Доклад "Отбор эффективных методов и приемов для реализации интегративного курса информатики"
материал по информатике и икт по теме

 

"Отбор эффективных методов и приемов для реализации интегративного курса информатики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    Гребенников Андрей Иванович                            

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1

с углубленным изучением отдельных предметов»

города Губкина Белгородской области

Доклад

Отбор эффективных методов и приемов для реализации интегративного курса информатики

Выполнил:

                                                Гребенников Андрей Иванович,

учитель информатики и ИКТ

2012 год

Доклад

«Отбор эффективных методов и приемов для реализации интегративного курса информатики»

Вот уже около двадцати лет информатика входит в состав обязательных общеобразовательных предметов. И все эти годы идут жаркие дискуссии вокруг этого школьного предмета: «Чему и как учить на уроках информатики?». Заметим, что пламя этих дискуссий сегодня не утихает, а разгорается еще сильнее, приобретая новые очертания и захватывая все большее количество участников.

Здесь есть определенный повод для беспокойства. Так, многие учителя «с чистой совестью» фактически подменяют курс информатики изучением информационных технологий, мотивируя прикладной значимостью последних, другие — программированием (тоже важно для подготовки учащихся в технический вуз), третьи «не успевают» познакомить учащихся с основами логики («Да и зачем?») или рассказать о компьютерных коммуникациях («А у нас нет Интернета!») и т.п. Ситуация, разумеется, недопустимая для общеобразовательного предмета, входящего в федеральный компонент Базисного учебного плана. Какие же цели стоят сегодня перед курсом информатики, с чем сегодня учителю идти на урок?

Чтобы найти ответы на эти и другие вопросы, цели и задачи курса информатики необходимо рассматривать в контексте общих целей и задач всей системы общего образования, которая, в свою очередь, должна быть ориентирована на выполнение потребностей в образовательных услугах российского общества.

В программных документах последних лет, связанных с основными направлениями модернизации образования, подчеркивается, что изучение информатики должно способствовать процессам социализации личности, фундаментализации образования, обеспечения возможности продолжать обучение (в рамках непрерывного открытого образования на базе использования телекоммуникационных средств).

В этой связи многие исследователи говорят о междисциплинарном, интегративном характере информатики в современной школе [3].

Действительно, информатика все больше выступает, наряду с математикой, в качестве интегративного начала многих дисциплин. Интегративность курса информатики определяется фундаментальностью самой науки информатики и интегративным характером основных объектов ее изучения; тем, что умение работать с информацией относится к общеучебным умениям; ролью информатики в информатизации учебного процесса. Естественная реализация межпредметных связей информатики с другими дисциплинами обеспечивается тем, что учебные задачи и ситуации в курсе информатики строятся на базе  содержательных постановок задач и учебных информационных моделей, знакомых обучаемым из других учебных курсов. Информатика позволяет учащимся взглянуть на них с «информационной» или «алгоритмической» точки зрения, что естественно приводит к углублению и систематизации знаний учащихся, появлению новых ассоциативных связей.

Заметим, что такое понимание целей обучения информатике не требует коренной перестройки содержания школьного курса информатики.

Так, по мнению большинства ученых [1], большую часть содержания этого курса по-прежнему будет составлять изучение информационных и коммуникационных технологий, алгоритмов и другого достаточно традиционного материала. Тем не менее, пора поставить вопрос о локальном и поэтапном обновлении практико-ориентированной компоненты курса информатики в контексте интеграции учебных дисциплин. Учащимся необходимо показать мировоззренческую и методологическую значимость курса информатики, актуальность овладения средствами информационных технологий как инструментом учебной (а затем, профессиональной) деятельности. В этом плане крайне важна методическая подготовка педагогов, их готовность к реализации такого интегративного курса, умения:

  1.  проводить микро- и макроанализ учебной темы в контексте реализации внутри- и межпредметных связей курса информатики, ее прикладной значимости;
  2. формировать систему средств обучения, обеспечивающую осознанное восприятие учащимися методологической значимости курса информатики и универсальности средств информационных технологий;
  3. вести отбор педагогически эффективных методов и приемов для реализации интегративного характера курса;
  4. формировать у учащихся в процессе обучения информатике компетенции в сфере информационно-аналитической и коммуникативной деятельности, технологические компетенции, компетенции в сфере социальной деятельности и т.п.

Поэтому первоочередной целью моей работы является использование  эффективных методов и приемов обучения для разработки и внедрения интегративных курсов информатики с предметами школьной программы, с целью повышения мотивации обучения, развития познавательных навыков, творческого потенциала обучающихся.        

Интегративный характер информатики откладывает определенный отпечаток на контент основных содержательных линий курса. Охарактеризуем основные из них.

Говоря о методологической значимости линии формализации и моделирования, следует отметить, что сегодня практически для каждого члена современного информационного общества крайне важно умение строить информационные структуры (модели) для описания объектов и систем.

Актуальность приобретения указанных навыков объясняется прежде всего тем, что практически во всех науках о природе и обществе построение и использование моделей — мощное орудие познания. Многовековой опыт развития науки доказал на практике плодотворность такого подхода. И поэтому «современный этап развития образования, в частности общего среднего образования, характеризуется повышенным вниманием к понятию модели и методологии моделирования применительно к различным областям знания. Примером этому может служить включение понятия «модель» в содержание образовательной области «Физика», «Математика», «Химия» и др. Общие идеи моделирования как универсального подхода к изучению сложных объектов используются практически во всех учебных курсах» [2]. Одной из причин этого является повышение уровня абстрактности знаний, получаемых в процессе обучения.

Содержание алгоритмической линии курса информатики также должно отражать как общеобразовательные цели и задачи, так и прагматические.

Говоря о значимости этой содержательной линии, нельзя не учитывать тот факт, что алгоритмы буквально «пронизывают» содержание школьных предметов: формулирование, изучение  и применение алгоритмов составляют существенный компонент содержания школьного обучения. В подавляющем большинстве случаев результат деятельности ученика зависит от того, насколько четко он чувствует алгоритмическую сущность своих действий: что делать в каждый момент, в какой последовательности, каким должен быть итог действий и т. п. Все это определяет особый аспект культуры его мышления и поведения, характеризующийся умением составлять и использовать различные алгоритмы на любых предметных уроках, не ограничиваясь рамками курса  информатики. Причем, формирование алгоритмической культуры мышления школьника  во многом зависит от уровня профессионализма педагога, умений введения ученика в алгоритмическую природу понятий.

Существуют два методических подхода к изучению линии алгоритмизации и программирования [5]:

  1. сначала рассматриваются всевозможные алгоритмы, для описания которых используются блок-схемы, а затем — правила языка программирования, способы перевода уже построенных алгоритмов в программу на этом языке;
  2. алгоритмизация и язык программирования осваиваются параллельно.

Опыт показывает, что «теоретическое изучение алгоритмизации и программирования, оторванное от практики, малоэффективно. Желательно, чтобы ученики как можно раньше получили возможность проверять правильность своих алгоритмов, работая на компьютере» [5]. Этап программирования с последующим получением результата на компьютере должен выступать для учащихся как контрольно-оценочный аспект деятельности по формированию алгоритмической культуры. Поэтому метод последовательного изучения алгоритмизации и программирования приемлем лишь в «безмашинном» варианте преподавания курса информатики.

Но даже при использовании компьютера, на первом этапе рекомендуется не отказываться от ручной трассировки алгоритма.

Основной используемый метод — демонстрация языка на примерах простых программ с краткими комментариями. Некоторые понятия достаточно воспринять ученикам на «интуитивном» уровне. Для выполнения учениками несложных самостоятельных заданий достаточно действовать методом «по образцу» [5].

Обучение программированию должно проводиться на примерах типовых задач с последующим усложнением структуры алгоритмов. По признаку алгоритмической структуры их можно классифицировать так:

  1. линейные алгоритмы: вычисления по формулам, всевозможные пересылки значений переменных;
  2. ветвящиеся алгоритмы: поиск наибольшего или наименьшего значений из нескольких данных; сортировка двух-трех значений; диалог с ветвлениями;
  3. циклические алгоритмы: вычисление сумм и произведений числовых последовательностей, циклический ввод данных с последовательной обработкой.

Одной из наиболее заметных тенденций в развитии школьного курса информатики является увеличение места информационных технологий в ее содержании.

Говоря о формах проведения занятий по информатике, следует отметить, что все большее распространение получает метод проектов и кооперированная деятельность учащихся и связанные с этими подходами методы обучения: исследовательский, поисковый, метод мозговой атаки, сбор и обработка данных, анализ справочных и литературных источников, эксперимент и опытная работа, анализ и обобщение.

В контексте рассматриваемой проблемы, следует отметить, что метод проектов предполагает организацию деятельности учащихся по решению значимой в исследовательском, творческом плане проблеме, требующей, как правило, интегративного знания, исследовательского поиска для ее решения. И в этом плане оспорить методологическую значимость информационных технологий достаточно сложно.

МОУ СОШ №1 с УИОП является региональной  экспериментальной площадкой  по проблеме: «Интеграция английского языка и предметов школьной программы как форма повышения языковой компетенции учащихся средних общеобразовательных учреждений». Целью эксперимента является выявление и экспериментальное обоснование педагогических условий эффективной организации учебного процесса в ходе интеграции предмета «Английский язык» и ряда дисциплин школьной программы.          

В рамках этого эксперимента была разработана и внедрена в учебный процесс программа интегративного курса «Компьютерная грамотность и английский язык» для 10 класса. Проведен интегративный открытый урок «Информатика - английский язык», в рамках семинара учителей английского языка школ города и района, по теме: «Коллаж. Создание анимационного проекта по теме «Праздничная открытка».

Работая по теме «Отбор эффективных методов и приемов для реализации интегративного курса информатики», я пришел к выводу, что применение эффективных методов и приемов в интегративном обучении  способствует повышению качества обучения, выработке общеучебных навыков рациональной организации учебного труда, радикальному изменению учебного процесса, переориентированию его в сторону развития системного мышления, эффективной организации познавательной деятельности учащихся и формированию высокого уровня мотивации, интереса к учебной деятельности, развитию у каждого школьника собственной образовательной траектории в связи с появлением неограниченных возможностей для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, развитию самостоятельности учащихся, творческих способностей, навыков исследовательской деятельности.

Литература:

1.  Бешенков С.А. Школьное образование: информатика и информационные технологии.//Информатика и образование. — 2000. — №7. — С.7-9.

2. Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Моделирование и формализация. М.: Лаборатория Базовых знаний, 2002. — 336 с.

3. Кузнецов А.А., Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Современный курс информатики: от элементов к системе. //Информатика и образование. — 2004. — №1. — С.2-9.

4. Кузнецов А.А., Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Современный курс информатики: от концепции к содержанию. //Информатика и образование. —2004. — №2. — С.2-7.

5. Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Методика преподавания информатики. Учебное пособие для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 624 с.

6. Стариченко Б.Е. Теоретические основы информатики. —М.: Горячая линия —Телеком, 2003. — 312 с.

7. Фридланд А.Я. Информатика: процессы, системы, ресурсы. — М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. — 232 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные методы и приемы преподавания иностранного языка в старших классах.

При анализе методов  и приемов преподавания иностранного языка в средней школе можно выделить приемов организации урока, без которых сложно добиться  качества знаний по предмету:...

Эффективные методы и приемы преподавания иностранного языка в старших классах

Эффективные методы и приемы преподавания иностранного языка в старших классах...

Наиболее эффективные методы и приемы при формировании орфографической зоркости у обучающихся в условиях коррекционной школы VIII вида

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка.От того на сколько полно будут сформир...

Доклад "ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"

Доклад "ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ"...

"Эффективные методы и приемы, или Старое по-новому"

Статья в журнале "Химия. Всё для учителя"...

Эффективные методы и приемы обучения английскому языку в условиях ФГОС

Многолетняя практика преподавания иностранных языков показывает, что значительная часть учеников слабо мотивирована к изучению иностранного языка. Причины очевидны: языковой среды нет, трудно вызвать ...