Рабочая программа модуля ОПК курса ОРКСЭ в 4 классе
календарно-тематическое планирование по естествознанию по теме
Программа составлена по учебнику "Основы православной культуры! автора А.Кураева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_progr_opk_4klasttv.rar | 30.06 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» на заседании педагогического совета Протокол №1 «30»августа2013г | «Согласовано» Заместитель Директора по УР _____/Швечкова О.В./ _____________2013г__ | «Утверждаю» Директор МБОУ Рожковская СОШ ________/СтойковаТ.В./ Приказ № ____от 02.09.2013г |
Рабочая учебная программа
интегрированного курса
Основы религиозных культур и светской этики
Модуль: Основы православной культуры
4 класс
Составитель : Трифонова Т.В.
Учитель ОРКСЭ,
первая квалификационная категория
С.Рожок
2013г
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и программы А.Я.Данилюка «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики» . «Просвещение», 2012г.
Модуль «Основы православной культуры» по авторской программе А.В. Кураева обеспечивается учебно – методическим комплектом, состоящим из
- учебного пособия для общеобразовательных школ «Основы православной культуры», 4 класс, автор Кураев А.В.;
- программы к курсу под редакцией А.Я.Данилюка.;
- книга для учителя «Основы религиозных культур и светской этики. «4-5классы под редакцией В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой.
- электронного приложения к учебному пособию А.В. Кураева «Основы Православной культуры».
- Данный предмет входит в образовательную область - Духовно – нравственная культура народов России.
Общая характеристика учебного предмета
В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Модуль курса «Основы православной культуры» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Преподавание знаний об основах православной культуры призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями православных духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.
Цель и задачи учебного курса «Основы православной культуры».
Цель курса «Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.
Задачи учебного курса:
- знакомство обучающихся с основами православной культуры;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;
- формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.
Ценностные ориентиры содержания курса ОРКСЭ
В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» рассчитана на 34 часа.
Содержание учебного материала
№ п/п | Наименование раздела, блока | Кол-во часов | |
1. | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества | 1 | |
2. | Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. | 16 | |
3 | Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. | 12 | |
4. | Духовные традиции многонационального народа России | 5 | |
Итого | 34 |
Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога - фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков можно проводить для всего класса.
На уроке 1 блока учащиеся узнают о единстве многонационального российского народа, о многообразии его духовных традиций. На уроке проводится мысль, что при явном различии наших взглядов на мир, мы – народ России – едины. У нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное – сходные нравственные основы.
Первый урок второго блока – вводный. На последующих уроках второго блока учащиеся должны получить целостное представление о том, что есть культура православия. Школьники знакомятся с основателем православия - Христом. Перед ними будут раскрыты основные нравственные понятия: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др. Будет показан образ жизни людей, их нравственные семейные и общественные обязанности. Изучение второго блока завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.
В 3 блоке содержательный образ по модулю «Основы православной культуры» будут в большей мере выстраиваться с учётом культурно - исторических особенностей нашей страны и региона, где проживает семья обучающегося. Тема Родины, национальной культуры, традиций, любви к родной земле определяют большинство тем третьего блока.
Блок 4 – итоговый, обобщающий, оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентации могут приглашаться родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещё раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получат возможность ознакомиться с основным содержанием других модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяет оценить в целом работу учащегося и выставить ему отметку за весь курс. Блок завершается школьно – семейным праздником «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия».
К наиболее предпочтительным формам учебной работы на занятиях в рамках курса «Основы православной культуры» относятся:
- взаимные вопросы и задания групп,
- взаимообъяснение,
- беседа,
- интервью,
- драматизация (театрализация).
Используются сквозные виды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями:
- составление словаря терминов и понятий,
- составление галереи образов,
- использование информационных технологий.
Задания на дом в процессе изучения курса должны имеют творческий, поисковый или проблемный характер. Предусмотрена подготовка и презентация итоговых творческих проектов на основе изученного материала.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения, умение
договориться о распределении ролей в совместной деятельности; - адекватно оценивать поведение свое и окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Тематическое планирование «Основы православной культуры»
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения |
I | Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. | 1 | |
1. | Россия - наша Родина. | 1 | 03.09.13 |
II | Основы православной культуры. | 28 | |
2. | Культура и религия. | 1 | 9.09.13 |
3. | Человек и Бог в православии. | 1 | 16.09.13 |
4. | Православная молитва | 1 | 23.09.13 |
5. | Библия и Евангелие | 1 | 30.09.13 |
6. | Проповедь Христа | 1 | 07.10.13 |
7. | Христос и Его крест | 1 | 14.10.13 |
8. | Пасха | 1 | 21.10.13 |
9. | Православное учение о человеке | 1 | 28.10.13 |
10. | Совесть и раскаяние | 1 | 11.11.13 |
11. | Заповеди | 1 | 18.11.13 |
12. | Милосердие и сострадание | 1 | 25.11.13 |
13. | Золотое правило этики | 1 | 02.12.13 |
14. | Храм | 1 | 09.12.13 |
15. | Икона | 1 | 16.12.13 |
16. | Творческие работы учащихся. | 1 | 23.12.13 |
17. | Подведение итогов. | 1 | 13.01.14 |
18. | Как христианство пришло на Русь | 1 | 20.01.14 |
19. | Подвиг | 1 | 27.01.14 |
20. | Заповеди блаженств | 1 | 03.02.14 |
21. | Зачем творить добро? | 1 | 10.02.14 |
22. | Чудо в жизни христианина | 1 | 17.02.14 |
23. | Православие о Божием суде | 1 | 24.02.14 |
24. | Таинство Причастия | 1 | 03.03.14 |
25. | Монастырь | 1 | 10.03.14 |
26. | Отношение христианина к природе. | 1 | 17.03.14 |
27 | Христианская семья | 1 | 07.04.14 |
28 | Защита Отечества | 1 | 14.04.14 |
29 | Христианин в труде | 1 | 21.04.14 |
III | Духовные традиции многонационального народа России | 5 | |
30 | Любовь и уважение к Отечеству | 1 | 28.04.14 |
31 | Подготовка творческих проектов | 1 | 05.05.14 |
32 | Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе)» и т.д. | 1 | 12.05.14 |
33. | Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д. | 1 | 19.05.14 |
34. | Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.). | 1 | 26.05.14 |
Всего | 34 |
Примерные темы творческих работ:
Темы сочинений:
«Как я понимаю православие»
«Что такое этика?»
«Значение религии в жизни человека и общества»
«Православный храм как произведение архитектуры»
«Экскурсия в православный храм»
«Православные святыни»
«Шедевры православной культуры»
«Православные праздники»
«Крещение Руси как начало великой русской культуры»
«Может ли христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?»
«Какие особые убеждения христиан укрепляют их в делании добра?»
«Возможен ли подвиг в мирное время?»
«Мое отношение к людям»
«Мое отношение к России»
«С чего начинается Родина»
«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»
«Мой дедушка – защитник Родины»
«Мои друзья – люди разных национальностей и вероисповеданий»
Темы исследовательских работ:
Как христианство пришло на Русь
Христианское отношение к природе.
Святые в отношении к животным.
Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского или других)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по элективному курсу для 8 класса "Бизнес- курс за школьной партой"
Рабочая программа с календарно -темтическим планированием по элективному курсу для 8 класса "Бизнес-курс за школьной партой" в рамках предпрофильной подготовки....
Рабочая программа модуля "Математика вокруг нас". 5 класс
Введение новых стандартов для изучения математики выдвигает требования к обоснованию содержания и структуры базового и дополнительного компонентов в образовании. Разработанные учебные программы и на и...
Рабочая программа Модуль межпредметный «Юный краевед» 5 класс (1ч)
Предлагаемый модуль разработан с усилием линий на развитие познавательных способностей учащихся, формирование “информационной грамотности”. При изучении курса реализуются межпредметные связи: би...
Рабочая программа Модуль внутрипредметный «Занимательная физиология» 5 класс ( 9 ч)
Настоящая программа опирается на знания, которые учащиеся получают на уроках биологии. Данный курс дополняет и расширяет получаемые знания о строении клеток и тканей животных и растительны...
Рабочая программа Модуль внутрипредметный «Занимательная физиология» 5 класс ( 9 ч)
Настоящая программа опирается на знания, которые учащиеся получают на уроках биологии. Данный курс дополняет и расширяет получаемые знания о строении клеток и тканей животных и растительны...
Рабочая программа Модуль внутрипредметный «Занимательная физиология» 5 класс ( 9 ч)
Настоящая программа опирается на знания, которые учащиеся получают на уроках биологии. Данный курс дополняет и расширяет получаемые знания о строении клеток и тканей животных и растительны...
Методическая разработка. Рабочая программа по предметному курсу экологии. 10 класс. Авторы программы : Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник «Экология», для 10-х классов
Рабочая программа разработана на основе авторской учебной программы : Экология . 10 класс. Авторы программы: Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник 2002 г ....