Рабочая программа "Профориентационный модуль"
методическая разработка по психологии на тему

Документ содержит рабочую программу учебного курса для учащихся 8-9 классов "Профориентационный модуль"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r.p._proforientatsionnyy_modul.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение        

«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»

Пункт 2.2. Основной образовательной

программы основного общего образования

(в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря   2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебный курс: «Профориентационный модуль»

Класс: 8-9

Составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной  решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 8 апреля 2015 г. № 1/15)

г. Нефтеюганск

Пояснительная записка

Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально- экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.

Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе («образ «Я») и о мире профессионального труда (анализ профессиональной деятельности) с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности (профессиональная проба).

Цель курса: актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда.

Задачи курса:

  • повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
  • сформировать положительное отношение к самому себе, создание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
  • обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.

                Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений.

Занятия курса проходят в виде различных форм учебной деятельности, таких как, деловые игры, беседы, встречи, тренинги, экскурсии, мастер классы, «мозговой штурм», работа в парах и группах.

Результаты освоения учебного курса

Личностные:

- находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профессии;

- объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;

- ставить цели и планировать действия для их достижения;

- выполнять профессиональные пробы, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;

- использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;

- анализировать информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности);

- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

                Метапредметные:

- работать с различными источниками информации;

- использовать навыки учебно-исследовательской деятельности в своей работе;

- участвовать в деятельности по изучению социальных, экономических и психологических сторон профессий;

- развитие навыков взаимодействия со взрослыми людьми;

- применять коммуникативные и презентационные навыки.

                Предметные:

- расширить знания об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; 

- расширить знания о понятии темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей;

  •  знать требования современного общества к профессиональной деятельности человека;
  •  расширить знания о понятии рынок профессионального труда, профессионализм и востребованность профессий в современном обществе.  

                Планируемые результаты изучения учебного курса

  • сформировать у учащихся адекватные представления о себе и своем профессиональном соответствии;
  • сформировать знания учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии;
  • обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
  • сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях;
  • помочь учащимся принять осознанное решение о профессиональном выборе и направлении дальнейшего обучения;
  • повысить мотивацию молодежи к труду.

Тематическое планирование курса (8 класс)

п/п

Тема

Основные виды деятельности

1.

Понятие о профессии. Характеристики профессии.

- расширение знаний о трудовой деятельности человека и профессии;

- знакомство с технологическими, экономическими, педагогическими, медицинскими и психологическими характеристиками профессии.

2.

Многообразие мира профессий

- анализ значения важности труда в жизни человека и общества;

- расширение знаний о многообразии мира профессий;

-  осознание учащимися профессионально важных качеств.

3.

Рынок труда

- встреча с представителями КУ «Нефтеюганский центр занятости населения»;

- расширение знаний о том, как устроен и как работает рынок труда;

- знакомство с миром рынка востребованных профессий.  

4.

Профессиональные пробы

- знакомство с организацией МБУК «Центральная городская библиотека», рабочими залами и специалистами;

- участие в деловой игре «Мир профессий».

5.

Представление о себе и проблемах выбора профессии

- расширение знаний о мотивах выбора профессии, спросе и моде на профессии, образе «Я» как система представлений о себе;

- изучение уровня самооценки и уровня притязаний;

- участие в игре «Чемодан хороших качеств».

6.

Социальные проблемы труда

- расширение знаний об общественном разделение труда, его формах, содержании, характере трудовых функций, профессионализации, специализации и квалификации.

7.

Профессиональные склонности и интересы

- знакомство с понятиями индивидуальные интересы и профессиональные намерения;

- изучение склонностей и профессиональных интересов учащихся.

8.

Профессиональные пробы

- знакомство с дошкольными группами МБОУ «СОШ № 5»;

- расширение знаний о профессии «воспитатель дошкольной организации», методах и техниках работы;

- участие в мастер-классах.

9.

Анализ профессий

- знакомство с понятием формула профессии, профессиограмма;

- участие в деловой игре «Угадай профессию».

10.

Здоровье и выбор профессии

- встреча с представителями здравоохранения

г. Нефтеюганска;

- расширения знаний об учёте состояния здоровья при выборе профессии, «неблагоприятные производственные факторы», рекомендованные типы профессий по медицинским противопоказаниям.

11.

Характеристика списка особо опасных профессий.

- знакомство с понятием и видами особо опасных профессий;

- анализ необходимости и готовности людей к работе связанной с риском.

12.

Профессиональные пробы

- знакомство с учреждением ФГБОУ ВПО «Нефтегазовый индустриальный колледж;

- встреча с представителями образовательного учреждения.

-  знакомство с  учебными кабинетами и обучаемыми специальностям.

13.

Характеристика списка дефицитных профессий.

- знакомство с понятием и видами дефицитных профессий;

- анализ важности и причин отсутствия желания людей работать в этих сферах жизнедеятельности.

14.

Характеристика списка новых профессий.

- знакомство с понятием и видами новых профессий;

- анализ востребованности новых профессий в повседневной жизнедеятельности человека.

15.

Профессиональные пробы

- знакомство с учреждением БУ ПО «Нефтеюганский политехнический колледж»;

- встреча с представителями образовательного учреждения;

- знакомство с  учебными кабинетами и обучаемыми специальностям.

16.

Профессиональные учебные заведения ХМАО

- знакомство с понятиями государственная аккредитация, лицензия, форма обучения, специальности;

- расширение знаний об условиях приема в учебные заведения, написание заявлений и сбор документов для поступления;

- участие в игровой дискуссии «Кто нужен нашему городу?».

17.

Мои жизненные ориентиры и планы  будущего.

- познание собственных жизненных ориентиров, влияющих на выбор профессии;

- развитие навыков по планированию своего профессионального пути.

Содержание курса «Профориентационный модуль» (8 классы)

Тема 1. Понятие о профессии. Характеристики профессии – 1 ч. 

                Трудовая деятельность человека и профессии. «Профессионал», «любитель», «дилетант». Технологические, экономические, педагогические, медицинские и психологические характеристики профессии. Профессии вымирающие. Психологическая карта профессий. Психологические типы и классы профессий. Как можно познакомиться с разными профессиями?

Тема 2. Многообразие мира профессий - 1 ч.

                Разнообразие списка профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.

Тема 3. Рынок труда - 1ч. 

                Встреча с представителями КУ «Нефтеюганский центр занятости населения». Как устроен и как работает рынок труда? «Продавцы», «покупатели» и «товар» на рынке труда. «Посредники» на рынке труда. Профессионализм как товар - цена труда. Стабильность спроса на профессии. Что ты должен знать об экономике Ханты-Мансийского автономного округа?

Тема 4. Профессиональные пробы - 1ч.

Экскурсия в МБУК «Центральная городская библиотека». Знакомство с организацией, рабочими залами и специалистами. Деловая игра по профориентации «Мир профессий».

Тема 5. Представление о себе и проблема выбора профессии - 1ч.

                Мотивы выбора профессии. Спрос и мода на профессии. Как определить свое место на «психологической карте профессий?» Профессионально важные качества, склонности и профессиональные способности.

Тема 6. Социальные проблемы труда - 1ч.

                Общественное разделение труда. Территориальное разделение труда. Формы разделения труда на предприятии. Социальные перемещения. Содержание и характер трудовых функций. Профессионализация, специализация, квалификация. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу». Цель труда и его результаты Умственный и физический труд. Характер и культура труда. Современные требования к труду. Предметы, средства и условия труда.

                Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов. Индивидуальные интересы и профессиональные намерения. Дифференциально-диагностический опросник А. Климова «Я предпочту» (исследование склонностей и профессиональных интересов).

Тема 7. Профессиональные склонности и интересы – 1ч.

Тема 8. Профессиональные пробы - 1ч.

                Мастер классы в дошкольных группах МБОУ «СОШ №5». Знакомство с учреждением, профессией «воспитатель дошкольной организации», методами и техниками работы.

Тема 9. Анализ профессий – 2ч.

                Условия труда. Способы классификации профессий. Профессии типа «человек-человек», «человек-техника»,  «человек-природа», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ». Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности. Игра «Угадай профессию.

Тема 10. Здоровье и выбор профессии – 1ч.

                Учёт состояния при выборе профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль активного отдыха в зависимости от условий режима работы.

Тема 11. Характеристика списка особо опасных профессий - 1ч.

                Понятие и виды особо опасных профессий. Необходимость и готовность людей к работе связанной с риском.

Тема 12. Профессиональные пробы - 1ч.

                Знакомство с учреждением, встреча с представителями ФГБОУ ВПО «Нефтегазовый индустриальный колледж. Презентация учебных кабинетов и специальностей.

Тема 13. Характеристика списка дефицитных профессий - 1ч.

                Понятие и виды дефицитных профессий. Важность и причины отсутствия желания людей работать в этих сферах жизнедеятельности.

Тема 14. Характеристика списка новых профессий - 1ч.

                Характеристика видов новых профессий. Их востребованность в повседневной жизнедеятельности человека.

Тема 15. Профессиональные пробы - 1ч.

                Знакомство с учреждением, встреча с представителями БУ ПО «Нефтеюганский политехнический колледж». Презентация учебных кабинетов и специальностей.

Тема 16. Профессиональные учебные заведения ХМАО - 1ч.

                Государственная аккредитация. Лицензия. Форма обучения. Специальности. Условия приема в учебные заведения. Написание заявлений. Сбор документов для поступления. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу?».

Тема 17. Мои жизненные ориентиры и планы будущего - 1ч.

        Приветствие. Проективный рисунок «Моё эмоциональное отношение к выбору профессии». Упражнение «Моя будущая профессия». Упражнение «Багаж в дрогу». Рефлексия. Прощание.

Тематическое планирование курса (9 класс)

п/п

Тема

Основные виды деятельности

1.

Понятие профориентация. Три составляющие правильного выбора профессии.

- знакомство с понятием профориентация;

- изучение позиций, отражающих мнение на различные ситуации.

2.

Понятие личности. Эмоции.

- знакомство с понятиями личность, эмоции;

- анализ ситуаций, с которыми сталкивается человек в повседневной жизни.

- расширение знаний о чувствах человека, испытывающих в различных жизненных ситуациях.

3.

Природная основа личности. Темперамент.

- знакомство с понятиями личность, темперамент;

- определение уровня экстраверсии-интроверсии;

- экспрес-диагностика темпераментной структуры личности.

4.

Побудительные силы человека – мотивы, интересы, склонности.

- знакомство с понятиями мотивы, интересы и склонности;

- определение жизненно важных мотивов;

- оценка личной включенности в изучении школьных предметов.

5.

Ценностные ориентации и профессии.

- знакомство с понятием ценностные ориентации;

- определение ведущих ценностных ориентаций и их связь с выбором профессии.

6.

Способности и профессия.

- расширение знаний о общих и специальных способностях;

- изучение ровня развития общих способностей;

- определение влияния способностей на продуктивную деятельность.

7.

Профессиональные важные качества.

- знакомство с понятиями профпригодность, профессионально важные качества человека;

- выполнение задания секрет успеха.

8.

Этапы профессионального самоопределения.

- знакомство с этапами, стадиями и закономерностями построения профессиональной карьеры;

- создание модели профессионального развития.

9.

Карта самопознания.

- оценивание личных достижений в различных сферах деятельности, нахождение их взаимосвязи с построением профессиональной карьеры;

- изучение профессиональных намерений и жизненных планов;

- самооценка развития волевых качеств.

10.

Понятие профессия. Классификация профессий по предмету труда.

- расширение знаний о профессиях, их особенностях и классификациях;

- выполнение заданий на соотнесение профессий к тому или ному профессиональному типу.

11.

Профессиограмма.

- расширение знаний о положительных и отрицательных сторонах профессий разного типа;

- знакомство с понятием профессиограмма;

- выполнение задания на составление профессиограмм для профессий.

12.

Учреждения профессионального образования. Государственные образовательные стандарты.

- знакомство с видами учреждений профессионального образования, понятием государственный образовательный стандарт;

- выполнение задания на анализ и соотнесение профессий и специальностей к видам учреждений профессионального образования.

13.

Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования к профессионалу.

- изучение данных современного рынка труда, его требований к профессионалу;

- участие в игре «моё предприятие».

14.

Формы и сроки обучения, присеваемые квалификации. Правила поступления в учебные заведения.

- знакомство с понятиями формы и сроки обучения, квалификации, правила поступления в учебные заведения;

- составление возможных образовательных маршрутов после 9-го класса;

- расширение знаний об источниках информации, необходимых при выборе учебного заведения.

15.

Система профессиональных учебных заведений ХМАО.

- знакомство с информацией о профессиональных учебных заведениях города и ХМАО-Югры.

16.

Особенности и тенденции развития рынка труда ХМАО-Югры. Проблема трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования.

- выполнение задания, направленного на изучение ведущих предприятий города, ХМАО-Югры, востребованных специальностей и профессий;

- анализ статистики трудоустройства выпускников, окончивших профессиональные учебные учреждения, причин их успеха и неудач в поиске работы.

17.

Принятие решения в выборе профессии.

- анализ и принятие решения в профессиональном самоопределении;

- составление плана профессиональной карьеры.

Содержание курса «Профориентационный модуль» (9 классы)

Тема 1. Понятие «профориентация»

Понятие «профориентация». Три составляющие правильного выбора профессии. Край, в котором ты живешь: особенности социокультурного и экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа -  Югры.

Тема 2. Понятие личности. Эмоции.

Интеллектуальный, эмоциональный и мотивационный (поведенческий) компоненты целостности личности. Понятие «эмоции».

Тема 3. Природная основа личности. Темперамент.

Темперамент, его основные свойства и типы. Психологические характеристики темперамента и его проявление в деятельности.

Тема 4. Побудительные силы человека — мотивы, интересы, склонности.

Понятия мотива, интереса, склонности. Основные теории мотивации. Влияние структуры мотивации и сформированности интересов на успешность деятельности.

Тема 5. Ценностные ориентации.

Понятие ценностей и ценностных ориентаций и их связь с выбором профессии. Собственные ценностные ориентации.

Тема 6. Способности и профессия.

Понятия общих и специальных способностей, их влияние на продуктивность деятельности. Присущие учащимся способности.

Тема 7. Профессионально важные качества.

Профпригодность, профессионально важные качества.

Тема 8. Этапы профессионального самоопределения.

Этапы, стадии и закономерности построения профессиональной карьеры. Навыки и умения в сфере анализа и планирования.

Закономерности возрастного и профессионального развития. Понятия «профессиональная карьера», «возрастной период», «развитие профессионала».

Тема 9. Карта самопознания.

Навыки самопознания, самоанализа и рефлексии. Навыки самопрезентации и составления резюме.

Тема 10. Понятие «профессия». Классификация профессий по предмету труда.

Представление существующих профессий и их спецификаций. Особенности профессий. Классификация профессий. Принципы классификации профессий. Профессиональный выбор.

Тема 11. Профессиограмма.

Профессии разного типа. Выбор профессии. Скрытые положительные и отрицательные стороны профессий разного типа.

Тема 12. Учреждения профессионального образования. Государственные образовательные стандарты.

Виды учреждений профессионального образования. Государственные образовательные стандарты.

Тема 13. Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования к профессионалу.

Тема 14. Формы и сроки обучения. Присваиваемые квалификации. Правила поступления. Информация, необходимая при выборе учебного заведения.

Формы обучения, сроки освоения программ профессиональной подготовки с присваиваемой квалификацией. Правила приема в учебные заведения.

Сбор и анализ информации, которая поможет сделать правильный выбор образовательного маршрута.

Тема 15. Система профессиональных учебных заведений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Обзор учебных заведений высшего, среднего и начального профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Филиалы и негосударственные учебные заведения.

Тема 16. Особенности и тенденции развития рынка труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Проблема трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования.

Специфические черты экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Особенности рынка труда автономного округа. Проблема трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования.

Тема 17. Принятие решения при выборе профессии.

Стратегия принятия решений. Способы аналитического решения в ситуации профессионального самоопределения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа модуля ОПК курса ОРКСЭ в 4 классе

Программа составлена по учебнику "Основы православной культуры! автора А.Кураева...

рабочая программа модуля для 7 класса "География на английском языке"

Рабочая учебная программа модуля «география на английском языке» предназначена для учащихся 7-го класса с углубленным изучением иностранных языков, как пропедевтический образовательный курс, поддержив...

рабочая программа модуля для 6 класса "клуб иностранных языков"

Программа модуля «Клуб иностранных языков» имеет культурологическую направленность и призвана обеспечить усвоение учащимися базовых основ английского языка, немецкого и французского языков,...

Рабочая программа Модуль «Решение задач по генетике» 9 класс

Программа  модуля предназначена для учащихся 9 класса , носит межпредметный характер  и  рассчитана на 10 часов.Программа предназначена для дополнительного углубленного изучения предмет...

Рабочая программа Модуль «Экология человека» 8 класс

Программа  модуля «Экология человека» предназначена для учащихся 8 класса , носит межпредметный характер  и  рассчитана на 10 часов.Состояние окружающей среды становится всё менее ...

Рабочая программа Модуль «Юный эколог» 7класс

Программа  модуля «Юный эколог» предназначена для учащихся 7 класса , носит межпредметный характер  и  рассчитана на 10 часов. Данный модуль организован с целью углубления знаний п...

рабочая программа модуля МИФ (математика, информатика, физика) для 5 класса

Тематический образовательный  модуль «Логические задачи и анимация» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,...