Классный час «Путь к себе»
классный час (9 класс) по теме
Час общения «Путь к себе» проводится в 9 классе на этапе реализации программы «Профессиональное самоопределение школьников среднего звена как средство развития социальной компетентности»
Многие девятиклассники не знают, чего они хотят, не могут адекватно оценить себя. Предлагаемый классный час - это час общения на темы психологии и морали (самопознание, самооценка, самореализация).
Его цель: развитие представления старшеклассников о самопознании и саморазвитии.
Задачи часа общения:
· Развивать у каждого ученика понимание цели самооценки
· Совершенствовать знания уровней самооценки (завышенная, заниженная, объективная)
· Способствовать развитию умения составлять самохарактеристику.
Материал часа общения подбирался с учётом возрастных особенностей учеников, навыков и способов деятельности, которыми они уже владеют.
В ходе проведения часа общения использованы разнообразные методы: интерактивная беседа, проблемная и игровая ситуации, поскольку они позволяют наиболее полно решить поставленные задачи.
Применение информационно-коммуникационных технологий (презентация, мультимедийный проектор) обусловлено стремлением наиболее образно представить информацию и создать дополнительную мотивацию к высказыванию своего мнения.
Ожидаемые результаты: в конце классного часа каждый ученик должен составить самохарактеристику (по вопросам анкеты), где он укажет ключевые моменты процесса самоопределения (удовлетворенность своим внешним видом, свои увлечения, способности, трудовые обязанности, свои положительные и отрицательные качества).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
put_k_sebe.doc | 56.5 КБ |
put_k_sebe.ppt | 433.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Путь к себе: Как научиться оценивать себя?»
Пояснительная записка к часу общения «Путь к себе»
Час общения «Путь к себе» проводится в 9 классе на этапе реализации программы «Профессиональное самоопределение школьников среднего звена как средство развития социальной компетентности»
Многие девятиклассники не знают, чего они хотят, не могут адекватно оценить себя. Предлагаемый классный час - это час общения на темы психологии и морали (самопознание, самооценка, самореализация).
Его цель: развитие представления старшеклассников о самопознании и саморазвитии.
Задачи часа общения:
- Развивать у каждого ученика понимание цели самооценки
- Совершенствовать знания уровней самооценки (завышенная, заниженная, объективная)
- Способствовать развитию умения составлять самохарактеристику.
Материал часа общения подбирался с учётом возрастных особенностей учеников, навыков и способов деятельности, которыми они уже владеют.
В ходе проведения часа общения использованы разнообразные методы: интерактивная беседа, проблемная и игровая ситуации, поскольку они позволяют наиболее полно решить поставленные задачи.
Применение информационно-коммуникационных технологий (презентация, мультимедийный проектор) обусловлено стремлением наиболее образно представить информацию и создать дополнительную мотивацию к высказыванию своего мнения.
Ожидаемые результаты: в конце классного часа каждый ученик должен составить самохарактеристику (по вопросам анкеты), где он укажет ключевые моменты процесса самоопределения (удовлетворенность своим внешним видом, свои увлечения, способности, трудовые обязанности, свои положительные и отрицательные качества).
Цель: развитие представления детей о самопознании и саморазвитии.
Задачи:
- Развивать у учеников понимание цели самооценки
- Совершенствовать знания уровней самооценки (завышенная, заниженная, объективная)
- Способствовать развитию умения составлять самохарактеристику.
Форма проведения: час общения.
Подготовительная работа: подготовка презентации, раздаточного материала для работы в группах.
Оборудование: мультимедийный проектор, чистые листы бумаги (для определения уровня самооценки), анкета для составления самохарактеристики каждому ученику, магнитная доска
Содержание классного часа
- Мотивационный этап.
1. Даосская притча (Слайд 1) (классный руководитель читает вслух)
Однажды пришёл к даосскому монаху человек и пожаловался, что, как ни пытается, не может понять мудрость мира. А, следовательно, он сомневается в мудрости Бога. Это очень смущает его. Монах согласился помочь этому человеку, но при одном условии: тот будет выполнять его требования.
Первое его требование было таким: сидеть у берега и слушать, как поёт река.
— Это голос Бога, — сказал монах.
Так человек и сделал. Но вечером, когда монах спросил его, понял ли он мудрость мира, он покачал головой.
Тогда монах приказал человеку смотреть в костёр.
— Это танец Бога, — сказал он.
Но утром вновь человек сказал, что не понял мудрость мира. Монах задумался. А на третий день сказал:
— Тогда посмотри в себя, там таятся все твои сомнения.
И, увидев в своей душе отражение целой вселенной, человек понял мудрость Бога. И сомнения отступили, и покой заполнил его душу.
- Открытие темы, целеполагание. Классный руководитель: Как вы думаете, о чем эта притча? Как она связана с нашим часом общения? О чем мы поговорим сегодня? (Ответы учеников: Как оценивать себя, Путь к себе, самооценка) (Слайд 2. Путь к себе)
- Основной этап.
- Интерактивная беседа по теме «Зачем нужна самооценка?»
(Слайд 3. Цитата И.В. Гёте) Классный руководитель. Великий немецкий поэт И.В. Гете утверждал: «Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя». Можете ли вы считать себя умными людьми? (Ученики высказывают своё мнение)
Классный руководитель: А что можно узнать о себе? (Слайд 4. Что можно узнать о себе?)
Примерные ответы учеников:
-Свои физические возможности, состояние здоровья.
-Свои таланты, способности (умственные, творческие).
-Свой характер, темперамент, волю.
-Свои вкусы, привычки.
-Свои сильные и слабые стороны.
(Слайд 5. Зачем нужна самооценка?) Классный руководитель. Узнавать себя нужно, чтобы объективно оценить свои способности и возможности. А что это даст? Зачем вообще нужна правильная самооценка? (ученики высказывают свое мнение)
-Понять призвание, выбрать профессию.
-Избежать ошибок и разочарований.
-Правильно вести себя с окружающими.
-Не браться за невыполнимые дела.
-Правильно определить цель в жизни.
2. Работа в группах по теме «Определение уровня самооценки» (Слайд 6. Определение уровня самооценки)
Классный руководитель. А как же можно узнать человека с правильной самооценкой? На доске я составила таблицу признаков людей с разной самооценкой. Но кто-то перепутал признаки. Как правильно поместить слова в колонках? Предлагаю обсудить этот вопрос в группах. Нужно собрать по 4 признака людей с разной самооценкой. Первая группа – с завышенной, вторая – с заниженной и третья – с объективной самооценкой. Выбранные признаки вы должны записать на листочках бумаги. Правильные ответы мы прикрепим к таблице. Дополнительное условие – обосновать свой выбор.
(Ученики отвечают, обосновывают свой выбор, правильные ответы прикрепляют магнитами на доску в соответствующие колонки таблицы.)
Записи на листках:
Завышенная: высокомерие, самоуверенность, нахальство, вспыльчивость.
Заниженная: пассивность, обидчивость, внушаемость, трусливость.
Объективная: уравновешенность, уверенность в себе, скромность, чувство собственного достоинства.
Классный руководитель. Что можно посоветовать человеку с завышенной самооценкой? (Примерные ответы учеников: Быть более самокритичным, научиться видеть свои слабости, не считать себя выше других и т. п.)
-Что можно посоветовать человеку с заниженной самооценкой? (Заняться спортом, победить свою трусость, научиться говорить «нет» и т. п.)
-Что можно посоветовать человеку с объективной самооценкой? (Не терять уверенности в себе, продолжать работать над своими недостатками, не хвастаться своими достоинствами и т. п.)
3. Выработка правил самооценки. (Вопрос классу): Как вы думаете, что легче – оценить кого-то или поставить оценку себе? (Ученики высказывают свое мнение) А есть ли такие «Правила самооценки»? Давайте постараемся их найти. Как вы думаете, о чём говорят эти пословицы и какие правила самооценки можно по ним выделить: (Слайд 7. Правила самооценки)
- Будь умелым не речами, а делом. (Примерный ответ учеников: Судите о себе по делам)
- И мудрому человеку совет требуется. (Будь снисходительным к другим, но строгим к себе)
- Всякий совет к разуму хорош. (Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, - мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг; тот, кто мне льстит, - мой враг. Сюнь-цзы)
4. Проблемная ситуация «Как себя оценить?» (Слайд 8)
Классный руководитель. Со стороны легко определить, какая у человека самооценка, а вот самому себя оценить труднее. Вот послушайте рассказ о проблемах одной девятиклассницы Наташи (читает). Бабушка и мама считают, что Наташа - самая умная и красивая девочка в школе. Но все учителя постоянно к ней придираются и ставят тройки, как и ее подружкам, Светке и Галке, которых Наташа считает намного глупее себя. Светка и Галка, правда, так не считают, и даже сказали Наташе, что та слишком высокого о себе мнения. То же самое говорил и бывший Наташин дружок Сергей, с которым она поругалась. Наташа теперь с ними со всеми не разговаривает. Наташа считает, что все ей просто завидуют. А вот когда она станет знаменитой на весь мир фотомоделью, тогда им всем докажет, что они ей в подметки не годятся!
К сожалению, героиня рассказа не знакома с правилами, которые мы с вами выявили. Правильно ли оценивала себя Наташа? Какие ошибки она совершила, оценивая себя? (высказывания учеников)
5. Составление самохарактеристики (Слайд 9. Составляем самохарактеристику)
Классный руководитель. После окончания 9 класса школа дает выпускникам характеристики. Эти характеристики составляет классный руководитель. Но я решила обратиться к вашей помощи и попросила вас составить самохарактеристики. Для этого прошу вас ответить на вопросы анкеты (Текст анкеты в приложении 1)
6. Игра «Маска, я тебя знаю!»
Классный руководитель. С разрешения некоторых ребят я вам сейчас прочитаю их творения. А вы попробуйте угадать, кто автор этой характеристики.
(Учитель читает 3-4 характеристики, ученики угадывают их авторов.) Как вы считаете, авторы были объективны к себе? А может, кто-то приукрасил или недооценил себя?
- Рефлексия (Слайд 10)
Классный руководитель. Что дал вам сегодняшний классный час? Удалось вам узнать что-то новое о себе и других? (высказывания учеников)
Приложение 1.
Самохарактеристика
Мой внешний вид: я доволен (не доволен) своей внешностью. Я (не) стараюсь выглядеть _____________________________________________________________________________
Лучше всего у меня получается___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Больше всего мне интересно _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Мои трудовые обязанности в семье _____________________________________________________________________________
Самыми ценными качествами в себе я считаю _____________________________________
_____________________________________________________________________________
Самыми отвратительными качествами в себе я считаю _____________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПУТЬ К СЕБЕ Как научиться оценивать себя?
«Умный человек не тот, кто много знает, а кто знает самого себя» И.В. Гёте
Что можно узнать о себе? Физические возможности, состояние здоровья Таланты и способности Характер, темперамент, воля Вкусы, привычки Сильные и слабые стороны
Зачем нужна самооценка? Физические возможности, состояние здоровья Таланты и способности Характер, темперамент, воля Вкусы, привычки Сильные и слабые стороны
Признаки людей с разной самооценкой Завышенная Заниженная Объективная Уравновешен-ность Самоуверен-ность Обидчивость Уверенность в себе Чувство собственного достоинства Нахальство Пассивность Вспыльчи-вость Внушаемость
Правила самооценки Будь умелым не речами, а делом. И мудрому человеку совет требуется. Всякий совет к разуму хорош.
Составляем самохарактеристику Мой внешний вид: я доволен (не доволен) своей внешностью. Я (не) стараюсь выглядеть __________________________________________________ Лучше всего у меня получается __________________________________________________ Больше всего мне интересно __________________________________________________ Мои трудовые обязанности в семье __________________________________________________ Самыми ценными качествами в себе я считаю __________________________________________________ Самыми отвратительными качествами в себе я считаю _________________________________________________
Важно не то, кем тебя считают, а кто ты на самом деле. Публий Сир
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час в 10 классе «Путь к себе»
Способствовать формированию адекватной самооценки; побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, к самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию....
Классный час "Путь к себе"
Предлагаемый классный час – это час общения на темы психологии и морали (самопознание, самооценка, идеалы, цели, принципы). В сценарии использованы разнообразные методы: интерактивная беседа, пр...
Классный час "Путь к себе"
«Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, - мой учитель;тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг;тот, кто мне льстит, - мой враг» ( Сюнь-цзы)«...
классный час "Путь к себе" 9 класс
Материал содержит сценарий и презентацию к классному часу "Путь к себе" для учащихся 9 класса,который был проведен в рамках районного семинара по воспитательной работе (Ступинский р-н,МО), кроме того,...
Разработка классного часа "Путь к себе" для 9 класса.
Сценарий классного часа в 9-х клссах с элементами тренинга....
Классный час «Путь к себе»
Добрый день ребята, уважаемые гости нашего классного часа.Сегодня мне бы хотелось вас пригласить к разговору, который, на мой взгляд, волнует всех: «Каков путь к себе?». Еще древние ...
Классный час "Путь к себе"
Классный час, посвященный самопознанию подростка...