Курс эффективного общения "Диалог +"
рабочая программа по психологии на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_effektivnogo_obshcheniya_dialog_.docx | 35.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа психологического развития
Курс эффективного общения «Диалог +»
В младшем подростковом возрасте происходит смена ведущего вида деятельности. Учебная деятельность уступает место общению со сверстниками.
Таким образом, именно общение со сверстниками становится ведущей деятельностью у пятиклассника и вызывает наибольший интерес.
У подростка формируется потребность не только углублять познания о мире, что развивает его интересы, способности, но и потребность занять определенное место в обществе людей. Наладить контакт с людьми, прежде всего со сверстниками.
Не случайно ведущей деятельностью является общение со сверстниками. Неудовлетворение этих потребностей ведет к различным формам дезадаптации. Потребность найти и занять свое место в коллективе сверстников вызывает стремление соответствовать не только уровню требований окружающих, но и собственным требованиям и самооценкам. Отсюда интерес к самому себе, своим возможностям и личностным качествам.
V класс или младший подростковый возраст – сложный возрастной период, суть которого заключается в переходном характере развития ребенка в значительной степени определяемом условиями педагогического процесса. Ребенок переходит из начальной школы в среднюю, что, с одной стороны, создает для него известные трудности (разные учителя, более сложный учебный материал, повышенные, по сравнению с начальной школой, требования и пр.), с другой – раскрывает новые горизонты развития.
Программа преподавания психологии для детей этого возраста должна учитывать, что V класс является сензитивным периодом: - для начала развития специальных способностей и интересов к разным сторонам знания, чему способствует предметное обучение и встреча на уроках с разными учителями; - начала осознания и развития своей индивидуальности, что связано с пониманием своих способностей, характера, темперамента, обнаруживающихся в процессах учения, общения, поведения; - понимания индивидуальных особенностей людей.
При разработке программы для младших подростков учитывалось, что этот возраст является благоприятным временем для пробуждения у детей интереса к самому себе, для постепенного понимания своих возможностей, способностей, особенностей характера, темперамента, для развития и укрепления доверия к себе, чувства собственного достоинства.
Отдельные занятия, приоткрывающие тайны психологической науки, в настоящее время проводятся с учащимися. Однако развитие практической психологии образования вызвало к жизни потребность в изучении науки психологии более полно.
Люди любого возраста, основываясь на житейском опыте, не изучая психологии, часто применяют приемы психологии в повседневной жизни, нередко невпопад и ошибочно. Зачем же лишать людей осознанного понимания этих приемов?
О стрессах, страхах, тревожности (психических травмах) в последнее время тоже стали довольно много писать и говорить. О психологических травмах, о психологическом нездоровье – даже разговора нет. Ребенок, достигнув определенного возраста, познает себя в физическом отношении.
Признаки физиологической зрелости во многом самоочевидны. А психологическое самопознание, самосознание для ребенка – процесс сложный, иногда мучительный.
Выводы о самом себе нередко бывают ошибочны так как знаниями о себе как о человеке ребенок не располагает.
Незнание законов развития психики, непонимание, что такое способности, неумение отличить устойчивого интереса от мимолетного увлечения, непонимание самого себя и пр. приводит к тому, что ребенок (подросток, юноша) нередко не может сделать самостоятельного выбора: профильного класса, формы обучения, будущей профессии, жизненной позиции и пр.
Подрастающему человеку все время говорят, что надо уметь управлять своим поведением, но не говорят, как это делать.
Подростки и старшеклассники часто обращаются с вопросами о том, как узнать самого себя, как развить у себя те или иные качества личности, как определить свои способности, как наладить отношения со сверстниками и взрослыми.
Они просят подсказать им, как можно узнать что-то о самом себе, о своих индивидуальных особенностях, возможностях, как изменить что-то в своем поведении, характере. Ребенка одинаково легко убедить как в своей неполноценности, так и в собственной гениальности. И то и другое крайне вредно для развития личности.
Он должен научиться сам понимать свои сильные и слабые стороны. А сейчас дети ждут помощи, подсказки взрослых, не догадываясь о том, что есть такая наука, изучение которой может помочь самому человеку многое понять как в самом себе, так и в окружающих людях, мире.
Приобщение людей к психологическим знаниям в школьном возрасте, быть может, приведет наше общество к пониманию психологии человека, признанию этой науки как необходимой для полноценного развития человека и человечества, для признания ценности человека самого по себе, вне зависимости от национальности, должности, возраста и пр.
Без знания основ психологии личности очень трудно воспитать молодое поколение в духе толерантности – уважения к человеку как таковому.
Знания о человеке, которые получат дети, должны быть научной информацией. Нужна научная систематическая психология, а не знакомство с отдельными психологическими вопросами на уроках литературы, истории, биологии, на различного рода тренинговых занятиях с психологом.
Цель программы: Сформировать у пятиклассника основы психологической культуры, научить их первоначальным навыкам эффективной коммуникации.
Содержание данной дополнительной образовательной программы направлено на:
➢ адаптацию ребенка в среднем учебном звене;
➢ создание условий укрепления физического и психического здоровья детей;
➢ создание условий развития и саморазвития личности ребенка;
➢ обеспечение эмоционального благополучия;
➢ приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
➢ профилактику асоциального поведения;
➢ формирование навыков эффективной коммуникации;
➢ способствование социальной адаптивности.
Сформулированная нами цель преподавания курса «Диалог +» в школе предполагает развитие готовности ребенка к полноценному взаимодействию с миром природы и миром людей, миром культуры и пр.
Задачи программы:
✓ формирование у школьников общих представлений о психологии как науке;
✓ оказание обучающимся помощи в открытии внутреннего мира человека;
✓ пробуждение интереса к другим людям и к самому себе;
✓ развитие интеллектуальной сферы (общих и специальных способностей, познавательной направленности и пр.)
✓ развитие самосознания (чувства собственного достоинства, адекватной самооценки);
✓ раскрытие сущности личностной направленности (потребностей, желаний, целей, идеалов, смыслов, ценностных ориентаций);
✓ развитие эмоциональной сферы (чувств, переживаний, настроений и пр.);
✓ развитие понимания чувств, настроений, переживаний других людей.
Формы работы:
1. беседы,
2. треннинговые упражнения,
3. психологическое тестирование,
4. индивидуальные занятия,
5. проектная деятельность
Методы работы:
1. информационно-рецептивный
2. продуктивный
3. репродуктивный
4. исследовательский тренинг
Содержание программы
Введение Знакомство (упражнение «снежный ком»). Краткая самопрезентация обучающихся. Краткий обзор курса внеурочной деятельности. Психология как наука. Что изучает психология. Какие существуют разделы психологии. Психические процессы. Психические состояния. Определение понятия общение. Три стороны общения. Для чего нужно общение. 1 час
Тема 1. Как люди воспринимают друг друга в процессе общения Персептивная сторона общения. Ощущения и восприятие. Виды ощущений. Порог ощущений. Свойства восприятия. Ошибки восприятия. Ведущие каналы восприятия. Первое впечатление о человеке, из чего оно складывается. Ошибки первого впечатления. Свойства внимания и памяти. Виды памяти. Мнемотехника. Что такое имидж. 4 часа
Тема 2. Как люди передают информацию друг другу Коммуникативня сторона общения. Способы и средства передачи информации. Невербальная коммуникация. Элементы проксемики (как влияет время, расстояние и расположение в пространстве на процесс общения). Элементы кинесики (значение мимики и жестов в процессе общения). Элементы паралингвистики и экстралингвистики (интонация, темп речи, паузы и пр.). Присоединение. Вербальная коммуникация. Речь. Функции речи. Виды речи. Развитие речи. Тактики ведения беседы. Барьеры вербальной коммуникации. Требования к речи культурного человека. 4 часа
Тема 3. Как люди воздействуют друг на друга Интерактивная сторона общения. Способы психологического воздействия (убеждение, самопродвижение, внушение, заражение, побуждение импульса к подражанию, формирование благосклонности, просьба, принуждение, деструктивная критика, игнорирование, манипуляция). Виды манипуляторов. Психологическое давление. Способы противостояния психологическому давлению (контраргументация, конструктивная критика, энергетическая мобилизация, творчество, уклонение, психологическая самооборона, игнорирование, конфронтация, отказ). Искреннее общение. 4 часа
Тема 4. Личностные особенности человека и влияние их на процесс общения Общее представление о личности. Способности и задатки. Темперамент. Взаимодействие людей с различными темпераментами. Характер. Типы характеров. Как формируется характер. Потребности, интересы, желания, направленность личности. Воля. Самовоспитание. 6 часов
Тема 5. Общение в конфликте Определение конфликта. Основные признаки конфликта. Проблема, причина, повод конфликта. Виды конфликтов. Острота конфликта. Позиции и интересы сторон конфликта. Стратегии поведения в конфликтной ситуации. Алгоритм разрешения конфликтных ситуаций. 9 часов
Тема 6. Проектная деятельность Проектная деятельность. Требования к оформлению проектов. Деятельность учащихся с научно - популярной литературой. Выполнение практической части проектов. 7 часов
Заключение. Защита проектов. Подведение итогов. 2 часа
Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностные, метапредметные и предметные результаты курса:
Предметные
- основные понятия психологии общения, представление о различных разделах психологии, предмете изучения психологии, психических процессах и психических состояниях;
- формирование представления о трех сторонах общения (персептивная, коммуникативная, интерактивная), различных способах передачи информации, барьерах общения, способах психологического воздействия и способов противостояния психологическому воздействию;
- формирование навыков эффективной коммуникации;
- формирование представления о конфликтном взаимодействии;
- формирование умения определять свои психологические особенности (темперамент, ведущий канал восприятия, уровень развития различных способностей и др.) и выстраивать эффективную коммуникацию с их учетом
Метапредметные
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности еѐ решения;
- овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции); - формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Личностные
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нѐм взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учѐтом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Предполагаемая результативность программы
В результате изучения данного курса внеурочной деятельности пятиклассники будут иметь представление:
- о психологии как науке;
- об общении как трехстороннем процессе;
- об основных психических процессах;
- об особенностях восприятия партнера по общению;
- об особенностях коммуникации;
- о способах воздействия на партнера по общению и способах противостояния такому воздействию;
- об общении в конфликте;
- о путях разрешения конфликтов;
- о человеке как о личности. Научатся:
- определять свои психологические особенности с помощью тестов под руководством психолога;
- понимать невербальные и вербальные проявления партнера по общению;
- разрешать конфликты.
Поурочное тематическое планирование курса «Диалог +»
№ п/п | Тема урока | Дата проведения | Планируемые результаты | ||
план | факт | метапредметные | личностные | ||
Тема 1. Как люди воспринимают друг друга в процессе общения | |||||
СЕНТЯБРЬ | Как люди воспринимают друг друга в процессе общения 1. Знакомство, краткий обзор курса. Общее представление о психологии как науке, общее представление об общении | Познавательные: Формирование умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. Коммуникативные: Формирование умения прогнозировать поведение партнера по общению. | Личностные: Формирование толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нѐм взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения. Регулятивные: Формирование умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. | ||
2. Общение – это мы. Самоанализ «Какой я в общении?» | |||||
3. Ощущение и восприятие. Иллюзии восприятия. Ведущие каналы восприятия | |||||
4. Свойства внимания и памяти. Мнемотехника. Первое впечатление о человеке. Имидж | |||||
Тема 2. Как люди передают информацию друг другу | |||||
ОКТЯБРЬ | 5. Способы и средства передачи информации от человека к человеку. Невербальная коммуникация | Познавательные: Формирование умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. Регулятивные: Формирование умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. | Личностные Формирование навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности. Сформированность волевых качеств: целеустремленности, инициативности, выдержки, дисциплинированности Коммуникативные: Формирование умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учѐта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение. | ||
6. Способы и средства передачи информации от человека к человеку. Вербальная коммуникация | |||||
7.Помощники и враги общения. «Техника интонирования», «В плену ассоциаций». | |||||
8. Слово + слово = речь. Самодиагностика учащихся особенностей вербального общения. | |||||
Тема 3. Как люди воздействуют друг на друга | |||||
НОЯБРЬ | 9.Общение как взаимодействие. | Познавательные: Формирование умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. | Личностные: Формирование навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; | ||
10.Способы психологического воздействия | |||||
11-12.Способы противостояния психологическому воздействию Практикум. | |||||
Тема 4. Личностные особенности человека и влияние их на процесс общения | |||||
ЯНВАРЬ ДЕКАБРЬ | 13.Тайна моего «Я» | Познавательные: Формирование умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии; | Личностные: Формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; Коммуникативные: Формирование владения основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. | ||
14.Общее представление о личности. Темперамент | |||||
15.Характер | |||||
16.Способности | |||||
17.Потребности | |||||
18.Эмоции в жизни человека | |||||
Тема 5. Общение в конфликте | |||||
МАРТ ФЕВРАЛЬ | 19.Конфликт – неэффективное общение | Познавательные: Формирование умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы. | Личностные: Формирование навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; Формирование толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нѐм взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения. | ||
20.Основные признаки конфликта | |||||
21.Виды конфликтов. Стратегия поведения в конфликте. | |||||
22.Способы разрешения конфликтов | |||||
23.Роль самооценки в жизни человека | |||||
24.Развитие навыков самоконтроля | |||||
25.Галактика гармоничных отношений | |||||
26.Преодоление проблем | |||||
27.Кризис и выход | |||||
Тема 6. Проектная деятельность | |||||
МАЙ АПРЕЛЬ | 28.Ценности | Познавательные: Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; Регулятивные: Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, формировать тему проекта 36 занятий | Личностные: Формирование осознанной потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
Коммуникативные: Формирование умения отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Формирование умения выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средств и искать самостоятельно средства достижения цели; Формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью, и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно. | ||
29.Цели и смысл | |||||
30.Проектная деятельность. Требования к оформлению проектов | |||||
31.Деятельность учащихся с научно-популярной литературой | |||||
32.Деятельность учащихся с научно-популярной литературой | |||||
33.Выполнение практической части проектов | |||||
34.Выполнение практической части проектов | |||||
35.Защита проектов. Подведение итогов | |||||
36.Защита проектов. Подведение итогов ИТОГО |
Перечень и характеристика диагностических методик,
формы текущего контроля
Основным критерием оценки эффективности программы является изучение мониторинга развития группы и каждого ребенка через входящее и исходящее анкетирование, тесты, личностные опросники, за весь период обучения и по каждому модулю в отдельности. Просматривается динамика развития познавательных процессов, изменения мотивации, коррекции негативных черт характера, эмоциональных трудностей и переживаний, мешающих полноценному обучению и общению.
В качестве промежуточного контроля и изучения эффективности тренингового процесса, используются устные или письменные ответы детей в конце каждого занятия (рефлексия): отмечаются основные сложности, достоинства, недостатки урока, эмоциональное состояние и настроение участников после занятия.
Косвенным показателем эффективности являются отзывы учителей, родителей, нормализация учебной деятельности детей, повышение их познавательной и коммуникативной активности, умения регулировать и контролировать свою эмоциональную и поведенческую сферу.
Диагностические методики и тесты:
1. «Уровень общительности»
2. «Оцените свое поведение при разговоре»
3. «Насколько вы общительны»
4. «Понимаете ли вы друг друга»
5. «Как мое «Я» проявляется в общении»
6. «Как меня воспринимают другие люди»
7. «Уровень эмпатии»
8. «Способ реагирования в конфликте»
9. «Уровень конфликтности»
10. «Обаятельны ли вы»
11. «Три моих «Я»
Учебно-методическое обеспечение курса «Диалог +»
Литература
1. Доценко Е.В. Не будь попугаем. - Екатеринбург. Деловая книга. 1998.
2. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М.: Академический проспект, 2000.
3. Преподавание психологии в школе / Под ред. И.В. Дубровиной - Москва - Воронеж, 2003.
4. Рабочая книга практического психолога. / Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. - М., 2002.
5. Рогов Е.И. Психология общения - М: Владос, 2002
6. Добрович А.Д. Общение: наука и искусство. – М: Яуза, 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИКТ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ «ТЕХНОЛОГИЯ» НА ПРИМЕРЕ СПО «ЛЕКО».
Материалы научно-практической конференции г. Коломна 25-27 мая 2011г....
Система контрольных тестов как средство эффективного повторения курса алгебры основной школы.
Повторение играет важную роль на всех этапах обучения – овладение новыми знаниями и навыками не может осуществляться без опоры на прежний опыт. Главной дидактической целью уроков повторения курса ал...
Эффективность творческих домашних заданий в процессе обучения по курсу "Физическая география России"
Эффективность творческих домашних заданий в процессе обучения по курсу «Физическая география России». На уроках в 8 классе целесообразно применять разнообразные виды домашних зада...
Доклад "Отбор эффективных методов и приемов для реализации интегративного курса информатики"
"Отбор эффективных методов и приемов для реализации интегративного курса информатики"...
Элективный курс «Эффективное говорение. Устная часть ЕГЭ по английскому языку.Практика»
С помощью элективного учебного курса «Эффективное говорение. Устная часть ЕГЭ по английскому языку.Практика» обучающиеся старшей школы развивают и шлифуют языковые навыки и уме...
Элективный учебный курс «Эффективное говорение. Устная часть ЕГЭ по английскому языку.Практика»
Элективный учебный курс «Эффективное говорение. Устная часть ЕГЭ по английскому языку.Практика» построен на разнообразных темах социально-бытовой и социально-культурной сфер языкового обще...