Рабочая программа Модуль «Юный эколог» 7класс
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Программа модуля «Юный эколог» предназначена для учащихся 7 класса , носит межпредметный характер и рассчитана на 10 часов.
Данный модуль организован с целью углубления знаний по биологии и носит проектно-исследовательский характер с краеведческим аспектом. Программа знакомит учащихся с красотой окружающего мира и разными способами восприятия и изображения этой красоты.. При изучении курса реализуются межпредметные связи: биология, география, музыка, изобразительное искусство, основы экологии, технология, краеведение, литература. У учащихся формируются общеучебные навыки: наблюдение, анализ, синтез, обобщение, работа с разными источниками информации, разные формы презентации творческих работ. В результате обучения формируются ключевые компетенции: ценностно-смысловые, учебно-познавательные, социокультурные, коммуникативные, информационные, здоровьесберегающие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yunyy_ekolog_7_klass_2_chetv.doc | 122.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена на заседании МО Протокол № от | Утверждена на заседании Педагогического совета МКОУ СОШ № 25 с УИОП г.Россошь Протокол № от | Введена в действие приказом директора МКОУ СОШ № 25 с УИОП г.Россошь Приказ № |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов города Россоши
Рабочая программа Модуль «Юный эколог» 7класс
Составитель
Шишова Ирина Анатольевна
учитель биологии
МКОУ СОШ №25 с УИОП
Россошь
2014
Пояснительная записка.
Программа модуля по биологии разработана на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, учебного плана Муниципального казенного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области на 2014/2015 учебный год.
Программа модуля «Юный эколог» предназначена для учащихся 7 класса , носит межпредметный характер и рассчитана на 10 часов.
Данный модуль организован с целью углубления знаний по биологии и носит проектно-исследовательский характер с краеведческим аспектом. Программа знакомит учащихся с красотой окружающего мира и разными способами восприятия и изображения этой красоты.. При изучении курса реализуются межпредметные связи: биология, география, музыка, изобразительное искусство, основы экологии, технология, краеведение, литература. У учащихся формируются общеучебные навыки: наблюдение, анализ, синтез, обобщение, работа с разными источниками информации, разные формы презентации творческих работ. В результате обучения формируются ключевые компетенции: ценностно-смысловые, учебно-познавательные, социокультурные, коммуникативные, информационные, здоровьесберегающие.
Основная цель программы:
Способствовать формированию экологически грамотной, социально адаптированной и значимой личности, имеющей определённые творческие способности и реализующей их в разных формах, используя краеведческий аспект в обучении учащихся.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
- Групповая
- Индивидуальная
Формы и методы, используемые в работе по программе
по способу общения (беседа, демонстрация, работа с книгой), по источнику получения знаний (словесные, наглядные, практические), по степени активности учащихся (проблемные, частичнопоисковые, исследовательские).
Репродуктивные методы:воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).
Исследовательские методы
Наглядность: просмотр компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов.
Деятельность школьников при изучении курса имеет отличительные особенности:
- имеет практическую направленность, которую определяет специфика содержания и возрастные особенности детей;
- групповой характер работ будет способствовать формированию коммуникативных умений, таких как умение, распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения и др.;
- работа с различными источниками информации обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации;
- в содержание деятельности заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы;
- реализует задачу выявления творческих способностей, склонностей и одаренностей к различным видам деятельности.
4.Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Раздел/ Тема | Кол-во часов | Содержание темы | Обучение детей с ОВЗ | Вид контроля | Оборудование | Планируемые результаты | Дата |
1 | Вводное занятие. Знакомство с предметом краеведения. | 1 | Краеведение – всестороннее изучение родного края, знание о своих родных местах. Какие места люди на планете называют своей Родиной. Как будем изучать свою малую Родину. Инструктаж по т/б . | Умение давать определение краеведению. - приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве, развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы | Фронтальный опрос | Книги «География Россошанского района», «Россошь- земли родной начало». | Умение давать определение краеведению. - приобретение школьниками знаний об истории и географии своего края развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное и социальное рассматривается в неразрывном единстве. - развитие ценностных отношений школьника к истории и географии своего края Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы | |
2 | Что нас окружает? | 1 | Природа живая и неживая | Умение отличать черты живой и неживой природы, умение структурировать материал , соблюдать дисциплину на занятии, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы, умение вести диалог с учителем ,умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы Самостоятельный анализ | Фронтальный опрос, практикум | Фотографии растений, животных, гербарии. | Умение отличать черты живой и неживой природы, умение структурировать материал , соблюдать дисциплину на занятии, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы, умение вести диалог с учителем ,умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы Самостоятельный анализ | . |
3 | Волшебные листья. | 1 | Изготовление поделок, аппликаций из природного материала, фотоальбом | Приобретать навыки изготовления поделок, аппликаций из природного материала. Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы | Практикум | Цветной картон, ножницы, клей Гербарий из листьев растений, фломастеры, семена растений, фотоальбом. | Приобретать навыки изготовления поделок, аппликаций из природного материала. Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы | |
4 | Зима на носу . | 1 | Изготовление кормушек для подкормки птиц зимой. | Приобретать навыки изготовления кормушек для подкормки птиц зимой. Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы | Практикум | Молоток, гвозди, рейки деревянные, ножовка. | Приобретать навыки изготовления кормушек для подкормки птиц зимой. Работать в группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы | |
5 | Мастерская природы. Экскурсия. | 1 | Природа в различных произведениях. (музыка, поэзия, живопись, проза.) Встреча с интересными людьми. Экскурсия в районную библиотеку г. Россоши. | Умение рассказывать как воспевали в своих произведениях природу писатели и поэты, умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую. Эстетическое восприятие природы Развитие навыков самооценки и самоанализа. умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Работа в группе. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы | Опрос | Произведения великих классиков Пушкина А.С., Некрасова Н.А. и т.д. | Умение рассказывать как воспевали в своих произведениях природу писатели и поэты, умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую. Эстетическое восприятие природы Развитие навыков самооценки и самоанализа. умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Работа в группе. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. | |
6 | Природа в народных мотивах. Экскурсия. | 1 | Наличники на окнах, национальная русская одежда, вышивка, ремёсла, плетение из бересты, лозы, вырезание по дереву Встреча с интересными людьми. Экскурсия в дом ремесел г. Россоши. | Умение рассказывать о особенностях ремесел Воронежской области, умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую. Эстетическое восприятие природы Развитие навыков самооценки и самоанализа. умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Работа в группе. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. | Опрос | Национальная русская одежда, вышивка, изделия из бересты, лозы. Компьютер, экран, проектор. | Умение рассказывать о особенностях ремесел Воронежской области, умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую. Эстетическое восприятие природы Развитие навыков самооценки и самоанализа. умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Работа в группе. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы | |
7 | Природа Воронежского края. | 1 | Природа Воронежского края. | Умение составить рассказ о особенностях природных зон Воронежской области умение работать в составе творческих групп, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. | Опрос | Компьютер, экран, Проектор, презентации(Природа Воронежского края | Умение составить рассказ о особенностях природных зон Воронежской области умение работать в составе творческих групп, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. | |
8 | Экскурсия по Воронежскому и Хоперскому заповеднику (виртуальная) | 1 | Охраняемые территории Воронежской области. | Умение словесного описания охраняемых территорий Воронежской области, умение работать в составе творческих групп, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы | Защита презентаций. | Компьютер, экран, Проектор, презентации (заповедники и заказники Воронежской области). | Умение словесного описания охраняемых территорий Воронежской области, умение работать в составе творческих групп, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. | |
9 | Подготовка проекта | 1 | Оформление результатов проектной работы и подготовка к ее презентации | Умение работать в составе творческих групп, аргументировать свою точку зрения. | Мультимедиа, компьютер, экран | Умение работать в составе творческих групп, аргументировать свою точку зрения. Создание презентаций.. Работа с программой Power Point. Овладение исследовательской и проектной деятельностью. | ||
10 | Итоговое занятие: «Человек и природа»
| 1 | Контроль и систематизация знаний. Роль человека в природе: Что мы можем сделать для сохранения природы? Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. умение работать в составе творческих групп, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией. Защита проектов | Защита презентаций, проектов. | Компьютер, экран, Проектор, презентации. | Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы. умение работать в составе творческих групп, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией. Защита проектов |
Предполагаемые результаты программы:
В результате изучения модуля обучающиеся на ступени основного общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, приобретут целостный взгляд на мир;
- получат возможность осознать своё место в мире;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и проекты, готовить и проводить небольшие презентации.
- получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о природе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
- Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
- 1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- приведение доказательств взаимосвязи растений и экологического состояния окружающей среды; необходимости защиты растительного мира;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли растений в жизни человека; значения растительного разнообразия;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление приспособлений растений к среде обитания;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
- 2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
- 3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, микроскопы).
- 4. В сфере физической деятельности:
- освоение приемов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.
- 5. В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
- Метапредметными результатами освоения данной программы являются:
умение работать с разными источниками информации;
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Личностные универсальные учебные действия
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.
Формирование:
- внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно-познавательного интереса к природным объектам;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на природу как значимую сферу человеческой жизни;
Регулятивные универсальные учебные действия
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия.
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные универсальные учебные действия
- адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Формы контроля и критерии оценки.
Текущий контроль осуществляется с использованием разнообразных методов: беседы, индивидуального опроса, подготовки сообщений (индивидуальных и по результатам работы в группах). В течение курса учителем осуществляется контроль усвоения пройденного материала посредством фронтального опроса и постановки учебных практических задач по теме занятия. Итоговое оценивание осуществляется на этапе представления обучающимся продукта, подготовленного за 10 занятий. По окончании изучения каждого модуля осуществляется тематический контроль, в ходе которого выявляется качество усвоения учащимися основных понятий, их взаимосвязей. Итоговый контроль целесообразно проводить в виде баллов. Продуктом курса может стать мультимедийные презентации, рефераты , буклеты, альбомы, проекты учеников на одну из актуальных тем модуля во время общественного смотра знаний.
Перечень учебно-методического обеспечения:
1.Плешаков А.А., Румянцев А.А. «Великан на поляне, или первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений», М. Просвещение, 2009 год
2.Энциклопедия для детей. Биология. т.2 — М.: «Аванта+». 2010.-704 с.
3.Энциклопедия для детей. Биология. т.27 — М.: «Аванта+». 2010.-614 с.
Дорогань Л. В., Филиппов В.П. Экология
4.Я познаю мир. Биология— М.: «АСТ» 2006.-400с.
Приложение к программе.
Проекты учащихся:
1.«Природа в произведения великих классиков». Выпуск брошюры.
2.«Кормушки возле школы». Изготовление кормушек.
3. «Изделия из лозы». (корзины)
4. «Русские ремесла» (выжигание по дереву)
5. «.Национальная русская одежда»
6. «Заповедники и заказники Воронежской области» выпуск буклетов.
7. «Славянские травы»
8.Альбом «Изготовления поделок, аппликаций из природного материала»
9.Альбом фотографий и рисунков охраняемых растений и животных на территории Воронежской области.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Юный эколог"
Рабочая программма кружка "Юный эколог"....
Рабочая программа кружка "Юный эколог"
Рабочая программа кружка "Юный эколог"...
Рабочая программа кружка "Юный эколог"
Дополнительная образовательная программа эколого-биологической направленности для детей 11-14 лет...
Рабочая программа кружка "Юный эколог"
Программа кружка рассчитана на группу учащихся 5-9 классов, содержание и структура курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практичес...
Рабочая программа кружка "Юный эколог"
Материал предназначен для проведения внеурочной деятельности...
Рабочая программа кружок "Юный эколог"
Рабочая программа разработана с учетом Закона РФ «Об образовании»;ФГОС (базовый уровни); Примерной программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность» 5-6 к...
Рабочая программа кружка Юный эколог
Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и живот...