Путь к себе
рабочая программа по психологии (9 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
professionalnoe_samoopredelenie_romanova.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 1908»
Принято на заседании методического совета Протокол №___ от«__»_______20___г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР _____ Луговая Н.А. «__» _______20___г | «Утверждаю» Директор школы _________ Булаева М.В. Приказ № ___ от «__»_______20___г |
. .
Дополнительная общеразвивающая программа
«Путь к себе»
Направленность: коррекционно - развивающая
Уровень: ознакомительный
Возраст учащихся: 15-16 лет
Срок реализации: 1 год
Автор составитель:
Романова Елена Ивановна,
педагог дополнительного образования
Москва
2017 -2018 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа предназначена для содействия социально-психологической адаптации подростков. Курс «Путь к себе» предназначен для учащихся 9 класса, на изучение курса выделяется 17 часов.
В настоящее время социально-экономическое состояние общества обуславливает развитие рыночных отношений не только в сфере экономики, но и в сфере труда и занятости. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда. Для того чтобы не оказаться в подобной ситуации молодой человек должен ориентироваться в ситуации на рынке труда, быть конкурентоспособным и гибким в принятии разного рода решений, уметь представить себя в более выгодном свете для работодателя, а для этого необходимо адекватно оценивать свои личные особенности, способности, возможности и потребности, а также иметь четкое представление о своих профессиональных и жизненных планах.
Таким образом, в современных условиях профессиональное самоопределение предполагает четко продуманный выбор карьеры, сферы приложения и саморазвития личностных возможностей, а также формирование осознанного отношения личности к социокультурным и профессионально-производственным условиям.
Современные социально-экономические условия предопределяют принципиально новые требования к процессу социализации молодого поколения. Сегодня на первый план выдвигается идеал Успешного Человека, обладающего большим потенциалом знаний, умений и навыков, которые он превращает в «рабочий капитал».
Курс позволяет учащимся ориентироваться в профессиях и специальностях, поможет в выборе деятельности, которая приведет к удовлетворению своих потребностей и поможет реализоваться применительно к способностям, склонностям, характеру, темпераменту конкретной личности, поможет оценить свои возможности, уменьшить вероятность ошибок при выборе профессии.
Отличительные особенности
Несмотря на наличие плана работы, нельзя свести способ ведения занятий с подростками к четко запрограммированному; в намеченный замысел всегда могут быть внесены изменения.
Описываемые занятия по форме, содержанию и способу организации учебной деятельности, по принципам взаимодействия психолога с учащимися во многом отличаются от традиционных уроков в школе, поскольку основаны, прежде всего, на диалогичности общения, рефлексивной позиции ведущего, безоценочном принятии учащихся.
Психолог, ведущий занятия, выступает в роли психолога, и педагога. Как учитель, он дает теоретические знания, организует и направляет учебную деятельность старшеклассников. Как психолог — профессионально осуществляет все диагностические процедуры, проводя их анализ и интерпретацию таким образом, чтобы это служило как целям обучения, так и формированию мотивации достижения у подростков, укреплению у них веры в свои силы и возможности, способствовало групповой рефлексии и благоприятному эмоциональному климату в классном коллективе.
При получении обратной связи от подростков и интерпретации данных недопустимо использовать негативные оценочные характеристики. В то же время можно открыто выражать свои чувства и использовать положительное стимулирование для осуществления обратной связи.
Курс делает попытку реализовать задачу формирования успешности подростков, подготовить их к взрослой жизни, научить решать личные и профессиональные проблемы, возникающие в жизни.
Актуальность
Социально-экономическое состояние общества
- обуславливает развитие рыночных отношений в сфере труда и занятости;
- предопределяет принципиально новые требования к процессу социализации молодого поколения;
Приводит к тому, что молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда.
Современной молодежи в новых социально-экономических условиях необходимо:
- хорошо ориентироваться в ситуации на рынке труда,
- быть конкурентоспособным и гибким в принятии разного рода решений,
- уметь представить себя в более выгодном для работодателя свете,
- адекватно оценивать свои личные особенности, способности, возможности и потребности,
- иметь четкое представление о своих профессиональных и жизненных планах.
Востребованность
Обусловлена частыми обращениями подростков к психологу по поводу проблем в профессиональном самоопределении. Школьники часто просят провести у них какой-либо тренинг или игру, направленные на самопознание и самоопределение. Программа позволяет систематизировать подобные занятия, выстроить их в логической последовательности, что будет более эффективно, чем точечные мероприятия.
Цель программы: подвести учащегося к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному самоопределению.
Задачи программы
Обучающие:
Вооружение учащихся научными основами профессионального самоопределения.
Повышение профессиональной грамотности учащихся.
Выявление профессиональных склонностей и интересов учащихся;
Развивающие:
Формирование у учащихся профессиональной направленности, профессионального самосознания и призвания, положительного отношения к себе как субъекту будущей профессиональной деятельности.
Развитие у учащихся умения анализировать профессии и профессиональную деятельность и соотносить свои способности с требованиями профессии.
Формирование потребности в профессиональном самосовершенствовании.
Расширение представлений о мире профессий и их особенностях;
Формирование общей готовности к самоопределению, активизация проблемы выбора профессии;
Развитие способностей общения.
Стимулирование изучения и осознания собственных потребностей, мотивов, ценностей.
Воспитывающие:
Способствование нравственному самосовершенствованию учащегося, его готовности к социальному самоопределению и поиску жизненных ценностей.
Воспитание у учащихся эмоционально – ценностного отношения к человеку, развитию, активности, творчеству.
Воспитание коллективизма, уважения к людям.
Примерный перечень формируемых знаний и умений
Учащиеся должны знать:
- значение профессионального самоопределения, требования к составлению профессионального плана;
- правила выбора профессии;
- понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
- понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
- понятие о темпераменте, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения;
- значение творческого потенциала человека, карьеры.
Учащиеся должны уметь:
- соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
- составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
- использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
- анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка;
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Методы:
Лекции, дискуссии, ролевые игры, анализ конкретных ситуаций;
Элементы тренинга;
Ведение профессиональных карт;
Разработки рекомендаций по созданию и выполнению программы самовоспитания профессионально важных качеств.
Форма проведения:
- комплекс психологических методик, направленных на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся, на обеспечение их психологического развития
- комбинированный урок, конференция, «круглый стол», индивидуальные и групповые беседы, семинары, встречи с представителями отдельных профессий, диспут, конкурс, ролевые игры, творческие этюды, элементы психодрамы, метод конкретных ситуаций, тренинги, написание проектов
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа является практико – ориентированной. То есть большую часть времени занимают практические задания, игры, дискуссии на заданную тему. Упор на практическую форму работы связан с возрастными особенностями подростков: им легче усваивать то, что они испытывают на себе, во что эмоционально и физически вовлекаются, разыгрывают. В тоже время предусмотрены и мини – лекции, призванные объяснить детям различные психологические понятия. Мини – лекции экономичны по времени и тесно вплетены в практические задания.
Занятия по форме проведения – групповые, что позволяет удовлетворить одну из важнейших потребностей подростка – потребность в общении, в сравнении себя со сверстниками. Кроме того, у детей появляется возможность потренировать свои коммуникативные навыки.
Всего курс рассчитан на 17 часов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
№ п/п | Содержание | Количество часов |
1 | Самооценка и уровень притязаний | 1 |
2 | Темперамент и профессия | 1 |
3 | Определения типа мышления | 1 |
4 | Классификации профессий. Признаки профессии | 1 |
5 | Формула профессии. Профессия, специальность, должность | 1 |
6 | Определение типа будущей профессии | 1 |
7 | Интересы и склонности в выборе профессии | 1 |
8 | Определение профессионального типа личности | 1 |
9 | Профессионально важные качества | 1 |
10 | Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности | 1 |
11 | Уровни профессиональной пригодности | 1 |
12 | Мотивы и потребности | 1 |
13 | Ошибки в выборе профессии | 1 |
14 | Современный рынок труда | 1 |
15 | Пути получения профессии | 1 |
16 | Навыки самопрезентации | 1 |
17 | Стратегия выбора профессии | 1 |
ПРОГРАММА КУРСА
1. Самооценка и уровень притязаний - 1 час
Цели и задачи курса. Содержание и специфика занятий. Понятия «самопрезентация», «самооценка». Диагностика самооценки. Понятие «уровень притязаний» (Джеймс), связь уровня притязаний с выбором профессии. Как поднять самооценку. Понятие «успех». Сочинение на тему: «Успех для меня – это…».
2. Темперамент и профессия – 1 час
Понятие темперамента (Гиппократ, Павлов). Диагностика темперамента. Связь темперамента и профессии.
3. Определения типа мышления – 1 час
Понятия продуктивности и оригинальности мышления. Диагностика типа мышления, связь типа мышления и профессии. Тренировка вербальной креативности.
4. Классификации профессий. Признаки профессии – 1 час
Классификация профессий (Климов). Профессионально важные качества для каждого типа профессий. Игра «Особенности карьеры».
5. Формула профессии. Профессия, специальность, должность – 1 час
Игра «Профессия на букву». Понятие «профессия», отличие профессии от специальности и должности. Игры «Отгадай профессию», «Оптимисты и скептики». «Формула профессии» (модификация методики Пряжникова).
6. Определение типа будущей профессии – 1 час
Определение типа будущей профессии (методика Климова). Игра «угадай профессию».
7. Интересы и склонности в выборе профессии – 1 час
Формула интереса. Игры «Цепочка профессий», «Один день из жизни», «Три судьбы».
8. Определение профессионального типа личности – 1 час
Понятие профессионального типа. Диагностика профессионального типа личности (Холланд). Игра «Подарок с намёком».
9. Профессионально важные качества – 1 час
Понятие профессионально важных качеств личности. Работа в микрогруппах по выделению профессионально важных качеств. Игра «Молчание – знак согласия». Дискуссия о профессионально важных качествах.
10. Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности – 1 час
Понятие общих и специальных способностей к определённым видам деятельности. Профориентационная игра «Суд над безработным».
11. Уровни профессиональной пригодности – 1 час
Понятие уровней профессиональной пригодности. Профессиональная непригодность. Призвание к определённой деятельности.
12. Мотивы и потребности - 1 час
Определение мотивов и потребностей. Задание «Преодоление». Диагностика мотивации (методика Головахи). Пирамида Маслоу. Понятие жизненных ценностей. Упражнение «Лучший мотив».
13. Ошибки в выборе профессии – 1 час
Виды ошибок при выборе профессии. Игры «Диалог о профессиях», «Поиск выгоды».
14. Современный рынок труда – 1 час
Состояние современного рынка труда. Требования к работникам. Актуальные профессии. «Мышеловки» для работника – как не стать обманутым работником. Профориентационная игра "Ловушки - капканчики".
15. Пути получения профессии - 1 час
Профессиональное образование – среднее, высшее. Упражнения «5 шагов», «План моего будущего».
16. Навыки самопрезентации
Средства самопрезентации: мимика, жесты, телодвижения. Как произвести хорошее впечатление на работодателя. Упражнение «Интервью». Игры: «Личное пространство», «Убеди предков».
17. Стратегия выбора профессии
Соотношение «хочу», «могу» и «надо» при выборе профессии. Постановка целей выбора профессии. Игры: «Машина времени», «За и против».
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Профессиональное самоопределение учащихся, составление плана индивидуальной карьеры.
ОТСЛЕЖИВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
Отслеживание результативности освоения программного материала осуществляется на протяжение всего периода обучения. Существует несколько инструментов отслеживания результативности:
- внешний контроль: психодиагностика на входе и на выходе, которая проводится психологом.
- самоконтроль – самостоятельное оценивание своей работы учащимися, рефлексия своей работы, обработка пройденных тестов.
- взаимоконтроль – обсуждение работ в группах.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Материально- техническое
Школьный класс с партами, просторный, с возможностью организации свободного пространства в центре (для активных двигательных упражнений, ролевых игр, сценок). Желательны компьютер и проектор (для просмотра презентаций, наглядно иллюстрирующих различные темы курса).
Учебно - методическое
Раздаточные материалы для участников. Наглядные пособия (схемы, плакаты).
Фото- и видеоматериалы, иллюстрирующие курс. Методические разработки педагога (план – конспекты занятий, методические разработки к отдельным разделам образовательной программы).
Литература:
- Бендюков М, Соломин И., Диалоги о выборе профессий. — СП6.: Рост, 2001.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов н\д., 1996.
- Кнебель Х. Правильно ли я веду себя при устройстве на работу? «Интерэксперт», М.,1996.
- Курбатов В.И. Стратегия делового успеха. - Ростов н/д. - 1996.
- Махаева О.А., Григорьева Е.Е.Я выбираю профессию: Комплексная программа активного профессионального самоопределения школьников. — М.: УЦ «Перспектива»,2002.
- Пенкрат Л.В. Мотивы выбора профессии. - Минск, 1986 г.
- Пиз А. Язык телодвижений. - Нижний Новгород, 1992.
- Подготовка школьников к выбору профессии в условиях районной и городской служб профориентации (сб. науч. трудов) - под ред. С.Н.Чистяковой, М., 1991.
- Поляков В.А. Технология карьеры. - М., 1995.
- Пряжников Н.С. Активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. - метод. Пособие 2. - Москва - Воронеж, 1997.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. Москва Воронеж,1996.
- Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии: Научно-популярное издание, - М.: Генезис, 2002.
- Твоя профессиональная карьера: Учеб. для 8-11 кл. общеобразоват. Учреждений / Под ред. С.Н.Чистяковой и Т.И. Шалавиной. — М., 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа духовно-нравственного воспитания и развития "Путь к себе"
Данна программа направлена на духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников в связи с новыми требованиями ФГОС, основана на сотрудничестве с местным храмом, содержит формы ...
"Путь к себе" кл-час
Классный час с учащимися "Путь к себе" Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле.Публий Сир. Традиционно старший подростковый возраст считают возрастом самоопределения личности. Самоо...
Классный час в 10 классе «Путь к себе»
Способствовать формированию адекватной самооценки; побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию....
Классный час «Путь к себе»
Час общения «Путь к себе» проводится в 9 классе на этапе реализации программы «Профессиональное самоопределение школьников среднего звена как средство развития социальной компетентности»Многие д...
ПУТЬ К СЕБЕ
Классный час...
Методическое совещание "Путь к себе и другим"
«Путь к себе и другим». Как достичь гармонии с собой и окружающими.Тренинг (англ.trainingот train-обучать,воспитывать) – это метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений, со...
ПДШ На пути к себе Часть 1-6
Умные мысли для директора и не только......