Доклад "Отбор эффективных методов и приемов для реализации интегративного курса информатики"
материал по информатике и икт по теме
"Отбор эффективных методов и приемов для реализации интегративного курса информатики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 57.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Гребенников Андрей Иванович
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1
с углубленным изучением отдельных предметов»
города Губкина Белгородской области
Доклад
Отбор эффективных методов и приемов для реализации интегративного курса информатики
Выполнил:
Гребенников Андрей Иванович,
учитель информатики и ИКТ
2012 год
Доклад
«Отбор эффективных методов и приемов для реализации интегративного курса информатики»
Вот уже около двадцати лет информатика входит в состав обязательных общеобразовательных предметов. И все эти годы идут жаркие дискуссии вокруг этого школьного предмета: «Чему и как учить на уроках информатики?». Заметим, что пламя этих дискуссий сегодня не утихает, а разгорается еще сильнее, приобретая новые очертания и захватывая все большее количество участников.
Здесь есть определенный повод для беспокойства. Так, многие учителя «с чистой совестью» фактически подменяют курс информатики изучением информационных технологий, мотивируя прикладной значимостью последних, другие — программированием (тоже важно для подготовки учащихся в технический вуз), третьи «не успевают» познакомить учащихся с основами логики («Да и зачем?») или рассказать о компьютерных коммуникациях («А у нас нет Интернета!») и т.п. Ситуация, разумеется, недопустимая для общеобразовательного предмета, входящего в федеральный компонент Базисного учебного плана. Какие же цели стоят сегодня перед курсом информатики, с чем сегодня учителю идти на урок?
Чтобы найти ответы на эти и другие вопросы, цели и задачи курса информатики необходимо рассматривать в контексте общих целей и задач всей системы общего образования, которая, в свою очередь, должна быть ориентирована на выполнение потребностей в образовательных услугах российского общества.
В программных документах последних лет, связанных с основными направлениями модернизации образования, подчеркивается, что изучение информатики должно способствовать процессам социализации личности, фундаментализации образования, обеспечения возможности продолжать обучение (в рамках непрерывного открытого образования на базе использования телекоммуникационных средств).
В этой связи многие исследователи говорят о междисциплинарном, интегративном характере информатики в современной школе [3].
Действительно, информатика все больше выступает, наряду с математикой, в качестве интегративного начала многих дисциплин. Интегративность курса информатики определяется фундаментальностью самой науки информатики и интегративным характером основных объектов ее изучения; тем, что умение работать с информацией относится к общеучебным умениям; ролью информатики в информатизации учебного процесса. Естественная реализация межпредметных связей информатики с другими дисциплинами обеспечивается тем, что учебные задачи и ситуации в курсе информатики строятся на базе содержательных постановок задач и учебных информационных моделей, знакомых обучаемым из других учебных курсов. Информатика позволяет учащимся взглянуть на них с «информационной» или «алгоритмической» точки зрения, что естественно приводит к углублению и систематизации знаний учащихся, появлению новых ассоциативных связей.
Заметим, что такое понимание целей обучения информатике не требует коренной перестройки содержания школьного курса информатики.
Так, по мнению большинства ученых [1], большую часть содержания этого курса по-прежнему будет составлять изучение информационных и коммуникационных технологий, алгоритмов и другого достаточно традиционного материала. Тем не менее, пора поставить вопрос о локальном и поэтапном обновлении практико-ориентированной компоненты курса информатики в контексте интеграции учебных дисциплин. Учащимся необходимо показать мировоззренческую и методологическую значимость курса информатики, актуальность овладения средствами информационных технологий как инструментом учебной (а затем, профессиональной) деятельности. В этом плане крайне важна методическая подготовка педагогов, их готовность к реализации такого интегративного курса, умения:
- проводить микро- и макроанализ учебной темы в контексте реализации внутри- и межпредметных связей курса информатики, ее прикладной значимости;
- формировать систему средств обучения, обеспечивающую осознанное восприятие учащимися методологической значимости курса информатики и универсальности средств информационных технологий;
- вести отбор педагогически эффективных методов и приемов для реализации интегративного характера курса;
- формировать у учащихся в процессе обучения информатике компетенции в сфере информационно-аналитической и коммуникативной деятельности, технологические компетенции, компетенции в сфере социальной деятельности и т.п.
Поэтому первоочередной целью моей работы является использование эффективных методов и приемов обучения для разработки и внедрения интегративных курсов информатики с предметами школьной программы, с целью повышения мотивации обучения, развития познавательных навыков, творческого потенциала обучающихся.
Интегративный характер информатики откладывает определенный отпечаток на контент основных содержательных линий курса. Охарактеризуем основные из них.
Говоря о методологической значимости линии формализации и моделирования, следует отметить, что сегодня практически для каждого члена современного информационного общества крайне важно умение строить информационные структуры (модели) для описания объектов и систем.
Актуальность приобретения указанных навыков объясняется прежде всего тем, что практически во всех науках о природе и обществе построение и использование моделей — мощное орудие познания. Многовековой опыт развития науки доказал на практике плодотворность такого подхода. И поэтому «современный этап развития образования, в частности общего среднего образования, характеризуется повышенным вниманием к понятию модели и методологии моделирования применительно к различным областям знания. Примером этому может служить включение понятия «модель» в содержание образовательной области «Физика», «Математика», «Химия» и др. Общие идеи моделирования как универсального подхода к изучению сложных объектов используются практически во всех учебных курсах» [2]. Одной из причин этого является повышение уровня абстрактности знаний, получаемых в процессе обучения.
Содержание алгоритмической линии курса информатики также должно отражать как общеобразовательные цели и задачи, так и прагматические.
Говоря о значимости этой содержательной линии, нельзя не учитывать тот факт, что алгоритмы буквально «пронизывают» содержание школьных предметов: формулирование, изучение и применение алгоритмов составляют существенный компонент содержания школьного обучения. В подавляющем большинстве случаев результат деятельности ученика зависит от того, насколько четко он чувствует алгоритмическую сущность своих действий: что делать в каждый момент, в какой последовательности, каким должен быть итог действий и т. п. Все это определяет особый аспект культуры его мышления и поведения, характеризующийся умением составлять и использовать различные алгоритмы на любых предметных уроках, не ограничиваясь рамками курса информатики. Причем, формирование алгоритмической культуры мышления школьника во многом зависит от уровня профессионализма педагога, умений введения ученика в алгоритмическую природу понятий.
Существуют два методических подхода к изучению линии алгоритмизации и программирования [5]:
- сначала рассматриваются всевозможные алгоритмы, для описания которых используются блок-схемы, а затем — правила языка программирования, способы перевода уже построенных алгоритмов в программу на этом языке;
- алгоритмизация и язык программирования осваиваются параллельно.
Опыт показывает, что «теоретическое изучение алгоритмизации и программирования, оторванное от практики, малоэффективно. Желательно, чтобы ученики как можно раньше получили возможность проверять правильность своих алгоритмов, работая на компьютере» [5]. Этап программирования с последующим получением результата на компьютере должен выступать для учащихся как контрольно-оценочный аспект деятельности по формированию алгоритмической культуры. Поэтому метод последовательного изучения алгоритмизации и программирования приемлем лишь в «безмашинном» варианте преподавания курса информатики.
Но даже при использовании компьютера, на первом этапе рекомендуется не отказываться от ручной трассировки алгоритма.
Основной используемый метод — демонстрация языка на примерах простых программ с краткими комментариями. Некоторые понятия достаточно воспринять ученикам на «интуитивном» уровне. Для выполнения учениками несложных самостоятельных заданий достаточно действовать методом «по образцу» [5].
Обучение программированию должно проводиться на примерах типовых задач с последующим усложнением структуры алгоритмов. По признаку алгоритмической структуры их можно классифицировать так:
- линейные алгоритмы: вычисления по формулам, всевозможные пересылки значений переменных;
- ветвящиеся алгоритмы: поиск наибольшего или наименьшего значений из нескольких данных; сортировка двух-трех значений; диалог с ветвлениями;
- циклические алгоритмы: вычисление сумм и произведений числовых последовательностей, циклический ввод данных с последовательной обработкой.
Одной из наиболее заметных тенденций в развитии школьного курса информатики является увеличение места информационных технологий в ее содержании.
Говоря о формах проведения занятий по информатике, следует отметить, что все большее распространение получает метод проектов и кооперированная деятельность учащихся и связанные с этими подходами методы обучения: исследовательский, поисковый, метод мозговой атаки, сбор и обработка данных, анализ справочных и литературных источников, эксперимент и опытная работа, анализ и обобщение.
В контексте рассматриваемой проблемы, следует отметить, что метод проектов предполагает организацию деятельности учащихся по решению значимой в исследовательском, творческом плане проблеме, требующей, как правило, интегративного знания, исследовательского поиска для ее решения. И в этом плане оспорить методологическую значимость информационных технологий достаточно сложно.
МОУ СОШ №1 с УИОП является региональной экспериментальной площадкой по проблеме: «Интеграция английского языка и предметов школьной программы как форма повышения языковой компетенции учащихся средних общеобразовательных учреждений». Целью эксперимента является выявление и экспериментальное обоснование педагогических условий эффективной организации учебного процесса в ходе интеграции предмета «Английский язык» и ряда дисциплин школьной программы.
В рамках этого эксперимента была разработана и внедрена в учебный процесс программа интегративного курса «Компьютерная грамотность и английский язык» для 10 класса. Проведен интегративный открытый урок «Информатика - английский язык», в рамках семинара учителей английского языка школ города и района, по теме: «Коллаж. Создание анимационного проекта по теме «Праздничная открытка».
Работая по теме «Отбор эффективных методов и приемов для реализации интегративного курса информатики», я пришел к выводу, что применение эффективных методов и приемов в интегративном обучении способствует повышению качества обучения, выработке общеучебных навыков рациональной организации учебного труда, радикальному изменению учебного процесса, переориентированию его в сторону развития системного мышления, эффективной организации познавательной деятельности учащихся и формированию высокого уровня мотивации, интереса к учебной деятельности, развитию у каждого школьника собственной образовательной траектории в связи с появлением неограниченных возможностей для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, развитию самостоятельности учащихся, творческих способностей, навыков исследовательской деятельности.
Литература:
1. Бешенков С.А. Школьное образование: информатика и информационные технологии.//Информатика и образование. — 2000. — №7. — С.7-9.
2. Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Моделирование и формализация. М.: Лаборатория Базовых знаний, 2002. — 336 с.
3. Кузнецов А.А., Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Современный курс информатики: от элементов к системе. //Информатика и образование. — 2004. — №1. — С.2-9.
4. Кузнецов А.А., Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Современный курс информатики: от концепции к содержанию. //Информатика и образование. —2004. — №2. — С.2-7.
5. Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Методика преподавания информатики. Учебное пособие для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 624 с.
6. Стариченко Б.Е. Теоретические основы информатики. —М.: Горячая линия —Телеком, 2003. — 312 с.
7. Фридланд А.Я. Информатика: процессы, системы, ресурсы. — М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. — 232 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективные методы и приемы преподавания иностранного языка в старших классах.
При анализе методов и приемов преподавания иностранного языка в средней школе можно выделить приемов организации урока, без которых сложно добиться качества знаний по предмету:...
Эффективные методы и приемы преподавания иностранного языка в старших классах
Эффективные методы и приемы преподавания иностранного языка в старших классах...
Наиболее эффективные методы и приемы при формировании орфографической зоркости у обучающихся в условиях коррекционной школы VIII вида
Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.От того на сколько полно будут сформир...
Доклад "ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"
Доклад "ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"...
"Эффективные методы и приемы, или Старое по-новому"
Статья в журнале "Химия. Всё для учителя"...
Статья на тему: «Эффективные методы и приемы работы на уроках изобразительного искусства, обеспечивающие достижение предметных результатов, регламентируемых ФГОС»
методическая статья...
Эффективные методы и приемы обучения английскому языку в условиях ФГОС
Многолетняя практика преподавания иностранных языков показывает, что значительная часть учеников слабо мотивирована к изучению иностранного языка. Причины очевидны: языковой среды нет, трудно вызвать ...