. – М., 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 8 класса «Речевой этикет»

Под речевым этикетом понимаются правила речевого поведения, система речевых формул общения. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уваже...

Рабочая программа элективного курса по математике для 10-11 классов "Параметры и модули"

Данная программа позволяет сформировать у учащихся умения и навыки по решению задач с параметрами и модулями, сводящихся к исследованию линейных и квадратных уравнений, неравенств для подготовки к ЕГЭ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по географии « География туризма» 9 класс

В туризме заложены огромные возможности для воспитания, повышения культурного и образовательного уровня участвующих в нём людей. В туристских путешествиях пополняются знания людей о различных ст...

Рабочая программа элективного курса «Введение в химию» Химия 6 класс

В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в форми...

рабочая программа элективного курса по русскому языку для 11 класса "Тестовые задания с ипользованием ИКТ"

Программа элективного курса рассчитана на учащихся 11 класса.Цель курса: повысить интерес к гуманитарному образованию. Задачи:быстро и эффективно повторить весь курс русского языка, пройденного в осно...

Рабочая программа элективного курса "Биология. Подготовка к ГИА. 9 класс"

Рабочая программа элективного курса  "Биология. Подготовка к ГИА. 9 класс" Включает календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе.Тема: "Русское правописание: орфография и пунктуация"

Данный элективный курс будет полезен учащимся старших классов при подготовке к ЕГЭ. Курс рассчитан на 68 часов( по 34 часа в 10 и 11 классах)....