Рабочая программа "Профориентационный модуль"
методическая разработка по психологии на тему
Документ содержит рабочую программу учебного курса для учащихся 8-9 классов "Профориентационный модуль"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r.p._proforientatsionnyy_modul.doc | 121 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5 «Многопрофильная»
Пункт 2.2. Основной образовательной программы основного общего образования (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования») |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебный курс: «Профориентационный модуль»
Класс: 8-9
Составлена в соответствии с примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
г. Нефтеюганск
Пояснительная записка
Профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально- экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.
Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагает необходимость специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе («образ «Я») и о мире профессионального труда (анализ профессиональной деятельности) с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями о профессиональной деятельности (профессиональная проба).
Цель курса: актуализация процесса профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда.
Задачи курса:
- повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
- сформировать положительное отношение к самому себе, создание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
- обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.
Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений.
Занятия курса проходят в виде различных форм учебной деятельности, таких как, деловые игры, беседы, встречи, тренинги, экскурсии, мастер классы, «мозговой штурм», работа в парах и группах.
Результаты освоения учебного курса
Личностные:
- находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профессии;
- объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;
- ставить цели и планировать действия для их достижения;
- выполнять профессиональные пробы, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт;
- использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности;
- анализировать информацию о профессиях (по общим признакам профессиональной деятельности);
- пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.
Метапредметные:
- работать с различными источниками информации;
- использовать навыки учебно-исследовательской деятельности в своей работе;
- участвовать в деятельности по изучению социальных, экономических и психологических сторон профессий;
- развитие навыков взаимодействия со взрослыми людьми;
- применять коммуникативные и презентационные навыки.
Предметные:
- расширить знания об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
- расширить знания о понятии темперамента, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальных способностей;
- знать требования современного общества к профессиональной деятельности человека;
- расширить знания о понятии рынок профессионального труда, профессионализм и востребованность профессий в современном обществе.
Планируемые результаты изучения учебного курса
- сформировать у учащихся адекватные представления о себе и своем профессиональном соответствии;
- сформировать знания учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии;
- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях;
- помочь учащимся принять осознанное решение о профессиональном выборе и направлении дальнейшего обучения;
- повысить мотивацию молодежи к труду.
Тематическое планирование курса (8 класс)
№ п/п | Тема | Основные виды деятельности |
1. | Понятие о профессии. Характеристики профессии. | - расширение знаний о трудовой деятельности человека и профессии; - знакомство с технологическими, экономическими, педагогическими, медицинскими и психологическими характеристиками профессии. |
2. | Многообразие мира профессий | - анализ значения важности труда в жизни человека и общества; - расширение знаний о многообразии мира профессий; - осознание учащимися профессионально важных качеств. |
3. | Рынок труда | - встреча с представителями КУ «Нефтеюганский центр занятости населения»; - расширение знаний о том, как устроен и как работает рынок труда; - знакомство с миром рынка востребованных профессий. |
4. | Профессиональные пробы | - знакомство с организацией МБУК «Центральная городская библиотека», рабочими залами и специалистами; - участие в деловой игре «Мир профессий». |
5. | Представление о себе и проблемах выбора профессии | - расширение знаний о мотивах выбора профессии, спросе и моде на профессии, образе «Я» как система представлений о себе; - изучение уровня самооценки и уровня притязаний; - участие в игре «Чемодан хороших качеств». |
6. | Социальные проблемы труда | - расширение знаний об общественном разделение труда, его формах, содержании, характере трудовых функций, профессионализации, специализации и квалификации. |
7. | Профессиональные склонности и интересы | - знакомство с понятиями индивидуальные интересы и профессиональные намерения; - изучение склонностей и профессиональных интересов учащихся. |
8. | Профессиональные пробы | - знакомство с дошкольными группами МБОУ «СОШ № 5»; - расширение знаний о профессии «воспитатель дошкольной организации», методах и техниках работы; - участие в мастер-классах. |
9. | Анализ профессий | - знакомство с понятием формула профессии, профессиограмма; - участие в деловой игре «Угадай профессию». |
10. | Здоровье и выбор профессии | - встреча с представителями здравоохранения г. Нефтеюганска; - расширения знаний об учёте состояния здоровья при выборе профессии, «неблагоприятные производственные факторы», рекомендованные типы профессий по медицинским противопоказаниям. |
11. | Характеристика списка особо опасных профессий. | - знакомство с понятием и видами особо опасных профессий; - анализ необходимости и готовности людей к работе связанной с риском. |
12. | Профессиональные пробы | - знакомство с учреждением ФГБОУ ВПО «Нефтегазовый индустриальный колледж; - встреча с представителями образовательного учреждения. - знакомство с учебными кабинетами и обучаемыми специальностям. |
13. | Характеристика списка дефицитных профессий. | - знакомство с понятием и видами дефицитных профессий; - анализ важности и причин отсутствия желания людей работать в этих сферах жизнедеятельности. |
14. | Характеристика списка новых профессий. | - знакомство с понятием и видами новых профессий; - анализ востребованности новых профессий в повседневной жизнедеятельности человека. |
15. | Профессиональные пробы | - знакомство с учреждением БУ ПО «Нефтеюганский политехнический колледж»; - встреча с представителями образовательного учреждения; - знакомство с учебными кабинетами и обучаемыми специальностям. |
16. | Профессиональные учебные заведения ХМАО | - знакомство с понятиями государственная аккредитация, лицензия, форма обучения, специальности; - расширение знаний об условиях приема в учебные заведения, написание заявлений и сбор документов для поступления; - участие в игровой дискуссии «Кто нужен нашему городу?». |
17. | Мои жизненные ориентиры и планы будущего. | - познание собственных жизненных ориентиров, влияющих на выбор профессии; - развитие навыков по планированию своего профессионального пути. |
Содержание курса «Профориентационный модуль» (8 классы)
Тема 1. Понятие о профессии. Характеристики профессии – 1 ч.
Трудовая деятельность человека и профессии. «Профессионал», «любитель», «дилетант». Технологические, экономические, педагогические, медицинские и психологические характеристики профессии. Профессии вымирающие. Психологическая карта профессий. Психологические типы и классы профессий. Как можно познакомиться с разными профессиями?
Тема 2. Многообразие мира профессий - 1 ч.
Разнообразие списка профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение. Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.
Тема 3. Рынок труда - 1ч.
Встреча с представителями КУ «Нефтеюганский центр занятости населения». Как устроен и как работает рынок труда? «Продавцы», «покупатели» и «товар» на рынке труда. «Посредники» на рынке труда. Профессионализм как товар - цена труда. Стабильность спроса на профессии. Что ты должен знать об экономике Ханты-Мансийского автономного округа?
Тема 4. Профессиональные пробы - 1ч.
Экскурсия в МБУК «Центральная городская библиотека». Знакомство с организацией, рабочими залами и специалистами. Деловая игра по профориентации «Мир профессий».
Тема 5. Представление о себе и проблема выбора профессии - 1ч.
Мотивы выбора профессии. Спрос и мода на профессии. Как определить свое место на «психологической карте профессий?» Профессионально важные качества, склонности и профессиональные способности.
Тема 6. Социальные проблемы труда - 1ч.
Общественное разделение труда. Территориальное разделение труда. Формы разделения труда на предприятии. Социальные перемещения. Содержание и характер трудовых функций. Профессионализация, специализация, квалификация. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу». Цель труда и его результаты Умственный и физический труд. Характер и культура труда. Современные требования к труду. Предметы, средства и условия труда.
Потребности и мотивы как условие активности личности. Виды мотивов. Индивидуальные интересы и профессиональные намерения. Дифференциально-диагностический опросник А. Климова «Я предпочту» (исследование склонностей и профессиональных интересов).
Тема 7. Профессиональные склонности и интересы – 1ч.
Тема 8. Профессиональные пробы - 1ч.
Мастер классы в дошкольных группах МБОУ «СОШ №5». Знакомство с учреждением, профессией «воспитатель дошкольной организации», методами и техниками работы.
Тема 9. Анализ профессий – 2ч.
Условия труда. Способы классификации профессий. Профессии типа «человек-человек», «человек-техника», «человек-природа», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ». Характеристика профессий по общим признакам профессиональной деятельности. Игра «Угадай профессию.
Тема 10. Здоровье и выбор профессии – 1ч.
Учёт состояния при выборе профессии. Понятие «неблагоприятные производственные факторы». Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Работоспособность. Роль активного отдыха в зависимости от условий режима работы.
Тема 11. Характеристика списка особо опасных профессий - 1ч.
Понятие и виды особо опасных профессий. Необходимость и готовность людей к работе связанной с риском.
Тема 12. Профессиональные пробы - 1ч.
Знакомство с учреждением, встреча с представителями ФГБОУ ВПО «Нефтегазовый индустриальный колледж. Презентация учебных кабинетов и специальностей.
Тема 13. Характеристика списка дефицитных профессий - 1ч.
Понятие и виды дефицитных профессий. Важность и причины отсутствия желания людей работать в этих сферах жизнедеятельности.
Тема 14. Характеристика списка новых профессий - 1ч.
Характеристика видов новых профессий. Их востребованность в повседневной жизнедеятельности человека.
Тема 15. Профессиональные пробы - 1ч.
Знакомство с учреждением, встреча с представителями БУ ПО «Нефтеюганский политехнический колледж». Презентация учебных кабинетов и специальностей.
Тема 16. Профессиональные учебные заведения ХМАО - 1ч.
Государственная аккредитация. Лицензия. Форма обучения. Специальности. Условия приема в учебные заведения. Написание заявлений. Сбор документов для поступления. Игровая дискуссия «Кто нужен нашему городу?».
Тема 17. Мои жизненные ориентиры и планы будущего - 1ч.
Приветствие. Проективный рисунок «Моё эмоциональное отношение к выбору профессии». Упражнение «Моя будущая профессия». Упражнение «Багаж в дрогу». Рефлексия. Прощание.
Тематическое планирование курса (9 класс)
№ п/п | Тема | Основные виды деятельности |
1. | Понятие профориентация. Три составляющие правильного выбора профессии. | - знакомство с понятием профориентация; - изучение позиций, отражающих мнение на различные ситуации. |
2. | Понятие личности. Эмоции. | - знакомство с понятиями личность, эмоции; - анализ ситуаций, с которыми сталкивается человек в повседневной жизни. - расширение знаний о чувствах человека, испытывающих в различных жизненных ситуациях. |
3. | Природная основа личности. Темперамент. | - знакомство с понятиями личность, темперамент; - определение уровня экстраверсии-интроверсии; - экспрес-диагностика темпераментной структуры личности. |
4. | Побудительные силы человека – мотивы, интересы, склонности. | - знакомство с понятиями мотивы, интересы и склонности; - определение жизненно важных мотивов; - оценка личной включенности в изучении школьных предметов. |
5. | Ценностные ориентации и профессии. | - знакомство с понятием ценностные ориентации; - определение ведущих ценностных ориентаций и их связь с выбором профессии. |
6. | Способности и профессия. | - расширение знаний о общих и специальных способностях; - изучение ровня развития общих способностей; - определение влияния способностей на продуктивную деятельность. |
7. | Профессиональные важные качества. | - знакомство с понятиями профпригодность, профессионально важные качества человека; - выполнение задания секрет успеха. |
8. | Этапы профессионального самоопределения. | - знакомство с этапами, стадиями и закономерностями построения профессиональной карьеры; - создание модели профессионального развития. |
9. | Карта самопознания. | - оценивание личных достижений в различных сферах деятельности, нахождение их взаимосвязи с построением профессиональной карьеры; - изучение профессиональных намерений и жизненных планов; - самооценка развития волевых качеств. |
10. | Понятие профессия. Классификация профессий по предмету труда. | - расширение знаний о профессиях, их особенностях и классификациях; - выполнение заданий на соотнесение профессий к тому или ному профессиональному типу. |
11. | Профессиограмма. | - расширение знаний о положительных и отрицательных сторонах профессий разного типа; - знакомство с понятием профессиограмма; - выполнение задания на составление профессиограмм для профессий. |
12. | Учреждения профессионального образования. Государственные образовательные стандарты. | - знакомство с видами учреждений профессионального образования, понятием государственный образовательный стандарт; - выполнение задания на анализ и соотнесение профессий и специальностей к видам учреждений профессионального образования. |
13. | Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования к профессионалу. | - изучение данных современного рынка труда, его требований к профессионалу; - участие в игре «моё предприятие». |
14. | Формы и сроки обучения, присеваемые квалификации. Правила поступления в учебные заведения. | - знакомство с понятиями формы и сроки обучения, квалификации, правила поступления в учебные заведения; - составление возможных образовательных маршрутов после 9-го класса; - расширение знаний об источниках информации, необходимых при выборе учебного заведения. |
15. | Система профессиональных учебных заведений ХМАО. | - знакомство с информацией о профессиональных учебных заведениях города и ХМАО-Югры. |
16. | Особенности и тенденции развития рынка труда ХМАО-Югры. Проблема трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования. | - выполнение задания, направленного на изучение ведущих предприятий города, ХМАО-Югры, востребованных специальностей и профессий; - анализ статистики трудоустройства выпускников, окончивших профессиональные учебные учреждения, причин их успеха и неудач в поиске работы. |
17. | Принятие решения в выборе профессии. | - анализ и принятие решения в профессиональном самоопределении; - составление плана профессиональной карьеры. |
Содержание курса «Профориентационный модуль» (9 классы)
Тема 1. Понятие «профориентация»
Понятие «профориентация». Три составляющие правильного выбора профессии. Край, в котором ты живешь: особенности социокультурного и экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Тема 2. Понятие личности. Эмоции.
Интеллектуальный, эмоциональный и мотивационный (поведенческий) компоненты целостности личности. Понятие «эмоции».
Тема 3. Природная основа личности. Темперамент.
Темперамент, его основные свойства и типы. Психологические характеристики темперамента и его проявление в деятельности.
Тема 4. Побудительные силы человека — мотивы, интересы, склонности.
Понятия мотива, интереса, склонности. Основные теории мотивации. Влияние структуры мотивации и сформированности интересов на успешность деятельности.
Тема 5. Ценностные ориентации.
Понятие ценностей и ценностных ориентаций и их связь с выбором профессии. Собственные ценностные ориентации.
Тема 6. Способности и профессия.
Понятия общих и специальных способностей, их влияние на продуктивность деятельности. Присущие учащимся способности.
Тема 7. Профессионально важные качества.
Профпригодность, профессионально важные качества.
Тема 8. Этапы профессионального самоопределения.
Этапы, стадии и закономерности построения профессиональной карьеры. Навыки и умения в сфере анализа и планирования.
Закономерности возрастного и профессионального развития. Понятия «профессиональная карьера», «возрастной период», «развитие профессионала».
Тема 9. Карта самопознания.
Навыки самопознания, самоанализа и рефлексии. Навыки самопрезентации и составления резюме.
Тема 10. Понятие «профессия». Классификация профессий по предмету труда.
Представление существующих профессий и их спецификаций. Особенности профессий. Классификация профессий. Принципы классификации профессий. Профессиональный выбор.
Тема 11. Профессиограмма.
Профессии разного типа. Выбор профессии. Скрытые положительные и отрицательные стороны профессий разного типа.
Тема 12. Учреждения профессионального образования. Государственные образовательные стандарты.
Виды учреждений профессионального образования. Государственные образовательные стандарты.
Тема 13. Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования к профессионалу.
Тема 14. Формы и сроки обучения. Присваиваемые квалификации. Правила поступления. Информация, необходимая при выборе учебного заведения.
Формы обучения, сроки освоения программ профессиональной подготовки с присваиваемой квалификацией. Правила приема в учебные заведения.
Сбор и анализ информации, которая поможет сделать правильный выбор образовательного маршрута.
Тема 15. Система профессиональных учебных заведений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Обзор учебных заведений высшего, среднего и начального профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Филиалы и негосударственные учебные заведения.
Тема 16. Особенности и тенденции развития рынка труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Проблема трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования.
Специфические черты экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Особенности рынка труда автономного округа. Проблема трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования.
Тема 17. Принятие решения при выборе профессии.
Стратегия принятия решений. Способы аналитического решения в ситуации профессионального самоопределения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа модуля ОПК курса ОРКСЭ в 4 классе
Программа составлена по учебнику "Основы православной культуры! автора А.Кураева...
рабочая программа модуля для 7 класса "География на английском языке"
Рабочая учебная программа модуля «география на английском языке» предназначена для учащихся 7-го класса с углубленным изучением иностранных языков, как пропедевтический образовательный курс, поддержив...
рабочая программа модуля для 6 класса "клуб иностранных языков"
Программа модуля «Клуб иностранных языков» имеет культурологическую направленность и призвана обеспечить усвоение учащимися базовых основ английского языка, немецкого и французского языков,...
Рабочая программа Модуль «Решение задач по генетике» 9 класс
Программа модуля предназначена для учащихся 9 класса , носит межпредметный характер и рассчитана на 10 часов.Программа предназначена для дополнительного углубленного изучения предмет...
Рабочая программа Модуль «Экология человека» 8 класс
Программа модуля «Экология человека» предназначена для учащихся 8 класса , носит межпредметный характер и рассчитана на 10 часов.Состояние окружающей среды становится всё менее ...
Рабочая программа Модуль «Юный эколог» 7класс
Программа модуля «Юный эколог» предназначена для учащихся 7 класса , носит межпредметный характер и рассчитана на 10 часов. Данный модуль организован с целью углубления знаний п...
рабочая программа модуля МИФ (математика, информатика, физика) для 5 класса
Тематический образовательный модуль «Логические задачи и анимация» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,...