ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА « ПРОФЕССИЯ - ПСИХОЛОГ»
рабочая программа по психологии по теме
Самоопределение в профессиональной сфере тесно связано с жизненным, личностным самоопределением. Поэтому становится актуальным формирование личности, способной не просто к выбору конкретной профессии, а к сознательному, ответственному построению жизненного плана.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение
дополнительного образование детей
Центр эстетического воспитания детей
УТВЕРЖДАЮ
Директор МУ ДОД ЦЭВД
_______ Т.И. Мигулева
принята на педсовете
протокол № _________
от «__» _________ 200__ г.
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
« ПРОФЕССИЯ - ПСИХОЛОГ»
Возраст детей: 14-16 лет
вид программы: модифицированная
направленность: социально-педагогическая
педагог: Хаустова С. В.
ст. Тбилисская, 2010 год
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Эксперимент по введению профильного обучения учащихся в экспериментальных общеобразовательных учреждениях, проводимый для создания системы специализированной подготовки (профильного обучения) учащихся в старших классах образовательных учреждений, апробации нового содержания и форм организации учебного процесса с учетом потребностей рынка труда и обеспечения сознательного выбора учащимися будущей профессии, предполагает наличие разнообразных элективных курсов, как связанных со школьными предметами, так и не соотносящихся с ними.
Самоопределение в профессиональной сфере тесно связано с жизненным, личностным самоопределением. Поэтому становится актуальным формирование личности, способной не просто к выбору конкретной профессии, а к сознательному, ответственному построению жизненного плана.
В основном базовом курсе средней общеобразовательной школы курс психологии не предусмотрен. Поэтому содержание и форма организации нашего элективного курса направлен на расширение знаний ученика по психологии, как профессиональной деятельности.
Психология как наука привлекает очень многих старшеклассников, но, к сожалению, они не осведомлены о профессии психолога, о его непосредственной деятельности, не ознакомлены с требованиями, которые она предъявляет к личности человека. Профильная ориентация в рамках этого элективного курса способствует формированию у старшеклассников объективной оценки своих социальных притязаний, убежденности в престиже образования и знаний психологии в частности.
Поэтому целесообразным будет проведение элективного курса «Профессия – психолог» педагогом – психологом образовательного учреждения.
Данный элективный курс позволит старшеклассникам узнать не только много нового и интересного о себе, об окружающих их людях, но и определиться с выбором профессии, может быть и не обязательно психолога. После прохождения курса у учащихся будет возможность более осознанного выбора, взвешенного решения, основанного на собственных индивидуальных особенностях и склонностях.
Цель: способствовать сознательному выбору учащихся своей жизненной профессиональной траектории.
Задачи:
- расширить знания и умения учащихся по психологии;
- сформировать у учащихся представления о профессии психолога в реальных условиях современности;
- развить у учащихся потребность в самоизменении в личностном и профессиональном планах;
- обучить учащихся умению соотносить свои возможности и личностные качества с требованиями, предъявляемыми профессией психолога к личности человека.
Программа Элективного курса « Профессия – психолог» рассчитана на 17 часов, из которых 8 часов лекционных, 9 часов практических. В программу включены необходимые для старшеклассников знания из общей и социальной психологии, знания в области имиджелогии, профориентации. Соответствующие сведения при изучении большинства тем программы сочетаются с практическими (тренинговыми) знаниями. По окончании курса учащиеся защищают итоговую творческую работу по выбранной ими теме.
Занятия целесообразно проводить с группой от 12 до 20 учащихся 1 час в неделю.
Приводимый план групповых занятий с подростками является ориентировочным и может изменяться в зависимости от особенностей групп, с которыми работает психолог.
Программа включает в себя:
- лекционные занятия;
- психологическую диагностику;
- релаксационные упражнения;
- психологические игры и другие техники;
- творческую работу.
По завершению курса учащиеся должны уметь:
- соотносить свои индивидуальные качества с качествами, необходимыми в профессии психолога;
- владеть технологиями эффективного общения;
- создать собственную модель профессионального труда;
- владеть навыками демонстрации и саморазвития своих лучших качеств;
- владеть элементами общей психологической культуры;
- иметь представление о психологии, как о научно – практической дисциплине.
2. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование, разделов, блоков, тем. | Всего часов | Количество часов учебных занятий | ||
Теория | Практика | Выездные занятия | |||
1. | Вводное занятие. Самосознание и проблема определения профессионального труда. | 1 | 1 | - | - |
2. | Личностные особенности и их использование в профессии психолога. | 2 | 1 | 1 | - |
3. | Проблема реализации себя в профессии. | 1 | 1 | - | - |
4. | Темперамент – базальное свойство личности. | 3 | 2 | 1 | - |
5. | Характер, акцентуация характера. | 2 | 1 | 1 | - |
6. | Профессиональное самоопределение | 4 | 1 | 3 | - |
7. | Общение. Структура и культура общения психолога. | 3 | 1 | 2 | - |
8. | Итоговое занятие: защита творческих работ по выбранной теме. | 1 | - | 1 | - |
ИТОГО: | 17 | 8 | 9 | - |
3. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(реферативное описание разделов, блоков, тем).
Тема 1. Вводное занятие. Самосознание и проблема определения профессионального труда (Всего – 1ч.: Т: - 1;)
Вводное занятие по технике безопасности. Введение в психологию. Что такое самосознание. Самосознание личности в трех пространствах жизнедеятельности: в системе деятельности, в системе общения и в системе собственной личности. Проблема определения своего профессионального труда: модель адаптированного поведения и модель профессионального развития.
Тема 2. Личностные особенности и их использование в профессии психолога. (Всего – 2ч.: Т – 1ч.; П – 1;)
Биологический и социальный факторы развития личности. Проблема соотношения внутреннего и внешнего фактора в развитии конкурентоспособной личности ( по Рубинштейну С. Л.). Условие развития конкурентоспособной личности – профессиональное самосознание. Этические требования к профессии психолога.
Практическая работа.(1ч.)
Изучение старшеклассниками своих умений и возможностей саморегуляции. Проведение анализа внешних и внутренних барьеров, препятствующих проявлению возможностей учащихся. Изучение качеств, необходимых для взаимодействия при общении. Выполнение игровых упражнений и заданий на активизацию потенциальных возможностей учащихся к саморазвитию.
Тема 3. Проблема реализации себя в профессии. (Всего: 1ч.: Т – 1ч.)
Представление о себе и выборе профессии. Пути формирования «Я – концепции», «Я – образа». Движение своего «Я» реального через «Я» динамическое к «Я» идеальному. Формула самооценки У.Джемса. Структура выбора. Составление профессионального плана. Типичные ошибки при выборе профессии.
Тема 4. Темперамент – базальное свойство личности. (Всего - 3ч.: Т – 2ч.; П – 1ч.)
Темперамент, его определение, как свойства личности. Типы нервной системы по И. П. Павлову. Феномен пассионарности. Социально-психологические характеристики людей: «дельфины» и «акулы». Мотивы деятельности и качества, характеризующие наиболее успешных личностей. Интегральные характеристики конкурентоспособной личности: профессиональная направленность, компетентность, эмоциональная гибкость.
Практическая работа. (1ч.)
Знакомство с тестами по качествам личности и другими методами ее психологического изучения, включая опросники и проективные методы. Раскрытие понятия «способности». Выполнение упражнений, направленных на осознание собственных личностных качеств.
Тема 5. Характер, акцентуация характера. (Всего-2ч.: Т- 1ч.; П- 1ч.)
Общее понятие характера. Характерология – наука о характере. Характер и привычки. Основные свойства характера. Акцентуация характера, структура, типы, развитие характера. Ведущие отношения личности в профессии. Характер в профессиональном становлении личности.
Практическая работа. ( 1ч.)
Методы исследования характера ( конструктивный рисунок человека из геометрических фигур, аутоидентификация типов характера Э. Г. Эйдемиллера, экспресс – опросники оценки отдельных свойств характера). Тренинг самопознания характера ( упражнения «девиз», «интервью», «автопортрет», «карусель», «дневник», «помести себя под микроскоп»).
Тема 6. Профессиональное самоопределение. (Всего – 4ч.: Т – 1ч.; П – 3ч.)
Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда. Человеческие ресурсы. Совершенствование человека в труде. Профессионализм психолога. Многообразие мира профессионального труда. Социально- профессиональная мобильность – качество современного человека. Характер труда и его проявление в профессиональной деятельности. Самостоятельность и ответственность в профессии психолога.
Практическая работа. (3ч.)
Предмет психологии, цели и средства профессионального психолога. Проблемность трудовых ситуаций. Особенности деловых контактов в труде психолога. Составление профессиограммы и анализ профессий. Работа с дневником профессиональной карьеры психолога.
Тема 7. Общение. Структура и культура общения психолога. (Всего – 3ч.: Т – 1ч.; П – 2ч.)
Компоненты общения для успешного действия в рамках любой профессии. Структура общения: информационная, социально – перцептивная, самопрезентативная, интерактивная, аффективная. Условия успешного ведения дискуссии (Дж. Болью, 1984). Имидж и культура общения. Структура имиджа профессионала.
Практическая работа. (2ч.)
Знакомство с разными формами и методами общения, необходимых во всех профессиональных видах деятельности. Изучение учащимися собственных возможностей в области психологии. Понятие группового тренинга, ведение группы, отработка основных правил ведения группы. Особенности проведения индивидуальных консультаций, экологичность проведения консультаций.
Тема 8. Итоговое занятие: защита творческих работ по выбранной теме.
(Всего - 1 ч.: П – 1ч.)
Защита итоговой творческой работы в виде мини – проекта, реферата, творческого исследования по одной из предложенных тем.
4. ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ
При оценке результатов обучения по данной программе целесообразно использовать зачетную систему оценивания в объеме курса.
Курс заканчивается выполнением итоговой творческой работы в виде мини – проекта, реферата, творческого исследования по одной из предложенных тем и выставлением зачетных оценок.
Примерные темы творческих работ.
- Разработка модели деятельности школьной психологической службы.
- Факторы развития личности.
- Психология конкурентоспособной личности.
- Темперамент и типы нервной системы.
- Психология характера и акцентуация характера.
- Общение. Структура общения.
- Формула самооценки У. Джеймса и составления профессионального плана.
- Характеристика личности по профессиональной направленности, компетентности и эмоциональной гибкости.
- Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда.
- Предмет, цели и средства профессионального психолога.
- Структура имиджа и культура общения психолога.
- Условия успешного ведения дискуссии.
- Резервы человеческой психики.
- В поисках себя: личность и ее самосознание.
- Общение как взаимодействие.
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Программа курса «Профессия – психолог», дает многостороннее освещение профессиональной деятельности человека. При реализации программы целесообразно сделать смещение акцентов с передачи знаний на обеспечение условий, необходимых для овладения самостоятельными навыками определения будущей профессиональной карьеры, поиск источников получения информации о профессии психолог, а так же путей получения профессии. Поиск необходимых знаний должен идти через самопознание личности и определение ее места в соответствующей профессиональной сфере.
Программа курса составлена таким образом, что учащиеся могут изучить проблему многосторонне: часть учебного материала учащиеся получают в форме теоретических знаний, другая часть материала направлена на практические работы в форме игровых дискуссий, диагностических процедур, сочинений, развивающих процедур, деловых игр, экскурсий. Учебно-игровые занятия повышают познавательную активность подростков, способствуют эффективному усвоению будущих профессиональных и социальных ролей; получению обратной связи от сверстников, имеющих схожие проблемы и переживания. Приобретенный в имитационных ситуациях опыт может помочь подросткам легче приспособиться к сложностям реального профессионального мира.
Существенное уплотнение информационной насыщенности учебного материала достигается путем самостоятельного изучения: составление карты интересов, анализ личного профессионального плана, анализ газет, объявлений, справочников, получение информации из компьютерных сетей, составление собственного резюме. Для развития мотивации к изучению курса в содержании делается акцент на самоопределение. Здесь особое внимание и большое количество часов рекомендуется уделять практическим занятиям, которые включают в себя работу с дидактическим материалом: плакаты, схемы, слайды, «Дневник профессионального самоопределения», с диагностическими методиками, участие в профориентационных и ролевых играх. В результате этих занятий у учащихся актуализируется процесс профессионального и личостного самоопределения, повышается самооценка, происходит коррекция эмоционального состояния, совершенствуются навыки самопрезентации и уверенного поведения, которые помогут в успешной социальной и профессиональной адаптации.
К преподавателю этого предмета предъявляются особые требования. Преподаватель этого курса должен не только любить детей, но и видеть в каждом учащемся личность, заслуживающую внимание и уважение, защищать его интересы, руководствуясь в работе принципом «не навреди». Кроме этого преподавателю необходимо быть прекрасным специалистом, профессиональным психологом, который увлекательно, живо и оригинально подает учебный материал, имеет артистические данные, владеет активными формами работы, умеет организовать дискуссии, обсуждение, работу в малых группах, применяет и использует на занятиях новейшие разработки.
Для успешной реализации программы необходимо:
Хорошо освещенный, просторный кабинет.
Столы, стулья, доска.
Плакаты, схемы, слайды.
Дидактические материалы для игр и упражнений.
Дидактический материал на электронных носителях.
Бумага, краски, клей, фломастеры, ножницы.
Бланки для психологической диагностики.
Магнитофон, компакт – диски с релаксационной музыкой.
Настольные игры.
Хорошая профессиональная подготовка педагога – психолога.
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ
- Абульханова – Славская К. А. «Стратегия жизни». - М., 1991
- Ахмеджанов Э. Р. «Психологические тесты». – М., 1996
- Анастази А. «Психологическое тестирование». – М., 1982
- Андерсен Р., Шихирев П. Н. «Акулы» и «Дельфины» (психология и этика российско - американского делового партнерства). – М., 1994
- Вацлавик П. «Как стать несчастным без посторонней помощи». – М., 1993
- Вудкок М., Френсис Д. «Раскрепощенный менеджер». – М., 1991
- Газарян С. «Ты выбираешь профессии. – М., 1985
- «Дневник профессионального самоопределения старшеклассника ( авт. состав.: Бобровская Л. Н., Сапрыкина Е. А., Просихина – 2-е изд., - М.: «Глобус», 2009)
- Жариков Е., Крушельницкий Е. «Для тебя и о тебе». – М., 1991
- Кон И. С. « В поисках себя: личность и ее самосознание». – М., 1984
- Левитов Н. Д. «Психология характера». – М., 1969
- Молчанова З. М., Тимченко А. А., Черникова Т. В. «Личностное портфолио старшеклассника». – М.: «Глобус» 2008
- Психологическое сопровождение выбора профессии». ( Под ред. Митиной Л. М. – М., 1998)
- «Психологические тесты» ( Под ред. Карелина А. А.: В 2 т – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1999)
- Прихожан А. «Психологический справочник для неудачника или как обрести уверенность в себе» М.: «Просвещение» 1994
- Пиз А. «Язык телодвижений» «Издательский дом Гутенберг» 1997
- Симонов П. В., Ершов П. М. «Темперамент. Характер. Личность». – М., 1984
- «Твоя профессиональная карьера: Учебн. Для 8-11 кл. общеобразоват. учреждений». ( Под ред. Гуткин М. С., Михальченко Г. Ф. – М.: Просвещение, 2000)
- Филимонова О. «Как научиться выбирать профессию?» - М.: «Чистые пруды», 2009
- Шепель В. М. «Имиджелогия: секреты личного обаяния». – М., 1994
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
- Адлер А. «Практика и теория индивидуальной психологии». – М., 1995
- Ананьев Б. Г. «Проблема формирования характера». – М., 1980
- Божович Л. И. «Личность и ее формирование в детском возрасте». – М., 1968
- Брунер Д. «Психология познания: за пределами непосредственной информации». – М., 1977
- Ворошилов В. В. «Самообразование как педагогическая методика развития творческих способностей учащихся ( Инновационные системы образования России: материалы Всерос. Научно- практической конференции – Березники, 1995. с. 77-79.)
- Выготский Л. С. «Собрание сочинений: в 6 т. – М., 1982-1984
- Гримак Л. П. «Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности.- М., 1989
- Грейсон Д., ОДелл К. «Американский менеджмент на пороге 21 века».М., 1991
- Давыдов В. В. «Виды обобщения в обучении». – М., 1972
- Журавлев А. Л., Рубахин В. Ф. «Проблемы «человеческого фактора в управлении». В сб. «Психологические проблемы социальной регуляции поведения». ( Под ред. Шороховой Е. В., Бобневой М. И. – М.,1976)
- Коломенский Я. Л. «Человек: психология». – М., 1986
- Леонгард К. «Акцентуированные личности». – Киев, 1981
- Личко А. Е. «Психопатии и акцентуации характера у подростков». – М., 1977
- Митина Л. М. «Учитель как личность и профессионал ( психологические проблемы). – М.: Дело, 1994
- Митина Л. М. «Психология профессионального развития учителя». – М.: Флинта, 1998
- Митина Л. М. «Психология конкурентоспособной личности». – М.: Дело 2000
- Митина Л. М «Управлять или подавлять: выбор стратегии профессиональной жизнедеятельности педагога». – М.: Сентябрь, 1999
- Орлов Ю. М. «Самопознание и самовоспитание характера: Беседы со старшеклассниками». – М., 1987
- Петровская Л. А. «Теоретические и методические проблемы социально – психологического тренинга». – М., 1982
- Прутченков А. С. «Тренинг личностного роста». – М., 1993
- Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. « Основы психологии для старшеклассников»: Пособие для педагога: В 2 ч. – М: Гуманистический издательский центр ВЛАДОС, 2001
- «Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других». ( Под ред. Р. Римская, С. Римский. М.: «АСТ- Пресс», 1998
- Рудестам М. К. «Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика». – СПб.: Питер, 1993
- Столяренко. Л. Д. «Основы психологии» Ростов – на – Дону «Феникс» 1997
- Рогов Е. И. «Психология человека» - М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 1999
- Рогов Е. И. «Психология общения». М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2001
- Рогов Е. И. «Выбор профессии: Становление профессионала». – М.: Издательство «ВЛАДОС – ПРЕСС», 2003
- Резапкина Г. В. «Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно – методическое пособие для школьных психологов и педагогов». М.: «Генезис», 2000
- Шадриков В. Д. «Психология деятельности и способности человека». М. 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/09/picture-160771-1355080583.jpg)
Авторская программа элективного курса по психологии.
Мною была разработана программа элективного курса по психологии "Познай себя" для 5-6 классов. Данная программа была успешно опробавана в нашем лицее....
Программа элективного курса по психологии «Твое профессиональное призвание»
Программа курса «Твое профессиональное призвание » направлена на повышение социально-психологической компетентности учащихся 9 классов общеобразовательных школ...
Элективный курс «Человек: психология и профессия»
В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование, то есть практически выбрать профессию, свой жизненный путь. Учащийся сам по себе не может выбрать направ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/23/picture-420215-1395541259.jpg)
Программа элективного курса "Психология здоровья"
Авторская программа используется для проведения элективного курса в 8 классах....
Рабочая программа элективного курса по психологии "От самопознания к самореализации" для 10 класса
Курс позволяет обучающимся 10 класса создать целостное представление о возможностях применения на практике человековедческих технологий, привить интерес к самопознанию и самовоспитанию....
рабочая программа элективного курса "Загадки психологии" 11 класс
Элективный курс для 11 класса "Загадки психологии"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/16/picture-49031-1402896661.jpg)
Программа элективного курса "Профессия, которую выбираю Я"
Выбор профессии – это шаг, который определяет взрослую жизнь каждого человека. Какую профессию выбрать и как быть востребованным на рынке труда в будущем? Какая профессии принесе...