Рабочая программа "Психологический практикум"
рабочая программа по психологии по теме
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова»
Институт технологий сервиса и дизайна
Колледж технологий сервиса
УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по
___________ 2010 г.
«Психологический практикум»
Рабочая программа дисциплины для специальности
100105.51«Гостиничный сервис»
Предметно-цикловая комиссия «Общеобразовательных дисциплин»
4 семестр
Учебный план набора 2008-2009 года
Форма обучения – очная
Общая трудоемкость дисциплины по ГОС СПО: 85 часов
Раздел 1. Пояснительная записка
1.1. Цели учебной дисциплины
Цель обучения психологии – получение студентами научной ориентировки в психологии человека, для того, чтобы понимать и объяснять особенности ее проявления в действиях, поступках, поведении реальных людей, и на этой основе научиться правильно взаимодействовать с ними в повседневной практике.
1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Изучение курса «Психологический практикум» дает студентам возможность
иметь представления:
· о месте психологии в жизни общества и индивида;
знать:
· основные этапы развития психологии, содержание их основных теоретических концепций;
· основные методы психологического изучения личности;
· природу психики, основные механизмы ее развития;
· сущность сознания, его взаимодействие с бессознательным;
· основные механизмы психической регуляции поведения человека: воле и эмоциях, потребностях и мотивах, а также бессознательных механизмах;
· основную психологическую характеристику различных возрастных групп;
· сущность и этапы творческого процесса;
уметь:
· использовать психодиагностические методы для изучения особенностей поведения людей;
· интегрировать знания из различных областей психологии для решения конкретных проблем;
· применять на практике полученные теоретические и практические знания.
владеть:
· основными психологическими понятиями курса;
· практикой тестирования;
· методами исследовательской работы;
· методами психодиагностической деятельности.
1.3. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника
Актуальность введения учебной дисциплины обусловлено бурным развитием психологического знания в современном обществе реальными потребностями этого общества, необходимостью его развития, обеспечения благоприятных условий для жизни и деятельности людей. Психологические знания проникают в различные области жизни и деятельности человека: государственные и силовые структуры, производство, политику, бизнес, здравоохранение, образование, и, конечно же, в сервисную деятельность. Однако современное общество еще не готово серьезно воспринимать эти знания и тем более активно способствовать их применению в жизни и профессиональной деятельности людей. Поэтому одной из центральных проблем психологии является проблема обеспечения психологической грамотности всего населения от школьника до пенсионера.
Психология практикум занимает одно из центральных мест в структуре учебного процесса, так как важнейшая функция данной дисциплины состоит в том, что она, синтезируя в определенном отношении достижения ряда других областей научного знания, является интегратором большинства научных дисциплин, изучаемых студентами колледжа.
Психологический практикум тесно связан с другими дисциплинами. Это психология, психодиагностика, социология, управленческая психология. Решающее значение для денной дисциплины имеет ее связь с общественными науками и, прежде всего, с философией, в рамках которой шло ее становление и развитие. Психология непосредственно основывается на тех или иных философских системах. Для психологии определенные философские концепции выступают как методологическая основа, т.е. система принципиальных общих теоретических положений, определяющих подход к проблеме. Кроме того, в ряде случаев психологические теории перерастали в философские направления или оказывали влияние на развитие философских теорий.
Психологический практикум тесно связан с биологическими науками и, прежде всего, с анатомией. Знание законов работы нервной системы необходимо знать менеджеру для того, чтобы изучить основные виды психической деятельности человека и установить, на какие механизмы опираются сложнейшие формы психической деятельности, какими аппаратами они осуществляются, в каких системах они протекают.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа "Психологический практикум" | 721 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова»
Институт технологий сервиса и дизайна
Колледж технологий сервиса
УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по
___________ 2010 г.
«Психологический практикум»
Рабочая программа дисциплины для специальности
100105.51«Гостиничный сервис»
Предметно-цикловая комиссия «Общеобразовательных дисциплин»
4 семестр
Учебный план набора 2008-2009 года
Форма обучения – очная
Общая трудоемкость дисциплины по ГОС СПО: 85 часов
Раздел 1. Пояснительная записка
1.1. Цели учебной дисциплины
Цель обучения психологии – получение студентами научной ориентировки в психологии человека, для того, чтобы понимать и объяснять особенности ее проявления в действиях, поступках, поведении реальных людей, и на этой основе научиться правильно взаимодействовать с ними в повседневной практике.
1.2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Изучение курса «Психологический практикум» дает студентам возможность
иметь представления:
- о месте психологии в жизни общества и индивида;
знать:
- основные этапы развития психологии, содержание их основных теоретических концепций;
- основные методы психологического изучения личности;
- природу психики, основные механизмы ее развития;
- сущность сознания, его взаимодействие с бессознательным;
- основные механизмы психической регуляции поведения человека: воле и эмоциях, потребностях и мотивах, а также бессознательных механизмах;
- основную психологическую характеристику различных возрастных групп;
- сущность и этапы творческого процесса;
уметь:
- использовать психодиагностические методы для изучения особенностей поведения людей;
- интегрировать знания из различных областей психологии для решения конкретных проблем;
- применять на практике полученные теоретические и практические знания.
владеть:
- основными психологическими понятиями курса;
- практикой тестирования;
- методами исследовательской работы;
- методами психодиагностической деятельности.
1.3. Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускника
Актуальность введения учебной дисциплины обусловлено бурным развитием психологического знания в современном обществе реальными потребностями этого общества, необходимостью его развития, обеспечения благоприятных условий для жизни и деятельности людей. Психологические знания проникают в различные области жизни и деятельности человека: государственные и силовые структуры, производство, политику, бизнес, здравоохранение, образование, и, конечно же, в сервисную деятельность. Однако современное общество еще не готово серьезно воспринимать эти знания и тем более активно способствовать их применению в жизни и профессиональной деятельности людей. Поэтому одной из центральных проблем психологии является проблема обеспечения психологической грамотности всего населения от школьника до пенсионера.
Психология практикум занимает одно из центральных мест в структуре учебного процесса, так как важнейшая функция данной дисциплины состоит в том, что она, синтезируя в определенном отношении достижения ряда других областей научного знания, является интегратором большинства научных дисциплин, изучаемых студентами колледжа.
Психологический практикум тесно связан с другими дисциплинами. Это психология, психодиагностика, социология, управленческая психология. Решающее значение для денной дисциплины имеет ее связь с общественными науками и, прежде всего, с философией, в рамках которой шло ее становление и развитие. Психология непосредственно основывается на тех или иных философских системах. Для психологии определенные философские концепции выступают как методологическая основа, т.е. система принципиальных общих теоретических положений, определяющих подход к проблеме. Кроме того, в ряде случаев психологические теории перерастали в философские направления или оказывали влияние на развитие философских теорий.
Психологический практикум тесно связан с биологическими науками и, прежде всего, с анатомией. Знание законов работы нервной системы необходимо знать менеджеру для того, чтобы изучить основные виды психической деятельности человека и установить, на какие механизмы опираются сложнейшие формы психической деятельности, какими аппаратами они осуществляются, в каких системах они протекают.
1.4. Организационно-методический план
1.4.1. Организационно-методический план для студентов очного отделения
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры |
IV | ||
1. Аудиторная: | ||
практические | 60 | 60 |
ИТОГО: | ||
2. Внеаудиторная: | ||
Самостоятельная работа | 25 | 25 |
ИТОГО: | 25 | 25 |
3. Промежуточный и итоговый контроль по дисциплине. | зачет | |
Общая трудоёмкость дисциплины: | 85 | 85 |
1.5. Структура учебно-методического комплекса дисциплины
№ | Составляющие УМКД | Информация об издании | |
п/п | Автор, название, место издания, издательство, год издания | Место хранения (нахождения) | |
1 | Программный элемент | ||
1.1 | Рабочая программа учебной дисциплины | Мошенец А.А. Рабочая программа по дисциплине «Психологический практикум» для студентов специальности 100105.51 «Гостиничный сервис», 2010 г. | Библиотека, ПЦК «Общеобразова-тельных дисциплин», методический кабинет |
2 | Теоретический элемент | ||
2.1 | Учебники (основные) | Перечень представлен в РП | Библиотека |
3 | Практический элемент | ||
3.1 | Практикум | Рабочая тетрадь по психологии для студентов специальности 100105.51 «Гостиничный сервис», 2010 г. | Библиотека, ПЦК «Общеобразова-тельных дисциплин», методический кабинет |
4 | Методико-технологический элемент | ||
4.1 | Методические рекомендации | Мошенец А.А.Методические рекомендации к самостоятельной работе студента, 2010 г. | Библиотека, ПЦК «Общеобразова-тельных дисциплин», методический кабинет |
Раздел 2. Структура и содержание дисциплины
2.1. Тематический план
2.1.1. Тематический план для студентов очного отделения
№ п.п. | Наименование разделов и тем | Количество часов | ||
Всего | Практ. | Сам | ||
1. | Раздел 1. Позновательные психические процессы. | 32 | 11 | |
1.1. | Ощущение. Восприятие. | 4 | ||
1.2. | Диагностика восприятия. | 4 | 2 | |
1.3. | Внимание и его диагностика. | 4 | 2 | |
1.4. | Память. Диагностика памяти. | 4 | 2 | |
1.5 | Мышление. | 4 | ||
1.6 | Диагностика мышления. | 4 | 3 | |
1.7 | Воображение. | 4 | ||
1.8 | Диагностика воображения. | 4 | 2 | |
2 | Раздел 2. Диагностика эмоционально-волевой сферы. | 8 | 2 | |
2.1 | Эмоции и чувства. Воля. | 4 | ||
2.2 | Диагностика эмоционально-волевой сферы. | 4 | 2 | |
3 | Раздел 3. Диагностика личности. | 8 | 6 | |
3.1 | Выявление типа темперамента. | 4 | 3 | |
3.2 | Определение акцентуаций характера. | 4 | 3 | |
4 | Раздел 4. Диагностика профессиональной направленности личности. | 12 | 6 | |
4.1 | Диагностика профессиональной направленности личности. | 4 | 2 | |
4.2 | Диагностика агрессивности. Оценка способов реагирования в конфликте. | 4 | 2 | |
4.3 | Измерение мотивации достижения и мотивации аффиляции. | 4 | 2 | |
Итого: | 60 | 60 | 25 |
2.2Содержание практических разделов дисциплины
Практикум по дисциплине см. «Рабочую тетрадь по психологии»
2.4. Программа самостоятельной познавательной деятельности студента
Самостоятельная работа студентов (СРС) – это планируемая, познавательная, организационно и методически направляемая их деятельность, осуществляемая без прямой помощи преподавателя, для достижения конкретного результата.
Цель самостоятельной работы студентов: усвоение и закрепление практических основ.
Задачи: выработка у студентов навыков самостоятельного мышления, проверка усвоения полученных знаний и умений.
Самостоятельная работа студентов является важнейшей формой обучения в среднем специальном учебном заведении. Она способствует не только глубокому усвоению курса психологии, но и формированию навыков исследовательской работы
Самостоятельная работа является обязательным видом учебной деятельности, выполняемым в отведенные преподавателем сроки. Студент, не выполнявший самостоятельную работу, до зачета не допускается.
Данные методические рекомендации разработаны как самостоятельная работа для студентов очной и заочной формы обучения Абаканского музыкального колледжа ИИ ХГУ им. Н.Ф. Катанова.
Общая характеристика
самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов заключается в подборе диагностических методик, составлении протоколов ведения диагностической процедуры, а также в качественной обработки результатов диагностики. Основной целью является формирование у студента умения отбора информации по заданной проблеме и нахождение способов ее решения. При выполнении данного вида самостоятельной работы студенту необходимо придерживаться определенных требований.
Задания для самостоятельной работы
студентам-очникам
Раздел, тема | Наименование раздела, темы | Кол- во часов | Форма работы | Форма отчета |
Раздел 1. | Позновательные психические процессы. | 11 Час. | ||
1.2. | Диагностика восприятия. | 2 часа | Ведение рабочей тетради | Конспект первоис- точника |
1.3 | Внимание и его диагностика. | 2 часа | ||
1.4. | Память. Диагностика памяти. | 2 часа | Ведение рабочей тетради | Рабочая тетрадь |
1.6. | Диагностика мышления. | 3 часа | Ведение рабочей тетради | Рабочая тетрадь |
1.8. | Диагностика воображения. | 2 часа | Ведение рабочей тетради | Рабочая тетрадь |
Раздел 2. | Диагностика эмоционально-волевой сферы. | 2 часа | Ведение рабочей тетради | Рабочая тетрадь |
2.2. | Диагностика эмоционально-волевой сферы | 2 часа | Ведение рабочей тетради | Рабочая тетрадь |
Раздел 3. | Раздел 3. Диагностика личности. | 6 часа | Ведение рабочей тетради | Крос- сворд |
3.1. | Выявление типа темперамента | 3 часа | Ведение рабочей тетради | |
3.2. | Определение акцентуаций характера. | 3 часа | Ведение рабочей тетради | Рабочая тетрадь |
Раздел 4 | Раздел 4. Диагностика профессиональной направленности личности. | 6 часов | Ведение рабочей тетради | Рабочая тетрадь |
4.1. | Диагностика профессиональной направленности личности. | 2 часа | Ведение рабочей тетради | Рабочая тетрадь |
4.2. | Диагностика агрессивности. Оценка способов реагирования в конфликте. | 2 часа | Ведение рабочей тетради | Рабочая тетрадь |
4.3. | Измерение мотивации достижения и мотивации аффиляции. | 2 часа | Ведение рабочей тетради | Рабочая тетрадь |
.5. Текущий и итоговый контроль результатов изучения дисциплины
Формы контроля
II курс
IV семестр – зачет
В качестве оценки уровня усвоения знаний и умений, приобретаемых и усваиваемых студентами, учебным планом в конце 2 семестра предусмотрен зачет.
Форма проведения зачета – тестирование. Время на выполнения теста – 1 академический час.
Содержание вопросов к тесту составлены с учетом норм, определенных стандартом образования в соответствии с целями, направлены на формирование и проверку как предметных, так и общеинтеллектуальных умений.
Вариант №
1. Психология как самостоятельная наука оформилась | |||
| а) в 40-х гг. Х1Х в.; | ||
б) в 80-х гг. Х1Х в.; | |||
в) в 90-х гг. Х1Х в.; | |||
г) в начале ХХ в. | |||
2. Слово «тест» в переводе с английского означает: | |||
а) проба; | |||
б) метод; | |||
в) практика; | |||
г) валидность. | |||
3. Первая в мире экспериментальная лаборатория начала свою работу: | |||
а) в 1850 г.; | |||
б) в 1868 г.; | |||
в) в 1879 г.; | |||
г) в 1885 г. | |||
4.Основоположником психоанализа является: | |||
а) З. Фрейд; | |||
б) Р. Декарт; | |||
в) Х. Вольф; | |||
г) Г. Лейбниц. | |||
5. Медицинская психология изучает: | |||
а) психологические особенности трудовой деятельности человека, психологические аспекты научной организации труда; | |||
б) психологические аспекты деятельности врача и поведения больного; | |||
в) социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой; | |||
г) закономерности развития личности в процессе воспитания, обучения. | |||
6. По З. Фрейду, то, что либидо не концентрируется на какой-то определенной части тела или органе, а сексуальные потенции как бы дремлют в состоянии бездействия, покоя, характерно для такой стадии психосексуального развития, как: | |||
а) анальная; | |||
б) фаллическая; | |||
в) латентная; | |||
г) генитальная. | |||
7. Специфическая форма взаимодействия и взаимовлияния людей, порождаемая потребностями совместной деятельности - это: | |||
а) игра; | |||
б) общение; | |||
в) труд; | |||
г) учение. | |||
8. Проводящие пути, по которым возбуждения, возникающие в рецепторе, передаются к вышележащим центрам центральной нервной системы, называются: | |||
а) афферентными; | |||
б) эфферентными; | |||
в) эффективными; | |||
г) аффективными. | |||
9.Вид памяти, при котором особенно хорошо человек запоминает наглядные образы, цвет, лица и т.п., - это память: | |||
а) эйдетическая; | |||
б) наглядно-образная; | |||
в) феноменальная; | |||
г) эмоциональная. | |||
10.Способность охватить вопрос в целом, привлечь большое количество областей действительности, а также прошлое, настоящее и будущее человека есть: | |||
а) широта ума; | |||
б) глубина ума; | |||
в) критичность ума; | |||
г) гибкость ума. | |||
11.Речь, воспроизводящая слова при помощи букв (определенных конфигураций пальцев и их движений), есть речь: | |||
а) письменная; | |||
б) устная; | |||
в) жестовая; | |||
г) дактильная. | |||
12.Свойства человека, обусловленные генетическими факторами, - это: | |||
а) воспитанность; | |||
б) авторитет; | |||
в) задатки; | |||
г) равнодушие. | |||
13. В структуру личности входит: | |||
а) память; | |||
б) внимание; | |||
в) мышление; | |||
г) темперамент. | |||
14. О наличии способностей к какому-нибудь виду деятельности свидетельствует: | |||
а) низкий темп обучения соответствующей деятельности; | |||
б) индивидуальное своеобразие выполнения данной деятельности; | |||
в) большие энергетические затраты по выполнению данной деятельности; | |||
г) отсутствие связи с направленностью. | |||
15. Высшая ступень развития творческих способностей называется: | |||
а) одаренностью; | |||
б) гениальностью; | |||
в) талантом; | |||
г) задатками. | |||
16. По И. П. Павлову, сильный, уравновешенный и подвижный тип нервной системы характерен для: | |||
а) сангвиников; | |||
б) флегматиков; | |||
в) холериков; | |||
г) меланхоликов. | |||
17. Психологическое описание «портретов» различных темпераментов впервые дал: | |||
а) Гиппократ; | |||
б) Гален; | |||
в) И. Кант; | |||
г) Платон. | |||
18. Мягкосердечие, доброта, задушевность, эмоциональная отзывчивость и глубокие реакции в области тонких эмоций характерны для: | |||
а) гипертимического типа; | |||
б) застревающего типа; | |||
в) эмотивного типа; | |||
г) демонстративного типа. | |||
19.Самокритичность, скромность, гордость характеризуют: | |||
а) отношение личности к вещам; | |||
б) отношение к другим; | |||
в) систему отношений человека к самому себе; | |||
г) особенности протекания деятельности. | |||
20. Переживание собственной неспособности оказаться на высоте тех требований, который человек предъявляет к самому себе, переживание неудовлетворенности собой – это: | |||
а) горе; | |||
б) стыд; | |||
в) гнев; | |||
г) страх. | |||
21.Индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения, - это: | |||
а) темперамент; | |||
б) характер; | |||
в) способности; | |||
г) эмоции. | |||
22.Отражение в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, воздействующие в данный момент на органы чувств человека есть: | |||
а) внимание; | |||
б) мышление; | |||
в) память; | |||
г) ощущение. | |||
23.Биологическое существо, наделенное сознанием, способностью познавать окружающий мир и активно изменять, преобразовывать его, есть: | |||
а) индивид; | |||
б) личность; | |||
в) индивидуальность; | |||
г) человек. | |||
24.Низкая контактность, немногословие, доминирующее пессимистическое настроение, характерно для людей | |||
а) демонстративного типа; | |||
б) дистимического типа; в) экзальтированного типа; г) гипертимического типа. | |||
25. Реакции человека и животных на воздействия внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску, есть: | |||
а) воля; | |||
б) мотивация; | |||
в) эмоции; | |||
г) фрустрация. | |||
26.Человек не потому смеется, что ему смешно, а человеку потому смешно, что он смеется, это теория принадлежит: | |||
а) Ч. Дарвин; | |||
б) Джемс-Ланге; | |||
в) В. Вундт; | |||
г) П.К. Анохин. | |||
27.Состояния, содержанием которых является непреодолимая боязнь конкретных ситуаций, предметов, существ или неопределенный беспредметный страх, называются; | |||
а) аффектом; | |||
б) фобиями; | |||
в) стрессом; | |||
г) фрустрацией. | |||
28.Исступленно-восторженное состояние – это есть: | |||
а) стресс; | |||
б) стыд; | |||
в) экстаз; | |||
г) страх. | |||
29.Чрезмерная увлеченность человека чем-либо, сопровождаемая снижением контроля за своим поведением, некритичностью в суждениях об объекте своей увлеченности, называется | |||
а) фанатизмом; | |||
б) аффектом; | |||
в) настроением; | |||
г) чувством | |||
30. Чувства, связанные с познавательной деятельностью, называются чувствами: | |||
а) моральными; | |||
б) интеллектуальными; | |||
в) эстетическими; | |||
г) практическими. | |||
31.Интеллектуальное чувство, проявляющееся как потребность в познании, есть: а) творчество; б) креативность; в) вдохновение; г) любознательность. | |||
32.Психопатологический синдром, характеризующийся отсутствием инициативы и побуждений к деятельности, отсутствием воли, есть: а) фрустрация; б) фобия; в) абулия; г) афония. | |||
33.Разумное планирование и упорядоченная организация своей деятельности, - это есть: а) организованность; б) самостоятельность; в) выдержка; г) решительность. | |||
34.Иерархию потребностей разработал: а) Э. Фромм; б) К. Роджерс; в) А. Адлер; г) А. Маслоу. | |||
35.Умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия или даже жизни, есть: а) дисциплинированность; б) смелость; в) исполнительность; г) инициативность. | |||
36.На какой стадии в развитии волевого действия у человека может возникнуть одновременно несколько несогласованных и даже противоречивых желаний, и он окажется в затруднительном положении, не зная, какое из них реализовать первым? На стадии а) принятия решения; б) исполнения; в) возникновения побуждения и постановки цели; г) обсуждения и борьбы мотивов. | |||
37. Потребность человека в общении есть а) аффилиация; б) альтруизм; в) абулия; г) афазия. | |||
38. Сосредоточенность внимания на объекте в силу каких-то его особенностей, есть внимание: а) непроизвольное; б) произвольное; в) послепроизвольное; г) зрительное. | |||
39. Действие, помогающее человеку осознавать его значение для других людей, называется: а) умением; б) импульсивным поведением; в) поступком; г) навыком. | |||
40. Работу речи: а) осуществляет речедвигательный центр Брока; б) осуществляет слухоречевой центр Вернике; в) осуществляет зрительноречевой центр; г) все ответы верны. |
Вариант №
1. Определение психологии как науки о душе было дано: | |
а) более трех тысяч лет тому назад; | |
б) более двух тысяч лет тому назад; | |
в) в ХУ1 в.; | |
г) в ХУ11 в. | |
2. Получение субъектом данных о собственных психических процессах и состояниях в момент их протекания или вслед за ним – это: | |
а) наблюдение; | |
б) эксперимент; | |
в) тестирование; | |
г) самонаблюдение. | |
3.Психология занимает центральное место согласно классификации наук: | |
а) В. И. Вернадского; | |
б) Б.М. Кедрова; | |
в) М.В. Ломоносова; | |
г) Ф. Бэкона. | |
4.Впервые экспериментальная психологическая лаборатория была открыта: | |
а) У. Джемсом; | |
б) Г. Эббингаузом; | |
в) В. Вундтом; | |
г) Х. Вольфом. | |
5. Психология труда изучает: | |
а) психологические особенности трудовой деятельности человека, психологичес- кие аспекты научной организации труда; | |
б) психологические аспекты деятельности врача и поведения больного; | |
в) социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотно- шения с людьми, с группой; | |
г) закономерности развития личности в процессе воспитания, обучения. | |
6.Основателем психологического института в Москве является: | |
а) Л. С. Выготский; | |
б) А. Р. Лурия; | |
в) Г. И. Челпанов; | |
г) И. М. Сеченов. | |
7. Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является: | |
а) игра; | |
б) учеба; | |
в) общение; | |
г) труд. | |
8.Рецепторы, специализирующиеся на отражении воздействий из внутренней среды организма, называются: | |
а) экстерорецепторами; | |
б) интерорецепторами; | |
в) проприорецепторами | |
г) внутренними. | |
9. Вид памяти, при котором, прежде всего, сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства, известен как память: | |
а) наглядно-образная; | |
б) феноменальная; | |
в) эмоциональная; | |
г) словесно-логическая. | |
10. Умение не принимать на веру своих и чужих мыслей, а подвергать их критическому рассмотрению, взвешивать все доводы «за и «против» есть: | |
а) глубина ума; | |
б) широта ума; | |
в) быстрота ума; | |
г) критичность ума. | |
11.Речь, воспроизводящая слова при помощи букв (определенных конфигураций пальцев и их движений), есть речь: | |
а) письменная; | |
б) устная; | |
в) жестовая; | |
г) дактильная | |
12.Онтогенетическое развитие человека можно охарактеризовать следующей последовательностью понятий: | |
а) индивид, личность, человек, индивидуальность; | |
б) индивид, человек, личность, индивидуальность; | |
в) индивид, человек, индивидуальность, личность; | |
г) человек, индивид, личность, индивидуальность. | |
13. Признаки личности: | |
а) воспитание; | |
б) активность; | |
в) нравственность; | |
г) ответственность. | |
14. Какая из теорий наиболее вероятная: | |
а) способности человека зависят от массы мозга (чем больше масса мозга, тем способнее человек); | |
б) способности человека зависят от строения черепа; | |
в) способности человека передаются по наследству; | |
г) в формировании способностей главную роль играют задатки. | |
15. Подберите синоним к слову «моторика»: | |
а) движение; | |
б) общение; | |
в) механика; | |
г) техника. | |
16. Низким уровнем психической активности, замедленностью движений, быстрой утомляемостью, высокой эмоциональной сензитивностью, преобладанием отрицательных эмоций над положительными характеризуется: | |
а) сангвиник; | |
б) холерик; | |
в) флегматик; | |
г) меланхолик. | |
17. Одним из авторов конституциональной теории темперамента является: | |
а) И. П. Павлов; | |
б) Э. Кречмер; | |
в) Дж. Гилфорд; | |
г) Л. Терстон. | |
18.Смена гипертимических и дистимических состояний является особенностью: | |
а) демонстративного типа; | |
б) возбудимого типа; | |
в) тревожного типа. | |
г) циклотимического типа; | |
19. Умение по собственной инициативе ставить цели и находить пути их решения характеризует человека как: | |
а) целеустремленного; | |
б) решительного; | |
в) настойчивого; | |
г) самостоятельного. | |
20.Идея неразделимости души и живого тела и рассмотрения психологии как целостной системы знаний впервые была предложена: | |
а) Эпикуром; | |
б) Демокритом; | |
в) Аристотелем; | |
г) Б. Спинозой. | |
21.Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, - это: | |
а) темперамент; | |
б) способности; | |
в) характер; | |
г) задатки. | |
22.Высший психический процесс, представляющий собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности есть: | |
а) мышление; | |
б) память; | |
в) восприятие. | |
г) воображение; | |
23.Сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей, есть: | |
а) личность | |
б) индивидуальность; | |
в) человек; | |
г) индивид. | |
24.Умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость, свойственна людям | |
а) демонстративного типа | |
б) застревающего типа; | |
в) экзальтированного типа; | |
г) циклотимического типа. | |
25. Сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков, называется: | |
а) эмоциями | |
б) волей; | |
в) мотивацией; | |
г) чувствами | |
26. Чувства человека имеют животное происхождение, и по мере развития психики эмоции будут исчезать, так считал: | |
а) Ч. Дарвин; | |
б) Джемс – Ланге; | |
в) В. Вундт; | |
г) П.К. Анохин. | |
27.Веселое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения, называется: | |
а) интересом; | |
б) радостью; | |
в) удивлением; | |
г) недоумением. | |
28.Состояние сомнения, колебания, вследствие невозможности понять, в чем дело, называется: | |
а) интересом; | |
б) радостью; | |
в) симпатией; | |
г) недоумением. | |
29.Чувство эмоциональной предрасположенности к человеку, повышенный интерес и влечение к нему, называется: | |
а) симпатией; | |
б) радостью; | |
в) удивлением; | |
г) недоумением. | |
30. Чувства, связанные с деятельностью человека, называются чувствами: | |
а) моральными; | |
б) интеллектуальными; | |
в) эстетическими; | |
г) практическими. | |
31. Психическое состояние, в состав которого входят стенические эмоции и творческое мышление, называется: | |
а) сострадание; | |
б) вдохновение; | |
в) импульсивность; | |
г) решительность. | |
32.Ошибочные восприятия реальных вещей или явлений называются: | |
а) галлюцинацией; | |
б) агнозией; | |
в) иллюзией; | |
г) бредом. | |
33.Какая из указанных характеристик не относится к воле: | |
а) самостоятельность; | |
б) целеустремленность; | |
в) доброта; | |
г) выдержка. | |
34.Восприятие часто принято называть: | |
а) осязанием; | |
б) апперцепцией; | |
в) перцепцией; | |
г) наблюдательностью. | |
35.Умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями; | |
а) целеустремленность; | |
б) настойчивость; | |
в) выдержка; | |
г) решительность. | |
36.Эта стадия в развитии волевого действия включает в себя широкое осмысленное обсуждение человеком тех оснований, которые говорят о всех плюсах и минусах действий в том или ином направлении, обсуждении того, как именно надо действовать. | |
а) принятия решения; | |
б) исполнения; | |
в) возникновения побуждения и постановки цели; | |
г) обсуждения и борьбы мотивов. | |
37. Оказания помощи другим людям, есть: | |
а) агрессивность; | |
б) аффилиация; | |
в) альтруизм; | |
г) абулия. | |
38.Осознаваемый результат, на достижение которого направлено поведение, называется: | |
а) потребностью; | |
б) мотивом; | |
в) целью; | |
г) задачей. | |
39.Совокупность нервных образований, участвующих в осуществлении рефлекса, - это: | |
а) рефлекторная дуга; | |
б) рефлекторное кольцо; | |
в) безусловный рефлекс; | |
г) условный рефлекс. | |
40. Причиной возникновения произвольного внимания к любому объекту является: | |
а) отсутствие цели деятельности; | |
б) постановка цели деятельности; | |
в) новизна раздражителя; | |
г) эмоциональная значимость объекта. |
Вариант №
1.Психология как наука о сознании возникла: | |
а) в ХУ в.; | |
б) в ХУ1 в.; | |
в) в ХУ11 в.; | |
г) в ХУ111 в. | |
2. Стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом, есть: | |
а) наблюдение; | |
б) эксперимент; | |
в) тест; | |
г) социометрия. | |
3. Первая экспериментальная психологическая лаборатория в России известна: | |
а) с 1880 г.; | |
б) с 1868 г.; | |
в) с 1895 | |
г) с 1889 г. | |
4. Основоположником психоанализа является: | |
а) З. Фрейд; | |
б) Р. Декарт; | |
в) Х. Вольф; | |
г) Г. Лейбниц. | |
5. Юридическая психология рассматривает психологические вопросы, связанные | |
а) с закономерностями обучения и воспитания человека; | |
б) с аспектами деятельности врача и поведения больного; | |
в) с реализацией системы права; | |
г) с трудовой деятельностью. | |
6. По Э. Эриксону, стремление к контактам с людьми, желание посвятить себя другим людям наиболее характерны для стадии: | |
а) половой зрелости; | |
б) ранней взрослости; | |
в) средней взрослости; | |
г) поздней взрослости. | |
7. Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является: | |
а) игра; | |
б) учеба; | |
в) общение; | |
г) труд. | |
8. К экстерорецептивным относятся ощущения: | |
а) зрительные | |
б) органические; | |
в) вибрационные; | |
г) температурные. | |
9. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется памятью: | |
а) механической; | |
б) логической; | |
в) эмоциональной; | |
г) аудиальной. | |
10. Умением человеком выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей, характеризуется такое качество мышления, как: | |
а) широта; | |
б) глубина; | |
в) самостоятельность; | |
г) гибкость. | |
11. Словесное общение посредством письменных текстов есть речь: | |
а) письменная; | |
б) устная; | |
в) жестовая; | |
г) дактильная. | |
12. Онтогенетическое развитие человека можно охарактеризовать следующей последовательностью понятий: | |
а) индивид, личность, человек, индивидуальность; | |
б) индивид, человек, личность, индивидуальность; | |
в) индивид, человек, индивидуальность, личность; | |
г) человек, индивид, личность, индивидуальность. | |
13. З. Фрейд полагал, что эдипов комплекс развивается на стадии: | |
а) оральной; | |
б) анальной; | |
в) фаллической; | |
г) генитальной. | |
14.Такие категории как «легкость», «гибкость», «оригинальность» используются при оценке: | |
а) двигательных способностей; | |
б) интеллектуальных способностей; | |
в) творческих способностей; | |
г) общих способностей. | |
15.Подберите синоним к выражению «креативные способности»: | |
а) интеллектуальные; | |
б) творческие; | |
в) двигательные; | |
г) природные. | |
16. Тип темперамента, характеризующийся легкой ранимостью и склонностью к глубоким переживаниям, присущ: | |
а) холерику; | |
б) сангвинику; | |
в) флегматику; | |
г) меланхолику. | |
17. По Э. Кречмеру, замкнутость, эмоциональная ранимость, быстрая утомляемость характерны для: | |
а) пикников; | |
б) астеников; | |
в) атлетиков; | |
г) диспластиков. | |
18. Потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре, является особенностью | |
а) демонстративного типа; | |
б) дистимического типа; | |
в) циклотимического типа; | |
г) эмотивного типа. | |
19.Такие черты личности, как скромность и самокритичность, эгоизм, характеризуют отношение личности: | |
а) к людям; | |
б) к деятельности; | |
в) к общественной и личной ответственности; | |
г) к себе. | |
20.Состояния, содержанием которых является непреодолимая боязнь конкретных ситуаций, предметов, существ или неопределенный беспредметный страх, называются; | |
а) аффектом; | |
б) фобиями; | |
в) стрессом; | |
г) фрустрацией. | |
21.Психический процесс отражения действительности, заключающийся в запоминании, сохранении, и последующем воспроизведении прошлого опыта есть: | |
а) мышление; | |
б) внимание; | |
в) ощущение; | |
г) память; | |
22. Отдельно взятый человек в совокупности всех присутствующих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических, есть: | |
а) индивид; | |
б) личность; | |
в) индивидуальность; | |
г) субъект. | |
23.Психическая деятельность человека, проявляющаяся в сознательных действиях, направленных на достижение поставленных целей, осуществление которых связано с преодолением трудностей и препятствий, есть: | |
а) мотивация; | |
б) эмоции; | |
в) чувства; | |
г) воля. | |
24.Низкая контактность, робость, неуверенность в себе, минорное настроение свойственно людям | |
а) экзальтированного типа; | |
б) тревожного тип; | |
в) гипертимического типа | |
г) демонстративного типа. | |
25.Отражение в сознании человека его отношений к действительности, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении высших потребностей, есть: | |
а) воля; | |
б) чувства; | |
в) эмоции; | |
г) мотивации. | |
26.Переживания, снижающие активность личности, есть: | |
а) страсть; | |
б) астенические чувства; | |
в) настроение; | |
г) стенические чувства | |
27.Все выразительные движения рассматриваются как результат внутриорганических изменений в организме, считал: | |
а) Ч. Дарвин; | |
б) Джемс – Ланге | |
в) В. Вундт; | |
г) П. К. Анохин. | |
28.Самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека, называется: | |
а) собственно эмоцией; | |
б) аффектом; | |
в) настроением; | |
г) чувством. | |
29.Устойчивой склонностью человека воспринимать угрозу своему «Я» в разных ситуациях характеризуется такое эмоциональное состояние, как: | |
а) настроение; | |
б) стресс; | |
в) тревога; | |
г) гнев. | |
30. Чувство сильного возмущения, негодования, есть: | |
а) настроение; | |
б) стресс; | |
в) тревога; | |
г) гнев. | |
31.Эмоциональное состояние взрывного характера, бурно протекающее, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля, называется: | |
а) аффектом; | |
б) апатией; | |
в) эмпатией; | |
г) иронией. | |
32. Чувства красоты, особенно ярко проявляющиеся при восприятии произведений искусства, явлений природы, событий общественной жизни, называются чувства: | |
а) моральными; | |
б) интеллектуальными; | |
в) эстетическими; | |
г) практическими. | |
33.Какая из указанных характеристик относится к волевой: | |
а) настойчивость; | |
б) жадность; | |
в) трудолюбие; | |
г) аккуратность. | |
34.Умение работать творчески, предпринимая действия и поступки по собственному почину, есть: | |
а) дисциплинированность; | |
б) смелость; | |
в) исполнительность; | |
г) инициативность. | |
35.Сознательное подчинение своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку, есть: | |
а) дисциплинированность; | |
б) смелость; | |
в) исполнительность; | |
г) инициативность. | |
36.Старательность, выполнение в срок поручений и своих обязанностей. | |
а) дисциплинированность; | |
б) смелость; | |
в) исполнительность; | |
г) инициативность. | |
37. Эта стадия в развитии волевого действия считается заключительной | |
а) принятия решения; | |
б) исполнения; | |
в) возникновения побуждения и постановки цели; | |
г) обсуждения и борьбы мотивов. | |
38. Одна из разновидностей мотивации деятельности, связанная с потребностью индивида добиваться успехов и избегать неудач, называется: | |
а) мотивацией достижения; | |
б) аффилиацией; | |
в) альтруизмом; | |
г) мотивом власти. | |
39. Процесс, направленный на достижение цели, называется: | |
а) операцией; | |
б) действием; | |
в) мотивом; | |
г) умением. | |
40. Числом объектов или их элементов, одновременно воспринимаемых с одинаковой степенью ясности и отчетливости, оценивается такой показатель внимания, как: | |
а) концентрация; | |
б) переключение; | |
в) распределение; | |
г) объем. |
Вариант №
1. Признание психологии как самостоятельной науки было связано | |
а) с созданием специальных научно-исследовательских учреждений | |
б) с развитием метода интроспекции; | |
в) с развитием метода наблюдения; | |
г) с выходом трактата Аристотеля «О душе». | |
2. Метод психологии, заключающийся в фиксации проявлений поведения и получении суждений о субъективных психических явлениях, - это метод: | |
а) наблюдение; | |
б) эксперимент; | |
в) тест; | |
г) социометрия. | |
3.Педология была объявлена лженаукой и прекратила существование в нашей стране: | |
а) в 1928 г. | |
б) в 1932 г. | |
в) в 1936 г. | |
г) в 1939 г. | |
4.Термин «психология» в научный оборот ввел: | |
а) Р. Декарт; | |
б) Г. Лейбниц; | |
в) Х. Вольф; | |
г) Аристотель | |
5. Социальная психология изучает | |
а) психику животных; | |
б) психологические особенности трудовой деятельности человека; | |
в) социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотно- шения с людьми, с группой; | |
г) закономерности развития личности в процессе воспитания, обучения | |
6. З. Фрейд в психосексуальном развитии выделил: | |
а) 4 стадии; | |
б) 5 стадий; | |
в) 6 стадий; | |
г) 7 стадий. | |
7.Воспроизведение детьми действий взрослых и отношений между ними в особой условной форме – это исторически развивающийся вид деятельности: | |
а) игровой; | |
б) трудовой; | |
в) предметной; | |
г) ведущий. | |
8.Ощущения, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела, называются: | |
а) экстерорецептивными; | |
б) интерорецептивными; | |
в) проприорецептивными; | |
г) интерактивными. | |
9. Память, основанная на повторении материала без его осмысления, называется: | |
а) долговременной; | |
б) эмоциональной; | |
в) произвольной; | |
г) механической. | |
10. В умении проникать в сущность сложных явлений, процессов выражается такое качество мышления, как: | |
а) широта; | |
б) глубина; | |
в) самостоятельность; | |
г) гибкость. | |
11.Словесное общение посредством языковых средств, воспринимаемых на слух есть речь: | |
а) письменная | |
б) устная; | |
в) жестовая; | |
г) дактильная. | |
12. Из следующих понятий: «человек», «индивидуальность», «личность», «индивид» - наименее широким по содержанию является понятие: | |
а) человек; | |
б) индивидуальность; | |
в) личность; | |
г) индивид. | |
13.Факторами формирования личности являются: | |
а) среда, воспитание, образование; | |
б) воспитание, среда, наследственность; | |
в) характер, наследственность, воспитание; | |
г) темперамент, характер, воспитание. | |
14.Такие качества, как ловкость рук, пальцев, скорость движений относятся к: | |
а) моторным способностям; | |
б) интеллектуальным способностям; | |
в) креативным способностям; | |
г) творческим способностям. | |
15. Автор этой теории предполагал, что на основе выпуклостей на черепе, можно делать выводы о способностях человека. Кто автор этой теории? | |
а) Аристотель; | |
б) Ф.А. Галль; | |
в) К. Клейст; | |
г) Л. С. Выготский. | |
16. По И. П. Павлову, сильный, неуравновешенный и подвижный тип нервной системы характерен для: | |
а) сангвиников; | |
б) флегматиков; | |
в) холериков; | |
г) меланхоликов. | |
17. Теория У. Шелдона относится к теориям темперамента: | |
а) гуморальным; | |
б) конституциональным; | |
в) нейродинамическим; | |
г) поведенческим. | |
18. Бурная реакция на происходящее, крайняя впечатлительность по поводу любого события является главной чертой: | |
а) дистимического типа; | |
б) экзальтированного типа; | |
в) циклотимического типа; | |
г) педантичного типа. | |
19. Аккуратность, бережливость, щедрость – это: | |
а) черты, характеризующие отношение личности к вещам; | |
б) черты, проявляющиеся по отношению к другим; | |
в) система отношений человека к самому себе; | |
г) черты, проявляющиеся в деятельности. | |
20. Переживание удовлетворения потребности в чем-либо называется: | |
а) интересом; | |
б) радостью; | |
в) удивлением; | |
г) недоумением. | |
21.Творческая деятельность, основанная на создании новых образов, называется: | |
а) восприятием; б) мышлением; | |
в) воображением; | |
г) вниманием. | |
22. Феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием, есть: | |
а) личность; | |
б) индивид; | |
в) индивидуальность; | |
г) человек. | |
23.Индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения, есть: | |
а) способности; | |
б) темперамент; | |
в) характер; | |
г) мотивация. | |
24. Высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость является главной чертой | |
а) тревожного типа; | |
б) экзальтированного типа; | |
в) педантичного типа; | |
г) дистимического типа | |
25.Побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность, есть | |
а) мотивация; | |
б) эмоции; | |
в) чувства; | |
г) воля. | |
26.Положительные эмоции возникают в том случае, если обратная информация совпадает или превышает ожидаемую, и наоборот, недостаток обратной информации порождает отрицательные эмоции, так считал: | |
а) Ч. Дарвин; | |
б) Джемс – Ланге; | |
в) В. Вундт; | |
г) П. К. Анохин. | |
27.Постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека, называется: | |
а) аффектом; | |
б) апатией; | |
в) эмпатией; | |
г) иронией. | |
28. Переживания человеком его отношения к другим людям, к обществу, называется чувствами: | |
а) моральными; | |
б) интеллектуальными; | |
в) эстетическими; | |
г) практическими. | |
29.Тонкая, скрытая насмешка при внешнем вполне положительном, даже одобрительном отношении к тому, о ком идет речь, называется: | |
а) аффектом; | |
б) апатией; | |
в) эмпатией; | |
г) иронией. | |
30.Устойчивое эмоциональное состояние, отражающееся на деятельности человека, называется: | |
а) депрессия; | |
б) настроение; | |
в) апатия; | |
г) стресс. | |
31.Состояние усталости, сопровождаемое пониженной работоспособностью, называется: | |
а) депрессия; | |
б) усталость; | |
в) апатия; | |
г) эйфория. | |
32.Способность человека самостоятельно принимать ответственные решения и неуклонно реализовать их в деятельности характеризуют его: | |
а) настойчивость; | |
б) самостоятельность | |
в) принципиальность; | |
г) решительность. | |
33.Какая из указанных характеристик не относится к воле: | |
а) целеустремленность; | |
б) мужество; | |
в) нравственность; | |
г) выдержка. | |
34.Возможность человека определить свои поступки, ориентируясь не на давление окружающих, не на случайные влияния, а исходя из своих убеждений, знаний, характеризуют его: | |
а) настойчивость; | |
б) самостоятельность; | |
в) принципиальность; | |
г) самоуверенность. | |
35.Способность человека к длительному и неослабному напряжению энергии; неуклонное движение к намеченной цели проявляется как: | |
а) настойчивость; | |
б) сознательность; | |
в) оптимизм; | |
г) трудолюбие. | |
36.Основным содержанием первой ступени в развитии волевого действия является: | |
а) принятие решения; | |
б) исполнение; | |
в) возникновение побуждения и постановка цели; | |
г) стадия обсуждения и борьба мотивов. | |
37. Устойчивое и отчетливое выраженное стремление человека иметь власть над другими людьми, есть | |
а) мотивация достижения; | |
б) аффилиация; | |
в) альтруизм; | |
г) мотив власти. | |
38. Обычно мало осознаются или совсем не осознаются человеком: | |
а) действия; | |
б) операции; | |
в) деятельность; | |
г) умения. | |
39.С мыслительной деятельностью, речью, памятью и осознанием положения тела в пространстве особенно тесно связаны такие зоны коры головного мозга, как: | |
а) сенсорные; | |
б) моторные; | |
в) ассоциативные; | |
г) гностические. | |
40. Степень сосредоточенности внимания на объекте – это такой показатель внимания, как: | |
а) объем; | |
б) концентрация; | |
в) распределение; | |
г) переключение. |
Критерии оценки.
Оценка «5» – 85-100% правильно выполненных заданий.
Оценка «4» – 75-85% правильно выполненных заданий.
Оценка «3» – 50-75% правильно выполненных заданий
Оценка «2» - менее 50% правильно выполненных заданий
- Перечень рекомендуемой литературы
Основная литература
- Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М.: Издательский центр «Академия», 2002.
- Дарвиш О.Б. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.Б. Дарвиш; под ред. В.Е. Клочко. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 264 с.
- Крысько В.Г. Этническая психология: учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 320 с.
- Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е.И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 448 с.
- Пономарев Я. А. Психология творчества. М.: ВЛАДОС, 1999.
- Сластенин В.А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. – 6-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 480 с.
- Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
Дополнительная литература
- Гамезо, М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. институтов. – М.: Просвещение, 1986. – 272 с.
- Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. – М.: ЧеРо, 1996. – 336 с.
- Крысько, В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Мн.: Харвест. – М.: АСТ, 2000. – 384 с.
- Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. – 4-е изд. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. – 584 с.
- Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3-х кн. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2000. - Кн. 1. Общие основы психологии. – 576 с.
- Николаенко Н.Н. Психология творчества. – СПб.: Речь, 2005. – 277 с.
- Платонов, К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учеб. пособие для учеб. заведений профтехобразования. – 2-е изд., переработ. и доп. – М.: Высш. шк., 1984. – 174 с.
- Петровский, А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотипное. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 512 с.
- Петровский, А.В., Ярошевский М.Г. Теоретическая психология: Учебник для студентов психол. фак. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 496 с.
- Петрушин, В.И. Музыкальная психология: Учеб. пособие для студентов и преподавателей.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997.-384с.
- Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
- Рубинштейн С.Р. Основы общей психологии. – С–Пб.: Питер Ком, 1998. – 608 с..
- Словарь психолога-практика / Сост. С.Ю. Головин. – 2-е изд., перераб. и доп.– Мн.: Харвест; М.: АСТ, 2001. – 976 с. – (Библиотека практической психологии).
- Хьел Л., Зиглер Д. Теории личности. – С–Пб.: Питер Ком, 1998. – 608 с.
3.2. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Учебные занятия по психологическому практикуму разделяются на два вида: аудиторные и самостоятельные. Эти типы занятий представляют собой две стороны учебной работы студентов по основной образовательной программе.
Основными видами аудиторных занятий являются консультации. Они проводятся парами академических часов, между которыми делается перерыв.
Учебная деятельность студентов предполагает большую самостоятельную работу при изучении научной литературы. Важнейшими видами учебной работы являются также научно-исследовательская работа, которая выставляется на Катановские чтения.
В конце четвертого семестра во время экзаменационной сессии студенты сдают зачет.
Семинар по психологии в отличие от лекции предполагает участие студентов в обсуждении учебного материала. Формы их деятельности могут быть разными. Существенно, однако, то, что на семинарском занятии говорят студенты, а преподаватель руководит этим процессом. Семинарские занятия в учебном процессе выполняют следующие функции:
1) закрепление знаний;
2) расширение знаний;
3) развитие умений самостоятельной работы;
4) стимулирование интеллектуальной деятельности.
На семинарах студенты имеют возможность закрепить знания, полученные на лекциях или из книг, в процессе их пересказа или обсуждения. Помимо этого, подготовка к семинарам по первоисточникам (а не только по учебникам) и выступление с сообщениями расширяют знания студентов по курсу. Необходимость подготовки к таким занятиям развивает умения самостоятельного поиска и переработки информации. При определенной форме организации занятий, при определенном типе постановки заданий и вопросов на семинарах они могут стимулировать аналитическую и обобщающую интеллектуальную деятельность студентов, развивать их критическое мышление при усвоении знаний.
Практическое занятие по психологии, в отличие от семинарского, предполагает не просто обсуждение студентами учебного материала, а выполнение ими определенных практических заданий. Практические занятия для студентов находятся в «Рабочей тетради по психологическому практикуму»
Консультация как вид учебных занятий – это беседа преподавателя и студента, в которой студенты спрашивают совета и разъяснений преподавателя по определенным вопросам, связанным с учебным процессом. Консультация может проводиться индивидуально со студентом или с группой студентов. Она может иметь разные цели. Например, это может быть разъяснение отдельных трудных вопросов учебного курса. Консультации проводятся также во время подготовки студентов к экзаменам и способствуют обобщению знаний студентов по учебному курсу.
К самостоятельной учебной работе студентов относятся самостоятельное чтение учебных пособий, подготовка к семинарам и практическим занятиям,диагносическая деятельнсть.
Самостоятельное чтение учебных пособий, первоисточников и конспектов может использоваться в разных ситуациях учебной работы студентов:
- на уроках, семинарах, практических занятиях;
- при подготовке к практическим занятиям;
- при подготовке реферативных работ;
- при подготовке к зачетам.
Одной из актуальных методических проблем данного вида самостоятельной работы является обучение умениям осмысленного чтения, развитие навыков понимания психологических текстов. Наибольшую трудность дли студентов, представляет чтение научных монографий и статей. В отличие от учебных пособий они не адаптированы для учебных целей и для соответствующей категории студентов. Сталкиваясь со сложным для восприятия стилем научного текста, некоторые студенты испытывают значительные трудности в его понимании и поэтому ограничиваются механическим заучиванием формулировок.
В этой связи важной задачей преподавателя является использование заданий способствующих развитию у студентов соответствующих умений чтения. Это могут быть, например:
- задания по составлению подробного структурированного плана раздела;
- задания по свободному (без опоры на конспект) пересказу раздела текста;
- поиск ответа на заранее поставленные к тексту вопросы;
- ответы на конкретные вопросы по разделу, направленные на выявление понимания основных понятий, умения сравнивать, анализировать, синтезировать и обобщать;
- задания по формулированию отдельных мыслей текста в другой стилистической и синтаксической форме;
- составление краткого конспекта текста;
- составление опорной графической схемы раздела с текстовыми пояснениями;
- составление резюме прочитанного текста.
Написание конспекта статьи, раздела книги, довольно типичное задание, которое преподаватель дает студентам при подготовке к семинару, практическому занятию, уроку. Предполагается, что конспектирование помогает продумыванию первоисточника.
Для того чтобы конспектирование первоисточником выполняло познавательную функцию, студентов нужно обучать соответствующим умениям, в том числе:
- отбору существенной информации и отделению ее от второстепенной;
- лексической и синтаксической переработке текста;
- схематизации и структурированию прочитанного материала;
- формулировке резюме по прочитанному материалу.
В этом случае конспектирование будет способствовать осмысленному усвоению знаний.
Подготовка к лекциям, семинарам и практическим занятиям представляет собой внеаудиторную самостоятельную работу студентов. Самостоятельная подготовка студента к лекции должна состоять в первую очередь в перечитывании конспекта предыдущей лекции. Это помогает лучше понять материал новой лекции, опираясь на предшествующие знания. К сожалению, это делают лишь те немногие студенты, у которых сформировалось умение самоорганизации.
Самостоятельная подготовка к семинарскому и практическому занятию заключается в прочитывании конспекта соответствующей лекции, чтении соответствующего раздела учебника и первоисточников. Главными задачами этой подготовки обычно являются:
- повторение теоретических знаний, усвоенных в рамках аудиторной работы;
- расширение и углубление знаний по теме занятия.
Знания, полученные в процессе такой самостоятельной работы, являются теоретической базой для обсуждения вопросов семинарского занятия, для выполнения лабораторной работы или практического задания.
Подготовка студентов к зачетам и экзаменам представляет собой важный тип самостоятельной учебной деятельности, прежде всего потому, что она позволяет систематизировать полученные знания и умения.
Вот некоторые наиболее типичные советы, которые даются студентам при подготовке к зачету:
- Приступая к подготовке к зачету, полезно составить план. Составляя план на каждый день, необходимо четко определить, что именно вы будете изучать сегодня. При этом следует избегать обобщенных формулировок: «Немного позанимаюсь», следует указывать, какие именно разделы вы будете прорабатывать сегодня.
- Полезно определить, кто вы — «сова» или «жаворонок», и в зависимости oт этого максимально загрузить утренние или, напротив, вечерние часы.
- Конечно, хорошо начинать с самого трудного, т. е. с того раздела, который вы заведомо знаете хуже всего. Но бывает и так, что заниматься не хочется, в голову ничего не идет — как говорится, «нет настроения». В таком случае полезно начать с того, что вы знаете лучше, с того материала, который вам более всего интересен и приятен. Возможно, постепенно вы войдете в нужный ритм работы и сможете перейти к более трудным разделам.
4) Полезно чередовать работу и отдых. Перерывы лучше делать по завершении изучения какой-либо части учебного материала, примерно каждый час. Перерывы лучше не затягивать, но стараться сделать их активными. Можно в это время вымыть посуду, полить цветы, сделать зарядку
5) Готовясь к зачету, не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, вспомните и обязательно кратко запишите все, что вы знаете по этому вопросу, и лишь затем проверьте себя по учебнику. Особое внимание обратите на подзаголовки главы или раздела учебника, на правила и выделенный текст. Проверьте правильность дат, основных фактов. Только после этого внимательно, медленно прочитайте учебник, выделяя главные мысли, – это опорные пункты ответа. Надо всегда помнить, что ваша задача не вызубрить, а понять материал. Поэтому концентрируйте внимание на ключевых мыслях.
6) При подготовке к зчету полезно структурировать материал, составляя план, схемы, причем обязательно делать это не в уме, а на бумаге. Такая фиксация на бумаге очень важна. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала и даже иногда непосредственно при ответе на экзаменах.
7)В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал: вновь кратко запишите планы ответов на все вопросы, которые были проработаны в этот день.
8) Ответы на наиболее трудные вопросы полностью, развернуто изложите маме, другу – любому, кто захочет слушать, причем старайтесь это делать так, как требуется на экзаменах. Очень хорошо записать ответ на магнитофон, а потом послушать себя как бы со стороны. Перед устным экзаменом хорошо попробовать изложить ответы на наиболее трудные вопросы, стоя перед зеркалом (желательно таким, чтобы можно было видеть себя в полный рост), обращая внимание на позу, жесты, выражение лица. Почему это надо делать? В психологии установлено, что чем значительнее различия в состояниях человека в тот момент, когда он получает информацию (готовится к экзамену) и воспроизводит ее (сдает экзамен), тем труднее ему извлекать информацию из памяти. Готовиться обычно приходится дома, сидя, а то и лежа, в спокойной обстановке, расслабившись, а, отвечая на экзамене, человек испытывает напряжение, волнение. Когда вы излагаете ответ или записываете его на магнитофон, вы сближаете эти два состояния. Важно и то, что речь «про себя» отличается от речи вслух: она краткая, сжатая. Когда вы пересказываете ответ, вы включаете память, помогающую вам отвечать не на внутреннем, а на общедоступном языке. Только тут и выясняется, какие аспекты материала вы усвоили твердо.
9) Если в какой-то момент подготовки к зачету вам начинает казаться, что это выучить невозможно и вы никогда не сможете запомнить всего, что требуется, подумайте о том, сколько информации по этому предмету вы уже усвоили, дайте себе отчет в том, где вы находитесь и сколько вам еще предстоит пройти, чтобы освоить весь материал. Только делать это надо как можно конкретнее. Не «Ой, мамочки, я ничего не знаю» или «Я все равно ничего не успею, так не лучше ли все это бросить», а, отделив легкие или сравнительно легкие для вас вопросы и темы от тех, которые вы рассматриваете как свою собственную проблему. А затем сосредоточьтесь на том, что вам нужно выучить, как бы перекидывая мостик между тем, что вы знаете и чего не знаете.
- Рекомендации по использованию информационных технологий
С целью повышения эффективности и качества изучения дисциплины рекомендуется использовать мультимедийные технологии
Раздел 4. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для организации лекций-презентаций необходим ноутбук, проектор, экран, сетевой фильтр
Раздел 5. Перечень ключевых слов (основных понятий и терминов)
Абстракция Агрессивность Адаптация Активность Акцентуация характера Альтруизм Анализ Анализаторы Апатия Арттерапия Ассоциация Аффекты Аффилиация Бессознательное Блоки мозга функциональные Валидность Внимание Внимание интеллектуальное Внимание непосредственное Внимание непроизвольное Внимание опосредованное Внимание природное Внимание произвольное Внимание социально обусловленное Внимание чувственное Внимания виды Внимания объем Внимания переключаемость Внимания распределение Внимания сосредоточенность Внимания устойчивость Внушение Волевого действия структура Возбудимость Волевые качества Воли значение в жизни Воли определение Воли связь с мотивацией Воли сила Воля Воображение Воображение активное Воображение пассивное Воображение продуктивное Воображение репродуктивное Восприятие Восприятие времени Восприятие движений Восприятия законы Восприятие иллюзий Восприятие категориальность Восприятие константность Восприятие предметность Восприятие пространства Восприятие удаленности Восприятие формы предметов Восприятие целостность Выдержка Гениальность Дедукция Действия Депрессия Деятельности виды Деятельности компоненты Деятельности мотивация Деятельности структура Деятельность Дисциплинированность Желания Забывание Запоминание Игра Индивид Индивидуальность | Индукция Инициативность Интеллект Интеллекта тесты Интересы Исполнительность Конкретизация Конформность Кора головного мозга Культурно-историческая теория Л.С. Выготского Личности структура Личность Методики Методы исследования Методы психодиагностические Методы психокоррекционные Методы психологии Мнемические способности Мозг Мотивация Мотивация достижения успехов Мотивы Мышление Мышление наглядно-действенное Мышление наглядно-образное Мышление образное Мышление понятийное Мышление практическое Мышление творческое Мышление теоретическое Мышления логические операции Мышления процессы Наблюдение Навыки Надежность Настойчивость Настроение Нейроны Нервная система Обобщение Одаренность Опросы Ориентации ценностные Отношения межгрупповые Отношения межличностные Отрасли психологии Ощущений абсолютный порог Ощущений виды Ощущений изменения Ощущений измерение Ощущений относительный порог Ощущения Ощущения модальность Памяти виды Памяти индивидуальные различия Памяти нарушения Памяти процессы Памяти развития концепция Памяти связь с воображением Памяти теории Память Память зрительная Память логическая Память слуховая Память эйдетическая Переключаемость Перцепция Перцептивной психики стадия Поведение Повторение Подражание Подход деятельностный Подход когнитивистский | Подход поведенческий Подход психоаналитический Понятие Потребностей классификация Потребности Привычки Принципиальность Притязаний уровень Продуктивность Процессы психические Психика Психика животных Психики развитие эволюционное Психологии объект Психологии предмет Психология Психология искусства Психология общения Речи виды Речи отличие от языка Речь Решительность Самонаблюдение Самооценка Самостоятельность Сенсибилизация Синтез Система лимбическая Смелость Совместимость психологическая Сознание Состояния психические Способностей и навыков различие Способностей компенсация Способности Способности коммуникативные Способности общие Способности практические Способности специальные Способности творческие Способности теоретические Сравнение Стиль деятельности индивидуальный Страсть Стресс Структура психологии Субъект Суждение Талант Творчество Темперамент Темперамента свойства Темперамента связь с основными свойствами личности Теория личности Тест Тревожность Труд Узнавание Умения Умозаключение Установки Фрейдизм Фрустрация Характер Характера структура Характера типология Характера черты Целеустремленность Чувства астенические Чувства стенические Чувство Эмоции Эмпатия Этнопсихология Язык |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа практикума по русскому языку. Подготовка к ЕГЭ.
Рабочая программа практикума по русскому языку 11 класс (подготовка к ЕГЭ).Программа разработана на основе учебно-методического пособия Н.А. Сенининой "Русский язык.Подготовка к ЕГЭ", учебно -ме...
Рабочая программа "Практикум по русскому языку"
Рабочая программа 2-го вида « Практикум по русскому языку» для 5 класса составлена на основе методической литературы. Занятия по практикуму способствуют расширению знаний...
Рабочая программа практикума по математике для 10-11 классов
Модифицированная программа по практикуму по математике для 10-11 классов разработана на основе государственной программы по математике, с учётом обязательного минимума содержания сре...
Рабочая программа "Практикум по решению задач" 5 класс (ФГОС)
Рабочая программа "Практикум по решению задач" для 5 класса составлен в соответствии с новыми ФГОС, рассчитан на 1 час в неделю...
Рабочая программа Практикум по русскому языку 9 класс
1 час в неделю...
Рабочая программа Практикум по русскому языку 12 класс
1 час в неделю. Заочная форма обучения...
Рабочая программа "Практикум по математике" 10 класс
Цель курса: повторение, обобщение и закрепление курса алгебры и начал анализа, усиление практической части основного курса при подготовке к ЕГЭ...