Рабочая программа элективного курса по психологии "От самопознания к самореализации" для 10 класса
рабочая программа по психологии (10 класс) на тему
Курс позволяет обучающимся 10 класса создать целостное представление о возможностях применения на практике человековедческих технологий, привить интерес к самопознанию и самовоспитанию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Процесс модернизации образования в России, вызванный необходимостью приведения данной системы в соответствие с реалиями сегодняшней жизни, поставил на повестку дня множество важных вопросов. Решение стратегических задач перехода к демократическому государству и формирование гражданского общества потребовали сформулировать новые цели и определить приоритеты в общественном развитии. В этих условиях главной задачей становится создание условий для полной реализации каждой личностью своих способностей и возможностей.
Курс позволяет обучающимся 10 класса создать целостное представление о возможностях применения на практике человековедческих технологий, привить интерес к самопознанию и самовоспитанию.
В основу данного учебного курса положены программы «Технология личностного роста» и «Я принимаю решение». Программы взяты из «Сборника программ элективных курсов», автор С.К. Сейнина, издательство «Дрофа», 2006 г.
Цель элективного курса:
Формирование личности, относящейся к человеку как к уникальному явлению, обладающей способностью конструировать собственный социокультурный мир, стремящейся к постоянному самообразованию и самосовершенствованию.
Задачи элективного курса:
- помочь раскрыть психологические особенности и сильные стороны своей личности;
- активизировать процесс профессионального и личностного самоопределения;
- развить качества творческой, активной и легко адаптирующейся к любым социальным условиям личности, способной к самореализации и самопознанию;
- познакомить с технологиями самопрезентации и самоменеджмента;
- способствовать развитию коммуникативных навыков.
Формы организации работы:
Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств, таких как работа в малых группах, ролевые игры, тренинг, индивидуальная работа.
Оценка результатов обучения предполагает зачетную систему оценивания в объеме курса.
Курс рассчитан на 35 часов.
Тематический план
№ | Тема занятия | Количество часов |
Раздел 1. «Технология личностного роста» | ||
1. | «Я – личность». | 3 |
2. | Основные направления развития личности. | 2 |
3. | Личностное развитие индивида. | 2 |
4. | Личность и жизненный успех. | 3 |
5. | Общество – пространство жизни личности. | 2 |
6. | Речь как средство коммуникации. | 4 |
Раздел 2. «Я принимаю решение» | ||
6. | Я принимаю решение. | 3 |
7. | Несвобода в свободном мире. | 4 |
8. | Познай самого себя. | 5 |
9. | Твой профессиональный выбор. | 3 |
10. | Я принимаю решение. | 4 |
Итого | 35 |
Содержание курса:
Курс состоит из двух разделов: «Технология личностного роста» и «Я принимаю решение»
Содержание раздела «Технология личностного роста» - 16 часов:
Тема № 1. «Я – личность» - 3 часа.
Осознание себя как личности, раскрытие своей индивидуальности и выявление личностного потенциала. Методики самопознания, самостановления и саморазвития. Проблемы самоопределения личностного роста (методики). Установление субъект – субъектных отношений в общении.
Тема № 2. Основные направления развития личности» - 2 часа.
Способы самореализации личности. Выбор жизненной стратегии: «быть», «иметь», «действовать», «относиться», «знать». Активная и пассивная жизненная позиции. Воспитание уверенности в себе. Умение принимать решение и отвечать за свой выбор.
Тема № 3. «Личностное развитие индивида» - 2 часа.
Система «Я» и становление самопознания. Теория жизненного пути. Соотносимость задач развития личности и ее структурных характеристик. Самоменеджмент как средство индивидуальной самоорганизации личности.
Тема № 4. «Личность и жизненный успех» - 3 часа.
Роль позитивного мышления в достижении жизненного успеха. Выстраивание позитивной «Я - концепции». Формирование позитивного мышления. Создание личной формулы успеха. Целеполагание как необходимый элемент успеха.
Тема № 5. «Общество – пространство жизни личности» - 2 часа.
Проблема социальной зрелости личности. Функция «Я». Сила и слабость «Я». Разбалансированность «Я». Ориентация и переориентация личности. Становление личности как субъекта деятельности. Проблемы самоопределения личностного роста (методики). От «Я» к «Мы» - правила межличностных коммуникаций. Формирование жизненно важных привычек (практикум). Формирование позиции личности.
Тема № 6. «Речь как средство коммуникации» - 4 часа.
Культура речи как средство произведения впечатления или самопрезентации. Речевое развитие и общение. Практикум общения «Чтобы тебя понимали, и всех понимал ты». Критерии эффективной речи. Овладение формами, законами и правилами общения и отношений. Искусство требования. Соотношение порицания и поощрения в межличностном общении. Искусство дискуссии и полемики.
Содержание раздела «Я принимаю решение» - 19 часов:
Тема № 1. «Я принимаю решение» - 3 часа.
Человек в обществе. Взаимодействие и взаимозависимость людей в мире. Личность и коллектив. Взаимосвязь свободы человека, выбора и ответственности. Необходимость принимать решения в различных жизненных ситуациях. Жизнь есть выбор. Ценностные ориентиры человека.
Тема № 2. «Несвобода в свободном мире» - 4 часа.
Легко ли быть свободным? Понятие свободы в разных аспектах. Почему у людей возникает необходимость договариваться? Правила и нормы в жизни людей. Зачем их создают и следуют им. Конфликты: их причины и последствия. В чем проявляются свобода, выбор и ответственность в межличностных отношениях.
Тема № 3. «Познай самого себя» - 5 часов.
Возможности и способности человека. Умение человека анализировать полученную информацию и решать возникающие проблемы. Человек в поисках смысла жизни: вчера, сегодня, завтра. Мое место в современном мире. Способы изменить себя, стать успешным в повседневной жизни.
Тема № 4. «Твой профессиональный выбор» - 3часа.
Человек и его деятельность. Свобода и ответственность человека в выборе профессии. Слагаемые профессионального успеха, или почему ценят профессионалов. Профессиональное самосовершенствование – потребность или необходимость.
Тема № 5. «Я принимаю решение» - 4 часа.
Пространство решений и действий. Что должен знать, уметь, понимать и делать свободный человек в свободном обществе. Умение сделать выбор в конкретной ситуации. Всегда ли у человека есть выбор и почему? Искусство управлять собой. Свобода и ответственность – выбор человека ХХI века.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Учащиеся, изучающие данный курс, должны:
- Знать сущность и содержание основных понятий и терминов курса.
- Уметь пользоваться различными мини-технологиями для получения наилучшего результата.
- Освоить способы и приемы управления собой для успешного самоутверждения и самореализации в социуме.
- Практически владеть навыками эффективного общения и приемами саморегуляции.
- Обрести уверенность в себе.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Количест во часов | Дата планир. | Дата фактич. |
1. | «Я – личность». Методики самопознания личности. | 1 | «А» - 02.09. «Б» - 05.09. | |
2. | Методики самостановления и саморазвития личности. | 1 | «А» - 09.09. «Б» - 12.09. | |
3. | Умение принимать решения и отвечать за свой выбор. | 1 | «А» - 16.09. «Б» - 19.09. | |
4. | Умение принимать решения и делать свой выбор. | 1 | «А» - 23.09. «Б» - 26.09. | |
5. | Система «Я» и становление самосознания. | 1 | «А» - 30.09. «Б» - 03.10. | |
6. | Самоменеджмент как средство самоорганизации личности. | 1 | «А» - 07.10. «Б» - 10.10. | |
7. | Позитивное мышление. | 1 | «А» - 14.10. «Б» - 17.10. | |
8. | Возможности и способности. | 1 | «А» - 21.10. «Б» - 24.10. | |
9. | Возможности и способности. | 1 | «А» - 28.10. «Б» - 31.10 | |
10. | «Я уверен в себе!» | 1 | «А» - 11.11. «Б» - 14.11. | |
11. | Личная формула успеха. | 1 | «А» - 18.11. «Б» - 21.11. | |
12. | Формирование жизненно важных привычек. | 1 | «А» - 25.11. «Б» - 28.11. | |
13. | Способы изменить себя. | 1 | «А» - 02.12. «Б» - 05.12. | |
14. | Речь как средство коммуникации. | 1 | «А» - 09.12. «Б» - 12.12. | |
15. | «Чтобы понимать и быть понятым». | 1 | «А» - 16.12. «Б» - 19.12. | |
16. | Искусство дискуссии и полемики. | 1 | «А» - 23.12. «Б» - 26.12. | |
17. | Жизнь есть выбор | 1 | «А» - 13.01. «Б» - 16.01. | |
18. | Ценностные ориентиры человека. | 1 | «А» - 20.01. «Б» - 23.01. | |
19. | Свобода в несвободном мире. | 1 | «А» - 27.01. «Б» - 30.01. | |
20. | Умение договариваться. | 1 | «А» - 03.02. «Б» - 06.02. | |
21. | Правила и нормы жизни людей. | 1 | «А» - 10.02. «Б» - 13.02. | |
22. | Конфликты. Их причины. | 1 | «А» - 17.02. «Б» - 20.02. | |
23. | Конфликты. Их последствия. | 1 | «А» - 24.02. «Б» - 27.02. | |
24. | Бесконфликтное общение. | 1 | «А» - 02.03. «Б» - 05.03. | |
25. | Анализ полученной информации. | 1 | «А» - 09.03. «Б» - 12.03. | |
26. | «В поисках смысла жизни». | 1 | «А» - 16.03. «Б» - 19.03. | |
27. | «Мое место в современном мире». | 1 | «А» - 23.03. «Б» - 26.03. | |
28. | Человек и его поступки. | 1 | «А» - 06.04. «Б» - 09.04. | |
29. | Человек и его деятельность. | 1 | «А» - 13.04. «Б» - 16.04. | |
30. | Слагаемые профессионального успеха. | 1 | «А» - 20.04. «Б» - 23.04. | |
31. | Профессиональное самосовершенствование – потребность или необходимость. | 1 | «А» - 27.04. «Б» - 30.04. | |
32. | Умение сделать выбор. | 1 | «А» - 04.05. «Б» - 07.05. | |
33. | Искусство управлять собой. | 1 | «А» - 11.05. «Б» - 14.05. | |
34 - 35. | Защита рефератов, презентации | 2 | «А» - 18.05; 25.05. «Б» - 21.05; 28.05. |
Основные понятия курса: «личность», «самоменеджмент», «самоорганизация», «позитивное мышление», «целеполагание», «межличностные коммуникации», «барьеры общения».
Способы оценивания уровня достижений:
Положительная отметка за творческий проект (реферат, презентация) дает право учителю поставить зачет по курсу.
Образовательный продукт:
Реферат или презентация на одну из изучаемых тем курса. Тема на выбор.
Методическое обеспечение:
Литература для учащихся:
- Дейл К. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Екатеринбург, 2003.
- Селевко Г.К. Утверждай себя. – М., 2006.
- Селевко Г.К. Реализуй себя. – М., 2006.
- Селевко Г.К. Управляй собой. – М., 2006.
Литература для учителя:
- Конфликтология в школе: Учебно-методическое пособие для средних образовательных учреждений, под ред. С.В. Баныкиной. – М., 2002. (части 1 – 3).
- Льюис Д. Тренинг эффективного общения. – М., 2003.
- Панкратов В.Н. Саморегуляция психического здоровья. – М., 2004.
- Ридллер Б.Я. Я в восторге от своей неудачи. Спб., 2003.
- Шепель В.М. Имиджелогия. – М., 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 8 класса «Речевой этикет»
Под речевым этикетом понимаются правила речевого поведения, система речевых формул общения. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уваже...
Рабочая программа элективного курса по математике для 10-11 классов "Параметры и модули"
Данная программа позволяет сформировать у учащихся умения и навыки по решению задач с параметрами и модулями, сводящихся к исследованию линейных и квадратных уравнений, неравенств для подготовки к ЕГЭ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по географии « География туризма» 9 класс
В туризме заложены огромные возможности для воспитания, повышения культурного и образовательного уровня участвующих в нём людей. В туристских путешествиях пополняются знания людей о различных ст...
Рабочая программа элективного курса «Введение в химию» Химия 6 класс
В системе естественно-научного образования химия как учебный предмет занимает важное место в познании законов природы, в материальной жизни общества, в решении глобальных проблем человечества, в форми...
рабочая программа элективного курса по русскому языку для 11 класса "Тестовые задания с ипользованием ИКТ"
Программа элективного курса рассчитана на учащихся 11 класса.Цель курса: повысить интерес к гуманитарному образованию. Задачи:быстро и эффективно повторить весь курс русского языка, пройденного в осно...
Рабочая программа элективного курса "Биология. Подготовка к ГИА. 9 класс"
Рабочая программа элективного курса "Биология. Подготовка к ГИА. 9 класс" Включает календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе.Тема: "Русское правописание: орфография и пунктуация"
Данный элективный курс будет полезен учащимся старших классов при подготовке к ЕГЭ. Курс рассчитан на 68 часов( по 34 часа в 10 и 11 классах)....