Эффективность творческих домашних заданий в процессе обучения по курсу "Физическая география России"
статья по географии (8 класс) по теме
Эффективность творческих домашних заданий
в процессе обучения по курсу «Физическая география России».
На уроках в 8 классе целесообразно применять разнообразные виды домашних заданий. Это, в первую очередь, групповые, индивидуальные и фронтальные.
-Групповые – направлены на создание атмосферы коллективного труда.
-Индивидуальные задания позволяют учитывать индивидуальные различия, разную скорость и гибкость мышления.
- Фронтальные задания выполняются всеми учащимися.
- Одной из распространённых форм творческого домашнего задания является подготовка рефератов, докладов, сообщений, что предполагает работу с дополнительной литературой.
- Можно использовать сочинение - сказки, где учащиеся выступают в роли писателей-сказочников, разрабатывают свой сюжет, определённое содержание своего произведения. Данные задание формируют абстрактное мышление и пространственное воображение.
- Следующая форма задания на дом, которое учащиеся выполняют с особым увлечением – это составление и разработка собственных ребусов, кроссвордов, шарад и головоломок. Каждый ученик старается составить задание оригинальнее, чем у других, приводят новые факты, проявляют фантазию и любознательность.
- Итак, анализируя методику использования домашнего задания в процессе в процессе обучения учащихся 8 класса, можно сделать следующие выводы: перечисленные творческие домашние задания имеют большое значение. Каждая форма дополняется, пересматривается, дорабатывается и всё, конечно же, зависит от личности учителя, от его профессиональных качеств. Результат труда выражается в заинтересованности детей предметом, развитие творческих способностей, мировоззрения. Данные типы заданий укрепляют географические знания, помогают разбираться в жизненных проблемах и ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Эффективность творческих домашних заданий
в процессе обучения по курсу «Физическая география России».
Методика использования творческих домашних заданий в процессе обучения в 8 классе.
На уроках в 8 классе целесообразно применять разнообразные виды домашних заданий. Это, в первую очередь, групповые, индивидуальные и фронтальные.
Групповые – направлены на создание атмосферы коллективного труда. При этом каждый ребёнок проявляет себя индивидуально, ярко. Учащиеся совместно с группой и в то же время каждый индивидуально отстаивает своё мнение. Данный вид домашних заданий имеет определённые признаки: цель задания осознаётся как общая, требующая совместных усилий группы и её членов; предполагается разделение труда и назначение определённой роли; в процессе работы между членами микроколлектива формируются отношения ответственности и зависимости; контроль за деятельностью частично осуществляется самими учащимися.
Индивидуальные задания позволяют учитывать индивидуальные различия, разную скорость и гибкость мышления. Выполняя индивидуальные задания, каждый ученик применяет частично-поисковый метод, расширяет мотивацию обучения. Вместе с тем идёт реализация внутреннего потенциала, что влияет на развитие личности.
Фронтальные задания выполняются всеми учащимися. Но в то же время единовременно проявляют свою индивидуальность и оригинальность. Данные виды домашних заданий необходимо комбинировать и дифференцировать – выделять задания 1,2,3 уровней. Каждому виду заданий может соответствовать определённая форма организации процесса обучения .
Одной из распространённых форм творческого домашнего задания является подготовка рефератов, докладов, сообщений, что предполагает работу с дополнительной литературой. Сообщение – небольшой материал на 3-5 минут, где выделены интересные факты, заметки из научно-популярной литературы. Доклад – более объёмная работа учащегося на 5-8 минут. Подборка материала к докладу проходит под руководством учителя. Учащиеся высказывают своё мнение в докладе, предлагают возможные решения данной проблемы. Под рефератом понимают прежде всего серьёзный поиск информации. Это работа требует просмотра значительной литературы разного жанра и характера. Необходимы консультации у учителя по поводу составления плана, объёма литературы. Реферат – это мини исследовательские работы под руководством учителя. Учащиеся, работая над такими домашними заданиями, довольно охотно посещают библиотеку, просматривают журналы, газеты, книги. Самые слабые ученики не остаются в стороне и часто удивляют своими хорошими результатами. Темы подобных заданий различны: от простых сообщений о животном мире, растительности, природных явлениях до более сложных, охватывающих глобальные историко-географические, краеведческие проблемы. Например, изучая темы: «Животный мир», «Охрана органического мира» предлагаются следующие вопросы докладов и сообщений: «Значение диких животных в природе и жизни человека прежде и теперь», «Охрана фауны в России», «Заповедники Русской равнины», «Защита почвенных ресурсов Русской равнины от процессов эрозии», «Глобальные изменения климата» и т.д. Такие формы заданий на дом желательно применять в каждом курсе. Это способствует тому, что учащиеся верно учатся самостоятельно работать с дополнительной литературой, каждый вживается в роль учёного. Также он решает, как будет раскрыта тема, в какой форме и что для этого необходимо. В данной форме заданий существует межпредметная связь. В разных возрастных группах необходимо подобные задания усложнять и углублять. На протяжении учебного года силами учащихся идёт выставка «этот удивительный мир географии». Среди прочих заданий особый интерес вызывают сочинения различных жанров: сочинение-путешествие, сочинение-исследование, сочинение-сказка, сочинение - фэнтэзи. «Путешествие» может быть по какой-либо географической стране, речной долине, горным хребтам и т. д. При изучении темы «Геологическое летоисчисление» домашнее задание заключается в написании путешествия в любую из эр геологического летоисчисления на «машине времени». Можно использовать сочинение - сказки, где учащиеся выступают в роли писателей-сказочников, разрабатывают свой сюжет, определённое содержание своего произведения. Данные задание формируют абстрактное мышление и пространственное воображение. Учащиеся переносятся мысленно в новую, таинственную окружающую среду, стараются проникнуться духом географических исследований.
Следующая форма задания на дом, которое учащиеся выполняют с особым увлечением – это составление и разработка собственных ребусов, кроссвордов, шарад и головоломок. Каждый ученик старается составить задание оригинальнее, чем у других, приводят новые факты, проявляют фантазию и любознательность. Подобную форму особенно целесообразно использовать на уроках обобщающего повторения по любым темам и разделам. Это особенно важно для тех ребят, которые скрывают свои возможности под маской скромности и безразличия. Работу такого ребёнка необходимо одобрить, похвалить.
Необычное задание, которое можно предложить в 8 классе – это стихотворения по географии. Стихотворная работа может применяться в любой теме раздела. Это задание является своего рода открытием. Открытием своих внутренних резервов и лирических способностей. Ребёнок проявляет себя в качестве поэта и старается оригинально, необычно выразить свои мысли. Практически все учащиеся выполняют домашнее задание с удовольствием, потому что каждый ребёнок по-своему талантлив и способен. Данному типу задания можно дать следующее название: «Я лиру посвятил» или «Стихи мои в ряду других...».
Заинтересовывает учащихся и такое творческое задание, как составление и разработка тестов. Такая работа заставляет ученика размышлять над материалом, сопоставлять, анализировать.
Учащиеся 8 класса должны уметь поддерживать научный разговор, отстаивая при этом свою точку зрения. Достигает данные цели творческое задание – разработка своего собственного решения проблемы. Задания проблемного характера, где раскрывается логика решения учебной или реальной проблемы, связаны с доказательными личными суждениями. Темы задания различны: составление плана предотвращения катастрофы, зкологические проблемы Урала, открытое письмо по определённой проблеме и др. Задания сложные, на установление причинно-следственных связей и разработку долгосрочных прогнозов. Предложить собственный план решения проблемы под силу каждому многим учащимся.
Интересная форма домашнего задания – работа по группам. В каждой группе равное количество учеников разного уровня знаний. В ходе изучения определённой физико-географической страны (ФГС) заранее предлагаются задания. Например: 1 группа работает над поиском интересных фактов об особенностях рельефа Восточно-Европейской равнины; 2 группа углубляет знания о климате ФГС; 3 группа исследует особенности внутренних вод территории; 4 группа отмечает своеобразие растительного и животного мира; 5 группа разрабатывает особенности экологических проблем. Организовывая в такой форме домашнее задание, дети помогают друг другу, возрастает желание сделать задание красочнее, лучше. В результате у учащихся повышается интерес к предмету.
На уроках географии в 8 классе используется такая форма работы, как выступление ученика в роли учителя и самостоятельно разработать определённую тему или смысловой блок урока. Каждому для удобства рекомендуется составить схему, таблицу или рисунок. Детям нравится такая форма работы, т.к. она позволяет почувствовать себя в роли учителя, своё «я», взглянуть на работу учителя совершенно другими глазами. стать более ответственным.
Изучая свой родной край, необходимо прививать любовь и доброе отношение к своей маленькой родине, раскрыть всю красоту и таинственность своей местности и поэтому целесообразно использовать такие задания, как: нарисовать свой любимый уголок природы, написать обращение к реке, лесу, озеру. Примером может служить стихотворение-обращение А. С. Пушкина – «Москва, как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нём отозвалось ...», или ответ А. А. Фета И. С. Тургеневу – «Поэт! Ты хочешь знать, за что такой любовью мы любим родину с тобой?...» и т. д. Такие задания наводят ребят на мысли о патриотизме, любви к Родине, защите природы своего края.Своеобразный тип домашнего задания – составление задач, чертежей и схем по теме. Подобные задания используются при закреплении темы, заставляют анализировать, обобщать полученные знания. Учащиеся учатся вглядываться «между строк», вникать в суть учебного материала.
Целесообразно использовать практически к любой теме вопросы на установление причинно - следственных связей. Этот вид мыслительной деятельности помогает понять целостность географической оболочки.
Итак, анализируя методику использования домашнего задания в процессе в процессе обучения учащихся 8 класса, можно сделать следующие выводы: перечисленные творческие домашние задания имеют большое значение. Каждая форма дополняется, пересматривается, дорабатывается и всё, конечно же, зависит от личности учителя, от его профессиональных качеств. Результат труда выражается в заинтересованности детей предметом, развитие творческих способностей, мировоззрения. Данные типы заданий укрепляют географические знания, помогают разбираться в жизненных проблемах и ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/17/picture-181485-1358427819.jpg)
Творческие домашние задания по географии 6-9 классы
Разработанные автором комплекс творческих домашних заданий, способствуют повышению познавательной активности к предмету география...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/08/picture-400643-1391837883.jpg)
Роль домашних заданий в процессе обучения литературе в старших классах.
Материал содержит практические рекомендации, типы и виды домашних заданий по литературе....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/05/picture-559123-1420452271.jpg)
МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА Групповые формы работы с использованием дидактических игр - эффективный способ развития коммуникативных компетенций и творческого мышления учащихся в процессе обучен
Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методиче...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/01/picture-967309-1509539093.png)
Роль домашнего задания в процессе обучения школьников
Одним из основных условий успешного обучения детей является овладение ими навыками самостоятельной работы, что проявляется в том числе и при выполнении домашних заданий...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/02/picture-967720-1509644710.jpg)
Комплекс творческих домашний заданий по географии для 6-9 классов
Творческие задания на уроках географии...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/12/picture-592328-1423760515.jpg)
Творческие домашние задания по русскому языку как метод повышения эффективности обучения
Статья "Творческие домашние задания по русскому языку как метод повышения эффективности обучения"...
Комплекс творческих домашних заданий по географии для 6-9 классов
Комплекс творческих домашних заданий по географии для 6-9 классов...